Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
15.04.2019
Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!» предназначена для учащихся начальной школы, срок реализации программы 4 года. Ценность программы в том, что обучающиеся могут почувствовать себя настоящими учеными, исследователями.Программа содержит 4 раздела: Мир глазами эколога, Наш город, Мы - мастера, Мы- экологи. В разделе "Мы- мастера" большое внимание уделяется переработке использованных материалов, а также дальнейшему их использованию.
Рабочая программа по экологии.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!» Направление: духовно­нравственное Возраст: обучающиеся начальной школы Срок реализации: 4 года Учитель начальных классов:  Антонова Е.Б. г.Чехов, 2019 Пояснительная записка Данная рабочая программа направлена  на  развитие  экологических   навыков   у детей младшего школьного возраста, на приобретение умений самостоятельно производить анализ деятельности человека относительно окружающей среды. Кроме того, полученная информация   об   экологической   обстановке   позволит   ребенку   приобрести   следующие навыки: умение использовать методы сравнения, наблюдения и обобщения, способность ценить красоту и важность окружающего мира. Также в ходе освоения программы будут совершенствоваться те навыки и умения, которыми уже обладает ребенок.  Особенностью рабочей программы по экологии является ее направленность не на механическое   запоминание   и   воспроизведение   информации,   а   на   понимание   и   оценку происходящего, системный анализ и совместную проектную деятельность.  Ориентировочный   возраст   обучающихся,  для   которых   создана   программа: школьники 1­4 класса. Длительность каждой годовой программы: 34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. В основе  создания  рабочей программы лежат следующие  нормативно­правовые документы: 1. Федеральный   государственный   образовательный     стандарт   начального   общего образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   №   1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года №35916) 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях» Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ 3. №1, г.Чехова. 4. Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1, г.Чехова. Актуальность:  в   настоящее   время   экологическая   обстановка   в   мире   волнует многих.   Причиной   нарушения   экологического   равновесия   является   потребительского отношение людей к природе. В связи с чем необходимость экологического воспитания младших школьников очень актуальна.  Экология   –   это   наука,   изучающая   взаимоотношения   живых   организмов   с окружающей   средой.   Изучая   экологическую   обстановку,   взаимодействуя   с   природой, необходимо помнить о том, что мы, люди, тоже являемся ее частью. С самого детства ребята должны осознать, что человек – существо, которое не стоит выше всех остальных живых   организмов,   а   существует   наравне   с   другими.   Каждый   из   нас   в   состоянии   как исправить   обстановку,   так   и   усугубить   ее.   Однако   потребительское   отношение недопустимо. Охрана природы должна стать одним из приоритетных направлений.  Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека ­ может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологиче­ ские знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Цель:  развить   у   обучающихся   личностно­значимое   отношение   к   сохранению окружающей среды, понимание необходимости вклада каждого, умению определять место человека в природе и формированию целесообразного поведения личности. Задачи: Изучить понятие экологии и расширить представление школьников об окружающей 1. среде. Сформировать   умения, 2. экологических исследований. Методы обучения:    необходимые   для   самостоятельного   проведения 1. 2. 3. 4. 5. Объяснительно­иллюстративный Репродуктивный Проблемное изложение Исследовательский Игровой Формы проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Особенности структуры и содержания программы: При   реализации   программы   необходимо   соблюдать   интегрированный   подход, позволяющий связать воедино всю исследовательскую деятельность. Чтобы   знания   перешли   в  потребностно­мотивационную   сферу   личности   ребенка, необходимо  сделать  приобретение  этих знаний  эмоционально  окрашенным  радостью  от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней. Программа по внеурочной деятельности состоит из 2 направлений:   Экологического, Исследовательского. Экологическое направление необходимо для расширения кругозора обучающихся и пополнения знаний об окружающей среде. Кроме того, данное направление в 1­2 классах и 3­4 имеют расширенные задачи. В 1­2 классах:    Изучение законов развития природы опытным путем. Расширение представления о природных связях окружающего мира. Выявление   необходимости   сохранения   всего   многообразия   животного   и растительного мира.  