Алантьева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г.Ноябрьск
E-mail: alanteva.elena@mail.ru
Класс: 2а
Предмет: Окружающий мир.
Тема урока: «На воде и в лесу»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используется модель «перевёрнутый класс». Проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов.
Цели урока:
- Выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу;
- создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности, умения работать в парах и группах;
- содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу и на водоёмах.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
1. Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.
2. Умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умения работать в парах, группах.
2. Внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.
3. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
1. Формулировать тему урока.
2. Искать и выделять необходимую информацию.
3. Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4. Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.
5. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.
6. Рассуждать, доказывать.
7. Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Планируемые результаты:
- предметные:
ü отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
ü приводить примеры съедобных ядовитых ягод;
ü отличать и называть жалящих насекомых;
ü перечислять правила поведения с жалящими насекомыми;
ü запомнят правила поведения во время купания;
ü научатся избегать опасности на воде и в лесу.
- личностные:
ü формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
ü познавательные мотивы учебной деятельности;
ü представление о личной ответственности за свои поступки, находясь на природе;
ü этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
ü потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
ü выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
- метапредметные результаты:
регулятивные:
ü понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
ü сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
ü выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
ü планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
ü фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
ü оценивать правильность выполнения заданий;
ü соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
ü контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
познавательные:
ü находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
ü понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей;
ü анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
ü классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
ü сравнивать объекты по заданным критериям (по внешнему виду);
ü строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
коммуникативные:
ü включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
ü формулировать ответы на вопросы;
ü слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
ü договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
ü поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
ü признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
ü понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как вы уже заметили, у вас сегодня не обычный урок, у нас сегодня много гостей. Я предлагаю вам поздороваться.
2. Актуализация знаний.
СЛАЙД 1.
- Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, делиться своими знаниями с другими, то сумеем избежать любые опасности.
3. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а вот куда именно вы узнаете, посмотрев видео.
СЛАЙД 2. Читаю загадки. Лес и река.
4. Постановка целей и задач урока.
СЛАЙД 2
- Так куда же мы с вами сегодня отправимся, где побываем?
- Молодцы!
- «Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластиковой бутылке или воду.
- Для чего, отправляясь в лес или на речку иметь при себе походную аптечку? (С нами может что-нибудь случиться)
- Каким образом такая красота может таить в себе опасность? (Ответы детей)
- Ребята, какова будет тема нашего урока?
СЛАЙД 3
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Ответы детей)
1) какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёме;
2) вспомнить съедобные и ядовитые грибы, ягоды;
3) составить правила поведения на воде и в лесу?
- Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.
- Ну, что ж, в путь!
Ученик читает стихотворение.
У РЕКИ (Илья)
Летним утром в белых майках
На реку пришёл отряд.
Как ромашки, на лужайке
Майки белые лежат.
Шумно плещутся ребята,
Лишь один Олег сухой.
Он с мосточка трусовато
Воду пробует ногой.
Все друзья зовут Олега:
«Можем плавать научить!»,
Но боится неумеха
Даже ноги намочить.
- Почему Олег боялся заходить в реку?
- Только ли тех людей, которые не умеют плавать ожидает опасность на воде?
- Нет.
- Как вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? Нам расскажет группа 1.
- Памятка о правилах поведения на воде есть в учебнике на с.27. Запомните их и всегда соблюдайте. Но есть ещё одно правило, о котором наши ребята специально умолчали, приготовив для вас задание.
- Откройте рабочие тетради на с.18. Рассмотрите внимательно рисунки и ответьте на вопрос: кто из ребят нырял, а кто нет? Кто не умеет плавать?
- А мы шагаем дальше…
Физкультминутка (Ксюша)
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко. (Ходьба на месте.)
Впереди из-за куста
Смотрим хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим. (Бег на носочках.)
На полянку мы выходим
Много ягод там находим
Земляника так видна!
Мы едим ее с куста. (Наклоны вперед в движении.)
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
5. Работа по теме урока.
- Вот мы уже оказались в лесу. Вика
ВКУСНЫЙ СУП
Ведьма суп варить решила.
Змей сушёных покрошила,
Развела большой костёр
И поставила котёл.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор -
Отыскала мухомор,
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины...
Супчик вышел – то что надо:
Целых двадцать литров яда!
- Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему?
- Почему же грибы несут опасность и какую? Об этом нам расскажет 2 группа.
