Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
дефектология +1
Взрослым
21.03.2018
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским и чувашским народным творчеством и культурой. Материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей.
В программе даны темы занятий, их содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с нарушением интеллекта.
Программа кружка Народное творчество для детей с ОВЗ.docx
БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования
Чувашской Республики
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель МО
Зам. директора по ВР
Директор
_____ / /
_______//
_________/_________/
Протокол №_1__
от
«___» _________
2017 г.
Приказ №
______ от
«_29__» ___08______ 20 17 г.
«___» _________
20 17 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
« Народное творчество»
СОСТАВИТЕЛЬ:
……………………….
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Принята на Педагогическом совете Шумерля 2017
Протокол от « 30 » августа 2017 г. № 1
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика кружка «Народное творчество»
3. Описаниеместа кружковой деятельности « Народное творчество»» в общешкольной программе по внеклассной деятельности
4Основные планируемые личностные результаты
6. Годовой тематический план кружка «Народное творчество»
7. Описание материальнотехнического обеспечения 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество» для обучающихся 14 классов разработана в
соответствии с требованиями Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», с примерной
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1),Примерной программой внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 20162020 гг., , утверждённая приказом директора от 30.08.2017 г. N,
Программой по внеклассной деятельности БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» Минобразования Чувашии. 2. Общая характеристика кружка «Народное творчество»
Народная культура это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это
традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее
самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены.
Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация , при которой мы
можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной
художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим
опытом прошлых поколений.
Традиционная праздничнообрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Общество без
традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача
особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной
культуры.
Основными целями кружка «Народное творчество» являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей
развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
развивать способность анализировать , воспринимать произведения русского и чувашского фольклора;
развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, духовною , народной музыке;
создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности
В основы программы положены следующие принципы:
учет возрастных особенностей детей при отборе содержания.
принцип комфортности образовательной среды;
уважение личности каждого ребенка;
принцип отбора содержания кружкого материала.
Принципы организации совместной деятельности педагога и детей:
желание ребенка посещать занятия кружка;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
наглядность, доступность и мера;
систематичность и последовательность. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским и чувашским народным творчеством и культурой.
Материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных, психофизических,
индивидуальных особенностей детей.
В программе даны темы занятий, их содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.
В содержание программы входят следующие виды подготовки: теоретическая, репетиционная, практическая (публичное выступление на
школьной сцене или участие в конкурсах разного уровня)
Программа кружка учитывает особенности психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта, содержит требования к
организации занятий в соответствии с принципами коррекционной педагогики, гигиенических требований к режиму учебновоспитательного
процесса.
Программа разработана для занятий с учащимися 711 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС
начального общего образования для детей с ОВЗ.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель социализации, гармоничного единства личностного,
познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к русской и чувашской народной
культуре, развития общей эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей.
3.Описание места кружковой деятельности « Народное творчество»» в общешкольной программе по внеклассной деятельности
В соответствии спримерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)«Шумерлинская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья » Минобразования Чувашии на 20172018 учебный год проведение кружковых занятий «Народное творчество»
предусмотрено в количестве 1 часа в неделю, 34 часа в год, включён в основное направление « Духовнонравственное».
Программа рассчитана на один год обучения . Занятия проходят протяжённостью 40 мин.
В кружок посещают обучающиеся 1 4классов в количестве 15 человек.
Формы организации деятельности
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр.
Большое внимание в коллективе уделяется общественнополезной направленности занятий. 4. Планируемые результаты кружка.
Освоение детьми программы кружка направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нару
шениями):
•
воспитательных результатов — духовнонравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той
или иной деятельности ( приобрёл знания о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к
окружающим);
•
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности,
формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательныерезультаты кружковой деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и
социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская
компетентности и социокультурная идентичность. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода
могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основные планируемые личностные результаты:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической,
художественноэстетической, спортивнофизкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
гражданина, нормах социального взаимодействия;
принимать элементарные решения;
практике, оценивать достигнутые результаты;
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них; Особенности традиционных календарных праздников;
Основные жанры детского фольклора.
Уметь:
Играть в народные игры;
Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
.6.Тематический годовой план занятий кружка на 2017 2018 учебный год
Колво
занятий
1
2
1
Тема занятия
Виды деятельности обучающихся
Техника безопасности и правила
поведения на занятиях кружка в
помещении и на улице.
Беседа о лете. Народные приметы,
пословицы, поговорки о лете. Загадки о
летних явлениях
Русский и чувашский фольклор и
фольклорные жанры.
Беседа о фольклорных жанрах. Просмотр
презентаций.
Загадки об овощах и фруктах
Знакомство с сундучком, в котором живут
загадки. Загадывание загадок об овощахи
фруктах Старинные названия осенних месяцев.
Приметы осени.
Хлебвсему голова
Песенка –попевка «Восенушка –
осень»чувашская песня «Керкунне»
Рассказ о первом осеннем месяце, его
приметах. Дидактическая игра «с какого
дерева детки». Песенка –попевка
«Восенушка – осень»чувашская песня
«Керкунне» Беседа об осени с
использованием соответствующих народных
примет,
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел»
знакомство со старинными орудиями труда
серпом и цепом. Пословицы и поговорки о
хлебе.
