Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика
5 кл
05.03.2018
Программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике, соответствует двум часам преподавания, развивает интерес учащихся к предмету. Учащиеся с удовольствием составляют задачи, решают олимпиадные задачи. Занятия развивают логическое мышление, спосопствуют развитию познавательной деятельности и заставляют учащихся мыслить критически на каждом уроке.Программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
!внеурочка 5 кл. матем.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях
производство, которые непосредственно связаны сматематикой. Возрастает значение математики как
науки, пользующейсяспросом в научнотехнических отраслях современного производства,экономике,
бизнесе.
Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры.Это, безусловно,
повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как
ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно
выступить на олимпиаде.
Чтобы достичь современного уровня математического образования,необходимо принимать во
внимание огромный потенциал внекласснойработы, так как в единстве с обязательным курсом
внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических,
воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования
предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в гимназии. Внеурочная деятельность учащихся не только
углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию
универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественнозначимого ценностного отношения
к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие,
повышает мотивацию к изучению математики.
При организации внеурочной деятельности учащихся от учителятребуется тонкое и умелое
наблюдение и изучение интересов школьников,учёт их возрастных и психологических особенностей.
Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения
определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем
общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Данная программа внеурочной деятельности для школьников 6 класса составленана основе:
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:пособие для учителей»/
Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.Просвещение,2011.223 с. (Стандарты второго поколения);
Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы:
Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова; под общей ред. В.В.Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012
Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие дляучителей;
Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6
классов;
Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтенияучащихся 56 классов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей
ребёнка и формирование универсальных учебных действий,таких как: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе
предусмотренозначительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение
учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и
развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 70 часов в 6 классе.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету
«математика» и спланировано с учетом прохождения программы 56 класса. Занятия содержат
исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни
и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следуетподдерживать в
продолжение всего учебного года, проводясоответствующую работу.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в
развитии интеллекта, формировании личности каждогочеловека.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений,восприятию геометрических форм, усвоению идеи
симметрии. Подобранныйматериал программы развивает воображение, пространственные
представления. История развития математического знания дает возможностьпополнить запас историконаучных знаний школьников, сформировать у нихпредставления о математике как части
общечеловеческой культуры.
Таким образом, значимость содержания программы в общемобразовании школьников
повлияла на определение следующих целей:
развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти,
воображения; мотивации к дальнейшему изучениюматематики;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
понимание значимости математики для общественного прогресса;
обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения
между предметами и явлениями;
обучение умению ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;
развитие логикоматематического языка, мышления пространственного воображения;
приобщение школьников к новому социальному опыту: историческое развитие математики
как науки в России и в других странах;
развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр, математических
конкурсов, викторин, КВН.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
• ответственное отношение к учению, готовность и способностьобучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанный выбор и построение дальнейшейиндивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивыхпознавательных интересов;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
• умение контролировать процесс и результат математическойдеятельности;
• первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости дляразвития цивилизации;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве сосверстниками в
образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
• составлять план и последовательность действий;
• определять последовательность промежуточных целей исоответствующих им действий с
учётом конечного результата;
• предвидеть возможность получения конкретного результата прирешении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль порезультату и способу
действия;
• концентрировать волю для преодоления интеллектуальныхзатруднений и физических
препятствий;
• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполненияучебной задачи, её объективную
трудность и собственныевозможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
• устанавливать причинноследственные связи; строить логическиерассуждения, умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• формировать учебную и общекультурную компетентность вобласти использования
информационнокоммуникационных технологий;
• видеть математическую задачу в других дисциплинах,окружающей жизни; • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и пониматьнеобходимость их проверки;
• планировать и осуществлять деятельность, направленную нарешение задач
исследовательского характера;
• выбирать наиболее эффективные и рациональные способырешения задач;
• интерпретировать информацию (структурировать, переводитьсплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
• организовывать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать вгруппе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать
партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всехучастников;
• координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера;
• пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
• уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
• выполнять арифметические преобразования выражений,применять их для решения учебных
математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
• применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
• самостоятельно действовать в ситуации неопределённостипри решении актуальных для них
проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом
ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПО ТЕМАМ
включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и
дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые
вызывают неизменный интерес детей.
Числа и вычисления ( 14 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета.
Магические квадраты.
Геометрические фигуры (10 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
Ребусы. Кроссворды ( 6 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
Логические задачи ( 8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
Решение задач ( 18 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
Задачи на бассейны. Старинные задачи. Задачи на переливания, дележи, переправы при
затруднительных обстоятельствах. Задачи на взвешивание. Задачи на разрезание. Текстовые задачи
(задачи, решаемые с конца)
Основы теории вероятностей (4 ч.)
Прикладная математика. (6 ч.) Содержание: расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного
змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы;
кулинарные рецепты.
Творческий вечер «занимательная математика» (1ч)
Программа рассчитана на 70 часов, тематическое планирование сосотавлено на 66 часов, 4 часа
выпадают на праздничные и выходные дни.
ТЕМЕТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 часа в неделю, всего 66 часов за год)
Раздел
програм
мы
Кол
ичест
во
часов
Числа
и
вычисле
ния
14
Геометри
ческие
фигуры
12
Ребус
ы.
Кроссвор
ды
6
Логич
29
еские
задачи.
Решение
задач
Основное содержание по
Характеристика основных видов
темам
Греческая и римская
нумерация. Индийская и
арабская система исчисления
Древнерусская система
исчисления Правила и приемы
быстрого счета Магические
квадраты
Треугольник, задачи с
треугольниками
Четырехугольники.
Геометрические головоломки
Знакомство с
пространственными фигурами
Решение задач на площадь и
объемы пространственных
фигур. Конструирование фигур.
