Рабочая программа "Проба пера"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 01.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проба пера" может быть рекомендована для работы с учащимися 6 класса. Занятия, предусмотренные этой программой, направлены на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся. В программе сформулированы цели и задачи, спланированы темы, предусмотрены практические и теоретические занятия.
Иконка файла материала Рабочая программа Проба пера.docx
Пояснительная записка Программа творческого объединения «Проба пера» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята углубляют знания сюжете и композиции произведения, теме и идее, жанровых формах, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира художественного творчесва, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности, познать себя. Цели:  развитие способности понимать художественное произведение, его воздействие на ум и чувства читателя;  расширение творческого кругозора учащихся за счёт воспитание усвоения литературоведческих знаний; стилистического чутья;  развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать художественные тексты;  способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;  совершенствование практических, коммуникативных умений. Задачи курса:  Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные упражнения, самоорганизации в творческом процессе; тренинги, игры, Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса;  расширить знания о жанрах литературы;  обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;  формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;  развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;  развивать коммуникативные способности учащихся. Содержание и методы деятельности Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и, если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может относительно использоваться объединения создаватьсамостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Результаты обучения Учащиеся должны уметь:  определять жанр стихотворного и прозаического произведения;  давать характеристику художественному тексту; анализировать произведение; совершенствовать содержание и языковое оформление своего произведения;  пользоваться разнообразными языковыми средствами;  находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; Содержание программы кружка Жанровые особенности загадок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах. скороговорок, Понятие о жанрах: письмо, послание, баллада, басня, сказка, рассказ, эссе и т.д. Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре. стихотворных размерах, ритме, Особенности художественного стиля: тропы и фигуры речи.Учебно-тематический план Тема занятия Содержание Количество часов Все го 1 Практи ка 1 Теор ия Да та 1 2 4 2 1 1 4 2 1 и Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий Как устроены загадки, скороговорки, пословицы? Чтение анализ любимых стихотворений Сочинение стихотворений на основе личных впечатлений и переживаний Ритмическая организация стиха, эмоциональнос № п/ п 1 2- 3 4- 7 8- 9 Вводное занятие. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Секреты малых жанров Любимые стихи В стихах о себе и своих чувствах 10 Чем стихи отличаются от прозы?11 «Что за прелесть эти сказки!» (А.С. Пушкин.) 12 «Там, на неведомых дорожках…» 13 Басня и её секреты Сочиняем басни сами 14 - 17 18 - 20 22 - 25 Весёлые истории. Жанр юмористичес кого рассказа. Истории о нас и наших друзьях 26 Красота вокруг нас. Этюды о природе. 27 «Моим стихам, написанным так рано…» 28 Что эссе? такое ть, лиричность, поэтический язык Законы сказок, анализ предложенных сказок. Упражнения на развитие фантазии. Чтение и анализ сказок собственного сочинения. Исследование: как устроена басня. Чтение и анализ басен собственного сочинения. Анализ прочитанных рассказов (В. Драгунский, Н.Носов и др.) Обсуждение рассказов, написанных на основе личных впечатлений. Художественн ое описание на основе личных наблюдений. Анализ стихов, написанных участниками объединения Размышления о важном: выполнение самом 1 1 1 2 2 4 1 1 1 4 3 4 1 1 1 1 1 2 1 1заданий «Разговор с великими», «Копилка мудрости» и др. Проба пера. Эссе о дружбе и любви, о взаимоотноше ниях детей и взрослых. Особенности жанра, выбор тем Обсуждение написанных заметок Час поэтического вдохновения Подведение итогов 1 1 1 2 1 1 2 1 29 Сочинение- рассуждение 30 Заметка в газету 31 Обсуждение написанных заметок Час 32 поэтического - вдохновения 33 34 Презентация альманаха лучших произведений 1 1 Литература 1.Е.И.Никитина.   Русская речь. Развитие речи. 5 класс. М.: «Дрофа»,1999. 2.И.Б.Голуб.  Путешествие по стране слов. Книга для учащихся. М.:  «Просвещение», 1991. 3. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителей.  Под редакцией Т.А.Ладыженской.  М.:»Просвещение», 1998. 4.Развивйте дар речи. Составители Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова.М.:  «Просвещение», 1990 5.В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева,  М.С.Соловейчик. Развитие речи: теория и  практика обучения. 5­7 классы. М.: «Просвещение», 1991.6.С.И.Львова. Уроки словесности. 5­9 классы. М.: «Дрофа»,2000.