Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
04.04.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Программа по внеурочной деятельности начального общего образования Моя малая родина (Челябинская область) Данная программа объединяет школьников, желающих расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. Программа способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
МАЛАЯ РОДИНА.doc
МКОУ Комсомольская СОШ Программа по внеурочной деятельности начального общего образования Моя малая родина (Челябинская область) 2класс Разработчик Подседова Т.В.  (учитель начальных классов) 1 п. Комсомольский 2016год Пояснительная записка.                Данная программа разработана  на основе Примерной программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования,  составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области.         Программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники   получают   знания   об   охране   окружающей   среды   и   бережного   отношения   к   ней.   Кроме   того,   в   процессе углубленного   изучения   своей   родины,   дети   знакомятся   с   жизнью   замечательных   людей   своего   посёлка,   занимаются изучением   материальной   и   традиционной   культуры   народов,   живущих   рядом.   Таким   образом,   у   учащихся совершенствуются навыки и умения научно­исследовательской работы.                 Духовно­нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,   направлено на   развития,   включает   следующие   отделения: совершенствование   интеллектуального,   духовного   ­   нравственного   краеведческое, эколого­биологическое, историческое.          Программа духовно­нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом  возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует  интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании  2 самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин,  интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно­практических конференций. Ведущим видом деятельности является  развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно­ ориентированный и развивающий характер.   Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи: ­ формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения; ­ ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала, как опорного края России; ­ развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия  конкретной местности;  ­ изучение проблем развития края (населенного пункта); Воспитательные задачи: ­ развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; ­ формирование личностно­ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному  месту жительства; ­ формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и  поликультурности региона; 3 ­ укрепление семейных связей:            заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;            наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы,  рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;            изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы,  книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;             общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;             совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление  отношений между представителями разных поколений в семье);            формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности  окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно­сберегающего отношения к окружающей среде и социально­ ответственного поведения в ней; Развивающие задачи: ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование  самостоятельной познавательной деятельности; ­ стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае ­ адаптация к реальной действительности, к местной социально­экономической и социокультурной ситуации; ­ ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; 4 ­ формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;  ­ стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой  инициативы.        Программа рассчитана на школьников младшего возраста. Продолжительность реализации программы  год обучения   Программа реализуется при  режиме1час работы в неделю, всего 34 часа, продолжительность занятия – 35 минут.    Содержание программы.  Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для  создания индивидуализированных учебно­тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный  подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов  деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого  образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие  возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций. Программа выполняет две функции:                ­ информационно­методическая функция ­ позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить  представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления; 5 ­ организационно­планирующая  функция ­ предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование  материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:          ­ признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области,  района, населённого пункта, рачительных хозяев;          ­ выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных  образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от  ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и  принципов. В содержании:             ­ изложение содержания с территориально ­ хронологических позиций;             ­ понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный,  многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.  Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические,  биологические, экологические, хозяйственно­экономические, социально­политические, правовые, конфессиональные,  этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание  традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно­нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов; 6 ­ несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география,  история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно  выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов; ­ принципиальное различие содержания национально­регионального и краеведческого компонента для каждого  конкретного населённого пункта; ­ пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района,  посёлка, улицы, дома; ­ опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве  соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого ­ Южный Урал и Урал; ­ обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных задач курса с помощью  содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно­ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса. В организации:         ­ реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;          ­ придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное  использование аудио ­ и визуальных материалов, мультимедийных технологий;         ­ вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся  работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии и туристические походы. 