Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"
Оценка 4.8

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
история
5 кл—10 кл
24.01.2019
Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"
Рабочая программа направлена на освоение обучающимися знаний о родном крае, его истории, традициях, особенностях экономического, социального, духовного развития. Способствует формированию гражданственности, патриотизма, бережного отношения школьников к своему историческому наследию. Реализация программы наиболее эффективно может осуществляться на базе школьного историко-краеведческого музея. Программа рассчитана на обучающихся основной и старшей школы.
Рабочая программа краеведческого кружка Поиск.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУБИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 1 ИМЕНИ  ГЕРОЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  И.В.ТКАЧЕНКО "УТВЕРЖДАЮ" "СОГЛАСОВАНО" «РАССМОТРЕНО» Директор школы Зам.директора по УВР на заседании ШМО __________О.В. Якунина __________Т.Н. Бородина протокол № ______ "_____"_______2018 г. "_____"_______2018 г. "_____"_______2018 г. Руководитель ШМО__________ РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК «ПОИСК» на 2018/2019 учебный год     Направленность программы: туристско­краеведческая   Уровень программы: базовая  Класс: 5 Количество часов в год: 34 Количество часов  в  неделю: 1 Время проведения: вторник 14.20 – 15.20                                                                 Учитель: Морозова Ольга Аркадьевна Программа   составлена   на основе:  примерной программы кружковой работы   по   краеведению   под   редакцией   А.В.   Попова.   Издательство Просвещение, 2004 г.  г. Кубинка 2018 год Пояснительная записка Исходными материалами  для составления программы явились: Документы федерального уровня –  Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации».  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897   "Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта основного общего образования".  Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   СанПиН 2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным программам   ­   образовательным   программам   начального   общего,   основного общего и среднего общего образования». Документы регионального  уровня – 2  Закон     Московской     области       «Об   образовании»       от 11.07.2013 г. № 17\59­П.  Закон Московской области № 205/2017­ОЗ «О финансовом обеспечении   реализации   основных   общеобразовательных   программ   в муниципальных   общеобразовательных   организациях   в  Московской   области, обеспечении   дополнительного   образования   детей   в   муниципальных общеобразовательных   организациях   в   Московской   области   за   счет   средств бюджета Московской области в 2018 году». Документы школьного  уровня –   Положение «О рабочей программе педагога». Образовательная   программа   основного   общего образования.   Пояснительная записка: Краеведение   является   одним   из   важнейших   компонентов гуманитарного   образования,   помогает   реализовать   в   школьной   практике принципы   государственной   политики   и   общие   требования   к   содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и Московской области. Источниками  краеведческого  материала  могут  служить литературные произведения, картографических и архивных документы, рассказы местного населения,   результаты   социологических   и   других   опросов,   регулярные географические наблюдения, экскурсии и пр. Учебное   краеведение   преследует   две   задачи:   одна   из   них   — всестороннее   изучение   своей   местности   и   накопление   краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное   использование   в   преподавании   приобретенных   краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения. 3 Образование   сегодня   призвано   помочь   конкретному   человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования. Введение элементов краеведения в школьные программы активизирует педагогический   процесс,   развивает   самостоятельность   и   самодеятельность учащихся,   углубляет   изучение   основ   науки   и   поднимает   качество   учебно­ воспитательной работы школы. Опора на систему краеведческих ценностей дает существенное приращение в разностороннем развитии учащихся. Краеведение в полном смысле слова, т. е. как всестороннее целостное изучение своего края, возможно в школе или в виде особого курса, или в порядке внеклассной работы, и должно развиваться во взаимодополняющих направлениях. В   курсе   «Краеведение»   в   комплексе   изучаются   различные   сферы общественной    жизни:    экономическая,    политическая,    духовная.    Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием производительных сил   края,   культурой,   военной   историей,   деятельностью  местных   органов власти. Познание истории родного края, его традиций имеет исключительно важное   значение   в   формировании   личности,   гражданственности   является основой   для   нравственного   воспитания.   Краеведение   позволяет   учащимся использовать   материал   из   их  непосредственного   жизненного   опыта,   что обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения и воспитания. Содержание   программы   отражает   комплексно­системный   подход   к изучению   родного   края   как   целостности,   представленной   во   всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать   природные,   экономические,   социальные   и  культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого  региона, в их 4 Это   наиболее   эффективный   путь равноправном   взаимодействии. формирования   научного   мировоззрения,   целостной   картины  окружающей среды, ценностного отношения учащихся к родному краю. Цели программы 1. Формирование   у   школьников   целостного   представления   об  Воспитание   ценностно­ историческом   прошлом   своего   края. ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные   общенациональными   и ценности   общечеловеческими;  способной к разностороннему самоопределению и этнорегиональными, с   самореализации   на   основе   идей   гуманизма,   уважения   прав   человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения к истории и культуре народов, населяющих Московскую область. 2. Развитие   познавательных   интересов,   творческих   способностей, инициативы и самостоятельности учащихся. Задачи программы   Главная   задача   курса   «Краеведение»:   воспитание   гражданина   России, патриота   малой   родины,   знающего   и   любящего   свой   край,   город   (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и осознание учащимися причастности   ко   всем   процессам,   происходящим   в   родном   крае, формирование активной жизненной позиции. Образовательные задачи 1.    Формирование образа территории на основе комплексного подхода и    показа   взаимодействия    природы,    населения    и    хозяйства; объяснение её   особенностей   с   учётом   принципа   историзма   и   в   сравнении   с   другими регионами. 2. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой  своего края. 5 3. Развитие  познавательного  интереса  к  изучению истории  родного края. 4. Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками  информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников. 5. Изучение   профессионального   выбора   семьи,   поиск   семейных трудовых династий. Воспитательные задачи   1. Развитие гражданских качеств, патриотизма, формирование личностно­ценностного   отношения   к   своему   родному   краю, пробуждение деятельной любви к нему. 2. Формирование   толерантности   и   толерантного   поведения. Укрепление семейных связей:  заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;  наличие   богатых   возможностей   для   большого   количества учащихся   изучения   истории   и   культуры   края   через   рассказы   родителей, бабушек и дедушек, других родственников;  изучение жизни края в семье через беседы;  совместное чтение литературы, книг местных писателей;  семейные экскурсии;  общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры. 3. Формирование   интереса   и   бережного   отношения   к культурным и историческим памятникам Подмосковья. 4. Формирование   нравственно­эстетического   мировоззрения через знакомство с культурой и искусством родного края. 5. Формирование творческой активности личности, культуры 6 общения в социуме. Развивающие задачи   1. Развитие   личностных   качеств   ­   самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности. 2. Развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и творческих   способностей,   стимулирование   стремления   знать   как   можно больше о родном крае. 3. Развитие у школьников стремления к творческой деятельности по изучению,   восстановлению,   сохранению   и   приумножению   материальных   и духовных ценностей родного края. 4. Формирование   способности   и   готовности   к   использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении   местных   проблем   сегодня   и   тех   вопросов,   которые   будут   стоять перед ними в будущем. 5. 6. Развитие навыков работы с различными источниками информации. Знакомство   и   развитие   навыков   самостоятельной   и   групповой исследовательской работы. 7. Приобретение   навыков   работы   экскурсовода,   корреспондента, архивного работника, дизайнера­оформителя. 8. Адаптация   к   реальной   деятельности,   к   местной   социально­ экономической ситуации; начальная профориентация. Принципы и подходы, лежащие в основе программы   Программа   реализует   личностный   подход   в   обучении   и   воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме   того,   ей   присущи   практическая   направленность   и   творческий подход,   а   также   общепедагогические   принципы   доступности   и   научности, 7 связи   обучения   с   жизнью,   систематичности   и   последовательности, гуманизации и др. Социальными   партнерами   школы   выступают   учреждения дополнительного   образования,   культуры   (музеи,   выставочные   залы, библиотеки, театры). Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:  важнейшие   события,   хронологические   рамки,   последовательность расположения   во   времени   событий,   происходивших   на   территории Московской области;  историю   становления   и   развития   района   в   контексте   основных исторических событий в России;  историческую географию родного края;  производства   и   промыслы,   издавна   развивавшиеся   на   территории района,   современное   состояние   промышленности   и   сельского хозяйства;  основные исторические события, происходившие на территории района в годы Великой Отечественной войны;  памятники и произведения художественной культуры края;  основные понятия, связанные с историей края    и уметь работать с ними. Учащиеся должны уметь:  сравнивать   исторические   события   в   крае   и   России   в   целом,   давать оценку событиям и их значению для истории края;  определять   роль   историко­географической   среды   обитания   людей   на территории   области   и   города;   объяснять   причины   регионального 8 своеобразия;  ориентироваться по карте всей Московской области;  работать   с   различными   источниками,   в   том   числе   фото­   и видеоматериалами,   архивными   документами,   периодикой   и   др.; критически  анализировать  источники, авторские суждения по поводу спорных фактов региональной истории и культуры;  проводить самостоятельную исследовательскую работу и представлять ее результаты; грамотно   и   аргументировано   доказывать   свою   точку   зрения,   вести  диалог на принципах равенства и взаимоуважения.           