Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
1 кл—4 кл
18.01.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка" разработана в соответствии с ФГОС. В программе показаны все УУД по классам, цели и задачи, планируемые результаты, основные требования по классам, а так же учебно - тематическое планирование по классам.
факультатив по русскому.doc
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» Пояснительная записка              “ Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно.  Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой.  Именно на игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что  филологи называют “духом языка.”                                                                                                                     А.М. Горький        Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности   по   общеинтеллектуальному   направлению     “Секреты   русского   языка”,   являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования.   Включение   элементов   занимательности   является   обязательным   для   занятий   с   младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Секреты русского языка”.                 Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2­4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4­х классов.       Для   осуществления   развивающих   целей   обучения   необходимо   активизировать   познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.      Программа «Секреты русского языка» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает   развитие   самостоятельности,   познавательной   деятельности,   грамотности,   учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.        Программа составлена  с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.   Организация   деятельности   младших   школьников   на   занятиях   основывается   на   следующих принципах:  занимательность;  научность;  сознательность и активность;  наглядность;  доступность;  связь теории с практикой;  индивидуальный подход к учащимся. Факультативный  курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому   школьнику   с   учётом   его   способностей,   более   полно   удовлетворять   познавательные   и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Формы проведения занятий    практические   занятия   с   элементами   игр   и   игровых   элементов,   дидактических   и раздаточных   материалов,   пословиц   и   поговорок,   считалок,   рифмовок,   ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная   работа   (индивидуальная   и   групповая)   по   работе   с   разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части:  игровая;  теоретическая;  практическая. Основные методы и технологии     технология  разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология  обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника. Цель и задачи курса Цель курса:    расширить,  углубить  и  закрепить  у  младших  школьников  знания  по  русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие:  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:   воспитание культуры обращения с книгой;   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:   развивать  смекалку и сообразительность;  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Планируемые результаты    В процессе изучения курса «Секреты русского языка» ученики получают знания об истории  русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением  слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,  осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным  способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами  употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и  правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только  развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса  русского языка.  Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность  учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о  происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют  решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность  позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.     Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления  причинно­следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе  имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается  сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных  обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с  категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.     Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение  использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать  собеседника и делать выводы.      Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о  языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми  единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и  коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить  «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к  правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры  ученика.  1­й класс Личностные результаты:     осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.  Метапредметне результаты  Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные УУД:    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  2­й класс Личностные результаты:    осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей  (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или  восклицательный знак).  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты.  Коммуникативные УУД:      оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или  небольшого текста);  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему  (заголовок), ключевые слова;  выразительно читать и пересказывать текст;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения  оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  3­4­й классы Личностные результаты        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим  людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к  совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  интерес к изучению языка;  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:     самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Познавательные УУД:      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,  таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  владеть монологической и диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;                                    Содержание программы                                     1 класс  (33 часа) 1. Самые дорогие и добрые слова (10 часов) Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка.  Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.  Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите… Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя,  родной край Кузбасс, родной город Ленинск­Кузнецкий… Праздник «День Вежливости». 2. Чудесные превращения слов (10 часов) Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два  колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето»,  Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др. Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев  «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница». Праздник «Путаница». 3. Звуки в слове (10 часов) Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в  ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др. Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани»,  С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти»,  В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка»,  И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др. Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. 4. Тематические группы слов (3 часа) Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии,  строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.  Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать  поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др. Звучащее слово: П.