Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс
Оценка 5

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
07.06.2019
Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс
Авторская программа специального курса "Произношение"разработана специально для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 класса для систематической работы в рамках фронтальных занятий. Основные задачи данного курса: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, слухового восприятия; обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения); профилактика нарушений чтения и письма.
программа по произношению ФГОС для детей с ТНР.docx
Рабочая программа специального курса «Произношение»                                           Учителя­логопеда        Постоваловой О. А.         ГБОУ СО «Школа­интернат АОП                           № 1 г.Саратова»                                         1 «Б» класс Рассмотрено на заседании Педагогического совета школы Протокол №___от ___ августа 2018г. 2018/2019 учебный год Содержание 1. Пояснительная записка 2. Место специального курса в учебном плане 3. Результаты освоения специального курса (личностные,  метапредметные, предметные) 4. Содержание и структура специального курса 5. Тематическое планирование 6. Материально­техническое обеспечение 1. Пояснительная записка Основной контингент обучающихся школы – это обучающиеся с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и полноценные умственные способности. Нарушения речи у них проявляются в системной недостаточности   её   компонентов:   фонетики,   лексики,   грамматики. Вследствие чего у обучающихся страдает процесс формирования языковых умений   и   навыков,   не   формируются   представления   о   языковых   единицах, закономерностях   построения   высказывания   и   т.д.   Всё   это   в   значительной степени   сказывается   на   речевой   активности   обучающихся,   приводит   к нарушению коммуникативных способностей, тормозит их развитие в целом. Основная   цель   школы­интерната     формирование   полноценной речемыслительной деятельности обучающихся с речевой патологией. Среди направлений   этой   работы   важное   место   занимает   специальный   курс   – «Произношение».   На   занятиях   по   «Произношению»   посредством коррекционных   упражнений   формируется   правильное   усвоение   звуковой структуры   слова,   произношение   и   восприятие   звуков,   навык   звукового анализа. ­        Основными задачами специального курса «Произношение» являются:  ­ развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование   оптимального   для   речи   типа   физиологического   дыхания, речевого   дыхания,   голосообразования,   артикуляторной   моторики,   чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;  ­   обучение   нормативному/компенсированному   произношению   всех   звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их   артикуляторной   и   акустической   характеристики,   характера   дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);  ­ коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;  ­ формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения); ­ профилактика нарушений чтения и письма. 2. Место специального курса в учебном плане             Фронтальное   логопедическое   занятие   «Произношение»   входит   в   коррекционно­развивающую область и проводится в 1­ом классе 3   раза  в неделю согласно расписанию. I   четверть II  четверть III  четверть IV  четверть 16 ч 16 ч 18 ч 14 ч Всего за год 64 ч Индивидуальные   логопедические   занятия   по   коррекции   произношения проводятся в течение дня 2 раза в неделю с каждым учеником. 3. Результаты освоения специального курса (личностные, метапредметные, предметные) Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   1   класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные:  осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь   является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  Метапредметные:  умение   задавать   вопросы;   умение   использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать  адекватные языковые средства   для   успешного   решения   коммуникативных   задач;   понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.  Предметные:  умение   правильно,   точно   выполнять   артикуляционные движения   и   удерживать   артикуляционные   позы;   умение   правильно   (по возможности)   произносить   звуки   речи;   умение   находить,   сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово,   предложение;   способность   контролировать   свои   действия;   умение проводить   звуковой     анализ;   умение   правильно   произносить   сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные; умение отвечать на вопросы. 