Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
28.02.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс
Программа предназначена для учителей начальных классов. Расчитана программа "Час общения" на 4 года 1 час в неделю, возраст детей 7-10 лет.Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание по темам и тематические планирование.На каждый год составлен календарно- тематический план. Желаю удачи в работе.
час общения.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Камышинская основная общеобразовательная школа»   РАССМОТРЕНО  на педагогического совета Протокол № от «__» _______ 20__г. заседании УТВЕРЖДАЮ  Директор МОБУ Камышинская ООШ _______________ З.С.Шуматова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Час общения» 1­4 класс     Разработана  учителем  начальных классов: Канатовой Светланой Саитгалиевной с. Камышино  2016г. 9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно­правовая и документальная основа: Настоящая программа внеурочной деятельности «Час общения»  разработана в условиях  реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены  следующие документы:              ­ Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в  Российской Федерации"; ­ Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 г.г.» от 1 июня 2012 г. № 761; ­ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; ­ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; ­ Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития   Российской Федерации   на   период   до   2020   года   (утверждена   распоряжением   Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662­р); ­ Стратегия   национальной   безопасности   Российской   Федерации   до   2020   года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537); ­ Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227­ р); ­ Стратегия   развития   информационного   общества   в   Российской   Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр­212); ­ Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 ­р); ­ Стратегия  государственной   молодежной   политики  в  Российской  Федерации  до 2016 года/ Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760­ р; ­ Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования»   от   17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. от 29.12.2014 № 1644); ­ Концепция   развития   дополнительного   образования   детей.   Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726; ­ Проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в редакции от 13 января 2015г. подготовлен Минобрнауки РФ; ­ Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. ­ М.: Просвещение, 2009.              ­ Основная образовательная программа начального общего учреждения  муниципального общеобразовательного бюджетного образования «Камышинская основная общеобразовательная школа» (утверждена директором школы приказ №160 от  31.08.2015г.).              ­ Положение о внеурочной деятельности  (утверждена директором школы  10 приказ №148 от 21.06.2016г.         Обязательным компонентом   ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.                  Программа      соответствует    федеральному    компоненту    государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Рассчитана  на 135 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по классам с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.       В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования программа  нравственного воспитания и развития  опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России;  гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное  нравственное  самосовершенствование. Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 35 минут 1 класс, 2­4 класс­45 минут. Содержание  программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Количество обучающихся – 12­15 человек. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени  начального общего образования.  Общая характеристика программы         В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени.      Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью  всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят  обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с  законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему  нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив  благородного поступка это источник чувства ответственности ­ главного критерия  степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста  складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его  сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Наша основная задача ­  11 помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в  это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых  нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое,  окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности  каждого перед самим собой и окружающими.  Цель:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников  через создание условий для их успешной  школьной жизни. Задачи: 1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к  внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,  понимать чувства другого человека. 3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей ­установку  преодоления. 4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления  межличностных отношений друг с другом и учителем. 