Рабочая программа школьного музея "Истоки"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Иконка файла материала раб прог музея.docx

 

Пояснительная записка

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

           Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Цели и задачи музейного кружка «Истоки»

            Целью создания и деятельности школьного музейного кружка «Истоки» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Одной из основных задач школьного музейного кружка является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

-формирование эффективной работы по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

-передача жизненного опыта от поколения к поколению;

-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Направленность:Направленность работы носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Предметом изучения являются культура, быт и  духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села.

Новизна данной программы состоит в том, что ее основа – местный региональный компонент, который ранее не подлежал глубокому изучению.

Методы обучения

1.     Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2.     Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

3.     Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4.     Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов    школьного    музея    для    развития    мыслительной,    интеллектуально-познавательной деятельности.

5.     Средства   обучения:   научный  и  практический   опыт  музеев  мира,   богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Основные направления и содержания деятельности программы

*Туристическое: походы, поездки, участие в  разработках новых маршрутов;

*Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

*Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях

*Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации;

*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин;

*Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;

*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея;

Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района и т.д.

 

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея

 

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.

Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.

Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.

Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

     В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

 

Содержание работы краеведческого кружка

 

 

Тема  занятий

Содержание

Понятия

Методы

формы организации занятий

Умения, навыки

Дата  проведения

                             Тема  1.  Введение в музееведение  (14 часов)

 

                          

 

1-2

Введение  в  музееведение

Музееведение в системе  наук.

 Исторические  источники и их  классификация.

Конструктивный

Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

 

3-4

Понятие о музее

Составные  части  музея. Музей- институт  социальной  памяти. Эволюция  музея.  Споры о назначении музея.

 Экспонаты, выставки,  экспозиции, раритет

Конструктивный

Правильно объяснять ист.термины,

 

5-6

Тип и профиль  музея

Понятие о типе и профиле музея

 Этнография, военно-патриотическое  направление, мемориальнные  музеи

Фонд  музея

Частично-поисковый

Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику  профилей музея

 

7-8

Понятие о музейном  предмете

 Экспонаты, выставки,  экспозиции, раритет

Каталог, фонд, система  учета

Объяснительно- иллюстративный

 Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

 

9-10

Классификация  музейных  предметов

Правила  учета музейных  предметов,

Собирание, учет, хранение и использование  экспонатов

Объяснительно- иллюстративный

Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

 

11-12

Музейная  терминология.

Музейный фонд- основа музея

См. занятие 1-5

Объяснительно- иллюстративный

Правильно объяснять ист.термины

 

13-14

Практическое  занятие

«Пополнение стенда История школы». «Оформление Школьного альбома»

 См. занятие 1-6

. См. занятие 1-6

 

Объяснительно- иллюстративный

Правильно объяснять ист.термины, давать развернутый ответ на вопрос.

 

Тема 2.  История  музейного  дела  в России (6 часов)

 

15-16

Первые  музеи России. Первые музеи Ялуторовского района.

 Петр 1 и его  Кунсткамера. Частные  собрания  в 18-19 веке. Музей ХХ века.

Коллекционирование древностей . Эрмитаж. Третьяковская галерея

Объяснительно- иллюстративный

давать развернутую характеристику   музею

 

17-18

Музей на  службе человека.

Новые  возможности  музея.

Тенденции развития  музейного  дела.

Конструктивный

, раскрывать причинно – следственные связи

 

19-20

Практическое  занятие

 «История села»

Знакомство  с каталогом  негосударственных  музеев 

 Тип и профиль  музея

Объяснительно- иллюстративный

давать развернутую характеристику   музею

 

                                                   Тема 3. Краеведение и школьные  музеи России (6 часов)

 

     

 

21-22

Развитие культуры, образования, их влияние  на развитие  краеведения.

Зарождение  отечественного  краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова.

Краеведение, предметный  подход  в обучении, школьные  музеи

Конструктивный

Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику  профилей музея

 

23-24

Краеведение и школьные  музеи  на современном  этапе.

 

Сеть школьных  музеев

Экспедиции, поисково- исследовательская  деятельность

Конструктивный

составлять характеристику  профилей музея

 

25-26

Практическое  занятие -  посещение  музея Г. Ялуторовска

 Сеть школьных  музеев

Собирание, учет, хранение и использование  экспонатов

Встреча с членами  Совета  музея 

давать развернутую характеристику   музею

 

Тема 4. Школьный  музей: его  специфика и место  в музейной  сети (6 часов)

 

27-28

Школьный  музей  в системе образования.

