В данной программе разработано календарно - тематическое планирование по подготовке детей к школе по предмету "Письмо и начальные графические навыки". По окончанию занятий дети овладеют следующими практическими результатами: овладение разными видами штриховки, пространственных представлений, подготовки руки к письму, писать параллельные, наклонные линии, полуовалы и другие элементы букв.рабочая программа по подготовке детей к овладению навыков письма
Русская графика.docx
Пояснительная записка
Образовательная программа обучения грамоте составлена на основе государственной
программы развития графических представлений «По дороге к азбуке…», предлагаемой
Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Реализация содержания настоящей
программы развития графических представлений по подготовке к школе возможна на
основании учебнометодического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.
Прониной «По дороге к азбуке …» (тетради на печатной основе, ч. 12 «Наши прописи»),
ориентированного на развитие пространственных представлений, подготовки руки к
письму и интереса к обучению грамоте.
Направленность программы: социально – педагогическая;
функциональное
предназначение – учебно – познавательная; форма организации – групповая; время
реализации – кратко – срочная
Новизна программы: приоритетное направление работы на занятиях – развитие
мелкой
детей:
работе по развитию мелкой моторики у обучающихся уделяется повышенное внимание, т.к.
данная деятельность помогает педагогу получать запланированные программой
образовательные результаты,
моторики
Актуальность программы: Вопрос о необходимости подготовки детей к обучению в
школе в последнее время стал очень актуальным. Все чаще взрослые задаются вопросами:
«Надо ли готовить детей к школе? Нужно ли учить их читать, считать и даже писать?»
Учителя долгое время повторяли за учеными: «Надо развивать, а читать, считать, и тем
более писать – школа научит». Но постепенно и они все чаще стали заявлять, что
программа начальных классов сложна и объемна, ребенку, не владеющему
первоначальными навыками грамоты, осваивать ее курс порой очень трудно. Кроме того, в
школе достаточно жесткий «учебный план» по обучению группы детей, который нельзя
изменить в течение года, поэтому лучше, если будущие первоклассники придут в школу
«подготовленными». В этом случае они легче впишутся в процесс обучения, им будет
комфортнее
образования.
Родители же дошкольников давно уяснили: успеваемость учащегося начальной школы,
качество усвоения им знаний, да и вся его дальнейшая «школьная карьера» во многом
зависит от дошкольной подготовки.
ступени
новой
на
Педагогическая целесообразность объясняется: реализацией обучения на высоком
уровне трудности с соблюдением меры трудности , что создает условия для проявления
индивидуальных и возрастных особенностей детей (смысл этого важного принципа
базируется на учении Л. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: работа
строится с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что помогает раскрыть полнее и
ярче
личностноориентированного
подхода (учитывается уровень подготовленности обучающегося, опыта его собственной
жизнедеятельности,
систематичности,
последовательности, доступности и наглядности обучения.
индивидуальных
возможностей);
потенциальные
возможности);
его Цели и задачи курса:
Цель программы: освоить графические навыки написания букв,
развитие мелкой моторики и координации движения руки.
Задачи:
научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги;
подготовить руку ребёнка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев;
научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на
парте во время письма, умению держать шариковую ручку;
научить штриховать в разных направлениях;
научить письму элементов букв.
Отличительной особенностьюданной образовательной программы являются
специальные обучающие игры, в процессе которых используются основные методы
обучения: наглядный, словесный, проблемно – поисковый, метод практических заданий.
Для того чтобы переключить активность детей, не выходя из учебной ситуации, на
занятиях проводятся ритмические физкультминутки, для которых используются игровые
упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук,
зрительно – моторной координации.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5,5 до
7 лет. Дети шести лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.
Сроки реализацииобразовательной программы предусматривают 1 год.
Формы занятий: включаются несложные задания по развитию графических навыков с
целью подготовки руки ребенка к письму. Задания по развитию графических навыков
создают основу произвольности движений для последующего овладения навыками письма.
Как было сказано выше, произвольные движения пальцев рук развиваются и во время
физкультминуток.