5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального  состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Практическая значимость            Программа «Час  общения» реализует нравственное направление во внеурочной  деятельности в 1­4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков  общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и  совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение  12 совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической  группы. Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём  собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах,  задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед  ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и  временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное  развитие.               Смыслообразующие идеи программы:           наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;              умение   жить   в   коллективе,   если   дети   заняты   общей,   увлекательной   для   них деятельностью,   если   в   классе   доброжелательная   атмосфера,   если   каждый   стремиться понять себя и другого   и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;           умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый   конкретной   личностью,   исходя   из   её   индивидуальных   интересов   и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;              осуществлять   самостоятельный   выбор,   требуемый   от   человека   определённой личностной   зрелости,   оно   невозможно   без   осмысленной   инициативы     и   определённой компетентности;       умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.            углубление   внутрисемейных   отношения,   обогащение   связи   школы   с   семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.              Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность   каждому   высказаться,  отстоять   свою   точку   зрения,  слышать   друг   друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть   искренними, 13 терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. Особенности реализации            Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение  договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение  речевого этикета, приучение школьников к выполнению  культурного поведения и  разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение  проблемных ситуаций. Формы организации внеурочной деятельности: Классные часы; Беседы, викторины; Коллективные творческие дела; Смотры­конкурсы, выставки Тренинги общения Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Ролевые игры Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов     Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины,  понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем, Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика. Содержание учебного предмета, курса, модуля и т.д.     Курс «Воспитание умения жить вместе» ­1­2 класс (по 34ч.) Курс «Воспитание самостоятельности»­ 3­4 класс (по 34 ч.) Раздел 1.Умение владеть собой (8часов) Кто Я?  Как я изменился за лето? Входная диагностика 14 Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит  «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать? Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений ( 8 часов) Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях Промежуточная диагностика Раздел 3. Культура общения (8 часов) Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения?   Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не   обидеть   собеседника   и   самому   не   попасть   в   неловкую   ситуацию.   Всегда   важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине.  Как эти правила помогают в общении. Мальчик   и   девочка.   Культура   общения   полов.   Внешний   вид   мальчика.   Внешний   вид девочки.  15 Как правильно познакомиться?  Как правильно держать себя, чтобы понравиться? Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10часов) Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:  из умения договориться;  из умения понять другого;  из умения уступить, если это нужно для дела;  из умения правильно распределить роли в ходе работы.  Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?  Как научиться договариваться с людьми?   Что такое коллективная работа? Итоговая диагностика         1.Разминка СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их  взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы – чувство». 2.   Повторение и объяснение нового материала                                                                     Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и  выступают чаще всего как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, РАБОТА       ДЕТЕЙ СО  СЛОВАРЯМИ и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных  школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах. 3.  Домашнее задание На этих занятиях дети получают домашнее задание. Но, во­первых, это необязательно, а во­вторых,   само   задание   НЕТРАДИЦИОННО:   понаблюдай,   подумай,   узнай   свою родословную,   обсуди   с   близкими   свой   характер,   вспомни   или   нарисуй,   сочини, изобрази,приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно. 4.Итог,оценка 16 Использование технологии цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определённое настроение связывается на подсознательном уровне с определённым же цветом. Регулярная фиксация школьником своего   настроения   с  помощью   цвета   наглядно   показывает   педагогу,   какое   настроение преобладает в классе, есть ли дети, чьё настроение не совпадает с общим, кто из детей требует   особого   внимания,   насколько   одноклассники   дружелюбны   друг   к   другу, эффективна ли работа с коллективом. В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.                          Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что   например,   Жёлтый   кружочек   обозначает   «мне   интересно»,   зелёный   –   «мне неинтересно», Красный – «мне хорошо», синий – «мне плохо».                            Возможен и другой вариант. В классе вывешивается изображения двух лиц: хмурого и весёлого. Перед уходом из школы каждый ребёнок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение всё равно оказывается зафиксированным.                                                                       ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №  Наименование  разделов и тем      Кол­во  часов                       Задачи занятий теор ия Пр акт . зан яти я                                                   1 класс                                Курс «Воспитание умения жить вместе»­ 33ч. 1. Учимся жить вместе 1ч.   Заинтересовать младших школьников внеурочными  занятиями  Осознание ребёнком своих социальных ролей 2. Кто я? Входная  диагностика  3­6 Как я выгляжу 7. Расскажу о себе 8. Моё поведение 1ч. 2ч. 1ч. 1ч.  2ч      Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза,  жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида.   Показать необходимость бережного отношения к своим вещам  и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на  других людей с первых дней жизни  Дать понятие  о « комплемент», о его значении для человека,  17 9. Чем богат человек 10­ 11. Мои чувства Промежуточная  диагностика 1ч. 2ч. 12. Моё настроение   1ч. 13 Этика – наука о  морали 1ч. Школьный этикет 1ч. 1ч. Зачем быть вежливым 1ч. 1ч. 14­ 15. 16­ 17. Сказка о вежливости 18­ 19. 20. Добро и зло в сказках 21. Твои поступки и твои  родители 2ч. 1ч. 1ч. 22­ 23. Обязанности ученика  в школе и дома 1ч. 1ч. 24. Ты и твоё здоровье 1ч. 25. Праздничный этикет 1ч.   День рождение. 1ч. 1ч. 26­ 27. Наш класс 28­ 29. 30 Моя мама – самая  лучшая. 2ч. 1ч. умение делать комплементы друг другу, понять свой  характер. Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок».  Богатство человека ­ в его знаниях, готовности и умении  людям, своей стране. Знакомство с различными чувствами человека, органами его  чувств, развитие эмпатии.       Научить детей с пониманием относиться к  эмоциональному миру человека. Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка».  «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило  поведения и отношения к другим людям и к себе.  Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами  этики.    Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке».  Показать необходимость этих правил для организации урока.  Сюжетно ролевая игра « Я на уроке». Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение»  «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок»,  «дракон внутри человека». Вежливость ­самая нужная и  необходимая привычка человека. Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый  поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Объяснить понятия «добро ­ хорошо», «зло ­ плохо»,  «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям».  Показать, почему людям важно ценить добрые поступки,  проявлять заботу и внимание к своим родителям. Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома.  Показать необходимость выполнения обязанностей.  Обязанности по отношению к родителям, учителям, к  школе, классу. Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена».  Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы  доктора Айболита. Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции»,  показать, как эти понятия соотносятся с пониманием  эмоционального мира человека. Рыцарский турнир  вежливости. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник»,  правила этикета на дне рождения для гостя. Правила  этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно­ролевая игра «мы на дне рождения». Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость  вежливого общения и взаимопомощи в классе. Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость»,  «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. 18 31 Учимся общаться 1ч. 1ч. 32 Сказка о нашей жизни. 1ч. 1ч. 33 Повторительно –  обобщающий урок Итогова диагностика Теория­24 ч. Практические занятия­   9 ч.             Дать понятия «диалог», «общение», «уважение».  Правила этикета в общении со сверстниками. Правила  этикета в общении с взрослыми. Сюжетно­ролевые игры.      Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила  этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между  людьми. Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе. Ролевая  игра.                                                      2 класс     Курс «Воспитание умения жить вместе» ­34ч.                                                                                                                                1 Рисунок «Идеальная школа». 1 Я   –   второклассник. фантазер.  диагностика   Я­ Входная 2 Я умею фантазировать. 3 Мои сны. 4 Я умею сочинять. 5 ­ 6 Я­ученик. 7 Мои  мечты. 8 9 10 11 12 ­ 13 14 15 16 Фантазии и ложь. Ложь большая и маленькая. Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Промежуточная диагностика   Как «Немогучками». справляться   с Я и мои родители. Я умею просить прощения. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Просмотр мультфильма «Фантазеры». Рисунок «Рисунок сна». Рисунок к стих.Остера «Вредные советы». Подготовка поздравительных открыток «С днем    учителя». Сочинение «Мои мечты». Игровая форма проведения. Занятие мини­диспут. Сочинение «Моя школа». Игра­драматизация. Сказка «О мальчике Вале». Разбор ситуаций, их инсценировка. Презентация «Моя семья». Разбор ситуаций, их инсценировка. 