Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
окружающий мир
2 кл
17.03.2018
Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс
Данная программа предназначена для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Забайкальского края (2 класс). В пояснительной записке к программе обозначена актуальность создания, цель, задачи и принципы реализации программы курса «Забайкаловедение». Структура программы представлена модулем «Литературное наследие Забайкалья». Даны также требования к уровню подготовки учащихся по модулю. Завершают программу методический комментарий и рекомендуемая литература для учителей и учащихся.
рабочая программа по Забайкаловедению 2 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная   программа   предназначена   для   реализации   регионального компонента   Базисного   учебного   плана   общеобразовательных   школ Забайкальского края (2 класс). В пояснительной записке  к программе обозначена актуальность   создания,  цель,  задачи  и  принципы   реализации   программы  курса «Забайкаловедение».   Структура   программы   представлена   модулем «Литературное   наследие   Забайкалья».   Даны   также   требования   к   уровню подготовки   учащихся   по   модулю.   Завершают   программу   методический комментарий и рекомендуемая литература для учителей и учащихся. Актуальность  создания   данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный  интерес к изучению родного края. Одной     из     главных     ступеней       духовно­нравственного     развития     ребёнка, определённых    в   «Концепции    духовно­нравственного  развития  и  воспитания личности  гражданина  России»    является   «осознанное  принятие обучающимся традиций,   ценностей,   особых   форм   культурно­исторической,   социальной   и духовной   жизни   его   родного   села,   города,   района,   области,   края.   Здесь наполняются   конкретным,   чувственно­выразительным   содержанием   через литературные   произведения,   природную   среду   и   социальное   окружение   такие понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», через литературное наследие Забайкалья. Модуль   «Литературное   наследие   Забайкалья…»   по   краеведению составлен с опорой на образовательную программу интегрированного курса для 3­4 классов общеобразовательной школы «Забайкаловедение» (Чита: ЧИПКРО, 2008   )   –   авторы   Е.А.Игумнова,   О.В.Корсун,   Е.В.Добрынина,   Н.В.Храмцова, О.И.Казанова, И.Б.Барахоева. Важность  литературного   краеведения   заключается   в   том,   что   оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы   с   жизнью,   формирует   гражданские   позиции.   Оно   играет существенную   педагогическую   роль   в   эстетическом,   трудовом,   политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью   школы   и   обеспечивает   межпредметные   связи.   В     младшем школьном   возрасте   происходит   формирование   характера,   мышления,   речи человека.   Начинается     длительный     процесс     формирования     нравственных ценностей,     которые     лежат     в     основе     любви     к     Родине,   а   материал     по краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить пробелы   в   нравственном   воспитании   учащихся,       возникших   в   последнее время из­за изменений,  произошедших  в  общественном  строе,  которые внесли изменения  в  нравственные  ценности.   Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников,   расширении   кругозора,   развитии   их   интеллектуального   и творческого   потенциала.   Исходя   из   возрастных   особенностей   младших школьников,   главной   задачей   работы   по   изучению   родного   края   является воспитание   у   них   устойчивого   интереса   и   познавательного   отношения   к краеведческому материалу. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди   других   народов,   а   это   невозможно   без   знания   истории,   без   изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.  Программа курса призвана обогатить знаниями  о литературном, историческом прошлом   нашего   края,   культурных   традициях   прошлого   и   настоящего, воспитывать   школьников   на   примерах   героев   литературных   произведений, героизма   и  мудрости  Забайкальцев,  воспитывать   чувства   гражданственности   и патриотизма, направлена на активизацию и развитие интеллектуально­творческой деятельности учащихся. Основная   цель  модуля   «Литературное   наследие   Забайкалья»   – обеспечить   вхождение   ученика   в   поликультурную   среду   региона   на   основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чьё творчество неразрывно связано с нашим   краем,   способствующую   воспитанию   патриотических   чувств, формированию гражданского самосознанию учащихся, чувства гордости за своих земляков, любви к природе родного края; пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным, природным  ценностям Забайкальского края;   стремлению   к   творческой   деятельности   по   изучению,   восстановлению, сохранению и приумножению материальных, духовных   и природных ценностей родного края. В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи: формирование   представление   о   литературе   родного   края   как   об   одном   из важнейших компонентов поликультурной среды региона; формирование   начальных   практических   навыков   исследовательской деятельности,   включая   умения   