СЛАЙД 17
- Подберёзовик, подосиновик, боровик, лисички, опята, маслята, сыроежки, рыжики, волнушки – это съедобные грибы.
- Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.
СЛАЙД 18 Кирилл
- Этот гриб зовут лесной смертью. Съешь одну шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства. (Мухомор)
СЛАЙД 20
- Есть в лесу опасные грибы двойники. Белый гриб (шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки) и желчный гриб (шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки).
СЛАЙД 21
- Опята (шляпка снизу желтовато-белая, на ножке кольцо) и ложные опята (шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца)
СЛАЙД 22
- Шампиньон (шляпка снизу розовая, внизу на ножке нет мешочка) и бледная поганка (шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек)
- Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых.)
- Если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать. Ну а если сорвали - выбросить.)
- Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям?
1) Собирай только знакомые тебе грибы.
2) Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы.
3) Всегда спрашивай
взрослых, съедобны ли грибы, которые ты
собрал. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие - нет.
Полина
Но лес богат не только грибами, но и…
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (Ягода)
СЛАЙДЫ 25, 26
- Всё о лесных ягодах нам расскажет 3 группа учеников.
- Сейчас проверим, какие ягоды вы знаете? ( Земляника, брусника, ежевика, костяника, черника, морошка)
- Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу.
- Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.
СЛАЙД 27
- Это красивое, но очень опасное растение. Сок его содержит яд. Если он попадёт на кожу или в глаза, то вызывает очень сильное раздражение. Ягоды могут вызвать очень сильное отравление. (Волчье лыко)
СЛАЙД 28
- Назвали ягоду за её форму – глазом, а за цвет – вороньим. Эта растение встречается часто. Её ягоды нельзя пробовать на вкус, так как они ядовиты. (Вороний глаз)
- Ну, вот мы познакомились со съедобными и опасными, ядовитыми грибами и ягодами.
- Получается, нужно уничтожить все ядовитые ягоды и грибы? (Нет, некоторые несъедобные грибы являются пищей и лекарством для животных. Так лоси лечатся мухоморами.)
- С какой еще опасностью мы можем столкнуться в лесу?
- Посмотрите на слайд. (Винни-Пух улетает на воздушном шаре от пчёл)
- Кого боится Винни-Пух?
СЛАЙД 29
- Жалящих насекомых. Почему их следует опасаться, нам расскажет 3 группа.
СЛАЙД 30
1) Пчела – одомашненное человеком насекомое. Они живут в ульях большими семьями;
2) Оса – небольшой длины (15-20 мм) живёт семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек;
3) Шершень – выделяется среди ос размером. Очень крупный до 3 см.
4) Шмель – мохнатый, симпатичный.
- Ребята, как одним словом мы можем назвать насекомых, которые находятся на картинках? (жалящие)
- Правильно, а кто знает, почему их так называют?
СЛАЙД 34
- Правильно, у каждого из них есть жало. Оно расположено на конце брюшка. В обычном состоянии его не видно, но когда насекомое начинает чувствовать опасность, то вытаскивает его из себя. Через жало впрыскивается яд. После чего насекомое погибает.
- Чтобы с нами не случилась беда, нужно помнить о правилах поведения в лесу!!!
СЛАЙД 35
1) Не тревожь жалящих насекомых. Держись подальше от их гнёзд.
2) Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит.
3) Осы частенько садятся на сладкое. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.
СЛАЙД 36
- Но если вас всё-таки ужалило насекомое, то необходимо:
1) Удалите жало (так же как и занозу).
2) Ранку промойте.
3) Чтобы уменьшить боль, на место укуса положите что-нибудь холодное.
4) Если насекомое укусило в губу или веко – срочно обратись к врачу.
6. Итоговая беседа.
- Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? Ответим на вопросы:
- Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.
- Как избежать опасности при встрече с жалящими насекомыми?
- Какие правила поведения на водоёме для вас оказались новыми?
- Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, когда готовились к этому уроку, поделились своими знаниями с одноклассниками и эти знания пригодятся вам в жизни.
- А вот насколько вы были внимательны сегодня на уроке, мы проверим, выполнив тест в тетрадях.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Мы не можем уйти из леса с пустыми корзинками. Выберите карточку с изображением землянички, если вам было интересно на уроке, все понятно. Если испытывали трудности и у вас остались вопросы – картинку с мухомором.
8. Домашнее задание:
- Учебник, с.26-29 прочитать и ответить на вопросы, рабочая тетрадь с.17 №1, с.20 № 6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.