19 17 18 19 20 21 22 23 ­ 24 25 Почему наказывают детей?   родители Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности   в   отношениях   с друзьями. Ссора и драка. Что такое сотрудничество. Я умею понимать другого. Я умею договариваться с  людьми. 26 Мы умеем действовать  сообща. Что такое коллективная  работа? Коллективная работа «Мы» 27 28 ­ 30 31 Мы умеем действовать  сообща. 32 ­ 33 Коллективная работа  «Подготовим вместе  праздник»  Итоговая диагностика 34 Праздник «Наш  удивительный класс». Теория­ 27 ч. Практические занятия – 7 ч. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 2 1 Тренинг «Изобрази ситуацию». Работа с рисунками на тему: «Мой друг». Тренинг «Изобрази ситуацию». Тренинг «Изобрази ситуацию». Занятие мини­диспут. Этюды: «Кто лишний?», «Что значит понимать  другого?». Рисунок «Мой класс». Способы работы в коллективе. Создание общего  рисунка всем коллективом. Коллективный плакат «Мы. Наши таланты. Наши  достижения. Мои трудности. Наши мечты». Игра «Мы ­ команда». Выбор концертных номеров, репетиция, подготовка  оформления классной комнаты. Занятие – праздник.                                                             3 класс                                Курс «Воспитание самостоятельности»­ 34 ч. 1. Мы учились жить  1ч. вместе. Зачем?  Входная диагностика Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они  учились жить вместе. 2. Чем мы будем  заниматься в этом  1ч.     Осознание значимости и необходимости умения  принимать и осуществлять не только совместные, но и  20 году? индивидуальные решения. Азбука этики.  Основные понятия  этики. Как я выгляжу. 1ч. 1ч.  1ч. 3. 4­ 5. 6­7 Я – личность. Мои  1ч.  1ч. роли 8­9 Нравственные сказки 2ч. 10 Устав – основной  закон школы. 1ч. 11 Человек и его имя. 1ч. 12­ 13 14­ 15 Я и мои друзья. 1ч.  1ч. Верность слову. 2ч. Промежуточная  диагностика 16 Речевой этикет 1ч. 17. Умение общаться. 1ч. 18­ 19. Этикет в  общественных местах. 1ч.   1ч. 20. Библиотека –  хранительница знаний. 21­ 22. Отзывчивость и  доброта. 1ч. 2ч.     Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо».  Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.     Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека.  Показать, что внешний вид зависит от отношения человека  к себе и его характера. Внешний вид человека формирует  отношение к нему окружающих.        Понятия «личность», «индивидуальность».  Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности  развития мальчика и девочки и их общественные роли. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции».  Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки  народов Кавказа. Сказки ­ «рецепты поведения» во имя  добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои  жизни, сходство и различие.          Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны.  Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка»,  «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки.  Нравственный поступок, каким он может и должен быть.  Безнравственный поступок. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый».  Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем  ли мы дружить. Вместе ­ нам веселей, вместе мы вдвое  сильней. Ролевая игра Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность  слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли)  всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ  «Честное слово». (Обсудить с учениками.) Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой  этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). Понятия «общение», «уважение», «вежливость»,  «тактичность». Правила общения по телефону. Правила  общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на  спортивных занятиях и экскурсиях. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность».  Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и  музее». Книга ­ твой вечный друг. Понятия «библиотека»,  «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в  библиотеку. Правила пользования и поведения в  библиотеке.         Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в  сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым  человеком? Почему существует зло? 21 23. Я познаю себя и  1ч. других. 24­ 25. Формы моральной  оценки и самооценки. 2ч. 26­ 27. Культура поведения  человека. 1ч.  1ч. 28. Как человек  принимает решение. 1ч. 29. Принимать решение  1ч. нелегко. 30. Ограничения и  самоограничение. 31. Каждый выбирает по  себе. 32. Я учусь быть  самостоятельным. 1ч. 1ч. 1ч. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка»,  «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить  понятия «ссора», «скандал», «конфликт».  Ответственность человека за свои поступки. Моральная  оценка поступков людей. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка»,  «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить  понятия «ссора», «скандал», «конфликт».  Ответственность человека за свои поступки. Моральная  оценка поступков людей. Понятия «культура», «культура поведения», «правила  приличия», «культурное», и «некультурное»  поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». Осознание, что не всякое решение целесообразно,  овладевают ключевыми словами: компетентность,  компетентный, компетенция. Понимание, что принимать решение – трудное дело;  овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт. Понятия «закон», «ограничения», «официальный»,  «самоограничение»: жизнь людей организуется по  писанным и неписанным законам, их соблюдение требует  от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.      Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое  подходит больше всего именно ему.  Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый  человек является одновременно и учителем и учеником:  он учится что­то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. 33. Праздничный этикет. 1ч. 34. Повторительно­ обобщающий урок. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе.  Правила этикета на празднике. Обобщить знания по курсу «Воспитание  самостоятельности», ролевая игра.  1ч.  Итоговая диагностика Теория­ 27 ч. Практические занятия – 7 ч.                                                                                                                                   4 класс                                 Курс «Воспитание самостоятельности»­ 34 ч. 1. Азбука этики.  Культура поведения и  такт. 1ч.        Внешний вид человека. Внутренний мир человека.  Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение.  Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» 22 Входная диагностика Культура общения. 1ч.  1ч. 2­ 3. 4­5 Человек и его имя. 2ч. 6­7 Моя малая Родина. 2ч. 8 Устав – основной  закон школы. 1ч. Речевой этикет. 1ч.  1ч. 9­ 10. 11 Чувство, настроение и 1ч. характер. Школьный этикет. 1ч.  1ч. 12­ 13 14 Праздники в жизни  1ч. человека.          Дать понятия «общение», «чувства», «настроение»,  показать, что каждый человек индивидуален, но он живет  среди других людей, что внешний вид, отношение к другим  людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и  выражается в их общении с другими людьми.         Дать понятия «имя», «имена мужские и женские»,  «русские имена и православные», «значение имен», что  означает «уважать имя человека», показать  необходимость уважать имя любого человека и с  уважением относиться к своему имени, показать, что  человек красит свое имя своими поступками.        Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к  Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война ­ проверка любви к Родине у всего  народа, живущего в стране. Дать понятия «закон», «общество», «государство»,  показать, что права, предоставленные государством,  накладывают на человека определенные обязанности. Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса,  позы, жесты, которые придают речи особые оттенки,  выражающие отношение одного человека к другому и к  себе. Дать понятия «воля», «сила воли», «характер»  (положительный и отрицательный), «настроение»,  «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и  своим настроением, стараться понимать чувства и  настроение других.      Дать понятия «этикет в общественных местах»,  «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести  деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в  школе».      Дать понятия «праздник», особенности праздников в  школе, в коллективе класса, «в стране». 15. Цветы в жизни  1ч. человека. Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. 16­ 17. Поступки человека и  его характер. Промежуточная  диагностика 1ч.  1ч.          Дать понятия «сильный характер», «слабый  характер», вредные и нужные привычки, «поступок»,  роль поступков в формировании характера. 18. Нравственные  отношения в  1ч.          Дать понятия «уважение», отношения между  людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы,  23 коллективе. приятельские, товарищеские, дружеские), золотое  правило Библии. 19. Мода и школьная   1ч. одежда. 20. Приветствие  и  знакомства. 1ч. 21. Поведение в  общественных местах.  1ч. Человек  в природе и  его здоровье. 1ч.  1ч. 2ч. 1ч. 22­ 23. 24­ 25. Нравственное  отношение в семье. 26. Я отвечаю за свои  поступки. 27. Как решить конфликт.  1ч. 28. Сильный человек. 29. Оценка решения. 30. Как влиять на  поведение другого  человека. 31­ 32. Решительное  поведение. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 33. Учимся принимать  1ч. самостоятельное  решение.        Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как  рождается мода. Является ли модная одежда  показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет.  Модная одежда и отношения ребят в классе. Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы  приветствия, приветствия у народов разных стран;  общение будет приятным только тогда, когда правила  знакомства и приветствия выполняются доброже­ лательно. Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные  правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила  этикета в кафе. Что и как едят. Дать понятия «природа», «здоровье», «экология»,  «охрана природы». Правила поведения в походе, на  отдыхе, на пляже. Отношение к животным. Дать понятия «семья», «родители», «бабушка»,  «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево».  Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.     Дать понятия «ответственность», «Ответственный», «  безответственный»: всякий человек несёт  ответственность за своё поведение.     Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять  терпимость.   Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», «  сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и  овладение ключевыми словами. Понятия « критерий», « оценка», « успех»:  вырабатывание некоторых критерий оценки  самостоятельного решения. Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности  убедительного аргументирования своего мнения. Понятия « решительный», « решительность»:  решительное поведение свойственно самостоятельному  человеку. Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»:  овладение алгоритмом принятия решения. 