Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
11.10.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Уровень общего образования: основное общее образование
Направление развития личности:
словесно-художественное
Класс: 5 класс
Количество часов: 34 ч (1 час в неделю)
Учитель: Аксенова Елена Андреевна,
первая квалификационная категория
Цель программы: расширить, углубить и закрепить знания учащихся по русскому языку, способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Занимательная грамматика 5 класс.doc
посёлок Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
"Утверждаю"
Директор МБОУ СОШ№10
Приказ от 29.08.2019 №152
______________Петрова О.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Уровень общего образования: основное общее
образование
Направление развития личности:
словеснохудожественное
Класс: 5 класс
Количество часов: 34 ч (1 час в неделю)
Учитель: Аксенова Елена Андреевна,
первая квалификационная категория 20192020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми
инструктивнометодическими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47;
п.1 ч.1 ст.4.
2. Приказ Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» от 17.12.2010 №1897.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2,4,2,282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г.
№1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013г. №1342, от 28.05.2014г.
№598).
7. Письмо Министерства Образования и науки от 12.05.2011 № 03296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р.
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
10. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Программа по русскому языку
класс для
общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений
Русский язык 5 9 классы. Рекомендовано МОиН РФ М.: Просвещение, 2016.
5
11. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Устава МБОУ СОШ №10;
Учебного плана на 20192020 учебный год;
ООП ФГОС ООО МБОУ СОШ №10 на 20192020 учебный год
Календарного графика МБОУ СОШ №10 на 20192020 учебный год
1.2 Цели и задачи курса
Данная программа предназначена для учащихся 5 класса. Успешное овладение знаниями
общеобразовательной школы возможно при условии наличия интереса детей к учебе. Основной
формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока, насыщенность программы часто не
дают возможности ответить на вопросы детей, заинтересовать предметом, показать им богатство
русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс
дополнительного образования “Занимательная грамматика.” Данный курс является не столько
продолжением урока, как его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования.
Русский язык – это язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах
жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык
отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает
огромными возможностями изобразительновыразительных средств,
стилистическим
разнообразием. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе
изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно
пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать
свою речь. Также данная программа дает возможность расширить представление обучающихся о
русском языке, содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему речеведческих
понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся,
формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского
литературного языка.
В программе реализован коммуникативнодеятельностный подход, который
предполагает преподавание материала не только в знаниевой, но и в деятельностной
форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы
работы, как проектная деятельность, игры, конкурсы, поиск и др. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на
достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
На занятиях данного курса используются мультимедийные презентации, видеофильмы,
занимательные задания, стихи, сказки, загадки, кроссворды, игровые элементы, игры,
дидактический и раздаточный материал, пословицы и др., которые способствуют
вовлечению обучащихся в творческий процесс, активизирует их познавательную
активность, повышают работоспособность, влияют на качество успеваемости, развивают
логическое и абстрактное мышление. Практические занятия направлены на обогащение
словарного запаса и развитие речи обучающихся. Во время проведения занятий
решается проблема привития интереса к изучению предмета «Русский язык» и обучению в
целом, расширяются рамки учебной программы.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить знания учащихся по русскому языку,
способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала,
совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового
развития, воспитывать интерес к предмету.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества;
обогащение словаря;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с языком;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
развивать внимательность к слову;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями и различной
справочной литературой;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1.3 Место курса в базисном учебном плане
В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №10 на
20192020 учебный год, учебным планом МБОУ СОШ №10, расписанием учебных
занятий на 20192020 г. программа рассчитана на 34ч аса (1ч в неделю)
1.4 Использованный учебнометодический комплекс
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 59 классы. М.: ВАКО,
2012.
2. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово.– М.: «Просвещение», 1987.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2013.
4. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
5. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому
языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
6. Занимательная грамматика/Составитель Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ
«БАО», 1987.
7. Игровые технологии на уроках русского языка. 59 классы. Авторсоставитель
В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по
русскому языку. 511 классы. Авторсоставитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
9. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия
развития, 1997 г.
11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
12. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ].
Режим доступа: http://window.edu.ru
13.Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 511 классы. М.: Дрофа, 1996.
14.http://rusgmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/81096
2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
любовь и уважение к Родине, к народу, к русскому языку и национальной культуре,
понимание русского языка как основной национальнокультурной ценности русского
народа; достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
осознание ответственности за каждое произнесенное и написанное слово
интерес к чтению, умение вести диалог с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем и самостоятельно;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
грамотно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение правильно задавать вопросы.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и
понятиях языкознания;
знать:
основные лингвистические термины и понятия;
происхождение некоторых слов и выражений;
иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
правильно употреблять слова в речи; различать словапаронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
составлять предложения разных видов;
вести наблюдения над явлениями языка;
разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными
словарями и справочной литературой.
3. Содержание программы
Раздел 1. Организационное занятие (1 час).
Великий, могучий, волшебный язык. Его роль в развитии личности.
Раздел 2. Фонетика (2 часа).
Изменение смысла слова с изменением звука.
Вопросы и задания по фонетике.
Раздел 3. Графика (2 часа).
Алфавит. Звуки и буквы.
Слышу, пишу, понимаю…
Раздел 4. Морфемика (6 часов).
Состав слова. Родственные слова.
Полногласные и неполногласные сочетания в
корнях слов.
