Содержание тем учебного курса
Модуль 1. Управление и алгоритмы 13ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Нового
«Рассмотрено»
на заседании МО
учителейпредметников
Рук. МО
_____ /Л.А.Дорохова/
Протокол № 1 от
«____»__________ 2018 г.
«Согласовано»
Заместитель
директора по
УВР
_______/М.П.Бухова/
«__»_________2018
г.
«Утверждаю»
Директор МОАУ СОШ с.
Нового
______/С.В.Осипова/
«____»__________ 2018 г.
Рабочая программа
по курсу «Информатика и ИКТ»
9 класс
(базовый уровень)
на 20182019 учебный год
Количество часов в неделю: 2
Всего часов: 68
Учитель: Дорохова Л.А
1Пояснительная записка
Настоящая программа по информатике для 9 класса создана на основе
нормативно правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004
года №1089;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом
Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312;
курсов,
Приказ Министерства образования и науки Амурской области от
03.09.2013 № 1062 «Об утверждении Примерного положения о
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
учебных
(модулей)
общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории
Амурской области и реализующими программы общего образования»;
предметов,
дисциплин
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего
образования Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.10.2015 г. № 081786 «О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ»
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 9 классов
(базовый уровень), Семакин И.Г., рекомендованная Минобрнауки РФ.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 9 классов.
Компьютерный практикум.
Семакин И.Г.,
рекомендованная
Минобрнауки РФ.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) от
23.05.2018 г .протокол № 4 педагогического совета МОКУ СОШ
с.Нового
Учебный план МОАУ СОШ с.Нового принят на заседании педагогического
совета протокол №5 от 11.06.2018г.
2Количество часов в неделю: 2
Всего часов: 68
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий
ученик должен
знать/понимать
1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников
информации;
2. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
3. назначение и функции используемых информационных и
коммуникационных технологий;
уметь
1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов,
числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять
и строить простые алгоритмы;
2. оперировать информационными объектами, используя графический
интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной
системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов:
объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи
информации;
4. создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального
объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием
основных операций графических редакторов, учебных систем
автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую
обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
5. искать информацию с применением правил поиска (построения
запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
3информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
6. пользоваться персональным компьютером и его периферийным
мультимедийным
оборудованием (принтером,
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
сканером,
модемом,
7. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде
изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в
том числе – в форме блоксхем);
2. создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
3. организации индивидуального информационного пространства, создания
личных коллекций информационных объектов;
4. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и
личной переписке, использования информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
групповые;
индивидуальные;
индивидуальногрупповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН;
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум.
4Содержание тем учебного курса
Модуль 1. Управление и алгоритмы 13ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы.
Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;
составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления
исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование
вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение
прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах
управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
метод последовательной детализации и сборочный
структуры алгоритмов;
алгоритмов:
(библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и
обратной связи;
пользоваться языком блоксхем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Модуль 2. Программное управление работой компьютера 14 ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
5Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.
Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.
Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления,
циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки
массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение
линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки
массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на языке Паскаль;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере 19 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы,
типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная.
Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных
таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр,
ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для
решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических
функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка
строк). Использование встроенных графических средств.
6Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки,
столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный
процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при
записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Модуль 4 Информационные технологии 15 ч
Сжатие текстовой информации. Архиваторы. Компьютерные вирусы,
антивирусные программы. Растровая и векторная графика. Устройства для ввода
графической информации. Сканирование графической информации. Оптическое
распознавание текстов. Тестовый процессор. Приемы работы с текстами.
Форматирование текстов. Гипертекст.
Учащиеся должны знать:
что такое архиватор, компьютерный вирус, антивирусная программа, сканер,
гипертекст, форматирование текста;
отличие векторной и растровой графики;
способы ввода графической информации в ПК;
возможности текстового редактора
Учащиеся должны уметь:
архивировать и распаковывать текстовые файлы, папки с файлами;
обнаруживать и лечить компьютерные вирусы с помощью антивирусных программ;
сканировать графическую информацию;
осуществлять оптическое распознавание текстов;
вводить, редактировать, форматировать тексты, создавать гипертекст
7Модуль 5. Итоговое повторение 9 ч
Перечень практических работ.
Практическая работа №1 «Изучение учебного исполнителя»
Практическая работа №2 «Ветвления в алгоритмах»
Практическая работа №3 «Циклические алгоритмы»
Практическая работа №4 «Изучение интерпретатора языка QBasic»
Практическая работа №5 «Разработка линейной программы с использованием
математических функций при записи арифметического выражения»
Практическая работа №6 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»
Практическая работа №7 «Разработка программы, содержащей оператор цикла»
Практическая работа № 8 «Разработка программы, содержащей подпрограмму»
Практическая работа №9 «Разработка программы по обработке одномерного
массива.»
Практическая работа №10 «Строковые переменные»
Практическая работа № 11 «Рисование фигур»
Практическая работа №12 «Творческий проект»
Практическая работа №13 «Арифметические вычисления в двоичной системе
счисления с помощью программного калькулятора»
Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с
помощью программного калькулятора.»
Практическая работа №15 Соединение блоков и устройств компьютера,
подключение внешних устройств, характеристики компьютера».
Практическая работа №16 «Создание таблицы»
Практическая работа №17 «Форматирование в MS Excel»
Практическая работа № 18 «Функции MS Excel»
Практическая работа № 19 «Построение диаграмм и графиков функций»
Практическая работа №20 «Работа с архиватором WinRar»
Практическая работа №21 «Антивирус Касперского»
Практическая работа №22 «Сканирование графической информации»
Практическая работа №23 «Сканирование и распознавание текстов»
Практическая работа №24«Форматирование текста»
Практическая работа №25 «Вставка объектов, создание и форматирование
списков»
Практическая работа №26 «Создание и редактирование таблиц»
Практическая работа №27 «Создание гипертекстового документа»
Практическая работа № 28 «Создание презентации»
Практическая работа №29 «Использование анимации в презентации»
Практическая работа №30 «Творческий проект».
Практическая работа №31 «Демонстрация презентации. Использование микрофона
и проектора»
Практическая работа № 32 «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых
файлов»
8Практическая работа № 33 «Перевод текста с использованием системы машинного
перевода»
Практическая работа №34 «Посещение виртуальных музеев»
Календарнотематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
9а
к
о
р
у
№
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
12
13
14
15
16
17
18
л
е
д
з
а
Р
2
в
о
с
а
ч
1
1
–
и
т
е
с
е
ы
н
р
е
т
ю
ь
п
м
о
К
2
5
–
е
и
н
а
в
о
р
и
л
е
д
о
м
е
о
н
н
о
и
ц
а
м
р
о
ф
н
И
в
о
с
а
ч
в
о
с
а
ч
Тема урока
3
безопасности.
Техника
Компьютерные сети.
ПР №1 «Работа в
локальной сети».
Электронная
телеконференции
ПР №2 «Работа с
электронной почтой».
Интернет. Поиск
информации в сети
Интернет.
почта
ПР №3 «Работа с WWW».
ПР №4 «Поиск
информации в Интернет».
Создание Webстраницы в
Word
Оформление Web
страницы.
ПР №5 «Создание Web
страницы».
Контрольная работа №1
3
Понятие модели.
Информационные модели.
Табличные модели.
Информационное
моделирование на
компьютере.
ПР №6 «Компьютерный
эксперимент».
Контрольная работа №2
Базы данных и
информационные системы.
в
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения урока
По
факту
6
6
10
По
плану
5
02.09
03.09
09.09
10.09
16.09
17.09
23.09
24.09
30.09
07.10
08.10
5
14.10
15.10
21.10
22.10
28.10
29.10
11.11