РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурс по математике «Решение нестандартных задач»
9 класс
Составитель Мезенцев А.В.
к.ф.-м.н., учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса по математике «Решение нестандартных задач» для учащихся 9 класса состоит из пяти блоков:
• «Модуль»,
• «Решение задач с помощью графов»,
• «Процентные расчеты на каждый день»,
• «Задачи на вычисления «золотой пропорции», «Задачи на использование симметрии».
Каждый из блоков ориентирован на развитие познавательного интереса учащихся к соответствующим разделам математики. Материал данного курса содержит «нестандартные методы», которые позволяют более эффективно решать широкий класс задач по каждому из указанных блоков. В объем курса, безусловно, входят те знания, умения и навыки, обязательное применение которых предусмотрено требованиями обязательной программы: однако предполагается более высокое качество их сформированности.
В основной части предлагаемый курс дополняет базовую программу по математике. В курсе разбирается большое количество сложных задач, которые расширяют и углубляют уровень знаний, предусмотренных базовым уровнем общеобразовательной программы по алгебре и геометрии в 9 классе.
Курс рассчитан на 60 часов.
Цель курса: помочь повысить уровень понимания и практической подготовки обучающихся в таких вопросах как: решение уравнений и неравенств, содержащих модуль, построение графиков, содержащих модуль, решение текстовых задач и задач на проценты; расширить кругозор обучающихся, показать связь между разными областями знаний, стимулировать интересы обучающихся к познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- углубление знаний, умений и навыков обучающихся по следующим темам: решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; построение графиков функций, содержащих модуль; решение текстовых задач с помощью графов; решение задач на сложные проценты;
- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
- познакомить обучающихся с «золотой пропорцией» и связанных с ней соотношениями;
- познакомить обучающихся с областями применения симметрии в науке, архитектуре и искусстве; в частности, в математике – для решения симметрических систем уравнений, изучения свойств симметрических многочленов и построения графиков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса обучающиеся должны знать: - определение и свойства модуля, его геометрический смысл;
- алгоритмы решения задач: на использование свойств модуля; на вычисление значения выражения, содержащего арифметический корень; - алгоритмы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль;
- алгоритмы решения систем уравнений и неравенств, содержащих модуль;
- способы построения графиков функций, содержащих знак модуля следующих видов: y= |f(x)|, y= f(|x|), y= |f(|x|)|, y = |f1(x)| + |f2(x)| +…+ |fn(x)|.
- способы построения линий координатной плоскости следующих видов: |y|= f(x), |y|= |f(x)|;
- геометрическую интерпретацию уравнений вида: |x–a| + |x–b|=c, |x–a| – |x–b| = c;
- основные способы моделирования условий задач с помощью сетевых графов: приемы построения и работы с сетевым графом; - содержательный смысл термина «процент», широту применения процентных вычислений в жизни; - формулу сложных процентов;
- понятие «золотой пропорции» и связанные с ним соотношения в природе, архитектуре и искусстве;
- способы деления отрезка по формуле «золотой пропорции»;
- последовательность чисел Фибоначчи;
- виды симметрий и их свойства;
- классификацию фигур по классам симметрии;
- виды симметрии в природе;
- виды симметрии в физике, искусстве, архитектуре, живописи, литературе;
- определение симметрического многочлена двух переменных, симметрической системы уравнений;
- понятия четной и нечетной функции и свойства их графиков.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
- применять свойства модуля для вычисления выражений, решения уравнений и неравенств;
- используя определение модуля, записывать составную функцию и строить ее график на координатной плоскости;
- используя определение модуля и его геометрический смысл, решать уравнения вида: |f(x)| = a, f(|x|) = a, |f(x)| = g(x), |f(x)| = |g(x)|,
|f1(x)| + |f2(x)| +…+ |fn(x)| = g(x);
- используя определение модуля и его геометрический смысл, решать неравенства вида: |f(x)| ≤ a, |f(x)| ≤ g(x), |f(x)| ≥ g(x), |f(x)|= |g(x)|,
|f1(x)| + |f2(x)| +…+ |fn(x)| ≥ a, |f1(x)| + |f2(x)| +…+ |fn(x)| ≥ g(x), (≤ , <, >);
- используя определение модуля и правила геометрического преобразования графиков строить графики функций, содержащих знак модуля следующих видов: y= |f(x)|, y= f(|x|), y= |f(|x|)|, y = |f1(x)| + |f2(x)| +…+ |fn(x)|;
- используя метод вершин, строить графики непрерывных кусочно-линейных функций следующего вида: y = |ax+b| ± |cx+d| ± ex + g;
- используя метод сложения графиков, строить графики непрерывных кусочно-линейных функций следующего вида: y = |ax+b| ± |cx+d|; - решать уравнения и неравенства, содержащие знак модуля графическим способом;
- решать уравнения с параметром, содержащие знак модуля;
- решать задачи на нахождение наименьшего и наибольшего значения функций, содержащих знак модуля;
- решать некоторые трансцендентные уравнения с модулем;
- решать уравнения и неравенства с двумя переменными, содержащими модуль на координатной плоскости.