Основные  признаки  школьного  музея. Роль и место  музея  в образовательном  учреждении.

Музейная  сеть, тип и профиль  музея. Паспорт  музея.

Объяснительно- иллюстративный

составлять характеристику  профилей музея

 

29-30

Нормативная  база. музея

«Положение  о школьном  музее»

Музейная  сеть, тип и профиль  музея. Паспорт  музея

Объяснительно- иллюстративный

Оформление  документации

 

31-32

Практическое  занятие

«Посещение школьного музея с. Новотьялово»

Основные  признаки   негосударственного  музея. Правила  ведения документации.

Паспорт  музея,  каталоги, картотека.

Конструктивный

Навыки ведения документации

 

                                                Тема 5 . Краеведческая работа   школьных  музеев (14 часов)

 

33-34-35

 Музей- хранитель  местной  истории.

Уровни краеведческой  деятельности

поисково- исследовательская  деятельность

Объяснительно- иллюстративный

составлять характеристику  профилей музея

 

36-37-

Краеведческие  источники. Откуда мы берем информацию для музея?

 Виды  источников

Устные. Письменные, археологические, этнографические

Объяснительно- иллюстративны

 Классификация  источников

 

38-39-40-

Формы  краеведческой  работы

 Разнообразие   форм  работ по краеведению

Переписка. Встречи, обследования,  экскурсии, походы и др.

Частично-поисковый

 

 

 

 

41-42

 

Исследовательские  методы  краеведения

Разнообразие   форм  работ по краеведению

Наблюдение, беседа , анкетирование, опрос, 

 Частично-поисковый

Классификация  источников

 

43-44

Результаты  краеведческой  деятельности.

Разнообразие   форм  работ по краеведению

Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции.

Частично-поисковый

Классификация  источников, оформление  результатов  работы

 

45-46

Практическое  занятие -   работа  в фонде  школьного   музея.

Работа с источниками.

выставки, экспозиции, экспонат, раритет.

Конструктивный

Классификация  источников

 

                                                                            

                                                                                  Тема 6.  Учет  и хранение  фондов  школьного  музея.(10 часов)

47-48-49

 Состав  фондов

Структура фондов

Основной и научно-вспомогательный  фонды, обменный, дуплетный фонды,

Объяснительно- иллюстративны

Ведение  учетной документации.

 

50-51-52

 Акты приема и передачи  музейных  предметов

Условия  хранения  фондов

Книга учета, картотеки., запасники

Объяснительно- иллюстративный

Ведение  учетной документации.

 

53-54-55-56

Практическое  занятие:  заполнение  документации музея

Книга учета, картотеки

Основной и научно-вспомогательный  фонды, обменный, дуплетный фонды

Практическое  выполнение   заданий  по  классификации источников

Ведение  учетной документации

 

                                                                          Тема 7.  Экспозиции школьного  музея  (6  часа)                                                 

57-58

Концепция и художественный  замысел  экспозиции.

Экспонат-  главная  структурная  единица  экспозиции.

Тематико- экспозиционный  план, проект,

Частично-поисковый

 Составление  проектов  экспозиций

 

59-60

Выставка, возможности  ее организации в условиях  школы.

Главные  структурные  единицы выставки

 План и  проект выставки

Частично-поисковый

Составление  проектов  выставок

 

61-62

Практическое  занятие:  Выставка ко дню Победы «Ветеран – имя твое бессмертно!»

Экспонаты  и выставки, принципы  их создания и  методы решения проектов

. Тематико- экспозиционный  план, проект,

Объяснительно- иллюстративный

Составление  проектов  экспозиций и выставок

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Тема 8. Массовая и экскурсионная  работа  школьного  музея. (2 часа)

63-64

Встреча с ветеранами «Жертвы политических репрессий»

Работа  с аудиторией,  формы  массовой  работы .

Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча,  праздник.

Объяснительно- иллюстративный

 Составление  текста  экскурсии, рецензия  на  рассказ  экскурсовода

 

                                                              Раздел 9  Литературные  источники  по краеведению  и музееведению  (4 часа)

65-66-67-68

 

Практическое  занятие в  сельской библиотеке  .

Принципы и приемы  работы  с каталогами.

 Путеводители по специальной и методической литературе.

Библиотеки, архивы, личные  собрания,  аннотирование, выписки, конспекты.

 Частично-поисковый

 

Навыки  работы  с литературными  источниками