МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИПИЦКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО»
_____________________
Школьное методическое
объединение.
протокол № 1
От «26» августа 2016 г
«СОГЛАСОВАНО»
_____________________
«29» августа 2016 г
Зам. директора УВР
Н.Г.Кытманова
«УТВЕРЖДЕНА»
_________________
Приказом директора школы
№193 от «29» августа 2016
г.
Т. А. Туфекчи
«СОГЛАС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
на 2016 2017 учебный год
«Информатика и ИКТ»
9 КЛАСС
Учитель: Федотова Софья Николаевна.
2016г. Пояснительная записка
Составитель: Федотова Софья Николаевна
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного
общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №
1897), на основе авторской программы по информатике и ИКТ (авторы И.Г. Семакин,
М.С. Цветкова). Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего
образования.
Рабочая программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 8х
классов. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета «Информатика и
ИКТ» ведется в 9 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое
планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных
часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью
соответствуют варианту авторской программы по информатике и ИКТ (авторы И.Г.
Семакин, М.С. Цветкова), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
(«Информатика. Программа для основной школы 79 классы» И.Г. Семакин, М.С.
Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.).
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о
методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных технологий —
одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики
закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных
связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств
ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и
в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в
ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в
настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к
освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость
подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации
собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать
акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании
информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в
полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать
представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры
передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой
природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и
особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает
ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться,
формирует основы научного мировоззрения. В содержании курса информатики
основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ
информатики,
развитии
алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный
потенциал этого курса.
формировании информационной культуры,
Изучение информатики в 9 классе пропедевтического курса направлено на
достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными
видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее
результаты;
базовое изучение понятий основного курса школьной информатики,
обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как
«объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения
информатики и ИКТ
необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении
школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся
умения организации собственной учебной
деятельности, включающими: целепологание, как постановку учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата,
разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при
помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение
результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив
разбиение задачи на подзадачи, в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того,
насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования
как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственнографическую или знаковосимволическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и
методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной
работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия
решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и
однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в
группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей
работы с помощью средств ИКТ.
Для обучения информатике и ИКТ в МОУ «Липицкая СОШ» на базовом
уровне выбрана содержательная линия учебников «Информатика и ИКТ» И.Г.
Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова 7 класс, 8 класс, 9 класс,
которые разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития
универсальных учебных действий.
Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического
содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой
книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в
соответствии с ФГОС), имеются дополнения к отдельным главам под заголовком
«Дополнение к главе…»
Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего
дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в
оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд,
иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов»
(тематические разделы предмета).
В методической структуре учебника большое значение придается выделению
основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. Данные учебники
включены в Федеральный перечень.
Для выполнения всех видов обучающих работ по информатике и ИКТ в 9м
классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
«Информатика и ИКТ. 9 класс. ФГОС. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.
Русаков, Л.В. Шестакова. Учебник»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
«Информатика. Задачникпрактикум (в 2 томах). Учебное пособие для
средней школы. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера»., М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний. 2012;
«Информатика. Программа для основной школы 79 классы. И.Г Семакин,
М.С Цветкова»., М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012;
«Информатика. Сборник дидактических материалов для текущего контроля
результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе. Г.Н. Овчинникова,
О.И. Перескокова, Т.В. Ромашкина, И.Г. Семакин»., М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012г;
«Информатика. Методическое пособие для учителя : М.С. Цветкова».
Авторская мастерская И.Г. Семакина;
«Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней
школе» методическое пособие. И.Г.Семакин» 2е изд., испр. М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004г;
ЦОР. (Мастерская Семакина)
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и
качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом
этапах изучения предмета включает в себя:
1.
«Информатика. Задачникпрактикум (в 2 томах). Учебное пособие для
средней школы. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера»., М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний. 2012;
2.
«Информатика. Сборник дидактических материалов для текущего
контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе. Г.Н.
Овчинникова, О.И. Перескокова, Т.В. Ромашкина, И.Г. Семакин»., М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012г;
3. ЦОР. (Мастерская Семакина)
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение
учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе:
1.