В 3­4 классах:    Развитие представления о человеке как части природы. Глубокое изучение сущности происходящих экологических катастроф. Актуализация современных экологических проблем в сознании обучающихся и роли каждого в защите окружающей среды. Исследовательское   направление   состоит   в   разделении   всей   практической деятельности на:  Тренинговые занятия (направлены на приобретение специальных знаний и умений исследовательского подбора информации),  Исследовательскую практику (включают в себя самостоятельные исследования и творческие работы, уровень самостоятельности которых растет постепенно из класса в класс),  Мониторинг (создан с целью подведения промежуточных и конечных итогов работы каждого ребенка). Общая характеристика программы Рабочая   программа   «Экология   –   это   мы!»   базируется   на   принципах   развития личности обучающихся младших классов. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию   и   не  механическому   воспроизведению   знаний,   а   пониманию   и   оценке происходящего,   элементам   системного   анализа,   совместной   практической   деятельности учителя и детей.  Программа включает в себя 4 раздела. 1 раздел посвящен изучению компонентов окружающего мира, отдельным объектам и явлениям. Каждый последующий раздел служит для   подачи   дополнительной   информации   о   каждом   компоненте,   а   также   для   изучения взаимосвязи   в   целом.   Последний   раздел   является   обобщающим   по   отношению   к предыдущим. Каждый раздел включает в себя обучающий и воспитывающий компоненты. При   реализации   программы   необходимо   соблюдать   интегрированный   подход, позволяющий связать воедино всю исследовательскую деятельность. Согласно программе все навыки и умения обучающиеся приобретают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Материал данной рабочей программы разбит на тематические разделы, каждый из которых имеет свои цели и содержание. Содержание разработано таким образом, что одно­ временно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой   части   выделены   основные   принципы,   на   основе   которых   закладывается экологическое сознание школьника.  Срок реализации программы 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего 34 часа 34 часа 34 часа 34 часа 136 часов Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности Ценность   данной   рабочей   программы   состоит   в   том,   что   младшие   школьники получают   возможность   почувствовать   себя   настоящими   учеными,   исследователями   и провести полноценное научное исследование. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые воспитательные результаты курса внеурочной деятельности:  Формирование   у   учащихся   представлений   об   экологии   как   о   важнейшем   характеризующемся   изучением   взаимосвязей,   взаимодействий   и направлении, взаимозависимостей  между природой и обществом.  Формирование у учащихся представлений о предмете внеурочной деятельности как об элементе культурного опыта человечества.  Приобретение   четких   представлений   о   связях   между   миром   живой   и   неживой природы, а также внутри них; об изменениях в экологии под воздействием человека.   Формирование   навыков   для   самостоятельного   проведения   элементарных исследований, применения их на практике в повседневной жизни.  Приобретение умений, необходимых для ухода за представителями флоры и фауны.  Систематизирование   знаний   о   зависимости   человеческого   (физического   и эмоционального) здоровья от экологических факторов.  Освоение   базовых   знаний   по   экологии,   позволяющих   без   труда   продолжить дальнейшее изучение естественнонаучного направления.    Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности 1­4 классы Личностные УУД будут содержать: 1. 2. Положительное отношение к научно­исследовательской деятельности, Формирование мотивационных основ для исследовательской деятельности, в том числе социальных, учебно­познавательных и внешних мотивов, 3. Побуждение к поиску нового содержания и новых способов познания, Ориентацию на понимание контроля, координации результатов исследовательской 4. деятельности как с внешней стороны, так и со стороны самоанализа и самоконтроля, Способность к самооценке, основанной на соответствии/несоответствии критериям 5. успешности исследовательской деятельности. Личностные УУД заложат основы для:  Формирования внутренней позиции младшего школьника, относящейся к пониманию необходимости проведения исследовательской деятельности.  