4.Содержание и структура специального курса                     Содержание   программы   коррекционного   курса  «Произношение» предусматривает   формирование   следующих   составляющих   речевой компетенции обучающихся с ТНР:  ­ произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;  ­ языкового анализа и синтеза;  ­ сложной слоговой структуры слова;  ­   фонематического   восприятия   (слухо­произносительной   дифференциации фонем).         Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:   ­   формирование   произношения   звуков   с   учетом   системной   связи   между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;  ­ освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;   ­   формирование   навыков   четкого,   плавного,   правильного   произношения предложений, состоящих из трех­ пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.          Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на фронтальных,   так   и   на   индивидуальных   занятиях.   Начиная   с   I   класса,   на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков,   осуществляется   усвоение   звуковой   структуры   слова   и   развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.         Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения   ставятся   комплексные   задачи,   направленные   не   только   на коррекцию   фонетического   дефекта,   но   и   на   коррекцию   всех   компонентов речевой   функциональной   системы   (фонематического,   лексического, грамматического, семантического). На уроках произношения формируются те психофизиологические   механизмы,   которые   лежат   в   основе   овладения нижнереберный), произношением:   оптимальный   для   речи   тип   физиологического   дыхания (диафрагмальный,   правильное   речевое   дыхание, голосообразование,  артикуляторную  моторику,  слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий.   Обучающиеся   закрепляют   умение   дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений   звуковой   стороны   речи   программой   предусмотрены   следующие направления работы:  ­ развитие ручной и артикуляторной моторики;  ­ развитие дыхания и голосообразования;  ­ формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков; ­ дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;  ­ формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;  ­ коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;  ­ формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно­фразового ударения).                Процесс   коррекции   нарушений   звуковой   стороны   речи   делится   на следующие этапы:  Первый этап — обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.   Второй   этап  —   подготовительный.   Цель   подготовительного   этапа   – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными   задачами   этого   этапа   являются:   развитие   тонкой   ручной   и артикуляторной   моторики,   дыхания,   голосообразования,   просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа. Третий   этап  —   основной.   Он   включает   формирование   правильной артикуляции   и   автоматизацию   звуков   в   речи,   слухо­произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с   развитием   слогового   и   фонематического   анализа   и   синтеза,   анализа структуры   предложения.   Формирование   правильной   артикуляции   звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация ­ как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Последовательность   работы   над   нарушенными   звуками   определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков. В процессе автоматизации и   дифференциации   звуков   речи   одновременно   ставится   задача   коррекции нарушений   звукослоговой   структуры   слова,   начиная   со   слов   простой звукослоговой   структуры.  Новая   звукослоговая   структура   закрепляется   на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей.   Параллельно   с   коррекцией   дефектов   звукопроизношения   и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.                 Тематика   и   последовательность   формирования   правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой   по   обучению   грамоте,   но   имеет   опережающий   характер.   К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате   обучения   дети   овладевают   не   только   определенным   объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи,  но и в значительной мере расширяется   и   уточняется   их   лексикон,   происходит   совершенствование употребления   правильных     и словообразовательных   моделей.   