Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Оценка 5
Разработки курсов
docx
биология
6 кл
26.03.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса
Рабочая программа для внеурочной деятельности с учащимися 5,6 классов включает в себя дополнительный материал для изучения растительного мира нашей планеты .Курс направлен на формирование у учащихся интереса к царству растений. В программе предусматриваются как теоретические и практические занятия. Основой курса служит школьный курс биологии .
программа внеурочной деятельности по ботанике.docx
Пояснительная записка к программе  «Мир растений». «МИР РАСТЕНИЙ»   знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и  некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие  любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает  учащихся к изучению ботаники в 6 классе. В рамках данного курса запланирована  практическая работа с комнатными растениями в рекреациях школы  и  на школьных  клумбах весной и летом. Цели и задачи программы: •   познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание,  дыхание, рост и т.д.); •   начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных  с выполнением учебного исследования; •   развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке; •   начать формирование бережного отношения к растительному миру. Методы и этапы реализации. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия – проводятся в виде бесед, лекций, рассказов, устных журналов, викторин и т.д. Показ демонстрационного и иллюстрационного материала. Практические занятия – проводятся в виде дискуссий, мозговых штурмов, различных соревнований,   круглых   столов. Исследовательская   работа,   оформление   тематических   альбомов,   стендов,   раскладушек, стенгазет.   Организация   и   проведение   экскурсий,   походов,   прогулок,   семинаров.   Дней   здоровья,   тренингов,   конкурсов,   игр, Ожидаемые результаты: Личностные:активное   включение   в   общение   и   взаимодействие   со   сверстниками   на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    проявление   положительных   качеств   личности   и   управление   своими   эмоциями   в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление   дисциплинированности,   трудолюбия   и   упорства   в   достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Метапредметные :  • Умение работать с разными источниками информации; • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить  вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,  объяснять, доказывать, защищать свои идеи; •  Умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,  ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и  прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае  обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже  усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и  поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать  речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные  точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Пути  реализации программы:  Игры – путешествия  Беседы  Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)  Устные журналы  Выполнение проектных работ по выбору учащихся  Защита проектных работ на практической конференции перед учениками школы. Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально­групповые;     фронтальные;   семинары защита проектов, листков здоровья Технологии: проблемного изложения материала, уровневая дифференциация,личностная Механизмы формирования ключевых компетенций: ­ ценностно­смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,   ориентироваться   в   нем,   осознавать   свою   роль   и   предназначение,   уметь   выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные   компетенции   обеспечивают   механизм   самоопределения   ученика   в   ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.  ­ общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной   и   общечеловеческой   культуры,   духовно­нравственные   основы   жизни человека   и   человечества,   отдельных   народов,   культурологические   основы   семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно­досуговой сфере, например, владение эффективными   способами   организации   свободного   времени.   Сюда   же   относится   опыт освоения   учеником   научной   картины   мира,   расширяющейся   до   культурологического   и всечеловеческого понимания мира.  ­ учебно­познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной   познавательной   деятельности,   включающей   элементы   логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.   Сюда   входят   знания   и   умения   организации   целеполагания,   планирования, анализа,   рефлексии,   самооценки   учебно­познавательной   деятельности.   По   отношению   к изучаемым   объектам   ученик   овладевает   креативными   навыками   продуктивной деятельности:  добыванием  знаний  непосредственно  из   реальности,   владением   приемами действий   в   нестандартных   ситуациях,   эвристическими   методами   решения   проблем.   В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.  ­ информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон,   факс,   компьютер,   принтер,   модем,   копир)   и   информационных   технологий (аудиовидеозапись,   электронная   почта,   СМИ,   Интернет),   формируются   умения самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать   необходимую   информацию, организовывать,   преобразовывать,   сохранять   и   передавать   ее.   Данные   компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.  ­   коммуникативные   компетенции.   Включают   знание   необходимых   языков,   способов взаимодействия  с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика   каждой   ступени   обучения   в   рамках   каждого   изучаемого   предмета   или образовательной области. ­   социально­трудовые   компетенции   означают   владение   знаниями   и   опытом   в   сфере гражданско­общественной   деятельности   (выполнение   роли   гражданина,   наблюдателя, избирателя, представителя), в социально­трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента,   производителя),   в   сфере   семейных   отношений   и   обязанностей,   в   вопросах экономики   и   права,   в   области   профессионального   самоопределения.   