Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл—6 кл
05.02.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»
Изучение литературы на современном этапе требует её приближения к личности ученика, к его родному краю. Любовь к родине начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и вырос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. На достижение этой цели направлено изучение региональной литературы. В процессе изучения региональной литературы ученик откроет для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его предков. На основе этого возрастает патриотизм.
литература костромского края.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Одоевская  средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Костромской области Утверждаю директор  школы ____________ О.Л.Сазанова Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края» Направление развития личности школьника ­ общеинтеллектуальное 5,6  класс Составитель: Сенчукова Юлия Сергеевна, учитель первой категории 1 1.Пояснительная записка Нормативно – правовая база Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии: ­ с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в  действие Федерального государственного образовательного стандарта основного   общего образования»; ­письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011  №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного  стандарта общего образования; ­письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06­ 1844 «О примерных требованиях к  программам дополнительного образования детей»; ­постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об  утверждении СанПин 2.4. 2. 2821­ 10 «Санитарно­  эпидемиологические требования к  условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ­Концепцией духовно­ нравственного воспитания российских школьников; ­ Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее    образование). Назначение программы Расширение  знаний детей о литературе родного края, о её  месте в литературе России. Программа направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков,   способствует   развитию   духовной   памяти,   чувства   родства,   уважения   к живущим рядом. Актуальность и перспективность курса Изучение   литературы   на   современном   этапе   требует   её   приближения   к   личности ученика, к его родному краю. Любовь к родине начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой» родине, к дому, где он родился и вырос, к родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из 2 действенных средств воспитания человека, хозяина,  труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой. На достижение этой цели направлено   изучение   региональной   литературы.   В   процессе  изучения   региональной литературы   ученик   откроет   для   себя,   сколь   богата   духовно   именно   та   земля,   на которой он живёт, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его предков. На основе этого возрастает патриотизм.         Знакомство с литературой родного края (на изучение отводится 34 часа) ведётся параллельно   с   изучаемым   в   основном   курсе   художественными   произведениями,   в рамках   структуры   общеобразовательной   программы.   Такой   подход   расширяет представление   о   литературе,   благодаря   новым   именам,   новым   художественным произведениям, позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим, активизирует в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.         В программу включаются лучшие образцы местной литературы, прослеживается, как   использовали   в   своих   произведениях   костромской   материал   многие   деятели русской литературы и искусства.         Региональный компонент в изучении литературы побуждает строить занятия на постоянном   соприкосновении   учащихся   с   жизнью, фольклорного мышления с литературным, личным, авторским.   подчёркивает   единство   позволяющий   учителю         В   программе   заложен   принцип   вариативности, самостоятельно   выбирать   произведения,   авторов,   определять   форму   обсуждения произведений, темп чтения, проверку усвоения учащимися изученного материала. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия  11­12 лет Объём часов, отпущенных на занятия: 34 часа Продолжительность одного занятия: 45 минут 2.Цели и задачи реализации программы 3 Цель: Познакомить учащихся с историко ­ культурным наследием Костромского края,  сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности Задачи: 1. Изучение  обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в  нашем крае. 2. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания. 3. Воспитание  гуманного отношения к людям разных национальностей,  пробуждение интереса к культуре малой Родины.  4. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения. 5. Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению. 6. Приобщение  к духовным ценностям народа Костромской области. 7. Развитие  личности ученика как представителя и умелого хранителя социально­  культурных ценностей родного края. 8. Овладение  знаниями о направлениях, художественных особенностях литературы  Костромской области. Основные содержательные линии:   знакомство с личностью писателя;   определение художественных особенностей произведений;   установление взаимосвязей теории Костромской литературы с теорией русской  литературы. Формы и методы работы:  Экскурсия.  Конференции.  Уроки.  Исследовательская деятельность. Форма организации занятий ­  индивидуально – групповая:  ­ виртуальные путешествия, экскурсии ­  презентации; 4 ­ игра, конкурсы. Перечень   основных   разделов   программы,   с   указанием   отпущенных   на   их реализацию часов 3.Структура курса № 1 2 3 Разделы программы Устное народное творчество Древнерусские   мотивы   в   творчестве костромских писателей Русские   писатели   19   века,   связанные   с Костромским краем 4 Мир   детства   в   творчестве   писателей   – костромичей Родная   природа   в   творчестве   писателей   – костромичей Произведения   костромских   писателей   о ВОВ Подведение итогов 5 6 7 Итого: Количество часов 4 3 5 8 8 5 1 34 Перечень   универсальных   учебных   действий,   которые   развивает   прохождение данного раздела программы № Разделы программы Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы Устное народное творчество Предметные:  1 2 Древнерусские   мотивы   в   костромских творчестве писателей 3 Русские   писатели   19   века, связанные   с   Костромским краем 4 Мир   детства   в   творчестве писателей – костромичей 5 Родная природа в творчестве научиться   расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления   литературных   трудов   и достижений   жителей   края:   описывать памятники   литературы;   выявлять закономерности культурного  развития. Личностные:  осмысление гуманистических   ценностей   изучаемой эпохи. Метапредметные:  5 писателей – костромичей 6 Произведения   костромских писателей о ВОВ 7 Подведение итогов Коммуникативные: планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные:  владеть   основами самоконтроля,   самооценки,   принимать решения   и   делать   осознанный   выбор   в учебной и познавательной деятельности Познавательные:  определять   понятия,   создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно­следственные   связи,   строить логические рассуждения.   В результате освоения программы курса обучающиеся должны:  ­       знать   основные   этапы   и   ключевые   события   в   литературе     России   и Костромского края,  выдающихся  писателей Костромской области; ­   знать   важнейшие   достижения   культуры   края   и   системы   ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; ­   знать изученные виды исторических источников; ­ владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь; ­   уметь   рассказывать   о   важнейших   литературных   событиях   и   их   участниках, показывая   знание   необходимых     фактов,   дат;   давать   описание   событий   и памятников литературы культуры в связной монологической форме; ­   использовать   приобретенные   знания   при   написании   творческих   работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;  ­  уметь анализировать исторические явления, процессы факты; ­  выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений в литературе; ­  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:  ­ понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений;  6 ­ высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об  литературном наследии;  ­  уметь осуществлять самоконтроль и самооценку. 4.Календарно – тематическое планирование № Разделы программы 1 Устное  народное  творчество 2 Древнерусские в мотивы   творчестве костромских писателей 3 Русские писатели   19 века, связанные   с Костромским краем Темы занятий Примечания Дата  Внеклассное  чтение Богатство русского фольклора  и  его бытование в  Костромском  крае. Е.И. Осетров «Чудо­город» Сказки, записанные костромским  фольклористом  В.А.Андронниковым в 19в. на  территории Костромского края:  «Чьё мастерство мудренее?»,  «Звон». Этнографические рассказы  С.В.Максимова о русалках из его  книги «Нечистая, неведомая и  крестная сила». В.А.Старостин.  Слово  о  Коловрате. В.А.Старостин  и  Костромской край.  Авторский  пересказ  летописного  предания. Величие  подвига  богатыря. Сила  любви к родине. Поэтичность  легенды. Н.А.Некрасов. Коробейники.  Костромские источники поэмы. Костромские источники поэмы. Противоречивые  характеры  коробейников.  «Песня  убогого  7 мужика  странника»  и  ее роль в поэме. Н.С.Лесков и Костромской край. Документальная   костромская основа  рассказа.  Главный  герой рассказа  как  характерный  тип костромского с «чудинкой». Ю.В.Жадовская и Костромской  край. Тревожно сострадательная  любовь поэтессы к северной  русской природе в стихотворении  «Грустная  картина». Народное  отношение  к  кормилице­ниве  в  одноименном  стихотворении поэтессы. В.И.Шапошников  и  Костромской  край. Образ  главного героя. Причины  одиночества героя рассказа. Тема равнодушия взрослых к  внутреннему миру ребенка. Л.И.Воробьев  и  Костромской  край. Взаимоотношения учителя и учеников в рассказе. М.С.Зайцев  и  Костромской  край. Взаимоотношения учителя и  учеников в рассказе. В.В.Пашин. Памятник. В.В.Пашин и Костромской край. М.Ф.Базанков.  Гороховый  кисель с  теплым  льняным  маслом. М.Ф.Базанков  и  Костромской  край. Мастерство писателя в  изображении детского характера. В.М.Старателев.  Аккордеонист. Пробуждение  музыкального таланта   в   маленьком   герое рассказа. В.И.Шапошников.  Стихи. 8 4 Мир детства в творчестве писателей   – костромичей 5 Родная природа   творчестве писателей   – в Внеклассное  чтение Внеклассное  чтение костромичей 6 Произведения костромских писателей   о ВОВ 7 Подведение итогов А.В.Беляев. Стихи. В.М.Лапшин. Стихи. В.И.Куликов. Стихи. В.И.Максимов. Стихи. Е.Л.Балашова. Стихи. Е.П.Прокофьева. Очерки о природе. Уроки жизненной мудрости,  которые дает природа человеку К.И.Абатуров. Встреча  в ночи. Жизнь  костромского  села  в  трудные послевоенные годы Владимир Григорьевич Корнилов.  «Искра». Характер искры, ее отличие от  других сверстников. Проблема  чувственного эгоизма и разумного  самоотвержения. Патриотизм и  самоотвержение юных героев  повести в годы фашистской  оккупации. Евгений Федорович Старшинов  «Левый фланг» Борис Витальевич Гусев «Панко  Мухин, солдатский сын». Викторина по изученным  произведениям. Итоги года. 5. Информационно – методическое обеспечение Литература  1. Литература: 5 – 6 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт. – сост. Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002. 9 Цифровые   образовательные   ресурсы  серия   презентаций   по   литературе Костромского края 6.Предполагаемая результативность курса Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа 1 уровень – приобретение   знаний о литературном  краеведении, понимания  истории прошлого нашей страны. 2 уровень – формирование позитивного отношения к  литературе  России и литературе  Костромского края. 3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия:  программа ориентирована на проектную и исследовательскую деятельность учащихся Портфель достижений школьников Портфель   достижений   ученика     имеет   четыре   основных   раздела:  портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения. Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия. Коллектор  ­ это папка, куда собирается материал   занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий. Папка  "Рабочие  материалы"  представляет  собой зарегистрированные  этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.  Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения»,   либо    остается         в          «Рабочих          материалах». Папка   Достижения  предусматривает   наградные   материалы:   грамоты, дипломы,   сертификаты   за   участие   в   различных     олимпиадах   и   конкурсах   по литературе и литературному краеведению. Портфель достижений нацелен на выявление:   10 ­  уровня сформированности УУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; ­ положительных мотивов учения; ­ интереса к предмету; ­ уровня развития мыслительной деятельности; ­ уровня критического отношения к учебной деятельности. 11

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литература Костромского края»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Литература Костромского края»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017