Основательно   выраженной   мотивации   к   познанию   и   поиску   новых   способов получения информации.  Способностей   к   адекватной   оценке   своей   деятельности   и   деятельности окружающих.  Понимания моральных норм и следования им. Регулятивные УУД будут направлены на: Принятие и сохранение учебных задач, Следование выделенным учителем ориентирам работы, Планирование своей исследовательской деятельности, Умение осуществлять итоговый и промежуточный контроль как своей деятельности, 1. 2. 3. 4. так и деятельности окружающих, 5. Адекватное восприятие результатов своей работы и их оценки учителем, Грамотное   внесение   исправлений   на   основе   коррективов,   сделанных   учителем   в 6. ходе проверки. Регулятивные УУД заложат основы для: Возможности проявлять познавательную инициативу. Самостоятельно использовать предоставленные учителем направления действия в   новой теме, незнакомом материале.  Проявления навыков преобразования практических задач в познавательные.  1. Умений самостоятельно действовать для поиска решения познавательной задачи. Познавательные УУД позволят учащемуся: Самостоятельно   осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для   ведения исследовательской деятельности, в открытых источниках, 2. Использовать   инфографику   для   решения   познавательных   задач   и   наглядного представления результатов своей работы, 3. Излагать свои мысли как в устной, так и в письменной формах,  4. 5. Искать различные способы решения познавательных задач, Научиться использовать методы дедукции и индукции, Устанавливать причинно­следственные связи, классифицировать результаты работы 6. по разным критериям, 7. 8. Строить рассуждения об объекте, проводить аналогии, Оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.д., 9. Соответственно понятиям ставить проблемы, выдвигать гипотезы, строить планы дальнейшей   работы,   проводить   эксперименты   и   опыты,   высказывать   суждения,   делать выводы и умозаключения, аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД заложат основы для:  Осуществления расширенного поиска информации не только в книжных источниках, но и с использованием Интернета.  Координации при помощи инструментов ИКТ.    Подготовленного и спонтанного сообщения (в устной и письменной форме). Построения логического плана своего выступления. Оперирования   понятиями   явления,   причины,   следствия,   события,   зависимости, сходства/различия, совместимости/несовместимости и т.д.  Применения   исследовательских   методик   не   только   при   обучении,   но   и   при взаимодействии с окружающей средой в повседневной практике. Коммуникативные УУД будут направлены на: 1. Возможность существования разных точек зрения и способов решения поставленных задач, 2. Учет различных мнений, 3. 4. 5. 6. 7. 8.  Необходимость координации, Способность формулировать собственное мнение и корректно его доказывать, Умение работать в команде, прислушиваться к мнениям коллег, Осознанность при сборе информации, Использование речи для коммуникации, Самостоятельное контролирование работы партнера. Коммуникативные УУД заложат основы для: Возможности учащегося учитывать мнения окружающих и обосновывать свою точку зрения.  Умения   работать   в   команде   и   слушать   партнеров   при   выработке   совместного решения поставленной задачи.  Умения   коммуницировать   с   коллегами   и   в   полной   мере   передавать   друг   другу необходимую информацию для построения плана действий.  Осуществления посильной помощи партнерам по проектной деятельности.  Приобретения   навыков   терпимости   к   точкам   зрения,   не   совпадающим   с собственной.  Мир глазами эколога Содержание программы Экология ­ наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой. Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа? Наш город Выявление экологической ситуации в городе. Пути решения экологических проблем своего города. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к водоемам, озеленение города). Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Мы ­ мастера Знакомство с бросовыми материалами. Изготовление поделок из природного материала,  бумаги, картона, пластика и текстильных материалов Мы ­ экологи Человек   ­   часть   природы,   его   отношение   к   окружающей   среде.   Влияние   загрязнения окружающей   среды   на   здоровье   человека.   Меры,   направленные   на   снижение   вредного влияния   загрязнения   окружающей   среды   на   здоровье.   