Беседа о характерных явлениях октября,
народных обычаях и праздниках. (Покров,
Сергиев день). Знакомство с предметами
обихода деревянным корытцем, тяпкой.
Песенка – попевка «Восенушка – осень»
Русские и чувашские музыкальные
народные инструменты
Знакомство с русскими и чувашскими
народными инструментами
«Стоит изба из кирпича, то холодна,
то горяча»
Знакомство с печью, чугунком, ухватом,
кочергой. Пословицы, поговорки.
Народные сказки
Знакомство с народными сказками
«Знаешь ли ты народные сказки?»
Викторина по народным сказкам
Детские дразнилки, считалки
Беседа об осени с использованием
соответствующих народных примет,
1
1
1
1
1
1
1
1 «Здравствуй, Зимушка –зима!»
песенок, загадок, пословиц.
Беседа о характерных признаках декабря с
использованием соответствующих загадок,
пословиц, поговорок. Разучивание заклички
«Ты, Мороз, Мороз, Мороз»
Зимние забавы
Народные игры на улице
«Пришла Коляда – отворяй ворота!» Рассказ о рождественских праздниках и
колядовании. Разучивание колядок.
«С Новым годом со всем родом»
Рассказ о традициях празднования Нового
года. Пение колядок.
Детские частушки
. Пение частушек.
«Шутки шутить – людей смешить»
Знакомство с потешным фольклором.
Дразнилки. Скороговорки.
Детский фольклор о зиме
Сказка для Кузи
Предметы обихода.
Беседа о характерных особенностях января и
февраля. Знакомство со сказкой «Два
Мороза», чувашскими сказками,
поговорками, песенками
Самостоятельное рассказывание детьми
сказок. Словесная игра «Аюшки»,
«ЛаратьМиша»( чувашская игра)
Знакомство детей с предметами обихода
коромыслом, ведрами, корытом, стиральной
1
1
1
1
1
1
1
1
1 «Хозяйкины помощники!»
доской
«Нет милей дружка, чем родимая
Матушка»
Этническая беседа «Моя любимая
мама».Разучивание народных песен о маме
«Ой ты, Масленица!»
Заклички, песенки, скороговорки о
весне
Рассказ о мсаленице. Пение обрядовых
песен. Словесные народные игры. Выпекание
блинов и пение частушек.
Разучивание заклички о весне «Жаворонки,
прилетите». Словесное упражнение «Какие
краски для чего нужны весне» . Пение
частушек, песен.
«Нет милее дружка, чем родимая
Матушка»
Беседа о маме. Изготовление поделки в
подарок маме.
Потешный фольклор
«Шутки смешить людей насмешить»
Знакомство с потешным фольклором.
Составление детьми потешного рассказа.
Загадки о весенних явлениях.
«Небылица в лицах, небывальщина»
«Пасхальная неделя»
Знакомство с русскими народными
небылицами. Самостоятельное
придумывание детьми небылиц.
Знакомство с традициями народных гуляний
на пасхальной неделе. Словесные игры.
Пение частушек.
«Сказка ложь, да в ней намёк»
усских и чувашских Инсценирование сказок
1
1
1
1
1
1
2
1 1
«Апрель ленивого не любит,
проворного голубит
Рассказ о весенних полевых работах.
Самостоятельный посев детьми семян.
1
«Весна красна цветами»
Повторение закличек, песенок, пословиц о
весне. Отгадывание загадок.
1
1
«Победа в воздухе не вьется, а руками
достается»
Рассказ о воинах –защитниках Отечества.
Знакомство со сказкой «Каша из топора»
Подведение итогов. Презентация
отчёт
Словесные народные игры. Рассказывание
докучных сказок. Выпекание пирога и пение
частушек.
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
1.Методические пособия для учителя:
Итого 34 ч.
Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева, Коррекционноразвивающее обучение и воспитание. Москва: «Просвещение», 2003.
Программа О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
Программа Т.А. Будариной «Русское народное творчество»;
Методическая разработка В.М. Василенко «Народное искусство»;
Методическое пособие Л.Н. Молотовой «Русский народный костюм»;
Методическое пособие А.Ф. Некрылова «Круглый год» (Русский земледельческий календарь
Пособие для практических занятий З.К.Яковлевой «Чувашский детский фольклор в чувашских и русскоязычных школах»,Чебоксары 2007
2.Демонстрационные материалы: а изображениями объектов, людей, действий;
б) изобразительные картинки, таблицы
в)сюжетные картинки с различной тематикой
4.Электронные устройства:
а)компьютер acer, проектор, моноблок, экран;
б) презентации.
в) мультимедийные образовательные Интернет ресурсы, соответствующие содержанию внеклассной деятельности
Единая Образовательная Информационная среда Чувашской Республики (портал образования) http://www
proshkolu
http
. ru / user; http
. openclass
:// www
:// www
. twirpx
/ com
/;.
. ru /
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытые мероприятия» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://
window
. edu
. ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://
. ru
sat
moi
Сеть творческих учителей http://www.itn.ru/
Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyamogribah.html#.UpUSodJdV8U
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Народное творчество»- для обучающихся с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.