Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл—9 кл
06.03.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Рабочая программа курса «Основы православной культуры» составлена на основе курса «История религиозной культуры: Основы православной культуры» А.В. Бородиной. Изучение основ православной культуры в СОШ № 6 зафиксиро¬вано в учебном плане и расписании, является одной из форм освоения учащи¬мися знаний о православной культуре и традиции. Это форма освоения знаний о православной культуре, которая реализуется за рамками общеобязательного фе¬дерального компонента образования, на добровольной основе. 1. Планируемые результаты изучения предмета Цели: • формирова¬ние верных представлений о христианской системе ценностей, в которую гармонич¬но включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, привер¬женности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданствен-ности, об уважительном отношении к ближнему, бережном отношении к природе; • ознакомление учащихся с материальными и ду¬ховными сокровищами отечественной и мировой православной культуры; • воспитание уважительного отношения к мировому полиэтничному и поликонфессиональному многообразию.
Рабочая программа_ОПК.docx
Краснодарский край Кущёвский район станица Кущёвская Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 ст. имени С.Т. Куцева УТВЕРЖДЕНО                                                                    решением педагогического совета                                                            протокол №1от 29 августа 2018 года                                                                    Председатель  _______Триус В.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы православной культуры» срок реализации программы:   5 лет возраст обучающихся:  11­16  лет составитель: Просучкова М.Г. Программа разработана на основе авторской программыА.В. Бородиной «История  религиозной культуры: Основы православной культуры», 5­9 классы. ­ М.:  «Экзамен», 2015 год. 1 Рабочая программа курса «Основы православной культуры» составлена на основе курса  «История религиозной культуры: Основы православной культуры» А.В. Бородиной. Пояснительная записка Изучение основ православной культуры в СОШ № 6 зафиксировано в учебном плане и  расписании, является одной из форм освоения учащимися знаний о православной культуре и  традиции. Это форма освоения знаний о православной культуре, которая реализуется за рамками  общеобязательного федерального компонента образования, на добровольной основе. Цели: 1. Планируемые результаты изучения предмета  формирование   верных   представлений   о   христианской   системе   ценностей,   в   которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, привер­ женности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности, об уважительном отношении к ближнему, бережном отношении к природе; ознакомление   учащихся   с   материальными   и   духовными   сокровищами   отечественной   и мировой православной культуры; воспитание   уважительного   отношения   к   мировому   полиэтничному   и поликонфессиональному многообразию.   В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования   в   программе   отображены  задачи   курса,   отражающие   планируемые   результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5­9 классов.  Личностные результаты обучения:  воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;  формирование целостного восприятия мира;   формирование культуры общения;    предупреждение возможных тупиков личностного развития; воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; воспитание патриотизма;     формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно­национального единства; духовно­нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; приобщение кхудожественно­эстетическим отечественным традициям; расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко­культурологического значения; оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре; возрождение православных основ семьи;      2  пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;   формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества. Метапредметные результаты обучения:   уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера;  излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу. Знать/понимать В результате изучения курса выпускник:             получит историко­культурологические и наиболее общие богословские знания в области мировых религий, религиозно­философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии; овладеет богословской терминологией;  ознакомится с иконописью, фреской, агиографией; узнает содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета; научится читать и понимать церковнославянские тексты; узнает историю, значение и традиции православных праздников;  ознакомится с православным календарём; изучит устроение и назначение православного храма; ознакомится с особенностями православного богослужения; научится читать на церковнославянском языкае ознакомится с мировыми религиями и сектами; с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию; получит представление об особенностях культовой архитектуры разных религий; 2. Содержание программы. «Церковнославянский язык» ­ 5 класс Введение.  Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем.  Тема 1. «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЯЗЫКА СЛАВЯН»  Для чего создавалась славянская азбука. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской  письменности. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковно­славянского языка. Гражданская азбука и  основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции  древнеславянского — церковнославянского — русского языка. Современный русский алфавит. Первые книги на Руси. Монастыри как центры русской учёности. Изготовление книг.  Тема 2. «ИЗУЧАЕМ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКУЮ ГРАМОТУ»  Буквы ер и ерь. 3 Буквы, передающие один и тот же звук. Буквы есть и ять, иже и и. Буквы юс малый и я, он и омега.  Буквы земля и зело, ферт и фита. Буквы ук и ижица.  Буквы кси, пси, от. Тема 3. «НАДСТРОЧНЫЕ ЗНАКИ»  Придыхания. Ударение. Титла простые и буквенные.  Тема 4. «ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО­ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИ»  Правила чтения по­церковнославянски. Употребление заглавных букв. Тема 5. «РОЛЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМОВ В ЛИТЕРАТУРНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»  Церковнославянские слова в русском языке. Понятие о высоком литературном стиле. Тема 6. «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ» Употребление знаков препинания в церковнославянских текстах.  