Рабочая программа по внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 09.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный курс занятий внеурочной деятельности расчитан на 4 года. В 1 классе учащиеся знакомятся с этапами проектной деятельности, т.е. на каждом занятии предусмотрены задания на отработку одного из этапов проектной деятельности. Со 2 класса уже добавляется работа над полноценными двумя-тремя проектами.
Иконка файла материала Раб.пр по проектной деят 1-4, Бурдина С.Е..docx
 МАОУ «Гимназия №35» г.Владимир Проектная деятельность Рабочая программа куса внеурочной деятельности для младших школьников. 1-4 класс Cоставила: Бурдина Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА              Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых  способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное  развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной  навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального  умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем —  профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным  становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей  способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно  обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно  сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для  новых контактов и культурных связей. Цель программы –  Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.          Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров  по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального  использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность  и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,  использование). Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения   требует   использования   в   образовательном   процессе   технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как   одно   из   условий   реализации   основной   образовательной   программы   начального общего   образования.  Современные   развивающие   программы   начального   образования включают   проектную   деятельность   в   содержание   различных   курсов     и   внеурочной деятельности.Актуальность      программы   также   обусловлена   ее   методологической значимостью.   Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­ исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.   Особенностью  данной   программы   является   реализация   педагогической   идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и целостности образования в целом;  Развития   индивидуальности   каждого   ребенка   в   процессе   социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно­воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.       В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть  сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему  получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя все  существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать  свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).  :  занятия проводятся 1 раз в неделю  во 2 классе   в учебном  Форма организации   кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на  предприятиях и различных объектах села ( улицы, архитектурные  достопримечательности и пр.)  проектная деятельность  включает проведение опытов,  наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными  людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность  предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,  справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий,  родители, увлеченные люди, а также другие дети.Сроки реализации программы: 4 года (1­4 класс).         Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:                  Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками   новых   опыта   решения знаний, проектных   задач   по различным   направлениям. Результат   выражается   в понимании   детьми   сути проектной   деятельности, умении   поэтапно   решать проектные задачи.         Второй   уровень   результатов (2­3 класс Третий результатов (4 класс)   уровень предполагает  позитивное отношение  детей к базовым ценностям  общества, в частности к  образованию и  самообразованию.   Результат проявляется в  активном использовании  школьниками метода  проектов, самостоятельном выборе тем (подтем)  проекта, приобретении  опыта самостоятельного  поиска, систематизации и  оформлении интересующей  информации. предполагает  получение школьниками  самостоятельного  социального опыта.  