7 Программа курса духовно­нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников  «Моя малая родина», представлена в виде 7 блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых  вопросов представляемой программы.  1. История моей семьи. 2. История своего посёлка.     3. История открытия нашего края. 4. Челябинская область – субъект Российской Федерации. 5. Брединский район. 6. Природа нашего края. 7. Природные комплексы края. Каждый блок разделён на разделы по тематике курса. Основные методы организации учебно­воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно­ иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем  воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация  видеофильмов, презентаций. Одним из видов деятельности учащихся также является поисково­ исследовательский. Задача учителя на этом этапе  состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации,  оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме. Одной из эффективных форм работы  является проектная деятельность учащихся. 8 Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности  частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом  деятельности учащихся становится поисково­исследовательский.  Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном  коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь. Планируемые результаты освоения программы    Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся   имеют   знания   о   значимых   страницах   истории   страны,   о   примерах   исполнения   гражданского   и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   знают   традиции   своей   семьи   и   образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным  проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. 9 В результате реализации программы ожидается:   развитие творческих способностей; осознание   ответственности   за   судьбу   страны,   формирование   гордости   за   сопричастность   к   деяниям предыдущих поколений;   способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;  осознание   обучающимися   высших   ценностей,  идеалов,   ориентиров,   способность   руководствоваться   ими   в практической деятельности.   Конечным   результатом   реализации   программы   должна   стать   активная   гражданская   позиция   и   патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.   Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:  доброжелательный;   самодисциплинированный;   порядочный;   уверенный;   терпимый   (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный   к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом. 10 Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: ­ широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы; ­ устойчивый познавательный интерес к новым видам деятельности, новым способам самовыражения; ­ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: ­ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; ­ ­ устойчивого интереса к новым способам познания; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебно­творческую задачу; ­ учитывать выделенные этапы работы; ­ планировать свои действия; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; ­ ­ различать способ и результат действия; ­ адекватно воспринимать оценку учителя; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: 11 ­ проявлять познавательную инициативу; ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; ­ преобразовывать практическую задачу в познавательную; ­ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ­ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно­творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; ­ использовать   знаки,   символы,   модели,   схемы   для   решения   познавательных   и   творческих   задач   и   представления   их результатов; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; ­ ­ ­ осуществлять синтез (целое из частей); ­ проводить сравнение, классификацию по разным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ ­ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); ­ подводить под понятие; ­ устанавливать аналогии; ­ проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. строить рассуждения об объекте; Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 12 ­ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ­ использовать методы и приемы художественно­творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: ­ понимать   возможность   существования   различных   точек   зрения   и   различных   вариантов   выполнения   поставленной творческой задачи; ­ учитывать разные мнения; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться, приходить к общему решению; ­ ­ ­ использовать речь для регуляции своего действия; ­ ­ контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; Обучающийся получит возможность научиться: ­ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; ­ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Тематическое планирование. 13 1. История моей семьи. Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи. Я и мое имя. Что в имени моем?  Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.  Традиции семьи.    2. История своего посёлка.     История создания, строительства посёлка. История школы и других учреждений посёлка.  Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в посёлке.   3.История открытия нашего края. Открытия и исследования Урала.  История Уральских гор. Рождение Уральских гор. Второе рождение Урала. Горная решётка Урала.  Основные хребты горной части Челябинской области.  Полезные ископаемые Урала. Древняя история подземных кладовых.  4. Брединский район. История района.  Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.  14 Символы района.  Администрация района.     5. Челябинская область – субъект Российской Федерации. Челябинская область на карте мира, на карте Российской Федерации.  Границы, пограничные территории. Челябинск – столица нашей области.  Официальные символы.     6. Природа нашего края.  Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга  Челябинской области.  Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в  хозяйственной деятельности.           Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления.  Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.      7. Природные комплексы края. 15 Природные комплексы и их охрана.  Заповедники 21 века.  Памятники природы края. Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»  Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы. Календарно­тематическое планирование. № Раздел, тема. Форма занятий Формируемые  УУД    1 Что изучает наука «история» и что такое  краеведение? История моей семьи. Рассказ учителя 2  Генеалогическое дерево семьи. Моя  Беседа 16 Использовать дополнительные источники  информации, находить факты Выполнять учебные действия в  материализованной, речевой и мыслительной  форме родословная. Беседа  Я и мое имя. Что в имени моем? Старые фотографии рассказали. Вклад   Составление древа семьи. семьи в развитие своего края.   Традиции семьи. Творческий проект с защитой Исследовательский проект Учиться ориентироваться в нравственном  содержании и смысле поступков Формировать навыки коллективной и  организаторской деятельности Готовить и выступать с сообщениями 3 4 5 6 7 8 9 История своего посёлка.     