Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
3 кл
04.05.2018
Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык.: 1-4 классы» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой 1-4 классы.– М.: Просвещение, 2014 г.)
пояснительная записка рус яз 3 кл 2017-2018г.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых  результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи  формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык.: 1­4 классы»  (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы  «Школа России» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой 1­4 классы.– М.: Просвещение,  2014 г.) В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей  учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов. До начала обучения языковая активность ребёнка направлена на эмпирическое овладение речью путём практического подражания. В  начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень  их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития  учащихся. Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной  деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено, на  формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического  слуха, осуществление грамматико­орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с  обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Ведущая идея настоящего курса — изучение русского языка с позиции его духовной, культурно­исторической ценности. Программа направлена прежде всего на решение познавательной и социокультурной целей. Познавательная цель предполагает: —ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; —открытие детям русского языка как предмета изучения; —формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих, — звуках речи, слове, предложении. Социокультурная цель ориентирована на: —формирование эмоционально­ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности,  уникальности русского слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению; 1 —развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как  показателя общей культуры человека. Важное место отведено достижению цели, направленной на расширение словарного запаса учащихся, освоения правил и способов  использования языка в разных ситуациях общения. Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач: • формирование знаково­символического восприятия языка учащимися; • развитие речи, мышления, воображения школьников; • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению с целью получения, передачи информации, обмена  информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения; • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические  высказывания и письменные тексты­описания и тексты­повествования небольшого объёма; • формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия. В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и  организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности: ­ осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения; способность сохранять. учебную  цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении; ­ формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами,  предписаниями, словарями и т. д.), организовывать сотрудничество; ­ развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми  он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т. д.), дополнять имеющиеся знания новыми  сведениями, необходимыми для выполнения задания. Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от  внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, к прогностической самооценке. В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с  учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся: — к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды  предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения); — к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико­грамматические признаки  имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия); — к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.); — к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами); 2 — к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.  Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те  грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил. Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как:  основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);  орфография и пунктуация;  развитие речи. Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей  младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а вместе с тем развитие устной и письменной речи учащихся служат решению  практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию учителя в целях, задачах, средствах и осознание  значения различных видов речевой деятельности. На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 ч. Содержание курса разработано на  560 ч, из них 50 ч отводится изучению русского языка в 1 классе (5 ч в неделю, 10 учебных недель). Во 2—4 классах на изучение курса  отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным  языком Российской Федерации, языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует  формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе  национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому  языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей  культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе  адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и  творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты  обучения по другим школьным предметам. 