Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
05.06.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи— вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебныеумения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьникадолжна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученикдолжен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделениеучебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебнойработы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогдаученик становится субъектом учебной деятельности.
программа я - исследователь.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 179 Калининского района Санкт-Петербурга Рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов и рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете ГБОУ лицея № 179 протокол №________ от «____» ________ 2014г. Рассмотрена педагогическим советом ГБОУ лицея №179 и рекомендована к утверждению «Утверждаю» ___________ Директор ГБОУ лицея № 179 Л.А. Батова протокол №________ от «____» ________ 2014г. приказ №________ от «____» ________ 2014г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я-исследователь» для 1-4 класса Учитель начальных классов: Задорожняя О.П. 2014- 2015 учебный год I. Пояснительная записка. Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи— вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебныеумения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьникадолжна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученикдолжен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделениеучебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебнойработы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогдаученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является егоучастие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельностьявляется ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностейразвивающейся личности. Результатом этой деятельности является формированиепознавательных мотивов, исследовательских умений, субъективноновых для учащихсязнаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения исамоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность дляотдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Программа “Я - исследователь” –интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младшихшкольников автора А.И.Савенкова. Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований кнаучному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчествои развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствуетознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям иэкспериментированию, опирается насобственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальнуюдеятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностноготипа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условийреализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Основные принципы реализации программы –научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. II. Цель и задачи курса «Я –исследователь» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. III. Содержание программы Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построенияпрограммы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимисяосновами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательскойдеятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальнойдеятельности выдающихся ученых –к изучению составных частей исследовательскойдеятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительнойдеятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связимежду деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственноеотношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: •вести устный диалог на заданную тему; •участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; •участвовать в работе конференций, чтений. •участвовать в работе конференций, чтений. Работа над проектом предваряется необходимым этапом —работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедияили картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выборатемы может быть желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой- либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации —энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалына компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии —это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принятьучастие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всегокласса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектомдетям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, чтоу них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлениирезультатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важнымявляется целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своейработы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы –опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. IV. Особенности программы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: •Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; •Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; •Системность организации учебно-воспитательного процесса; •Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадейдля самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов –педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, нои приобретение новых (порой путем самообразования). Проект –буквально «брошенныйвперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проектучащегося –это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностныхкачеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательнойпрограммы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом пониманиизанимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (восновнойшколе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности ввиде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Результат проектной деятельности –личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение ииллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По формепроекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4– человек) и коллективные(классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно- конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентомпроектной деятельности является первый этап –интеллектуальный поиск. При егоорганизации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленномупрогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия вцелом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединениядеталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). Впроцессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается всянеобходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираютсяматериалы и инструменты. Второй этап работы –это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы –аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение визделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в началеработы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководяпроцедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. V. Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместес тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностьюзанятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детейэлементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следуетучитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а такжевозрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены сучётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения ихтворческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшемони всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. VI. Назначение программы. Учебно-познавательный проект –это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качествурезультатов, четкой организации, самостоятельного поиска решенияпроблемыучащимися. VII. Место «Проектной деятельности» в учебном плане. Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебнымпланом МОУ «Лицей №2 г. Буинска РТ» на проектную деятельность в 1- 4 классахотводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа –во 2-4 классах внеаудиторной занятости. VIII. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках,на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интереснымилюдьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельностьпредусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источникомнужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. IX. Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини- конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: •уровневая дифференциация; •проблемное обучение; •моделирующая деятельность; •поисковая деятельность; •информационно-коммуникационные технологии; •здоровьесберегающие технологии; X. У че бн о - т ем атичес ко е п ла ни рова ни е. Т ем атичес ко е п ла ни рова ни е 1 к ла сс(33 ч ас а) № п/п Дата Тема занятия 1 2-3 4-5 6 7-8 17.10 24.10 05.09 Что такое исследование? 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 Учимся выбирать дополнительную литературу Как задавать вопросы? Как выбрать тему исследования? (экскурсия в библиотеку). Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»). Наблюдение как способ выявления проблем. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулирка предположения (гипотезы). 9-10 31.10 14.11 11- 21.11 12 28.11 13- 05.12 14 12.12 15- 19.12 18 26.12 16.01 23.01 30.01 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие 06.02 умений задавать вопросы. 13.02 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. 20.02 Обоснованный выбор способа выполнения задания. 27.02 06.03 Составление аннотации к прочитанной книге, 13.03 картотеке. Учимся выделять главное и второстепенное. Как 20.03 03.04 делать схемы? 10.04 Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. 17.04 19- 20 21 22- 23 24- 25 26- 27 28- 29 Кол- во часо в 1 2 2 1 2 2 2 2 4 2 1 2 2 2 2 30- 31 32 33 итог о 24.04 08.05 15.05 Выставки творческих работ –средство 22.05 Анализ исследовательской деятельности. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. стимулирования проектной деятельности детей. 33 часа 2 1 1 Содержание занятий. Тема 1. Что такое исследование? - 1ч Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2-3. Как задавать вопросы –2 ч Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. Тема 4-5. Как выбрать тему исследования? Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). –1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 7-8. Библиотечное занятие« Знакомствос информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем –2ч Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. Тема 11-12. Совместное илисамостоятельное планирование выполнения Практического задания- 2 ч Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе. Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм. Развитие умения видеть п робл ем ы.- 2ч Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему. Т ем а 15-16. П ос та но вка в оп роса(п оискг ип от ез ы). Ф ор му ли ровк а п ре дположения (г ип от ез ы. –2ч Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы. Т ем а 17-18. Р аз вити е у ме ни я в ыдви га тьг ип от ез ы. Р аз вити е у ме ни й з ад ават ь в оп росы- 2ч Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. Т ем а 19. Э кс ку рсиякакс ре дств о с тиму ли рова ни я и ссле до ва те ль ск ой д ея те ль но ст и д ет ей- 1ч Заочная экскурсия в прошлое. Т ем а 20-21. О боснов ан ны й в ыборс по со бавыпол не ни я з ад ан ия- 2ч Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Т ем а 22-23. С ос та влениеанн от ациикпрочи та ннойк ни гек ар то те к.- 2ч Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. Т ем а 24-25. У чимс я в ыд ел ят ь г ла вноеив то ростепен но е. К акд ел ат ь с хе мы- 2ч Учиться строить схемы «Дерево Паук». Т ем а 26-27. М ет од ик а п рове де ни я с ам ос то ят ел ьныхиссле до ва ни й. –2ч Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Т ем а 28.К оллект ив на я и гр а-и ссле до ва ни е.- 1ч Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём». Т ем а 29-30. И нд ив ид уа ль ны е т во рчески е р аб от ы н а у рокеп о в ыбраннойт ем атик е. –2ч Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. Т ем а 31-32. В ыс та вк и т во рчески х р аб от–с ре дств о с тиму ли рова ни я п роектн ой деятельности детей.- 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Т ем а 33. А на ли з и ссле до ва те ль скойдея те ль но ст и.- 1ч Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы. Т ем атичес ко е п ла ни рова ни е. 2 к ла сс(34 ч ас а) № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Что можно исследовать? Формулирование темы. 1 2-3 Как задавать вопросы? Банк идей. 2 4-5 Тема, предмет, объект исследования. 2 6-7 Цели и задачи исследования. 2 8-9 Учимся выделять гипотезы. 2 10-13 Организация исследования. (практическое занятие.) 4 14-17 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. 4 18-19 Коллекционирование. 2 20 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 1 21-22 Сообщение о своих коллекциях. 2 23 Что такое эксперимент. 1 24 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 1 25-27 Сбор материала для исследования. 3 28-29 Обобщение полученных данных. 2 30 Как подготовить результат исследования. 1 31 Как подготовить сообщение 1 32 Подготовка к защите. (практическое занятие.) 1 33 Индивидуальная консультация. 1 34 Подведение итогов. Защита. 1 Итого 34 Содержание занятий. Т ем а 1. Ч том ожноиссле до вать Ф ор му ли рова ни е т ем ы - 1 ч Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Т ем а 2-3. К акз ад ават ь в оп росы Б ан к и де й - 2ч Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Т ем а 4-5. Т ем а, п ре дмет о бъек т и ссле до ва ни я –2ч Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самойтеме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Т ем а 6-7. Ц ел и из ад ач и иссле до ва ни я –2ч Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос –зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Т ем а 8-9. У чимс я в ыдви га тьгип от ез ы - 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезымогут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что,если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаютсягипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею отгипотезы. Т ем а 10-13. О рг ан из ацияиссле до ва ни я(п рактичес ко е з ан ятие –4ч Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задаватьвопросы, составлять план работы, находить информацию. Т ем а 14-17. Н аблю де ни е ин аблю да те ль но ст ь. Н аблю де ни е к акс по со б в ыявления п робл ем–4ч Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных наоснове наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп,лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования –наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. Т ем а 18-19. К оллекцио ни рова ни е - 2ч Понятия: _______коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Т ем а 20. Э кс прес с-и ссле до ва ни е « Каки е к оллекциис об ираю т л юд и»-1ч Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Т ем а 21-22. С ообщениеос во ихколлекция х –2ч Выступления учащихся о своих коллекциях. Т ем а 23. Ч тот акоеэ кс перимент- 1ч Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Какузнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Т ем а 24. М ысленныеэ кс перимент ы иэ кс перимент ы н а м од ел ях–1ч Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Т ем а 25-27.С бо р м ат ер иа лад ляиссле до ва ни я - 3 ч Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычноеписьмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Т ем а 28-29. О бобщениеполученны х д ан ны х - 2 ч Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположиматериал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. Т ем а 30. К акп од го то витьсообщениеорезультат ахи ссле до ва ни я ип од го то витьсякзащите - 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Т ем а 31. К акп од го то витьсообщение- 1 ч Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Т ем а32. П од го то вк а кзащит е - 1 ч Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Т ем а33. И нд ив ид уа ль ны е к он су ль та ци и - 1 ч Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Т ем а34. П од ве де ни е и то го в р аб от ы - 1 ч Анализ своей проектной деятельности. Т ем атичес ко е п ла ни рова ни е. 3 к ла сс(34 ч ас а) Содержание занятий. Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужимиглазами». Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования –2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) –1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? –2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез –2ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достиженияпоставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9-10. Планирование работы –2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познанияв действии –2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию –2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературыпо теме исследования –2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы –2ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22-23. Исследование объектов –2ч. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное ивторостепенное –2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ поготовой концовке. Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы –2ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования –1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29-30. Оформление работы –1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации –2ч. Работа на компьютере –создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности –1ч. Анализ своей проектной деятельности. Тематическое планирование 4 класс (34 часа) № Тема занятия Кол-во часов 1 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. 1 2-3 Культура мышления. 2 4-5 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. 2 6-7 Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. 2 8-9 Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. 2 10-11 Предмет и объект исследования. 2 12 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. 1 13-14 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. 2 15-16 Наблюдение и экспериментирование. 2 17-18 Техника экспериментирования 2 19-20 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. 2 21-22 Правильное мышление и логика. 2 23-24 Что такое парадоксы 2 25-27 Обработка и анализ всех полученных данных. 3 28-30 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 3 31 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. 1 32 Защита исследования перед одноклассниками. 1 33 Выступление на школьной НПК. 1 34 Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1 Итого –34 часа Содержание занятий. Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема2-3. Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10-11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования –2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21-22. Правильное мышление и логика –2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации –3ч. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч. Составление плана выступления. Тема32. Защита исследования перед одноклассниками –1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками. Тема33. Выступление на школьной НПК –1ч. Презентация проекта на школьной НПК. Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности –1ч. Анализ исследовательской деятельности. Выводы. XVII. Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности: •компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; •набор ЦОР по проектной технологии. Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием. XVIII. Литература Для учителя 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я –исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008 Для обучающихся: 1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я –исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет - ресурсы 4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008__

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-исследователь» (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017