- составлять граф для моделирования условий задач;
- уметь работать с графом для нахождения решения задач;
- соотносить процент с соответствующей дробью;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- применять способы, рационализирующие вычисления;
- делить отрезок по формуле «золотой пропорции»;
- строить последовательность чисел Фибоначчи;
- решать симметрические системы уравнений;
- строить графики функций с опорой на преобразование симметрии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей.
Геометрическая интерпретация уравнений с двумя модулями.
Графики функций, содержащих модуль.
Решение уравнений с параметром, содержащими модуль. Решение уравнений и неравенств с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости.
Решение задач с помощью графов
Вводное занятие: что такое сетевой граф?
Решение арифметических задач с помощью графов.
Решение текстовых задач с помощью сетевых графов:
– на движение;
– на совместную работу;
– на стоимость;
– различные алгебраические задачи.
Решение задач по всей теме.
Процентные расчеты на каждый день Задачи на проценты:
– основные задачи на проценты;
– проценты в« прошлом и настоящем» (историческая справка);
– простой и сложный процентный рост;
– процентные вычисления в жизненных ситуациях;
– распродажа, тарифы, штрафы;
– банковские операции;
– задачи на смеси, растворы, сплавы; Старинные текстовые задачи. Решение задач по всей теме.
Задачи на вычисления «золотой пропорции» «Золотая пропорция». Общие сведения.
«Золотая пропорция» и связанные с ней соотношения.
«Золотое сечение» и связанное с ним соотношение.
Возвышенный треугольник. Пятиконечная звезда.
«Золотая пропорция» в природе.
«Золотое сечение» в архитектуре и скульптуре.
Задачи на использование симметрии
Симметрия фигур. Распределение по классам симметрий.
Симметрия в природе. Симметрия в физике: симметрия законов природы.
Симметрия в музыке, литературе, в архитектуре и в предметах декоративно-прикладного искусства.
Симметрические многочлены от двух переменных.
Симметрические системы уравнений. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Литература |
1 |
Модуль |
16 часов |
[1], [2] |
1.1 |
Модуль: общие сведения. Свойства модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. |
2 часа |
|
1.2 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. |
2 часа |
|
1.3 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. |
2 часа |
|
1.4 |
Геометрическая интерпретация уравнений с двумя модулями. |
1 час |
|
1.5 |
Графики функций, содержащих модуль. |
3 часа |
|
1.6 |
Решение уравнений с параметром, содержащими модуль. |
2 часа |
|
1.7 |
Решение уравнений и неравенств с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости. |
4 часа |
|
2 |
Решение задач с помощью графов |
16 часов |
[1], [2] |
2.1 |
Вводное занятие: что такое сетевой граф? |
1 час |
|
2.2 |
Решение арифметических задач с помощью графов. |
2 часа |
|
2.3 |
Решение текстовых задач с помощью сетевых графов: – на движение; – на совместную работу; – на стоимость; – различные алгебраические задачи. |
10 часов |
|
2.4 |
Решение задач по всей теме. |
3 часа |
|
3 |
Процентные расчеты на каждый день |
12 часов |
[1], [2], [4], [5] |
3.1 |
Задачи на проценты: – основные задачи на проценты; – проценты в« прошлом и настоящем» (историческая справка); – простой и сложный процентный рост; – процентные вычисления в жизненных ситуациях; – распродажа, тарифы, штрафы; – банковские операции; – задачи на смеси, растворы, сплавы; |
8 часов |
|
3.2 |
Старинные текстовые задачи. |
2 часа |
|
3.3 |
Решение задач по всей теме. |
2 часа |
|
4 |
Задачи на вычисления «золотой пропорции» |
6 часов |
[3], [8], [9] |
4.1 |
«Золотая пропорция». Общие сведения. |
1 час |
|
4.2 |
«Золотая пропорция» и связанные с ней соотношения. |
1 час |
|
4.3 |
«Золотое сечение» и связанное с ним соотношение. |
1час |
|
4.4 |
Возвышенный треугольник. Пятиконечная звезда. |
1 час |
|
4.5 |
«Золотая пропорция» в природе. |
1 час |
|
4.6 |
«Золотое сечение» в архитектуре и скульптуре. |
1 час |
|
5 |
Задачи на использование симметрии |
10 часов |
[3], [7], [10] |
5.1 |
Симметрия фигур. Распределение по классам симметрий. |
2 час |
|
5.2 |
Симметрия в природе. Симметрия в физике: симметрия законов природы. |
1 час |
|
5.3 |
Симметрия в музыке, литературе, в архитектуре и в предметах декоративно-прикладного искусства. |
1 час |
|
5.4 |
Симметрические многочлены от двух переменных. |
2 часа |
|
5.5 |
Симметрические системы уравнений. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций. |
4 часа |
|
|
Итого |
60 часов |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения |
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
|
План |
Факт |
|||
|
|
1 |
Модуль |
16 часов |
|
|
1.1 |
Модуль: общие сведения. Свойства модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль. |
2 часа |
|
|
1.2 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. |
2 часа |
|
|
1.3 |
Решение уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей. |
2 часа |
|
|
1.4 |
Геометрическая интерпретация уравнений с двумя модулями. |
1 час |
|
|
1.5 |
Графики функций, содержащих модуль.