Экология   жилища   человека. Экология питания. Правила личной экологической безопасности. Экономика и экология.  Влияние экономики на экологию Кла № Тема раздела Количество п/п 1 Мир глазами эколога 2 3 Мы ­ мастера 4 Мы ­ экологи Наш город Наш город 1 Мир глазами эколога 2 3 Мы ­ мастера 4 Мы ­ экологи Наш город 1 Мир глазами эколога 2 3 Мы ­ мастера 4 Мы ­ экологи сс   1   к   л   а   с   с   2   к   л   а   с   с   3   к   л   а   с   с часов 7ч. 7ч. 13ч. 7ч. 8ч. 8ч. 11ч. 7ч. 9ч. 7ч. 12ч. 6ч. Итого часов 34 ч. 34ч. 34ч. Наш город 1 Мир глазами эколога 2 3 Мы ­ мастера 4 Мы ­ экологи   4   к   л   а   с   с 10ч. 8ч. 10ч. 6ч. 34ч. Использованные источники 1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. ­2 ­е изд. ­ М.:  Просвещение, 2010.  2.Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников: методический  конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. ­ М.: Просвещение,  2010. 3.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. – Волгоград: , 2007. 4.Плешаков А.А. Природоведение ­ Программы общеобразовательных учреждений. ­ М.:  Просвещение,  2002. 5.Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". –  Программы общеобразовательных учреждений. ­ М.: Просвещение, 2002. 6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. No373).  Интернет­ресурсы. 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school­ collection.edu.ru  2. КМ­школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим  доступа : http://www.km­school.ru 3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим  :доступаhttp://nsc.1september.ru/urok Календарно­тематическое планирование «Экология – это мы!»  1 класс Наименование разделов и тем Плановые сроки  прохождения Скорректированны е сроки  прохождения Мир глазами эколога (7часов) Введение. Что такое экология. Знакомство с понятиями «исследование», «методы исследования». Знакомство с понятиями «научное исследование» и «лаборатория». Правила проведения наблюдений и экспериментов. Связи внутри живой природы. Связи между объектами живой и неживой природы. Экскурсия в природу «Связи в природе» Наш город (7 часов) Экологические проблемы Чеховского городского округа. Городские отходы. Акция: «Разбери мусор – спаси город!» №  урока п/т №  урок а п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Растительный мир города. Жизнь животных в городе. Жизнь домашних любимцев в городской среде. Проект «Мой четвероногий друг» Мы ­ мастера (13 часов) Поделки из природного материала Знакомство с многообразием природных материалов и их свойствами. Аппликация  из листьев «Осенний букет» Поделки из гальки «Это чудо – камешки!» Поделка из сосновых шишек «Ежик на полянке» Аппликация из ракушек «Волшебный цветок» Поделки из бумаги и  картона. Что можно сделать из бумажных салфеток? Что можно сделать из старых журналов? Поделки из пластика. Знакомство с многообразием материалов из пластика, их свойствами и  способами соединения Пластиковая тарелка – мусор или материал для творчества. 24 25 26 10 11 12 «Божьи коровки» из пластиковой ложки Вторая жизнь одноразовой ложки «Лилии» Ах, это чудо – фантик! Поделки из текстильных материалов 27 13 Поделки из носков Мы – экологи (7 часов) 28 29 30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 Наша помощь  зимующим птицам. Капля по капле – целый океан. Рейды и просветительская работа по охране здоровья одноклассников. Экологическая викторина «Знатоки природы» Подбор материала и создание лепбука «Исчезающие животные» Трудовой десант  по уборке пришкольной территории «От малого большое  зарождается» Итоговое занятие «Друзья природы». Календарно­тематическое планирование «Экология – это мы!» 2 класс №  урока №  урока п/п п/т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Плановые сроки  прохождения Скорректированны е сроки  прохождения Мир глазами эколога (8 часов) Введение. Человек и его место в природе. Солнце – источник света и тепла для всех живых организмов. Вода и ее значение в жизни живых организмов. Воздух и его значение для всего живого. Почва и ее значение в жизни природы. Удобрения – польза или вред? Нужен ли нам ветер? Экскурсия в природу «Сделай родной край чище!» Наш город (8 часов) Экосистема города Экскурсия «Водоемы города и их экологическое состояние» Источники загрязнения водоемов. Каким воздухом мы дышим? 