История создания, строительства  посёлка.  Беседа  История школы и других учреждений  Рассказ учителя Просмотр презентации и  посёлка.  Народы, заселяющие населённый пункт.  Традиции народов, живущих в посёлке. обсуждение Изучение материалов об истории школы и  других учреждений населённого пункта. Экскурсия в школьный музей Рассказ учителя, беседа Творческая работа 10 История открытия нашего края.  Открытия и исследования Урала.  История Уральских гор. Рассказ учителя 17 Учиться ориентироваться в важнейших для  села событиях и фактах прошлого и  настоящего Уметь анализировать и синтезировать  необходимую информацию Осуществлять расширенный поиск  информации с использованием различных  ресурсов; узнавать символику своего села Использовать различную литературу о нашем  крае, достопримечательностях, и встречи с  людьми с целью поиска и извлечения  познавательной информации Уметь анализировать и синтезировать  необходимую информацию Осуществлять поиск информации с  использованием карты; 11  Рождение Уральских гор. Второе  Рассказ учителя работа с картой 12 13 14 15 16 17 18 19 20 рождение Урала.   Горная решётка Урала. Основные хребты Практическая работа с картой Южного  горной части Челябинской области.  Полезные ископаемые Урала. Древняя  Урала Практикум по изучению полезных  история подземных кладовых. ископаемых Брединский район.  История района.  Рассказ учителя   Происхождение названий местных  населённых пунктов, улиц.  Исследовательский проект Практическая  работа со словарём Символы района.  Рассказ учителя Изучение символики  района.  Администрация района. Рассказ учителя Челябинская область – субъект  Российской Федерации.  Челябинская область на картах мира и   России.   Границы, пограничные территории.   Челябинск – столица нашей области. Работа с картой Беседа Просмотр презентации 18 Формировать навыки коллективной и  организаторской деятельности; понимать  различные позиции других людей, отличные от собственной Приобретет способность к самооценке на  основе критерия успешности деятельности Уметь анализировать и синтезировать  необходимую информацию Использовать различную литературу о нашем  крае, достопримечательностях, и встречи с  людьми с целью поиска и извлечения  познавательной информации Уметь анализировать и синтезировать  необходимую информацию Знакомство с правами и обязанностями, с  символикой  области.  Умение рассказывать о  городе, описывать свое отношение к  событиями, высказывать свои взгляды,  выражать чувства, подводить под понятие;  устанавливать аналогии; проводить  наблюдения и эксперименты, высказывать 21  Официальные символы.  Изучение герба, флага, Челябинской  суждения, делать умозаключения и выводы. Природа нашего края. Представители животного и  растительного мира.  Редкие и исчезающие растения и  области Просмотр презентации Презентация животные.   Край рек и озёр. Водные объекты нашего  Работа с Красной книгой Рассказ учителя Составление рассказа об  края. озёрах и реках Челябинской области.  Климат и погода. История  метеонаблюдений.  Современные наблюдения за погодой.   Опасные погодные явления. Местные  приметы о погоде.  Климатическая характеристика района  проживания. Рассказ учителя  Презентация Рассказ учителя Презентация Рассказ учителя Беседа Рассказ учителя Работа с картой 22 23 24 25 26 27 28 Природные комплексы нашего края. 29  Природные комплексы и их охрана.  Путешествие по заповедному краю  19 Использовать различную литературу о нашем  крае с целью поиска и извлечения  познавательной информации; описывать  животный мир родного села Учитывать разные мнения и стремление к  координации различных позиций в  сотрудничестве. Выполнять учебные действия в  материализованной, речевой и мыслительной  форме Активная мотивации к деятельности,  включающей социальные, учебно ‐  познавательные, внешние и внутренние  мотивы Уметь анализировать и синтезировать  необходимую информацию Знакомство с понятиями «экология», «охрана  природы». Умение работать с иллюстрациями, искать и находить нужную информацию,  использовать речь для регуляции своего Заповедники 21 века.   Памятники природы края. Презентация Презентация Рассказ учителя Беседа Презентация Рассказ учителя Беседа  Заочная экскурсия на Аркаим.   Конкурс плакатов и рисунков «Берегите  Экскурсия Видео Презентация Творческий конкурс природу!»  Викторина об охраняемых территориях и Викторина заповедниках нашего края, памятниках  природы. Просмотр презентации с обсуждением действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ. Планировать свои действия в соответствии с  поставленной целью и условиями ее  реализации 30 31 32 33 34     Материально­техническое обеспечение. Наименование Количество Примечание 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Физическая карта мира  Физическая карта России Физическая карта Челябинской области Атлас Челябинской области Контурные карты. Коллекция полезных ископаемых  Южного Урала Мультмедиа­класс Набор картин растений и животных  Челябинской области Набор плакатов с символикой района,  области Рабочие тетради 1­4класс 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1  12 Электронный вариант На всех учащихся Электронный вариант На всех учащихся Электронный вариант На всех учащихся Электронный вариант На каждого учащегося Электронный вариант На каждого учащегося Электронный вариант На всех учащихся Электронный вариант На всех учащихся Электронный вариант На всех учащихся Электронный вариант На всех учащихся Печатный вариант  На всех учащихся                            Учебно­дидактическое обеспечение.  Рекомендуемая литература: 1. Моя малая родина. Программа внеурочной деятельности. Методические рекомендации.1­4класс. : «Край Ра», 2016г 2. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник.­ Челябинск: «Абрис», 2004 3. Справочник административно ­ территориального деления Челябинской области. ­ Челябинск: 1997 г. 4.  Челябинская область: Энциклопедия. Т1­5.­ Челябинск: Каменный пояс, 2003. Специальная литература: 1. Андреева М.А. География Челябинской области:  ­ Челябинск: ЮУКИ, 2002 21 2.  Атлас. Озерный край, Челябинск: «Абрис», 2002 3. Калишев В.У. У природы нет плохой погоды. О погоде Урала. ­ Челябинск, 1998. 4. Румянцева А.Я. Климат Челябинской области.­ Челябинск. Изд­во ЧГПИ, 1998. 5. Природа Челябинской области. ­ Челябинск. Изд­во ЧГПУ, 2000. 6. Флора и растительность Южного Урала и их охрана. Выпуск 8. – Челябинск, 1979. 7. Андреева М.А. Природа Челябинской области. Челябинск, 2000. 8. Левит А.И. Южный Урал; география, экология, природопользование. – Челябинск, 2001. 9. Бакунин В.А. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: 1993­ 10. Виноградов Страницы Древней истории Южного Урала. Челябинск: 1997­ 11. Методическое пособие Страницы Древней истории Южного Урала.­ Челябинск: 2000 г. 12. Шувалов. От Парижа до Берлина. – Челябинск. 13. Топонимический словарь. 14. Атлас Челябинской области: 1­4класс: «Край Ра», 2011г. 15. Книга для чтения по краеведению 2­4класс: «Край Ра», 2011г. 16. Основы православной культуры южного урала: «Край Ра», 2013г 17.Моя малая родина. Окружающий мир.2­4класс:  «Край Ра», 2016г 22

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017