Проявляется в участии  школьников в реализации  социальных проектов по  самостоятельно  выбранному направлению. Итоги реализации  программы могут быть  представлены через  презентации проектов,  участие в конкурсах и  олимпиадах по разным  направлениям, выставки,  конференции, фестивали,  чемпионаты и пр. Планируемые результаты. Должны научиться Обучающиеся должны научиться  видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты;  делать умозаключения и выводы;  структурировать материал;   готовить   тексты   собственных ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ докладов; ■ свои идеи.  объяснять, доказывать и защищать Сформированные действия Рефлексировать (видеть  В ходе решения системы проектных  задач у младших школьников могут  быть сформированы следующие  способности:  проблему; анализировать сделанное –  почему получилось, почему не  получилось, видеть трудности,  ошибки);  удерживать цели);  своей деятельности);  Планировать (составлять план  Моделировать (представлять  Целеполагать (ставить иПроявлять инициативу при поиске способ действия в виде модели­схемы,  выделяя все существенное и главное);  способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию  (взаимодействовать при решении  задачи, отстаивать свою позицию,  принимать или аргументировано  отклонять точки зрения других). Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса  средства формирования организация на уроке  парно­групповой работы результаты личностные формируемые  умения  формировании у детей  мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации  и саморазвитии.  развитие   познавательных навыков   учащихся,   умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие   критического и творческого мышления.    регулятивные • учитывать выделенные  Метапредметные результаты учителем ориентиры действия в  новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; • соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане планировать свое действие в  • осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по результату; • в сотрудничестве с  учителем ставить новые  учебные задачи; • преобразовывать  практическую задачу в  познавательную ; • проявлять  познавательную  инициативу в  учебном со­ трудничествепознавательные коммуникативные • умения учиться: навыках  решения творческих задач и  навыках поиска, анализа и  интерпретации информации. • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать  конкретную работу. • осуществлять поиск  • необходимой информации для  выполнения учебных заданий с  использованием учебной  литературы; ­ основам смыслового чтения  художественных и познава­ тельных текстов, выделять  существенную информацию из  текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков;  Учиться выполнять различные  роли в группе (лидера,  исполнителя, критика).  умение координировать свои  усилия с усилиями других.  • формулировать собственное  мнение и позицию; • договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов; задавать вопросы;  • допускать возможность  существования у людей  различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его  собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении  и взаимодействии; учитывать разные мнения и  • стремиться к координации различных  • осуществлять  расширенный поиск  информации с  использованием ресурсов  библиотек и Интернета;  учитывать разные  мнения и интересы и  обосновывать  собственную  позицию;  понимать  относительность  мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать  свою позицию и  координировать ее с  позициями  партнеров в  сотрудничестве при  выработке общего  решения в  совместной  деятельности;  продуктивно  разрешать  конфликты на основе учета интересов ипозиций в сотрудничестве позиций всех его  участников;  с учетом целей  коммуникации  достаточно точно,  последовательно и  полно передавать  партнеру  необходимую ин­ формацию как  ориентир для  построения  действия;             Методические и учебные пособия  С.Н.Тур, Е.И.Васюкова «Духовно­нравственное воспитание» Тетрадь проектов, 1,2,3,4 класс  Дубова   М.В.   Организация   проектной   деятельности   младших   школьников. Пособие для учителя. – Баласс, 2011  Селевко  Г.К.   Современные   образовательные   технологии   –   М.   Народное образование, 1998.  Проектная деятельность в начальной школе/авт.­сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.  Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных   классов.   //   Сборник.   Как   организовать   проектную   деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.  Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.  Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006. Содержание тем проектной деятельности (календарно­тематическое планирование) Календарно­тематическое планирование на 1 класс Всего: 32 часа, 1 час в неделю № занят ия 1. Тема проекта Содержание, методические приемы Наша школа Работа над Экскурсия по территории школы. Конкурс рисунков «Моя школа». Ко л­ во час ов 2 Исследователь с­кие  умения ­умение выдвигать гипотезу.стротемой. Наша безопасность. Цель проекта и его актуальность Краски осени Алгоритм  работы над  проектом. Моя любимая игрушка Презентация индивидуального проекта Моя семья. Коллективный  проект. (конструкторски й и  технологический  этап) Наш дом Критерии оценивания Самооценка Наши имена. Работа с разными источниками информации. Ёлочки Групповой проект. Оценивание групповой работы  Беседа   о   правилах   дорожного движения. Конкурс   рисунков   «По   безопасной дороге в безопасное будущее». Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение   возможных   композиций поделок из собранного материала. Выставка работ. Экскурсия в музей игрушки Презентация своей любимой игрушки Беседа «Моя дружная семья» Оформление выставки фотографий и рисунков «Наши семьи». Беседа «Мой дом – моя крепость». Конкурс рисунков «Дом моей мечты». Беседа «Что значит моё имя?» Рассказы детей о своих именах. Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» Выставка работ. Птицы зимой Эмпирический Беседа «Как помочь птицам зимой?» Изготовление кормушек для птиц. ить предположени ­умение ставить задачу; ­умение видеть проблему ­умение планировать свою деятельность; ­умение наблюдать ­умение презентовать свой «продукт»  ­ коммуникатив ­ные умения; ­навык организации рабочего места ­умение контролирова ть и оценивать свою деятельность ­умения работать с источниками информации ­умение руководить работой группы или быть её участником ­умение планировать 2 3 2 2 2 2 2 3 3. 5. 8. 10. 12. 14. 16. 18.проект Живые витамины Взаимодействие субъектов образовательног о процесса при организации проектной деятельности Сувенир в подарок Разные формы презентации. Кто такой Петрушка? Работа с разными источниками информации Откуда пришли комнатные растения. Теоретический проект с элементами исследовательск ой деятельности День моей фамилии Теоретический проект с элементами исследовательск ой деятельности Праздники в России Межпредметны й творческий проект 21. 23. 26. 28. 30. 32. Выставка работ и вывешивание их на улице. Подготовка   к   утреннику   «День здоровья». Утренник «День здоровья».   Изготовление посвященных 23 февраля. Изготовление   посвященных 8 марта. Выставка работ. сувениров, сувениров, Беседа   «Герои   русских   народных сказок». Выставка   рисунков   и   поделок   «Мой любимый   герой   русских   народных сказок». Беседа   «Комнатные   растения.   Зачем они нам?» Посадка   цветов   с   целью   озеленения класса. Беседа   «Каждая   фамилия   –   это история семьи». Рассказ   о   происхождении   своей фамилии или о своей семье. Конкурс книжек «Моя семья». Беседа «Главные праздники страны». Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс   рисунков   «Мой   любимый праздник». свою работу ­ 2 коммуникатив ные умения ­навык выбора оптимального способа работы; ­умение представить результат своей работы. ­умение сбора информации; ­умение обобщать ­умение действовать по алгоритму; ­умение прогнозироват ь результаты работы ­умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать ­умение объяснять и защищать свои идеи. 2 2 2 2 2Календарно­тематическое планирование на 2 класс Всего: 33 часа, 1 час в неделю Тема проекта Содержание, методические приёмы Формируемые  умения Кол­ во  часов №  заняти я 1 ­ 3 Грибы нашей местности 4 ­ 6 Местные виды  птиц 7 ­ 8 Наши фамилии 9 ­ 10 Осторожность и  безопасность 11 ­ 12 Культура  поведения Знай и люби наш край Сбор информации про  грибы Сочинение сказок про грибы Презентация «Грибная  поляна» Экскурсия в парк с целью  изучения «Птицы нашего  города» Изучение и подбор  материала для викторины о  птицах нашего региона. Презентация викторины  «Птичий мир  Владимирского края» «Корни» моей фамилии Исследование «Самая  популярная фамилия города Владимира» Что такое хорошо?!  