При проведении занятий должен реализовываться принцип личностноориентированного
обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, но при этом
педагог должен обеспечить ребенку успешность продвижения. Для этого на занятиях
широко используются рабочиететради, в которые включен материал разной степени сложности –
от необходимого минимума до возможного максимума. Тетради на печатной основе помогают
организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 25 минут, всего 27 часов.
Ожидаемые результатыосвоения программы.
К концу обученияпо программе «По дороге к азбуке …» предполагается продвижение
детей в развитии мелкой моторики руки, формирование у них познавательных интересов,
коммуникативных
способностей.
творческих
умений
и
Воспитанник должен иметь представление:
о назначении рабочей и вспомогательной строки;
о написании элементов букв одинаковой высоты и одинаковой ширины;
о написании параллельных линий;
о сходстве и различии начертании печатных и письменных букв;
о звуковом анализе слова.
Воспитанник будет знать:
пространственные представления «верх вниз, справа слева» с наклоном влево;
горизонтальные наклонные линии;
понятие «штрих, «линия», «декоративное пятно», «контур», «силуэт», «декоративная
линия», «геометрический рисунок»;
Воспитанник будет уметь:
обводить предметы и фигуры;
штриховать и раскрашивать их;
рисовать одной непрерывной линией;
писать параллельные, вертикальные.горизонтальные и наклонные линии;
писать полуовалы с разными направлениями движениями;
писать овалы и круги;
передвигать руку слева направо по линии письма;
печать элементы букв;
писать элементы письменных букв, находить элементы букв в предметной картинке; копировать образцы с элементами букв;
проводить анализ графических образцов букв.
Способы проверки результатов освоения программыможет быть в форме
теста или проверочной работы, во время проведения будут проверены графические умения
штриховки, элементов букв. Их анализирование в различных заданиях.
Учебно – тематический план (31 ч)
Теория Практик
Универсальные
а
учебные
действия
№п/
п
Содержание
1.. Ориентирование на
плоскости. Штриховка
в разных
направлениях
Кол
– во
часов
5
Формирование умения
воспроизводить с
опорой на наглядный
материал
гигиенические
правила письма
объяснять свой
выбор, . Освоение
способов
ориентирования в
первой учебной
тетради.
Систематизация
знаний о форме
предметов, освоение
элементов письменных
букв
Формирование умения
ориентироваться на
листе, на рабочей
строке. Освоение
умения
классифицировать
слова-названия
предметов, находить
одно общее слово для
группы предметов,
1
Развитие умения
сравнивать предметы
1
1.1
Взаимное расположение
предметов: наверху,
внизу, (выше, ниже);
слева, справа (левее,
правее); перед, за,
между, рядом
ориентирование на
листе бумаги.
1.2 Форма и цвет предметов. 1.3
Обведение по контуру
знакомых фигур.
Ознакомление с
правилами штриховки.
1.4 Штриховка в разных
направлениях (слева
направо, сверху вниз
1.5 Штриховка разными
видами: петлями и
полуовалами, крючками
8
2 Письмо элементов
2.1 Ознакомление с рабочей
букв
строкой. Правила
посадки при письме.
Верхняя и нижняя линии
рабочей строки.
2.2 Письмо короткой
наклонной палочки.
Письмо наклонных линий
с закруглением внизу.
1
1
1
1
по форме, величине и
количеству;
Формирование
алгоритма своего
действия, перевод
внешней речи на
внутренний план
Развитие умения
классифицировать
логически
Формирование умения
наиболее точно
выполнять задание:
писать прямые и
наклонные линии
различать целое и
Формирование умения
часть, дополнять часть
до целого и разбивать
целое на части.
Развитие умения
обводить по контуру,
параллельные линии,
проводить
штриховать
развитие умения
анализировать
элементы
находить общее и
графического рисунка,
различное, Освоение
воспроизводить линии
по образцу и сверять с
ним написанные линии
умения
и фигуры
Освоение умения
выполнять штриховку,
различать верхнюю и
нижнюю строку
Формирование умения
классифицировать
слова по темам,
различать название
групп предметов и
названий каждого
предмета
. Освоение умения
писать линии по
образцу: прямые и
наклонные, короткие и
длинные 2.3
Письмо короткой
наклонной палочки с
закруглением вверху
2.4 Короткие длинные линии
с закруглением внизу и
вверху.
