Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
классное руководство
1 кл
15.12.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки". Направление: Духовно-нравственное. Возраст: 7-10 лет(начальные классы). Данная программа разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей, опыта учителя начальных классов.Программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры
программа ИГРУШКИ !!!!!.doc
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Заплавное муниципального района Борский Самарской области Принято педагогическим советом                                                                   Утверждаю  использованию    ГБОУ ООШ с. Заплавное                                                                                 в образовательном процессе Председатель Л.В. Басырова                                                                           приказ №58\3 от 31.08.2014г Протокол №1 от 30.08.2014                                                                             Директор школы:                                                                                                                           ___________Басырова Л.В.                                                               Рабочая программа  по внеурочной деятельности ««Игрушки ­ небалушки» для 1­ 4 классов  Направление: духовно­нравственное Возраст: 6­10 лет на 2014 – 2018 учебный год                                              Составила:__________________ /А.В. Рассохина/ с. Заплавное  2 2014  Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….3­10            Планируемые результаты  …………………………………………….10 ­ 15            Содержание программы  Первый  год обучение – «Тряпичные куклы»…………………………15 ­23            Второй год обучения «Тряпичные куклы»………………………… ...23­ 29           Третий  год обучение «Куклы и игрушки из мочала»………………...29­ 34           Четвертый год обучение «Куклы и игрушки из мочала»…………….34 ­ 41  Используемые  источники……………………………………………...41 ­ 43 Приложение.  « Педагогическая диагностика»……………………….43 ­ 63            3 Пояснительная записка   Данная программа разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей, опыта учителя начальных классов Ерицевой Л.И. положившей начало работы учащихся Заплавнинской школы с народной игрушкой. Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного   творчества.  Уходя   корнями   вглубь   веков   и   будучи   тесно связанной   со   всем   укладом   жизни     семьи,   игрушка   вводила   ребёнка   в   мир взрослых,   готовила   его   к   самостоятельному   труду,   хранила   и   передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами.   В играх с игрушками дети  изображали  трудовую  жизнь, повседневные  заботы, сюжеты  праздников. Они не только играли в игрушки, набираясь жизненного опыта, но и стремились повторить,   сделать   игрушки   самостоятельно.   Это   побуждало   детей   к   труду, творчеству, являющихся одним из главных достоинств самодельной игрушки.  Кукла  –  первая   среди   игрушек.  Ее   история   прослеживается   со   времен строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по­прежнему   находит   свой   путь   к   сердцам   детей   и   взрослых.   Кукла   не рождается  сама:  её  создаёт человек.  Она  проста, но в этой  простоте  таится великая загадка. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Она хранит в себе традиции и 4 обряды, которые складывались у русского народа много веков. Русская кукла считаются   одним   из   самых   загадочных   символов   России,   несущим   в   себе определенные   образы,   ориентированные   на   традиционные   представления   о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности  содержится главное отличие от современных игрушек. Таким образом,   с   точки   зрения   воспитания,   целесообразно   вводить   традиционных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя.  Такая   система   позволяет   ребенку   выразить   особенности   своего внутреннего мира. При изготовлении как куклы, так и других видов народной игрушки,   отсутствует   понятие   неудачи,   неправильности.   Каждая   игрушка является особенной, неповторимой, как и сами дети.  Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный  потенциал   нравственного   и   духовного   развития.   В   этом   основная   ценность народной   культуры.   В   этом   заключается   ее   актуальность   и   роль   в   деле воспитания новых поколений россиян. Актуальность          Актуальность программы «Игрушки­небалушки» заключается в первую  очередь в том, что она вводит ребёнка в удивительный мир народной культуры, приобщает   его   к   возрождению   традиций   изготовления   народной   куклы   и приобщению   учащихся   к   народным   истокам   кукольного   мира,   способствует развитию творческих способностей и художественного вкуса, создает условия для   самореализации   личности.   В   рамках   данной   программы   дети   имеют возможность   не   только   обучаться   изготовлению   кукол,   но   и   изучать   быт, обряды,   отдельные   предметы   культуры,   принимать   участие   в   народных 5 праздниках,   играх.   Программа   носит   комплексный   характер   и   способствует формированию   у   обучающихся   духовной     и   художественной   культуры.   Сам процесс изготовления игрушки приносит радость; работа с тканью материалом даёт ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика   пальцев,   что   связано   с   развитием   мышления,   речи   и   письма, происходит   массаж   рук;   изготовив   игрушку,   ребенок   играет   с   ней   (кормит, укладывает   спать,  разговаривает),  т.е.  осваивает   различные  социальные   роли. При   изготовлении   разных   видов   народных   игрушек,   у   детей   развиваются пространственные   способности,   корректируются   недостатки   внимания.   памяти   и Цель и задачи программы «Игрушки ­ небалушки» Цель: привитие   интереса   и   любви   к   русской     народной   игрушке   и   в частности к  кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов игрушек. Задачи:  содействовать   развитию   эстетического   восприятия   образцов   народной игрушки,   способности   эмоционально   откликаться   на   воздействие художественного образа;  знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы и другие игрушки;  формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными, природными материалами;  развивать   у   детей   творческие   способности,   формировать   творческое отношение   к  качественному   осуществлению   художественно­продуктивной деятельности;  прививать любовь к обычаям предков;  воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус 6 Связь содержания программы с учебными предметами Учебная   и   внеучебная   деятельность   составляют   единое   целое,   поэтому школьные учебный предметы и занятие по внеурочной деятельности не могут быть   изолированные   друг   от   друга.     