Тема 7. «ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ В ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ»  Буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка. Буквы, обозначающие десятки.  Буквы, обозначающие сотни и тысячи. Тема 8. «ЧТЕНИЕ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ ТЕКСТОВ» Написание, чтение, перевод и толкование текстов. Закрепление материала. Молитва. Назначение молитвы. Молитва церковная и молитва как жанр художественного поэтического  произведения. Тропарь. Церковнославянские тексты молитв. Церковнославянский текст Никео­Цареградского Символа веры. Заповеди Ветхого Завета в церковнославянском написании.  Заповеди Блаженства на церковнославянском языке. Нагорная проповедь в произведениях русских поэтов. Евангельские притчи на церковнославянском языке. Притча о сеятеле.  Притча о мытаре и фарисее. Притча о заблудшей овце. Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими  поэтами. Алфавит духовный святого Димитрия Ростовского. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках. Рождество Пресвятой Богородицы:  Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы.  Рождество Христово.  Сретение Господне. Крещение Господне.  Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница.  Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня.  «Основы православной культуры» ­ 6 класс Введение 4 О чем рассказывает история религиозной культуры. Для чего нужно изучать историю религиозной культуры. Тема 1. «Что мы знаем о православии?»  Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры. Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии. Источники   знаний   о   Боге:   Священное   Писание,   Священное   Предание   и   окружающий   мир.   Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество.  Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав. Первые христиане­мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Тема 2. «Священное писание»  Библия: история создания, композиция. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия. Тема 3. «Храм ­ дом Божий»  Храм как явление общественной жизни россиян.  Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход». Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово­купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение. Святыни­храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию. Новый Иерусалим. История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля. Тема 4. «Религиозное искусство»  Религиозная тематика в искусстве разных народов.  Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.  Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.  Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.  5 Русские   иконописцы:   Алипий,   Феофан   Грек,   Андрей   Рублёв   и   другие.   Особенности   иконотворчества. Представление об исихазме. Агиосаритисса.  Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.  Иконография   Богородичных   икон.   Иконографические   типы:   Оранта,   Одигитрия,   Елеуса,   Панахранта, Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери. Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного искусства. Тема 5. «Агиография»  Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.  «Раннее христианство» ­ 7 класс Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ»  Роль человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно­нравственного начала в человеческом обществе. Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист. Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА»  Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х. Древняя Палестина накануне Рождества Христова.  Культура   и   религиозные   верования   в   Римской   империи   переломного   времени.   Кризис   верований. Обожествление императора. Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.  Кумранская община. Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»  Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ  I  – начала  II  вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».  Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю. Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО»  Рождение Христа и первые христиане.  Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.  Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне. Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12­ти. Апостолы из 70­ти. 6 Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»       Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.  Жизнь первых христиан. Иаков Праведный – первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Отношения в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан. Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ»  Деяния Апостолов из 12­ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.  Деяния святого Апостола Петра. Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов из 70­ти. Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери Афона. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы. Апостольский Собор. Причина созыва Апостольского Собора. Решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета. Гонения на Церковь. Причины гонений. Периодизация истории гонений на христиан. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом.  Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик   Иустин  Философ.   Священномученик  Поликарп,   епископ   Смирнский.   Священномученик   Киприан. Епископ Карфагенский. Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания. Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Научные противники христианства. Апологетические труды Тертуллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласительное училище. Тит Флавий Климент. Ориген. Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ»  Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь – первая христианская столица.  Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»  Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов. Символы,   образы,   сюжеты   раннехристианского   искусства.   Возникновение   христианской   символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов. Итоговый урок «Истоки и особенности христианского церковного искусства» «Христианство в  V–XV вв.» ­ 8 класс Тема 1. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧАЛУ V ВЕКА»  7 Иоанн Богослов. Источники вероучения новозаветной Церкви. Ортодоксальная (православная) позиция.  Борьба с ересями. Ереси иудействующих (евиониты, назареи, елкезаиты, самсеи). Гностицизм, манихеи. Николаиты. Антитринитарии. Монтанизм. Хилиазм. Вселенские Соборы. Возникновение   монашества.   