Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса

Оценка 5
Образовательные программы
doc
информатика
4 кл
16.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса МБОУ СОШ № составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Информатика в играх и задачах» (авт. А.В. Горячев) в рамках образовательной системы «Школа 2100» и учебного плана МБОУ СОШ №
информатика.doc

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса МБОУ СОШ № составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ  Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего   образования»), на основе Примерной программы  начального общего образования, авторской программы «Информатика в играх и задачах» (авт. А.В. Горячев) в рамках образовательной системы «Школа 2100» и учебного плана МБОУ СОШ №

 

I. Пояснительная записка

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм. В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в двенадцатилетней школе информатику предлагается рассматривать как «одну из фундаментальных отраслей научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных  технологий».

Цели и задачи курса

В проекте концепции содержания образовательной области «Информатика» в школе определены цели, стоящие перед информатикой:

1.      Формирование основ научного мировоззрения – формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

2.      Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.

3.      Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности с учетом переноса центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. с учетом смены доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства.

4.      Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.

Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие

 

 

 

мышления учеников. Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:

1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

 • применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

 • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

 • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.)

 

II. Общая характеристика учебного предмета

Формирование информационной стороны целостной картины мира,    включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.

Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.

Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.

Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.

Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью.

Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений

 

 

 

проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители».

Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами.

Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения. Например, умение распознавания недостающей информации, определение стратегии ее поиска, получение, оценивание и использование недостающей информации могут осваиваться в процессе обучения другим разделам информатики за счет специальным образом составленных заданий.

Использование всего потенциала Образовательной системы «Школа 2100» в процессе обучения информатике. Например, многие элементы направления «Информационная грамотность» могут быть освоены при обучении другим предметам Образовательной системы – в первую очередь при обучении курса «Чтение – литература».
       При раннем изучении этих тем в занимательной форме освоение их в основном курсе проходит намного проще и быстрее.

Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта – наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта – описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта – логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. Такой подход оправдывает себя на практике обучения информатике в начальной школе. Сам факт преподавания информатики можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.

 

III.Описание местаучебногопредмета вучебномплане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №  на внеурочную деятельность «Информатика в играх и задачах» в 4 классе отводится 1 час в неделю.Общий объёмвнеурочной деятельностисоставляет33часа в год.

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

 

 

 

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты:

Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

-        освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

-        формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

-        оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

-        поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

-        использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-        создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

-        подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

-        планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-        поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

-        моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-        анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

-        синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-        выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-        подведение под понятие;

 

 

-        установление причинно-следственных связей;

-        построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-        аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-        выслушивание собеседника и ведение диалога;

-        признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества,принцип психологической комфортности);

 Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире,принцип вариативности принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний);

Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип минимакса).

 

VI. Содержание учебного предмета

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

2. Логико-алгоритмический компонент

Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Тематическое планирование.

Дата по плану

Дата

факт.

Тема урока

Кол-во

часов

1

05.09

 

Ветвление в построчной записи алгоритма.

1

2

12.09

 

Цикл в построчной записи алгоритма.

1

3

19.09

 

Алгоритм с параметрами.

1

4

26.09

 

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

1

5

03.10

 

Контрольная работа № 1 по теме «Алгоритм».

1

6

10.10

 

Повторение по теме «Алгоритм».

1

7

17.10

 

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов.

1

8

24.10

 

Схема состава объекта.

1

9

07.11

 

Адрес составной части

1

10

14.11

 

Массив объектов на схеме состава.

1

11

21.11

 

Признаки и действия объекта и его составных частей.

1

12

28.11

 

Контрольная работа № 2 по теме «Объекты».

1

13

05.12

 

Повторение по теме «Объекты». Множество.

1

14

12.12

 

Подмножество.

1

15

19.12

 

Пересечение множеств.

1

16

26.12

 

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

1

17

16.01

 

Описание отношений между объектами с помощью графов.

1

18

23.01

 

Пути в графах.

1

19

30.01

 

Высказывания со словами «НЕ»,«И», «ИЛИ».

1

20

06.02

 

Выделение подграфов.

1

21

13.02

 

Правило «если-то».

1

22

20.02

 

Схема рассуждений.

1

23

27.02

 

Контрольная работа № 3 по теме «Множество».

1

24

06.03

 

Повторение по теме «Множество». Составные части объектов.

1

25

13.03

 

Объекты с необычным составом.

1

26

20.03

 

Действия объектов.

1

27

03.04

 

Объекты с необычным составом и действиями.

1

28

10.04

 

Признаки объектов.

1

29

17.04

 

Объекты с необычными признаками и действиями.

1

30

24.04

 

Объекты, выполняющие обратные действия.

1

31

08.05

 

Алгоритм обратного действия.

1

32

15.05

 

Контрольная работа № 4 по теме «Действия объектов».

1

33

22.05

 

Повторение по теме «Действия объектов».

1

 

 

 

 

 

 

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного    процесса.

 

Учебник для обучающихся: 

А.В. Горячев. «Информатика в играх и задачах»,  учебник-тетрадь для 4 класса: в 2 ч.- М.: «Баласс», 2013 г.

Методические пособия для учителя:

А.В. Горячев. «Информатика в играх и задачах». 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Москва «Баласс», 2013 г.


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 4 класса

Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики: 1

Поэтому в Образовательной системе «Школа 2100» принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики: 1

Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители»

Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители»

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Коммуникативные универсальные учебные действия: - аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; - выслушивание собеседника и…

Коммуникативные универсальные учебные действия: - аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; - выслушивание собеседника и…

VII . Тематическое планирование

VII . Тематическое планирование

Учебник для обучающихся:

Учебник для обучающихся:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017