Инсценировки по ПДД и правилам  безопасности.  Создание коллекции  запрещающих знаков  по правилам  безопасности Инсценировка правил  поведения в общественных  местах Экскурсия в кукольный  театр 3 3 2 2 ­умение ставить  задачу; ­умение видеть  проблему ­умение планировать свою деятельность; ­умение наблюдать; ­умения работать с  источниками  информации ­умение  презентовать свой  «продукт» ­коммуникативные умения; ­Групповые работы, в том числе  и с ролевым  распределением  работы в группе; 2 ­коммуникативные умения; ­Экскурсия как  средство  стимулирования  проектной  деятельности детей13 ­ 16 Если хочешь быть  Полезные и вредные  4 здоров! продукты  Закаливание  Режим дня школьника  (лекция специалиста)  Исследовательский  проект «Живые  витамины» 17 Духовные устои  человека Встреча со  священнослужителем 1 С русским задором по русским просторам. 18 19 Прибаутки и  небылицы Плясовые песни и припевки 20 ­ 22 Частушки и  хороводы Прибаутки и небылицы в  русской литературе. Разучивание прибауток и  небылиц. Разучивание песен и  припевок Сбор информации и  разучивание частушек Хоровод, как неотъемлемый атрибут праздника на Руси Сочинение своих частушек  про детей и школу 23 Русские народные музыкальные  инструменты Поиск информации в  энциклопедиях. интернете. Презентация рисунков.  24 ­ 25 Русские народные праздники Экскурсия в ДМЦ Празднование масленицы в  музее Жуковского 26 ­ 28 Народные забавы Игры наших бабушек и  дедушек Разучивание забытых игр Юный патриот 29 Символика  Символика России (Игра –  1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 ­ Развитие умения  видеть проблемы; ­ Развитие умений  задавать вопросы. ­ Совместное или  самостоятельное  планирование  выполнения  практического  задания; ­ Наблюдение как  способ выявления  проблем. ­ Развитие умений  задавать вопросы. ­умение руководить работой группы или быть её участником ­коммуникативные умения ­умения работать с источниками информации ­коммуникативные  умения ­умение  презентовать свой  «продукт» ­умения работать с источниками информации ­ Развитие умений  задавать вопросы. ­Развитие умений  задавать вопросы. ­коммуникативные  умения ­умение руководитьРоссии лото) 30 ­ 32 Никто не забыт,  ничто не забыто.  Встреча с ветераном  Помощь детей в годы  3 ВОВ  Возложение цветов к  вечному огню Игра «Колесо фортуны» с  использованием ИКТ 1 33 Великие люди  земли  Владимирской работой группы или быть её участником ­Развитие умения  слушать; ­Развитие умений  задавать вопросы. ­умение руководить работой группы или быть её участником Календарно­тематическое планирование  3 класс Всего: 33 часа, 1 час в неделю № занятия Тема проекта Содержание, методические приемы Кол­ во часов Исследовательские  умения Здравствуйте,­это Я» Что такое хорошо?! Моя автобиография Тайны моего характера Моя семья Я и мои друзья Почему мы разные? Тайны моего характера. Семейные традиции. Семейный герб Папа, мама, я – спортивная семья.(спортивный праздник) Какой я друг? Правила школьной дружбы Копилка доброго человека Герои сказок­друзья и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­навык выбора оптимального способа работы; ­умение представить результат своей работы. ­умение ставить  задачу; ­умение видеть проблему ­навык выбора оптимального способа работы; ­умение представить результат своей работы. ­коммуникативные умения ­умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать ­умение выделятьнедруги. Моё здоровье Самое большое сокровище Я – Владимирец! в жизни­здоровье. Распорядок дня школьника На зарядку становись!  Комплекс упражнений для зарядки.  Конкурс весёлых музыкальных зарядок Гигиена тела – составляющая здоровья. Полезные и бесполезные продукты. Правила безопасности Знай и люби наш край Достопримечательности родного края. Виртуальное путешествие по Владимирской области. Гербы городов Владимирской области. Археологические памятники Русская изба  Экскурсия в ДМЦ на экспозицию «изба»  Коллективная работа «Моя деревня» Игровая программа «Я ­ Владимирец! » 10 11 12­13 14 15 16 17 18 19 20 21­22 23 1 1 2 1 1 1 2 1 С русским задором по русским просторам. 