Основные   разновидности   монашества:   отшельничество   (анахоретство)   и общежительные   монастыри   (киновии).Антоний   Великий   —   основатель   отшельничества.Родоначальник общежительных монастырей — Пахомий Великий. Главная цель монашества — восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма. Писатели и отцы Церкви. Патристика (патрология). Православная патрология. IV век — золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Александрийский.Василий Великий, Григорий Богослов.ГригорийНисский, Иоанн Златоуст. Тема 2. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО­КАТОЛИЧЕСКОГО  НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ»  «Римский папа» — появление термина в III–IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почетное и юридическое первенство среди всех христианских епископов. История папства.  Латинизация и христианизация европейских народов с V века.  Развитие «латинского» направления в христианстве на религиозно­политических и правовых прецедентах. Особенности римского богослужения.  Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры в Римской церкви. Латеранские соборы. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Формальное разделение христианства в 1054 году. Анафема Льва IX и Михаила Керуллария друг на друга. Униформизм латинского христианства, преследование инакомыслящих и инаковерующих. Тема 3. «РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ XI–XII вв.»  Церковные реформы, начатые папой Львом IX. Причины и задачи реформ. Реформа папы Григория VII.  Тема 4. «КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ»  Исторические и религиозные причины крестовых походов. Призыв папы Урбана II к I крестовому походу на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. Результаты похода. Крестовые походы XII в. Цели и результаты IV крестового похода. Взаимоотношения между Западной и Восточной Церквами после крестовых походов. Тема 5. «КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ»  Причины возникновения на Западе католических орденов в XIII в. Св. Доминик. Орден доминиканцев. Св. Франциск Ассизский — один из самых почитаемых католических святых. Францисканский орден. Стигматы. Католические стигматики. Альберт   Великий.   Св.   Фома   Аквинский.   Св.   Клара   из   Ассизи.   Орден   кларисс.   Орден   кармелитов. Происхождение орденов тамплиеров и госпитальеров. Тема 6. «ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ»  Проблема «власти на земле» в католической культуре. Великий раскол Католической церкви в VI в. Ересь катаров. Борьба доминиканского ордена с «религиозным невежеством» христиан. Движение альбигойцев. Создание инквизиции как церковного института. Передача инквизиции доминиканцам и францисканцам. Деятельность инквизиции в Западной Европе. 8 Тема 7. «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V–IX вв.»  Соборные традиции Православной Церкви. Правило рецепции. Возвышение Константинопольской епископской кафедры. Создание единого Типикона. Формирование литургической основы Православной Церкви и принципов церковного искусства в Византийской церкви.  «Эпанагога» императора Василия I Македонянина и идея «симфонии Царства и Священства».  История монашества Святой горы Афон. Тема 8. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН»  Миссия учителей словенских — св. Кирилла и св. Мефодия.  Просветительская деятельность св. Кирилла и св. Мефодия в Моравии. Сопротивление латино­немецкого духовенства. Продолжение просвещения славян учениками св. Кирилла и св. Мефодия в Болгарии. Становление Сербской церкви. Великий жупан Михаил Неманя и его сыновья Стефан Первовенчанный и святитель Савва. История монастыря Хиландар на Афоне. Крещение Руси. Византинизм русской культуры.  Осмысление значения и смысла христианства в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.  Борьба русского народа за сохранение православия как государственной религии и духовной основы русской национальной культуры.  Монашество на Руси.  Иосифляне и нестяжатели. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Русский монастырь Св. Пантелеимона на Афоне. Тема 9. «АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»  Лионская уния 1274 г. и отношение к ней Русской Православной Церкви. Флорентийская   уния   1439   г.   и   религиозные   предпосылки   обретения   Русской   Церковью   полной самостоятельности. Арест митрополита Исидора. Поставление собором русских епископов 1448 г. архиепископа Рязанского Ионы митрополитом Московским и всея Руси. Развитие идеи «Москва — третий Рим».  «Христианство в XVI–XX вв.» ­ 9 класс Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Католическая церковь и народные движения на Западе вXV в. Духовные поиски и критика В XV–XVI вв.»  церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре. Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения. «95   тезисов»   31   октября   1517   года   священника   и   профессора   теологии Виттенбергскогоуниверситета Мартина Лютера (1483–1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера. 9 Официальнаяпротестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс. Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально­экономические и религиозно­политические предпосылки Реформации. Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня­по всему миру. Термины   «протестант»,   «реформаторы»,   «евангелисты».   Классификация   протестантских церквей по деноминациям. Высочайшая степень адаптации протестантских деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в существовании множестваразличных независимых   христианских   движений,   церквей,   общин   и   сект,   автономных   в   своейрелигиозной жизни; объединение их на национальном или международном уровне попринципу общей цели. Отказ   от  латыни  и   переосмысление  христианства  в  категориях  национальных   культур  и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения. Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции: 1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы. Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ»  Формирование   двух   основных   течений   протестантизма   в   период   Реформации. Собственнопротестантское направление. Умеренно­консервативные лютеранские церкви. Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века. Англиканская церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости. Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII века. Возникновение новых протестантских церквей, общин и сект. Мормоны и пятидесятники. Религиозно­нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни   святость   и   спасение   через   активную   профессиональную   деятельность. верующих, Обмирщениецерковной жизни. Секуляризация. Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии. Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. 10 Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты. Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО»  Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища. Искусство протестантского Запада. Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО­КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»  Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под   парусами   Португалии   и   Испании   в   Центральную   и   Южную   Америку,   на Африканскоепобережье   и   в   отдельные   регионы   Азии   в   XVI   в.   Результат   миссионерской деятельности иколониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско­католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах. Глубочайший кризис в истории Римско­католической церкви в результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов. Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация. Деление   Европы   на   католические   и   протестантские   государства.   Вестфальский   мирный договор 1648 г., принцип «чье правление, того и религия». Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления.   Великая   Французская   революция.   Политизирование   деятельности   Римско­ католической   церкви   в   ХIХ   веке.   I   Ватиканский   собор   1869–1870   гг.   Выход   из   церкви частикатоликов и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви. Последствия   Франко­прусской   войны   1870–1871   гг.   Прекращение   самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом МуссолиниПапской области в 1929 г., создание государства Ватикан. Тема 7. «РИМСКО­КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»  Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве. Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных переменв латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение вжизнь церкви элементов местных культур и обычаев. Напряжение между латинским центром и многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско­ католической церкви папой Павлом VI (1963–1978).  Римский   Папа   Иоанн   Павел   II.   «Славянизация»   латинских   традиций.   Осуждение теориимарксизма, критика коммунизма. Римско­католическая   церковь   как   уникальная   иерархическая   структура   с переплетениемрелигиозных,  экономических,  политических и  социальных  элементов. Влияние  на образование,здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства. Униатские   церкви   различных   обрядов:   греческого,   халдейского,   армянского, маронитского,сирийского, коптского. Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» 11 Географическое положение и культурно­политические условия России Х века. Получение вКорсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента III осоединении церквей в 1091 г. Получение русским митрополитом мощей святых. Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге. Католическая   пропаганда   на   юго­западе   Руси.   Временное   завоевание   Галича   венгерским королем Андреем (1214–1219). Переговоры с римским папой во время монголо­татарского ига. Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г. Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Латинской после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России. Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.»  Установление   патриаршества   на   Руси   при   царе   Федоре   Иоанновиче,   в   1589   г. Поставлениепатриархом   Константинопольским   Иеремией   митрополита   Иова   первым патриархомМосковским и всея Руси. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество:   центры,   течения.   Единоверческая   Церковь.   Попытка   к   преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Синодальный период Русской Православной Церкви. Восстановление патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси. Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского). Православная Церковь в эмиграции. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века. Укорененность православия в культурной жизни России. 3. Тематическое планирование «Церковнославянский язык» ­ 5 класс № Наименование разделов, блоков, тем. Всго часов 1  Что   такое Вводный   урок. церковнославянский язык и почему мы его изучаем. 1 Количество часов Аудитор Внеауди­ торные ­ ные 12 Характеристика деятельности обучающихся Работа   с   учебным пособием История   создания   письменного языка славян. 3 Для   чего   создавалась   славянская азбука. Славянские народы. Славянские языки.   История   создания   славянской письменности.   Кирилл   и   Мефодий   — создатели славянской азбуки.   Назначение Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит.   церковно­ славянского языка. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и эволюции фонетической древнеславянского — церковнославянского — русского языка. Современный русский алфавит.     Первые книги на Руси. Монастыри как центры русской учёности. Изготовление книг. Изучаем   церковнославянскую азбуку. 6 Буквы ер и ерь. Буквы,   передающие   один   и   тот   же звук. Буквы есть и ять, иже и и. Буквы юс малый и я, он и омега.  Буквы земля и зело, ферт и фита. Буквы ук и ижица.  Буквы кси, пси, от. Надстрочные знаки. Придыхания. Ударение. Титла простые и буквенные Особенности   чтения   и   письма по­церковнославянски. Правила по­ чтения церковнославянски.   Употребление заглавных букв. Роль влитературномрусском языке. церковнославянизмов       3 1 1 Церковнославянские   слова   в   русском языке. Понятие о высоком литературном 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 Просмотр презентации.  Просмотр презентации.  Сообщение учащихся Просмотр презентации.  Просмотр презентации.  Просмотр презентации Просмотр презентации Просмотр презентации Просмотр презентации Просмотр презентации.  Просмотр презентации Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 стиле. Знаки препинания. Употребление   знаков   препинания   в церковнославянских текстах.      чисел Обозначение церковнославянском языке. Буквы,   обозначающие   единицы   и числа второго десятка. Буквы, обозначающие десятки.  в   церковнославянских Буквы,   обозначающие   сотни   и тысячи. Чтение текстов. (Написание,   чтение,   перевод   и толкование   текстов.Закрепление материала.) Молитва.   Назначение   молитвы. Молитва церковная и молитва как жанр художественного поэтического произведения. Тропарь. Церковнославянские тексты молитв.     Церковнославянский текст Никео­ Цареградского Символа веры. Заповеди Ветхого Завета в  церковнославянском написании. Сретение Господне. Крещение  Господне. Заповеди Блаженства на  церковнославянском языке.  