Беглые гласные. Чередование гласных в корне.
Тайны словаря.
Полминутки для шутки
Раздел 5. Словообразование (2 часа).
Образование слов. Сложные слова.
Раздел 6. Лексикология и фразеология (5 часов).
Лексика. Словарный запас. Лексикон.
Многозначность слова. Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. Синонимы.
Антонимы. Жизнь слова. Занятия по расширению словарного запаса учащихся. Игры в
слова.
Раздел 7. Орфография (2 часа).
Орфограмма. О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне
слов. Дидактическая сказка «Ударный и безударный». Работа со стихотворениями
«Ошибка», «Грустные вести». Раздел 8. Морфология (10 часов)
Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Имена существительные
общего рода. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе.
Склонение имен существительных. Родительный падеж существительных мужского рода с
окончанием у (ю). Существительные 2го и 3го склонений с конечной шипящей.
Несклоняемые имена существительные. Чайнворд «Имя существительное». Вопросы и
задачи.
Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные.
Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Чайнворд «Имя
прилагательное». Вопросы и задачи.
.
Глагол. Виды глагола. Спряжение глаголов. Безличные глаголы.Вопросы и задания.
Полминутки для шутки.
Знаете ли вы, что…
Раздел 9. Синтаксис и пунктуация (2 часа).
Второстепенные члены предложения. Осложненное предложение.
Раздел 10. Стилистика и текстоведение (2 часа).
Стили речи. Игра «Я редактор». Конкурс заметок.
Письмо. Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном носителях.)
Раздел 11. Заключительное занятие (1 час).
4. Учебнотематический план
№ п/п Наименование раздела
Количество часов
всего теорияпрактика
1.
2.
3.
4.
4.
5.
Организационное занятие 1
Фонетика
Графика
Морфемика
Словообразование
Лексикология и
2
2
6
2
5
1
1
1
3
1
2
1
1
3
1
3 6.
7.
8.
9.
фразеология
Орфография
Морфология
2
10
Синтаксис и пунктуация 2
Стилистика и
2
текстоведение
10.
Заключительное занятие 1
1
5
1
1
1
5
1
1
1
Итого:
35
18
17
5 Календарнотематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Колво
часов
Дата
проведения
Введение
1.
«О, великий, могучий и правдивый…»
Роль языка в развитии личности.
Фонетика
2
3
Изменение смысла слова с изменением звука.
Как ты слышишь звуки и пишешь слова?
Графика
45
Сперва аз да буки – потом все науки.
2. 6
Бывают ли у слов родственники?
Морфемика
Полногласные и неполногласные сочетания в
корнях слов.
Беглые гласные. Чередование гласных в корне
89
1ч.
1
2ч.
1
1
2ч.
2
6ч.
1
1
2
04.09
11.09
18.09
25.09.
02.10
09.10
16.10
23.10 10
Тайны словаря.
9911
3.
4. 12
5. 13
1414
6. 15
7. 16
8. 17
9. 18
Полминутки для шутки
Словообразование
Загадочные орфограммы.
Чудеса приставок.
Лексикология и фразеология
Словатёзки и тёзки наоборот.
О словах разных, одинаковых, но разных.
В руках умелых слово творит чудеса.
«Слово не воробей…».
Выражения, которые обрели крылья и вечность.
Орфография
1919
Гласные и согласные, с нами несогласные.
20
Если знаешь части слова, то напишешь их
толково.
2121 22 Морфологическая семейка.
Морфология
Имя существительное
Тайна имени.
Интересное о падеже имён существительных.
Имя прилагательное
Прилагательное, значит, его нужно прилагать.
Слова, «озаряющие предметы».
Глагол
«Самая живая часть речи».
Хитрая Ира.
Физкультура для глагола.
2423
2524
26
2225
2226
2227
3328
3329
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
1
1
2ч
1
1
5 ч.
1
1
1
1
1
2ч.
1
1
10ч.
2
1
1
1
1
1
1
1 3330
Глаголы, у которых нет лица.
Синтаксис и пунктуация
3131
3232
Нужны ли второстепенные члены предложения?
Что такое «осложнённое предложение»? Среди
знаков препинания.
Стилистика и текстоведение
33
34
35
В гостях у Переделкина.
Напишука я письмо…
Итоговое занятие
В стране Грамматика
1
2ч.
1
1
2ч.
1
1
1
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05
27.05
6. Принципы, методы и формы реализации программы
Занятия внеурочной деятельности основываются на общедидактических принципах,
важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и
системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с
практикой,доступности,наглядности.
В основе занятий лежит принцип добровольного участия во внеклассных занятиях,
принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке
и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип
занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Основные методы и технологии:
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся
необходим выбор именно этих технологий, так как они дают возможность дифференциации и
индивидуализации обучения, воспитания личности целеустремленной и действующей.
Формы проведения занятий:
беседа;
лекция;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, самостоятельного и
группового поиска, работа в парах и т.д.
анализ и просмотр текстов;
анализ дидактических сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями и справочной литературой;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
теоретическая;
практическая;
игровая.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, интересов, стремлений, качеств личности, более
полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от
уроков эти занятия имеют более практичную составляющую.
«Согласовано» «Согласовано»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ______________Г.М.Леонова
МБОУ СОШ №10 27.08.2019 г.
№ 1 от 28.08.2019 г.
рук. МС _______ Манченко С. А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.