Пояснительная записка
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Цели и задачи музейного кружка «Истоки»
Целью создания и деятельности школьного музейного кружка «Истоки» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Одной из основных задач школьного музейного кружка является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
-передача жизненного опыта от поколения к поколению;
-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
Направленность:Направленность работы носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.
Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп.
Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.
Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села.
Новизна данной программы состоит в том, что ее основа – местный региональный компонент, который ранее не подлежал глубокому изучению.
Методы обучения
1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
5. Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Основные направления и содержания деятельности программы
*Туристическое: походы, поездки, участие в разработках новых маршрутов;
*Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
*Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях
*Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации;
*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин;
*Культмассовая работа: проведение праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;
*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея;
Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района и т.д.
Ожидаемые результаты: участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.
Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.
Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Содержание работы краеведческого кружка
№ |
Тема занятий |
Содержание |
Понятия |
Методы формы организации занятий |
Умения, навыки |
Дата проведения |
Тема 1. Введение в музееведение (14 часов) |
|
|||||
|
|
|||||
1-2 |
Введение в музееведение |
Музееведение в системе наук. |
Исторические источники и их классификация. |
Конструктивный |
Умение работать с, ист. источниками, составлять их характеристику |
|
3-4 |
Понятие о музее |
Составные части музея. Музей- институт социальной памяти. Эволюция музея. Споры о назначении музея. |
Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет |
Конструктивный |
Правильно объяснять ист.термины, |
|
5-6 |
Тип и профиль музея |
Понятие о типе и профиле музея |
Этнография, военно-патриотическое направление, мемориальнные музеи Фонд музея |
Частично-поисковый |
Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику профилей музея |
|
7-8 |
Понятие о музейном предмете |
Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет |
Каталог, фонд, система учета |
Объяснительно- иллюстративный |
Умение работать с, ист. источниками, составлять их характеристику |
|
9-10 |
Классификация музейных предметов |
Правила учета музейных предметов, |
Собирание, учет, хранение и использование экспонатов |
Объяснительно- иллюстративный |
Умение работать с, ист. источниками, составлять их характеристику |
|
11-12 |
Музейная терминология. |
Музейный фонд- основа музея |
См. занятие 1-5 |
Объяснительно- иллюстративный |
Правильно объяснять ист.термины |
|
13-14 |
Практическое занятие «Пополнение стенда История школы». «Оформление Школьного альбома» |
См. занятие 1-6 |
. См. занятие 1-6 |
Объяснительно- иллюстративный |
Правильно объяснять ист.термины, давать развернутый ответ на вопрос. |
|
Тема 2. История музейного дела в России (6 часов) |
|
|||||
15-16 |
Первые музеи России. Первые музеи Ялуторовского района. |
Петр 1 и его Кунсткамера. Частные собрания в 18-19 веке. Музей ХХ века. |
Коллекционирование древностей . Эрмитаж. Третьяковская галерея |
Объяснительно- иллюстративный |
давать развернутую характеристику музею |
|
17-18 |
Музей на службе человека. |
Новые возможности музея. |
Тенденции развития музейного дела. |
Конструктивный |
, раскрывать причинно – следственные связи |
|
19-20 |
Практическое занятие «История села» |
Знакомство с каталогом негосударственных музеев |
Тип и профиль музея |
Объяснительно- иллюстративный |
давать развернутую характеристику музею |
|
Тема 3. Краеведение и школьные музеи России (6 часов) |
|
|||||
|
|
|||||
21-22 |
Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения. |
Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова. |
Краеведение, предметный подход в обучении, школьные музеи |
Конструктивный |
Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику профилей музея |
|
23-24 |
Краеведение и школьные музеи на современном этапе.
