Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение литературы на современном этапе требует её приближения к личности ученика, к его родному краю. Любовь к родине начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и вырос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. На достижение этой цели направлено изучение региональной литературы. В процессе изучения региональной литературы ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его предков. На основе этого возрастает патриотизм.
Иконка файла материала литература костромского края.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская  средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области Утверждаю директор  школы ____________ О.Л.Сазанова Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края» Направление развития личности школьника ­ общеинтеллектуальное 5,6  класс Составитель: Сенчукова Юлия Сергеевна, учитель первой категории 11.Пояснительная записка Нормативно – правовая база Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии: ­ с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в  действие Федерального государственного образовательного стандарта основного   общего образования»; ­письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011  №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного  стандарта общего образования; ­письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06­ 1844 «О примерных требованиях к  программам дополнительного образования детей»; ­постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об  утверждении СанПин 2.4. 2. 2821­ 10 «Санитарно­  эпидемиологические требования к  условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ­Концепцией духовно­ нравственного воспитания российских школьников; ­ Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее    образование). Назначение программы Расширение  знаний детей о литературе родного края, о её  месте в литературе России. Программа направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков,   способствует   развитию   духовной   памяти,   чувства   родства,   уважения   к живущим рядом. Актуальность и перспективность курса Изучение   литературы   на   современном   этапе   требует   её   приближения   к   личности ученика, к его родному краю. Любовь к родине начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и вырос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из 2действенных средств воспитания человека, хозяина,  труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. На достижение этой цели направлено   изучение   региональной   литературы.   В   процессе  изучения   региональной литературы   ученик   откроет   для   себя,   сколь   богата   духовно   именно   та   земля,   на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его предков. На основе этого возрастает патриотизм.         Знакомство с литературой родного края (на изучение отводится 34 часа) ведётся параллельно   с   изучаемым   в   основном   курсе   художественными   произведениями,   в рамках   структуры   общеобразовательной   программы.   Такой   подход   расширяет представление   о   литературе,   благодаря   новым   именам,   новым   художественным произведениям, позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим, активизирует в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.         В программу включаются лучшие образцы местной литературы, прослеживается, как   использовали   в   своих   произведениях   костромской   материал   многие   деятели русской литературы и искусства.         Региональный компонент в изучении литературы побуждает строить занятия на постоянном   соприкосновении   учащихся   с   жизнью, фольклорного мышления с литературным, личным, авторским.   подчёркивает   единство   позволяющий   учителю         В   программе   заложен   принцип   вариативности, самостоятельно   выбирать   произведения,   авторов,   определять   форму   обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия  11­12 лет Объём часов, отпущенных на занятия: 34 часа Продолжительность одного занятия: 45 минут 2.Цели и задачи реализации программы 3Цель: Познакомить учащихся с историко ­ культурным наследием Костромского края,  сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности Задачи: 1. Изучение  обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в  нашем крае. 2. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания. 3. Воспитание  гуманного отношения к людям разных национальностей,  пробуждение интереса к культуре малой Родины.  4. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения. 5. Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению. 6. Приобщение  к духовным ценностям народа Костромской области. 7. Развитие  личности ученика как представителя и умелого хранителя социально­  культурных ценностей родного края. 8. Овладение  знаниями о направлениях, художественных особенностях литературы  Костромской области. Основные содержательные линии:   знакомство с личностью писателя;   определение художественных особенностей произведений;   установление взаимосвязей теории Костромской литературы с теорией русской  литературы. Формы и методы работы:  Экскурсия.  Конференции.  Уроки.  Исследовательская деятельность. Форма организации занятий ­  индивидуально – групповая:  ­ виртуальные путешествия, экскурсии ­  презентации; 4­ игра, конкурсы. Перечень   основных   разделов   программы,   с   указанием   отпущенных   на   их реализацию часов 3.Структура курса № 1 2 3 Разделы программы Устное народное творчество Древнерусские   мотивы   в   творчестве костромских писателей Русские   писатели   19   века,   связанные   с Костромским краем 4 Мир   детства   в   творчестве   писателей   – костромичей Родная   природа   в   творчестве   писателей   – костромичей Произведения   костромских   писателей   о ВОВ Подведение итогов 5 6 7 Итого: Количество часов 4 3 5 8 8 5 1 34 Перечень   универсальных   учебных   действий,   которые   развивает   прохождение данного раздела программы № Разделы программы Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы Устное народное творчество Предметные:  1 2 Древнерусские   мотивы   в   костромских творчестве писателей 3 Русские   писатели   19   века, связанные   с   Костромским краем 4 Мир   детства   в   творчестве писателей – костромичей 5 Родная природа в творчестве научиться   расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления   литературных   трудов   и достижений   жителей   края:   описывать памятники   литературы;   выявлять закономерности культурного  развития. Личностные:  осмысление гуманистических   ценностей   изучаемой эпохи. Метапредметные:  5писателей – костромичей 6 Произведения   костромских писателей о ВОВ 7 Подведение итогов Коммуникативные: планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные:  владеть   основами самоконтроля,   самооценки,   принимать решения   и   делать   осознанный   выбор   в учебной и познавательной деятельности Познавательные:  определять   понятия,   создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно­следственные   связи,   строить логические рассуждения.   