24 1ч. Обобщение знаний, которым научились по курсу  «Воспитание самостоятельности» 34. Обобщающий урок по  курсу «Воспитание  самостоятельности»  Итоговая диагностика Теория – 26 ч. Практические занятия – 8ч.      ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты воспитания ориентируются на следующие результаты.     1..Личностные: ­ способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное, ­ сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля   ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть»  свои недостатки и желание их исправить.       2.Метапредметные ­ проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге     (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы,  добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание,  творческая работа); ­ соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных  взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия,  сопереживания; ­ активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление  самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; ­ создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение  формирования реально действующих мотивов. 3.Предметные: ­ использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной  деятельности; ­краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих    ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им; 25 ­ объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев  художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным  ценностям. Ожидаемые результаты: обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм ­ заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. овладение   учащимися   культурой   общения   в   системе   «учитель   «ученик   ученик», «взрослый  ↔ ↔  ребенок». ↔   ученик», 26 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  «Камышинская основная общеобразовательная школа»   Согласовано    Заместитель   директора   по УВР           ________     Ф.И.О. «__» _______ 20__г. Утверждаю Директор МОБУ Камышинская ООШ _______________ З.С.Шуматова «__» _______ 20__г. Календарно­тематическое планирование по курсу «Час общения» 1­4 класс Разработано  учителем начальных классов Канатовой С.С. Количество часов в год:34 ч Количество часов в неделю:1 ч 27 с. Камышино 2016 г. Календарно­тематическое планирование №п/п     Наименование темы   Кол­во  часов                      Дата         план         факт 1. 2. 3­6 7. 8. Учимся жить вместе Кто я? Входная диагностика Как я выгляжу Расскажу о себе Моё поведение Чем богат человек 9. 10­11. Мои чувства 12. 13 14­15. Школьный этикет  Моё настроение Этика – наука о морали Промежуточная диагностика 1 1 4 1 1 1 2 1 1 2 16­17. Зачем быть вежливым 18­19. Сказка о вежливости Добро и зло в сказках 20. Твои поступки и твои родители 1 21. 2 22­23. Обязанности ученика в школе и 2 2 1 24. 25. дома Ты и твоё здоровье Праздничный этикет   26­27. День рождение. 1 1 2 28 28­29. Наш класс 30 31 32 33 Моя мама – самая лучшая. Учимся общаться Сказка о нашей жизни Повторительно – обобщающий  урок Итоговая диагностика 2 1 1 1 1 2 класс №п/п     Наименование темы 1 2 3 4   Я­ Я   –   второклассник. фантазер. Входная диагностика Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. 5 ­ 6 Я­ученик. 7 8 9 10 11 12 ­ 13 14 15 16 17 Мои  мечты. Фантазии и ложь. Ложь большая и маленькая. Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель.  Промежуточная диагностика   Как «Немогучками». справляться   с Я и мои родители. Я умею просить прощения. Почему   родители   наказывают детей?   Кол­во  часов                      Дата         план         факт 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 29 18 19 20 21 22 23 ­ 24 25 Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности   в   отношениях   с друзьями. Ссора и драка. Что такое сотрудничество. Я умею понимать другого. Я умею договариваться с  людьми. 26 Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная  работа? Коллективная работа «Мы» 27 28 ­ 30 31 Мы умеем действовать сообща. 32 ­ 33 34 Коллективная работа  «Подготовим вместе праздник» Итоговая диагностика Праздник «Наш удивительный  класс». 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 2 1 №п/п     Наименование темы 3 класс   Кол­во  часов                      Дата         план         факт 1. 2. 3. Мы учились жить вместе.  Зачем? Чем мы будем заниматься в  этом году? Входная  диагностика Азбука этики. Основные  1 1 1 30 понятия этики. Как я выгляжу. Я – личность. Мои роли Нравственные сказки Устав – основной закон школы Человек и его имя. 4­5. 6­7 8­9 10 11 12­13 Я и мои друзья. 14­15 Верность слову.  Промежуточная диагностика Речевой этикет Умение общаться. 16 17. 18­19. Этикет в общественных местах. 20. Библиотека – хранительница  знаний. 21­22. Отзывчивость и доброта. 23. Я познаю себя и других. 24­25. Формы моральной оценки и  самооценки. 26­27. Культура поведения человека. 28. Как человек принимает  решение. Принимать решение нелегко. Ограничения и  самоограничение. Каждый выбирает по себе. Я учусь быть самостоятельным. Праздничный этикет. Повторительно­обобщающий  урок. Итоговая диагностика 29. 30. 31. 32. 33. 34. 2 2 2 1 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 №п/п     Наименование темы 4 класс   Кол­во  часов                      Дата         план         факт 1. Азбука этики. Культура  поведения и такт. 1 31 2­3. 4­5 6­7 8 9­10. 11 Культура общения. Входная  диагностика Человек и его имя. Моя малая Родина. Устав – основной закон школы. Речевой этикет. Чувство, настроение и  характер. 12­13 Школьный этикет.  Промежуточная диагностика Праздники в жизни человека. 14 15. Цветы в жизни человека. 16­17. Поступки человека и его  18. 19. 20. 21. характер. Нравственные отношения в  коллективе. Мода и школьная одежда. Приветствие  и знакомства. Поведение в общественных  местах. 22­23. Человек  в природе и его  здоровье. 24­25. Нравственное отношение в  26. 27. 28. 29. 30. семье. Я отвечаю за свои поступки. Как решить конфликт. Сильный человек Оценка решения. Как влиять на поведение  другого человека. 31­32. Решительное поведение. 33. 34. Учимся принимать  самостоятельное решение. Обобщающий урок по курсу  «Воспитание  самостоятельности» Итоговая  диагностика 2 2 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 32 Приложение Входная диагностика 1 класс Тест «Лесенка» Методика №1 «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.  Диагностика   «Лесенка»   проводится   в   групповой   форме   (см.   Приложение   2 «Стимульный   материал   для   проведения   мониторинга   сформированности   УУД   у первоклассников»). Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.  Рисунок к методике «Лесенка»  Инструкция:  У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.  Обработка результатов: При анализе полученных данных исходите  из следующего:  Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).  Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.  Ступеньки 2­4 – средний уровень (адекватная самооценка).  33 У  ребенка  сформировано  положительное  отношение к  себе,  он  умеет оценивать себя и свою деятельность ­ это нормальный вариант развития самооценки.  Ступенька 5 ­7 – низкий уровень (заниженная самооценка).  Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога­ психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).  Суть   педагогической   поддержки   педагога   и   его   психологической   помощи школьникам   с   низкими   показателями   уровня   самооценки   состоит   во   внимательном, эмоционально­положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.   Доверительное   общение,   постоянный   контакт   с   семьей,   вера   в   ученика,   знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.  2 класс «Анкета школьной мотивации» 1. Как ты чувствуешь себя в школе? 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? 3.Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты  поступил? 4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? 5. Как ты относишься к домашним заданиям? 6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? 8. Как ты относишься к своему классному руководителю? 1) Мне нравится наш классный руководитель. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. 9. Есть ли у тебя друзья в классе? 10. Как ты относишься к своим одноклассникам? 3) Мне не нравятся мои одноклассники 34 Обработка результатов: Отрицательный ответ – 0 баллов; Нейтральный ответ – 1 балл; Положительный ответ – 3 балла; Максимально возможная оценка равна 30 баллам. Уровни школьной мотивации: 25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации; 15–24 балла – средний уровень мотивации; 10–14   баллов   –   низкий   уровень   школьной   мотивации   (ниже   10   баллов   – негативное отношение к школе). 35 «Карта наблюдений».  3класс Данная   методика   предназначена   для   анализа   степени   развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом (см. Приложение  Оценка сформированности коммуникативных УУД: 1 2 3 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень. 1. Не умеет участвовать в  диалоге, в общей беседе,  выполняя принятые нормы  речевого поведения,  культуры речи 2. Не умеет формулировать  высказывания, в зависимости  от ситуации 3. Плохо идёт на контакт с  учителями 4. Плохо идет на контакт со  сверстниками 5. Плохая дисциплина 6.Частые конфликты   7. Высокая двигательная  активность, неусидчивость Умеет участвовать в диалоге, в  общей беседе, выполняя  принятые нормы речевого  поведения, культуры речи Умеет формулировать  высказывания, в зависимости от  ситуации С удовольствием сотрудничает с учителями С удовольствием сотрудничает с одноклассниками Дисциплинированный Отсутствие конфликтов Усидчивый 36 4 класс Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля;  Возраст: ступень начального образования (4 кл.). Форма и ситуация оценивания:  фронтальный письменный опрос. Внимание   как   идеальная,   сокращенная   автоматизированная   форма   контроля (П.Я.Гальперин).   В   исследованиях   П.Я.Гальперина   и   С.Л.Кабыльницкой   было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс,   поскольку   дети   уже   владеют   навыками   учебной   работы,   а   ошибки   по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.  Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь   фиксирует   время   работы   с   текстом,   особенности   поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для   нахождения   и   исправления   ошибок   не   требуется   знания   правил,   но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Текст 1 Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу.  Внизу  над   ними   расстилалась   ледяная  пустыня.  В  отфет   я  кивал   ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто­то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Текст 2 37 На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг   остановился.   Грчи   вют   гнёзда   на   деревьях.   На   повогодней   ёлке   висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради   Раи   хорошие   отметки.   Нашкольной   площадке   играли   дети.   Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня. Критерии оценивания: Подсчитывается   количество   пропущенных   ошибок.   