Нагорная проповедь в  произведениях русских поэтов. Евангельские притчи на  церковнославянском языке. Притча  о сеятеле Притча о мытаре и фарисее. Притча о заблудшей овце Понятие о Псалтири и псалмах.  Церковнославянские тексты  псалмов. Переложения псалмов  1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 пособием.  Просмотр презентации.  Просмотр презентации Просмотр презентации Просмотр презентации Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Комментированное чтение. Комментированное чтение. Комментированное чтение. 1 3 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 русскими поэтами. Алфавит духовный святого  Димитрия Ростовского. Тексты на церковнославянском  языке о двунадесятых праздниках.  Рождество Пресвятой Богородицы:  Введение Пресвятой Богородицы во  храм. Благовещение Пресвятой  Богородицы Рождество Христово Сретение Господне. Крещение  Господне. Преображение Господне. Вход  Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников  Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне.  Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы.  Воздвижение Честного Креста  Господня. 1 1 1 1 1 1 1 «Основы православной культуры» ­ 6 класс № Наименование разделов, блоков, тем. Всго часов 1 2 Вводное занятие. Предмет истории  религиозной культуры. Что мы с вами знаем о  православии?  Возникновение Православной  Церкви. 1 6 3 Отделение Римской Церкви. 4 Истоки и традиции православного  вероучения. 5 Источники знаний о Боге. 6 Славянское язычество. 7 Появление первых христиан на Руси. Количество часов Аудитор Внеауди­ торные ­ ные 1 1 1 1 1 1 1 15 Комментированное чтение. Комментированное чтение. Презентация. Рассказ  Презентация. Рассказ Презентация. Рассказ  Презентация. Рассказ Презентация. Рассказ  Презентация. Рассказ Характеристика деятельности обучающихся Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Крещение Руси. Священное писание  Библия: время и история создания,  структура. 8 Книги Ветхого Завета и книги  Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение,  Каин и Авель, всемирный потоп. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение,  Каин и Авель, всемирный потоп. Содом и Гоморра. Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение  Моисеем Заповедей Божиих,  пророки Ветхого Завета о Мессии. Содом и Гоморра. Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение  Моисеем Заповедей Божиих,  пророки Ветхого Завета о Мессии. Книги Нового Завета. Содержание  Евангелия. Книги Нового Завета. Содержание  Евангелия. Храм – Дом Божий  Назначение храма. Разновидности  храмов. 7 Прообраз храма – ветхозаветная  Скиния собрания и откровения. Развитие зодчества после Крещения  Руси. Особенности строительства  храмов. 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Чтение   фрагментов   из Библии   с   последующим обсуждением (на этом же уроке)   и   творческим заданием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 Внутреннее устройство храма. 1 Экскурсия в храм 10 Святыни­храмы православного  мира. Новый Иерусалим. Храмы Московского Кремля. Религиозное искусство Истоки и своеобразие русской  культуры. Творчество русских  художников и поэтов на  религиозные темы. Церковное искусство. Русская  икона, её назначение, идейно­ содержательные и изобразительные  особенности. Иконопись на Руси: творческая  переработка русскими мастерами  византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас  Нерукотворный. Русские иконописцы: Алипий,  Феофан Грек, Андрей Рублёв и  другие. Разнообразие Богородичных икон.  Первые иконы Богоматери. Иконография Богородичных икон.  Иконографические типы: Оранта,  Одигитрия, Елеуса, Панахранта,  Агиосаритисса. Чудотворные иконы Пресвятой  Богородицы: Владимирская,  Казанская, Новгородская, и Курская Коренная икона «Знамение»,  Державная, Донская иконы Божией  Матери. Иные виды православного  искусства: фреска, мозаика,  церковное пение. Символы православного искусства.  Агиография Жития святителя Николая  Чудотворца, великомученика  Георгия Победоносца и  2 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виртуальная экскурсия Виртуальная экскурсия Виртуальная экскурсия Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Сообщения учащихся Сообщения учащихся Сообщения учащихся Виртуальная экскурсия Небольшой иллюстрированный рассказ. 1 Экскурсия   в   храм Иоанна Богослова   Анализ поэтического текста   с   раскрытием сюжетов   и   образов религиозного содержания. Работа с текстами, картами, составление кроссвордов. № 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 Святого благоверного Александра  Невского. Жития преподобного Сергия  Радонежского, преподобного  Серафима Саровского и святого  праведного Иоанна Кронштадского. 1 Выполнение проектов «Раннее христианство» ­ 7 класс Наименование разделов, блоков, тем. Всго часов Тема 1. «О понимании истории» 3 Роль   человека   в   истории.   Россия   в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг другу. Древние   философы   о   человеке   и обществе.   О   субъективном   понимании истины.   Роль   универсального   духовно­ нравственного   начала   в   человеческом обществе. Попытки рационального понимания  миссии Христа. Распространение  содержания Нового Завета. Откровение  Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист. Тема 2. «Мир накануне Рождества Христова» 5 Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х. Древняя   Палестина   накануне Рождества Христова.  Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис   верований.   Обожествление императора. Ожидание   Мессии.   Хранение   веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.  Кумранская община. 18 Количество часов Аудитор Внеауди­ торные ­ ные 1 1 1 1 1 1 1 1 Характеристика деятельности обучающихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным 9 10 11 12 13 14 15 16 17 3 Тема 3. «Новая эра и Рождество Христово» Общее   приготовление   мира   к Благовестию.   Святая   земля   в   период новой эры. Историчность   евангельских   событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников   христианства   о   Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».  Отсчёт   новой   эры   от   Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры   как   эры   с   Христом.   Проблемы вычисления   времени   рождения   Иисуса Христа.   Расчёты   Дионисия   Малого. Празднование   Рождества   Христова   по юлианскому григорианскому календарю.   и   Тема 4. «Как пришло в мир 6 христианство» Рождение Христа и первые христиане.  Спасение   для   всех   и   для   каждого. Отношения Христа с каждым человеком как   единственным.   Овчая   купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.  