Рабочая программа внеурочной деятельности "Проба пера" может быть рекомендована для работы с учащимися 6 класса. Занятия, предусмотренные этой программой, направлены на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся. В программе сформулированы цели и задачи, спланированы темы, предусмотрены практические и теоретические занятия.
Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Проба пера»
предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34
часа. На занятиях ребята углубляют знания сюжете и
композиции произведения, теме и идее, жанровых формах,
развивают творческое воображение, учатся пристально
всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только
реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с
теоретическими знаниями развиваются практические
навыки. Участники творческого объединения, проникая в
тайны мира художественного творчесва, пишут и сами. Всё
это делает процесс обучения увлекательным, так как
становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым,
потому что даёт каждому возможность самоутвердиться,
развить творческие способности, познать себя.
Цели:
развитие способности понимать художественное
произведение, его воздействие на ум и чувства читателя;
расширение творческого кругозора учащихся за счёт
воспитание
усвоения литературоведческих знаний;
стилистического чутья;
развитие и совершенствованию способностей
создавать и оценивать художественные тексты;
способствование интеллектуальному, творческому
развитию учащихся;
совершенствование практических, коммуникативных
умений.
Задачи курса:
Создать условия для творческого развития ребенка,
познания азов художественного творчества через
специальные
упражнения,
самоорганизации в творческом процессе;
тренинги,
игры, Создать условия для самовыражения, раскрытия
радости творческого процесса;
расширить знания о жанрах литературы;
обучать основным принципам и законам написания и
редактирования художественного текста;
формировать у учащихся практические навыки
создания художественного текста: умение собирать
информацию пользоваться разнообразной справочной и
научной литературой;
развивать творческие способности школьников,
осуществлять выпуск сборников, альманахов;
развивать коммуникативные способности учащихся.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в
творческом объединении является связь творческой и
практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на
занятии кружка составляется план работы на год,
обсуждаются темы занятий,
вносятся интересные
предложения в содержание рубрик, распределяется круг
обязанностей между членами кружка.
В каждом ребенке заложен огромный творческий
потенциал, и, если он не реализован, значит, не был
востребован в школе. В идеале результатом систематической
и планомерной работы в данном направлении должно стать
формирование индивидуальной системы самовоспитания
школьника, работы по формированию своей личности.
Новизна для учащихся заключается в материале, не
содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и
в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут
членам
собственные
художественные тексты. Программа кружка построена по
модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел
программы может
относительно
использоваться
объединения
создаватьсамостоятельно при углублении и расширении его в такой
степени, какая определяется интересами учащихся, уровня
их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
определять жанр стихотворного и прозаического
произведения;
давать характеристику художественному тексту;
анализировать произведение;
совершенствовать содержание и языковое оформление
своего произведения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами;
находить и исправлять орфографические,
пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Содержание программы кружка
Жанровые особенности загадок,
пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.
скороговорок,
Понятие о жанрах: письмо, послание, баллада, басня,
сказка, рассказ, эссе и т.д.
Стихи и проза. Ритмическая организация стиха,
эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о
лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме,
рифмовке,
строфах.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом
стихе, о верлибре.
стихотворных размерах,
ритме,
Особенности художественного стиля: тропы и фигуры
речи.Учебно-тематический план
Тема занятия Содержание
Количество часов
Все
го
1
Практи
ка
1
Теор
ия
Да
та
1
2
4
2
1
1
4
2
1
и
Цели и задачи
творческого
объединения,
обсуждение
тематики
занятий
Как устроены
загадки,
скороговорки,
пословицы?
Чтение
анализ
любимых
стихотворений
Сочинение
стихотворений
на
основе
личных
впечатлений и
переживаний
Ритмическая
организация
стиха,
эмоциональнос
№
п/
п
1
2-
3
4-
7
8-
9
Вводное
занятие.
«Друзья мои,
прекрасен
наш союз!»
Секреты
малых
жанров
Любимые
стихи
В стихах о
себе и своих
чувствах
10 Чем стихи
отличаются
от прозы?11 «Что за
прелесть эти
сказки!» (А.С.
Пушкин.)
12 «Там,
на
неведомых
дорожках…»
13 Басня и её
секреты
Сочиняем
басни сами
14
-
17
18
-
20
22
-
25
Весёлые
истории.
Жанр
юмористичес
кого
рассказа.
Истории о нас
и
наших
друзьях
26 Красота
вокруг нас.
Этюды
о
природе.
27 «Моим
стихам,
написанным
так рано…»
28 Что
эссе?
такое
ть, лиричность,
поэтический
язык
Законы сказок,
анализ
предложенных
сказок.
Упражнения на
развитие
фантазии.
Чтение
и
анализ сказок
собственного
сочинения.
Исследование:
как устроена
басня.
Чтение
и
анализ басен
собственного
сочинения.
Анализ
прочитанных
рассказов
(В. Драгунский,
Н.Носов и др.)
Обсуждение
рассказов,
написанных на
основе личных
впечатлений.
Художественн
ое описание на
основе личных
наблюдений.
Анализ стихов,
написанных
участниками
объединения
Размышления
о
важном:
выполнение
самом
1
1
1
2
2
4
1
1
1
4
3
4
1
1
1
1
1
2
1
1заданий
«Разговор с
великими»,
«Копилка
мудрости» и
др.
Проба пера.
Эссе о дружбе
и любви, о
взаимоотноше
ниях детей и
взрослых.
Особенности
жанра, выбор
тем
Обсуждение
написанных
заметок
Час
поэтического
вдохновения
Подведение
итогов
1
1
1
2
1
1
2
1
29 Сочинение-
рассуждение
30 Заметка в
газету
31 Обсуждение
написанных
заметок
Час
32
поэтического
-
вдохновения
33
34 Презентация
альманаха
лучших
произведений
1
1
Литература
1.Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. М.: «Дрофа»,1999.
2.И.Б.Голуб. Путешествие по стране слов. Книга для учащихся. М.:
«Просвещение», 1991.
3. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителей.
Под редакцией Т.А.Ладыженской. М.:»Просвещение», 1998.
4.Развивйте дар речи. Составители Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова.М.:
«Просвещение», 1990
5.В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и
практика обучения. 57 классы. М.: «Просвещение», 1991.6.С.И.Львова. Уроки словесности. 59 классы. М.: «Дрофа»,2000.