Знакомство с принципами
составления ребусов
Знакомство с кроссвордами.
Составление и решение
кроссвордов. Конкурс на
лучший ребус и кроссворд.
Знакомство с числовыми
мозаиками. Составление и
решение числовых мозаик.
Решение и составление задач со
спичками. Головоломки со
спичками. Знакомство с
принципом Дирихле. Решение
задач на принцип Дирихле
Решение занимательных,
деятельности обучающихся на уровне
УУУ(учебных действий), осваиваемых в
рамках темы
Описывать свойства натурального ряда.
Читать и записывать натуральные числа,
сравнивать и упорядочивать их.
Выполнять вычисления с натуральными
числами. Формулировать свойства
арифметических действий
Распознавать на чертежах, рисунках и
моделях геометрические фигуры,
конфигурации фигур (плоские и
пространственные). Приводить примеры
аналогов геометрических фигур в
окружающем мире. Изображать
геометрические фигуры и их конфигурации от
руки и с использованием чертежных
инструментов. Изображать геометрические
фигуры на клетчатой бумаге. Изготавливать
пространственные фигуры из разверток.
Вычислять объемы куба и прямоугольного
параллелепипеда, используя формулы объема
куба и объема прямоугольного
параллелепипеда. Выражать одни единицы
измерения объема через другие. Находить в
окружающем мире плоские и
пространственные симметричные фигуры.
строить логическую цепочку рассуждений,
переформулировать условие, извлекать
необходимую информацию, моделировать
условие с помощью схем, рисунков
критически оценивать полученный ответ,
осуществлять самоконтроль. Анализировать и
осмысливать текст задачи,
переформулировать условие, извлекать
необходимую информацию, моделировать
условие с помощью схем, рисунков, реальных
предметов; строить логическую цепочку
рассуждений; Решать задачи на проценты и
дроби (в том числе задачи из реальной
практики), используя при необходимости
калькулятор. Проводить несложные шутливых задач. Задачи от
противного Задачи на движение.
Задачи на бассейны. Задачи на
переливания, дележи.
Старинные задачи. Текстовые
задачи (задачи, решаемые с
конца) Задачи на переправы при
затруднительных
обстоятельствах . Задачи на
взвешивание, на разрезание.
Примеры случайных событий
Примеры достоверных и
невозможных событий Пересчет
объектов или комбинаций
Основ
ы теории
вероятно
стей
5
№ урока
Тема раздела
исследования, связанные со свойствами
дробных чисел, опираясь на числовые экспе
рименты (в том числе с использованием
калькулятора, компьютера). Выражать одни
единицы измерения величины в других
единицах (метры в километрах, минуты в
часах и т. п.).
Использовать знания о зависимостях между
величинами (скорость, время, расстояние;
работа, производительность, время и т. п.)
при решении текстовых задач
Приводить примеры случайных событий,
достоверных и невозможных событий.
Сравнивать шансы наступления событий;
строить речевые конструкции с
использованием словосочетаний более
вероятно, маловероятно и др. Выполнять
перебор всех возможных вариантов для
пересчета объектов или комбинаций,
выделять комбинации, отвечающие заданным
условиям
Дата
проведения
Числа и вычисления 14
Греческая и римская нумерация.
Греческая и римская нумерация.
Индийская и арабская система исчисления
Индийская и арабская система исчисления
Древнерусская система исчисления
Древнерусская система исчисления
Правила и приемы быстрого счета
Правила и приемы быстрого счета
Конкурс «Кто быстрее сосчитает».
Конкурс «Кто быстрее сосчитает».
Магические квадраты
Магические квадраты
«Путешествие в страну чисел».
«Путешествие в страну чисел».
Геометрические фигуры 12
Треугольник, задачи с треугольниками
Треугольник, задачи с треугольниками
Четырехугольники. Геометрические головоломки
Четырехугольники. Геометрические головоломки
Знакомство с пространственными фигурами
Знакомство с пространственными фигурами
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.
Конструирование фигур.
Конструирование фигур.
«Занимательная геометрия»
«Занимательная геометрия»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
1.09
5.09
8.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
3.10
6.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
7.11
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
28.11
1.12
5.12 Ребусы. Кроссворды 6
Знакомство с принципами составления ребусов
Знакомство с принципами составления ребусов
Знакомство с кроссвордами. Составление и решение кроссвордов.
Знакомство с кроссвордами. Составление и решение кроссвордов.
Конкурс на лучший ребус и кроссворд.
Конкурс на лучший ребус и кроссворд.
Логические задачи. Решение задач 29
Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.
Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.
Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.
Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.
Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле
Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле
Заключительное занятие «Математический КВН»
Решение занимательных задач.
Решение занимательных задач.
Решение шутливых задач
Решение шутливых задач
Задачи от противного
Задачи от противного
Задачи на движение.
Задачи на движение.
Задачи на бассейны.
Задачи на бассейны.
Задачи на переливания, дележи.
Задачи на переливания, дележи.
Старинные задачи.
Старинные задачи.
Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)
Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)
Задачи на переправы при затруднительных обстоятельствах
Задачи на переправы при затруднительных обстоятельствах
Задачи на взвешивание.
Задачи на взвешивание.
Задачи на разрезание.
Задачи на разрезание.
Основы теории вероятностей 4
Примеры случайных событий
Примеры достоверных и невозможных событий
Примеры достоверных и невозможных событий
Пересчет объектов или комбинаций
Пересчет объектов или комбинаций
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
8.12
12.12
15.12
19.12
22.12
26.12
9.01
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
2.02
6.02
9.02
13.02
16.02
20.02
27.02
2.03
6.03
13.03
16.03
20.03
23.03
6.04
10.04
13.04
17.04
20.04
24.04
27.04
4.05
8.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.