Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
правоведение
1 кл
07.09.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант). Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
ВЕЖЛИВЫЕ РЕБЯТА ПЗ 1 кл фгос 17-18.docx
Внеурочная деятельность Нравственное направление «Вежливые ребята» 1 класс 1.Пояснительная записка   Нормативно­правовая база:  1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273­ФЗ от 29.12.2012г.  2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными  нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)  3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам ­ образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области 5.  АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными  нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области (1вариант) 6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области на  2017­2018 уч. г. 7. Календарный учебный график на 2017­2018 уч. г.     Курс   «Вежливые   ребята»   реализует   духовно   ­   нравственное   направление   во внеурочной   деятельности   в   1   классе.     Программа   составлена   в   соответствии   с Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им   соответствующих   норм   морали   на   основе   игровой   деятельности,   решения проблемных ситуаций.   Объем  нагрузки: Участники образовательной программы:    учащиеся  1 классов. Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год. Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.  26 Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения  первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств,  ориентация на общечеловеческие ценности .      Задачи:  обучение навыкам общения и сотрудничества;  формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;  развитие коммуникативных умений в процессе общения;  введение     в   мир   человеческих   отношений,   нравственных   ценностей, формирование личности.      Основные разделы программы:  я среди людей;  речевой этикет;  культура поведения;  в мире сказок. Воспитательные идеи программы:  Старайся делать добро!  Бойся обидеть человека!  Люби и прощай людей!  Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по  отношению к тебе!  Познай мир и себя!  Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!   Ожидаемые результаты:  обогащение личного опыта общения детей;  ориентация на выполнение нравственных норм ­ заповедей в процессе общения;  овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 27 В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Вежливые ребята» на этапе основного общего образования являются:   использование   для   познания   окружающего   мира   различных   методов наблюдения и моделирования;  выделение характерных причинно­следственных связей;  творческое решение учебных и практических задач;  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или   нескольким   предложенным   основаниям,   критериям;   самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ ресурсы и другие базы данных;  самостоятельная   организация   учебной   деятельности;   оценивание   своего поведения,   черт   своего   характера,   своего   физического   и   эмоционального состояния. В основу программы положены следующие принципы:  принцип актуальности;  принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);  принцип   систематичности (реализация   задач   через   связь   внеурочной деятельности с учебным процессом);  принцип доступности и наглядности;  принцип практической направленности;  принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;  принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить,   что   получилось   и   что   не   получилось,   изучить   мнение   детей, определить перспективу действий). Формы занятий:  беседа­диалог,  игры, экскурсии,  практические занятия,  просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.    2.Психолого­педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Умственная     отсталость     —     это     стойкое,     выраженное     недоразвитие познавательной  деятельности  вследствие  диффузного (разлитого)    органического поражения     системы   (ЦНС).   Понятие   «умственной отсталости»   по     степени     интеллектуальной     неполноценности  применимо     к   выраженности  интеллектуальной разнообразной   28   центральной     Степень     нервной     группе     детей. выраженности     нарушений  неполноценности   коррелирует   (соотносится)   со   сроками,   в  которые   возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее  последствия.   Также степень   определяется интенсивностью  воздействия  вредных  факторов.  Нередко умственная отсталость отягощена   психическими   заболеваниями   различной  этиологии,     что     требует     не только     их     медикаментозного     лечения,     но     и  организации     медицинского сопровождения  таких  обучающихся  в образовательных организациях.   интеллектуальных   В международной классификации болезней(МКБ­10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69­50) , умеренная(IQ — 50­35), тяжелая(IQ — 34­20), глубокая(IQ<20).  Развитие   ребенка   с   легкой   умственной   отсталостью  (интеллектуальными нарушениями),   хотя   и   происходит   на   дефектной   основе  и     характеризуется замедленностью,  наличием  отклонений  от  нормального развития,  тем  не  менее, представляет     собой     поступательный     процесс,    привносящий   качественные изменения в познавательную деятельность детей  и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.    тугоподвижностью   нервных  Затруднения   в   психическом   развитии   детей   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью   процессов   возбуждения   и   торможения,    замедленным формированием   условных   связей, процессов, нарушением   взаимодействия   первой   и   второй   сигнальных   систем  и   др.).   В подавляющем   большинстве   случаев   интеллектуальные   нарушения,    имеющиеся   у обучающихся   с   умственной   отсталостью,   являются   следствием  органического поражения  ЦНС  на  ранних  этапах  онтогенеза.  Негативное влияние органического поражения   ЦНС   имеет   системный   характер,   когда   в  патологический     процесс оказываются   вовлеченными   все   стороны  психофизического   развития   ребенка: мотивационно   ­   потребностная,   социально­личностная,   моторно­двигательная; эмоционально­волевая   сферы,    а   также   когнитивные   процессы     восприятие, мышление,   деятельность,   речь  и   поведение.   Последствия   поражения   ЦНС выражаются   в   задержке   сроков  возникновения     и     незавершенности     возрастных психологических  новообразований   и,   главное,   в   неравномерности,   нарушении целостности  психофизического   развития.   Все   это,   в   свою   очередь,   затрудняет включение  ребенка   в   освоение   пласта   социальных   и   культурных   достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.  ― В   структуре   психики   такого   ребенка   в   первую   очередь   отмечается недоразвитие  познавательных  интересов  и  снижение  познавательной активности,    их   слабой что   обусловлено   замедленностью   темпа   психических   процессов, подвижностью   и   переключаемостью.   При   умственной   отсталости  страдают     не только     высшие     психические     функции,    но     и     эмоции,    воля,    поведение,    в некоторых   случаях   физическое   развитие,   хотя   наиболее  нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению  и обобщению. Вместе с тем, 29 постулатом   Российская   дефектология(как   правопреемница  советской)     руководствуется   о  том,   что   своевременная теоретическим   педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей  каждого  ребенка с     умственной     отсталостью  (интеллектуальными   нарушениями)     «запускает»    обеспечивающие   реализацию   их   потенциальных компенсаторные   процессы, возможностей.     Л.   С.   Выготского     и     неточность     нарушениями)   отличается     ощущение   и   восприятие.   Но   и   в   этих   познавательных   дефицитарность:   Развитие   всех   психических   процессов   у   детей   с   легкой   умственной отсталостью   (интеллектуальными     качественным своеобразием.     Относительно     сохранной     у     обучающихся     с     умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  оказывается  чувственная ступень ―   процессах познания     слабость  дифференцировки сказывается   зрительных,   слуховых,   кинестетических,   тактильных,    обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки  детей  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)  в окружающей среде. Нарушение объема   и   темпа   восприятия,    недостаточная   его   дифференцировка,   не   могут   не оказывать отрицательного влияния  на  весь  ход  развития  ребенка  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными   нарушениями).   Однако   особая   организация учебной   и  внеурочной     работы,     основанной     на     использовании     практической деятельности;     проведение     специальных     коррекционных     занятий     не     только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на     развитие     интеллектуальной     сферы,     в     частности     овладение  отдельными мыслительными операциями.  Меньший     потенциал     у     обучающихся     с     умственной     отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   обнаруживается   в   развитии   их  мышления, основу   которого   составляют   такие   операции,   как   анализ,   синтез,    сравнение, обобщение,     абстракция,     конкретизация.     Эти     мыслительные  операции   у   этой категории   детей   обладают   целым   рядом   своеобразных   черт,    проявляющихся     в трудностях   установления   отношений   между   частями  предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от  несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д. Из   всех   видов   мышления   (наглядно­действенного,   наглядно­образного  и словесно­логического)   у   обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   в   большей   степени   недоразвито  словесно­ логическое   мышление.   Это   выражается   в   слабости   обобщения,    трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль  мышления:   зачастую,   они начинают  выполнять  работу,  не  дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.  обучение     с   Однако  при  особой  организации  учебной  деятельности,  направленной  на   отсталостью   (интеллектуальными 30   школьников     умственной нарушениями)     пользованию     рациональными     и     целенаправленными  способами выполнения     задания,     оказывается     возможным     в     той     или     иной   степени    Использование скорригировать   специальных   методов   и   приемов,   применяющихся   в   процессе  коррекционно­ развивающего   обучения,   позволяет   оказывать   влияние   на  развитие   различных видов   мышления   обучающихся   с   умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в  том  числе  и  словесно логического.   мыслительной     деятельности.   недостатки     формируется   произвольное   запоминание, Особенности     восприятия     и     осмысления     детьми     учебного     материала неразрывно   связаны   с   особенностями   их  памяти.   Запоминание,   сохранение   и воспроизведение     полученной     информации     обучающимися     с     умственной отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)  также  отличается  целым  рядом специфических  особенностей:  они  лучше  запоминают  внешние, иногда  случайные, зрительно     воспринимаемые     признаки,     при     этом,     труднее  осознаются     и запоминаются     внутренние     логические     связи;     позже,     чем     у  нормальных сверстников, требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание,   хотя   механическая   память   может   быть  сформирована на более высоком   уровне.   Недостатки   памяти   обучающихся   с  умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько  ее  воспроизведения:   вследствие   трудностей установления   отношений   полученная   информация   может воспроизводиться   бессистемно,   с  большим   количеством   искажений;   при   этом наибольшие   трудности   вызывает  воспроизведение     материала.   различных   дополнительных   средств   и   приемов   в   процессе Использование   коррекционно­развивающего    символической наглядности;   различных  вариантов   планов;   вопросов   педагога   и   т. д.)   может оказать     значительное  влияние     на     повышение     качества     воспроизведения словесного  материала.  (иллюстративной,   логических    словесного     которое  обучения     Вместе   с   тем,   следует   иметь   в   виду,   что   специфика   мнемической деятельности   во   многом   определяется   структурой   дефекта   каждого   ребенка   с умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями).  В связи  с этим  учет особенностей     обучающихся     с     умственной     отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)     разных     клинических     групп  (по  классификации     М.  С.  Певзнер) позволяет     более     успешно     использовать  потенциал   развития   их   мнемической деятельности.  Особенности   познавательной   деятельности   школьников   с   умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в особенностях  их внимания,     которое     отличается     сужением     объема,     малой  устойчивостью, трудностями   его   распределения,   замедленностью  переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание,    что  связано  с  ослаблением  волевого напряжения,     направленного     на  преодоление   трудностей,   что   выражается   в неустойчивости внимания. Также  в процессе обучения обнаруживаются трудности 31 сосредоточения на каком­либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время  поддерживаться     на     должном     уровне.     Под     влиянием     специально организованного   обучения   и   воспитания   объем   внимания   и   его   устойчивость значительно   улучшаются,   что   позволяет   говорить   о   наличии   положительной динамики,  но  вместе  с  тем,  в  большинстве  случаев  эти  показатели  не достигают возрастной нормы.    с     Представлениям     нарушениями)   Для  успешного  обучения  необходимы  достаточно  развитые представления   умственной  отсталостью и     воображение.     детей     свойственна  недифференцированоость, (интеллектуальными   фрагментарность,     уподобление     образов,     что,    в  свою   очередь,  сказывается   на узнавании и понимании учебного материала.       Воображение  как  один  из  наиболее   отличается  значительной   несформированностью,   что сложных   выражается в его примитивности,    неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе  преподавания  всех  учебных  предметов  проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ―  представлений об окружающей действительности.   процессов   У  школьников  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются   недостатки   в   развитии   речевой   деятельности,    физиологической основой  которых  является  нарушение  взаимодействия между  первой  и  второй сигнальными  системами,  что,  в  свою  очередь,  проявляется в недоразвитии всех сторон   речи:   фонетической,   лексической,    грамматической     и     синтаксической. Таким     образом,     для     обучающихся     с  умственной   отсталостью   характерно системное недоразвитие речи.   коррекционно­развивающей  Недостатки  речевой  деятельности  этой  категории  обучающихся  на прямую связаны с нарушением абстрактно­логического мышления. Однако в  повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,    близкие   их   личному опыту,  используя  при  этом  несложные  конструкции  предложений.  Проведение систематической     направленной   на систематизацию   и   обогащение   представлений   об  окружающей   действительности, создает   положительные   условия   для   овладения   обучающимися   различными языковыми   средствами.   Это   находит   свое  выражение   в   увеличении   объема   и изменении   качества   словарного   запаса,    овладении     различными     конструкциями предложений,     составлении  небольших,     но     завершенных     по     смыслу,     устных высказываний.   Таким  образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи   письменной.  работы, ― Моторная    сфера     детей     с     легкой     степенью     умственной     отсталости (интеллектуальными     нарушениями),     как     правило,     не     имеет     выраженных нарушений.   Наибольшие   трудности   обучающиеся   испытывают   при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев  рук.  В  свою очередь,    это     негативно     сказывается     на     овладении   письмом     и     некоторыми 32 трудовыми  операциями.  Проведение  специальных упражнений, включенных как в содержание   коррекционных   занятий,   так   и   используемых   на   отдельных   уроках, способствует развитию координации и точности  движений  пальцев  рук  и  кисти,  а также   позволяет   подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости. Психологические   особенности   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  проявляются  и  в  нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны,  однако  они отличаются  отсутствием  оттенков  переживаний,  неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания,   определяющие   интерес   и побуждение  к  познавательной деятельности,  а  также  с  большими  затруднениями осуществляется   воспитание   высших   психических   чувств:   нравственных   и эстетических. Волевая   сфера   учащихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений   и   побуждений, большой     внушаемостью.     