РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
2 кл—3 кл
07.04.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности» Цели и основные задачи курса Цели: • формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их; • обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; • развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности. Основные задачи: • развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Путь к грамотности.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Руководитель ШМО учителей__________ Протокол № ___ от «__» _________________20___г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Ферзиковская СОШ» Мовтян З. А. «__»________________20___г. «Утверждаю» Директор МОУ «Ферзиковская СОШ» Аксютенкова И.П. Приказ № ___ от «__»_________________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА      по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности» на .. учебный год П. Ферзиково 2015 год Отличительные особенности курса 1. В   программе   определены   виды   организации   деятельности   учащихся,   направленной   на   достижение   личностных, метапредметных   (познавательных,   регулятивных,   коммуникативных   универсальных   учебных   действий)   и   предметных результатов освоения учебного курса.  2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и воспитательные результаты.  3. Ценностные   ориентиры   организации   деятельности   предполагают  уровневую   оценку  в   достижении   планируемых результатов.  4. Достижения   планируемых   результатов   отслеживаются   в   рамках   внутренней   системы   оценки:   педагогом, психологом, администрацией.  5. В   основу   оценки   личностных   и   метапредметных   результатов   освоения   программы   положены   методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.  6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.  В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить   цели   добиваться   их   достижения.   Проводя   работу   над   проектом,   ребенок   больше   узнает   о   себе,   о   своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.  Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить   работу   с   максимальной   заинтересованностью   детей   и   добиваться   творческого   удовлетворения   каждого ребенка. Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным   особенностям   младших   школьников   теоретические   и   практические   исследования   и   умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием. Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку. Цели и основные задачи курса Цели: • • • • • • формировать   у   учащихся   умение   осуществлять   проектную   деятельность   как   самостоятельно,   так   и   в   группе, определять значимые проблемы и решать их;  обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;  развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.  Основные задачи: развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза,   сравнения,   обобщения,   классификации,   умения   выделять   главное,   доказывать   и   опровергать,   делать несложные выводы;  развитие   психических   познавательных   процессов:   различных   видов   памяти,  внимания,  зрительного   восприятия, воображения;  развитие   языковой   культуры   и   формирование   речевых   умений:   четко   и   ясно   излагать   свои   мысли,   давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;  • • формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;  группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких­то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. Общая характеристика курса Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению  общеинтеллектуальное развитие личности. Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального   общего   образования,   программами   по   русскому   языку.   Он   позволяет   закрепить   и   дополнить   знания   по следующим основным разделам: • • • во 2 классе – лексика, фонетика, графика;  в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;  в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.  и конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания др.  В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.  Доклад  – устное или письменное сообщение  с целью познакомить  слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.  Реферат  – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.  Исследование (исследовательская работа) – изучение чего­либо с целью решения определенной задачи и получения какого­либо результата.  Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных  задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:  Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.  1. 2. Поставить задачи для достижения цели проекта.  3. 4. 5. Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)  Выбрать способы решения задач на каждом этапе.  Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).  приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:  Тема → цель → задачи → гипотеза → информация → продукт → презентация.  Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.  Разработка каждого проекта начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.  По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.  Цель – это одно предложение­ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».  Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».  Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.  С   помощью   справочной   литературы:   словарей   по   русскому   языку,   энциклопедий,   различных   сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования, проводят эксперименты и делают выводы.   Для   этого   они   систематически   применяют   различные   методы   исследования:   наблюдение,   анализ,   синтез, индукцию, дедукцию, – на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда. Для   презентации   проекта   школьники   составляют   свое   выступление   по   шаблону.   В  структуру  проекта  входит: введение, основная часть, заключение. Введение – вступительная часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки. Основная часть  – описание поэтапного решения задач. Предлагается использовать  фразы­клише:  «Я начал свою работу с того, что…», «Потом я приступил к…», «Я завершил работу тем, что…», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)…», «План моей работы был нарушен, потому что…», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что…» Заключение  – заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации. Таким   образом,   с   помощью   предложенного   пособия   дети   обучаются   проектной   деятельности   без   существенных домашних заданий. Содержание курса «Путь к грамотности» для 4 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности:  соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в  ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый.  Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,  интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению. Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30–35 минут. Личностные, метапредметные результаты освоения курса В сфере  личностных   универсальных   учебных  действий  будут   сформированы   внутренняя   позиция   школьника, адекватная   мотивация   учебной   деятельности,  включая   учебные   и   познавательные   мотивы,   ориентация   на   моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.  Метапредметным результатом  изучения курса в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).  Всфере  регулятивных универсальных учебных  действий  учащиеся   овладеют   всеми  типами  учебных   действий, включая способность принимать  и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.  Всфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.  В   сфере  коммуникативных   универсальных  учебных   действий  учащиеся   приобретут   умения  учитывать   позицию собеседника   (партнера),   организовывать   и   осуществлять   сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.  Содержание курса  В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач. При  этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач. Учитывая то,  что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «Волшебная незабудка» (каждый лепесток которой — это компонент проекта), веселый мини­тест «Каково ваше мнение?» и т. п. Также предлагается  использовать различные языковые задачки: иво 2 классе — фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Гуси­лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван­царевич и Серый Волк»);  и в 3 классе — морфологические («Приключения Буратино» и др.);  ив   4   классе   —   морфологические   («Аленький   цветочек»,   «Веселая   ярмарка»),   орфографические   («Мышка­ норушка»,   «Заяц   Хваста»),   синтаксические   («Русская   изба»,   «Незнайка   в   Солнечном   городе»,   «Новый   год   в Простоквашино»).  На   развитие   мыслительных   способностей   направлены   познавательные   игры   («Словарное   лото»,   «Я   знаю орфограмму», «Крестики­нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот­навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младших школьников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.  Разнообразны творческие продукты проектов:  иматериальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений»);  и интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая  сказка,   сочинение   «Письмо   другу»,   стихотворение­синквейн   «О   русском   языке»,   резюме   «Каков   я?»);   • информационные   (паспорт   словосочетания,   опорный   конспект   «Однородные   члены   предложения»,   компьютерная презентация «Знаки препинания»).  Дежурный   библиограф   —   это   роль,   которую   предлагается   давать   поочередно   детям.   Задача   дежурного библиографа — заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем». Любой   проект   предполагает   развитие   интеллекта   детей.   В   структуру   занятий   данного   курса   включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений. Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки. Важной   особенностью   курса   стала   методика,   получившая   название   «школа   эйдетики».   Это   мостик   между повышенным   уровнем   сложности   заданий   и   возможностями   младшего   школьника.   Как   показала   практика,   приемы эйдетики   способствуют   мягкому   переходу   с   одного   уровня   сложности   на   другой.   Занимательные   задания,   игры, двигательные   упражнения   развивают   образную   память   и   мышление.   Ассоциации   помогают   усвоить   материал   легко, весело, прочно. В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа  Microsoft  Office  PowerPoint  позволяет создавать интересные презентации. После   защиты   проекта   рекомендуется   оценивать   сформированность   мыслительных,   информационных, деятельностных,   коммуникативных   умений   учащихся.   В   ходе   самоанализа   происходит   оценка   учащимися   своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини­тесты. Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку. Учебно­тематическое планирование Раздел «Синтаксис» (10 ч) Тема 1. Как прекрасен наш язык! (1 ч) Понятия и этапы, составляющие проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа   с   толковым   словарем.   Синтаксис   —   раздел   русского   языка.   Методы   исследования:   анализ   и   синтез, индукция, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?». Создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна. Тема 2. Королевство предложений (1 ч) Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта — плаката «Королевство предложений». Тема 3. Виды предложений (1 ч) Разработка   группового   проекта   «Королевство   предложений».   Опорный   конспект   «Виды   предложений».   Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта — пиктограммы. Тема 4. Кто здесь главный? (1 ч) Разработка   группового   проекта   «Главные   члены   предложения».   Грамматическая   основа   предложения.   Как использовать   анализ,   синтез   и   эксперимент   при   исследовании.   Алгоритм   синтаксического   разбора   предложений. Интеллектуальный тренинг. Тема 5. Дружба слов (1 ч) Разработка   группового   проекта   «Друзья­словосочетания».   Создание   информационного   продукта   —   паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение — метод исследования. Мини­тест, интеллектуальный тренинг. Тема 6. Дополнение (1 ч) Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Знайка на Луне». Интеллектуальный тренинг. Тема 7. Определение (1 ч) Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Определение: чем выражено, графическое изображение.   Алгоритм   синтаксического   разбора.   Решение   синтаксической   задачки   «Нарисую   грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг. Тема 8. Обстоятельство (1 ч) Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Обстоятельство: чем выражено,  графическое изображение.  Виды  обстоятельств.  Алгоритм  синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок. Тема 9. Родня в предложении (1 ч) Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуальный тренинг, мини­тест. Предзащита проекта. Тема 10. Защита проектов по синтаксису (1 ч) Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. Раздел «Пунктуация» (6 ч) Тема 11. Знаки препинания (1 ч) Самоанализ   «После   защиты   проекта».   Назначение   пунктуации.   Тематика   проектов   по   пунктуации.   Работа   с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг. Тема 12. Обращение (1 ч) Назначение   и   алгоритм   работы   по   программе  Microsoft  Office  PowerPoint,   компьютерная   презентация,   слайд, анимация. Разработка группового проекта «Разрешите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта — схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг. Тема 13. Как пишут письма? (1 ч) Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот­ навыворот». Создание творческого продукта — написание письма. Тема 14. Эксперты предложений (1 ч) Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент.   Решение   синтаксической   задачки   «Новый   год   в   Простоквашино».   Простое   и   сложное   предложение, грамматическая основа. Тема 15. Грамматическое исследование (1 ч) Подготовка   к   защите   проекта,   план   выступления   (устный   и   письменный).   Мозговой   штурм:   взаимосвязь морфологии, синтаксиса и пунктуации. Алгоритм пунктуационной грамотности. Интеллектуальный тренинг. Тема 16. Защита проектов по пунктуации (1 ч) Защита   групповых   проектов.   Презентация   творческих   и   информационных   продуктов:   плакатов,   компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. Раздел «Морфология» (18 ч) Тема 17. Неутомимые глаголы (1 ч) Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение и роль глаголов в речи, обобщение информации на аукционе знаний. Тема 18. Спряжение глаголов (1 ч) Школа   эйдетики,   игра   на   развитие   двигательной   памяти   «Догони   зверька»,   прием   ассоциаций.   Решение грамматической   задачки   «Сказка   о   спряжении   глагола»,   личное   окончание   глаголов.   Интеллектуальный   тренинг. Создание творческого продукта — сочинение сценария сказки. Тема 19. Алгоритм правописания (1 ч) Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного продукта — таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг. Тема 20. Всезнающие существительные (1 ч) Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. Тема 21. Склонение существительных (1 ч) Разработка   мини­проекта   «Разносклоняемые   имена   существительные».   Склонение,   разносклоняемые   имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задачки «Аленький цветочек». Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. Тема 22. Слово о падежах (1 ч) Работа с толковым словарем. Разработка мини­проекта «Слово о падежах». Прямой и косвенные падежи. Создание информационного   продукта   —   таблицы   падежей   и   предлогов   с   помощью   метода   исследования   (наблюдение). Интеллектуальный тренинг. Тема 23. Великолепная шестерка падежей (1 ч) Разработка мини­проекта «Слово о падежах». Работа   в   группах,   эксперимент,   сбор   информации:   окончание,   склонение,   частотность   падежей,   местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт. Тема 24. Слова­помощники (1 ч) Алгоритм   правописания   безударных   окончаний   имен   существительных;   таблицы,   формулы,   предлоги,   слова­ помощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. Тема 25. Морфологический разбор существительного (1 ч) Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные   и   непостоянные   признаки.   Решение   морфологической   задачки   «Веселая   ярмарка».   Интеллектуальный тренинг, викторина. Тема 26. Чувствительные прилагательные (1 ч) Беседа   об   именах   прилагательных:   признак   предмета,   главное   и   зависимое   слова,   эпитет.   Решение морфологической задачки «Что задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг. Тема 27. Полезная краткость (1 ч) Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение  и   роль  имен   прилагательных  в  предложении.  Решение   морфологической   задачки  «Как   я   хорош!»:  резюме, шаблон, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг. Тема 28. Доброта мягкого знака (1 ч) Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический   мягкий   знак.   Презентация   знаний   в   «Песне   про   мягкий   знак».   Решение   орфографической   задачки «Мышка­норушка» в интеллектуальном тренинге. Тема 29. Суровость твердого знака (1 ч) Роль   справочной   литературы   при   разработке   проекта.   Сбор   информации   об   истории   буквы   «ер».   Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц Хваста». Интеллектуальный тренинг. Тема 30. Конкурс «Грамотеи» (1 ч) Самопроверка   с  помощью   мини­теста:   проблема,   тема,   цель,   задачи   проекта,   гипотеза   исследования.   Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Интеллектуальный тренинг. Тема 31. Путь к грамотности (1 ч) Самопроверка   с   помощью   мини­теста:   поиск   информации,   продукт   проекта.   Алгоритм   орфографической   и пунктуационной грамотности.  Тема  32.  Подготовка к защите проекта  (1  ч)  Самопроверка с помощью мини­теста: презентация проекта, выступление. Беседа: интересные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта. Тема 33. Защита проекта (1 ч) Защита   итогового   проекта.   Презентация   творческих   и   информационных   продуктов   (спектакль,   компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных работ. Тема 34. Лингвистические посиделки (1 ч) Самоанализ   «После   защиты   проекта».   Конкурс   чтецов   «Язык,   великолепный   наш   язык».   Подведение   итогов изучения курса «Путь к грамотности». Используемый научно – методический комплекс классы. М.: ВАКО, 2014. ВАКО, 2014. 1. Новый орфографический словарь­справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.  3. Олейник   О.В.,   Кабанюк   Л.П.   Проектная   деятельность:   методика   обучения.   Проекты   по   русскому   языку.   2­4 4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко М.С.Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: 5. Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.  6. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007.  7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: АСТ: Астрель, 2008. Календарно­тематическое планирование №  Дат а Тема урока Тип урока Решаемые проблемы Виды деятельности Планируемые результаты (элементы содержания, контроль) Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД Синтаксис (10 часов) 1 Как  прекрасен  наш язык! Актуализ ация  знаний. Для чего  нужны  проекты? Цель  и задачи  итогового  проекта. Как  способствуют  Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: понятия, относящиеся к  проекту, ­ проект, тема, цель,  задачи, гипотеза, информация;  методы исследования – анализ,  синтез, индукция, наблюдение;  Научиться  овладевать  целостным  представлени ем о проекте  на языковом  Коммуникативные: вступать в  диалог, аргументировано  высказывать своё мнение в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно  Формирование  стартовой  мотивации к  изучению  нового  материала. грамотности  разделы рус­ ского языка? материале. продукт, презентация; фонетика,  графика, морфемика, морфология, орфография, синтаксис; игры  «Что? Где? Когда?», «Что за  признак?», «Что за орфограмма?»;  создание творческого продукта –  стихотворения о русском языке в  форме синквейна. 2 3 Королевст во  предложен ий «Открыт ие»  нового  знания Эксперимент  как метод  исследования.  Что означает  фраза  «грамматика  предложений?» Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: синтаксис, морфология,  эксперимент; преобразование  текста; тематика проекта по  синтаксису; тема, цель, задача;  творческий продукт – плакат  «Королевство предложений». Научиться  выявлять с  помощью  умственных и  практических  действий  сходство и  отличие  различных  видов  предложений Виды  предложен ий «Откры­ тие»  нового  знания Этапы  разработки  проекта. Какие  бывают виды  предложений? Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: вид предложения, цель  высказывания, эмоциональная  окраска, знаки препинания,  мимика, разработка группового  проекта «Королевство  Научиться  определять  проблемные  зоны в  предметной,  метапредметн ой и  выявлять и формулировать  познавательную цель, искать и  выделять необходимую  информацию. Познавательные:  анализировать, сравнивать,  обобщать факты и явления,  проводить эксперимент. Коммуникативные: задавать  вопросы, аргументировать и  отстаивать своё мнение. Регулятивные: планировать  свои действия в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. Познавательные: использовать  проектный способ познания,  методы исследования: поиск  информации, сравнение и  эксперимент. Коммуникативные: добывать  недостающую информацию с  помощью вопросов  (познавательная инициативность). Регулятивные: осознавать и  удерживать учебную задачу,  Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной  исследовательс кой  деятельности. Формирование  познавательног о интереса  и  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и предложений»; опорный конспект  «Виды предложений»; презентация  материала к проекту в виде песни;  создание творческого продукта –  пиктограммы. личностно  ориентирован ной сферах  деятельности. «Кто здесь главный?» Построен ие  системы  знаний  (общемет одологич еская  направле нность) Как  использовать  анализ, синтез и эксперимент  при  исследовании?  Алгоритм  синтаксическог о разбора  предложений Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  способностей к структуированию и систематизации изучаемого  материала: синтаксический разбор, алгоритм, анализ, синтез,  эксперимент, грамматическая  основа; разработка проекта  «Главные члены предложения»;  интеллектуальный тренинг. Научить  анализировать состав и  структуру  предложения. выдвигать версию решения  проблемы. аналитической  деятельности. Познавательные:  Осуществлять выбор наиболее  эффективных способов решения  задач в зависимости от  конкретных условий;  анализировать, сравнивать,  классифицировать и обобщать  факты и явления. Коммуникативные:  формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно  организовывать и регулировать  свою деятельность, определять  последовательность  промежуточных целей с учётом  конечного результата. Познавательные: использовать  современные источники  информации, анализировать,  сравнивать различные объекты,  факты. Формирование  осознанного  выбора  наиболее  эффективного  способа  решения задач. Дружба  слов Построен ие  Как  использовать  Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  Научиться  анализирован  Коммуникативные: точно и  грамотно выражать свои мысли,  Формирование  самооценки,  4 5 системы  знаний  (общемет одологич еская  направле нность) метод  сравнения? В  чём различие  словосочетания и  предложения? 6 Дополнени е Построен ие  системы  знаний  (общемет одологич еская  направле нность) Этапы  разработки  проекта.  Почему  дополнение так называется и  как его  определить. способностей к структуированию  этапов и понятий проекта: мини­ текст, мозговой штурм, сравнение,  главное и зависимое слова,  морфологический состав  словосочетания; разработка  группового проекта «Друзья­ словосочетания»;  информационный продукт  (паспорт словосочетания);  интеллектуальный тренинг. Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  способностей к структуированию  понятий: алгоритм  синтаксического разбора,  второстепенный член предложения, дополнение, косвенные падежи,  графическое изображение;  разработка группового проекта  «Второстепенные члены  предложения»; синтаксическая  задачка «Знайка на Луне»;  интеллектуальный тренинг. состав и  структуру  предложения. отстаивать свою точку зрения в  процессе дискуссии,  формировать готовность к  сотрудничеству. Регулятивные: обнаруживать и  формумировать учебную  проблему, выдвигать версии  решения проблемы. Познавательные: решать  творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в  различных формах. Научить  производить  синтаксическ ий разбор  предложения. Коммуникативные:  формировать коммуникативные  действия в сотрудничестве,  добывать необходимую  информацию спомощью вопросов. Регулятивные: выявлять и  формировать познавательную  цель, искать и выделять  необходимую информацию. Познавательные: работать с  учебной и  внешкольнойинформацией,  использовать современные  источники информации. развитие  творческих  способностей,  формирование  осознанного  выбора  наиболее  эффективного  способа  решения задач. Формирование  самооценки,  развитие  творческих  способностей,  формирование  осознанного  выбора  наиболее  эффективного  способа  решения задач. 7 Определен ие Построен ие  системы  знаний  (общемет одологич еская  направле нность) Как и зачем  использовать  справочную  литературу?  Что такое  определение  и  как его  определить? Научить  производить  синтаксическ ий разбор  предложения. Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  способностей к структуированию  понятий: второстепенный член  предложения, определение,  графическое изображение;   государственный символ, значение  цветов российского флага;  разработка группового проекта  «Второстепенные члены  предложения»; синтаксическая  задачка «Нарисую  грамоту»;групповая работа по  толковому, этимологическому  словарям, словарю синонимов,  поисковик; интеллектуальный  тренинг. 8 Обстоятел ьство Построен ие  системы  знаний  (общемет одологич еская  Какие бывают  критерии  оценки  проектной  работы? Какие  бывают виды  обстоятельств? Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  способностей к структуированию и систематизации изучаемого  материала: Научить  производить  синтаксическ ий разбор  предложения. второстепенный член предложения, обстоятельство, графическое  Коммуникативные:  формировать навыки  эффективной работы в группе  (включая ситуацию учебного  сотрудничества и проектные  формы), устанавливать рабочие  отношения, уметь слушать и  слышать. Регулятивные:  формироватьситуацию  саморегуляции эмоционального и  функционального состояния,  сотрудничать в совместном  решении задач и преодолении  разногласий. Познавательные: выполнять  творческие задания, не имеющие  однозначного решения;  сравнивать и классифицировать  объекты по предложенным  основаниям. Коммуникативные:  устанавливать рабочие  отношения, уметь слушать и  слышать, учитывать разные  мнения и стремиться к  координации различных позиций  в сотрудничестве. Формирование  познавательног о интереса  и  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной  исследовательс кой  деятельности. Формирование  познавательног о интереса  и  устойчивой  мотивации к  исследовательс кой направле нность) изображение;   9 Родня в  предложен ии Отработк а умений  и  рефлекси я Как  подготовиться  к защите  проекта?  