3 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных  результатов: Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к русскому языку как к духовной, культурно­ исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия  общения; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование  представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот  мир во всём его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости  изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла  5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  учения; реализации; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем  решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях),  сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и  письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления  4 аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь  свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 12)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта — системы русского языка; осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей; 13)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и  процессами; 14)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в  соответствии с содержанием предмета «Русский язык». Предметные результаты: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого  общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской  позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,  орфографических, стилистических); 5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета; 6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член  предложения, простое и сложное предложения (в объёме изученного); 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и  коммуникативных задач; 8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и  предложенных текстов; 9) способность к итоговому самоконтролю. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,  содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.  Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).  Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с  просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в  тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение  содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным  письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными  правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших  собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий  картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.). ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.  Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль  ударения. Графика. Различение звука и буквы (буква как знак звука). Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных  как показатель твёрдости­мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего  согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение  целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и  коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на  материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство  самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение правил письма. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на  пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Создание единства звука и зрительного образа обозначающей его буквы.  Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Воспроизведение звуковой формы слова на письме. Обозначение  буквами звука [й’]. Функция букв ь и б на письме. Знание русского алфавита. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с  6 соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным написанием букв и соединений между ними. Оценивание своего письма.  Умение обнаружить ошибку в написанном тексте или слове и исправить её. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не  расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания с печатного и письменного текстов. Умение  писать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх—пяти слов со звуками в сильной позиции; писать слова с сочетаниями  жи—ши, ча—ща, чу—щу. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи— ши) • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших  знаки препинания в конце предложения. рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных  слов. РУССКИЙ ЯЗЫК (СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС) Фонетика и орфоэпия. Интонация. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.  Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости­мягкости согласных звуков. Различение звонких и  глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий,  парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний  звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона  речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в смысловом отношении слова); эмоциональное ударение  (продление гласного или согласного звука в слове). Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости­мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных  твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я в  словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. 7 Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,  каталогами. Лексика. Словарный состав языка. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует  уточнения. Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и  многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых  фразеологических оборотов, слов, пришедших в русский язык из других языков. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм  одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые  гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые,  эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции. Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак  действия и т. д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их  лексико­грамматическим признакам. Имя существительное, его лексико­грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных,  отвечающих на вопросы кто? что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по  числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и  смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3­му склонению. Правописание безударных  падежных окончаний существительных 1, 2 и 3­го склонения, кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ье, ­ие, ­ия. Имя существительное как член  предложения. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное, его лексико­грамматические признаки. Общее значение, вопросы (какой? какая? какое? какие?). Значение и  употребление в речи. Связь прилагательного с существительным. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на ­ья, ­ов, ­ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический  разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3­го  лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения. Глагол, его лексико­грамматические признаки. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов,  отвечающих на вопросы что д е л а т ь ?   чт о   с д е л а т ь ?   Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и  будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего  времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в  неопределённой форме: решать, косить и т. д.). Мягкий знак (ь) у глаголов во 2­м лице единственного числа и у глаголов в неопределённой  форме: стеречь, беречь и т. д. Различение правописания глаголов на ­тся, ­ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного). 8 Наречие, его лексико­грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и  местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение — словосочетание — слово: их сходство и различия. Порядок слов в  предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация.  Восклицательная и невосклицательная, вопросительная интонация. Повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная  окраска высказывания­сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания  (мысли). Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Дополнения, обстоятельства, определения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами  и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Прямая речь (общее знакомство). Обращение (общее знакомство). Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от  места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. прописная буква в начале предложения, в именах собственных; Применение правил правописания: • сочетания жи—ши (предусмотреть случаи типа железный, желток), ча—ща, чу—щу в положении под ударением; • сочетания чк—чн, чт, щн; • перенос слов; • • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова (в слабой позиции); • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь • мягкий знак после ш ип ящ их  на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь)\ • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин) • безударные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; 9 • не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2­го лица единственного числа (пишешь, учишь); • мягкий знак в глаголах в определённой форме типа беречь, стеречь, стричься и т. д. • мягкий знак в глаголах в сочетании ­ться • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • • Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся — её содержательности (знания предметов  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. речи), формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (выбор средств  языка в соответствии с речевой ситуацией); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи; развитие речевого  (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально­смысловую стороны речи, паузы,  ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне  замысла; выстраивание логики, выбора слова, интонации и т. д. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями  ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях  учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в  условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание,  повествование, рассуждение). Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.  Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, уточнение порядка предложений и  частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных  текстов и редактирование заданных текстом с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в  тестах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с  элементами сочинения, сочинение­повествование, сочинение­описание, сочинение­рассуждение. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  (3 КЛАСС) 10 Наименование разделов и тем № 1. Повторение 2. Предложение 3. Слово 3.1. Состав слова                      ­ 63 ч. 3.2. Части речи                         ­ 62 ч.     имя существительное имя прилагательное личные местоимения глагол 4. Повторение Итого: СОДЕРЖАНИЕ  «Русский язык» 3 класс (170 ч.) ПОВТОРЕНИЕ (18 ч) Всего часов 18 17 125 10 170 Предложение. Словосочетание (4 ч) Словосочетание. Связь слов в предложении. Предложения из одного слова и из нескольких слов. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Интонация: восклицательная, невосклицательная, вопросительная. Знаки препинания. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением, текстом. Номинативная и  коммуникативная функции слова. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Словарные слова: овощи, растение, овёс Слово (4 ч) Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. 11 Предлог. Употребление предлогов в предложении. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Работа с предложением, текстом. Словарные слова: квартира, погода, родина, русский Звуки и буквы. Звуки речи. Их обозначение на письме буквами ( 1 ч ) Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков (3 ч) Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с предложением. Словарные слова: огород, картофель, урожай Звонкие и глухие согласные звуки. Парные и непарные по звонкости­глухости, твёрдости­мягкости согласные звуки. Произношение и  обозначение на письме парных по звонкости­глухости согласных звуков (2 ч) Мягкие и твёрдые согласные звуки. Их обозначение на письме (3 ч) Согласные парные по твёрдости­мягкости. Только твёрдые согласные. Только мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Развитие речевого слуха детей. Монологические  высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Номинативная и коммуникативная функции слова. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетания звуков в слове. Работа с текстом Контрольные и проверочные работы (1 ч) Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое (5 ч) Подлежащее. Обозначение подлежащим предмета речи (о ком или о чём говорится в предложении).  ПРЕДЛОЖЕНИЕ (17 ч) 12 Вопросы, на которые отвечает подлежащее (кто? что?). Выражение подлежащего существительным и местоимением. Сказуемое. Связь сказуемого и подлежащего. Вопросы, на которые отвечает сказуемое. Выражение сказуемого глаголом и именной части  сказуемого (без терминологии) существительным. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Номинативная и коммуникативная функции слова. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Прямое и переносное значение слова. Работа с предложением, текстом. Изложение. Словарные слова: столица, народ, малина Распространённые предложения. Второстепенные члены предложения (5 ч) Второстепенные члены предложения, которые поясняют главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, которые поясняют  другие второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава и синтаксического строя речи учащихся. Синонимы. Прямое и переносное значение слова. Устойчивые фразеологические обороты. Работа с предложением, текстом. Изложение. Словарные слова: север, ноябрь Логическое ударение. Интонация перечисления (5 ч) Логическое ударение и главная мысль предложения. Оформление интонации перечисления на письме. Развитие речевого слуха детей. Интонационное выделение слова, главного для выражения смысла предложения. Монологические высказывания  по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с предложением. Словарные слова: сентябрь, октябрь Контрольные и проверочные работы (2 ч) СЛОВО (125 ч) Состав слова (63 ч) 13 Основа. Окончание (4 ч) Окончание. Разные формы одного и того же слова. Окончание и связь слов в предложении. Варианты окончания. Нулевое окончание. Монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи  учащихся. Диалог. Работа с предложением, текстом. Словарные слова: комната, квартира, трактор, трамвай Корень. Приставка. Суффикс (5 ч) Значимые части слова. Основа слова: корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся (в том числе в работе с однокоренными словами). Работа с текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове и сочетаний звуков в слове. Словарные слова: кровать, яблоко Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (10 ч) Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова (изменением формы числа и подбором однокоренных слов). Чередование согласных в корне, беглые гласные. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся. Синонимы. Работа с предложением, текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетания звуков в слове. Словарные слова: рисунок, картина, ракета Правописание суффиксов ­ик, ­ек (5 ч) Ударные и безударные гласные в корне, приставке и суффиксе слова. Суффиксы ­ик, ­ек как орфограмма. Правила правописания суффиксов ­ик, ­ек. Способ (алгоритм) действий при определении правописания  суффиксов ­ик, ­ек. Работа с текстом. 14 Словарное слово: топор Правописание приставок (5 ч) Правописание приставок по­, под­, от­, о­, про­, до­, на­, за­, над­. Правописание приставок об­, от­, над­, под­, с­. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Номинативная и коммуникативная функции слова. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с предложением, текстом Приставка и предлог (2 ч) Приставка как часть основы слова. Предлог как самостоятельное слово (часть речи). Связь предлога с существительным. Место предлога в словосочетаниях существительного с прилагательным (на высоком берегу), существительного с глаголом (стоять на берегу). Обогащение, уточнение и активизация словарного состава и синтаксического строя речи учащихся. Работа с текстом Правописание не с глаголами (4 ч) Раздельное правописание не с глаголами. Правописание слов ненавидеть, негодовать, нездоровиться. Разбор глаголов ненавидеть, негодовать, нездоровиться по составу. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Синонимы. Работа с предложением, текстом Разделительный твёрдый знак (ъ) (6 ч) Состав слова и разделительные твёрдый (ь) и мягкий (ь) знаки. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ь). Развитие речевого слуха детей. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с текстом. Изложение Непроизносимые согласные (7 ч) Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 15 Развитие речевого слуха детей. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава слова учащихся. Работа с предложением, текстом Двойные согласные (4 ч) Двойные согласные в корне слова (группа, касса и др.). Двойные согласные в основе слова (рассада, стенной шкаф и др.). Правописание слов с двойными согласными. Развитие речевого слуха детей. Работа с предложением, текстом Сложные слова (5 ч) Основа слова: корень, приставка, суффикс. Образование однокоренных слов. Слова, состоящие из двух основ. Соединительные гласные о и е. Правописание сложных слов. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся, введение сложных слов в речь учащихся. Синонимы. Работа с предложением, текстом. Диктант. Словарные слова: восток, улица Контрольные и проверочные работы (6 ч) ЧАСТИ РЕЧИ (62 ч) Имя существительное (22 ч) Понятие об имени существительном (4 ч) Лексико­грамматические признаки имени существительного. Существительное, называющее предмет, явление природы, действие, признак. Вопросы существительных: кто? что? Начальная форма имени существительного. Нарицательные имена существительные, собственные имена  существительные. Суффиксы имён существительных. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение и  уточнение словарного состава речи учащихся. Введение в активный словарь учащихся существительных, называющих признаки, действия, явления природы, эмоционально­ окрашенных  существительных. Словарные слова: осина, трактор 16 Число и род имён существительных (2 ч) Основные грамматические признаки имени существительного. Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам. Мужской, женский, средний род имени существительного . Определение рода имени существительного. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.  Систематизация, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с текстом. Словарные слова: трамвай, метро, землянка, ягода Существительные с твёрдой и мягкой основами (6 ч) Твёрдая и мягкая основы существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж,  ч, ш,  щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ч, ш, щ. Развитие речевого слуха детей. Монологические  высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарные слова: малина, овощи, огород, завтрак, ужин, товарищ Изменение имён существительных по вопросам (8 ч) Одушевлённые существительные. Неодушевлённые существительные. Склонение имён существительных. Вопросы, по которым изменяются (склоняются) одушевлённые существительные, неодушевлённые существительные. Именительный падеж. Косвенные падежи. Изменение по падежам существительных в форме единственного числа и в форме множественного числа. Различение именительного и винительного падежей имён существительных. Разбор существительного как части речи (морфологический разбор). Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Систематизация, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся. Работа с предложением Контрольные и проверочные работы (2 ч) Понятие об имени прилагательном (4 ч) Лексико­грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное (18 ч) 17 Словосочетание прилагательного с существительным. Связь слов в словосочетании прилагательного с существительным. Морфемный состав имени прилагательного. Суффиксы прилагательных: ­к, ­н, ­енн, ­еньк. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся. Эмоциональная окраска имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. Работа с текстом Число и род имён прилагательных (6 ч) Основные грамматические признаки имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам и родам. Родовые окончания прилагательных. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение,  уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Работа с предложением, текстом. Словарные слова: магазин, февраль Изменение прилагательных по вопросам (6 ч) Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные мужского, среднего и женского рода с мягкой и твёрдой основами. Склонение имён  прилагательных мужского, среднего и женского рода с мягкой и твёрдой основами. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного в словосочетании с существительным.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом Контрольные и проверочные работы (2 ч) Основные грамматические признаки личного местоимения Личные местоимения 1, 2, 3­го лица. Личные местоимения единственного числа: я, ты, он, она, оно. Личные местоимения множественного числа: мы, вы, они Личные местоимения (Рассматривается в связи с изучением темы «Глагол») Понятие о глаголе (3 ч) Лексико­грамматические признаки глагола. Глаголы, называющие действие предмета. Глаголы, называющие состояние предмета. Глаголы,  называющие изменение признака предмета. Неопределённая форма глагола. Глагол (22 ч) 18 Вопросы что делать? что сделать? Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Номинативная и  коммуникативная функции слова. Обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся. Синонимы. Интонационное выделение главного для смысла слова в предложении. Работа с текстом. Словарные слова: обед, пшеница Число глаголов (4 ч) Основные грамматические признаки глагола. Глаголы в форме единственного и множественного числа. Изменение глаголов по числам. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарное слово: кровать Время глаголов (4 ч) Основные грамматические признаки глагола. Настоящее время. Будущее время. Прошедшее время. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение, уточнение и активизация словарного  состава речи учащихся. Работа с текстом Лицо глаголов (5 ч) Основные грамматические признаки глагола. Глаголы 1, 2 и 3­го лица единственного и множественного числа. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Ведение диалога по теме урока. Обогащение, уточнение и активизация словарного и синтаксического строя речи учащихся. Работа с предложением, текстом Окончания глаголов (4 ч) Понятие о личных окончаниях глаголов. Личные окончания глаголов в форме единственного числа. Личные окончания глаголов в форме множественного числа. Род глаголов в форме прошедшего времени. Окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского и среднего рода  единственного числа. Окончание глаголов в форме прошедшего времени множественного числа. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений  за фактами языка. Работа с предложением 19 Употребление глаголов в речи (в течение всей темы) Контрольные и проверочные работы (2 ч) Словарные слова: песок, молоток Наши проекты (в течение года) ПОВТОРЕНИЕ (10 ч) 20 Используется учебно­методический комплект: Изучение предмета «Русский язык» осуществляется по программе УМК «Школа России» под редакцией А. А. Плешекова. 1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы  «Школа России» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой 1­4 классы.– М.: Просвещение,  2014 г. 2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. ­ М.: Просвещение, 2012­ 2017 г. 3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Дидактический материал: Пособие для учащихся 3 класса. ­ М.: Просвещение,        2012­ 2017 г. 4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс. ­ М.: Просвещение, 2012­ 2017 г. 5. Бондаренко А.А. Рабочий словарик. 3 класс. ­ М.: Просвещение, 2012­ 2017 г. 6. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Пишу правильно: Орфографический словарь. ­ М.: Просвещение, 2012­ 2017 г. 7. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Проверочные работы: Пособие для учащихся 3 класса. ­ М.: Просвещение, 2012­ 2017 г. 8. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 3 класс: типовые текстовые задания. ­ М.: Экзамен, 2012­ 2017 г. Учебно­методическое обеспечение: 1.  Зеленина Л. М. «Русский язык в начальной школе: 3 класс: книга для учителя»/ режим доступа: http://www.prosv.ru/Attachment.aspx? Id=7001 2. Зеленина Л. М. «Русский язык: поурочные разработки: 3 класс/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, Е. А. Литвинова. ­ режим доступа:  http   ://   www   .  school    ­  russia    /   prosv    .  ru   /  inlo   .  aspx    ?  ob   _  no   =16946/ Наглядные пособия: 1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. ­ М.: Просвещение, 2012­ 2017 г. Материально­технические средства: Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 21 Планируемые результаты освоения  основной образовательной программы начального общего образования  по курсу «Русский язык» 3 класс  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой средствами  УМК «Школа России» (3 класс) Приложение 1  (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы  «Школа России» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой 1­4  классы.– М.: Просвещение,  2014 г., с. 295­ 301) Планируемые результаты изучения курса разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими  учителю разрабатывать свою рабочую  программу.      