24­25 Народные приметы (групповой проект)  Поиск информации в 2 энциклопедиях. Интернете  Оформление коллективной газеты «Народные приметы» главное, сопоставлять и сравнивать ­ Развитие умения  видеть проблемы; ­ Развитие умений  задавать вопросы. ­ Совместное или  самостоятельное  планирование  выполнения  практического  задания; ­ Наблюдение как  способ выявления  проблем. ­умения работать с источниками информации ­умения работать с источниками информации ­умение руководить работой группы или быть её участником ­умение задавать  вопросы ­коммуникативные  умения ­умение планировать свою деятельность; ­умение наблюдать; ­умения работать с  источниками  информации ­умениеРусские народные праздники 26­29  Экскурсия в ДМЦ  Праздник масленицы (игровая программа силами детей)  Экскурсия в г.Александров Александровская слобода. Сватовство  30­31 Народные забавы Игры наших бабушек и  дедушек Разучивание забытых игр Юный патриот Никто не забыт,  ничто не забыто. «Спасибо деду за победу!»­ Встреча с ветераном Великие люди  земли  Владимирской Игра «Колесо фортуны» с  использованием ИКТ 32 33 №  заняти я 1­3 презентовать свой  «продукт» ­Развитие умения  слушать; ­Развитие умений  задавать вопросы. ­коммуникативные  умения ­Развитие умения  слушать; ­Развитие умений  задавать вопросы. ­Развитие умения  слушать; ­Развитие умений  задавать вопросы. 4 1 1 1 1 Исследовательские  умения ­ умение  представлять  результат  выполнения  проекта в виде  материальных  продуктов. ­коммуникативные  навыки ­умение выделять  предполагаемых  направлений  работы; Календарно­тематическое планирование  4 класс Всего: 34 часа, 1 час в неделю Тема проекта Содержание,  методические приемы Моя малая родина. Знай и люби наш край  Подготовка  электронных  презентаций «Моё  любимое место  отдыха»  Экскурсия в  Мещёру Кол­ во  часов 3 С русским задором по русским просторам. Богатыри: вчера и  сегодня 4­7  Экскурсия в ДМЦ,  экспозиция  «Богатыри»  Просмотр фильмов  4о богатырях  Работа над  исследовательским  проектом «Не  перевелись ещё  богатыри на земле  русской»  Праздник «Славна  богатырями земля  русская!» Что такое хорошо?!  Индивидуальная  работа над  проектом.  Подготовка  презентаций,  альбомов, плакатов  и их демонстрация.  Спортивный  праздник «Моя  спортивная семья!»  Создание памяток  безопасного  поведения в разных  случаях  жизнедеятельности;  Просмотр фильма  «Сам себе МЧС»  Игровая конкурсная программа «Знатоки безопасности»  Агитбригада для  первоклассников  «Мы за  безопасность»  Беседа о добре и  зле; Тренинг  «Камешки»  Работа над  индивидуальными  проектами «Доброта спасёт мир?»  Создание «Сундучка ­Определение  исследовательских  задач; ­умение планировать свою деятельность; ­систематизировать и анализировать  полученные  данные. ­Определение  исследовательских  задач ­умение планировать свою деятельность; ­систематизировать и анализировать  полученные  данные. ­ умение  представлять  результат  выполнения  проекта в виде  материальных  продуктов. ­коммуникативные  навыки ­ умение  представлять  результат  выполнения  проекта в виде  материальных  продуктов. ­коммуникативные  3 4 6 8 ­ 10 Спортивная жизнь  моей семьи (исследовательский проект) Школа  безопасности 11­ 14 Не всё то золото,  что блестит. 15­ 20добрых дел»  Создание книжек­ малышек со  сказками,  рассказами и  стихами о хороших  поступках.  «Азбука  вежливости»  Праздник «Урок  Добра»  Национальные  традиции  Национальная кухня (создание книг­ рецептов)  Устное народное  творчество разных  народов России»  Создание  презентаций о жизни и культуре разных  народов России  Праздник «Давайте  жить дружно!»  Полезные и  бесполезные  продукты  (исследовательская  работа)  Оформление  21 ­ 24 Мы такие разные и  такие похожие. (исследовательский проект) В здоровом теле –  здоровый дух? 25­28 плакатов о здоровой пище.  Экскурсия в  спортивную школу  СДЮШОР  ДЗЮДО88  Игровая конкурсная программа «Рецепты здоровья!» Юный патриот  Просмотр фильма  «Помни имя своё»  Возложение цветов к 29­32 Война и наша семья (исследовательский проект) навыки 4 4 ­умение планировать свою деятельность; ­умение наблюдать; ­умения работать с  источниками  информации ­умение  презентовать свой  «продукт» ­Развитие умения  слушать; ­Развитие умений  задавать вопросы. ­ умение  представлять  результат  выполнения  проекта в виде  материальных  продуктов. ­коммуникативные  навыки 3 ­Определение  исследовательских  задач33­34 Известные люди  Владимира вечному огню  Поздравления для  ветеранов  Презентации работ 2  Поиск информации  и подготовка  презентаций  Отчёт о  проделанной работе  «Их имена  прославили наш  город» ­умение планировать свою деятельность; ­систематизировать и анализировать  полученные  данные. ­умение работать с  информацией; ­ умение  анализировать и  систематизировать  полученные знания.