2.5 Письмо длинной
наклонной палочки с
петлей вверху/ внизу.
2.6 Письмо полуовалов
(овалов с разрывом)
2.7 Письмо длинной
наклонной палочки с
петлей вверху/ внизу.
1
1
1
1
1
Формирование
алгоритма
по сюжетным
составления рассказа
картинкам, данным в
прописи. Освоение
способов написания
элементов печатных
букв, выполнять
штриховку по
пунктирным линиям,
ориентируясь на
образец.
Формирование умения
работать в группе
Развитие умения
работать по
алгоритму,
выполнять
длинные и
штриховку, писать
короткие линии
Освоение
пространственных
представлений «за» и
«перед».
Формирование
графических
по контуру,
алгоритма обведения
элементов, предметов
штриховки, не выходя
за контур. Освоение
способов написания
овалов и полуовалов,
чередование их,
соблюдая наклон,
высоту и интервал
между ними
Освоение способов
написания овалов и
полуовалов,
чередование их,
соблюдая наклон,
высоту и интервал
между ними
Освоение
пространственных
представлений «за» и
«перед».
Формирование
графических
по контуру,
алгоритма обведения
элементов, предметов
штриховки, не выходя 2.8 Письмо полуовалов
(овалов с разрывом)
3
3.1
Письмо букв
Гласные и согласные
звуки и буквы. Буквы Ы,
И, А, О, Э. Выделение
звука в начале, конце и
середине слова.
18
3.2 Слова, звуки. Звук [а],
буква А.
3.3 Звуки [о][э]. Буквы О, Э,
А.
3.4 Звуки [и], [ы]. Буквы Ы,
И, А, О, Э.
3.5 Звук [у], буквы У,у
3.6 Письмо изученных букв
3.7 Письмо изученных букв
1
1
1
1
1
1
1
за контур. Освоение
способов написания
овалов и полуовалов,
чередование их,
соблюдая наклон,
высоту и интервал
между ними
Освоение способов
написания овалов и
полуовалов,
чередование их,
соблюдая наклон,
высоту и интервал
между ними
Освоение звукового
анализа слов как
последовательности
установления
звуков в слове.
Развитие умения
писать печатные
буквы, используя
ориентиры. Освоение
умения анализировать
графическую форму
букв а и о, выделять
элементы, писать в
узкой строке эти буквы
Развитие умения
работать с моделями
слов, писать буквы А
и О,
. Развитие умения
и О, составлять
работать с моделями
слов, писать буквы А
звуковые схемы слов с
опорой на рисунок.
Освоение умения
определять
действий при
последовательность
написании букв и, ы,
использовать контроль
и оценку в ходе
работы.
Формирование умения
сравнивать печатные и
прописные буквы,
находить их
особенности.
Систематизировать
полученные знания
Систематизировать 3.8 Звуки [м] и [м’]. Буква М.
3.9 Звуки [н] и [н’]. Буквы
Н,М
3.10 Согласные звуки и
буквы. Слоги
3.11
Согласные звуки и
3.12 Звуки [п] и [п’]. Буквы
П,Н, М; гласные буквы
буквы. Слоги
3.13 Звуки [т], [т’]. Буквы Т, П,
Н, М.
3.14 Звуки [к], [к’]. Буквы К,Т.
3.15 Слова с буквами К, Т.
3.16 Буквы Е,Ё, Ю, Я. Слоги с
этими буквами
1
1
3.17 Письмо изученных букв и
слогов
3.18 Обобщение знаний о
звуках , буквах, слогах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
полученные знания
Формирование умения
определять
последовательность действий
при написании буквы Мм.
Развитие умения
последовательность
определять
действий при
написании букв,
писать строчную и
заглавную букву Нн.