Почему  однородные  члены так  называются и  как их  определить? критерии оценки проектной  работы; разработка группового  проекта «Второстепенные члены  предложения»; синтаксическая  задачка «Русская изба»; групповая  работа по толковому,  этимологическому словарям,  подготовка к защите проекта,  поисковик; чтение скороговорок. Формирование у учащихся  способностей к рефлексии  коррекционно­контрольного типа и реализации коррекционной нормы:  анализ и обобщение изученного  материала(однородные члены  предложения, графическое  изображение, алгоритм  синтаксического разбора);  разработка группового проекта  «Однородные члены  предложения»; решение  синтаксической задачи «Незнайка в Солнечном городе»;  интеллектуальный тренинг, мини­ тест; предзащита проекта. Регулятивные: планировать  свою деятельность, принимать  решение в проблемной ситуации. деятельности. Познавательные: искать  нужную информацию в  справочной литературе,  устанавливать причинно­ следственные связи. Научить  производить  синтаксическ ий разбор  предложения. Формирование  осознанного  выбора  наиболее  эффективного  способа  решения задач. Коммуникативные:  формировать навыки  самостоятельной работы с  последующей самопроверкой. Регулятивные: планировать  свою деятельность в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её  реализации, принимать и  сохранять учебную задачу. Познавательные: объяснять  языковые явления, процессы,  связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры  предложения. 10 Защита  проекта по снтаксису Обобщен ие и  развиваю щий  контроль. Что узнали и  чему научились с помощью  проектов? 11 Знаки  препинани я «Открыт ие»  нового  знания. Зачем нужен  самоанализ?  Зачем нужно  делать  синтаксический разбор  предложения? Формирование у учащихся  способностей к рефлексии  контрольного типа и  деятельностных способностей в  систематизации материала: тема  проекта, цель, задачи, гипотиза,  методы исследования,  актуальностьпроекта, этапы  работы, полученные результаты,  выводы; защита индивидуальных и  групповых проектов по  синтаксису, презентация  творческих и информационных  продуктов (конспекты, плакаты,  игры, сказки). Пунктуация (6 часов) Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний6 понятия­ назначение  пунктуации, знаки препинания;  самоанализ «После защиты  проекта»; тематика проектов по  пунктуации; работа с толковым  словарём; разработка группового  проекта «Знаки препинания»;  интеллектуальный тренинг. Формирование  самооценки,  развитие  творческих  способностей. Научиться  анализирован, сравнивать и  использовать  полученную  информацию  в различных  видах  деятельности. Коммуникативные:  самостоятельно организовывать  учебное сотрудничество в группе. Регулятивные: соотносить  выполненное задание с образцом,  составлять план действий. Познавательные: решать  творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в  различных формах. Научиться  проектироват ь алгоритмы  решения  исследователь ской и  творческой  задач. Коммуникативные: задавать  уточняющие вопросы,  обосновывать высказанное  суждении, договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том  числе в ситуациях столкновения  интересов. Формирования  навыков  анализа,  индивидуальног о и  коллективного  проектировани я. Регулятивные: учитывать  выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с 12 Обращение «Открыт ие»  нового  знания. Как создать  компьютерную  презентацию?  Какова роль  обращения?  Обращение на  письме. Научиться  выделять в  речи и на  письме  обращения. Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний6 понятия­компьютерная  презентация, слайд, анимация,  программа Microsoft Office Power  Point, алгоритм работы, обращение, постановка знаков препинания;   разработка группового проекта  «Разрешите обратиться!»;   создание информационного  продукта (схем предложений с  обращением); интеллектуальный  тренинг. учителем и одноклассниками или  самостоятельно. Познавательные: объяснять  языковые явления, процессы,  связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры  предложения. Коммуникативные:  формировать навыки  эффективной работы в группе  (включая ситуацию учебного  сотрудничества и проектные  формы), добывать необходимую  информацию с помощью  вопросов. Регулятивные: формировать  целевые установки учебной  деятельности, выстраивать  последовательность необходимых операций. Познавательные: строить  рассуждения в форме связных  простых суждений об изучаемой  проблеме, делать выводы. Формирования  навыков  анализа,  индивидуальног о и  коллективного  проектировани я. 13 Как пишут письма? Построен ие  системы  Этапы  разработки  проекта.  Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  способностей к структуированию и Научиться  следовать  нормам  Коммуникативные:  формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе  Формирование  мотивации к  познавательной 14 Эксперты  предложен ий Особенности  написания  писем. знаний  (общемет одологич еская  направле нность) систематизации изучаемого  материала: правила переписки,  план личного письма, приветствие,  обращение, поздравительный текст, электронное письмо, разработка  группового проекта «Я к вам  пишу»; игра «Шиворот­ навыворот»; создание творческого  продукта­ написания письма. Построен ие  системы  знаний  (общемет одологич еская  направле нность) Как произвести экспертизу  информации?  Какие  предложения  называются  простыми, а  какие  сложными? Формирование у учащихся  деятельностных способностей и  способностей к структуированию и систематизации знаний: эксперт,  экспертиза, сравнение, анализ,  мозговой штурм, простое и  сложное предложение,  грамматическая основа; работа с  толковым словарём; решение  синтаксической задачки «Новый  год в Простоквашино». написания  письма. индивидуальной и групповой  работы. деятельности.  Регулятивные: находить и  формулировать учебную  проблему, выстраивать алгоритм  действий. Познавательные: искать  нужную информацию в  справочной литературе: словарях, энциклопедиях и т.д. Научиться  анализирован  вид и  структуру  предложений. Коммуникативные: вступать в  диалог, аргументировано  высказывать своё мнение в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Регулятивные: сознательно  организовывать и регулировать  свою деятельность  промежуточных целей с учётом  конечного результата. Познавательные: использовать  различные методы исследования  изучаемого материала. Формирование  навыков  анализа,  индивидуальног о и  коллективного  проектировани я. 15 Грамматич еское  исследован Исследов ание Этапы  предзащиты  проекта.  