Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
1 кл
09.04.2018
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной. Ростов-на-Дону., 2008г.
Систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Курс «Мир логики» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Рабочая программа Мир логики 1 кл.doc
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мир логики»
(1 класс) Пояснительная записка
программа
по
Рабочая
деятельности
(общеинтеллектуальное направление), курс «Мир логики» для 1 классе
составлена в соответствии с Базисным учебным планом МБОУ «Знаменская
средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области,
который является нормативным документом, основанным на Федеральных
государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС).
внеурочной
Данная программа составлена на основе модернизированной программы
развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной. РостовнаДону., 2008г.
Мышление это творческий, познавательный процесс, обобщенно и
опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы
объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность
рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает
точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает
непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация,
классификация. Мышление по правилам логическое лежит в основе
решения математических, грамматических, физических и многих других
видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то,
что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи,
точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с
задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд
каждый день тричетыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено
зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в
мыслительной деятельности умение управлять собой в проблемных
ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение
сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря
обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти
качества необходимы всегда, когда нужно чтото оценить или обсудить, что
то с чемто сопоставить и когото с кемто рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее»,
«одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься
так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других
подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения
в нестандартных ситуациях результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку
развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и
интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий,
включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно
гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как
«Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов,
формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача,
которая существенно отличается от многообразия частных задач. При
решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами.
Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход.
Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения
мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи
ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем
безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.
Актуальность выбора курса «Мир логики» определена следующими
факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у многих
школьников, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания,
быстрота реакции.
Новизна данного курса определена требованиями к результатам
основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго
поколения является формирование компетентностей ребенка по
освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу
являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты;
Курс «Мир логики» представляет систему интеллектуально
развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
В 1ом классе проводится 1 занятие в неделю, всего 33 недели. Эти
занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная
Место курса в учебном плане работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает
младших школьников.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум,
тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению
знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы
Стартовый,
позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся;
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых
контроля:
тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего
«знаниянезнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли
ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему
миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% высокий уровень освоения программы;
6080% уровень выше среднего;
5060% средний уровень;
3050% уровень ниже среднего;
меньше 30% низкий уровень.
Цель курса: Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания,
воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать
умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно
моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом,
целью обучения логике является развитие и
совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия,
воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых
компетенций обучающихся.
Задачи:
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов,
формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и
самосознания.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие
«творческие способности».
Планируемые результаты освоения курса «Мир логики»
В результате изучения данного курса в 1ом классе обучающиеся
получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при
поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как
поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и
используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении
предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание программы
1 класс
I. Свойства, признаки и составные части предметов (6 ч)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным
свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении
признаков у серии предметов.
II. Действия предметов (8 ч)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок
действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
III.
Элементы логики (5 ч)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая
операция «и». IV.
Сравнение (3 ч)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков.
Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному
основанию.
V. Комбинаторика (2 ч)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения (4 ч)
VI.
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение
положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
VII.
Практический материал (3 ч)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачишутки. Логические
игры.
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема занятия (контроль)
Вводный тест. Тест №1
Сравнение предметов по свойству.
Целое и часть.
Знакомство с отрицанием (термин не
вводится).
Признаки предметов.
Признаки предметов и значение признаков.
Обобщение по признаку.
Закономерности в значении признаков у
серии предметов.
Описание последовательности действий.
Логические упражнения.
Последовательность действий и состояний
в природе.
12. Целое действие и его части.
13.
14.
15.
Комбинаторика. Хаотичный перебор
вариантов.
Комбинаторика. Систематический перебор
вариантов.
Одно действие, применяемое к разным
предметам.
16. Промежуточный тест. Тест №2
17. Функции предметов.
Всего
часов
В том
числе
теория
В том числе
практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Исследование
1
1
Викторина
1
1
1
1
1
1 18. Логическая операция «и».
19. Выделение главных свойств предметов.
20.
Закономерность в расположении фигур и
предметов.
Закономерность в расположении фигур и
предметов.
21.
22. Упорядочивание серии предметов по
23. Последовательность событий.
24. Высказывания. Истинные и ложные.
25. Комбинаторика. Расстановки и
разным признакам.
26.
перестановки.
Задачишутки (на внимание и логические
рассуждения).
Развитие творческого воображения.
Наделение предметов новыми свойствами.
27.
28. Перенос свойств с одних предметов на
другие.
Рассмотрение положительных и
отрицательных сторон у одних и тех же
предметов.
29.
последовательность, логические операции.
30. Повторение тем: упорядочивание,
31. Частьцелое (в действиях).
32. Итоговый тест. Тест №3.
33.
Работа над ошибками. Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Исследование
1
1 Семинар
1
1
1
1
1
1
1
1 Конкурс
1
Исследование
1
1
1
1
Материально техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя
Учебно методические пособия
1. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического
мышления. Волгоград, 2004г.
2. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
3. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы.
РостовнаДону, 2008г.
4. Е. В. Языканова «Учись Учиться» Москва «Экзамен», 2012 г. Технические средства: ноутбук, экран, проектор, принтер.
Для учащихся
фломастеры, карандаши, ватман, бумага А4 и А3, карточки с тестами и
т.д.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир логики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.