Рабочая программа учебного предмета русский язык для 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- примерной программы по русскому языку основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
в 9 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета русский язык для 9 класса
составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего
образования;
примерной программы по русскому языку основного общего
образования;
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством
образования Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях;
с учётом требований к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержанием учебных предметов компонента
государственного стандарта общего образования;
авторского тематического планирования учебного материала.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки
школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем
образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов
по разделам курса.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за
учебный год.
Программа выполняет две основные функции:
Информационнометодическая функция позволяет всем участникам
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета.
Организационнопланирующая функция предусматривает выделение
этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому
языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству
общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных
умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных
1нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия
сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе
языковой и лингвистической
формирования коммуникативной,
(языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания,
умения и навыки,
необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в
соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в
коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это
знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами
и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки,
необходимые для усвоения национальнокультурной специфики русского
языка, овладения русским речевым этикетом.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения программы по русскому
(родному) языку являются:
роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
общения;
языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и
ситуация речевого общения;
признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых
частей текста;
стили речи, их признаки и жанры;
функциональносмысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные
в 58 классах; нормы речевого этикета.
Метапредметными результатами освоения программы по
русскому (родному) языку являются:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально
деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой
2тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного
сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты различных стилей и жанров;
владеть различными видами монолога и диалога;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые
ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметными результатами освоения программы по русскому
(родному) языку являются:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека
и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социальнокультурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка (1 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые
контакты русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный
3язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди
языков мира.
Повторение изученного в 58 классах (9 ч)
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский
литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского
языка. Речь и её виды. Синтаксис простого предложения, синтаксис простого
осложненного предложения.
Умение составлять план учебной статьи, анализировать речевое
высказывание с точки зрения его соотнесенности со стилем.
Анализ текста. Устное монологическое высказывание.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (4 ч)
Сложносочиненное предложение (9 ч)
Сложносочиненное предложение и его особенности.
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными,
противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания
между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений,
их
текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.
Сочинениеминиатюра, сжатое изложение, устное описание картины.
Сложноподчиненные предложения (22 ч)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и
придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи
придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном
предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным
предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки
препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений,
их
текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и
простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические
синонимы.
Изложение с элементами сочинения.
Бессоюзные сложные предложения (11 ч)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые
взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
4Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их
текстообразующая роль.
Умение передавать с помощью интонации раз личные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными
предложениями.
Сочинение по картине, устное описание картины.
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч)
Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с
различными видами связи.
Публичная речь.
Повторение и систематизация изученного в 59 классах по фонетике,
морфемике и
лексике,
словообразованию, орфографии и пунктуации (6 ч)
грамматике,
графике,
фразеологии,
Систематизация сведений о разделах наук о языке, о признаках текста,
теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста,
о стилях речи и типах речи.
Сжатое изложение, сочинениерассуждение на основе текста.
Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Содержание раздела
Количество
часов
В том числе:
Развитие речи
Введение
Повторение изученного в 58 классах
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными
видами связи
Повторение и систематизация изученного в
59 классах
Итого
1
9
4
9
22
11
6
6
68
1
2
2
3
2
3
1
2
16
5Календарнотематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем Количество
часов
Домашнее задание
Дата проведения
1
1
2
3
4
2
Введение
Р.Р.
Международное значение
русского языка
Повторение изученного в 58
классах
Р.Р.
Устная и письменная речь.
Монолог, диалог
Р.Р.
Стили языка
Простое предложение и его
грамматическая основа
5,6
Предложение с обособленными
членами
7
8
Входной контрольный
диктант
Анализ контрольного
изложения
910 Обращение, вводные слова и
вставные конструкции
11
12
Сложное
предложение
Р.Р.
Понятие о сложном
предложении.
Культура речи
Понятие о сложном
предложении.
Союзные и бессоюзные
сложные предложения
3
1
1
9
1
1
1
2
1
1
2
4
1
1
план
5
I четверть
4
Упр.2
§1,2.
Упр.9
§3.
Упр.27
§4.
Упр.31
§5.
Упр.34,36
§6.
Упр.38,39
§7.
Упр.44
§8.
Упр.51
613
14
15
16
17
18
19
20
Р.Р.
Сочинение по картине
Т.Назаренко «Церковь
Вознесения на улице
Неждановой в Москве»
Разделительные и
выделительные знаки
препинания между частями
сложного предложения.
Интонация сложного
предложения
Сложносочиненные
предложения
Понятие о сложносочинённом
предложении.
Смысловые отношения в
сложносочинённых
предложениях
Сложносочинённые
предложения с соеди
нительными союзами
Сложносочинённые
предложения с разде
лительными союзами
Сложносочинённые
предложения с проти
вительными союзами
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложносочинённого
предложения
Р.Р.
Разделительные знаки
препинания между частями
сложносочиненного
предложения. Устное описание
картины В.Г.Цыплакова «Мороз
и солнце»
21
Тестирование
22, 23 Р.Р.
Сжатое изложение по тексту
«Лунная соната»
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
2
Упр.52
§910.
Упр.54
§1112.
Упр.62
§13.
Упр.63
§14.
Упр.65
§15.
Упр.66
II четверть
§17.
Подготовиться к тесту
§16.
Упр.74
724
25
26
27
28
29
30
31
32
Сложноподчиненные
предложения
Понятие о сложноподчинённом
предложении
Место придаточного
предложения по отношению к
главному.
Знаки препинания в
сложноподчинённом
предложении
Союзы и союзные слова в
сложноподчинённом
предложении
Роль указательных слов в
сложноподчинённом
предложении
Подготовка к полугодовому
контрольному диктанту
Итоговый контрольный
диктант (за I полугодие)
Работа над ошибками.
Анализ текста упр.106
Основные группы
сложноподчиненных
предложений
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
определительными
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
изъяснительными
22
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
§18.
Упр.84
§19.
Упр.88
§20.
Упр.96
§21.
Упр.105
Повторить
§121
Закончить работу по 106
упражнению
§22.
Упр.107
§23.
Упр.117
III четверть
833, 34 Сложноподчиненные
предложения с придаточными
обстоятельственными.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными
места, времени
35, 36 Сложноподчиненные
предложения с придаточными
причины, условия, уступки,
цели, следствия
37, 38 Сложноподчиненные
предложения с придаточными
образа действия, меры, степени
и сравнительными
39, 40 Р.Р.
Изложение с элементами
сочинения на морально
эстетическую тему «Подвиг
Тани Бибиной»
41,
42
43
44
45
46
Сложноподчиненные
предложения с несколькими
придаточными; знаки
препинания в них
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложноподчиненного
предложения.
Подготовка к диктанту
Контрольный диктант
Анализ контрольного
диктанта. Тестирование
Бессоюзные сложные
предложения
Понятие о бессоюзном
предложении.
Интонация в бессоюзных
предложениях
2
2
2
2
2
1
1
1
11
1
§2425.
Упр.124,126
§26.
Упр.132,141
§27.
Упр.158,162
§28.
Упр.169,172
§29.
Упр.176
§3132.
Упр.190
947
Бессоюзные сложные
предложения со значением
перечисления. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном
предложении
48, 49 Бессоюзные сложные
предложения со значением
причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в
бессоюзном сложном
предложении
50, 51 Бессоюзные сложные
предложения со значением
противопоставления, времени,
условия и следствия. Тире в
бессоюзном сложном
предложении
52
53
54
Синтаксический и
пунктуационный разбор
бессоюзного сложного
предложения.
Устное описание картины
Н.М.Ромадина «Село
Хмелёвка»
Повторение изученного о
бессоюзном сложном
предложении
Тестирование
55, 56 Р.Р.
Сочинение по картине
И.Н.Крамского «Неизвестная»
Сложные предложения с
различными видами связи
57
58
Употребление союзной
(сочинительной и
подчинительной) и бессоюзной
связи в сложных предложениях
Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи
1
2
2
1
§33.
Упр.191
§34.
Упр.196,197
§35.
Упр.199,200
§36.
Упр.202
IV четверть
1
Упр.205, подготовиться к
тесту
1
2
6
1
1
§37.
Упр.212
§38.
Упр.216
1059
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложного предложения с
различными видами связи
Итоговый контрольный
диктант
Анализ контрольного диктанта
Р.Р.
Публичная речь
Повторение и систематизация
изученного в 59 классах
Фонетика и графика.
Лексика и фразеология
Морфемика и словообразование
Р.Р.
Сжатое изложение.
Подготовка к экзамену (часть 1)
Морфология.
Синтаксис. Пунктуация
Тестирование.
Подготовка к экзамену (часть 2)
Р.Р.
Сочинениерассуждение на
основе текста. Подготовка к
экзамену (часть 3)
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
§39.
Упр.218
§40.
Упр.220
§4142.
Упр.232
§4344.
Упр.241
Упр.245
§4547.
Упр.254
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата
Содержание
Причина
Подпись
11