Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Рассмотрена»
на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
___________________________ Сарапкина Г.Д.
Протокол № ______ от ______________ 2016
«Согласована»
Заместитель директора(заведующий
филиалом )
__________________ Н.П. Пузакова
«______»_____________________2016
«Утверждена»
Директор школы
____________________ И.Ф.Фасхутдинов
Приказ № __________
от «______» _____________________2016
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
11 ф класс (базовый уровень)
20162017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №
1089.
2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
3.Программы спецкурса для учащихся 1011 классов «Подготовка в ЕГЭ по русскому языку»/ авт.Исакова В.А., Курошина Л.Н. –
Ульяновск, ИПК ПРО, 2008.
Количество часов: всего 33 часа
в неделю 1 час
резервных уроков 1 час
1Учитель: Солодилина Светлана Геннадьевна
Программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» составлена на основе
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1089.
Ульяновск, ИПК ПРО, 2008.
2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
3.Программы спецкурса для учащихся 1011 классов «Подготовка в ЕГЭ по русскому языку»/ авт.Исакова В.А., Курошина Л.Н. –
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то,
которое соответствует данной пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных
орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые
заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе
правильного написания.
Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают
реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными
лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о
происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).
Уровень программы базовый. В соответствии с учебным планом МБОУ Мирновской СШ на 20162017 учебный год (34 недели) планирование
Срок реализации рабочей программы 1 год.
составлено на 33 часа (1 час в неделю).
Цели и задачи
2Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли
написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и
классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по всем разделам языкознания, изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развитие письменной речи учащихся, пополнение их теоретиколитературного словаря;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои
мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Особенности методики:
формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых
групп (парная),
проблемное изложение материала,
подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов,
применение компьютерных технологий,
самостоятельное освоение теоретического материала,
контроль и самоконтроль.
Средствами обучения являются: сборники учебно справочных материалов, КИМы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, изданные
ФИПИ, а также различные лингвистические словари.
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса
Фонетика и орфоэпия
Должны знать:
• что изучает фонетика и орфоэпия;
• какие гласные и согласные звуки есть в русском языке, уметь их характеризовать;
3• основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
характеризовать гласные и согласные звуки;
• проводить фонетический и орфоэпический разборы;
• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Лексика и фразеология
знать:
• что изучает лексикология и фразеология;
• основные понятия лексикологии и фразеологии;
• основные способы объяснения лексического значения слова;
• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконнорусские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
• определять прямое и переносное значение слова;
• находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
• что изучает морфология;
• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей
речи;
• основные морфологические нормы;
уметь:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
4• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
• проводить морфологический разбор слова;
• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
• что изучает синтаксис и пунктуация;
• основные признаки словосочетания и предложения;
• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого
предложения, а также виды сложного предложения;
• основные пунктуационные нормы;
• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с
обособленными членами, придаточными частями);
• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
• пользоваться синтаксическими синонимами;
• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
• проводить пунктуационный разбор предложения;
• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
• что изучает орфография;
• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания;
3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
• применять орфографические правила на письме;
5• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
тем
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Содержание тем
Введение
Орфография
Орфоэпия
Лексика и фразеология
Морфология
Синтаксис и пунктуация
Резервные уроки
Колво
часов
1
8
2
3
11
7
1
33
Всего
№ Раздел
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СПЕЦКУРСА
Колво часов
61 Введение
Типология заданий ЕГЭ.
2 Орфография
3 Орфоэпия
4 Лексика и
фразеология
5 Морфология
6 Синтаксис и
пунктуация
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые
ошибки. Орфографические нормы. Умение анализировать, классифицировать орфограммы.
Умение проводить орфографический анализ слова, предложения. Умение применять знания по
фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии в практике правописания.
Трудные случаи орфографии.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум. Умение оценивать речь с
точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. Трудные
вопросы орфоэпии.
Употребление синонимов и антонимов, паронимов и омонимов, фразеологизмов, заимствованных
слов, архаизмов, историзмов, неологизмов, стилистически ограниченной лексики
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора.
Отработка умения определять принадлежность слова к определённой части речи по его
морфологическим признакам.
Словосочетание. Виды синтаксической связи
Простое предложение. Члены предложения. Знаки препинания между однородными членами.
Знаки препинания при обособлении определений и приложений. Обособленные обстоятельства.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. Синтаксический
разбор простого предложения. Тире в простом предложении.
Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами связи. Чужая речь
Отработка умения классифицировать предложения по структуре: простые осложнённые;
сложные: бессоюзные, союзные – ССП и СПП; сложные с различными видами союзной и
бессоюзной связи. Совершенствование навыков синтаксического разбора предложений:
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
1
8
2
3
11
7
7Виды деятельности учащихся на уроке
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико
фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
информационная переработка устного и письменного текста:
создание текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров;
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебнонаучной, социальнокультурной и деловой сферах общения, с учётом
основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого
общения;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка;
работа с различными информационными источниками: учебнонаучными текстами, справочной литературой, средствами массовой
информации ( в том числе представленных в электронном виде).
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку в рамках спецкурса, служат тесты.
Обучение проводится по безотметочной системе.
Литература для учителя
1Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе.
Сборник научнометодических материалов. М.:МИОО, 2007.