|
Сеть школьных музеев |
Экспедиции, поисково- исследовательская деятельность |
Конструктивный |
составлять характеристику профилей музея |
|
25-26 |
Практическое занятие - посещение музея Г. Ялуторовска |
Сеть школьных музеев |
Собирание, учет, хранение и использование экспонатов |
Встреча с членами Совета музея |
давать развернутую характеристику музею |
|
Тема 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети (6 часов) |
|
|||||
27-28 |
Школьный музей в системе образования. |
Основные признаки школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. |
Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея. |
Объяснительно- иллюстративный |
составлять характеристику профилей музея |
|
29-30 |
Нормативная база. музея |
«Положение о школьном музее» |
Музейная сеть, тип и профиль музея. Паспорт музея |
Объяснительно- иллюстративный |
Оформление документации |
|
31-32 |
Практическое занятие - «Посещение школьного музея с. Новотьялово» |
Основные признаки негосударственного музея. Правила ведения документации. |
Паспорт музея, каталоги, картотека. |
Конструктивный |
Навыки ведения документации |
|
Тема 5 . Краеведческая работа школьных музеев (14 часов) |
|
|||||
33-34-35 |
Музей- хранитель местной истории. |
Уровни краеведческой деятельности |
поисково- исследовательская деятельность |
Объяснительно- иллюстративный |
составлять характеристику профилей музея |
|
36-37- |
Краеведческие источники. Откуда мы берем информацию для музея? |
Виды источников |
Устные. Письменные, археологические, этнографические |
Объяснительно- иллюстративны |
Классификация источников |
|
38-39-40- |
Формы краеведческой работы |
Разнообразие форм работ по краеведению |
Переписка. Встречи, обследования, экскурсии, походы и др. |
Частично-поисковый |
|
|
|
|
|||||
41-42
|
Исследовательские методы краеведения |
Разнообразие форм работ по краеведению |
Наблюдение, беседа , анкетирование, опрос, |
Частично-поисковый |
Классификация источников |
|
43-44 |
Результаты краеведческой деятельности. |
Разнообразие форм работ по краеведению |
Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции. |
Частично-поисковый |
Классификация источников, оформление результатов работы |
|
45-46 |
Практическое занятие - работа в фонде школьного музея. |
Работа с источниками. |
выставки, экспозиции, экспонат, раритет. |
Конструктивный |
Классификация источников |
|
Тема 6. Учет и хранение фондов школьного музея.(10 часов) |
||||||
47-48-49 |
Состав фондов |
Структура фондов |
Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды, |
Объяснительно- иллюстративны |
Ведение учетной документации. |
|
50-51-52 |
Акты приема и передачи музейных предметов |
Условия хранения фондов |
Книга учета, картотеки., запасники |
Объяснительно- иллюстративный |
Ведение учетной документации. |
|
53-54-55-56 |
Практическое занятие: заполнение документации музея |
Книга учета, картотеки |
Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды |
Практическое выполнение заданий по классификации источников |
Ведение учетной документации |
|
Тема 7. Экспозиции школьного музея (6 часа) |
||||||
57-58 |
Концепция и художественный замысел экспозиции. |
Экспонат- главная структурная единица экспозиции. |
Тематико- экспозиционный план, проект, |
Частично-поисковый |
Составление проектов экспозиций |
|
59-60 |
Выставка, возможности ее организации в условиях школы. |
Главные структурные единицы выставки |
План и проект выставки |
Частично-поисковый |
Составление проектов выставок |
|
61-62 |
Практическое занятие: Выставка ко дню Победы «Ветеран – имя твое бессмертно!» |
Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов |
. Тематико- экспозиционный план, проект, |
Объяснительно- иллюстративный |
Составление проектов экспозиций и выставок |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея. (2 часа) |
||||||
63-64 |
Встреча с ветеранами «Жертвы политических репрессий» |
Работа с аудиторией, формы массовой работы . |
Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник. |
Объяснительно- иллюстративный |
Составление текста экскурсии, рецензия на рассказ экскурсовода |
|
Раздел 9 Литературные источники по краеведению и музееведению (4 часа) |
||||||
65-66-67-68
|
Практическое занятие в сельской библиотеке . Принципы и приемы работы с каталогами. |
Путеводители по специальной и методической литературе. |
Библиотеки, архивы, личные собрания, аннотирование, выписки, конспекты. |
Частично-поисковый
|
Навыки работы с литературными источниками |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.