Вспомогательный и ориентировочный характер  представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными  возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально­техническими и другими условиями образовательной организации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМА ЯЗЫКА  ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА Учащиеся научатся: • анализировать звучащее слово: выделять гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, звонкие и глухие согласные, парные и непарные по звонкости­ глухости согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, только твёрдые и только мягкие согласные звуки; сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков, произношение и обозначение на письме парных  согласных в конце и в середине слова перед другими согласными; • использовать на практике знание алфавита (работа с разными видами словарей); • орфоэпически правильно произносить слова, соблюдать нормы современного русского литературного языка Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): • объяснять (понимать) смыслоразличительную роль ударения в слове ЛЕКСИКА 22 Учащиеся научатся: • объяснять значение слов через подбор синонимов и антонимов, через контекст, с помощью толкового словаря; • употреблять в речевой практике (в устной и письменной речи) синонимы и антонимы; • использовать слова в прямом и переносном значении для составления текстов­повествований, описаний, сочинения сказок  Учащиеся учатся (получат возможность научиться): • употреблять в собственных высказываниях, самостоятельно составленных текстах устойчивые словосочетания (добрый молодец, красна  девица) и фразеологизмы (спустя рукава, со всех ног и т. д.); • различать лексические особенности пословиц, поговорок, загадок; • понимать смысловые и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками,  суффиксами) МОРФОЛОГИЯ, СЛОВО Учащиеся научатся: Имя существительное: • • • • • • характеризовать имена существительные по их лексико­грамматическим признакам; находить имена существительные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; определять число и род существительных; изменять существительные по числам; различать мягкий знак — показатель мягкости (пень, тень) и мягкий знак — показатель рода имени существительного с основами на ж, ч, ш, щ; грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на ж, ч, ш, щ; разбирать имена существительные по составу     характеризовать имена прилагательные по их лексико­грамматическим признакам; находить имена прилагательные (в И. п. и в форме косвенных падежей) в тексте; определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти прилагательные составляют сочетание, и по  • • Имя прилагательное: • • • родовым окончаниям прилагательных; объяснять, почему окончания прилагательных называются родовыми; изменять имена прилагательные по числам; изменять имена прилагательные в форме единственного числа по родам; устанавливать, признаки какого существительного называют имена прилагательные; разбирать имена прилагательные по составу • • • • • Глагол: 23 • • • • Предлог. • • характеризовать глаголы по лексико­грамматическим признакам; находить глаголы среди других частей речи в предложении, в тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: что делать? — стучать, что? — стук; различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать? находить предлоги в предложении (тексте), в словосочетании, состоящем из существительного с предлогом и прилагательного; устанавливать связь предлога с существительным изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные); определять падеж имени существительного по падежным вопросам;  Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): Имя существительное: • • • производить морфологический разбор имени существительного Имя прилагательное: • изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные); • проверять правописание падежных окончаний прилагательных по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных); • производить морфологический разбор имени прилагательного. Глагол: • устанавливать (называть) начальную форму глагола; • разбирать глаголы по составу в неопределённой форме (гулять) и глаголы в прошедшем времени (осветило); • определять форму числа, лица и времени глагола; • изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слово); • узнавать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени Учащиеся научатся: ПРЕДЛОЖЕНИЕ • отличать предложение от словосочетания; • находить словосочетания в предложениях; • устанавливать связь слов в словосочетании и в предложении при помощи вопросов; • различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание; • различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды) и находить их в предложении; • различать распространённые и нераспространённые предложения; • слышать и выделять в тексте предложения с перечислением; • выделять в предложении слова, на которые падает (может падать) логическое ударение; 24 • устанавливать зависимость изменения содержания предложения (его главную мысль) от места логического ударения; • использовать термины «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое» Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): • проводить синтаксический разбор простого двусоставного предложения в соответствии с содержанием программы 3 класса; • использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений: выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме; различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и  выразительности; • конструировать предложение, используя различные части речи как члены предложения; • расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением Учащиеся научатся: МОРФЕМИКА (СОСТАВ СЛОВА) • характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»); • разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в  корне слова (свет — свеча, день — дня), • различать родственные (однокоренные) слова и разные формы одного и того же слова; • объяснять различие основы однокоренных слов и разных форм одного и того же слова; • подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки; • объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе  однокоренных слов: двора, дворика, дворника, • различать:  однокоренные слова и слова, близкие по значению; слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково (вода — водитель), приставку и предлог; • понимать назначение сложных слов в языке и разбирать их по составу Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): • использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении  орфографических задач: определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе); применять соответствующие правила и обсуждать (в группе, в паре) целесообразные способы проверки правописания орфограмм: безударных гласных и парных согласных в корне слова; приставок по­, под­, от­, про­, до­, на­, за­, над­, с­; суффиксов ­ик, ­ек  непроизносимых согласных в корне слова; двойных согласных; разделительных твёрдого и мягкого знаков; 25 • понимать, как возникает значение сложного слова при сложении разных основ (сталь, варить — сталевар) РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные,  побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой  ситуацией; • использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и  Учащиеся научатся: • нераспространённые; • использовать в устной речи логическое ударение; • соблюдать интонацию перечисления; • подбирать группы слов — синонимов, антонимов и активно включать их в речь; • различать прямое и переносное значения слов, осознанно выбирать и использовать их в устной и письменной речи в соответствии с речевой  ситуацией и стилистическими особенностями высказывания (текста); • употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных и имён прилагательных Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): • активно употреблять в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложения, различные по составу  (распространённые и нераспространённые), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); • преобразовывать эмоциональную окрашенность слов, используя приставки и суффиксы (кот — котище, хороший — прехороший и т. д.); • подготавливать ключевые слова (лексический состав) для составления текста на определённую тему; • строить монологические высказывания на основе наблюдений за фактами языка; • составлять текст­описание, текст­повествование; • редактировать текст; • озаглавливать текст, делить его на части, определять последовательность частей текста, составлять план данного текста; • писать подробное или выборочное изложение по коллективно составленному или данному плану Учащиеся научатся: • применять на практике плавила правописания изученных орфограмм: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ слов с согласными орфограммами в корне слов: употребление двойных согласных (ранний, рассвет); разделительного мягкого знака (ь);  разделительного твёрдого знака (б); непроизносимых согласных; суффиксов ­ик, ­ек гласных и согласных в приставках по­, под­, от­, про­, до­, об­, за­, на­, над­, с­; приставки и предлога; сложных слов; не с глаголами; правописание слов с непроверяемыми орфограммами, в том числе с удвоенными согласными, указанными в программе; • писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами; 26 • использовать правила правописания мягкого знака (ь) как показателя рода существительных с основой на ж, ш, и, щ Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): • проверять правописание безударных гласных и парных согласных однокоренными словами с чередующимися согласными в корне слова; • проверять падежные окончания прилагательных по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных); • расставлять знаки препинания в предложениях с перечислением ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащихся будут сформированы: • понимание: язык — главное средство общения, средство выражения и познания себя, средство познания (узнавания) окружающего мира; • осознание своей этнической и национальной принадлежности; • чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, интонационного и лексического богатства русского языка,  положительное отношение к его изучению (положительная мотивация учения); • представление о многообразии языкового и культурного пространства России; • уважительное отношение к истории и культуре других народов, к иному мнению; • осознание того, что значит успешность в обучении; • сопереживание чувствам успеха, радости, огорчения одноклассников, готовность участвовать в осуществлении творческих планов других Учащиеся имеют возможность для формирования: • осознания себя как гражданина России; • представления о многообразии и единстве языкового и культурного пространства России; • представления о русском языке как средстве межнационального общения; • понимания значимости нравственных и моральных норм поведения и соблюдения их в повседневной жизни МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся научатся: • строить обобщение (синтез) по результатам анализа существенных признаков изучаемого языкового объекта (факта): что называет  существительное, на какие вопросы отвечает, как изменяется, общая характеристика существительного как части речи; • совместно с учителем планировать учебные действия при решении поставленной учебной задачи; • анализировать смысл учебной задачи; • давать себе прогностическую оценку готовности к её выполнению (что я знаю и что необходимо знать, чтобы успешно выполнить  поставленную учебную задачу); • устанавливать источники, по которым можно пополнять недостающие знания; • отбирать соответствующие средства достижения поставленной цели; • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль (процессуальный и итоговый) за результатами выполнения учебной работы и вносить  необходимые уточнения в действия по её выполнению; 27 • фиксировать результаты наблюдений и изучения фактов языка в виде таблиц, схем, моделей; • совместно с учителем и самостоятельно делать выводы по результатам наблюдений, сравнений, анализа и корректировать их в  соответствии с выводами, данными в учебнике; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и действовать в соответствии с принятой ролью; • слушать собеседника и вести диалог; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, учитывать другое мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, группе; • осуществлять взаимный контроль результатов совместной деятельности; • активно использовать представленные в учебнике аналитические планы и речевые средства для решения коммуникативных и  познавательных задач; • понимать планы рассуждения о фактах языка, смысл их логических частей Учащиеся учатся (имеют возможность научиться): • самостоятельно воспроизводить варианты способов решения учебной задачи и выбирать оптимальный; • адекватно оценивать правильность действий при решении учебной задачи и корректировать свои действия для достижения положительного результата; • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам; • устанавливать аналогии и причинно­следственные связи; • строить планы рассуждения о наблюдаемых фактах языка; • использовать различные способы поиска информации в справочных источниках (учебниках, других учебных пособиях, словарях) в  соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; • использовать знаково­символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем  решения учебных и практических задач; • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 28

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"

Рабочая программа "Русский язык. 3 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018