Межпредметные   связи   являются дидактическим   условием   и   средством   глубокого   и   всестороннего   усвоения основ   программы   внеурочной   деятельности     по   духовно   –   нравственному направлению «Игрушки небалушки». Разработанная   программа   усиливает   вариативную   составляющую   общего образование:   в   содержание   программы   рассматриваются   аспекты,   которые предлагаются   в   рамках   базовых   предметов   (литературным   чтением, изобразительным искусством, технологией, музыкой).            Программа включает теоретическую и практическую работы. Теоретический метод обучения: ­ Рассказ­информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о  народных праздниках, обычаях, обрядах. ­ Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в  книгах, журналах, презентации. ­ Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому  быту. ­ Беседы, консультации, мастер­классы и полезные советы по   изготовлению игрушек в процессе деятельности. Практический метод обучения:    ­   дети   знакомятся   с   особенностями,   приёмами,   последовательностью, способами   изготовления   и   оформления   кукол   и   др.   игрушек;  ­ пробуют изготовить саму  игрушку на заданную тему. 7 Особенности реализации программы Формы занятий внеурочной деятельности ­ игры ­беседы ­ практические задания ­ выставки; ­ презентации; ­ защита исследовательских проектов Режим и место проведения занятий Содержание   программы   ориентировано   на   добровольные   одновозрастные группы детей – наполняемостью 10­15 человек. В целом состав групп остаётся постоянным. Занятия будут проходить один раз в неделю за год по 34 часа в каждом классе, продолжительностью 40 минут, с 15 минутным перерывом на перемену. Место проведения занятий: групповая комната, классный кабинет, музей  рукотворной игрушки, актовый зал.                                                                              В ходе занятий используются следующие средства: аудио и видео, мультимедиа,  кассеты с записями фольклорных произведений и др. Виды   деятельности:  игровая,   познавательная,   практическая,   краеведческая, досугово­развлекательная. Количество часов и их место в учебном плане Данная программа адаптирована   к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно­нравственному направлению : «Игрушки ­ небалушки»: соответствуют целям и задачам ООП 8 НОО, реализуемой в ГБОУ ООШ с. Заплавное. Модифицированная программа «Игрушки   ­   небалушки   »   по   духовно­   нравственному   направлению педагогической деятельности разработана для детей 1­4 классов. Разработана на основе ООП НОО. Срок реализации­ 4 года .  Согласно учебному плану реализуется в 1 классе ­33 часа, во 2­4 классах по 34 часа. Первый  ­ Второй год обучение ­ Тряпичные куклы           Третий ­ Четвертый год обучение ­ «Куклы и игрушки из мочала» Методы: объяснение,   показ,   стимулирование   активности   детей,   игра, поощрение, похвала, поддержка, чередование видов детской деятельности. Отличительные особенности данной программы от других действующих. Отличительная   особенность  данной   программы   состоит   в   том,   что   дети знакомятся   шире   и   глубже   с   историей   русской   народной   куклы   и   их назначением. национально­регионального   компонента.  В   программу   заложены   часы,   направленные   на   реализацию   Занятия   включают   в   себя познавательную информацию, а так же описание практической деятельности по созданию   народных кукол.  Темы занятий дают школьникам более целостное представление об образном видении устройства мира, как о битве света и тьмы, добра и зла. Создавая куклу, ребёнок приучается к трудолюбию, усидчивости, развивается умение   качественно   доводить   дело   до   конца.   Изготовление   народной   куклы способствует   развитию   мелкой   моторики   руки,   оздоровлению   детей, посредством  массажа акупунктурных точек на ладонях, развитию речи. Куклы неотделимы от фольклора, от праздничных и колыбельных песен, от игр. Велики возможности   народной   куклы   в   развитии   у   детей   творческих   способностей. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но 9 вносят свое ­ выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы.         Партнерами   в   реализации   данной   программы   становятся   дети,  педагоги, родители и люди старшего поколения.   В   конце   каждого   полугодия   оформляются   выставки   работ   учащихся,   на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная   отчетная   выставка.   Коллективные   просмотры   выставок   и   их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче Описание уровней воспитательных результатов внеурочной программы Данная   программа   нацелена   на   достижение   учащимися   трёх   уровней воспитательных результатов: 1­й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь; 2­й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3­й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.     Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний о древних образах народного искусства, его символах; об убранстве русской избы и предметах народного быта; о народных промыслах Орловского края; о годовом календарном “круге” труда и отдыха русского народа; формирование целостного представления о народном творчестве, как об одном из направлений декоративно­прикладного искусства. Результаты   второго   уровня (формирование   позитивного   отношения школьников к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к традиционной народной культуре, родному Отечеству;   развитие  эстетического  сознания через  освоение  художественного наследия народов России и народного искусства Самарского края.  10 Результаты   третьего   уровня (приобретение   школьников   опыта самостоятельного   общественного   действия   в   соответствии   с   возрастными особенностями):   приобретение   опыта   изготовления   традиционных   тряпичных народных   кукол;   опыта   самоорганизации   и   организации   совместной деятельности в процессе подготовки праздничных мероприятий. Достижение   трёх   уровней   результатов   внеурочной   деятельности   увеличивает вероятность   появления  эффектов  воспитания   и   социализации   детей.   