«Информатика. Программа для основной школы 79 классы. И.Г
Семакин, М.С Цветкова»., М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012;
2.
«Информатика. Методическое пособие для учителя : М.С. Цветкова».
Авторская мастерская И.Г. Семакина
3.
«Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней
школе» методическое пособие. И.Г.Семакин» 2е изд., испр. М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, компьютерных
тестов, компьютерных практикумов и контрольных работ. Итоговая аттестация – в
форме компьютерного практикума и компьютерного теста.
Данная рабочая программа состоит из 3х разделов:
1) Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
«Информатика и ИКТ» курса 9 класса;
2) Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» курса 9 класса;
3) Календарнотематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее
понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции
организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки
6елтижения этих результатов.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного
предмета.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
2. Формирование коммутативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТкомпетентности). Планируемые предметные результаты сформулированы к каждому разделу
учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных
действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике
«Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного
учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально
достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания
базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня
(зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему
учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и
углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит
возможность научиться …».
Эти результаты достигаются отдельными
мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми
группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы
итогового контроля.
№
Тема
1 Управление и
алгоритмы
Коли
чество
часов
11ч
+1ч.
Обучаемый научится
Обучаемый получит
возможность научиться
• познакомиться с
использованием строк,
деревьев, графов и с
простейшими операциями с
этими структурами;
• понимать термины
«исполнитель», «состояние
исполнителя», «система
команд»; понимать
различие между
непосредственным и
программным управлением
исполнителем;
• строить модели
различных устройств и
объектов в виде
исполнителей, описывать
возможные состояния и
системы команд этих
исполнителей;
• понимать термин
«алгоритм»; знать основные
свойства алгоритмов
(фиксированная система
команд, пошаговое
выполнение,
детерминированность,
возможность
возникновения отказа при
выполнении команды); • составлять
неветвящиеся (линейные)
алгоритмы управления
исполнителями и
записывать их на
выбранном
алгоритмическом языке
(языке программирования);
понимать
• использовать
логические значения,
операции и выражения с
ними;
•
(формально выполнять)
алгоритмы, описанные с
использованием
конструкций ветвления
(условные операторы) и
повторения (циклы),
вспомогательных
алгоритмов, простых и
табличных величин;
2
Введение в
программирова
ние
14ч.
• создавать алгоритмы
• создавать программы
для решения несложных
задач, возникающих в
процессе учебы и вне её.
для решения несложных
задач, используя
конструкции ветвления
(условные операторы) и
повторения (циклы),
вспомогательные
алгоритмы и простые
величины;
• создавать и
выполнять программы для
решения несложных
алгоритмических задач в
выбранной среде
программирования.
3 Информационн
ые технологии
в обществе
3ч
• базовым навыкам и
знаниям, необходимым для
использования интернет
сервисов при решении
учебных и внеучебных
задач;
• познакомиться с
принципами устройства
Интернета и сетевого
взаимодействия между
компьютерами, методами
поиска в Интернете;
• организации своего
• познакомиться с личного пространства
данных с использованием
индивидуальных
накопителей данных,
интернетсервисов и т. п.;
• основам соблюдения
норм информационной
этики и права.
постановкой вопроса о том,
насколько достоверна
полученная информация,
подкреплена ли она
доказательствами;
познакомиться с
возможными подходами к
оценке достоверности
информации (оценка
надёжности источника,
сравнение данных из разных
источников и в разные
моменты времени и т. п.);
•узнать о том, что в
сфере информатики и
информационно
коммуникационных
технологий (ИКТ)
существуют международные
и национальные стандарты;
• получить
представление о тенденциях
развития ИКТ.
4
5
5
6
Контроль за
курс 9 класса
Повторение
пройденного
материала за 7
8 класс
Итоговая
контрольная
работа за
базовый курс.
Резерв
учебного
времени
1ч.
1ч.
1ч.
3ч.
Содержание учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» 9 класс
Общее число часов – 32 часа. Резерв учебного времени – 3 часа.
1. Управление и алгоритмы (11ч.) +1ч входной контроль.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика
алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;
составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления
исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование
вспомогательных алгоритмов.
2. Введение в программирование (14ч.).