Развитие умения
писать слоги.
Развитие умения
писать слоги.
Формирование умения
писать букву Пп,
последовательность
определять
действий при
написании букв.
Формирование умения
писать букву Тт,
последовательность
определять
действий при
написании букв.
Освоение умения
читать слова
Формирование умения
писать буквук,
последовательность
определять
действий при
написании букв
Освоение умения
проговаривать слова
перед написанием.
Развитие умения
писать строчную и
букву Ее;обозначать
заглавную
буквой
Развитие умения
воспроизводить
графический образ
изученных письменных
букв
графическую форму
анализировать
буквы, Освоение
умения словесно описывать
последовательность
написания элементов
букв, соединение их в
словах Освоение
умения обобщать,
анализировать
результаты работы,
мотивировать учебную
деятельность
Ориентирование на плоскости. Штриховка в разных направлениях (5 часов)
Содержание курса
Взаимное расположение предметов: наверху, внизу, (выше, ниже); слева, справа (левее,
правее); перед, за, между, рядом ориентирование на листе бумаги.
Форма и цвет предметов.
Обведение по контуру знакомых фигур. Ознакомление с правилами штриховки.
Штриховка в разных направлениях (слева направо, сверху вниз).
Штриховка разными видами: петлями и полуовалами, крючками
Письмо элементов букв (8 часов)
Ознакомление с рабочей строкой. Правила посадки при письме. Верхняя и нижняя линии
рабочей строки.
Письмо короткое наклонной палочки. Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
Письмо короткой наклонной палочки с закруглением вверху.
Короткие длинные линии с закруглением внизу и вверху. Письмо длинной наклонной
палочки с петлей вверху/ внизу.
Письмо полуовалов (овалов с разрывом)
Письмо печатных букв.
Письмо букв (18 часов)
Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце
и середине слова.
Слова, звуки. Звук [а], буква А.
Звуки [о] [э]. Буквы О, Э, А.
Звуки [и], [ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Звук [у], буквы У
Письмо изученных букв.
Звуки [м] и [м’]. Буква М.
Звуки [н] и [н’]. Буквы Н,М.
Согласные звуки и буквы. Слоги
Звуки [п] и [п’]. Буквы П,Н, М; гласные буквы.
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, П, Н, М.
Звуки [к], [к’]. Буквы К,Т.
Согласные буквы.
Буквы Е,Ё, Ю, Я. Слоги с этими буквами
Письмо изученных букв и слогов.
Обобщение знаний о звуках , буквах, слогах.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Список литературы:
1.Н. Бунеев Е.В. Бунеева, О.В. Пронина . Наши прописи: Пособие по подготовке к
обучению письму для детей 5 – 6 (7) лет (ч.1,2)
2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2012.
Перечень информационнометодического обеспечения.
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.
Персональный компьютер, принтер, мультимедийный проектор, экран.
Экраннозвуковые пособия.
Презентации, слайды по основным темам курса.
Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (27 ч)
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (31 ч)
№
п/
п
1
Тема занятия
Содержание занятия
Взаимное расположение
предметов: наверху,
внизу, (выше, ниже);
слева, справа (левее,
правее); перед, за, между,
рядом ориентирование на
листе бумаги.
Подготовка мелкой
моторики руки,
правильная штриховка.
Письмо прямых,
вертикальных, наклонных
линий, копирование
образцов.
2 Форма и цвет предметов.
3 Обведение по контуру
знакомых фигур.
Ознакомление с
правилами штриховки
4 Штриховка в разных
направлениях (слева
направо, сверху вниз).
Правильная штриховка,
копирование образцов.
Штриховать и обводить
предметы по образцу
ориентируясь за знаки
стрелки.
Раскрашивать и
штриховать рисунки
разными видами и
направлениями
5 Штриховка разными
видами: петлями и
полуовалами, крючками
6 Ознакомление с рабочей
строкой. Правила посадки
при письме. Верхняя и
нижняя линии рабочей
строки.
7 Письмо короткой
наклонной палочки.