У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах. Планируемые результаты освоения программы. Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса Должны знать:  Правила организации рабочего места.   Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.  Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.  Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.  Классификацию   тряпичных   кукол,   материалы,   используемые   для   их изготовления и историю возникновения кукол;  Технологию изготовления разных видов тряпичных кукол. Должны уметь: 11  Правильно организовать свое рабочее место.  Пользоваться   инструментами   ручного   труда,   применяя   приобретенные навыки на практике.  Работать с электронагревательными приборами.  Выполнять правила техники безопасности.  Приобрести навыки работы по изготовлению кукол из ткани.  Соблюдать   последовательность   работ   при   изготовлении   разных   видов тряпичных кукол.  Самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.  Сотрудничать   со   своими   сверстниками,   оказывать   товарищу   помощь, проявлять самостоятельность. Описание требований к личностным и метапредметным результатам, которые должен сформировать обучающийся в процессе занятий по программе. Личностные, метапредметные результаты освоения курса Важнейшей   задачей   объединения   «Игрушки   –   небалушки   »   также   является   обеспечивающих совокупность   универсально­учебных   действий   (УУД), компетенцию «научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Познавательные УУД: 12 формирование   самостоятельного   выделения   и   формулирования ­   познавательной цели; ­     формирование     выбора   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­     формирование постановки и формулирование проблемы, самостоятельное создание   алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и поискового характера. ­  формулирование проблемы;   формирование   самостоятельного   создания   способов   решения   проблем ­   творческого и поискового характера. Регулятивные УУД:   формирование   умений   планировать,   ­     определять   последовательность промежуточных   целей   с   учетом   конечного   результата,   составление   плана   и последовательности действий; ­     формирование   умений   коррекции,   внесения   необходимых   дополнений   и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; ­  формирование способности оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников. Коммуникативные УУД: 13 ­     формирование умений планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. ­  управление поведением партнёра­контроль, коррекция, оценка его действий; ­     умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли     в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Личностными   результатами  учащихся,  посещающих   кружок   «Игрушки­ небалушки» является: ­  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­  формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа. ­     формирование   уважительного   отношения   к   культуре   и   искусству   других народов, живущих по соседству.   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ ­   нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других людей; ­     развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­     формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 14 Описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают универсальные умения и навыки, позволяющие им  развивать свои способности и возможности.       В той или иной мере используются все виды контроля: ­ устный контроль; ­ практический контроль; ­ дидактические тесты; ­ наблюдение, качественная вербальная оценка Оценочные формы детских работ: ­ оценка педагога; ­оценка учащихся; ­ самооценка своей работы; ­ отбор работы на выставки; ­ участие в конкурсах. Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети. Формы подведения итогов реализации программы внеурочной  деятельности  Основной формой подведения итогов работы являются:  ­выставки, школьные, муниципальные,  ­областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ,  15 ­презентация   опыта,   проведение   мастер­классов   на   уровне   открытых семинаров   на   базе   школы,   в   рамках   научно­практических   конференций разного уровня.                             Содержание программы: Первый год обучения «Тряпичные куклы» (33 часа) Содержание курса: Теоретические занятия­ 16 часов Практические занятия – 17 часов. Введение. Куклы из бабушкиного сундука   16 Теория – Введение. Что мы знаем о куклах.  Теория – Куклы из бабушкиного сундука.  Теория – История тряпичной куклы и её назначение. Практика­  Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение   инструментов,   приспособлений   и   материалов,   используемых   в работе. Теория – Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Раздел 1. Куклы материнства и детства.  Теория – Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.  Кувадки Теория – Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.   Практика­  Изготовление куклы Кувадки  Пеленашка   Теория – Кукла Пеленашка. Показ образцов. Практика­  Изготовление куклы Пеленашка                                                   Кукла Кормилка Теория – Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов. 17 Практика­  Изготовление куклы Кукла Кормилка Раздел 2. Игровая кукла Теория – Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов. Кукла Бабочка Теория – Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.  Практика­  Изготовление куклы Бабочка Кукла Девочка Теория – Назначение кукол. Показ образцов. Практика Изготовление куклы Кукла Девочка Кукла Торохкольца Теория – Назначение куклы Торохкольце. Показ образцов.  Практика ­ Изготовление куклы Торохкольце – кукла – погремушка Раздел 3. Осенние куклы Осенние обрядовые куклы Теория – Рассказ   об   осенних   праздниках   на   Руси.   Осенние   обрядовые   куклы. Фотоматериал.  Кукла Крупеничка Теория – 18 Знакомство с куклой Крупеничка. Их назначение. Сказка о Крупеничке. Показ образцов. Фотоматериал. Практика­  Изготовление куклы Крупеничка Раздел 4. Зимние куклы Теория – Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках.  История  кукол Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. Показ образцов и фотоматериала. Кукла Ангел Теория – Беседа о кукле Ангел.  Практика­  Изготовление куклы Ангел Раздел 5.  Весенние куклы Весенние обрядовые куклы. Теория – Рассказ   об   обычаях   встречи     весны   нашими   предками.   Весенние   обрядовые куклы. Разучивание закличек  про весну. кукла Мартиничка Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика­  Изготовление куклы Мартинички  Практика­  Экскурсия в музей Кукла Веснянка. Теория – 19 Куклу   Веснянку   дарили   со   словами:   «Чтобы   день   ото   дня   молодеть   и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла. Практика­  Изготовление куклы Веснянка. Знакомство с разделом Практика­  Выбор образа куклы  Рисунок желаемой куклы Практика­  Подготовка основы Практика­  Подбор материала Практика­ Изготовление формы куклы Практика­ Подготовка выкроек Практика­  Пошив подъюбника  Практика­  Пошив юбки Практика­ Изготовление рукавов и верхней части платья Практика­ Вязка узоров (кружева) Практика­ Нашив узоров на платье Практика­  Редактирование кукол учителем 20 Выставка кукол Учебно – тематический план 1­й  год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Название раздела. Тема Введение.  Куклы из бабушкиного сундука Демонстрация кукол   Правила техники безопасности. Инструменты для работ Раздел 1. Куклы материнства и детства Знакомство с разделом Кувадки              Раздел 2. Игровая кукла  Знакомство с разделом Кукла Бабочка Кукла  Девочка Торохкольце – кукла ­ погремушка Раздел 3. Осенние куклы Знакомство с разделом Крупеничка Раздел 4. Зимние куклы Знакомство с разделом Ангел Раздел 5. Весенние куклы Знакомство с разделом Мартинички  Экскурсия в музей Кукла Веснянка 21 Количество  часов теория практика 1 1 1 4 2 1 4 1 0,5 0,5 1 2 1 0,5 2 1 0,5 4 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 Раздел 6. Изготовление куклы Знакомство с разделом Выбор образа куклы  Рисунок желаемой куклы Подготовка основы Подбор материала Изготовление формы куклы Подготовка выкроек Пошив подъюбника  Пошив юбки Изготовление рукавов и верхней части платья Вязка узоров (кружева) Нашив узоров на платье Редактирование кукол учителем 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Выставка кукол Итого: 15 1 1 33ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 Календарно ­тематическое планирование занятий кружка «Игрушки­небалушки» 1 год обучения Название раздела. Тема Количество часов теория практика Дата  Примечание Введение.  Куклы   из   бабушкиного сундука Демонстрация кукол   техники безопасности. Инструменты Правила   для работ Куклы материнства и 1 1 1 1 4 22 детства Знакомство с разделом Кувадки              Игровая кукла Знакомство с разделом Кукла Бабочка Кукла  Девочка 5 6 7 8 9 10 Торохкольце   –   кукла   ­ погремушка Осенние куклы Знакомство с разделом 11 12 Крупеничка Зимние куклы Знакомство с разделом 13 14 Ангел Весенние куклы Знакомство с разделом 15 16 Мартинички  Экскурсия в музей 17 18 Кукла Веснянка Изготовление куклы Знакомство с разделом Выбор образа куклы  Рисунок желаемой куклы 19 20 21 22 Подготовка основы 23 Подбор материала 24 Изготовление формы куклы 25 Подготовка выкроек 26 Пошив подъюбника  27 Пошив юбки 2 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 15 1 23 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 Изготовление   рукавов   и верхней части платья Вязка узоров (кружева) 30 Нашив узоров на платье 31 Редактирование кукол  1 1 1 1 1 учителем Выставка кукол Итого: 33ч В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать: — правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами; — общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях; — историю русской тряпичной куклы. уметь: — выполнять требования безопасного труда; — подбирать   материалы   для   изготовления   куклы,   учитывая   цветовое решение; — освоить технологию изготовления тряпичной куклы. Второй год обучения «Тряпичные куклы» Теоретические занятия­ 17 часов Практические занятия – 17 часов. Содержание программы 24 1.Введение. Безопасность труда. Теория – Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы). 2. Русский народный костюм Теория – Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма. 3. Обрядовые куклы Кувадка Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­   Изготовление куклы. Свадебная (Неразлучнички, Мировое Древо) Теория – Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Кукла Коза Теория – Символ жизненной силы. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Пасхальная голубка 25 Теория – Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. 4. Обереговые куклы Столбушка Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­   Изготовление куклы. Вепсская кукла Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Лихоманки Теория – Защита от болезней. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Колокольчик  Теория – Кукла добрых вестей.  История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Десятиручка Теория – Помощница в хозяйстве. История и технология изготовления куклы. 26 Практика­  Изготовление куклы.  Кубышка­Травница Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы.    Зернушка Теория – Кукла­оберег   на   сытость   и   достаток   в   семье.   История   и   технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы.    Столбушка Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­           Изготовление куклы. 5. Игровые куклы Узелковая Теория – «Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол. Практика­  Изготовление кукол. Куклы из лыка Теория – История и технология изготовления кукол. Разные виды кукол. Техника 27 заготовки лыка. Практика­  Изготовление куклы. Девка­Баба Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы.    Малышок­голышок Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Организация выставки работ 6.   Выставка   работ   учащихся.   Подведение   итогов   работы   творческого объединения.   Представление   своих   работ   на   школьном   Фестивале педагогических идей и успехов. Учебно – тематический план 2­й  год    № п/п 1 2 3 4 Тема занятия Введение. Безопасность труда Куклы из бабушкиного сундука. Русский народный костюм Кувадка Свадебная   (Неразлучнички,   Мировое древо)  Кукла Коза 5 6 Пасхальная голубка 7 Столбушка Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 Вепсская кукла 8 9 Лихоманки  10 Колокольчик 11 Десятиручка 12 Кубышка­Травница 13 14 Седьмая Я (Московка) 15 Узелковая 16 Кукла из лыка 17 Девка­Баба 18 Малышок­голышок Зерновушка (Крупеничка) Организация   выставки   работ.  