1. Пояснительная записка
Основания для разработки программы:
•
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756р от 29. 12.
10;
•
Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ Степная СОШ.
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 14 классов
(дети с высокой учебной мотивацией).
Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление
самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию,
интеллектуальное развитие личности.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие
учащимся определенных навыков научноисследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научнопопулярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении
математики.
7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную
работу с коллективной.
–
–
–
–
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений
учащихся при решении текстовых задач;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
повышение математической культуры ученика;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы, являются: • доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностнодеятельный подход к организации учебновоспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности
их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми
детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним
из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе
закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной
школе.
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
аргументации собственной позиции по
задачи, а также совершенствовать навыки
определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Программа «Занимательная математика» содержит в основном традиционные темы
занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя
всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных
на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного
мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности
на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для
учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления,
принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и
геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется
решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет
Поэтому на занятиях
отчетливо выявлять логическую схему рассуждения.
математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически
рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему
содержательнологических задач и заданий, направленных на развитие познавательных
процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на
развитие интереса к математике.
В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение
занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия,
знакомство с научнопопулярной литературой, с учением великих математиков, участие в
математической олимпиаде,
математических газет.
различных математических конкурсах,
выпуск
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в
математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх.
Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет,
изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса
“Кенгуру”.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному,
творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы
учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются
условия для успешности каждого ребёнка.
Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся начальных классов,
имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые,
по 12 15 человек. Продолжительность одного занятия 35 минут. Занятия проводятся в
течение учебного года 1 раз в неделю. 2. Планируемые результаты изучаемого курса:
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
По окончании обучения воспитанники должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученыхматематиков.
По окончании обучения воспитанники должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и
интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении
математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач
А также участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах,
олимпиадах, учебноисследовательских конференциях, выпуск математических газет.
Также возможно проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно
предложить оценить занятие в листе самоконтроля: №
Определение уровня трудности
Настроение
Самооценка работы
занятия
занятия
на занятии
легкое
среднее
трудное
3. Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
Пространственные представления Графические диктанты. Взаимное расположение
предметов.
При изучении данной темы уточняются представления детей о
пространственных отношениях «справаслева», «передза», «между», «надпод», «выше
ниже», «дальшеближе».
Закономерности Выявление закономерности расположения предметов и фигур.
Геометрия Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и
незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и
плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.
Комбинаторика,
мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.
Математические игры Задачишутки, решение задач на материале сказок.
логика, нестандартные задачи Задания на развитие памяти,
Второй год обучения
Закономерности (6 ч) Использование ритма при составлении закономерности по форме,
размеру, цвету, количеству.
Геометрия (6 ч) Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в
первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных
заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с
многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по
формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и
невидимые линии.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (16 ч) Задания на развитие мышления,
памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения
исходных данных и рассуждений.
Математические игры (6 ч) Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе
знания правил.
Третий год обучения
Закономерности (5 ч) Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на
основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами
закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.
Геометрия (6 ч) Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида,
цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и
втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в
пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические
фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как
его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (19 ч) Задания на развитие мышления,
памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;
Математические игры (4 ч) Математическая грамматика, викторины, кроссворды,
олимпиады.
Четвёртый год обучения
Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.
Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения).
Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о
взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются
соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся
знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по
формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости
объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических
фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (21 ч) Задания на развитие мышления,
памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»;
истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.
Математические игры (5 ч)
интеллектуальный марафон.
Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады,
4. Учебнотематическое планирование занятий
Первый год обучения
Тема раздела
Пространственные представления
Закономерности
Геометрия
Комбинаторика
Логика
Нестандартные задачи
Математические игры
Итого
Общее
колво
часов
5
4
4
3
4
3
10
33
В том числе
Теоретические
Практические
1
1
3
5
4
3
4
4
3
10
28
Второй год обучения Тема раздела
Закономерности
Геометрия
Комбинаторика
Логика
Нестандартные задачи
Математические игры
Итого
Тема раздела
Закономерности
Геометрия
Комбинаторика
Логика
Нестандартные задачи
Математические игры
Итого
Общее
колво
часов
6
6
5
6
5
6
34
В том числе
Теоретические
Практические
1
1
1
1
4
5
5
4
5
5
6
30
Третий год обучения
Общее
колво
часов
5
6
6
7
6
4
34
В том числе
Теоретические
Практические
2
2
3
2
9
5
4
4
4
4
4
25
Четвёртый год обучения Тема раздела
Многозначные числа
Геометрия
Комбинаторика
Логика
Нестандартные задачи
Математические игры
Итого
Общее
колво
часов
2
6
7
7
7
5
34
В том числе
Теоретические
Практические
2
1
1
4
2
4
6
7
6
5
30
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (1-4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.