Письмо наклонных линий
с закруглением внизу.
Раскрашивать и
штриховать рисунки
разными видами и
направлениями
Научить ориентироваться
в тетради, различать
рабочую вспомогательную
строки
Рисование одной линией
элементов букв,
соблюдение последователь
ностиразличных
элементов,
Кол
во
часов
Дата проведения
План
Факт
1
1
1
1
1
1
1 8 Письмо короткой
наклонной палочки с
закруглением вверху.
9 Короткие длинные линии
с закруглением внизу и
вверху.
10 Письмо длинной
наклонной палочки с
петлей вверху/ внизу.
11 Письмо длинной
наклонной палочки с
петлей вверху/ внизу.
12 Письмо полуовалов
(овалов с разрывом)
писать параллельные
линии, рисовать
параллельные прямые,
горизонтальные и
вертикальные линии по
высоте и ширине,
писать параллельные
линии, рисовать
параллельные прямые,
горизонтальные и
вертикальные линии по
высоте и ширине,
соблюдение последователь
ности различных
элементов, направление
графических элементов
соблюдение последователь
ности различных
элементов, направление
графических элементов
письмо овалов и кругов их
сходство и различие
13 Письмо полуовалов
(овалов с разрывом)
письмо овалов и кругов их
сходство и различие
14 Письмо печатных букв
15 Гласные и согласные
звуки и буквы. Буквы Ы,
И, А, О, Э. Выделение
звука в начале, конце и
середине слова.
16 Слова, звуки. Звук [а],
буква А.
17
18
Звуки [о] [э]. Буквы О, Э,
А.
Звуки [и], [ы]. Буквы Ы,
И, А, О, Э.
19
Звук [у], буквы У
Уточнение знаний о
гласных звуков,
распознавание их в словах
Выделять понятия слово,
звук, буква, делить слова
на слоги, составлять
слова, составлять
рассказы к рисунку,
Выделять понятия слово,
звук, буква, делить слова
на слоги, составлять
слова, рассказы по
рисунку
делать звуко – буквенный
анализ слов, составлять
предложения,
Уточнение знаний о
гласных звуков,
знакомство с новыми
гласными звуками,
различие гласных и
согласных,
Уточнение знаний о
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 гласных звуков,
знакомство с новыми
гласными звуками,
различие гласных и
согласных,
освоить основные правила
письма букв, коротких
слов
освоить основные правила
письма букв, коротких
слов
различие гласных и
согласных, упражнение в
назывании твёрдых и
мягких согласных звуков,
наблюдение над гласными
и согласными звуками
различие гласных и
согласных, упражнение в
назывании твёрдых и
мягких согласных звуков,
наблюдение над гласными
и согласными звуками
деление слов на слоги,
распознавание согласных
звуков в словах
деление слов на слоги,
распознавание согласных
звуков в словах
составлять рассказы к
рисунку, находить пары
мягких и твёрдых
согласных звуков,
составлять рассказы к
рисунку, находить пары
мягких и твёрдых
согласных звуков,
составлять рассказы к
рисунку, находить пары
мягких и твёрдых
согласных звуков,
сравнивать и записывать
йотированные буквы,
находить эти буквы в
словах
составлять предложения,
освоить основные правила
письма
составлять предложения,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20 Письмо изученных букв
21 Письмо изученных букв
22
Звуки [м] и [м’]. Буква М.
23
Звуки [н] и [н’]. Буквы
Н,М
24 Согласные звуки и буквы.
Слоги
25 Согласные звуки и буквы.
Слоги
26
27
Звуки [п] и [п’]. Буквы
П,Н, М; гласные буквы
Звуки [т], [т’]. Буквы Т,
П, Н, М.
28
Звуки [к], [к’]. Буквы К,Т.
29 Буквы Е,Ё, Ю, Я. Слоги с
этими буквами.
30 Письмо изученных букв и
слогов.
31 Обобщение знаний о звуках , буквах, слогах.
освоить основные правила
письма
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Рабочая программа "Русская графика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.