Разработка урока по биологии на тему "Строение растительной клетки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по биологии на тему "Строение растительной клетки". Составлена для УМК А. А. Плешаков, Н. И. Сонин и соответствует требованиям ФГОС. Урок биологии разработан для учащихся 6 класса. Может использоваться как вводный урок для изучения основы всех живых организмов.
Иконка файла материала Строение растительной клетки.docx
УРОК №3 «Строение растительной клетки» Тема урока: Строение растительной клетки Цели урока: Образовательные:    Сформировать   знания   об   истории   открытия   клеток,   о   роли увеличительных  приборов в  изучении  клеточного  строения,  а  так  же главных частях клетки. Развивающие:   способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме. Воспитывающие:   вырабатывать   умение   осознанно   трудиться   над   поставленной   целью; воспитывать   бережное   отношение   к   оптическим   приборам   и оборудованию, аккуратность Оборудование:  презентация,   увеличительные   приборы:   лупа   и   микроскоп; таблица «Строение растительной клетки» Ход урока 1. Организационный момент Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с химическим   составом   клетки.   Давайте   проверим,   как   вы   усвоили   данную тему. Работа на карточках или тесты некоторым. Кто может рассказать про белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты?  2. Актуализация знаний: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в мир клетки, а я буду вашим экскурсоводом. Для начала мы должны пройти таможенный контроль, и у нас есть специальные инструменты, вы о них помните? Назовите,   какие   увеличительные   приборы,   используемые   в   науке биологии вам известны. (Слайд 2) Запишите в тетрадях части светового микроскопа, которые я показываю на экране. (Слайд 3) 3. Изучение нового материала. Можно отправляться дальше, пока мы находимся в пути, я предлагаю вам познакомиться с историей изучения нашего экскурсионного объекта.  Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва, воздух заселены многочисленными организмами, которых насчитывают более 2,5 млн. видов. В основе многообразия жизни лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение – вирусы. (Слайд 4)Клетка   –   структурная   единица   организма.   Клетка   –   обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.  Основные   части   клетки:   оболочка,   цитоплазма,   ядро   с   ядрышком, вакуоли и пластиды. Любая   растительная   клетка   покрыта   снаружи   оболочкой.   Оболочка обособляет клетку от окружающей среды. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода, и другие вещества.  Цитоплазма как внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки. Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда   клетка   погибает.   В   цитоплазме   располагается   ядро   и   другие компоненты клетки – органоиды.  Ядро   –   главный   органоид   клетки,   оно   управляет   всеми   процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке. Пластиды   –   самые   крупные   (после   ядра)   цитоплазматические органоиды,   присущие   только   клеткам   растительных   организмов.   Они   не найдены   только   у   грибов.   Пластиды   играют   важную   роль   в   обмене веществ. Различают   три   вида   пластид:   хлоропласты,   лейкопласты   и хромопласты.  Вакуоль   как   резервуар,   содержащий   клеточный   сок,   запасные питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности клетки.  4. Лабораторная работа.  Молодцы ребята, вы все внимательно слушали, а теперь пришло время написать отчет по экскурсии. Для этого вы должны выполнить лабораторную работу №2. «Знакомство с клетками растений». (Слайд 5­6) Перед   началом   работы   повторить   правила   ТБ,   правила   работы   с микроскопом, правила приготовления микропрепаратов. 5. Закрепление знаний и умений  Выполнение лабораторной работы, оформление отчета. Что вы изучили на уроке?   Назовите   главные   части   клетки.   Выставление   отметок   и   проверка отсутствующих на уроке.  6. Домашнее задание. (Слайд 7) § 3, заполнить таблицу. Строение растительной клетки Органеллы Оболочка Строение Состоит   из Окружает     целлюлозы. растительные Функции Придает клетке прочность, поддерживаетклетки. Имеет поры Плазматическа я мембрана Двумембранная   структура, обладает полупроницаемостью. Цитоплазма Пластиды Вакуоль     вещество, полужидкое постоянно движется, перемещается   по   всему объему клетки. Хлоропласты – двумембранные   органеллы, продолговатой формы, окрашены в зеленый цвет, т.к. содержат хлорофилл.         – Лейкопласты двумембранные неокрашенные пластиды шарообразной формы.   – Хромопласты двумембранные пластиды шаровидной формы, содержат пигменты: красный, оранжевый, желтый. Резервуар, клеточным соком. заполненный           живое клеток. определенную   форму, защищает. Ограничивает содержимое Обеспечивает избирательную проницаемость, защищает. в ней протекают различные биохимические   процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток. С   помощью   хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных   лучей   и образуют   органические вещества. Запасают вещества крахмальных зерен. питательные в виде           Придают окраску цветкам, плодам.   Осенью   придают листьям     разноцветную окраску. Накапливает   питательные вещества   и   ненужные продукты жизнедеятельности.  Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука). Лабораторная работа №2. Цель: изучить строение растительной клетки. Оборудование:  лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, спелый плод томата. Задание 1. Ход работы 1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите, и снимите прозрачную кожицу.2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку,   цитоплазму,   ядро   и   вакуоль.   Рассмотрите   при   малом увеличении. 3. Рассмотрите клетку при большом увеличении. 4. Зарисуйте   в   тетради   строение   клетки   кожицы   лука   и   надпишите   ее части. Задание 2. 1. Разрежьте спелый плод томата. 2. Приготовьте микропрепарат из мякоти плода. 3. Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом. 4. Зарисуйте в тетради форму клеток. 5. После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты Использованные источники: 1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии.   Грибы.   Лишайники:   Учебник   для   учащихся   6   класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. ­ 2­е изд., перераб. ­ М.: Вентана­Граф, 2009.  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Дидактические карточки. – 2­е изд., доп. ­ М.: Вентана­Граф, 2006. 3. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.   6 класс: Методическое пособие. – 2­е изд., перераб. ­ М.: Вентана­Граф, 2007.  4. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» ­ М.: Издательство «Экзамен», 2008.   Интернет ресурсы: http://www.darwin.museum.ru/expos/livenature/2_micro_leweng.htm http://wiki.ippk.ru/index.php/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE %D0%B3%D0%B8%D1%8F_6_%D0%BA%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%81 http://www.uchportal.ru/load/75­1­0­31176