поиска   и   работы   с   литературно­краеведческой информацией; формирование   коммуникативной   компетентности   младших   школьников   при организации работы с книгой для чтения «Забайкалье моё, Забайкалье…»; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни; экологическое   воспитание   (показать   влияние   человеческой   деятельности   на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека.). воспитание   любви   и   ответственного   отношения   к   людям,   живущим   на забайкальской земле, к родному краю, к родной культуре, чувство гордости за свою малую Родину как часть великой России; воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные   ценности   и   традиции   своего   народа,   заботящегося   о   процветании своей Родины, своего народа и региона. развитие логического мышления, речи, памяти. развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты. развитие   познавательных   интересов,   способностей учащихся;   интеллектуальных   и   творческих выработка  активной  жизненной   позиции, воспитание  творческого  отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию. развитие  у  младших школьников  эмоционально­чувственной  сферы  в  процессе изучения литературных произведений о природе, истории и людях края; расширение   и   обогащение   знаний   учащихся   о   литературе   и   культуре   родного края. Программа предусматривает различные формы организации и проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и   интерактивных   презентаций,   с   применением   индивидуальных,   парных   и групповых   творческих   работ,   тематические   консультации.   А   также   устные журналы,   диспуты,   выставки,   коллективные   игры,   встречи   с   интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.  Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы,   поиск   иллюстративного   материала   и   фотоматериалов.   А   также выполнение   письменных   творческих   работ.     Социальными   партнерами   школы выступают   учреждения   дополнительного   образования,   культуры   (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), экскурсионные бюро.  Программа     призвана     дать     первоначальное     представление     о литературном,  историческом  прошлом  Забайкальского  края,  его  настоящем. Практические,  частично­поисковые  и исследовательские  методы  и  приёмы   организации   учебной   деятельности   нацелены   на   выработку   у   учащихся навыков  работы  со  всевозможными  источниками  краеведческой  информации: справочными     и     учебными     пособиями,    иллюстрациями,    фотоматериалами, средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а также  художественной  литературой. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА  «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ» Образовательными  результатами программы будут: устойчивый интерес к литературе своего края; знания по литературе и культуре родного края; способность творчески мыслить и рассуждать; умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения; способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в  творческих группах; способность рефлексировать свою учебно­познавательную деятельность. Личностными   результатами  изучения   курса   «Литературное   наследие Забайкалья» являются следующие умения и качества: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство   прекрасного   –   умение   воспринимать   красоту   природы,   бережно относиться   ко   всему   живому;   чувствовать   красоту   художественного   слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;  понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  наличие   собственных   читательских   приоритетов   и   уважительное   отношение   к предпочтениям других людей;  ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   поступков   –   своих   и окружающих людей;  этические   чувства   –   совести,   вины,   стыда   –   как   регуляторы   морального поведения.  Средством   достижения   этих   результатов   служат   тексты   литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Литературное   наследие Забайкалья» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать   по   плану,   сверяя   свои   действия   с   целью,   корректировать   свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  Средством   формирования   регулятивных   УУД   служит   технология продуктивного   чтения   и   технология   оценивания   образовательных   достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,  концептуальную;  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,  ознакомительным;  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;  несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Средством развития познавательных УУД служат тексты книги для чтения;  технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;  адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами  речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.  