Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
правоведение
1 кл
07.09.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант). Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(I вариант).
ВЕЖЛИВЫЕ РЕБЯТА ПЗ 1 кл фгос 17-18.docx
Внеурочная деятельность
Нравственное направление
«Вежливые ребята»
1 класс
1.Пояснительная записка
Нормативноправовая база:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599)
3.Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Устав ГКОУ «С(к)Ш №10» г .Орска Оренбургской области
5. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области (1вариант)
6. Учебный план ГКОУ «С(к)Ш №10г.Орска Оренбургской области на
20172018 уч. г.
7. Календарный учебный график на 20172018 уч. г.
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно нравственное направление во
внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета,
приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение
им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения
проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.
26 Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения
первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств,
ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры
поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение
в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,
формирование личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по
отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
27 В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Вежливые ребята»
на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов
наблюдения и моделирования;
выделение характерных причинноследственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному
или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет
ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего
поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального
состояния.
В основу программы положены следующие принципы:
принцип актуальности;
принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной
деятельности с учебным процессом);
принцип доступности и наглядности;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией:
обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей,
определить перспективу действий).
Формы занятий:
беседадиалог,
игры, экскурсии,
практические занятия,
просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
2.Психологопедагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения
системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
выраженности интеллектуальной
разнообразной
28
центральной
Степень
нервной
группе
детей. выраженности
нарушений
неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло
поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также
степень
определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость
отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не
только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
интеллектуальных
В международной классификации болезней(МКБ10) выделено четыре степени
умственной отсталости: легкая (IQ — 6950) , умеренная(IQ — 5035), тяжелая(IQ —
3420), глубокая(IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
тугоподвижностью нервных
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным
формированием условных связей,
процессов,
нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В
подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у
обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического
поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического
поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно потребностная, социальноличностная, моторнодвигательная;
эмоциональноволевая сферы, а также когнитивные процессы
восприятие,
мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных
психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении
целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет
включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
―
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности,
их слабой
что обусловлено замедленностью темпа психических процессов,
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не
только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в
некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является
мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем,
29 постулатом
Российская дефектология(как правопреемница советской)
руководствуется
о том, что своевременная
теоретическим
педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает»
обеспечивающие реализацию их потенциальных
компенсаторные процессы,
возможностей.
Л. С. Выготского
и
неточность
нарушениями) отличается
ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных
дефицитарность:
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными
качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень
―
процессах
познания
слабость дифференцировки
сказывается
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение
объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не
оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация
учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической
деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только
повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние
на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными
мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой
категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в
трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его
существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и
сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного и
словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно
логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность
мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они
начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не
имея внутреннего плана действия.
обучение
с
Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на
отсталостью (интеллектуальными
30
школьников
умственной нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени
Использование
скорригировать
специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно
развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных
видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе и словесно логического.
мыслительной
деятельности.
недостатки
формируется произвольное запоминание,
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и
запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников,
требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное
запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более
высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения
и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей
установления
отношений полученная информация может
воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом
наибольшие трудности вызывает воспроизведение
материала.
различных дополнительных средств и приемов в процессе
Использование
коррекционноразвивающего
символической
наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может
оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения
словесного материала.
(иллюстративной,
логических
словесного
которое
обучения
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической
деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер)
позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической
деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их
внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной
степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в
неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности
31 сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Однако, если
задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное
время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально
организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость
значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной
динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают
возрастной нормы.
с
Представлениям
нарушениями)
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления
умственной отсталостью
и
воображение.
детей
свойственна недифференцированоость,
(интеллектуальными
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
отличается значительной несформированностью, что
сложных
выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с
первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится
целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего
―
представлений об окружающей действительности.
процессов
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической
основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй
сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно
системное недоразвитие речи.
коррекционноразвивающей
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся на прямую
связаны с нарушением абстрактнологического мышления. Однако в повседневной
практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному
опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение
систематической
направленной на
систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности,
создает положительные условия для овладения обучающимися различными
языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи
письменной.
работы,
―
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении
заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою
очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми
32 трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в
содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках,
способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а
также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми
действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной
сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они
отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и
побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями
осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и
эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не
требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований,
у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как
негативизм и упрямство.
Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой
сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности
произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости
побуждений, недостаточности инициативы.
Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности,
поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения,
с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия,
произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая
изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической
и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы
школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны
разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в
том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и
некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и
самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря
овладению необходимыми социальнобытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают формирование
некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной
33 поведенческими
реакциями;
Выстраивая
При
этом
психологопедагогическое
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности
интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых
отношений со сверстниками и взрослыми.
специфическими
особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность,
сопровождаемая неадекватными
слабая
мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми
обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков
общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на
их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей
показывает, что под воздействием коррекционновоспитательной работы
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
сопровождение
психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения
и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В
качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в
процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные
стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону
ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в
образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью,
должны решать как задачи коррекционнопедагогической поддержки ребенка в
образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Обучение курсу «Вежливые ребята» в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего
года. Обучение ведется звуковым аналитикосинтетическим методом.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные
пособия:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М., Просвещение, 2010.
3.Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж.«Завуч
начальной школы», №5, 2004.
34 На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено
33 часа (1 час в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
коллективные,
индивидуальные,
групповые,
фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностноориентированное обучение, игровые,
здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и
дифференцированного обучения, ИКТ.
4. Личностные и предметные результаты освоения курса
«Школа безопасности».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и
пересказа произведений, построении речевого высказывания;
развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро зло);
формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе
жизни.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
самостоятельность в выполнении учебных заданий;
самостоятельность в выполнении поручений;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
35 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить изза парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем);
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
оценивать действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Планируемые результаты
36 Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности
«Вежливые ребята» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинноследственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному
или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное
выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет
ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего
поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального
состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа
жизни.
5. Содержание изучаемого курса
Учебнотематический план на год
N п\п Содержание программы
Всего часов Теория Практика
1. Вводное занятие
2.
Я среди людей
Речевой этикет
3.
4. Культура поведения
5.
В мире сказок.
6.
Заключительное занятие
Итого:
1
6
6
12
6
2
33
1
3
2
6
12
3
4
6
6
2
21
37 Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность,
бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и
друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь –
важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг».
Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение
человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные
правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления
и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и
прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и
уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к
старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к
маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом,
в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее,
библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
38 Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в
отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и
правда в сказках. В сказках – мечты людей.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных
знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания,
рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного
взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к
социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт
общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт
самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в
команде; нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами.
7.Список литературы
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М., Просвещение, 2010.
3.ВасильеваГангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
4.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
5.Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
6.Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
7.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
8.Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
39 9.Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч
начальной школы», №5, 2004.
40 22
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята" 1 класс Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.