Такие     школьники   предпочитают   выбирать   путь,   не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у   некоторых   из   них   развиваются   такие     отрицательные     черты     личности,     как негативизм  и  упрямство.  Своеобразие   протекания   психических   процессов   и   особенности   волевой сферы  школьников  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают  отрицательное  влияние  на  характер  их деятельности, в особенности произвольной,   что   выражается   в   недоразвитии   мотивационной   сферы,   слабости побуждений, недостаточности инициативы.  Эти   недостатки   особенно   ярко   проявляются   в   учебной   деятельности, поскольку     учащиеся     приступают     к     ее     выполнению     без     необходимой предшествующей  ориентировки  в  задании  и,  не  сопоставляя  ход  ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они  часто  уходят  от правильно     начатого     выполнения     действия,     «соскальзывают»   на   действия, произведенные ранее, причем осуществляют их   в   прежнем   виде,   не   учитывая изменения  условий.  Вместе  с  тем,  при проведении  длительной,  систематической и     специально     организованной   работы,   направленной   на   обучение   этой   группы школьников целеполаганию, планированию  и  контролю, им  оказываются  доступны разные  виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе   дидактическая,   ручной   труд,   а   в   старшем   школьном   возрасте   и некоторые     виды     профильного     труда.     Следует     отметить     независимость     и самостоятельность   этой   категории   школьников   в   уходе   за   собой,   благодаря овладению необходимыми социально­бытовыми навыками. Нарушения   высшей   нервной   деятельности,   недоразвитие   психических процессов     и     эмоционально­волевой     сферы     обусловливают     формирование некоторых   специфических   особенностей   личности   обучающихся   с умственной 33 поведенческими     реакциями;   Выстраивая     При     этом     психолого­педагогическое   отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями),  проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений   со   сверстниками   и   взрослыми.     специфическими особенностями   межличностных отношений   является:   высокая   конфликтность, сопровождаемая   неадекватными     слабая мотивированность   на установление   межличностных   контактов   и   пр.   Снижение адекватности     во   взаимодействии     со     сверстниками     и     взрослыми     людьми обусловливается   незрелостью     социальных     мотивов,     неразвитостью     навыков общения обучающихся,  а  это,  в  свою  очередь, может  негативно  сказываться  на их  поведении,   особенности   которого   могут   выражаться   в   гиперактивности, вербальной   или   физической   агрессии   и   т.п.   Практика   обучения   таких   детей показывает,     что     под     воздействием     коррекционно­воспитательной     работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.    сопровождение     психического развития     детей     с     легкой     умственной     отсталостью     (интеллектуальными нарушениями),     следует     опираться     на     положение,     сформулированное   Л.   С. Выготским,   о   единстве   закономерностей   развития   аномального   и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий  его  обучения и  воспитания,  которые  обеспечивают  успешное «врастание» его  в  культуру.  В качестве   таких   условий   выступает   система   коррекционных   мероприятий   в процессе   специально   организованного обучения,   опирающегося   на   сохранные стороны     психики     учащегося     с   умственной   отсталостью,   учитывающее   зону ближайшего   развития.   Таким   образом,   педагогические   условия,   созданные   в образовательной   организации   для     обучающихся     с     умственной     отсталостью, должны  решать  как  задачи коррекционно­педагогической  поддержки  ребенка  в образовательном процессе,  так  и  вопросы  его  социализации,  тесно  связанные  с развитием познавательной  сферы  и  деятельности,  соответствующей  возрастным возможностям и способностям обучающегося. 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане           Обучение   курсу   «Вежливые   ребята»   в   специальных   (коррекционных)   образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико­синтетическим методом.               Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010. 2.Горский   В.А.   Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и основное образование. М., Просвещение, 2010. 3.Лаврентьева   Л.И.   «Школа   и   нравственное   воспитание   личности»,   ж.«Завуч начальной школы», №5, 2004. 34 На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 33 часа  (1 час в неделю). ФОРМЫ   ОБУЧЕНИЯ:   коллективные,   индивидуальные,   групповые, фронтальные. ТЕХНОЛОГИИ   ОБУЧЕНИЯ: личностно­ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие     технологии, технологии   разноуровневого   и дифференцированного обучения,  ИКТ. 4.  Личностные и предметные результаты освоения курса «Школа безопасности». В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования   —   введения   обучающихся   с   умственной   отсталостью   в   культуру, овладение ими социо­культурным опытом. Личностные результаты должны отражать: осознание   себя   как   ученика,   формирование   интереса   (мотивации)   к   учению,   как одноклассника, друга;  формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;   развитие   способности   оценивать   результаты   своей   деятельности   с   помощью  педагога и самостоятельно;  способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   процессе выполнения задания, поручения;  формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;  развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро ­ зло);  формирование   первоначальных   знаний   об   безопасности   и   здоровом   образе жизни. Личностные учебные действия:  ­ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; ­ способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; ­ самостоятельность в выполнении учебных заданий; ­ самостоятельность в выполнении поручений; ­   понимание   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе   правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;  ­ стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные учебные действия:  35 ­ входить и выходить из учебного помещения со звонком; ­ ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);  ­ пользоваться учебной мебелью; ­   адекватно   использовать   ритуалы   школьного   поведения   (поднимать   руку, вставать и выходить из­за парты и т.