РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
ОБЗР +1
Взрослым
26.08.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Школа докторов Природы» авторов: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко, Москва, «ВАКО», 2013 г., в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся образовательного учреждения и программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Школа докторов природы.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9  с углубленным изучением отдельных предметов» города Серпухова Московской области                                                                                                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность Составитель рабочей программы  Е.М.Зябликова 1 Пояснительная записка. Рабочая   программа   по   внеурочной   деятельности   «Подвижные   игры» составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   Государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   основной образовательной   программы   начального   общего   образования,   на   основе авторской программы «Школа докторов Природы» авторов: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина,   О.Е.   Жиренко,     Москва,   «ВАКО»,   2013   г.,   в   соответствии   с концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся образовательного учреждения и программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальность  программы.  Данная   программа   определяет   содержание   и   организацию   внеурочной деятельности     и   направлена     на   формирование   у   ребёнка   позиции   признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Здоровье   человека   —   тема   достаточно   актуальная   для   всех   времен   и народов,   а   в   XXI   веке   она   становится   первостепенной.   Состояние   здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.  Современное,   быстро   развивающееся   образование,   предъявляет   высокие требования   к   обучающимся   и   их   здоровью.     Тем   самым,   обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению   здоровья,   формированию   ценностного   отношения   обучающихся   к собственному   здоровью   и   здоровью   окружающих.   При   этом   здоровье рассматривается   как   сложный,   многоуровневый   феномен,   включающий   в   себя физиологический,   Именно образовательное   учреждение   призвано   вооружить   ребенка   индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.   психологический   и   социальный   аспекты. Программа   внеурочной   деятельности   по  спортивно­оздоровительному направлению  «Школа   докторов   Природы»   направлена   на   нивелирование следующих   школьных   факторов   риска:  школьные   страхи,   большие   учебные нагрузки   и   трудности   в   усвоении   школьной   программы,     интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по   формированию   культуры   здоровья   и   здорового   образа   жизни   позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.  2 Программа   внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному направлению  «Школа докторов Природы» включает в себя    знания, установки, личностные   ориентиры   и   нормы   поведения,   обеспечивающие   сохранение   и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной   программой  по  формированию   культуры   здоровья   обучающихся, способствующая   познавательному   и   эмоциональному   развитию   ребенка, достижению   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной программы начального общего образования. Программа   внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» может рассматриваться как одна из ступеней   к   формированию   культуры   здоровья   и   неотъемлемой   частью   всего воспитательно­образовательного   процесса   в   школе.   Основная   идея   программы заключается   в   мотивации   обучающихся   на   ведение   здорового   образа   жизни,  в формировании   потребности   сохранения   физического   и   психического   здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.  Новизна  данной   рабочей  программы   заключается   в   мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения   физического   и   психического   здоровья   как   необходимого   условия социального благополучия и успешности человека. Отличительные особенности данной программы: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на  достижение личностных, метапредметных и  предметных результатов  освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 3. Методика работы с детьми строится в направлении личностно­ ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на  самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих  детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. 4. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным  особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг,  оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные  упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. 5. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и  персонажами. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из  разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной   помощи. Уроки по валеологии носят  творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы,  оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры ( «Доктора природы»,  «Вопросы­ответы»), комплекс упражнений и др. Беседы включают вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения  3 индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с  факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной  беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. 6. Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения  для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача  оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки,  необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук,  для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и  равновесия и т.д.  Программа   внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительному направлению   «Школа   докторов   Природы»   носит   комплексный   характер,   что отражено   в   межпредметных   связях   с   такими   учебными   дисциплинами   как:  литературное   чтение,   технология,  изобразительное искусство, физическая культура.   окружающий   мир,   русский   язык, Подобная   связь   содержания   программы   внеурочной   деятельности   с учебной   деятельностью   обеспечивает   единство   учебной   и   внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной,   психологической   и   соматической   составляющей   здоровье   и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья. Цели курса:  формировать   установки   на   ведение   здорового   образа   жизни   и коммуникативные   навыки,   такие   как,   умение   сотрудничать,   нести ответственность за принятые решения;  развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;  обучать   способам   и   приемам   сохранения   и   укрепления   собственного здоровья. Задачи курса:  сформировать   у   детей   необходимые   знания,   умения   и   навыки   по здоровому образу жизни;  формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;  обеспечить физическое и психическое саморазвитие;  научить использовать полученные знания в повседневной жизни;  добиться   потребности   выполнения   элементарных   правил здоровьесбережения. 4 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1­ 4 классов от 6,5  до 11 лет. Место курса в учебном плане. Данная программа содержит систему занятий с детьми младшего школьного возраста. На изучение курса отводится 1 час в неделю. 1­й год обучения  1час в неделю,  33 часа 2­й год обучения  1 час в неделю, 35 часов  3­й год обучения  1час в неделю,  35часов 4­й год обучения  1час в неделю,  35 часов Занятия   проводятся   во   второй   половине   дня   в   рамках   внеурочной деятельности. Формы  занятий.  по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная;  по месту проведения: школьная  (в классе, в библиотеке, в столовой, в  медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа,  экскурсии). Здоровьесберегающая   организация   образовательного   процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника. Предполагается  обучение на двух основных уровнях: первый ­ информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей   здорового   образа   жизни;   второй   —   поведенческий, позволяющий   закрепить   социально   одобряемые   модели   поведения.   В   занятия включены   задания:   игровые   ситуации;   оздоровительные   минутки;   советы   для учащихся.   Параллельно   ведётся   работа   в   тетрадях   «Основы   здоровья» Н.В.Диптан.  Для реализации программы предлагаются следующие методы:  наглядный, словесный, практический.   Наглядный   метод:  просмотр   фильмов,   слайдов,   презентаций;   экскурсии; наблюдения; целевые прогулки.  Словесный   метод:   чтение   стихотворений;   беседы   с   элементами   диалога, обобщающих   рассказов;   ответы   на   вопросы   педагога,   детей;   сообщение дополнительного материала;  рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования   сказок;   разбор   житейских   ситуаций;   проведение   викторин, конкурсов, тематических вечеров.  5 Практический   метод:  проведение   игр   (   дидактические,   подвижные, малоподвижные,   инсценировки   и   др.);   постановка   праздничных   концертов, конкурсов,   викторин;   проведение   экскурсии   различной   направленности; организация вечеров с родителями, для родителей. Планируемые  результаты. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой   мотивации   на   соблюдение   норм   и   правил   здорового   образа   жизни, культуры здоровья   у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:  личностными результатами программы внеурочной деятельности по здоровому образу жизни  является формирование следующих умений:  установка на здоровый образ жизни;  определять   и   высказывать   под   руководством   учителя   самые   простые   и общие для всех людей правила поведения  при сотрудничестве (этические нормы);  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на   общие   для   всех   простые   правила   поведения,   делать   выбор,   при поддержке других участников группы и педагога. метапредметными   результатами  программы   внеурочной   деятельности   по здоровому образу жизни «Школа докторов Природы» ­ является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий при выполнении простейших упражнений   для укрепления здоровья;  учить   высказывать   своё   предположение     (версию)   на   основе   работы   с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;  осознавать   ценность   собственного   здоровья   и   необходимость   