Формирование у учащихся  деятельностных способностей к  обобщению теоретической  Научиться  планировать и реализовыват Коммуникативные: задавать  уточняющие вопросы,  обосновывать высказанное  Формирование  и развитие  творческих ие Алгоритм  пунктуационно й грамотности информации: морфология,  синтаксис, пунктуация, алгоритм;  подготовка к защите проекта, план  выступления(устный и  письменный); интеллектуальный  тренинг. 16 Защита  проектов  по  пунктуаци и Обобщен ие и  развиваю щий  контроль. Что узнали и  чему научились с помощью  проектов? Формирование у учащихся  рефлексивных и деятельностных  способностей к структурированию  и систематизации изученного  материала: тема проекта, цель,  задачи, гипотеза, методы  исследования, актуальность  проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита  групповых проектов; презентация  творческих и информационных  ь  исследователь скую  деятельности  на основе  анализа  влияния  изучения  разделов  русского  языка на  грамотность Научиться  защищать  проект. суждение, договариваться и  приходить к общему решению в  совместной деятельности, в том  числе, в ситуациях столкновения  интересов.  Регулятивные: прогнозировать  результат деятельности,  преобразовывать практическую  задачу в позвнавательную. Познавательные: выдвигать  гипотезы, осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и несущественных  признаков, устанавливать  причинно­следственные связи,  строить логическую цепь  рассуждений. Коммуникативные:  Формировать коммуникативные  действия, направленные на  обобщение  информации по  данной теме.  Регулятивные: прогнозировать  результат деятельности,  преобразовывать практическую  задачу в позвнавательную. способностей  через активные  формы  деятельности Формирование  и развитие  творческих  способностей  через активные  формы  деятельности МОРФОЛОГИЯ (18 ч.) 17 Неутомим ые глаголы «Открыт ие нового знания» Зачем нужен  самоанализ?  Роль глаголов в речи. продуктов( плакаты, компьютерная презентация, сказки). Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: понятия­ самоанализ,  мыслительные , информационные  деятельностные, коммуникативное  умение, назначение глаголов;  разработка группового проекта  «Неутомимые глаголы», мозговой  штурм; аукцион знаний. Научиться  планировать и реализовыват ь  исследователь скую  деятельности  на основе  анализа роли  частей речи. 18 Спряжение глаголов Построен ие  системы  знаний  (общая  методоло Как сочинить  сценарий  сказки? Как  определить  спряжение  Формирование у учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации материала: школа  эйдетики, ассоциация, спряжение,  личные окончания глаголов,  Научиться  способу  объяснения  правописания  без ударных  окончаний  Познавательные: решать  творческое задачи, представлять  результаты своей деятельности в  различных формах. Коммуникативные: вступать в  диалог, аргументировано  высказывать своё мнение в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Регулятивные: прогнозировать  результат деятельности,  преобразовывать практическую  задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ объектов  с выделением  существенных и несущественных  признаков, устанавливать  причинно­следственные связи,  строить логическую цепь  рассуждений. Коммуникативные:  формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой  работы Формирование  и развитие  творческих  способностей  через активные  формы  деятельности Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной глаголов. гическая  направле нность) глаголов. творческий продукт­ сценарий,  творческая атмосфера, жанр  литературы­ сказка, герои сказки,  сюжет; игра на развитие  двигательной памяти «Догони  зверька»; решение грамматической  задачки «Сказка о спряжении  глагола»; интеллектуальный  тренинг. 19 Алгоритм  правописа ния. Исследов ание Нужен ли  алгоритм при  разборе  проекта?  Алгоритм  записи без  ударных  окончаний  глагола Формирование у учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации материала:  алгоритм, синтез, анализ,   инфинитив, спряжение, суффикс,  окончание; мозговой штурм;  создание информационного  продукта – таблицы личных  окончаний глаголов; решение  орфографической задачки,  интеллектуальный тренинг. Научиться  способу  объяснения  правописания  без ударных  окончаний  глаголов. аналитической,  диагностическо й деятельности. . Формирование устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности  Регулятивные: находить и  формулировать учебную  проблему, определять  последовательность действий для достижения конечного  результата. Познавательные: работать с  учебной и внешкольной  информацией, использовать  современные источники  информации. Коммуникативные: вступать в  диалог, аргументировано  высказывать своё мнение в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  Регулятивные: принимать и  сохранять учебную задачу,  планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения задач в  зависимости от конкретных  условия; анализировать,  сравнивать, классифицировать и 20 21 Всезнающи е  существит ельные. Как провести  исследования?  Морфологичес кие признаки  имени  существительн ого. Построен ие  системы  знаний  (общая  методоло гическая  направле нность) Научиться  выполнять  индивидуальн ое задание по  алгоритму Формирование у учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации материала: имя  существительное,  морфологические признаки,  категория рода и числа, общий  род; сценарий, сюжет, сцена, зачин, финал; разработка группового  проект «Всезнающие  существительные»;  интеллектуальный тренинг,  творческий продукт. Склонение существит ельных  «Открыт ие»  нового  знания Как проверить  гипотезу  исследования?  Все ли имена  существительн ые можно  распределить  по трем  склонениям? Формирование у учащихся умения  построения и реализации новых  знаний: понятия – склонения,  разносклоняемые имена  существительные, начальная  форма, падеж, практикум,  творческий продукт, роли;  разработка мини­проекта  «Разносклоняемые имена  существительные»; решение  морфологический задачки   «Аленький цветочек»:  Научиться  различным  способам  определения  склонений  имен  существитель ных обобщать фаты и явления. Коммуникативные: осознавать свои учебные достижения,  формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе  индивидуальной групповой  работы.  Регулятивные: принимать и  сохранять учебную задачу,  планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации. Познавательные: использовать  различные методы исследования  изучаемого материала. Коммуникативные:  формировать навыки  эффективной работы в гурппе,  включая ситуации учебного  сотрудничества и проектные  формы работы; устанавливать  рабочие отношения, уметь  слушать и слышать.  Регулятивные: формировать  ситуацию саморегуляции  эмоционального и  Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности интеллектуальный тренинг. 