Результаты реализации программы Формирование: • устойчивого интереса и знаний по истории и культуре родного края; • умения устанавливать связи между прошлым и современностью; • способности творчески мыслить и рассуждать; • умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения; • способности   заниматься   исследовательской   деятельностью индивидуально и в творческих группах; Критерии и показатели усвоения материала    1) Информационные  Знание    истории    своего    города,    исторических    предпосылок    его  возникновения.  Знание места каждого их градообразующих предприятий в истории  города.  Знание основных направлений производств города. 9  Знание  продукции предприятий города, ее распространения в регионе,  стране, мире.  Знание политической структуры города и его социально­общественных  организаций.  Представление об исторических и культурных центрах Подмосковья.  Знание художников, писателей, композиторов, чьи имена связаны с  родным краем.  Знание   художественных   промыслов   и   народных   ремесел   региона,  умение различать виды декоративно­прикладного искусства.  Знание   профессиональных   предпочтений   своей   семьи,   возможно  семейных династий.  Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах,  Представление   о   культурной,   художественно­литературной   жизни  города. 2) Исследовательские  Умение выделять объект исследования;  Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию;  умение изучать народные традиции, промыслы и находить им  практическое применение. 3) Практические  Умение общаться с одноклассниками, другими учениками, с учителями, родителями.  Получение практических трудовых навыков. Формы контроля:  презентация проектов учащихся;  выставки рисунков и фотографий учащихся. 10 Объем  программы: Общая трудоемкость кол­во часов на год  34 Количество часов по триместрам 1 10 2 11 3 13 Содержание программы: №№п/п Наименование разделов и тем Всего часов 1. 2. 3. 4. 5.  6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Введение Основание Москвы Москва деревянная Московские сады Как жили русские цари­государи Учеба москвичей План Москвы Московские кольца Город мастеров Природа Москвы на плане города Героические страницы Названия улиц, связанные с войной 1812 года Грозные годы 1941­1945 г Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы ВСЕГО                  1 5 2 2 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 34 Учебно­тематический план № Разделы и темы занятий Кол­во часов Дата проведения Примечание 11 Введение (1 час) план факт Введение. Музей, история  создания, экскурсия 1. Основание Москвы (3 часа) 2. Москва­850 лет 3. 4. 5. Герб и флаг Москвы Главная площадь Москвы Главная улица Москвы Московские театры и  музеи. 6. Москва деревянная (2 час) Коломенский дворец,  кремль. Зарядье, Красная площадь. 7. 8. Московские сады (2 часа) Государевы сады, сады в  Измайлове. Крутицкий вертоград,  Парк им. Горького, ВДНХ. 10. Как жили русские цари­государи (3 часа)   9. 11. 12. 14. 16. Дворец­терем, посольские  приемы На царском пиру, царские  выходы. Царские развлечения,  забавы. 13. Учеба москвичей (2 часа) Чему и как учили детей,  на чем и чем писали. Государев печатный двор,  первопечатник Иван  Федоров, древние книги. 15. План Москвы (2 часа) Первые чертежи Москвы,  названия улиц в древней  Москве. Современные  административные округа  Москвы, новая Москва,  границы. 17. Московские кольца (2 часа) Как возникло название  « Кремль», Появление  Китая в Москве. 18. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  04.09  11.09  18.09  25.09  02.10  16.10 23.10 30.10  06.11  13.11  27.11  04.12  11.12  18.12  25.12  15.01  22.01 29.01                                                                             12 Как Царев город стал  Белым, Бульварное  кольцо,  Садовое кольцо. 19. Город мастеров (3 часа) Московские кузнецы,  Пушечный двор. 20. 21. Московские кожевники. 1 1 1 05.02  12.02  26.02 «Вкусные переулки»,  «Соленые» улицы. Реки, пруды, «горы». 22. Природа Москвы на плане города (2 часа) 23. 24. Луга, поля, сады, леса. Героические страницы (3 часа) 25. Переулки «Пересвета и  1 1 1 1 Челубея» 26. Памятник Дмитрию  05.03 12.03. 19.03  26.03                  Донскому Пожарский переулок.  Памятник Дмитрию  Пожарскому и Козьме  Минину.  02.04 1 1 27. Названия улиц, связанных с войной 1812 года (2 часа)  16.04   28. Бородинская улица, улица  1812 года. Храм Христа  Спасителя. Кутузовский проспект,  Александровский сад,  Манеж­военные учения. 29. Грозные годы 1941­1945 г. (3 часа) 30. Улица народного  ополчения, Москва­город­ Герой (1965 год). Улица «Героев­ панфиловцев», улица им.  Панфилова,  «Дубосековская» улица,  31. улица «Оборонная». 32. Площадь «Победы». Поклонная гора. 1 1 1 1 1 23.04  30.04 07.05 14.05 21.05                                       Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы (2 часа) Пушкинская, улица Льва  Толстого, Площадь  Гагарина. 33. 34. Презентация работ. Итоговое занятие. 1 1  21.05  28.05         13 Список литературы: 1. Мой край Московский. Под ред. А.И. Алексеева. Экопрос. 2. Бурлак  Вадим.  Древними   тропами   Подмосковья.  История.  Легенды. Предания. М., Вече. 2008 3. Веселовский С.Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья // Подмосковье. ­ М., 1995. 4. Галкин В.Я. Подмосковье: страницы истории. Учебное пособие. ­ М.: Народный учитель, 2001. 5. Глушкова   В.   Г.   «Подмосковье.   Культура,   история,   география». Исторический путеводитель. Вече. М.,2007. 14

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"

Рабочая программа школьного краеведческого кружка "Поиск"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019