Рабочая программа школьного музея "Истоки"
Оценка 4.8

Рабочая программа школьного музея "Истоки"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история +1
Взрослым
02.05.2017
Рабочая программа школьного музея "Истоки"
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
раб прог музея.docx

 

Пояснительная записка

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

           Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Цели и задачи музейного кружка «Истоки»

            Целью создания и деятельности школьного музейного кружка «Истоки» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Одной из основных задач школьного музейного кружка является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

-формирование эффективной работы по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

-передача жизненного опыта от поколения к поколению;

-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Направленность:Направленность работы носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп.

Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.

Предметом изучения являются культура, быт и  духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села.

Новизна данной программы состоит в том, что ее основа – местный региональный компонент, который ранее не подлежал глубокому изучению.

Методы обучения

1.     Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2.     Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

3.     Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4.     Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов    школьного    музея    для    развития    мыслительной,    интеллектуально-познавательной деятельности.

5.     Средства   обучения:   научный  и  практический   опыт  музеев  мира,   богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Основные направления и содержания деятельности программы

*Туристическое: походы, поездки, участие в  разработках новых маршрутов;

*Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

*Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях

*Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации;

*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин;

*Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;

*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея;

Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района и т.д.

 

Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея

 

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.

Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.

Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.

Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

     В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

 

Содержание работы краеведческого кружка

 

 

Тема  занятий

Содержание

Понятия

Методы

формы организации занятий

Умения, навыки

Дата  проведения

                             Тема  1.  Введение в музееведение  (14 часов)

 

                          

 

1-2

Введение  в  музееведение

Музееведение в системе  наук.

 Исторические  источники и их  классификация.

Конструктивный

Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

 

3-4

Понятие о музее

Составные  части  музея. Музей- институт  социальной  памяти. Эволюция  музея.  Споры о назначении музея.

 Экспонаты, выставки,  экспозиции, раритет

Конструктивный

Правильно объяснять ист.термины,

 

5-6

Тип и профиль  музея

Понятие о типе и профиле музея

 Этнография, военно-патриотическое  направление, мемориальнные  музеи

Фонд  музея

Частично-поисковый

Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику  профилей музея

 

7-8

Понятие о музейном  предмете

 Экспонаты, выставки,  экспозиции, раритет

Каталог, фонд, система  учета

Объяснительно- иллюстративный

 Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

 

9-10

Классификация  музейных  предметов

Правила  учета музейных  предметов,

Собирание, учет, хранение и использование  экспонатов

Объяснительно- иллюстративный

Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

 

11-12

Музейная  терминология.

Музейный фонд- основа музея

См. занятие 1-5

Объяснительно- иллюстративный

Правильно объяснять ист.термины

 

13-14

Практическое  занятие

«Пополнение стенда История школы». «Оформление Школьного альбома»

 См. занятие 1-6

. См. занятие 1-6

 

Объяснительно- иллюстративный

Правильно объяснять ист.термины, давать развернутый ответ на вопрос.

 

Тема 2.  История  музейного  дела  в России (6 часов)

 

15-16

Первые  музеи России. Первые музеи Ялуторовского района.

 Петр 1 и его  Кунсткамера. Частные  собрания  в 18-19 веке. Музей ХХ века.

Коллекционирование древностей . Эрмитаж. Третьяковская галерея

Объяснительно- иллюстративный

давать развернутую характеристику   музею

 

17-18

Музей на  службе человека.

Новые  возможности  музея.

Тенденции развития  музейного  дела.

Конструктивный

, раскрывать причинно – следственные связи

 

19-20

Практическое  занятие

 «История села»

Знакомство  с каталогом  негосударственных  музеев 

 Тип и профиль  музея

Объяснительно- иллюстративный

давать развернутую характеристику   музею

 

                                                   Тема 3. Краеведение и школьные  музеи России (6 часов)

 

     

 

21-22

Развитие культуры, образования, их влияние  на развитие  краеведения.

Зарождение  отечественного  краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова.

Краеведение, предметный  подход  в обучении, школьные  музеи

Конструктивный

Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику  профилей музея

 

23-24

Краеведение и школьные  музеи  на современном  этапе.

 

Сеть школьных  музеев

Экспедиции, поисково- исследовательская  деятельность

Конструктивный

составлять характеристику  профилей музея

 

25-26

Практическое  занятие -  посещение  музея Г. Ялуторовска

 Сеть школьных  музеев

Собирание, учет, хранение и использование  экспонатов

Встреча с членами  Совета  музея 

давать развернутую характеристику   музею

 

Тема 4. Школьный  музей: его  специфика и место  в музейной  сети (6 часов)

 

27-28

Школьный  музей  в системе образования.

Основные  признаки  школьного  музея. Роль и место  музея  в образовательном  учреждении.

Музейная  сеть, тип и профиль  музея. Паспорт  музея.

Объяснительно- иллюстративный

составлять характеристику  профилей музея

 

29-30

Нормативная  база. музея

«Положение  о школьном  музее»

Музейная  сеть, тип и профиль  музея. Паспорт  музея

Объяснительно- иллюстративный

Оформление  документации

 

31-32

Практическое  занятие

«Посещение школьного музея с. Новотьялово»

Основные  признаки   негосударственного  музея. Правила  ведения документации.