Язык Благовестия. Форма  иносказательного поучения. Притча о благоразумном и  неблагоразумном домоправителях.  Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне. Апостольская миссия. Проповеди и  судьбы св. Апостолов из 12­ти.  Апостолы из 70­ти. Тема 5. «Начало 2 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 пособием. учащихся.   Сообщение Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Комментированное чтение. Чтение последующим обсуждением. Чтение последующим обсуждением.   притчи     притчи   с с 18 19 20 21 22 раннехристианской Церкви» Рождение Церкви. Выборы апостола  вместо Иуды Искариота. Сошествие  Святого Духа. Жизнь   первых   христиан.   Иаков Праведный   –   первый   епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония».   Отношения   в   Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан. Тема 6. «Проповедь истины» 11   Деяния Апостолов из 12­ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова   Зеведеева.   Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.  Деяния святого Апостола Петра. Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. 23 Труды Апостолов из 70­ти. 24 25 26 27 Жизнь Божией Матери после Вознесения  Иисуса Христа. Удел Пресвятой  Богородицы по жребию. Пребывание  Божией Матери Афона. Посещение  Пресвятой Богородицей Кипра. Успение  Пресвятой Богородицы. Апостольский Собор. Причина созыва   Решения Апостольского   Собора. Апостольского Собора Книги   Нового   Завета.   Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета. Гонения на Церковь. Причины гонений. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Виртуальная экскурсия. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Комментированное 28 29 30 31 32 33 Периодизация   истории   гонений   на христиан. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом.  Святые   мученики   первых   веков. Священномученик   Игнатий   Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин   Философ.   Священномученик епископ   Смирнский. Поликарп, СвященномученикКиприан.   Епископ Карфагенский.   Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь   и   мать   их   София.   Святая Анастасия великомученица Узорешительница. Святые великомученица   Екатерина   и   мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.     Апологеты.   Возникновение   и назначение апологий. Судебная и научная апологетика.   Научные   противники христианства.   Апологетические   труды Тертуллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса,  Ермилия,  святителя   историка   и   епископа Феофила, ЕвсевияПамфила.   Александрийское огласительное   училище.   Тит   Флавий Климент. Ориген. Тема 7. «Церковь государственная» Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение креста   Господня.   Строительство   храма Вознесения Иерусалиме. Константинополь – первая христианская столица.  в     Тема 8. «Раннехристианское церковное искусство»  Начало   церковного   искусства. Отношение   христиан   к   языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики.   Отношение   к   изображениям. Появление первых образов. образы,   сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в Символы,     чтение. Сообщения учащихся Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Виртуальная экскурсия Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. 1 1 1 1 1 1 1 2 21 искусстве.   Торжество   христианство   в Римской   империи,   строительство   и украшение христианских храмов. Итоговый урок «Истоки и  особенности христианского  церковного искусства» 34 1 1 Выполнение проектов «Христианство в V–XV вв.» ­ 8 класс Всго часов 7 № Наименование разделов, блоков, тем. Тема 1. «Распространение христианства к началу века» Иоанн   Богослов.   Источники вероучения новозаветной Церкви. 1 2 Ортодоксальная (православная)  позиция 3 4 5 6   Ереси Борьба   с   ересями. иудействующих   (евиониты,   назареи, елкезаиты, самсеи). Гностицизм, манихеи. Николаиты. Антитринитарии. Монтанизм. Хилиазм. Вселенские Соборы.   (анахоретство) Возникновение монашества. Основные монашества: разновидности   и отшельничество   общежительные монастыри (киновии).Антоний   Великий   — основатель отшельничества.Родоначальник общежительных монастырей — Пахомий Великий.   Главная   цель   монашества   — восстановление   полноты   богообщения. Понятие аскетизма. Писатели и отцы Церкви. Патристика (патрология). Православная патрология. IV век — золотой век святоотеческой Афанасий письменности. Александрийский.Василий   Великий, Григорий   Богослов.Григорий   Нисский,   Количество часов Аудитор Внеауди­ торные ­ ные 1 1 1 1 1 22 Характеристика деятельности обучающихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 Иоанн Златоуст Писатели и отцы Церкви. Патристика (патрология). Православная патрология. IV век — золотой век святоотеческой Афанасий письменности. Александрийский.Василий   Великий, Григорий   Богослов.ГригорийНисский, Иоанн Златоуст   Тема 2. «История возникновения римско­католического направления в христианстве» «Римский папа» — появление термина   Привилегированное в   III–IV   вв. положение епископа, претендента на почетное и юридическое первенство   среди   всех   христианских епископов. История папства.    римского   Латинизация   и   христианизация европейских народов с V века.  Развитие «латинского» направления в христианстве на религиозно­политических и   правовых   прецедентах.   Особенности римского богослужения.  Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры в Римской церкви. Латеранские соборы. Разделение   Римской   империи   на   упадок Западную   и   Восточную, императорской власти на Западе. Формальное разделение христианства в 1054 году. Анафема Льва IX и Михаила Керуллария друг на друга. Униформизм христианства, инакомыслящих и инаковерующих. Тема 3. «Реформы католической латинского преследование     ЦерквиXI–XII вв.» Церковные реформы, начатые папой Львом IX. Причины и задачи реформ. Реформа папы Григория VII.  Тема 4. «Крестовые походы» Исторические и религиозные причины крестовых походов. Призыв папы Урбана II к I крестовому походу на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. Результаты 1 1 1 1 1 1 1 23 3 2 3 Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. похода. Крестовые   походы   XII   в.   Цели   и результаты IV крестового похода.  Взаимоотношения между Западной и Восточной   Церквами   после   крестовых походов. Тема 5. «Католические ордены» 2 Причины   возникновения   на   Западе католических   орденов   в   XIII   в.   Св. Доминик.   Орден   доминиканцев.   Св. Франциск Ассизский — один из самых почитаемых   католических   святых. Францисканский   орден.   