д.); ­   работать   с   учебными   принадлежностями   (инструментами,   спортивным инвентарем); ­ организовывать рабочее место; ­   передвигаться   по   школе,   находить   свой   класс,   другие   необходимые помещения; ­   принимать   цели   и   произвольно   включаться   в   деятельность,   следовать предложенному плану и работать в общем темпе; ­ активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; ­ оценивать действия одноклассников; ­ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку   деятельности,   оценивать   ее   с   учетом   предложенных   критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия:  ­ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; ­ делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; ­ пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; ­ читать; ­   наблюдать;   работать   с   информацией   (понимать   изображение,   текст,   устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,   электронных   и   других   носителях)   под   руководством   и   с   помощью учителя. Коммуникативные учебные действия:  ­   вступать   в   контакт   и   работать   в   коллективе   (учитель   –   ученик,   ученик   – ученик, ученик – класс, учитель ­ класс); ­   использовать   принятые   ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и учителем; ­ обращаться за помощью и принимать помощь; ­   слушать   и   понимать   инструкцию   к   учебному   заданию   в   разных   видах деятельности и быту; ­   договариваться   и   изменять   свое   поведение   с   учетом   поведения   других участников спорной ситуации. Планируемые результаты 36 Примерная   программа   предусматривает   формирование   у   обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.   В   этом   направлении   приоритетами   для   внеурочной   деятельности «Вежливые ребята» на этапе основного общего образования являются:   выделение характерных причинно­следственных связей;  творческое решение учебных и практических задач;  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или   нескольким   предложенным   основаниям,   критериям;   самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ ресурсы и другие базы данных;  самостоятельная   организация   учебной   деятельности;   оценивание   своего поведения,   черт   своего   характера,   своего   физического   и   эмоционального состояния;  соблюдение   норм  поведения   в  окружающей   среде,  правил   здорового   образа жизни. 5. Содержание изучаемого курса Учебно­тематический план на год N п\п Содержание программы Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие  2. Я среди людей Речевой этикет 3. 4. Культура поведения  5. В мире сказок. 6. Заключительное занятие Итого: 1 6 6 12 6 2 33 1 3 2 6 ­ ­ 12 ­ 3 4 6 6 2 21 37 Содержание курса: 1раздел (1ч.) Вводное занятие.  Знакомство с планом работы на год. 2 раздел (6ч.) Я среди людей. Отличие   людей   друг   от   друга   по   внешнему   виду.   Аккуратность,   опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям.   Имя   и   отношение   к   человеку.   Анализ   проблемных   ситуаций.   Речь   – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 3раздел ( 6ч.) Речевой этикет.  Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение  человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные  правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления  и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и  прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа. 4 раздел ( 12ч.) Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и  уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к  старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к  маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом,  в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее,  библиотеке. Искусство делать подарки. 5 раздел (6ч.) В мире сказок. 38 Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в  отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и  правда в сказках. В сказках – мечты людей. 6. Ожидаемые результаты реализации программы Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных  знаний):  Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания,  рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного  взаимодействия. Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к  социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,  природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта  самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт  самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и  младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными  нормами. 7.Список литературы 1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и  основное образование. М., Просвещение, 2010. 3.Васильева­Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984; 4.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975; 5.Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;  6.Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;   7.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;   8.Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»; 39 9.Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч      начальной школы», №5, 2004. 40 22

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2018