1. Пояснительная записка
Идея, цели и задачи программы внеурочной деятельности «Юный геолог» исходят из концептуальной модели детско-юношеского геологического движения в России, в которой определена роль геологии в повышении образовательного и мировоззренческого уровня формирующейся личности.
Геология не входит в программу среднего образования, являясь между тем очень важной дисциплиной, знания которой необходимо для формирования естественнонаучного мировоззрения и экологической грамотности ребенка.
Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным дополнением программы «Окружающий мир», позволит школьникам получить соответствующие современному уровню, целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле, а также подготовит детей к следующим базовым школьным дисциплинам: географии, биологии, химии, физики.
Особенностью программы является и то, что, изучая геологию, увлекаясь профессией геолога, обучающиеся определяют для себя горизонты развития самостоятельно, проходя при этом путь личного развития быстрыми темпами, на максимальном уровне сложности.
Новизна программы в том, что программа позволяет обучающим находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.
В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.
Основная цель данной программы: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
· обучение основам геологических знаний;
· развитие умения работать с разными источниками информации;
· интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, краеведения и др.);
· формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;
· обучение приемам мониторинга окружающей среды;
· формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи;
· создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
· создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
· развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях;
· воспитание патриотизма через изучение природы родного края;
· формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
· воспитание личности способной думать, творить, действовать;
· формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
· формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
· укрепление здоровья, воспитание физической культуры.
Принципы программы.
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учет возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
В процессе обучения используются традиционные для освоения геологии формы и методы обучения с учетом возрастных особенностей школьников.
Курс обучения построен из отдельных блоков. Основной принцип проведения каждого занятия (продолжительность которого _____)
заключается в разумном сочетании и чередовании различных видов деятельности, предлагаемых ребенку, что позволяет сохранять интерес к происходящему и качественно усваивать знания.
2. Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный геолог», предназначена для обучающихся 7 класса. Она раскрывает общие представления о Земле как о планете, место Земли среди других планет Солнечной системы, чем сложена Земля и ее верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Это программа дает обучающимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных.
Изучение геологических дисциплин является непременной основой фундаментального образования, так как у обучающихся формируются геологические знания, умения, навыки, расширяется научное мировоззрение и кругозор, формируются реальные объективные, пространственно-временные представления об окружающем мире, приводящие к пониманию сложных взаимосвязей природных и техногенных процессов, происходящих на нашей планете.
По программе курса внеурочной деятельности изучаются следующие геологические дисциплины:
· «История зарубежной и отечественной геологии» раскрывает знания о значении геологии, ее вкладе в развитие основополагающих знаний о Земле в целом и о геологическом строении территории России. Курс содержит сведения об истории развития наук о Земле – от античных времен до наших дней. В центре внимания – судьбы крупных ученых и производственников, открывших и разведывавших уникальные месторождения полезных ископаемых. Курс позволяет показать сложность и остроту процесса научного познания, в ходе которого многие представления, долгое время кажущиеся незыблемыми, пересматривались и опровергались.
· «Историческая геология» помогает приобрести знания об истории развития Земли, цель которой является восстановление истории в целом и земной коры в частности.
· «В мире кристаллов» предполагает формирование представления о существе горных пород. Дается представление о вещественном составе Земли, геологических объектах, месторождений твердых полезных ископаемых.
· «Основы петрографии» обучающиеся знакомятся с типами горных пород, изучают вещественный состав и структурно – текстурные особенности, их связь с месторождениями полезных ископаемых.
Школьники узнают о магматических горных породах, их составе, строении, условиях образования, главных типах, об осадочных горных этапах их образования, типах пород, физических свойствах; о процессах метаморфизма, о метаморфических горных породах. О принципах их классификации и главных типах.
Наиболее оптимальными методами обучения являются практические занятия, лекции, беседы, геологические игры, проведение геологических экскурсий. Большое внимание уделяется практическим занятиям, которые проводятся как в кабинете, так и на природе и вызывают наибольший интерес у детей. Это определение минералов, горных пород и окаменелостей, выращивание кристаллов, описание геологических разрезов, работа с тематическими картами и таблицами.
При организации практической работы с коллекциями каменного материала на занятии сочетаются групповые и индивидуальные формы работы.
Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у обучающихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно – исследовательских работ.
Основной формой подведения итогов являются итоговые научно – практические конференции, а также результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах и конференциях.
3.Место программы курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
В учебном плане внеурочной деятельности на данный курс выделяется 34 часа.
7 класс – 1 час в неделю.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностным результатом обучения геологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Юный геолог» является формирование универсальных учебных действий (УДД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать.
Предметными результатами изучения курса «Юные геологи» в 7 классе являются следующие умения:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
5. Содержание программы курса внеурочной деятельности.
Предмет изучения геологии.
Предмет и задачи геологии. Древо геологической науки. Содержание предмета геологии, изучаемые объекты. Связь геологии с другими науками. Науки геологического цикла: минералогия, петрография, геохимия, геотектоника, стратиграфия, палеография, палеонтология.
Роль геологии в жизни современного общества. Геология как основа минерально-сырьевой базы. Выдающиеся геологи. Профессия геолог. История юношеского геологического движения.
Путешествие в прошлое Земли.
Земля – предмет изучения геологии. Строение Солнечной системы. Гипотезы происхождения Земли. Основные параметры Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, мантия, ядро. Осадочная, гранитная и базальтовая оболочка земной коры. Граница Мохоровичича (Мохо). Температура и давление внутри Земли. Химический состав ЗК. Особенности земной коры континентального и океанического типа. Литосфера и атмосфера.
Прошлое Земли. История развития Земли и органического мира. Методы установления возраста горных пород. Геохронология. Появление и эволюция органического мира. Знакомство с фоссилиями( окаменелостями). Наука палеонтология и палеоботаника. Геохронологическая шкала. Геологическая карта.
Практическая работа. Зарисовка строения Земли и земной коры. Зарисовка геохронологической шкалы.
Минералогия.
Химический состав Земли; распространенность химических элементов в Солнечной системе. Понятие о минералах, основные свойства минералов. Цвет, черты, блеск, спайность, твердость (шкала твердости Мооса и ее заменители), магнитность, удельный вес. Многообразие минералов в природе.
Геммология – наука о цветных камнях. Классификация цветных камней. Яшма, малахит, мрамор и др.поделочные камни. Изучение цветных камней. Их свойств. Разнообразие ювелирных и драгоценных камней. Использование ювелирных камней. Легенды о самоцветах. Изделия из камня в государственном Эрмитаже и др. музеях страны.
Практическая работа. Способы составления личных коллекций. Предметная экскурсия. Раздел минералогии в музее геологии и полезных ископаемых г. Краснодара.
Петрография.
Магматические процессы. Образование магматических очагов. Интрузивный магматизм: интрузивные горные породы; форма и размеры интрузивных геологических тел.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.