Стигматы. Католические стигматики. Альберт   Великий.   Фома Аквинский. Св. Клара из Ассизи. Орден кларисс. кармелитов. Происхождение   орденов   тамплиеров   и госпитальеров.   Орден   Св.   Тема 6. «Ереси и инквизиция» Проблема   «власти   на   земле»   в католической культуре. Великий раскол Католической церкви в VI в.   Ересь катаров. Борьба доминиканского ордена с «религиозным невежеством»   христиан.   Движение альбигойцев.   Создание инквизиции как церковного института.   Передача   инквизиции доминиканцам   и   францисканцам. Деятельность   инквизиции   в   Западной Европе. Тема 7. «Развитие православной  традиции вV–IX вв.»   Соборные   традиции   Православной Церкви. Правило рецепции. Возвышение Константинопольской епископской кафедры.   Создание   единого   Типикона. Формирование   литургической   основы Православной   Церкви   и   принципов церковного   искусства   в   Византийской церкви.  «Эпанагога»   императора   Василия   I Македонянина   и   идея   «симфонии Царства и Священства».  История   монашества   Святой   горы 3 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Выполнение проектов 3 Афон. 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 Тема 8. «Распространение  православной церковной  традиции среди славян» Миссия учителей словенских — св. 8 Кирилла и св. Мефодия.  Просветительская   деятельность   св. Кирилла   и   св.   Мефодия   в   Моравии. Сопротивление латино­немецкого духовенства.   Продолжение   просвещения   славян учениками св. Кирилла и св. Мефодия в Болгарии. Становление   Сербской   церкви. Великий жупан  Михаил Неманя и его сыновья   Стефан   Первовенчанный   и святитель   Савва.   История   монастыря Хиландар на Афоне. Крещение Руси. Византинизм русской культуры.  Осмысление   значения   и   смысла христианства   в   «Слове   о   Законе   и Благодати» митрополита Иллариона.  Борьба русского народа за сохранение православия как государственной религии и духовной основы русской национальной культуры.  Монашество на Руси.    Иосифляне нестяжатели. Преподобные   Иосиф   Волоцкий   и   Нил Сорский. и   Русский монастырь Св. Пантелеимона на Афоне. Тема 9. «Автокефалия русской Церкви» Лионская уния 1274 г. и отношение к ней Русской Православной Церкви. 3   Церковью Флорентийская   уния   1439   г.   и религиозные   предпосылки   обретения Русской полной самостоятельности.   Арест   митрополита Исидора. Поставление собором русских епископов   1448   г.   архиепископа Рязанского   Ионы   митрополитом Московским и всея Руси.   Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Составление викторины. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Сообщения учащихся Комментированное чтение Сообщения учащихся Виртуальная экскурсия Сообщения учащихся Выполнение проектов Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 3 4 Развитие   идеи   «Москва   —   третий 1 Рим». «Христианство в XVI–XX вв.» ­ 9 класс Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Характеристика деятельности обучающихся Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным Количество часов Аудитор Внеауди­ торные ­ ные 1 1 1 1 1 1 Всго часов 2 4 № Наименование разделов, блоков, тем. 1 2 3 4 Тема 1. «Развитие религиозной  мысли в Западной Европе в XV–XVI вв.» Католическая церковь и народные  движения на Западе в XV в.  Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св.  Викентий Феррер.  ДжироламоСавонарола. Идеи  гуманизма в западной культуре. Тема 2. «Возникновение  Протестантизма» Сбор средств на строительство  храма Св. Петра в Риме. Практика  продажи индульгенций, обесценивание таинств  Католической церкви и подрыв  христианской идеи спасения.  «95 тезисов» 31 октября 1517 года  священника и профессора теологии  Виттенбергскогоуниверситета  Мартина Лютера (1483–1543).  Отлучение от церкви и объявление  М. Лютера вне закона. Жизнь,  проповедь и переводческая  деятельность М. Лютера. 5 Официальнаяпротестация глав и  представителей свободных городов  против сейма в 1529 году в г.  Шпейере. Другие лидеры ранней реформации:  У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно  Симонс. Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан  Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально­экономические и  6 26 7 религиозно­политические  предпосылки Реформации. Тема 3. «Общая характеристика  протестантизма» Значение термина «северная  традиция»; распространение среди  народов Северной Европы и  Северной Америки, сегодня — по  всему миру.Термины «протестант»,  «реформаторы», «евангелисты».  Классификация протестантских  церквей по  деноминациям.Высочайшая степень  адаптации протестантских  деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в  существовании множества различных независимых  христианских движений, церквей,  общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их  на национальном или  международном уровне по принципу общей цели.Отказ от латыни и  переосмысление христианства в  категориях национальных культур и национальных языков. 9 Перенос религиозной  протестантской множественности в  Новый Свет в результате европейской иммиграции в  Америку. Новые американские  церкви, секты, объединения. Формирование протестантских  церквей на основе общих  религиозных принципов северной традиции: 1) единственный источник  вероучения — Священное Писание,  отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств:  Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение  культов, обрядов, облика церкви;  8 1 0 пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Работа   с   учебным пособием 4 1 1 1 1 27 5 удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости  безбрачия; признание монашества  бесполезным; 6) отрицание единой иерархической  структуры церкви и верховной  власти римского папы. Тема 4. «Развитие  протестанской традиции:  Церкви, течения, секты,  общины» Формирование двух основных  течений протестантизма в период  Реформации. Собственно протестантское направление.  Умеренно­консервативные  лютеранские церкви. Кальвинистские и реформаторские  церкви. Методические церкви XVIII  века. Англиканская церковь. «Церковь уверовавших».  Меннониты, конгрегационалисты,  баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь  Святости. Сближение и смешивание  консервативного и радикального  течений начиная с XVII века. Возникновение новых  протестантских церквей, общин и  сект. Мормоны и пятидесятники. Религиозно­нравственные течения  XVIII века. «Освящение»  повседневной жизни верующих,  святость и спасение через активную  профессиональную деятельность.  Обмирщение церковной жизни.  Секуляризация. Влияние протестантской теологии  на появление и развитие  рационализма в век Просвещения,  позднее — на философию  либерализма, в ХХ веке — на  развитие экзистенциализма и  диалектической теологии. 