Разработка урока по биологии на тему "Химический состав клетки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по биологии на тему "Химический состав клетки". Составлена для УМК А. А. Плешаков, Н. И. Сонин и соответствует требованиям ФГОС. Урок биологии разработан для учащихся 6 класса. Может использоваться как урок для изучения строения состава всех живых организмов.
Иконка файла материала Химический состав клетки.docx
УРОК №2 «Химический состав клетки» Тема урока: «Химический состав клетки». Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «Исследование свойств некоторых органических веществ» Цели:    раскрыть   разнообразие   органических   веществ   и   их   роль   в жизнедеятельности клетки;    изучить   свойства   органических   веществ,   рассмотреть   факты, свидетельствующие о единстве происхождения всех живых организмов;    сформировать   умение   определять   свойства   белков,   жиров,   углеводов, делать выводы. Задачи урока: Образовательные:  повторить понятия органические вещества, минеральные вещества,  функция закрепить   умения   делать   выводы   на   основании   имеющихся (полученных) данных  повторить признаки живых организмов  Конкретизировать понятия белки, жиры, углеводы  Сформировать   понятие   о   выполняемой   функции   органических веществ  Сформировать понятие нуклеиновые кислоты;  дать возможность учащимся использовать знания, полученные при выполнении виртуальной лабораторной работы  продолжить   формировать   навыки   ведения   записей,   полученных данных Развивающие :  дать   возможность   детям   быть   активными   участниками целеполагания;  развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;  поддерживать   внимание   учащихся   через   смену   учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;  для   развития   моторной   памяти   организовать   фиксирование учащимися информации в тетради;  для развития слуховой памяти проговаривать определения;  для развития зрительной памяти вести записи на доске  Воспитательные:  побудить учащихся к активности; Закреплять уверенность в себе;  выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;  эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске. Методы обучения: проблемный, исследовательский. Оборудование урока: компьютер, локальная сеть, проектор; презентация. Ход урока I. Организационный момент Добрый день ребята! Давайте с вами вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке? Откроем стр. 11 вашего учебника, и посмотрим, как вы освоили первую тему.  II. Изучение нового материала Вы уже знаете, что все живые организмы сходны по строению – они состоят из клеток. Но оказывается сходен у них и химический состав – клетки организмов состоят из одних и тех же элементов. Таким образом, целью урока является  изучение химического состава клетки.  Содержание   разных   элементов   в   клетке   различно.   Так,   углерод, кислород,   азот   и   водород   составляют   основу   клетки   –   почти   98%   ее содержимого. Другие элементы присутствуют лишь в небольших количествах. (Слайд 2) Самое   распространенное   вещество   в   живом   организме   вода.   Ее содержание в организме в среднем составляет 65% массы тела. Даже в эмали зубов содержится 10% воды, а в костях до 20%. (Слайд 3) Минеральные   соли   составляют   до   5,8%   массы   тела.   Самые распространенные   это   соли   натрия   и   калия.   Они   обеспечивают   важную функцию   организма   –   раздражимости.   Соли   кальция   придают   прочность костной ткани, раковинам моллюсков. Также в живых организмах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Почему   в   организме   содержится   больше   всего   воды?   (ответ   есть   в учебнике) Итак,   мы   выяснили,   что   в   состав   всех   клеток   входят   жиры,   белки, углеводы   и   нуклеиновые   кислоты.   Какую   же   роль   выполняют   разные органические   вещества   в   клетке?   Для   ответа   на   этот   вопрос   необходимо заполнить таблицу. Вам поможет в этом материал учебника на с. 13 – 14. (Слайд 4) Органические вещества клетки Название химического Состав в клетке Значение и роль в клетке вещества Белки 10 – 20 %, до 50% Формируют   ядро   иЖиры Углеводы 1 – 5% 0,2 – 2% Нуклеиновые кислоты 1,0 – 2,0% органоиды   –   выполняют структурную   функцию; Гемоглобин   транспортирует кислород; Белки сокращают мышцы;   Белки   крови убивают микробов. Запасной   источник   энергии; опорная функция; теплоизолятор; резерв воды. Энергетическая   функция; опорная; защитная Отвечают   за   хранение   и передачу   наследственной информации; регуляция обмена веществ в клетке.     III. Лабораторная работа №1. (Слайд 5­6) Теперь   мы   выясним,   какими   свойствами   обладают   органические вещества.   Выполним   лабораторную   работу   №   1   «Исследование   свойств некоторых органических веществ». IV. Закрепление полученных знаний.  Наш   урок   подходит   к   концу,   и   хотелось   бы   подвести   итоги.   Какие неорганические   вещества   входят   в   состав   живого   организма?   Какие органические вещества входят в состав живого организма? Выставление отметок и проверка отсутствующих на уроке. V. Домашнее задание. (Слайд 7) § 2, Прочитать текст учебника стр.12­16 Ответить на вопросы на стр. 17Лабораторная работа №1 «Исследование свойств некоторых органических веществ» Задание:  Исследуйте физические свойства предложенных веществ: ­определите их агрегатное состояние; ­определите их растворимость в воде; Ход работы: Яичный белок: 1. Аккуратно перелейте белок из яйца в пробирку. 2. Возьмите держатель и поместите в него пробирку. 3. Налейте воду в пробирку пипеткой и встряхните пробирку. Крахмал: 1.  Насыпьте в пробирку крахмал ложечкой. 2.  Возьмите держатель и поместите в него пробирку. 3. Налейте воду в пробирку пипеткой и встряхните пробирку. Сахар:  1. Положите сахар в пробирку. 2.  Возьмите держатель и поместите в него пробирку. 3. Налейте воду в пробирку пипеткой и встряхните пробирку. Подсолнечное масло: 1. Налейте в пробирку подсолнечное масло пипеткой. 2.  Возьмите держатель и поместите в него пробирку. 3. Налейте воду в пробирку пипеткой и встряхните пробирку. Вата: 1. Положите вату в пробирку. 2.  Возьмите держатель и поместите в него пробирку. 3. Налейте воду в пробирку пипеткой и встряхните пробирку. Сало: 1. Положите сало в пробирку. 2.  Возьмите держатель и поместите в него пробирку. 3. Налейте воду в пробирку пипеткой и встряхните пробирку. Заполните таблицу:Изучаемые объекты Органическое вещество Агрегатное состояние Растворимость в воде Яичный белок Крахмал Сахар Подсолнечное  масло Вата (клетчатка) Сало Вывод: