Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
3 кл—4 кл
30.05.2018
Рабочая программа «Юный филолог » ориентирована на 3 года обучения для детей, подростков 10-13 лет.
Рабочая программа кружка «Юный филолог»» составлена на основе программы : Русский язык 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Л.О.Савчук; под ред.Е.Я.Шмелевой.-М.: Вентана- Граф, 2013.Програама направлена на развитие познавательной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx
Рабочая программа «Юный филолог » ориентирована на 3 года обучения для
детей, подростков 1013 лет.
Рабочая программа кружка «Юный филолог»» составлена на основе
программы : Русский язык 59 классы общеобразовательных учреждений/
Л.О.Савчук; под ред.Е.Я.Шмелевой.М.: Вентана Граф, 2013.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования ( 2010 г.) Программа содержит
пояснительную записку, учебнотематический план, календарное
планирование, список рекомендуемой литературы.
В программе определены цель изучаемого курса, учебно воспитательные
задачи, планируемые результаты, принципы, методы, система отслеживания
усвоения материала, формы проведения занятий, практическая работа.
Рабочая программа дополнительного образования построена по принципу
«от простого к сложному» на развитие личности ученика, его
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Использованы
средства обучения, направленные на интенсивное развитие речемыслительных
способностей учащихся, которые формируют познавательную,
информационную, коммуникативную компетенции.
В программе дополнительного образования предусмотрены мультимедийные
обучающие программы, интерактивные школьные доски, учебные диски.
Материал изложен четко, ясно, воспитывает любовь к родному языку, к
своей Родине. Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления
у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении
лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от
уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по
данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология».
«Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис»,
«Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям,
творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные
компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать
по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка
уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные
дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и
пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в
команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к
слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово,
словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний; виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научноучебного и художественного текстов,
воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его
принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его
выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности
речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим
значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический
разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной
схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить
знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично
защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало
заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 56 классов
познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами,
мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста,
попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса
русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут
учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не
только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены
различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические
навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить
знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все
занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел
обучения для обучающихся 79 классов заканчивается обобщающим занятием,
проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, прессконференции.
После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди
сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс
конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
•
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
•
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
•
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
•
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
•
•
•
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии •
•
•
•
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
•
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
•
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
•
стремиться к совершенствованию собственной речи;
•
•
•
•
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•
•
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
•
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
•
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
•
(составлять план, таблицу, схему); •
•
•
•
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
•
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
•
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
•
корректировать свою точку зрения;
•
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Содержание программы.
Первый год обучения.
1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)
2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)
3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
4. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
5.
6.
7.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
Речевой этикет
Обобщающее занятие
Второй год обучения
1.Речь и чтение.
2.Лингвистика.
3.Фонетика .Русская письменность.
4.Морфемика.Словообразование.
5.Лексика.
6.Морфология.
7.Повторение.
Третий год обучения
1.Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты 2.Словообразование.
3.Лексика.
4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.
5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
6.Правописание. Орфография и пунктуация.
7.Повторение.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
рассматривать заявленные темы на занятиях;
использовать интерактивные тренажеры;
проводить практические занятия в игровой форме.
составлять шарады, метаграммы;
рекламировать свои творческие работы;
пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио,
интернет.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
владеть различными видами диалога и монолога;
пользоваться различными видами чтения
знание основных разделов лингвистики;
иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
владеть нормативным ударением в словах и их формах;
пользоваться орфоэпическими словарями;
знать историю русской письменности.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;
иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать
словообразовательные гнезда. осуществлять устный и письменный анализ.
распознавать наречия разных разрядов;
различать слова категории состояния и наречия.
различать грамматические омонимы;
различать предлог, частицу, союз;
уметь проводить морфологический анализ.
Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их
на практике;
освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
Первый год обучения
Название раздела
Тема
Количеств
о часов
7 ч.
Раздел 1
Секреты устной речи.
(Фонетика. Интонация.)
Ожидаемые
результаты
Уметь:
рассматривать
заявленные темы на
занятиях;
использовать
интерактивные
тренажеры;
проводить
практические занятия
в игровой форме.
Уметь:
составлять шарады,
метаграммы;
рекламировать свои
творческие работы;
пользоваться
средствами массовой
информации (по
желанию):
телевидение, радио,
интернет.
1.Почему не всегда
совпадает звучание и
написание слова.
23. Для чего
используют звуковые
повторы в речи.
45. Какова роль
интонации в устной
речи.
67. Обобщающее
занятие «Кто
говоритсеет, кто
слушает собирает».
1.О чём рассказывает
словообразовательная
модель слова.
2. Что такое
словообразовательное
гнездо однокоренных
слов
3. Почему с течением
времени может
измениться
морфемный состав
слова
4.Этимология слов.
7 ч.
Раздел 2
Загадки русского
словообразования.
(Морфемика.
Словообразование.
Этимология) 5 ч.
Раздел 3
Секреты письменной речи.
(Графика. Орфография.
Пунктуация)
5 ч.
Раздел 4
Тайны русского слова.
(Лексика. Фразеология)
6 ч.
Раздел 5
Секреты морфологии и
синтаксиса. (Морфология.
Синтаксис.)
Работа со словарями
5.Сказочные
превращения.
67 Презентация
творческой работы.
1. Зачем нужно знать
алфавит.
2. В чём секрет
правописания
морфем
3. Как
пунктуационные
знаки помогают
передавать смысл
высказывания
4. Не пером пишут –
умом. Тайны письма.
5. Бенефис знаний.
1.На какие группы
делится словарный
состав русского
языка
2. В чём особенность
употребления слова в
художественном
тексте.
3. О чём
рассказывают
фразеологизмы.
4.Фразеология в
художественных
произведениях.
5.Лабораторная
работа.
1. Чем отличаются
друг от друга
склоняемые части
речи.
2. В чём секрет
глагола и его форм.
3. Как отличать
грамматические
омонимы.
4. Какими бывают
предложения.
5. Грамматике
учиться всегда
пригодится.
Уметь:
проводить
исследования данных
тем;
использовать тексты
художественных
произведений;
аргументировать
свои ответы;
делать выводы для
доказательства
выдвинутой гипотезы.
Уметь:
изучать
специализированную
литературу по
этимологии слов;
работать со
словарями;
изучать языковые
средства
выразительности;
исследовать
художественные
произведения.
развитие кругозора и
интеллекта детей ;
умение работать с
заданиями
повышенной трудности
для любознательных. 3 ч.
2 ч.
Раздел 6
Речевой этикет
Раздел 7
Обобщающее занятие
6.Мониторинг
проверки знаний.
1.Правила речевого
этикета.
23. Формулы
речевого этикета.
Аукцион знаний
Умение рассматривать
специфику русского
речевого этикета и
технику реализации
этикетных форм.
Умение ответить на
поставленные вопросы
в игровой форме.
Второй год обучения
Количество часов
Раздел
Тема
Ожидаемые
результаты
1.Монолог. Виды
монолога.
2. Диалог. Виды
диалога.
3.Культура чтения.
4. Абзац.
5. Элементы абзаца.
Уметь:
владеть
различными видами
диалога и монолога;
пользоваться
различными видами
чтения
Раздел 1
Речь и чтение.
Раздел 2
Лингвистика.
Раздел 3
Фонетика .Русская
письменность.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
12. Основные
разделы
лингвистики.
345. Выдающиеся
отечественные
лингвисты.
1.Выразительные
средства фонетики.
2. Правила
нормативного
произношения
ударения.
34. Орфоэпические
словари.
5.История русской
письменности.
знание основных
разделов
лингвистики;
иметь
представление о
выдающихся
отечественных
лингвистах.
Уметь:
владеть
нормативным
ударением в словах и
их формах;
пользоваться
орфоэпическими
словарями;
знать историю
русской
письменности.
Осознавать роль
суффиксов в
процессах формои
Раздел 4
Морфемика.
12. Суффиксы.
3. Исторические
изменения в 2 ч.
11 ч.
Словообразование.
Раздел 5
Лексика.
Раздел 6
Морфология.
структуре слова.
4. Этимологические
словари.
5. Выразительные
средства
словообразования.
1. Лексикон
человека –
показатель его
интеллектуального и
речевого развития.
2.Толковые словари.
1.Самостоятельные
части речи.
234.Причастие что
это такое?
56. Деепричастие .
Почему не
изменяется?
7.Практическая
работа.
89. Имя
числительное.
10. Местоимение.
11. Практическая
работа.
словообразования.
Умение пользоваться
этимологическими
словарями.
Умение
осуществлять выбор
лексических средств
и употреблять их в
соответствии со
значением и сферой
общения;
умение пользоваться
толковыми
словарями и
определять
лексическое
значение слова.
Уметь:
пользоваться
основными
понятиями
морфологии;
распознавать
грамматические
признаки самх
частей речи;
умение находить и
различать их в
тексте.
2 ч.
Раздел 7
12. Аукцион знаний. Умение использовать
Повторение.
Третий год обучения
полученные знания
при решении
лингвистических
задач.
Кол
во
часо
в
5 ч.
Раздел
Тема
Ожидаемые результаты
Раздел 1
Устная и письменная речь.
1.Виды пересказов.
2.Письмо.
3. Спор – один из жанров
Умение использовать
речевые средства в
зависимости от цели, Выдающиеся лингвисты
Раздел 2
5 ч.
Словообразование
Раздел 3
6 ч.
Лексика.
5 ч.
Раздел 4
Синтаксис.
Словосочетание и
предложение.
разговорного языка. Его
особенности.
4. Выдающиеся
лингвисты.
5. Практическая работа.
12. Типичные способы
образования слов.
34. Словообразовательное
гнездо.
5. Практическая работа.
12.Лексика русского
языка.
3. Основные средства
выразительности лексики
и фразеологии.
4.Лексический разбор
слов.
5. Лексические словари .
6. Практическая работа.
1. Основные единицы
синтаксиса.
2.Виды связи слов в
словосочетании.
3. Элементы интонации в
предложении
4. Трудные случаи
координации подлежащего
и сказуемого.
5. Практическая работа.
ситуации и условий
общения;
иметь представление о
выдающихся
отечественных
лингвистах.
Уметь составлять
словообразовательные
пары, цепочки слов,
характеризовать
словообразовательные
гнезда.
Осуществлять устный и
письменный анализ.
Уметь определять
лексическое значение
слова и его
грамматические
признаки;
уметь пользоваться
схемой лексического
разбора слова.
умение пользоваться
лексическими словарями.
овладеть основными
понятиями синтаксиса;
группировать и
моделировать
словосочетание;
распознавать главные
члены предложения и
способы их выражения; 8 ч.
Раздел 5
Морфология.
Самостоятельные и
служебные части речи.
12. Разряды наречий.
3. Категория состояния.
4. Грамматические
омонимы.
567.Служебные части
речи.
8.Практическая работа.
5 ч.
Раздел 6
Правописание.
Орфография и
пунктуация.
1.Дружба не и ни с
разными частями речи.
23.Предлоги, союзы,
частицы. Как писать:
слитно или раздельно?
4. Правила пунктуации.
5. Практическая работа.
1 ч.
Раздел 7
Повторение.
Аукцион знаний.
распознавать наречия
разных разрядов;
различать слова
категории состояния и
наречия;
различать
грамматические
омонимы;
различать предлог,
частицу, союз;
уметь проводить
морфологический анализ.
Освоить алгоритм
правописания не и ни с
разными частями речи и
уметь использовать их на
практике;
освоить правила
слитного и раздельного
правописания служебных
частей речи.
Умение использовать
полученные знания при
решении лингвистических
задач.
Методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, учебные диски,
словари, рабочая тетрадь.
Список литературы:
1.Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.59 кл. Под ред.
Е.Я.Шмелёвой. М.: « ВентанаГраф»2013г
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 69 кл.М.:
Просвещение, 2009 г.
3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбукаклассика, 2005 г.
4.Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбукаклассика, 2005г.
5.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М. :МИРОСМАИК, 2000 г.
6.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г. 7.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
8. Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические
технологии.2007. № 7.
9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского
языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
10.Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.