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
основных операторов: присваивание, ввод, вывод, ветвление, цикл. Структурный тип
данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль: ввод, трансляция и исполнение программы; разработка и исполнение
линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки
массивов.
3. Информационные технологии в обществе (3ч.).
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации,
этические и правовые нормы в информационной сфере.
4. Итоговый контроль за курс 9 класса (1ч.).
Компьютерное тестирование.
5. Итоговый контроль за базовый курс (2ч.)
Повторение материала пройденного за 78 класс.
Компьютерное тестирование.
6. Резерв учебного времени (3ч.) Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса.
Литература:
Преподавание курса «Информатика 9 класс» в основной школе на базовом
уровне ориентировано на использование учебного и программно
методического комплекса, в который входит:
1. «Информатика и ИКТ. 9 класс. ФГОС. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.
Русаков, Л.В. Шестакова. Учебник»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013; + Электронная форма учебника.
2. «Информатика. Задачникпрактикум (в 2 томах). Учебное пособие для
средней школы. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера»., М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012;
«Информатика. Программа для основной школы 79 классы. И.Г
Семакин, М.С Цветкова»., М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012;
3.
4. «Информатика. Сборник дидактических материалов для текущего
контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе.
Г.Н. Овчинникова, О.И. Перескокова, Т.В. Ромашкина, И.Г. Семакин»., М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г; 5. «Информатика. Методическое пособие для учителя : М.С. Цветкова».
Авторская мастерская И.Г. Семакина;
6. «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней
методическое пособие. И.Г.Семакин» 2е изд., испр.
школе»
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004г;
Дополнительная литерататура:
1. «Microsoft Office System 2003. Русская версия. Учебный курс. В. Иванов»
Спб.: Питер, 2004:
2. «Информатика. Практикум по компьютерной графике. Залогова». М.:
Лаборатория базовых знаний, 2001;
3. «Проектная деятельность с использованием информационных технологий.
59 классы. О.Н. Масленникова». – М.: Дрофа, 2012;
4. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по информатике.
Н.А. Сухих». – М.: ВАКО, 2012;
5. «Новейшие секреты Интернета. В.Халявин». М.: Мартин, 2013.
Информационные ресурсы:
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
(http
:// school
collection
. edu
. ru /).
2. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
3. Методическая копилка учителей информатики (http://www.metod
kopilka.ru/page113.html/
).
взаимопомощи
4. Сайт
учителей
Проект
«ИнфоУрок»
(http://infourok.ru/informatika.html).
Интерактивные наглядные пособия ИКТ ЗАО «Новый диск трейд».
5.
6. Рабочая тетрадь по информатике 7 класс ООО «Физикон Лаб».
7. Рабочая тетрадь по информатике 8 класс ООО «Физикон Лаб».
8. Рабочая тетрадь по информатике 9 класс ООО «Физикон Лаб».
9. Комплект ЭОР по информатике в формате SCORM, 7–9 классы ООО
«Физикон».
10.Информатика: прикладные программы ООО «Физикон».
11.Применение Microsoft Excel 2010 ООО «Физикон».
12.Интерактивный учебник. Информатика: модели и процессы ООО
«Физикон».
13.Все про Интернет ООО «Физикон».
14.Комплект ЭОР по информатике в формате SCORM, 7–9 классы ООО
«Физикон».
Аппаратнотехнические средства обучения:
1. Персональный компьютер ( стационарный – учительское рабочее место;
ноутбуки – рабочие места учащихся)
2. Мультимедийный проектор Сканер
3. Экран
4. Принтер (МФУ цветной)
5.
6. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)
7. 3Dпринтер
8. 3Dсканер
9. Интернетвыход
10.Белая маркерная доска
Программное обеспечение:
1. Операционная система MS Windows 7
2. Пакет офисного программного обеспечения: MS Office, Open Office
3. Блокнот
4. WordPad
5. Калькулятор
6. Графический редактор
7. Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
8. Конструктор электронных компьютерных тестов MyTestX
9. Интернетбраузер
10.Среда учебного исполнителя Стрелочка
11.Среда программирования КуМир
12.Среда программирования ABCPascal.net
Наглядные материалы:
1. Стенды
2. Плакаты
3. Презентации к урокам
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Рабочая программа предмета "Информатика" 9 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.