22 Слово о  падежах Как создать  информационн ый продукт?  Для чего  нужны падежи? Построен ие  системы  знаний  (общая  методоло гическая  направле нность) Формирование у учащихся умения  построения и реализации новых  знаний: падеж, прямой и косвенные падежи, информационный продукт  – таблица , творческий продукт,  роли; работа с толковым словарем; разработка мини­проекта «Слово   о падежах»; интеллектуальный  тренинг. функционального состоянии,  сотрудничать в совместном  решении задач и преодолении  разногласий. Познавательные: работать с  учебной и внешкольной  информацией, использовать  современные источники  информации. Научиться  объяснять  назначение и  роль падежей. Коммуникативные:  формировать навыки  самостоятельной работы с  последующей самопроверкой.  Регулятивные: принимать и  сохранять учебную задачу,  планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации. Познавательные: строить  рассуждения в форме связных  простых суждений о изучаемой  проблеме, делать выводы Формирование  положительног о отношения к  учению, к  познавательной деятельности,  желание  приобретать  новые знания,  умения,  совершенствова ть имеющиеся. 23 Великолеп ная  шестерка  падежей «Открыт ие нового знания» Как провести  презентацию  собранного  материала?  Формирование у учащихся умения  построения и реализации новых  знаний:  понятия­ окончание,  склонение, частотность падежей,  Научиться  находить и  анализировать информацию   Коммуникативные:  формировать коммуникативные  действия в сотрудничестве,  добывать необходимую  Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно в справочной  литературе. информацию с помощью  вопросов.. Почему в  русском языке  шесть падежей? местный, звательный; эксперимент, письменная, деловая, разговорная,  политическая, научная речь,  творческий продукт, роли;  разработка мини­проекта «Слово о падежах»; работа в группах,  эксперимент, сбор информации,  презентация материала. 24 Слова­ помощник и Построен ие  системы  знаний  (общая  методоло гическая  направле нность) Варианты  использования  метода  дедукции.  Алгоритм  правописания  окончаний  имён  существительн ых. Формирование учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации знаний: дедукция,  алгоритм правописания окончаний, таблица , формулы, предлоги,  слова­помощники;  интеллектуальный тренинг,  творческий продукт. Научиться  различным  способам  объяснения  правописания  без ударных  окончаний  имен  существитель ных. й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности  Регулятивные: выявлять и  осознавать то, что уже освоено и  что еще подлежит усвоению;  осознавать качества и уровень  усвоения. Познавательные: осваивать  способы решения проблем  творческого и поискового  характера. Коммуникативные: слушать и  слышать друг друга,  договариваться, участвовать в  общей беседе, соблюдая правила  речевого поведения; задавать  вопросы.  Регулятивные: принимать и  сохранять учебную задачу,  планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации. Познавательные: выполнять  учебно­познавательные действия  в материализованной и  умственной форме; осуществлять 25 Морфолог ический  разбор  существит ельного Построен ие  системы  знаний  (общая  методоло гическая  направле нность) Использование  синтеза как  метода  исследования.  Алгоритм  морфологическ ого разбора  имени  существительн ого Формирование учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации знаний: синтез,  лексическое значение, постоянные  и непостоянные признаки,  алгоритм морфологического  разбора; решение  морфологической задачки  «Веселая ярмарка»;  интеллектуальный тренинг,  викторина Научиться  производить  морфологиче ский разбор  имени  существитель ного Формирование  познавательног о интереса,  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности для решения учебных задач  операции анализа, синтеза,  сравнения, классификации. Коммуникативные:  формулировать собственные  мысли, высказывать и  обосновывать свою точку зрения,  осуществлять совместную  деятельность в парах и рабочих  группах с учетом конкретных  учебно­познавательных задач.  Регулятивные: искать нужную  информацию в справочной  литературе, выдвигать гипотезы;  принимать информацию,  представленную в  изобразительной, схематичной,  модельной форме. Познавательные:  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения, выводы; использовать различные методы исследования  изучаемого материала. 26 Чувствите льное  прилагател Построен ие  системы  знаний  Применение  накопленных  знаний на  практике.  Формирование учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации знаний: признак  Научиться  характеризова ть качества  человека с  Коммуникативные:  формировать навыки  самостоятельной работы с  Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно ьное (общая  методоло гическая  направле нность) Какое значение имеют имена  прилагательные в нашей речи? предмета, главное и зависимое  слова, эпитет, характеристика  человека (черты характера,  способности, волевые качества,  эмоциональное состояние,  отношение к людям, делу); беседа  о прилагательных, решение  морфологических задачек «Что  задумано?», «Кто задуман?»;  интеллектуальный тренинг. помощью  различных  признаков  имени  прилагательн ого. последующей самопроверкой.  Регулятивные: прогнозировать  результат деятельности,  преобразовывать практическую  задачу в познавательную. й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности 27 Полезная  краткость  «Открыт ие нового знания» Научиться  писать резюме по шаблону Как писать  резюме? В чем  отличие  кратких форм  имен  прилагательны х от полных?  Какова роль  кратких имен  прилагательны х Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: понятие – сравнение,  краткие и полные формы имен  прилагательных, значение, роль в  предложении, резюме, качества  характера, шаблон; решение  морфологической задачки «Как я  хорош?»; интеллектуальный  тренинг. Познавательные: выдвигать  гипотезы, осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и несущественных  признаков, устанавливать  причинно­следственные связи,  строить логическую цепь  рассуждений. Коммуникативные:  формировать коммуникативные  действия в сотрудничестве,  добывать необходимую  информацию с помощью  вопросов..  Регулятивные: выявлять и  осознавать то, что уже освоено и  что еще подлежит усвоению;  осознавать качества и уровень  усвоения. Познавательные: осваивать  способы решения проблем  творческого и поискового  Формирование  и развитие  творческих  способностей  через активные  формы  деятельности 28 Доброта  мягкого  знака «Открыт ие нового знания» Анализ и  синтез в  проекте.  Обобщение  знаний о  мягком знаке Научиться  выполнять  индивидуальн ое задание по  алгоритму Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: понятия ­  анализ и синтез,  буква «ерь», показатель мягкости,  разделительный и грамматический  мягкий знак; презентация знаний в  « Песне про мягкий знак»; решение орфографической задачки  «Мышка­норушка» в  интеллектуальном тренинге.  