Участие   в школьном Фестивале  педагогических идей 19 и успехов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 34ч Календарно ­ тематическое планирование занятий кружка «Игрушки­небалушки» 2 год обучения № п/п 1 Название раздела. Тема Введение (3ч) Введение. Безопасность труда Количество часов  теория практика Дата Примечания Куклы из бабушкиного сундука. Русский народный костюм 2                Обрядовые куклы (6ч) 3 Кувадка 4 Свадебная Мировое древо)    (Неразлучнички, 5 Кукла Коза 6 Пасхальная голубка                Обереговые куклы (15ч) 7 Столбушка 29 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вепсская кукла Зерновушка (Крупеничка) 8 9 Лихоманки  10 Колокольчик 11 Десятиручка 12 Кубышка­Травница 13 14 Седьмая Я (Московка)                  Игровые куклы (8ч) 15 Узелковая 16 Кукла из лыка 17 Девка­Баба 18 Малышок­голышок Организация   выставки   работ. Участие   в   школьном   Фестивале 19 педагогических идей и успехов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 34ч  К концу 2 года обучения дети должны   знать: историю русской народной куклы; типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег); технологию изготовления кукол; уметь: изготовить тряпичную куклу под руководством педагога 30 Третий год обучения «Куклы и игрушки из мочала» (34часа) Теоретические занятия­ 16 часов Практические занятия – 17 часов. Содержание программы 1.Введение. Безопасность труда. Теория – Краткая история   кукол   и   игрушек   из   мочала.   Знакомство   с   планом   работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы   и   инструменты.   Техника   безопасности   при   работе   с   основными инструментами (игла, ножницы). Вводная беседа об изготовлении мочала. «Венчик благополучия» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.  Практика­ Изготовление куклы «Венчика благополучия» «Подружки­стригушки» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление парных кукол: «Подружки­стригушки» «Утешницы» Теория – 31 Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика ­ Изготовление куклы «Стригушки» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Подружки­стригушки» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Десятиручки » Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Ярило» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика­ Изготовление куклы «Филиповка» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы 32 «Спиридон­солнцеворот» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы  «Кукушка» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.  Практика­  Изготовление куклы «Домашняя масленица» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы  «Коза» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы Учебно – тематический план 3­й  год № п/п Название раздела. Тема Количество часов теория практика Изготовление мочальных кукол Вводное   занятие.     Знакомство   с 1 1 33 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 программой кружка.  Инструктаж по технике безопастности. Изготовление «Венчика благополучия» Изготовление   парных   кукол:   «Подружки­ стригушки» «Утешницы» «Стригушки» «Утешницы» «Подружки­стригушки» «Десятиручки » «Ярило» « Филиповка» «Спиридон­солнцеворот»  «Кукушка» « Домашняя масленица»  «Коза» Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мастер­классы   для   родителей   по изготовлению игрушек из мочала. Выставка творческих работ  Итого 34ч Календарно ­тематическое планирование занятий кружка «Игрушки­небалушки» 3 год обучения 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1 Название раздела. Тема Кол­во часов Дата Примечания теория практик а     «Куклы и игрушки из мочала» Вводное   занятие.     Знакомство   с программой кружка.  2 Инструктаж по технике безопастности. 3 Изготовление «Венчика благополучия» 4 Изготовление   парных   кукол: «Подружки­стригушки» «Утешницы» «Стригушки» «Утешницы» «Подружки­стригушки» «Десятиручки » «Ярило» « Филиповка» «Спиридон­солнцеворот»  «Кукушка» « Домашняя масленица»  «Коза» Итоговое занятие 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мастер­классы   для   родителей   по изготовлению игрушек из мочала. Выставка творческих работ  17 18 1 1 К концу 3 года обучения дети должны  знать: историю русской народной куклы; типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег); технологию изготовления кукол; уметь: изготовить   тряпичную   куклу   под   руководством   педагога   и   самостоятельно, используя технологическую карту. Четвертый год обучения «Куклы и игрушки из мочала» (34часа) Теоретические занятия­ 13 часов Практические занятия – 21 час. Содержание программы 1.Введение. Безопасность труда. Теория – Краткая история   кукол   и   игрушек   из   мочала.   Знакомство   с   планом   работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы   и   инструменты.   Техника   безопасности   при   работе   с   основными инструментами (игла, ножницы). Вводная беседа об изготовлении мочала. 36 Птица Счастья. Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.  Практика­ Изготовление куклы «Венчика благополучия» «Лошадка» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы Домовой Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление кукол:  «Окно радости» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика­  Изготовление куклы «Петушок» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Козы» Теория – 37 История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы  Авторская кукла или игрушка Теория – Выбор куклы. Практика­ Изготовление куклы Исследовательская работа: «Здоровье и старинные игрушки» Теория – Беседа на тему:  «Здоровье и старинные игрушки» Практика­  Оформленных исследовательских работ Исследовательская работа: «Какие бывают куклы» Теория – Беседа на тему:  «Какие бывают куклы» Практика­  Оформленных исследовательских работ Исследовательская работа: «Куклы в жизни взрослых» Теория –  Беседа на тему:  Исследовательская работа: «Куклы в жизни взрослых» Практика­ 38 Оформленных исследовательских работ Оформление стенда: « Куклы и игрушки из мочала» Учебно – тематический план 4­й  год Название раздела. Тема Кол­во часов 1 четверть – 8 часов Изготовление мочальных кукол теория практика № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие.   Знакомство с программой кружка.  Игрушки из мочала. Птица Счастья. Лошадка. Домовой « Окно радости» «Петушка» «Козы» Изготовление авторской куклы или игрушки 10 Исследовательская   работа:  «Здоровье   и старинные игрушки» 11 Исследовательская   работа:   «Какие   бывают куклы» 39 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 12 Исследовательская работа: «Куклы в жизни взрослых» Оформление стенда: « Куклы и игрушки из мочала» Выставка творческих работ  Мастер­классы по изготовлению игрушек из мочала. 13 14 15 1 1 Итого 2 3 2 2 34ч Календарно ­тематическое планирование занятий кружка «Игрушки­небалушки» 4 год обучения Название раздела. Тема Кол­во часов № п/п Примечания Дат а «Куклы и игрушки из мочала» теория практика            Изготовление мочальных кукол 1 Вводное занятие.  Знакомство с  программой кружка.  2 Игрушки из мочала. 3 Птица Счастья. 4 Лошадка. 5 Домовой 6 7 8 « Окно радости» «Петушка» «Козы» 9 Изготовление авторской куклы или  1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 игрушки 10 Исследовательская работа:  «Здоровье и старинные игрушки» 11 Исследовательская работа: «Какие  бывают куклы» 12 Исследовательская работа: «Куклы в  1 1 1 жизни взрослых» Оформление стенда: « Куклы и  игрушки из мочала» Выставка творческих работ  Мастер­классы по изготовлению  игрушек из мочала. 13 14 15 Итого 2 1 2 3 2 2 34ч К концу 4 года обучения дети должны  знать: историю русского народного костюма; куклы в праздничной символике; типы и назначения кукол; технология изготовления кукол; уметь: самостоятельно изготовить тряпичную куклу; оформить костюм куклы; 41 рассказать историю русской народной куклы и костюма. Каждое занятие обязательно включает в себя: 1. Этнографию и историю: ­ вводный разговор о Русской Народной кукле; ­ рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы; ­ обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;  ­ рассказ о материалах, из которых делалась кукла. 2. Прикладную часть: ­ инструктаж по технике безопасности; ­ подготовка материала для изготовления куклы; ­ изготовление куклы Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:  лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;  мочало;  швейные нитки №40, пряжа;   вата, отходы ватина, синтепона; тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;  ножницы,   мел,   простой   карандаш,   сантиметровая   лента,   ручные   иглы, линейка, утюг. 42 Список литературы: 1. Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999. 2. Дайн Галина и Марина «Русская тряпичная кукла» [Текст] /   Галина и Марина Дайн ­Москва, «Культура и традиции», 2007. 3. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. « Русская традиция», 2004г. 4. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003 43 5. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культорологический очерк – СПб. Абрис, 1999. 6. Крымова М. Создай успех и радость. – СПб.: ИД “Весь”, 2000. 7. Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.  8. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. ­ М, 2000 9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997 10. Телегина В. Начальная школа­ №22 \ 97 11. Трунов   М. В.,  Китаев  Л.  М. Экология  младенчества.  Первый  год. М.: “Ирис­ Пресс”, 1993. 12.  Феррари В. «Игрушка своими руками», «Делаем куклы». [Текст] /   В. Феррари – М. Издательство «Ниола­прес», 2006. 13. Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 Список литературы для детей: 1. Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999.  Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997 2. 3. Лихачева   Т.   Г.   Моя   подружка   –   мягкая   игрушка.   Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.   44 Приложение 1 Педагогическая диагностика 1.Тест по теме" Традиционные народные куклы" 45 1. В какой стране при раскопках были обнаружены древнейшие куклы? Древний Египет Древняя Греция Древний Рим 2. Куклы, по форме напоминающие столбообразную фигуру культового  идола... соломенные куклы куклы­панки тряпичные куклы Какой кукле можно отнести следующие строки "золотистая солома без  сомнения всем знакома. Словно сказочные феи поколдуем  мы над нею: соберём её в пучочек и повяжем поясочек"? кукла­закрутка моховики­лесовики кукла­стригушка 3. 4. К керамическим куклам относятся... каргопольская барыня кукла­ржанка Пандора 5. Где размещали куклу ­ хранительницу семейного очага,трижды  повторив:"Повернись ко мне с добром, отвернись со злом"? под подушкой в красном углу над дверью 2.Тест по теме «Русские народные сказки» Приложение 2 1. Сказка (жанровое определение)­ это….   а) сказание о богатырях. 46 б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.   в) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. 2. Виды народных сказок: а) волшебные, бытовые, о   животных, растительном мире  и о  неживой природе; б) волшебные, реалистические,  сентиментальные; в) волшебные, бытовые, о животных. 3. Композиция народной сказки состоит из: а) присказка, зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события,  присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка 4. Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие  героям. б) главные герои похожи на людей  (разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как  в природе.    5. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:   а) волшебные;   1) цель сказки – весело и поучительно  рассказать о проделках  животных,   показать пороки и достоинства;  б) бытовые;       2) задача сказки – испытать героя,   вступившего в борьбу с  волшебными силами;  в) о животных.    3) цель сказки – рассказать о необычном происшествии;  действие происходит  в  обычной обстановке. 6. Укажите постоянный эпитет:    а) красна девица;     б) зеленая трава;       в) серое небо. 7. Как называется эта композиционная часть сказки?    а)  Стали жить да быть – на славу всем людям;____________________    б) В некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь; у царя было  три сына.________ 8. Назовите сказку и определите, к какой группе она относится: 47 Та тотчас подхватила Ивана ­ царевича и пошла; уж она плясала­плясала,  вертелась­вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды,  махнула левой – стали  летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не  стало._______________________________________________________________ _ Вставьте в текст  пропущенные слова: В  ________________  царстве, в  ________________   государстве жил –  ________ богатый купец,   именитый человек. Было у   того купца _______ дочери, все   _____________  писаные. Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за___________   земель, в ________________________________царство, в  _____________________________ государство.  