Задачи   коррекции   нарушений   лексико­ грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому язык.         Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется   характером   речевого   дефекта   школьников,   программой   по обучению грамоте (I класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим   темы   и   содержание   логопедических   занятий   носят   опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский   язык»,   которые   предполагают   осознание   и   анализ   речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным. грамматических   форм   слова 5. Тематическое планирование специального курса                     «Произношение» на 2018­2019 учебный год  № урока Тема урока Урок 1­3 Гласные звуки А, У, О Урок 4­6 Гласные звуки Ы, И, Э  Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11 Урок 12 Урок 13 Урок 14 Урок 15 Согласный   звук М Согласный   звук П Согласный   звук В Согласный   звук К Согласный   звук Н Согласный   звук Ф Согласный   звук Т Согласный   звук Х Дифференциация  Кол­ во часов Дата по плану Дата проведения 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.09.18 г 5.09.18 г 10.09.18 г  12.09.18 г 17.09.18 г 19.09.18 г 24.09.18 г 26.09.18 г 01.10.18 г 03.10.18 г 08.10.18 г 10.10.18 г 15.10.18 г 17.10.18 г 22.10.18 г звуков К­Х Урок 16 Мягкие   согласные   в сочетании со звуком И (МИ, ПИ, ВИ, КИ, НИ, ФИ, ТИ, ХИ) Уроки 17­18 Дифференциация твердых   и   мягких согласных в сочетании со звуками И­Ы Согласный   звук С Согласный   звук С, Дифференциация  звуков   С – С,  Дифференциация  звуков   Б – Б, Дифференциация  звуков  Д – Д, Дифференциация  звуков   З – З, Дифференциация  звуков   Г – Г, Согласный   звук Ш Дифференциация  звуков   Л – Л, Согласный   звук Ж Дифференциация  звуков   Р – Р, Дифференциация  звуков   С – Ш Дифференциация  звуков   З – Ж Дифференциация  звуков   Р – Л Дифференциация  Урок 19 Урок 20 Урок 21 Урок 22 Урок 23 Урок 24 Урок 25 Урок 26 Урок 27 Урок 28 Урок 29 Урок 30 Урок 31 Урок 32 Урок 33 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24.10.18 г 5.11.18 г 7.11.18 г 12.11.18 г 14.11.18 г 19.11.18 г 21.11.18 г 26.11.18 г 28.11.18 г 3.12.18 г 5.12.18 г 10.12.18 г 12.12.18 г 17.12.18 г 19.12.18 г 24.12.18 г 26.12.18 г 14.01.19 г Урок 34 Урок 35 Урок 36 Урок 37 Урок 38 звуков   В – Ф Дифференциация  звуков   Б – П Дифференциация  звуков   Д – Т Дифференциация  звуков   Г – К Дифференциация  звуков   З – С Дифференциация  звуков   Ж – Ш Уроки 39­44 Звук Й  в конце слова; в   середине   слова после гласных;  в начале слова перед гласными А (JА=Я), У   (JУ=Ю),   Э (JЭ=Е), О (JО=Ё);  дифференциация звуков Й­И, Й­ЛЬ;    Й   после разделительного твердого   и   мягкого знака; Уроки 45­46 Дифференциация твердых   и   мягких согласных в сочетании с гласными   и мягким знаком Звук  Ц Дифференциация  звуков  Ц – С, Урок 47 Урок 48 Урок 49­50 Дифференциация  звуков  Ц – Т, Урок 51­52 Дифференциация  звуков  Ц – С 1 1 1 1 1 6 1 2 2 1 2 1 1 2 2 16.01.19 г 21.01.19 г 23.01.19 г 28.01.19 г 30.01.19 г 4.02.19 г 6.02.19 г 11.02.19 г 13.02.19 г 25.02.19 г 27.02.19 г 04.03.19 г 06.03.19 г 11.03.19 г 13.03.19 г 18.03.19 г 20.03.19 г 03.04.19 г 08.04.19 г Урок 53 Урок 54 Урок 55 Урок 56 Дифференциация  звуков  Ц – Т Звук  Щ Дифференциация  звуков  Щ – С, Дифференциация  звуков  Щ – Ш Звук  Ч Урок 57 Урок 58­59 Дифференциация  Урок 60 звуков  Ч – Т; Ч – С,  Дифференциация  звуков  Ч – Ц  Урок 61­62 Дифференциация  звуков  Ч – Т,  ;   Ч – Щ Урок 63­64 Повторение ИТОГО: 10.04.19 г 15.04.19 г 17.04.19 г 22.04.19 г 24.04.19 г 29.04.19 г 06.05.19 г 08.05.19 г 13.05.19 г 15.05.19 г 20.05.19 г 22.05.19 г 1 1 1 1 1 2 1 2 2 64 6. Материально­техническое обеспечение 1. Методическая   литература: специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с   тяжёлыми   нарушениями   речи)».   Научный   руководитель Р.И.Лалаева. Издательство «Просвещение», Москва, 1997г.   «Программы   2. Учебник: «Произношение» Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ  V  вида. 1 класс. Авторы: Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Издательство: «АРКТИ», Москва, 2005г. 3. Ноутбук. 4. Проектор. 5. Зеркала. 6. Индивидуальные логопедические зонды. 7. Дидактические материалы для развития дыхания, голоса, мелкой моторики. 8. Методические пособия и дидактический материал для коррекции лексико­ звукопроизношения, нарушений дефектов грамматического   строя   речи,   связной   речи,   профилактики   и коррекции нарушений чтения и письма. 9. Коррекционно­логопедические компьютерные программы. 10.Доступ к электронным образовательным ресурсам.

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс

Рабочая программа специального курса «Произношение» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2019