29 Суровость  твердого  знака «Открыт ие нового знания» Роль  справочной  литературы при разработке  проекта. В чем  особенности  разделительног о твердого  знака?  Формирование у учащихся умений  построения и реализации новых  знаний: понятия ­  история буквы  «ер», справочная литература,  пластический этюд; решение  орфографической задачки « Заяц  Хваста»;интеллектуальный  тренинг, поисковик (пословицы и  фразеологизмы с твердым знаком). Научиться  выполнять  индивидуальн ое задание по  алгоритму характера. Коммуникативные:  формировать коммуникативные  действия в сотрудничестве,  добывать необходимую  информацию с помощью  вопросов..  Регулятивные: выявлять и  формулировать познавательную  цель, искать и выделять  необходимую информацию. Познавательные:  устанавливать причинно­ следственные связи, делать  обобщения, выводы; использовать различные методы исследования  изучаемого материала. Коммуникативные:  формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе групповой работы.  Регулятивные: сознательно  организовывать и регулировать  свою деятельность, определять  последовательность  промежуточных целей с учетом  Формирование  устойчивой  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности Формирование  познавательног о интереса,  устойчивой  мотивации к  самостоятельно му и  коллективному  исследованию. 30 Конкурс  «Грамотеи » Построен ие  системы  знаний  (общая  методоло гическая  направле нность) Применение  накопленных  знаний на  практике.  Какова роль  категорий и  понятий  каждого  раздела  русского  языка? Формирование учащихся  деятельностных способностей к  структурированию и  систематизации знаний: мини­тест,  проблема, тема, цель, задачи  проекта, гипотиза исследования;  фонетика, графика, морфология,  морфемика, орфография,  синтаксис, пунктуация;  самопроверка; интеллектуальный  тренинг. Научиться  обобщать  информацию  и применять  на практике  знания. Формирование  познавательног о интереса,  устойчивой  мотивации к  самостоятельно му и  коллективному  исследованию конечного результата. Познавательные: работать с  учебной и внешкольной  информацией, использовать  современные источники  информации. Коммуникативные: точно и  грамотно выражать свои мысли,  отстаивать свою точку зрения в  ходе дискуссий.  Регулятивные: прогнозировать  результат деятельности,  самостоятельно анализировать  условия достижения цели,  преобразовывать практическую  задачу в познавательную,  контролировать процесс и  результаты деятельности. Познавательные: искать  нужную информацию в  справочной литературе,  выдвигать гипотизы; принимать  информацию, представленную в  изобразительной, схематичной,  модельной форме. 31 Путь к  грамотнос Исследов ания  Что такое  алгоритм и как  Формирование у учащихся  исследовательских и  Научиться  проводить  Коммуникативные: владеть  монологической и деалогической  Формирование  устойчивой ти его  использовать?  Зачем нужен  алгоритм?  грамотности деятельностных способностей  к  структурированию и  систематизации знаний: мини­тест,  поиск информации, продукт  проекта; алгоритм  орфографической и  пунктуационной грамотности. исследования формами речи в соответствии с  мотивации к  самостоятельно й и  коллективной   аналитической,  диагностическо й деятельности Формирование  устойчивой  мотивации к  обучению,  творческой  самоактуализац ии. грамматическими и  синтаксическими нормами  родного языка.  Регулятивные: выявлять и  осознавать то, что уже освоено и  что еще подлежит усвоению;  осознавать качества и уровень  усвоения. Познавательные: решать  творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в  различных формах. Коммуникативные: понимать  значимость коллектива и свою  ответственность перед ним.  Регулятивные: вносить  необходимые коррективы,  адекватно оценивать свои  достижения, осознавать  возникающие трудности, искать  их причины и пути преодаения. Познавательные: решать  творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в  различных формах. 32 Подготовк а проекта. Отработк а умений  и  рефлекси я Как  подготовиться  к защите  проекта? Научиться  обобщать  информацию  и творчески  её  представлять. Формирование у учащихся  способностей к рефлексии  коррекционно­контрольного типа и реализации коррекционной нормы,  систематизация знаний: мини­тест,  презентация проекта, выступление; интересные факты из истории  письменности и книг; творческий  продукт – репетиция спектакля­ сказки «По секрету всему свету»;  подготовка к защите проекта. 33 Защита  проекта Обобщен ие и  развиваю щий  контроль Что узнали и  чему научились с помощью  проектов? Как  стать  грамотным? Научиться  выполнять и  защищать  проект Формирование у учащихся  рефлексивных и деятельностных  способностей к структурированию  и систематизации знаний: тема  проекта, цель, задачи, гипотеза,  методы исследования,  актуальность проекта, этапы  работы, полученные результаты,  выводы; защита итогового проекта; презентация творческих и  информационных продуктов  (спектакль, компьютерная  презентация, плакаты, поделки,  справочное пособие, созданное  учащимися); вопросы проектантам  и оценка проектных работ. 34 Лингвисти ческие  посиделки Обобщен ие и  развиваю щий  контроль Чему  научились на  занятиях «Путь к  грамотности»?  В чём красота и богатство  русского  языка? Формирование у учащихся  рефлексивных и деятельностных  способностей к структурированию  и систематизации знаний:  самоанализ, лингвистические  посиделки, богатство русского  языка; применение знаний на  практике в ходе конкурсной  программы. Научиться  выразительно  читать  стихотворени я о русском  языке. Формирование  рефлексивной  способности  оценивать  собственное  продвижение и  свой вклад в  результаты  общей  деятельности. Формирование  самооценки,  развитие  творческих  способностей. Коммуникативные: владеть  монологической и деалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и  синтаксическими нормами  родного языка.  Регулятивные: выявлять и  осознавать то, что уже освоено и  что еще подлежит усвоению;  осознавать качества и уровень  усвоения. Познавательные: решать  творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в  различных формах. Коммуникативные:  формировать навыки речевых  действий, использовать  адекватные языковые средства  для отображения в форме устных и письменных речевых  высказываний своих чувств,  мыслей, побуждений и иных  составляющих внутреннего мира.  Регулятивные: осознавать  самого себя как движущую силу  своего научения, свою  способность к преодолению препятствий, к самокоррекции. Познавательные: объяснять  языковые явления, процессы,  связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности  «Путь к грамотности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018