Подивилася она такому чуду_____________ , диву____________ ,   порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты  свои дворцовые. И прошло тому немало  времени: скоро ____________ сказывается, да не скоро  ________  делается.  И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры  ратные, и стали  жить да _____________.И там я _______ ,  _______________________  пил. Вот  и ______________ конец. 48 Тест по разделу: «Народная кукла» Приложение 3 1 . Народные игрушки ­ это: а) современные игрушки, изготовленные на фабриках б) игрушки, изготовленные вручную  2. Какова главная ценность традиционной народной куклы? а) она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе  самобытность, характерные черты создающего её народа  б) рукотворное творчество 3. На какие три группы делятся народные куклы? а) игровые б) обрядовые в) сувенирные  г) обереги  4. Первые игрушки изготавливали:    а) из камня    б) из металла    в)  из пластмассы     г) из дерева 5.  У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как: а) в крестьянской семье не было карандашей  б) не умели хорошо рисовать в) куклы без лица считались оберегами 49 6.  Многие тряпичные куклы изготавливались: а)  несколько месяцев                                        б)  несколько недель   в) несколько дней   г) несколько часов или минут 7.  Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:   а) ситец   б)  шелк   в) шифон   г)  шерсть   д) трикотаж 8.  Тряпичные куклы из золы (зольники) дарились: а) на день рождения  б) на свадьбу как пожелание потомства молодой семье  в) на Новый год 9. Куклу «масленица» изготавливали: а) из ситца б) из соломы в) из веревки г) из лыка 10.  Кукла «перевертыш» состоит из частей: а) две головы, четыре руки, две юбки  б) одна голова, две руки, одна юбка 50 в) одна голова, четыре руки, одна юбка 11.  Кукла «мокредина» изображала собой: а)  играющего ребенка б) женщину­крестьянку, работающую в поле, когда не хватает рук  в) богатую барышню Урок технологии в начальной школе по теме: "Изделия мастеров народного творчества, Изготовление куклы из мочала" Приложение 4 Цели:  Обучающие:  познакомить с творчеством народных мастеров­умельцев,  научить работать с природным материалом ­ мочалом,  обобщить и систематизировать знания о свойствах данного материала;  отработать навыки переплетения мочала. Воспитательные:  воспитание доброты и искренности, трудолюбия и любознательности, чувства  прекрасного. Развивающие:  развитие познавательных умений, трудовых умений;  развитие навыков учебного труда. Оборудование для учителя:  обыкновенное мочало, шпагат, ножницы, готовое изделие, таблицы с порядком  выполнения работ, кора липы, лапти, разноцветная тесьма, репродукция  картины В.М.Максимова "Бабушкины сказки", магнитофон. Оборудование для учеников:  пучки мочала, шпагат, ножницы, тесьма, клеенки, готовые фартучки и платочки для кукол из льна.  51 ХОД УРОКА I. Организационный момент (вводная беседа) Расскажи мне, мама, сказку,   Что приснилось ночью мне:   В чистом поле синеглазка   На серебряном коне.  Мимо нашего окошка   Гуси­лебеди летят,   И считает лапой кошка   Дорогих своих котят.  Мама, может это снится:   Я по радуге бегу   И держу в руках Жар­птицу,   Птицу счастья сберегу.  Расскажи еще немножко   Про дружка на горбунке,   И тогда моя ладошка пусть уснет в твоей руке. Ю. Корнаков ­ Ребята, посмотрите на репродукцию картины известного художника Василия  Максимовича Максимова "Бабушкины сказки". Звучит русская народная песня "В горнице моей…". ­ Что вы видите на этой картине? Беседа с детьми по содержанию картины ­ Как вы думаете, когда могли происходить события, изображенные художником на картине? (Ответы детей.) 52 ­ Совершенно верно, крестьянские дети проводили зимние долгие вечера возле  бабушки, слушая её сказки… Давайте же и мы с вами перенесемся мысленно в  то время, в крестьянскую избу, в зимний вечерок. Послушайте мою сказку:  "Случилось это давным ­ давно, может двести лет назад, а может быть и больше.  Зимой вечера длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятишкам.  И вот однажды, захотела мать порадовать своих дочерей     игрушкой. А купить­ то не на что. Подумала­подумала: "Если из теста слепить ­ засохнет и  развалится, если из полена вырезать ­ упадет, ножки зашибут. (Учитель  показывает детям куклу­поленницу.) Сделаю­ка я куклу из мочала…" Дети  игрушке рады были. А выросли ­ и своим детям такие же игрушки смастерили".  II. Сообщение темы и целей урока Сегодня у нас необычный урок,  На нем подведем мы работы итог,  О промысле русского народа поговорим  Куклу интересную сами смастерим. ­ Сегодня на уроке, мы с вами будем делать вот такую куклу (показ куклы).  Наша с вами работа будет близка к работам мастеров­ умельцев народных  промыслов, а делать мы её будем из природного материала мочало. Учитель вывешивает табличку со словом "мочало" на доску. ­ У вас у всех на столах лежит мочало. Посмотрите на этот материал и на то, как пишется слово "мочало". III. Словарная работа со словом мочало ­ Мочало получают из внутренней стороны коры липы. Чтобы получить мочало,  кору липы распаривают в горячей воде и вымачивают, а потом разбивают  деревянной палкой, до тех пор, пока не получат вот такие волокна. Учитель показывает детям фотографию мочала и рисунок дерева липы. ­ В быту мочало используют для изготовления малярных и слесарных кистей, а  так же для изготовления материала рогожка. 53 IV. Физминутка ­ Давайте все встанем со своих мест и вспомним считалочку, в которой  говорится о дереве липа, из которого получают мочало: ­ Заяц белый, куда бегал?  ­ В лес липовый.  ­ Что там делал?  ­ Лыко драл.  ­ Куда клал?  ­ Под колоду.  ­ Кто украл?  ­ Родион.  ­ Родион? Выйди вон. Дети выполняют движения вместе с учителем. V. Определение свойства мочала ­ Давайте вместе с вами определим свойства этого материала. Согните его. Что  можно сказать? (Этот материал гибкий.) Потяните теперь мочало. Что  замечаете? (Этот материал в меру прочный.) У мочала есть сходство с нитками  и соломкой. VI. Планирование работы ­ А теперь, мы определим порядок выполнения работы. Учитель показывает как выполнять работу поэтапно,  используя проектор , и  объясняет порядок выполнения работ. 1 этап: сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим 3­4см и  обвяжем бечевкой, обозначим голову, выровняем низ, обрезав ножницами. 