|
3 часа |
|
|
1.6 |
Решение уравнений с параметром, содержащими модуль. |
2 часа |
|
|
1.7 |
Решение уравнений и неравенств с двумя переменными, содержащими модуль, на координатной плоскости.
|
4 часа |
|
|
2 |
Решение задач с помощью графов |
16 часов |
|
|
2.1 |
Вводное занятие: что такое сетевой граф? |
1 час |
|
|
2.2 |
Решение арифметических задач с помощью графов. |
2 часа |
|
|
2.3 |
Решение текстовых задач с помощью сетевых графов: – на движение; – на совместную работу; – на стоимость; – различные алгебраические задачи.
|
10 часов |
|
|
2.4 |
Решение задач по всей теме.
|
3 часа |
|
|
3 |
Процентные расчеты на каждый день |
12 часов |
|
|
3.1 |
Задачи на проценты: – основные задачи на проценты; – проценты в« прошлом и настоящем» (историческая справка); – простой и сложный процентный рост; – процентные вычисления в жизненных ситуациях; – распродажа, тарифы, штрафы; – банковские операции; – задачи на смеси, растворы, сплавы; |
8 часов |
|
|
3.2 |
Старинные текстовые задачи.
|
2 часа |
|
|
3.3 |
Решение задач по всей теме.
|
2 часа |
|
|
4 |
Задачи на вычисления «золотой пропорции» |
6 часов |
|
|
4.1 |
«Золотая пропорция». Общие сведения. |
1 час |
|
|
4.2 |
«Золотая пропорция» и связанные с ней соотношения. |
1 час |
|
|
4.3 |
«Золотое сечение» и связанное с ним соотношение. |
1час |
|
|
4.4 |
Возвышенный треугольник. Пятиконечная звезда. |
1 час |
|
|
4.5 |
«Золотая пропорция» в природе. |
1 час |
|
|
4.6 |
«Золотое сечение» в архитектуре и скульптуре. |
1 час |
|
|
5 |
Задачи на использование симметрии |
10 часов |
|
|
5.1 |
Симметрия фигур. Распределение по классам симметрий. |
2 час |
|
|
5.2 |
Симметрия в природе. Симметрия в физике: симметрия законов природы. |
1 час |
|
|
5.3 |
Симметрия в музыке, литературе, в архитектуре и в предметах декоративно-прикладного искусства. |
1 час |
|
|
5.4 |
Симметрические многочлены от двух переменных. |
2 часа |
|
|
5.5 |
Симметрические системы уравнений. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.
|
4 часа |
|
|
|
Итого |
60 часов |
1. Харламова Л.Н. Математика 8-9 классы: элективные курсы «Самый простой способ решения непростых неравенств», «Избранные задачи по планиметрии», «Решение задач с помощью графов».– Волгоград: Учитель, 2008. – 89 с. ISBN 978-5-7057-0999-1.
2. Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика 8-9 классы: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 205 с. ISBN57057-0899-8.
3. Сагателова Л.С., Студенецкая В.Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая пропорция. Симметрия вокруг нас. 8-9 классы: элективные курсы ─ Волгоград: Учитель, 2007. ─ 158 с. ISBN5-7057-1071-2.
4. Тиунчик А. А. Математика: просто о сложном: задачи на проценты и смеси. – Минск: Аверсэв, 2007. – 140 с.
5. Дорофеев Г. В. Процентные вычисления. 10 – 11 классы: учебно-метод. – М. : Дрофа, 2003. – 144 с.
6. Олехник С. Н., Нестеренко Ю.В., Потаров М. К. Старинные занимательные задачи. – М. : Наука, 1985. – 160 с.
7. Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных). Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. –144 с.
8. Ковалев Ф. Золотое сечение в живописи.– М: РИП-Холдинг. 2013.– 192 с.
9. Аракелян Г. Б.Математика и история золотого сечения.– М.: Логос, 2014, 404 с.
10. Шафрановский И.И. Симметрия в природе.– М: Недра. 1968. – 184 с.
Компьютер, проектор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.