Башмаков «В понедельник», Л.Дружинина «Собирайтесь»,О.Тарнопольская  «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки»,  И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева «Загадки»,В.Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др. КВН «Кто в какой группе?» Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1­го класса Обучающиеся должны знать: Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита.Родственные  слова.                               Антонимы, многозначные слова.              Системные связи слов. Обучающиеся должны уметь: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко ­ буквенный анализ слов.  Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.  Делить слова на слоги.   Подбирать родственные слова.Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и  глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.  2 класс (34 часа) 1. Мир полон звуков (6 часов)   Звуки речи (гласные­ ударные и  безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные;  твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Роль ударения в словах. Междометия,  предлоги, союзы, местоимения, частицы. Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие  слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на  память», «Незнакомое слово» и др. Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол  мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова  «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др. 2. Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов) Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита. Устная и письменная речь и ее  происхождение. Тайны и загадки русской графики. Страницы древних книг. Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины»,  «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр  упал», «Не достал!», «Гребешок» и др. 3. Всему название дано (5 часов) Сколько слов в русском языке. Словари сокровища языка. Рождение слова.  Игры «Ключ», «Мир», «Худой»,  «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др. 4. Как делаются слова (7 часов)   Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие  умения видеть корень в словах, в том числе с чередующимися согласными. Сложные слова.    Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин»,  «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами». 5. Секреты правильной речи (11 часов) Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова. Новые слова. Слова одинаковые по  звучанию, но разные по значению. Фразеологические обороты.   Игры ««Второе название животного», «Назови по­другому», «Одно из двух», «А как по­другому?»,  «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др. Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 ­ го класса Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами.Признаки согласных и гласных звуков.           Состав слова.    Признаки родственных слов.   Виды пересказа.                                                                     Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать слова по составу.Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.   Пересказать текст.                                  3 класс (34 часа) 1. В царстве слов (34 часа) Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного  творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на  знание пословиц и поговорок .   Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова­ братья». Составление тематического  словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «  Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»   Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра  «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным  корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над  стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов­ родственников.   Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В.  Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.   Знакомство со словами­ историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая  работа. Объяснение устаревших слов.   Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение  неологизмов в текстах . Игра «Угадай­ка».   Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова­ пришельцы». Работа над  стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Знакомство со словами­ синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в  слова».Беседа «Что обозначают слова­ синонимы».Нахождение  слов­синонимов в тексте.  Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке.  Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова  «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов­ антонимов. Рассказ учителя о   роли антонимов в русском языке.  Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра  «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».   Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в  названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла.  Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». В королевстве ошибок. (2ч.) Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки.  Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». В стране Сочинителей.(2ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.  Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Искусство красноречия. ( 2ч.)     Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.  Собственные упражнения в создании разных речей.  Праздник творчества и игры. (1ч.) Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры,  направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра  «Умники и умницы». Трудные слова. (2ч.) Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Анаграммы и метаграммы.  (2ч.) Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан­ налим, актер­ терка ). Шарады и логогрифы (2ч.)                Знакомство с происхождением   шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов­ ответов.   Откуда пришли наши имена.(1ч.) Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Занимательное словообразование (1ч.) Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. КВН по русскому языку. (1ч.) Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу  3­го класса Обучающиеся должны знать: Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова. Обучающиеся должны уметь: Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых  согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Фонетика и орфоэпия (7 часов) 4класс (34 часа) Знакомство   с   нормами   литературного   произношения.   Углубление   и   расширение   знаний   и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному   произношению   слов,   соблюдая   орфоэпические   нормы.   Знакомство   с     понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,   правилами чтения   и  записи  транскрипции.  Рассказ   учителя  об  отличии    «  буквы»     от  «звука».   Составление транскрипций.   Знакомство   с   фонетическими   явлениями   «звукозапись»,   «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы.   Разыгрывание   ситуаций   с   этими   словами.   Продолжить   знакомство   с   наукой   орфоэпия,   с нормами произношения.  Правильная постановка ударений в словах. Лексикология (27 часов)     Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми  словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.Дается понятие о лексическом  значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями  словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Знакомство с многозначными словами, словами­ омонимами.  Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов­ омонимов». Продолжение знакомства с лексическим значением  слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.  Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря.  Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Рассматривается понятие «этимология», строение  словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и  историческими  словарями. Определение первоисточников слова. Изучается особенность  синонимического ряда слов. Работа со словами­ синонимами и правильным употреблением  их в речи.  Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Вводится понятие «антонимы». Работа с  пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».  Изучение  особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о  правильном употреблении фразеологизмов   Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем  иностранных слов и  определением значения этих слов Знакомство с историей происхождения и  образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина.  Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».  Вводятся понятия «крылатые  выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С.  Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.      Вводятся   понятия   «индивидуально­   авторские   неологизмы»     Нахождение   индивидуально­ авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Изучение особенностей устаревших слов­ архаизмов.   Знакомство   со   словами­   новичками.     Работа   над   пониманием   и   умение   правильно употреблять   архаизмы   в   речи.   Рассматриваются   виды   неологизмов   и   виды   архаизмов   . Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Знакомство со словарной статьей этимологического   словаря.   Рассматривается   значение   этимологического   словаря,   история происхождения   слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.   Знакомство   с   наукой   «ономастика»,   С     традиционными   кличками   животных   на   Руси. Рассматриваются   способы   и   причины   образования   омонимов   среди   имен   собственных.   Работа   со словарями.   Беседа   об   истории   появления     отчеств   и   фамилий   в   русском   языке.   Знакомство   с   наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Знакомство   со   способами   номинации,   аффиксальном   словообразовании   и   словосложении. Использование   уже   имеющегося   названия   предмета.   Вводится   понятие   «метафорическая номинация».  Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу 4­го класса учащиеся должны знать: ­отличительные признаки основных языковых единиц; ­ основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; ­слова, словосочетания, предложения, текста; ­основные орфографические  и пунктуационные правила; ­о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: ­четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; ­ подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; ­ различать слова­ паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; ­ пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями Средства, необходимые для реализации программы:     наличие лингвистических словарей; наличие  карточек с играми и заданиями; наличие текстов для работы на занятиях        Учебно­тематическое планирование (1 класс) №п/п              Наименование разделов, тем Количеств о часов Самые дорогие и добрые слова Вводное занятие. Значение русского языка Волшебные слова О самых дорогих словах Важные слова Добрые слова Праздник «День Вежливости» Чудесные превращения слов Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»… Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»… Игра в слова Игры «Флот помог», «Телефон»… 1 2­3 4 5­7 8­9 10 11­12 13­14 15­16 17­19 10 1 2 1 3 2 1 10 2 2 2 3 20 Праздник «Путаница» Звуки в слове Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку» Скороговорка в ребусе Лесная школа Считалки Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. Тематические группы слов Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?» Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др. КВН «Вас приглашает царица Грамматика» 21­22 23­24 25­26 27­28 29­30 31 32 33 Всего                            Учебно­тематическое планирование (2 класс) 1 10 2 2 2 2 2 3 1 1 1 33 № п/п                Наименование разделов, тем Количество  часов Мир полон звуков Звуки вокруг нас Фабрика речи  Игры «Составь слово», «Угадайка» Полоса препятствий Рисуем звуками  Трудности словесного ударения Азбука прошедшая сквозь века Буквы старые и новые Так считали наши предки Страницы древних книг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Живая и веселая буква алфавита  6 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Загадки русской графики Всему название дано Рождение языка Сколько слов в языке Имена, имена, имена… Увлекательные истории о самых простых вещах Словари ­ сокровища языка Как делаются слова Слова «готовые» и «сделанные» «Дальние родственники» Есть «родители» у слов? Внимание, корень! Такие разные суффиксы  Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить» Что нам стоит слово построить Секреты правильной речи Словарное богатство русского языка Вместе и врозь Выбираем точное слово Одно или много Когда у слов много общего Снова одинаковые ,но разные Когда значения спорят 31­32 «Местные жители» и «иностранцы» Выбор фразеологизма речи Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» 33 34 Всего 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 34 Учебно­тематическое планирование (3 класс) № 1 2 3 Тема занятия В царстве слов Сказочное царство слов.    Путешествие в страну Слов. Происхождение слов. 4 ­ 5 Чудесные превращения слов. В гостях у слов­ родственников. Конкурс «Непонятные слова» Добрые слова. Слова  ­ пришельцы. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Слова – друзья (синонимы). Слова­ антонимы. Слова­ близнецы  (омонимы). Крылатые слова (фразеологические оборот). В королевстве ошибок. В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Праздник творчества и игры. Трудные слова. Анаграммы и  метаграммы. Шарады и логогрифы. Откуда пришли наши имена. Занимательное словообразование. КВН по русскому языку. «Вас приглашает царица  Грамматика.» 6  7 8 9 10 11­ 12 13 14­ 15 16 17 18 19­ 20 21­22 23­24 25 26­ 27 28­ 29 30­ 31 32 33 34 Всего Количество  часов 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 1 34 Учебно­тематическое планирование ( 4 класс) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема занятия Количество часов Фонетика и орфоэпия      (7 часов) Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Игра «Пиши и произноси правильно» Волшебные   превращения,   или   рассказ   о   том, как буквы прочили невнимательного школьника. Мозговой штурм « Секреты орфографии» Лексикология    (27 часов) Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же ­ разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь­ грамотей. Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                           Учебно­тематическое планирование (4 класс) № п/п      Наименование разделов, тем              1­4 5­9 10 Слова­пришельцы Иноязычные слова в русском языке. Игры «Где пришелец?», «Откуда он?» и др Праздник «Пришли и прижились» Крылатые слова и выражения 11­14 Фразеологические обороты. Игра «Попались на удочку» 15­19 Игры «Ноги в руки!», «Одним словом» и др. 20 21 22 23 24 25 Праздник крылатых выражений. Грамотейка Из истории письменности Как обходились без письма? Древние письмена Как возникла наша письменность? Откуда книга пришла? Викторина «Поговорим о книге» Итого 34 часа   Количест во часов 10 4 5 1 10 4 5 1 10 1 1 1 1 1 26 27 28 Игра «Пиши и произноси правильно» «Ошибкоопасные» места Викторина «Грамотейка». Игра «Умнички» 29­30 Конкурсно­игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство»  О словах  31­32 Что мы узнали о словах? Викторина «Что кроется в слове?» Интеллектуально – развлекательная игра «Точка, точка, запятая… » Итоговое занятие. Мозговой штурм «Знаешь ли ты русский язык?» 33 34 Всего  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 1 1 1 2 4 2 1 1 34 3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. 11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Секреты русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017