В результате освоения программы курса обучающиеся должны:  ­       знать   основные   этапы   и   ключевые   события   в   литературе     России   и Костромского края,  выдающихся  писателей Костромской области; ­   знать   важнейшие   достижения   культуры   края   и   системы   ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; ­   знать изученные виды исторических источников; ­ владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь; ­   уметь   рассказывать   о   важнейших   литературных   событиях   и   их   участниках, показывая   знание   необходимых     фактов,   дат;   давать   описание   событий   и памятников литературы культуры в связной монологической форме; ­   использовать   приобретенные   знания   при   написании   творческих   работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;  ­  уметь анализировать исторические явления, процессы факты; ­  выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений в литературе; ­  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:  ­ понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений;  6­ высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об  литературном наследии;  ­  уметь осуществлять самоконтроль и самооценку. 4.Календарно – тематическое планирование № Разделы программы 1 Устное  народное  творчество 2 Древнерусские в мотивы   творчестве костромских писателей 3 Русские писатели   19 века, связанные   с Костромским краем Темы занятий Примечания Дата  Внеклассное  чтение Богатство русского фольклора  и  его бытование в  Костромском  крае. Е.И. Осетров «Чудо­город» Сказки, записанные костромским  фольклористом  В.А.Андронниковым в 19в. на  территории Костромского края:  «Чьё мастерство мудренее?»,  «Звон». Этнографические рассказы  С.В.Максимова о русалках из его  книги «Нечистая, неведомая и  крестная сила». В.А.Старостин.  Слово  о  Коловрате. В.А.Старостин  и  Костромской край.  Авторский  пересказ  летописного  предания. Величие  подвига  богатыря. Сила  любви к родине. Поэтичность  легенды. Н.А.Некрасов. Коробейники.  Костромские источники поэмы. Костромские источники поэмы. Противоречивые  характеры  коробейников.  «Песня  убогого  7мужика  странника»  и  ее роль в поэме. Н.С.Лесков и Костромской край. Документальная   костромская основа  рассказа.  Главный  герой рассказа  как  характерный  тип костромского с «чудинкой». Ю.В.Жадовская и Костромской  край. Тревожно сострадательная  любовь поэтессы к северной  русской природе в стихотворении  «Грустная  картина». Народное  отношение  к  кормилице­ниве  в  одноименном  стихотворении поэтессы. В.И.Шапошников  и  Костромской  край. Образ  главного героя. Причины  одиночества героя рассказа. Тема равнодушия взрослых к  внутреннему миру ребенка. Л.И.Воробьев  и  Костромской  край. Взаимоотношения учителя и учеников в рассказе. М.С.Зайцев  и  Костромской  край. Взаимоотношения учителя и  учеников в рассказе. В.В.Пашин. Памятник. В.В.Пашин и Костромской край. М.Ф.Базанков.  Гороховый  кисель с  теплым  льняным  маслом. М.Ф.Базанков  и  Костромской  край. Мастерство писателя в  изображении детского характера. В.М.Старателев.  Аккордеонист. Пробуждение  музыкального таланта   в   маленьком   герое рассказа. В.И.Шапошников.  Стихи. 8 4 Мир детства в творчестве писателей   – костромичей 5 Родная природа   творчестве писателей   – в Внеклассное  чтениеВнеклассное  чтение костромичей 6 Произведения костромских писателей   о ВОВ 7 Подведение итогов А.В.Беляев. Стихи. В.М.Лапшин. Стихи. В.И.Куликов. Стихи. В.И.Максимов. Стихи. Е.Л.Балашова. Стихи. Е.П.Прокофьева. Очерки о природе. Уроки жизненной мудрости,  которые дает природа человеку К.И.Абатуров. Встреча  в ночи. Жизнь  костромского  села  в  трудные послевоенные годы Владимир Григорьевич Корнилов.  «Искра». Характер искры, ее отличие от  других сверстников. Проблема  чувственного эгоизма и разумного  самоотвержения. Патриотизм и  самоотвержение юных героев  повести в годы фашистской  оккупации. Евгений Федорович Старшинов  «Левый фланг» Борис Витальевич Гусев «Панко  Мухин, солдатский сын». Викторина по изученным  произведениям. Итоги года. 5. Информационно – методическое обеспечение Литература  1. Литература: 5 – 6 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт. – сост. Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002. 9Цифровые   образовательные   ресурсы  серия   презентаций   по   литературе Костромского края 6.Предполагаемая результативность курса Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа 1 уровень – приобретение   знаний о литературном  краеведении, понимания  истории прошлого нашей страны. 2 уровень – формирование позитивного отношения к  литературе  России и литературе  Костромского края. 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия:  программа ориентирована на проектную и исследовательскую деятельность учащихся Портфель достижений школьников Портфель   достижений   ученика     имеет   четыре   основных   раздела:  портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения. Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия. Коллектор  ­ это папка, куда собирается материал   занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий. Папка  "Рабочие  материалы"  представляет  собой зарегистрированные  этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.  Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения»,   либо    остается         в          «Рабочих          материалах». Папка   Достижения  предусматривает   наградные   материалы:   грамоты, дипломы,   сертификаты   за   участие   в   различных     олимпиадах   и   конкурсах   по литературе и литературному краеведению. Портфель достижений нацелен на выявление:   10­  уровня сформированности УУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; ­ положительных мотивов учения; ­ интереса к предмету; ­ уровня развития мыслительной деятельности; ­ уровня критического отношения к учебной деятельности. 11