Паспорт  музея,  каталоги, картотека.

Конструктивный

Навыки ведения документации

 

                                                Тема 5 . Краеведческая работа   школьных  музеев (14 часов)

 

33-34-35

 Музей- хранитель  местной  истории.

Уровни краеведческой  деятельности

поисково- исследовательская  деятельность

Объяснительно- иллюстративный

составлять характеристику  профилей музея

 

36-37-

Краеведческие  источники. Откуда мы берем информацию для музея?

 Виды  источников

Устные. Письменные, археологические, этнографические

Объяснительно- иллюстративны

 Классификация  источников

 

38-39-40-

Формы  краеведческой  работы

 Разнообразие   форм  работ по краеведению

Переписка. Встречи, обследования,  экскурсии, походы и др.

Частично-поисковый

 

 

 

 

41-42

 

Исследовательские  методы  краеведения

Разнообразие   форм  работ по краеведению

Наблюдение, беседа , анкетирование, опрос, 

 Частично-поисковый

Классификация  источников

 

43-44

Результаты  краеведческой  деятельности.

Разнообразие   форм  работ по краеведению

Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции.

Частично-поисковый

Классификация  источников, оформление  результатов  работы

 

45-46

Практическое  занятие -   работа  в фонде  школьного   музея.

Работа с источниками.

выставки, экспозиции, экспонат, раритет.

Конструктивный

Классификация  источников

 

                                                                            

                                                                                  Тема 6.  Учет  и хранение  фондов  школьного  музея.(10 часов)

47-48-49

 Состав  фондов

Структура фондов

Основной и научно-вспомогательный  фонды, обменный, дуплетный фонды,

Объяснительно- иллюстративны

Ведение  учетной документации.

 

50-51-52

 Акты приема и передачи  музейных  предметов

Условия  хранения  фондов

Книга учета, картотеки., запасники

Объяснительно- иллюстративный

Ведение  учетной документации.

 

53-54-55-56

Практическое  занятие:  заполнение  документации музея

Книга учета, картотеки

Основной и научно-вспомогательный  фонды, обменный, дуплетный фонды

Практическое  выполнение   заданий  по  классификации источников

Ведение  учетной документации

 

                                                                          Тема 7.  Экспозиции школьного  музея  (6  часа)                                                 

57-58

Концепция и художественный  замысел  экспозиции.

Экспонат-  главная  структурная  единица  экспозиции.

Тематико- экспозиционный  план, проект,

Частично-поисковый

 Составление  проектов  экспозиций

 

59-60

Выставка, возможности  ее организации в условиях  школы.

Главные  структурные  единицы выставки

 План и  проект выставки

Частично-поисковый

Составление  проектов  выставок

 

61-62

Практическое  занятие:  Выставка ко дню Победы «Ветеран – имя твое бессмертно!»

Экспонаты  и выставки, принципы  их создания и  методы решения проектов

. Тематико- экспозиционный  план, проект,

Объяснительно- иллюстративный

Составление  проектов  экспозиций и выставок

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Тема 8. Массовая и экскурсионная  работа  школьного  музея. (2 часа)

63-64

Встреча с ветеранами «Жертвы политических репрессий»

Работа  с аудиторией,  формы  массовой  работы .

Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча,  праздник.

Объяснительно- иллюстративный

 Составление  текста  экскурсии, рецензия  на  рассказ  экскурсовода

 

                                                              Раздел 9  Литературные  источники  по краеведению  и музееведению  (4 часа)

65-66-67-68

 

Практическое  занятие в  сельской библиотеке  .

Принципы и приемы  работы  с каталогами.

 Путеводители по специальной и методической литературе.

Библиотеки, архивы, личные  собрания,  аннотирование, выписки, конспекты.

 Частично-поисковый

 

Навыки  работы  с литературными  источниками

 

 


 

Пояснительная записка Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные,…

Пояснительная записка Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные,…

Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства

Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства

Направленность: Направленность работы носит ориентирующий характер

Направленность: Направленность работы носит ориентирующий характер

Основные направления и содержания деятельности программы *Туристическое: походы, поездки, участие в разработках новых маршрутов; *Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района,

Основные направления и содержания деятельности программы *Туристическое: походы, поездки, участие в разработках новых маршрутов; *Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района,

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа

Содержание работы краеведческого кружка №

Содержание работы краеведческого кружка №

Тип и профиль музея Понятие о типе и профиле музея

Тип и профиль музея Понятие о типе и профиле музея

История школы». «Оформление Школьного альбома»

История школы». «Оформление Школьного альбома»

История села»Знакомство с каталогом негосударственных музеев

История села»Знакомство с каталогом негосударственных музеев

Г. Ялуторовска Сеть школьных музеев

Г. Ялуторовска Сеть школьных музеев

Музей- хранитель местной истории

Музей- хранитель местной истории

Результаты краеведческой деятельности

Результаты краеведческой деятельности

Условия хранения фондовКнига учета, картотеки

Условия хранения фондовКнига учета, картотеки

Главные структурные единицы выставки

Главные структурные единицы выставки

Практическое занятие в сельской библиотеке

Практическое занятие в сельской библиотеке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017