Исследователь   должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложе­ нии,   букв   в   слове,   подмена   букв,   слитное   написание   слова   с   предлогом, смысловых ошибок или др. Уровни сформированности внимания: 0—2 — высший уровень внимания, 3—4 — средний уровень внимания, более 5 — низкий уровень внимания. Промежуточная диагностика 1 класс 2­4 класс Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха) I Цель:  выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.   УУД:  личностное Оцениваемые самооценивания (самоопределения),   регулятивное   действие   оценивания   результата   учебной деятельности.    действие   Для начальной ступени образования: 38 Форма: фронтальный письменный опрос.. Возраст: начальная школа (2­4 класс). 1. Ситуация оценивания:  Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника,   включающего   шкалы:   собственные   усилия,   способности,   везение   и объективная сложность задачи. Причины неуспеха и успеха: Собственные усилия ­   ­ мало стараюсь/ очень стараюсь ­   плохо   подготовился   к   контрольной   работе/   много   работал,   хорошо подготовился ­ не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок Способности ­ плохо  понимаю объяснения учителя  / понимаю объяснения учителя быстрее многих ­ мне трудно на уроках – мне легко на уроках ­ я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие Объективная сложность задания ­ задание было слишком сложным/задание было легким ­ таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания ­ было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно  Везение ­ мне просто не повезло/ мне повезло ­ учительница строгая/ учительница добрая ­ все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать 39 Анкета имеет следующий вид: Оцени,   пожалуйста,     уровень   своей   успешности     в   школе   (выбери   один   из предложенных вариантов  и отметь его) ­ очень  высокий ­ достаточно высокий ­ средний ­ ниже среднего ­ низкий ­ по одним предметам высокий, по другим  ­ средний и низкий 2 Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал. Ниже приведены возможные причины неуспеха.   Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан   именно   с   этой   причиной,     отметь   2.   Если   ты   считаешь,   что   это обстоятельство повлияло незначительно – отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0. Если у меня что­то не получается в школе, то это потому, что я … 1.мало стараюсь 2 плохо понимаю объяснения учителя  3. задание было слишком сложным 4. мне просто не повезло 5.плохо   подготовился   к   контрольной   работе/   много   работал,   хорошо подготовился 6. мне трудно на уроках 7. таких заданий раньше мы не делали 8. учительница строгая 9. не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок 40 10. я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики 11. было слишком мало времени на такое трудное задание 12. все списывали, а мне не удалось списать Если у меня все получается в школе, то это потому, что я  1. много работал, хорошо подготовился 2. мне легко на уроках 3. задание было легким 4. учительница добрая 5. очень стараюсь 6. понимаю объяснения учителя быстрее многих 7.  раньше нам объясняли, как выполнить такое задание 8.  мне повезло 9. хорошо выучил урок 10. я делаю все намного быстрее, чем другие 11. времени было вполне достаточно  12. мне подсказали Критерии оценивания: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин  неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции. Уровни: 1 – преобладание атрибуции «Везение»; 2 – ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность» 3 – ориентация на «Усилия». 41 Итоговая диагностика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению)   трех   норм   –   справедливого   распределения,   ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Оцениваемые   УУД:   действия   нравственно­этического   оценивания,   уровень моральной децентрации как координации нескольких норм. Возраст: ступень окончания начальной школы (4 кл. )  Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка   Метод оценивания: беседа Текст задания: Однажды   в   выходной   день   мама   с   детьми   гуляла   по   берегу   реки.   Во   время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.  1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?  2. Почему?  3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему? Критерии оценивания:  Решение моральной дилеммы. Ответ на вопрос №1. Способ координации норм. Ответ на вопрос №2 Решение моральной дилеммы с усложнением условий №3 Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации): 42 1  –  Отказ   дать   малышу   еще   одну   булочку   с  указанием   необходимости   нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват,   уронил   ее»)   (норма   ответственности   и   санкция).   Децентрации   нет, осуществляется   учет   только   одной   нормы   (справедливого   распределения).   Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя. 2 ­   Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками  («дать   еще,  но   каждому»)  (норма   справедливого   распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм. 3 –  Предложение дать булочку самому слабому­ «дать ему еще, потому что он маленький»   ­   норма   взаимопомощи   и   идея   справедливости   с   учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому.  Децентрация на основе   координации   нескольких   норм   на   основе   операций   эквивалентности   и компенсации (Л.Кольберг) 43 44

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Час общения" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017