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 Влияние транспорта на экологию города. Почва. Причины истощения и разрушения почв. Проведение социологического опроса «Экологическое состояние города» Городская проблема  численности населения. Архитектура и  градостроительство. Мы – мастера (11 часов) Поделки из природного материала Аппликация из листьев «Домашние животные» Аппликация  из камней «Муравьиная семья» Коллективная работа «Дерево из шишек» Аппликация из ракушек «Подводное  царство» Поделки из бумаги и  картона. Поделка  из лотков для яиц «Букет цветов» Поделка  из лотков для яиц «Цыплята» Поделки из пластика. Снеговик из пластиковых стаканчиков. Что можно сделать из одноразовой вилки? Поделки из вторсырья. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 9 10 11  Бабочка из старых колгот Поделки из фольги «Бабочка» Аппликация из чайной заварки. Мы – экологи (7 часов) 1 2 3 4 5 6 7 Озеленение пришкольной территории. Встань на защиту ели! Защита своих проектных работ. Просветительская работа среди одноклассников «Будь природе другом!» Посев и выращивание цветочных культур для озеленения пришкольной  территории. Экологический праздник «Будь человеком, человек!» Итоговое занятие. Календарно­тематическое планирование «Экология – это мы!» 3 класс №  урока №  урока п/п п/т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 Наименование разделов и тем Плановые сроки  прохождения Скорректированны е сроки  прохождения Мир глазами эколога (9часов) Введение. Выбор темы  исследования. Человек и его связь с природой. Изменение климата на Земле Как пустеют недра Земли и чем это грозит планете.  Что такое «Красная книга»? Причины исчезновения  редких растений. Причины исчезновения  редких животных. Что такое заповедник? Экскурсия в Приокско­Террасный биосферный заповедник. Наш город (7 часов) Зарисовка «Любимый уголок города» Зона отдыха и ее значение для здоровья жителей Состояние городских дворов. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Экскурсия: «Место парка, сквера в экосистеме города» Игра и безопасность на детской площадке. Проект: «Мой двор» Насекомые друзья или враги? Мы – мастера (12 часов) Поделки из природного материала Аппликация из листьев «Чудо цветы!» Поделка из камней «Домашний очаг» Поделка из еловых шишек «Пингвиненок Лоло» Поделка с использованием ракушек «Чудо птицы» Поделки из бумаги и  картона. Волшебный мир коробки из­под обуви. Поделка из картона «Деревенский домик» Поделки из пластика. Чайный сервиз из пластиковых бутылок Поделка из пластиковых бутылок «Барыня» Поделки из пластиковых крышек. 10 «Чудеса бабушкиной шкатулки» Поделки из пуговиц. Поделки из текстильных материалов Игрушки из мешковины Прихватка «Яблочко» Внимание, первоцветы! Весенние опасности для молодой травы. Встреча пернатых друзей. Мы – экологи (6 часов) Экологическая викторина «Животные и растения Красной книги» Защита своих проектных работ. Итоговое занятие.  27 28 29 30 31 32 33 34 11 12 1 2 3 4 5 6 Календарно­тематическое планирование «Экология – это мы!» 4 класс №  урока №  урока п/п п/т Наименование разделов и тем Плановые сроки  прохождения Скорректированны е сроки  прохождения Мир глазами эколога (10 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Что узнали, чему научились? Что такое «экосистема»?  Природные и искусственные экосистемы Создание замкнутой экосистемы. Фотосинтез и его значение. Экономика и экология Что такое экологическая  катастрофа и можем ли мы ее предотвратить? Озоновые дыры и их  влияние на обитателей Земли. Вред аэрозолей для  атмосферы Земли. 10 Вред и польза электроприборов. 1 2 3 Экология жилища. Влияние шума на окружающую среду. Экологическая этика. Наш город (8 часов) 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Правила здорового образа  жизни. Проект: «Город будущего» Зависимость здоровья от питания. «Зеленый доктор». Зависит ли активность людей от окружающей среды. Мы – мастера (10 часов) Поделки из природного материала Аппликация из листьев «Осенний пейзаж» Поделка «Каменная фантазия» Панно из шишек, каштанов, семечек «Лесная полянка» Поделка с использованием ракушек «Шкатулка» Поделки из бумаги и  картона. Фрукты из папье­маше. Игрушки из папье­маше для кукольного театра. Игрушки из папье­маше для кукольного театра. Поделки из пластика. Аппликация  из трубочек для коктейля «Клоун» Поделка из мешков для мусора «Зайка» Поделки из текстильных материалов 10 Сумочка из старых джинсов. Мы – экологи (6 часов) 1 2 3 4 5 6 Трудовой десант. Правила здорового образа жизни. Защита своих проектных работ. Вирусы и бактерии. «Не допусти болезнь!» Проведение экологического праздника «Экологической тропой» Итоговое занятие «Общий дом – общие проблемы» 28 29 30 31 32 33 34

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология – это мы!»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Экология – это мы!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019