его сохранения;  овладеть навыками самостоятельной организации безопасной деятельности;  уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, группы. Познавательные УУД:  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;  перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате совместной работы всего класса, группы; 6  преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять рассказы   на   основе   простейших   моделей   (предметных,   рисунков, схематических рисунков, схем);  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Коммуникативные УУД:  выполнять правила общения с людьми;  жить с друзьями в мире и согласии;  выполнять свои обязанности в семье; заботиться о здоровье своей семьи;  применять   советы   докторов   Природы   в   жизни;   применять   правила поведения в разных жизненных ситуациях;  умение донести свою позицию до других;  слушать и понимать речь других;  средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);  учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,   исполнителя, критика), советы;  средством   формирования   этих   действий   служит   организация   работы   в парах и малых группах.      Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:  осознание   обучающимися   необходимости   заботы   о   своём   здоровье   и выработки форм поведения,   которые помогут избежать опасности   для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;  социальная   адаптация   детей,   расширение   сферы   общения,   приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.        Первостепенным   результатом  реализации   программы   внеурочной деятельности   будет   сознательное   отношение   обучающихся   к   собственному здоровью во всём его проявлениях.       Предполагаемый результат: 1.   Результатом   практической   деятельности   по   программе   «Школа   докторов Природы» можно считать следующее:  высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;  повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса. 2. Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.      Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:  осознание   обучающимися   необходимости   заботы   о   своём   здоровье   и выработки форм поведения,   которые помогут избежать опасности   для 7 жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно – оздоровительные мероприятия;  социальная   адаптация   детей,   расширение   сферы   общения,   приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.  К концу 1 года обучения   Должны знать:   как правильно надо мыть руки и лицо,   как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами, руками и ногами, знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться, о пользе сна и о правилах поведения   в   школе   и   дома,   о   вреде   курения   и   о   пользе   физических укрепления   мышц,   выполнять   закаливающие   процедуры,   соблюдать правила   безопасного   поведения   на   воде,   играть   в   подвижные   игры   на воздухе.  Должны уметь:  правильно мыть руки и лицо,  делать гимнастику для глаз, содержать   в   чистоте   и   защищать   уши,   зубы,   руки,   ноги   и   кожу   от повреждений,   выбирать   полезную   для   здоровья   пищу   и   тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11­11,5 часов, ложась в 20­21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для   :  наблюдение за внешним видом и поведением детей по Способ проверки   приходу   в   школу,   во   время   перемен,   при   посещении   ими   столовой,   на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы   навыков   ЗОЖ,   отчёты   детей­санитаров,   физоргов,   командиров   о выполнении учащимися валеологических  правил, опрос на занятиях после пройденной темы.   К концу 2 года обучения   Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм   помогает   себе   сам,   понимать   значение   выражения   «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного   поведения   на  воде;   правила   обращения   с  огнём;  знать,  чем опасен электрический ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, 8 ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века.   Должны   уметь:   заботиться   о   своём   здоровье,   составлять   и   выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время   болезни,   своевременно   делать   прививки,   следить   за   содержанием домашней   аптечки,   оказать   себе   первую   помощь   при   лекарственных   и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического   тока;   оказать   первую   помощь   при   порезах,   ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую   помощь,   если   укусила   собака;   помочь   себе   при   отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах   и   обморожении;   оказать   первую   помощь   при   травмах;   оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.  Способ   проверки  :  наблюдение   непосредственное   и   целенаправленное   за   поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время   экскурсий,     походов,   беседы   с   детьми   и   их   родителями   о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос   на   занятиях   после   пройденной   темы,   тестирование   в   конце   года «Оцени себя сам».  К концу 3 года обучения   Должны   знать:   как   воспитывать   уверенность   и   бесстрашие;   что   значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к   наказаниями;   как   нужно   одеваться;   как   вести   себя   с   незнакомыми людьми; как вести себя, когда что­то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хо­ чется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.    Должны   уметь:   общаться   без   напряжения   и   страха;     думать   о   своих поступках;   избегать   при   общении   лжи;   стараться   понимать   своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться   от   вредных   привычек;   уметь   принимать   и   дарить   подарки; оценивать  свои  поступки, за  которые получили наказание; одеваться  по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли;   уметь   сервировать   стол;   соблюдать   гостевой   этикет;   соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь 9 разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.  Способ   проверки:    наблюдение   непосредственное   и   целенаправленное   за   поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время   экскурсий,     походов;   беседы   с   детьми   и   их   родителями   о соблюдении   вне   школы   навыков   здорового   образа   жизни;   создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года:   театрализованное   действие   «Огонёк   здоровья»,   «Путешествие   в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок – соревнование «Культура здорового образа жизни».  К концу 4 года обучения   Должны знать:  что такое здоровье, что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе  здоровье; должны знать, что принимая решение,  каждый несёт  ответственность   за себя  и окружающих; почему дышать   табачным   дымом   опасно   для   здоровья;   почему   некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.   Должны уметь: понимать, какое   чувство провоцирует на тот или иной поступок   (злость,   зависть,   гнев,   радость);   стараться   избегать   стрессов; уметь   находить   причину   и   последствия   событий,   уметь   выбирать правильное   для   своего   здоровья   поведение;   отвечать   за   своё   решение; уметь противостоять, если кто­то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием;   уметь   сказать   нет,   если   кто­нибудь   будет   предлагать попробовать   алкоголь   или   наркотики;   уметь   оказывать   помощь   своим одноклассникам, поддерживать и помогать членам своей семьи. Способ   проверки  :  наблюдение   непосредственное   и   целенаправленное   за   поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время   экскурсий,     походов;   беседы   с   детьми   и   их   родителями   о соблюдении   вне   школы   навыков   здорового   образа   жизни;   создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года   проведение   нестандартных   уроков   и   праздников   на   повторение изученного за всю начальную школу: театрализованное действие «Дружба», спортивный праздник «День здоровья», сюжетно­ролевые игры  «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу»,  игры­путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не 10 будем плохо», урок – КВН «Наше здоровье», праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы». Формы подведения итогов реализации программы:  ­  спортивные праздники;  ­  сюжетно­ролевые игры; ­  игры­путешествия; ­ урок – КВН «Наше здоровье», ­ праздники: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», «Будьте здоровы» т.д. ­ участие детей в тематических неделях; в творческих конкурсах. . Содержание программы. 1 год обучения      Советы доктора Воды.      Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.  Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная  минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».  Друзья Вода и мыло.      Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов.  Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.  Глаза – главные помощники человека.     Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для  глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.  Чтобы уши слышали.      Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка.  Правил сохранения слуха.  Почему болят зубы.     Игра «Угадай­ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором  Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.  Чтобы зубы были здоровыми.      Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный  сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая  работа. Разучивание стихотворение. Тест.  Как сохранить улыбку красивой? 11 Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором  Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как  сохранить зубы». Творческая работа.  «Рабочие инструменты» человека.    Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная  минутка. Игра­соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать».  Практическая работа.  Зачем человеку кожа.     Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов.  Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за  кожей.  Надёжная защита организма.     Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.  Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование  схемы. Тест.  Если кожа повреждена.      Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя».  Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как  оказать первую помощь?»  Питание – необходимое условие для жизни человека.      Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая  Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы  пищеварения». Игра «Продолжи сказку».  Здоровая пища для всей семьи.      Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка».  Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.  Сон – лучшее лекарство.      Игры «Можно ­ нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене  сна «Плохо – хорошо».  Как настроение?      Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука  волшебных слов. Тест. 12 Я пришёл из школы.      Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь»,  Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра  «Закончи рассказ».  Я – ученик.      Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты  правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и  работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе»,  «В столовой».  Вредные привычки.      Беседа «Это красивый человек». Игра «Да ­ нет». Оздоровительная минутка  «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно  запомнить! Практическая работа в парах.  Скелет – наша опора.       Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка  «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.  Осанка – стройная спина!       Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная  минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки.  Практические упражнения. Зимой и летом дружим  с игрой  и бегом.      Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».  Если хочешь быть здоров.       Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка.  Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый  человек – это…»   Воздух  и  его охрана     Беседа: «Как мы дышим», «Почему воздух надо охранять»   Правила безопасности на воде.     Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по  таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.  Народные  игры. 13 Разучивание русских игр: «Городки», «Ловишка в кругу», «Гонка мяча по  улице», татарская народная  игра  «Перехватчики»  Подвижные игры.        Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в  воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три­беги!»  Обобщающие занятия «Праздник  здоровья».Встреча с докторами здоровья.  Игра­рассуждение «Здоровый человек­это…», Оздоровительная минутка. Игра  «Хорошо­плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ  ситуаций. Подвижные игры  Календарно­тематическое планирование. 1 класс № 1 1.1 1.2 2 2.1 3 3.1 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 8 8.1 9. 9.1 10 Тема Дружи с водой Советы доктора Воды. Друзья Вода  и мыло. Забота о глазах Глаза – главные помощники человека. Уход за ушами Чтобы уши слышали. Уход за зубами Почему болят зубы Чтобы зубы были здоровыми Как сохранить улыбку красивой. Уход за руками и ногами «Рабочие инструменты» человека Забота о коже Зачем человеку кожа Надежная защита организма Если кожа повреждена Как следует питаться Питание – необходимое условие для жизни человека Здоровая пища для всей семьи Как сделать сон полезным Сон – лучшее лекарство. Настроение в школе Как настроение? Настроение после школы 14 К­во Часов 2 По  Плану Факт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 3 2 1 1 1 Мышцы, кости и суставы Поведение в школе Вредные привычки 10.1 Я пришел из школы 11 11.1 Я ­ ученик 11.2 Я – ученик 12 12.1 Вредные привычки 12.2 Вредные привычки 13 13.1 Скелет – наша опора 13.2 Осанка – стройная спина. 13.3 14 Как закаляться. Обтирание и обливание. 14.1 Если хочешь быть здоров 14.2 Воздух и его охрана. 15 15.1 Правила безопасности на воде 16 Зимой и летом дружим с игрой и бегом. Как правильно вести себя на воде. 2 2 3 2 1 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2  Школьник и компьютер. Здоровье школьника и здоровье компьютера. Дыхательная гимнастика. Народные игры Русская игра «Городки». Русская игра  «Ловишка в кругу». Русская игра «Гонка мяча по улице».  Татарская народная игра «Перехватчики» Подвижные игры  Подвижные игры Обобщение. Праздник Здоровья. 16.1 16.2 17 17.1 17.2 18 18.1 18.2­ 3 Содержание программы. 2 год обучения     Почему мы болеем      Рассмотреть признаки болезни, причины болезней. 15 Показать, что режим дня – это тоже защита от болезней. Составить памятку «Как правильно готовить уроки».  Кто и как предохраняет нас от болезней     Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше».  Рекомендации «Как помочь больному».  Тест «Твое здоровье». Кто  нас  лечит.     Познакомиться с врачами, лечащих детей. Прививки  от  болезней    Знакомство : что такое прививка? Зачем надо делать прививки? Просмотр  мультфильма «Как бегемот боялся прививок» Что нужно знать о лекарствах    Дать понятие «Лекарства». Познакомиться с домашней аптечкой, ее  содержанием. Дать понятие об аллергии. Игра «Кто больше знает?»  Игра «Собери аптечку» Как избежать отравлений.     Научить правильно выбирать продукты питания. Рассказать про оказание  первой помощи при отравлении лекарствами, бытовой химией, продуктами.  Практическая работа «Посчитай свой пульс». Игра «Кто лучше знает?» Весёлые тесты. Безопасность при любой погоде.      Показать значение солнечного света для здоровья человека и всего живого на  земле .Обсудить меры предосторожности и оказания первой помощи в жаркую  погоду. Уточнить представления детей о видах ненастья в природе.  Сформулировать правила поведения во время грозы. Раскраска «Во время  грозы». Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.     Создать условия для формирования правил о безопасном поведении дома, на  улице с незнакомыми людьми, в общественном транспорте, на дорогах. Уточнить представления детей об опасных предметах в доме. Закрепить знания о  дорожных знаках. Кроссворд опасные предметы».Рисунок «Встреча с  инопланетянами». Игра «Дорожный лабиринт». Правила безопасного поведения на воде. 16 Уточнить представления детей о различных состояниях воды в природе.  Подвести к формулированию правильного поведения на воде. Развить  валеологические навыки детей.  Загадки. Обсуждение стихотворения. Правила общения с огнём.    Изучить причины возникновения пожара. Развить внимание. Составить памятку  «Как вести себя при пожаре». . Загадки. Игра на внимание. Показ мультфильма. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.     Создать условия для формирования правил электрической безопасности.  Загадки про электроприборы. Беседа по теме. Опыт «Статическое  электричество».  Раскраска. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.    Беседа: «Что такое ушиб, перелом? Практическая работа: «Первая помощь при  порезе, ушибе, переломе». Как защититься от насекомых.     Укусы насекомых. Просмотр  презентации. Беседа: «Первая помощь при укусе  насекомого» Предосторожности при обращении с животными.    Разъяснить меры предосторожности при обращении с животными. Помоги себе  сам. Правила обращения с животными. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.     Беседа: Отравление ядовитыми веществами, угарным газом. Просмотр  видеофильма. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и  обморожениях     Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза. Составление  памятки. Первая помощь при травмах.      Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся и порезался.  Встреча с медработником. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. 17 Загадка. Информация. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного  отношения к зрению. Проведение опытов. Это интересно! Правила бережного  отношения к органам слуха.   Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.     Укусы змей. Оказание  первой помощи при укусах змей. (практическое  занятие) Сегодняшние заботы медицины.     Подвести итоги  проделанной работы, провести выставку рисунков, сделанных  в течение года. Наградить  самых здоровых, помочь составить индивидуальную  «программу здоровья». Повторение правил здоровья. Мое здоровье – моя  программа Календарно­тематическое планирование. 2класс № 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 3 3.1 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 8 Тема Почему мы болеем Причины болезни.   Признаки болезни.   Как здоровье? Кто и как предохраняет нас от болезней Как организм помогает себе сам.    Здоровый образ жизни Кто нас лечит Какие врачи нас лечат Прививки от болезней Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Безопасность при любой погоде Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте 18 К­во Часов 3 По  плану Факт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Правила безопасного поведения на воде Вода – наш друг. 8.1 8.2 9. 9.1 10 10.1 Чтобы огонь не причинил вреда. 11 Правила общения с огнём. Как уберечься от поражения электрическим током. 11.1 Чем опасен электрический ток 12 Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. 12.1 Травмы. 13 13.1 Укусы насекомых. 14 Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. 14.1 Что мы знаем про кошек и собак 15 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. 15.1 Отравление ядовитыми веществами. 15.2 Отравление угарным газом 16 Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях. Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. 16.1 Как помочь себе при тепловом ударе. 16.2 Как уберечься от мороза. 17 17.1 17.2 Переломы. 17.3 Если ты ушибся и порезался. 18 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос 18.1 Если в глаз, ухо, нос или горло попало  19 постороннее Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. 19.1 Укусы змей 20 20.1 20.2 Воспитай себя. Расти здоровым. Сегодняшние заботы медицины 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 3 1 1 3 20.3 Я выбираю движение. 1 Содержание программы. 3 год обучения     Чего не  надо бояться.     Рассмотреть в чём бывают причины страха. Создать условия для избавления от  страха. Дать понимание того, что испытывать постоянное чувство страха опасно  для здоровья. Игра «Давайте разберёмся».  Рисунок. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.      Уточнить представления детей о понятиях: «добро», «добрый человек».  Создать условия для формирования понятий: «взаимное уважение»,  «настойчивость», «упрямство», «отзывчивость», «скромность». На примере показать доброго человека. Почему мы говорим неправду.    Уточнить представления детей о том, что такое ложь. Как чувствует себя  человек, который говорит неправду; что чувствует человек, когда его  обманывают. Привить стремление развивать в себе такие качества, как  правдивость и честность. Беседа по теме. Пословицы и поговорки. Почему мы не слушаемся родителей.     Побудить к уважению, любви своих родителей. На примерах показать, в чём  проявляется родительская забота, для чего нужно внимательно слушать  родителей. Беседа по теме. Анализ рассказа. Портрет родителей. Надо уметь сдерживать себя.     Уточнить представление детей о понятии «каприз». Выяснить, чем отличаются  мечты от капризов. Рассказать об этикете. На примерах объяснить понятие  «сдержанность». Игра «Проверь в себя». Толкование пословиц. Не грызи ногти , не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек.(беседа) Просмотр мультфильма «Вредные привычки». Как следует относиться к подаркам.   Научить правильно подбирать слова благодарности за тот или иной подарок. Создать условия для формирования понятия «лучший подарок». Как следует относиться к наказаниям. 20 Рассмотреть на примерах поступки, за которые чаще всего наказывают. Выяснить причины этих поступков. Анализ ситуаций. Практическая работа. Как нужно одеваться.    Дать понятие о разных видах одежды. Рассказать об эстетическом вкусе. Раскрыть значение одежды для человека. Толкование пословиц. Анализ ситуации. Как вести себя с незнакомыми людьми.    Уточнить представление детей о том, что такое «ответственность».  Сформировать бережное отношение к живому. Рассказать о правилах безопасного поведения с незнакомцами на улице. Чтение стихов детьми. Анализ ситуации.   Как вести себя, когда что­то болит.     Создать условия для формирования понятия «боль». Рассказать о ее типах и  причинах и о том, как следует себя вести, если чувствуешь боль.  Кроссворд. Анализ ситуации. Игра. Как вести себя за столом.     Сервировка стола. Правила поведения за столом. Составить памятку  поведения за столом. Практическое занятие. Как вести в гостях.    Ты идёшь в гости. Анализ ситуаций.     Анализ   ситуаций.   Игра   «Изобрази   ситуацию».Работа   со   схемой.   Статья Как вести себя в общественных местах.   «Поведение Ученика».   «Нехорошие слова».  Недобрые шутки.     Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.  Ролевая игра. Что делать, если не хочется в школу.    Умей организовать свой досуг. Дискуссия. Как выбрать друзей.     Раскрыть понятия: «дружба», «жить в согласии». Познакомить с народными  мудростями о дружбе. Создать условия для формирования понятия «друг». Игра  «Продолжи предложение». Как помочь родителям. 21 Как доставить родителям радость. Чем я могу порадовать своих родителей.  Анкетирование. Как помочь беспомощным и больным.    Беседа:   Если кому – нибудь нужна твоя помощь.  Спешите делать добро.  Презентация. Повторение.      Повторение материала. Памятка с советами «Укрепление здоровья во время летних каникул» Календарно­тематическое планирование 3 класс. № 1 1.1 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 Тема Чего не  надо бояться. Как воспитывать уверенность и  бесстрашие. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать . Спеши делать добро. Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман.  «Неправда – ложь» в пословицах и  поговорках. Почему мы не слушаемся родителей. Надо ли прислушиваться к советам  родителей.  Почему дети и родители не всегда  понимают друг друга. Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы.  Как воспитать в себе сдержанность. 22 К­во Часов 1 По  Плану Факт 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 Как вести себя, когда что­то болит. Как вести себя за столом. Как нужно одеваться. Одежда. Как вести себя с незнакомыми людьми. Не грызи ногти , не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек. Как следует относиться к подаркам. Я принимаю подарок.  Я дарю подарок. Как следует относиться к наказаниям. Наказание 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 8 8.1 9 9.1 10 10.1 Ответственное поведение 11 11.1 Боль 12 12.1 Сервировка стола.  12.2 Правила поведения за столом. 13 13.1 Ты идёшь в гости 14 14.1 Как вести себя в транспорте и на улице. 14.2 Как вести себя в театре, в кино, школе. 15 15.1 Умеем ли мы вежливо общаться. 15.2 16 16.1 Помоги себе сам 17 17.1 Умей организовать свой досуг 18 18.1 Что такое дружба.  18.2 Кто может считаться настоящим другом. Как помочь родителям. 19 19.1 Как доставить родителям радость. 20 Как помочь беспомощным и больным. 20.1 Если кому – нибудь нужна твоя помощь.  20.2 Спешите делать добро. 21 21.1 Огонёк здоровья.  21.2 Путешествие в страну здоровья. 21.3 Культура здорового образа жизни. 23 Чем заняться после школы. Как выбрать друзей. «Нехорошие слова».  Недобрые шутки. . Умеем ли мы разговаривать по телефону. Что делать, если не хочется в школу. Как вести в гостях. Как вести себя в общественных местах. Повторение. 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы. 4 год обучения     Наше здоровье.     Кроссворд «Здоровье». Беседа с опорой на рисунки(эмоции, чувства, поступки, стресс)   Объяснение   понятия   «быть   здоровым».     Работа   в   группах.   (   «Что помогает   твоему   здоровью?»       Признаки   здоровья.   Слушание   и   обсуждение рассказа   М.   Богуславского   «Лекарство   от   простуды»,   стихотворение   Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться». Составление рецепта здоровья. Ребусы. Как помочь сохранить здоровье. Чтение  и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что?   Зачем?   Как?».Игра   «Почему   это   произошло?»   Работа   с   пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?».Анализ   сказки.   Оздоровительная   минутка.   Беседа   по   теме.   Игра «Комплимент». Что зависит от моего решения.       Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим».  Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением  Б. Заходера «Что красивей всего?» Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю  о себе», «Продолжите предложение».  Злой волшебник – табак.     Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.       Анализ   ситуации   в   стихотворении   Э.   Мошковской   «Странные   вещи». Почему некоторые привычки называются вредными.   Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».  Игры   «Давай   поговорим»,   «Что?   Зачем?   Как?».   Игра   «Зеркало   и   обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование   пословиц.   Психологический   тренинг.Работа   со   стихотворением   А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. Игра «Выбери правильный ответ».  Помоги себе сам.        Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. 24 Встреча   с   медработником.   Коллективное   рисование.   Это   интересно! Злой волшебник – алкоголь.   Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей».   Игра   «Выбери   ответ».   Оздоровительная   минутка.   Психологический тренинг. Злой волшебник – наркотик.     Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка.   Правила   безопасности.Игра   «Давай   поговорим».   Игра   «Пирамида». Повторение правил. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. Мы – одна семья.      Беседа по теме. Игра «Противоположности».  Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…»  Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение». Повторение.     День здоровья.  Открытие праздника. Игры и соревнования.  Сюжетно   ­   ролевая   игра   «Мы   идём   в   магазин».   Это   интересно!   Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей».   Игра   «Какие   овощи   выросли   в   огороде?»   Встреча   с   Доктором Айболитом.Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай ­ ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского   «Очень   страшная   история».   Это   полезно   помнить!   Работа   со стихотворением.  Беседа по теме:»Будем делать хорошо и не будем плохо» Высказывания о доброте. Игра «Кто больше знает?» Это интересно!  Календарно­тематическое планирование 4 класс. № 1 1.1 Тема Наше здоровье. Что такое здоровье.  По  Плану Факт К­во Часов 4 1 25 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 4 4.1 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 7 7.1 7.2 7.3 8 8.1 8.2 Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс. Как помочь сохранить здоровье. Учимся думать и действовать.  Учимся находить причину и последствия  событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения. Принимаю решение.  Я отвечаю за своё решение. Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении Почему некоторые привычки называются вредными. Зависимость. Умей сказать НЕТ.  Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь  НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного  поведения. Помоги себе сам. Волевое поведение Злой волшебник – алкоголь. Алкоголь. Алкоголь – ошибка.  Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. Злой волшебник – наркотик. Наркотик.  Наркотик – тренинг безопасного  поведения. Мы – одна семья. Повторение Мальчишки и девчонки.  Моя семья. 9 9.1 9.2 10 10.1 Дружба.  10.2 День здоровья. 10.3 Умеем ли мы правильно питаться. 10.4 Я выбираю кашу. 10.5 Чистота и здоровье. 10.6 Откуда берутся грязнули. 26 3 2 1 5 1 3 2 2 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10.7 Чистота и порядок. 10.8 Будем делать хорошо и не будем плохо. 10.9 КВН «Наше здоровье». 10.1 0 10.1 1 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. 1 1 1 1 1 Список литературы и методического обеспечения программы 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов (и др.) под ред. А.Г.Асмолова. ­ М.: Просвещение, 2010. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:   пособие   для   учителя   /   Д.В.Григорьев,   П.В.Степанов.  ­   М.: Просвещение, 2010. 3. 2007 Бойченко Т.Е., Савченко А.Я. Основы здоровья. 1 – 4 кл. К., Генеза,  27 Зайцев Г.К. Уроки Айболита.­ СПб., 1997. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и   Малашенко М.П. «Педагогика здоровья в начальной школе.» Ранок,  Лаптев А.К.Тайны пирамиды здоровья. – СПб.,1998. Лемяскина Н.А. «Культура общения в начальной школе.» Журнал  4. 5. коррекционной    работе.­ М., 2002. 6. 7. «Начальная школа» № 6, 2002. 8. 2008. 9. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А.,  Жиренко О. Е., «Новые 135 уроков  здоровья, или школа докторов природы», изд. 2­е.Москва, «ВАКО»,  2013 г. 10.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика.­ М., 2003. 11.Николаева А.П.,Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в  школе.­М.,2003. 12.Попов С.В. Валеология в школе и дома.­СПб.,1997. 13.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и  психология здоровья в школе». М. Аркти, 2006. 14.Татарникова Л.Г.,Захаревич Н.Б., КалининаТ.Н.  Валеология. Основы  безопасности ребенка.­ СПб.,1997. 15.Интернет ресурсы: plant.geoman.ru viki.rdf.ru                                               28

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа докторов природы» внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Школа докторов природы»  внеурочная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2017