Сюда   входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной   и   общественной   выгодой,   владеть   этикой   трудовых   и   гражданских взаимоотношений.   Ученик   овладевает   минимально   необходимыми   для   жизни   в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.  ­   компетенции   личностного   самосовершенствования   направлены   на   освоение   способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает   способами   деятельности   в   собственных   интересах   и   возможностях,   что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных   качеств,   формировании   психологической   грамотности,   культуры   мышления   и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье,   половая   грамотность,   внутренняя   экологическая   культура.   Сюда   же   входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Виды и формы контроля: наблюдение; беседа;    фронтальный опрос;  практическая работа;  тестирование.  Защита творческих работ, презентаций. Теоретической базой курса служат школьный курс биологии с основами экологии. Расширяя и углубляя знания, умения и навыки, полученные на уроках биологии, ученики расширяют биологические познания о растительном мире нашей планеты. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: • клеточное строение растений; • распознавать и описывать органы цветкового растения; • функции органов цветкового растения • описывать процессы, протекающие в растительном организме • правила поведения в природе; • какое влияние оказывает человек на природу. Учащиеся должны уметь: • работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации; • проводить наблюдения за растениями; • составлять план простейшего исследования; • описывать полученные результаты опытов и давать им оценку • выращивать растение из семян • ухаживать за растениями • проводить пикировку, пересадку, полив растений. • Высаживать рассаду в открытый грунт Содержание программы Программа расчитана на 35 часов. Введение. Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете,  оборудованием для лабораторных работ. Строение и функционирование органов.Строение растительной клетки. Корень. Виды  корней. Ветвление корня. Значение корня. Побег. Строение побега. Строение почек.  Видоизменения побегов.Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение  жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением.  Листопад.Стебель. Строение стебля. Функции стебля.Цветок. Строение и значение  цветка.Плоды. Строение и значение. Способы распространения.Семя. Строение и состав  семян. Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений.  Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков.Как растет растение? Рост  корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые  системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование  кроны растений. Прищипка и пикировка Лабораторнаые работы «Строение кожицы лука». «Движение цитоплазмы».  «Определение зоны роста корня». «Строение почек». «Передвижение воды и минеральных  солей по стеблю». «Движение органических веществ по стеблю». «Строение семени  фасоли». «Образование органических веществ на свету». «Влияние удобрений на рост  растения». Прищипка главного корня». «Влияние фитогормонов на рост и развитие  растения» Практические работы: «Посадка семян в контейнеры и открытый грунт». «Пикирование  рассады цветочных культур». «Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт»  «Уход за цветочными клумбами». Тематическое планирование № п/п Тема занятия Всего часов В том числе теория В том числе практика Дата проведения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Организационное занятие. Знакомство с кабинетом биологии, с  правилами поведения в кабинете,  оборудованием для лабораторных работ. Строение растительной клетки.  Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня. Определение зоны роста корня. Побег. Строение побега. Строение  почек. Видоизменения побегов.  Передвижение воды и минеральных  солей по стеблю». «Движение  органических веществ по стеблю. Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Листопад . Выполнение проектных работ по  строению и функционированию  корней ,стеблей. Защита проектных работ по строению и  функционированию корней ,стеблей.  Выделение растением кислорода.  Испарение воды растением. Цветок.  Строение и значение цветка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Защита проекта 15. 16. 17. 18. 19. Плоды. Строение и значение плодов. Способы распространения плодов. Семя. Строение и состав семян. Строение семени фасоли. 20. Как питается растение? 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Воздушное питание растений.  Почвенное питание растений.. Образование органических веществ на  свету. Влияние фитогормонов на рост и  развитие растения. Удобрения. Виды удобрений. Защита проектных работ по строению и  функционированию листьев  ,плодов,семян. Влияние удобрений на рост растения Питание и рост проростков Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно  повлиять на рост растения.  Воздействие человека на корневые  системы культурных растений. Пикирование рассады цветочных  культур  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 . 1 (работа с интернет­ ресурсами) 1 (работа с интернет­ ресурсами) 1 (сообщения учащихся) 1 (мультимед ийная презентаци и) 1  1 1 33.  Обработка почвы. Полив и осушение  почвы. 34. Формирование кроны растений 35 «Высадка рассады цветочных культур в  открытый грунт» «Уход за цветочными  клумбами». 1 1 1 Литература для учащихся 1 1 1(работа на участке) 1. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров. ­ М.: Просвещение, 1991. ­  206 с. 2. Смирнов, А. Мир растений / А.Смирнов. ­ М.: Молодая гвардия, 1982. ­ 335 с. 3. Занимательная ботаника / под ред. В.Рохлов, А.Терешов, Р.Петросова. ­ М.: Аст ­Пресс,  1999. ­ 433 с. 4. Книга для чтения по биологии. Растения. Для учащихся 6­7 классов / составитель  Д.И.Трайтак. ­ М.: Просвещение АО Учебная литература, 1996. ­ 190с. 5. Полная энциклопедия комнатных растений / под ред. Ю.В.Сергиенко. ­ М.: АСТ, 2004. ­  319 с.. 6. Удивительный мир растений / под ред. Г.А.Денисова. ­ М.: Просвещение, 1981. ­ 125 с.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ботанике для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019