Предметными результатами изучения курса является сформированность  следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,  иллюстрации, ключевым словам;  самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;  делить текст на части, составлять простой план;  самостоятельно формулировать главную мысль текста;  находить в тексте материал для характеристики героя;  подробно и выборочно пересказывать текст;  составлять рассказ­характеристику героя;  составлять устные и письменные описания;  по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что  представили;  высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к  художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);  относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым  признакам;  различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;  видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЯ» «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ» В целях реализации   курса во     2   классе рекомендовано использовать учебное   пособие   –   книгу   для   чтения   в   начальной   школе   «Забайкалье   моё, Забайкалье…»   :   книга   для   чтения   в   начальных   классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс­издательство, 2009. – 160 с.: ил. Факультативный     курс     рассчитан     на     преподавание     во     2     классе начальной  школы и предусматривает  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю). Программа  курса  содержит  5  разделов:   I  раздел.«В   некотором   царстве,   в   некотором   государстве…». Содержит   сказки   коренных   жителей   Забайкальского   края   (бурят,   эвенков   и «гуранов»). II  раздел.«Легенды   Забайкалья».  Содержит   сказания   и   легенды Е.Иманаковой, Г.Юргенсона, Н.Кузакова о происхождении природных богатств края IIIраздел.«Весёлые   страницы».  Содержит   весёлые,   озорные,   звонкие, смешные   стихи   о   детях,   животных,   природе   Н.Ярославцева,   Г.Пахомова, Г.Граубина,   Б.Макарова,   Г.Климович;   рассказы   для   детей   А.Озориной, Б.Кузника, Э.Кузник.  IVраздел.«Наш   край   вчера   и   сегодня».  Содержит   литературные   А.Жамбалона, произведения   Н.Суханова, Б.Костюковского,   Ц.Жамбалова   о   декабристах,   казаках,   чабанах,   о   людях   Ю.Курц,   В.Карабанова, населяющих агинские степи и таёжные деревни. V раздел.«Я шагаю по нашему краю…».Содержит произведения поэтов И.Луговского,   Г.Граубина,   Ю.Курц,   Н.Ярославцева,   В.Сажина,   Б.Макарова, Н.Савостина   и   писателей   В.Новолодского, В.Никонова, Н.Ганьшиной, Г.Граубина о богатейшей природе родного края.   М.Вишнякова,   Е.Куренной,                        Содержание   курса   отражает   комплексно­системный   подход   к изучению литературы  родного  края,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой край  как  сложный,  многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент в     структуре     единого     государства.     Такой     подход     даёт     возможность рассматривать     национальные,   природные,   экономические,     социальные     и культурные  факторы,  формирующие  и  изменяющие  состояние  Забайкальского края,  в  их  взаимодействии.  Это  наиболее  эффективный  путь  формирования мировоззрения,   целостной   картины   среды   обитания,   системы   социальных, культурных  и  экологических  взглядов,  ценностного  отношения  учащихся  к родному  краю,  как  на  эмоциональном,  так  и  на  рациональном  уровне. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ» модуль «Литературное наследие Забайкалья»(2 класс) № 1 2 3 4 Раздел  Тема урока Введение Молодец ГуунСээжэ, сын старика Таряаши  (бурятская народная сказка) Про Кота Котофеича  (русская сказка Забайкалья) Эвенк и змея Экскурсия в краеведческий музей о в ­ л о К с а ч 1 1 1 1 )   А С А Ч 3 (                                     … Е В Т С Р А Д У С О Г М О Р О Т О К Е Н В       ,   Е В Т С Р А Ц М О Р О Т О К Е Н В   5 6 7 8 ) А С А Ч 3 (     Я Ь Л А К Й А Б А З Ы Д Н Е Г Е Л   Е.Иманакова. сказание о рождении Даурии.  Г.Юргенсон. Аквамарин ­камень дружбы и  верности  Н.Кузаков. Вещий ворон Н.Пахомов. Алханай Экскурсия  1 1 1 Н.Ярославцев. Частушки.    Почему   растут   усы.   Гости. 1 ) В О С А Ч 8 (     И К Ч И Н А Р Т С Е Ы Л Ё С Е В   ) В О С А Ч 6 (         Я Н Д О Г Е С И А Р Е Ч В Й А Р К Ш А Н     9 10­ 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Г.Пахомов.   Нофелет.   Тикота.   Живое   зеркальце. Страшилка. Г.Граубин. Зубрила. Окно. Косолапый музыкант.  Кряква. Грибовоз Б.Макаров. Земляника. Жук. Г.Климович. Ночь А.Озорина. Ссора. Б.Кузник, Э.Кузник. Первая втреча Б.Макаров. Наш щенок. Слепая свинья. Н.Суханов. Древние тропинки Ю.Курц. Казачья походная. Старинный восковой  гимн Забайкальского казачества. В.Карабанов. Павел Маккеев А.Жамбалон. Саленький чабан Б.Костюковский. Нянька Ц.Жамбалов. «Погоди­ка, сынок…» 3 И.Луговской. Лесная загадка. Рассказ охотника Г.Граубин. Певучие градусы. Замарашка Ю.Курц. Февраль­бокогрей. В.Новолодский. Подснежники. Г.Граубин.  Подснежники Н.Ярославцев. Живые звёздочки. В.Сажин.  «Солнце село за сопками..» Б.Макаров.  Подсолнух. Г.Граубин. Отрывок из книги «Четырёхэтажная  тайга» М.Вишняков. Полосатые друзья. Н.Савостин.  Олень. Б.Макаров.  Соболь. Г.Граубин. Как в тереме живут (глава из книги  «Моя страна Сибирь»)  1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31­ 32 33 34 ) В О С А Ч 3 1 (       Ю А Р К У М Е Ш А Н О П Ю А Г А Ш Я       3 Е.Куренной. Кедровкины кладовые В.Никонов. Малыш (глава из повести  «Приключения сохатёнка»  Н.Ганьшина. Надувной глобус. Моей собаки колли Забайкалье моё, Забайкалье… Экскурсия в  краеведческий музей 7 1 2 1 1

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс

Рабочая программа по забайкаловедению 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018