2 этап: отделим небольшое количество волокон мочала , перегнем их чуть ниже  середины и перетянем бечевкой в двух местах, та как это показано на схеме.  Получится ручка. 54 3 этап: теперь обозначим туловище нашей куклы, перетянем бечевкой  оставшийся пучок чуть выше середины, так как это показано на экране, повяжем фартучек.   4 этап: сплетём косу, завяжем бантики, вставим в голову. 5 этап: закрепим рожки, привязав их бантиками к голове, привяжем бантики на  ручки, подвяжем колокольчик. VII. Техника безопасности ­ Для работы вам потребуется: мочало, нитки, ножницы. Расскажите мне, как  правильно работать с ножницами, чтобы, случайно, не пораниться ими. (Ответы  детей.) VIII. Самостоятельное выполнение работы учащимися ­ Замечательные куклы у вас получились. А теперь придумаем куклам русские  народные имена. Дети называют кукол. IX. Творчество детей ­ Вспомните ребята, как на Руси забавляли маленьких детей? (Потешками) ­ А что такое потешки? (Маленькие веселые песенки, стишки для детей) ­ Давайте позабавим нашу куклу Машу. Потешки: Люли­люли­люленьки  Прилетели гуленьки.  Стали гули ворковать,  Стала Маша засыпать. Солнышко, колоколнышко,  Ты по раньше взойди,  Нашу Машу разбуди. 55 Ай, туки, туки, туки   Застучали молотки   Застучали молотки,  Заиграли в локотки:  Тук­ток, тук­ток, ­   Скоро Машеньке годок. Чук­чук­чук­чук  Наловил дед щук,  Сварил ухи для нашей Машеньки. Кыши, кыши, кыши  Расти Маша выше,   Расти Маша выше,   Вырости до крыши. Тра­тата, тра­тата,   Дайте Маше решета  Мучки посеять,  Пирожки затеять.  Пирожки­то на дрожжах,  Не удержишь на возжах. Вот такая расти,  Ко мне в гости ходи.  Вот такая расти  И не пакости. Не ходи за селом ­  Там Баба­Яга с помелом 56 Не ходи впотьмах ­  Ходит страх на ногах. Ты расти, расти, коса,  До шелкова пояса.  Как ты вырастешь, коса,  Станешь городу краса. Ну­ка, Маша попляши, попляши,   Твои ножки хороши, хороши,  Еще нос сучком голова пучком. Ай, дыбы, дыбы, дыбы  Пошел дед по грибы,  Пошел по орешки  Маше для потешки. Ивану­большаку ­ дрова рубить  Ваське­указке ­ воду носить  Мишке­среднему ­ печку топить  Гришке­сиротке ­ кашу варить,  А крошке Маше ­ песенки петь,  Песни петь да плясать  Родных братьев потешать Х. Заключительный этап. Выставка работ ­ Сегодня вы все замечательно потрудились, работали как настоящие народные  мастера. И в подарок вам я дарю работы настоящих мастеров народных  промыслов из соломки. Может быть, в будущем кто­нибудь из вас станет  настоящим мастером своего дела. 57 Спасибо за урок.  Приложение 5 Конспект занятия по теме «Куклы – обереги» Цель: развитие интереса к истокам народного творчества. Задачи: Образовательные: сформировать представление о русской тряпичной кукле,  об истории её возникновения. Развивающие: развивать творческое мышление, память, наблюдательность. Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, своей истории. Демонстрационный материал: тряпичные куклы, материалы для их  изготовления. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Лекция педагога. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и  болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу­ оберег  делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась  такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя  было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать  плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем  расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме.  В каждую куклу старались вложить частичку своей души. 58 Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её   "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда  появлялся малыш, куклу  клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и  ребенок рос сытым и здоровым. Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик –  единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали  ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на  Троицу на видное место. Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее  наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с  теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца,  ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах  герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели. Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из  лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось,  что только тогда они будут оберегать малыша. Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и  ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была  59 принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться  ребенок. Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в  деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали   светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали  красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран. Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и  хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство  жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и  последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле  обереговую силу. Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе  помощниц – многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда  заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке  наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла – шестиручка  оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству. 60 Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы  сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной  нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя:  Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея,  Дряхлея, Дремлея – всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной  трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые  лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь. О куклах – оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали  мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке  "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса   сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и  вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её,  приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у  батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света.  Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису  справит…" Куклы ­ обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке. 61 62

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игрушки небалушки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2018