1 1 1 2 1 3 1 4 1 Активное участие протестантских  28 1 1 1 1 1 Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием Просмотр презентации.  Работа с учебным  пособием. Сообщение  учащихся. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.  Просмотр   презентации. 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 3 5 церквей в движении за объединение  всех христианских конфессий.  Экуменизм. Современное  обновленчество — протестантизм  восточного обряда. Евангелические  кампании в Восточной Европе.  Идеология. Цели. Разнообразие  современного обновленчества.  Тоталитарные секты. Тема 5. «Протестанские храмы  и искусство» Внешний вид и внутреннее  устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища. Искусство протестантского Запада. Тема 6. «Распространение  Римско­католической Церкви Распространение Церкви латинской  традиции на юге Западной Европы.  Крестовые походы под парусами  Португалии и Испании в  Центральную и Южную Америку, на  Африканское побережье и в  отдельные регионы Азии в XVI в.  Результат миссионерской  деятельности и колониальной  экспансии XIX–ХХ вв. — широкое  географическое распространение  Римско­католической церкви в  Америке, Австралии и др. регионах. Глубочайший кризис в истории  Римско­католической церкви в  результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа над  протестантами в ночь накануне  праздника Св. Варфоломея (24  августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов. Тридентский собор 1545–1563 гг.  Контрреформация.Деление Европы  на католические и протестантские  государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чье  правление, того и религия». Укрепление светского начала в  жизни западноевропейского  общества. Антиклерикальные 1 1 1 1 1 1 1 29 Работа   с   учебным пособием.   Сообщение учащихся. Виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся 2 3 2 4 2 5 3 выступления. Великая Французская  революция. Политизирование  деятельности Римско­католической  церкви в ХIХ веке. I Ватиканский  собор 1869–1870 гг. Выход из  церкви части католиков и  формирование ими самостоятельной старокатолической церкви. Последствия Франко­прусской  войны 1870–1871 гг.  Прекращениесамостоятельного  существования Папского  государства. Восстановление  фашистским режимом Муссолини  Папской области в 1929 г., создание  государства Ватикан. Тема 7. «Римско­католическая  Церковь в современном мире» Католицизм как самая  многочисленная ветвь в  христианстве. Рост католических церквей в  Латинской Америке и Африке.  Период качественных перемен в латинской традиции западного  христианства. Перевод Библии на  местные языки. Введение в жизнь церкви элементов местных  культур и обычаев.Напряжение  между латинским центром и  многоязычной неевропейской  периферией, между универсализмом доктрин и  множественностью национальных  форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг.  Практическое воплощение нового  курса Римско­католической церкви  папой Павлом VI (1963– 1978).Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских  традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма. Римско­католическая церковь как  уникальная иерархическая  структура с переплетением религиозных, экономических,  политических и социальных  элементов. Влияние на образование, 1 1 1 30 2 6 2 7 2 8 3 здравоохранение, политику,  архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского  вероучения, обрядовости,  церковного искусства. Униатские церкви различных  обрядов: греческого, халдейского,  армянского, маронитского, сирийского, коптского. Тема 8. Католицизм в России» Географическое положение и  культурно­политические условия  России Х века. Получение в Корсуни от папы римского святых  мощей в год крещения Владимира.  Доступ на Русскую землю западного  и восточного христианства.  Предложение антипапы Климента III о соединении церквей в 1091 г.  Получение русским митрополитом  мощей святых. Возможность  заключать браки с латинянами с  предварительным их крещением в  Православной Церкви. Латинские  церкви XII–XIII вв. в Киеве,  Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и  Ладоге.Католическая пропаганда на  юго­западе Руси. Временное  завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214–1219). Переговоры с римским папой во  время монголо­татарского ига.  Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г. Борьба северной Руси за верность  православию. Отношения Русской  Церкви с Латинской после  Флорентийской унии 1439 г. при  Иване III, Василии III, Иване  Грозном.Попытки ввести  католичество в России в Смутное  время.В правление Петра I  свободный въезд в Россию и право  на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о  непосредственном надзоре  Российского государства за 1 1 1 31 Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием.   Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 5 организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного)  обряда на территории современной  России. Тема 9. «Русская Православная  ЦерковьXVI–XXI вв.» Установление патриаршества на  Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом  Константинопольским Иеремией  митрополита Иова первым  патриархом Московским и всея  Руси.Православной Церкви. Восстановление патриаршества на  Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г.Положение Русской  Церкви после Октябрьской  революции. Декрет 1918 г. «Об  отделении Церкви от государства и  школы от Церкви». Волна  «показательных процессов» над  духовенством. Святитель Тихон  (Беллавин), патриарх Московский и  всея Руси. Реформы патриарха Никона.  Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской  Церкви на Поместном соборе 1971 г. Синодальный период Русской Обновленческое движение.  «Декларация митрополита Сергия»  (Страгородского). Православная  Церковь в эмиграции. Возрождение церковной жизни в  России к концу XX века. Укорененность православия в  культурной жизни России. 1 1 1 1 1 1 Сообщения учащихся Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Выполнение проектов Просмотр   презентации. Работа   с   учебным пособием. Выполнение проектов Выполнение проектов СОГЛАСОВАНО Протокол заседания  методического объединения  учителей обществоведческих  дисциплин МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева от 29 августа  2018  года № 1  ______      Степаненко Г.О. подпись руководителя МО Ф.И.О. 32 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР  ________Галушка С.Н..                       подпись  Ф.И.О. ______________ 2018  года 33

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019