2 Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
3 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Литература для ученика
1. Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ 2016. Тематический тренинг. Модели сочинений. 1011 классы: учебное пособие. – Ростов на Дону: Легион,
2015.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. /авт.сост. И.П.Цыбулько М.: Национальное образование, 2015
3. ЕГЭ2015. Русский язык: Активтренинг: выполнение заданий А, В, С /под.ред И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015.
84. ЕГЭ2016. Русский язык: Активтренинг: выполнение заданий А, В, С /под.ред И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2016.
5. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов на Дону, 2010.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/ Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые
бумаги правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ Все образование Интернета
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольнодиагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ «Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
9 Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе БабыЯги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарьсправочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителейсловесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
10№
Тема занятия
Содержание урока
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Форма урока
Кол
во
часов
Дата
фактич
Дата
урока по
плану
05.09
Типология заданий ЕГЭ
Введение (1 ч)
Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со
структурой сдачи данного экзамена.
Нормативное правописание корневых
морфем. Гласные после шипящих
Нормативное правописание корневых
морфем. Гласные после шипящих
Гласные и согласные в приставках
Буквы Ъ и Ь
Гласные и согласные в приставках
Буквы Ъ и Ь
Слитное,
написание слов
Слитное,
написание слов
раздельное и дефисное
раздельное и дефисное
Раздел №1. Орфография (8 часов)
Правописание корневых морфем, правописание
гласных после шипящих
Правописание гласных и согласных в приставках
Правописание твердого и мягкого знаков
Правописание не и не с различными частями речи,
слитное и раздельное написание союзов и
произвольных предлогов, слитное, раздельное,
дефисное написание наречий, написание сложных
слов, дефисное написание приставок, суффиксов,
служебных частей речи.
Гласные и согласные в суффиксах и в
окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
Гласные и согласные в суффиксах и в
Правописание суффиксов ек и ик, суффиксы
оваева, ываива; суффиксы в наречиях, н и –нн
в суффиксах прилагательных, существительных,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Лекция,
вводный
контрольны
й тест
Лекция
12.09
Практикум
19.09
Лекция
26.09
Практикум
03.10
Лекция
10.10
Практикум
17.10
Лекция
24.10
Практикум
07.11
11окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
причастий,
наречий,
прилагательных и причастий.
окончаниях. Гласные после шипящих и ц.
гласные в суффиксах
Гласные в
Орфоэпические нормы русского языка
Орфоэпические нормы русского языка
Раздел №2. Орфоэпия (2 часа)
работа с орфоэпическим словарем, сравнительный
анализ звукового и буквенного состава слов.
Раздел № 3. Лексика и фразеология (3 часа)
Особенности лексического состава слова Употребление синонимов и антонимов, паронимов
и омонимов, фразеологизмов, заимствованных слов,
архаизмов,
неологизмов,
стилистически ограниченной лексики
историзмов,
Основные выразительные средства
лексики и фразеологии. Употребление
слов, использованных в переносном
значении, в художественном тексте
(тропов)
Трудности лексического анализа текста
Морфология. Гласные в суффиксах имён
существительных. Правописание сложных
имён существительных.
Образование форм различных степеней
сравнения прилагательных
Употребление числительных. Склонение
сложных количественных числительных.
Склонение составных порядковых
числительных. Употребление
собирательных числительных.
Раздел № 4. Морфология (11 часов)
Систематизировать знания учащихся по написанию
суффиксов имён существительных
Систематизировать знания учащихся по
образованию степеней сравнения прилагательных
Повторить особенности склонения количественных
и порядковых числительных
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
Практикум
14.11
Практикум
21.11
Лекция
Лекция
28.11
05.12
Практикум
12.12
Практикум
19.12
Практикум
26.12
Практикум
16.01
16
12Особенности склонения числительных
100, 90, 40, полтора и полтораста.
Правописание наречий
Правописание предлогов
Правописание частиц. Частицы не и ни.
Их значение и употребление
Трудные случаи морфологического
разбора самостоятельных частей речи
Образование форм повелительного
наклонения глаголов
Образование форм деепричастий
Употребление некоторых форм глаголов,
причастий и деепричастий.
Образование
Употребление местоимений.
форм местоимений.
знания учащихся
Обратить внимание учащихся на сложные случаи
правописания наречий
Систематизировать
в
правописании производных предлогов, повторить
алгоритмы, помогающие отличить предлог от
омонимичных самостоятельных частей речи
Систематизировать знания учащихся по
правописанию частиц не и ни
Повторить морфологический разбор
самостоятельных частей речи
Повторить способы образования, правописание и
употребление глаголов в повелительном
наклонении
Систематизировать знания учащихся по
употреблению в речи деепричастий и способов их
образования
Повторить разряды и правописание местоимений,
их роль в предложении. Напомнить алгоритм
отличия местоимений от подчинительных союзов
Нормативное построение словосочетаний
и предложений различных типов
Речевые нормы, тема текста и авторская позиция,
словосочетания и типы связи в словосочетаниях.
Раздел № 5. Синтаксис и пунктуация (7 часов)
Систематизация сведений о пунктуации
простого осложнённого предложения
Систематизация сведений о пунктуации Трудные случаи согласования подлежащего и
Виды синтаксического разбора.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Практикум
23.01
Практикум
30.01
23
30
Практикум
06.02
6
Практикум
13.02
Практикум
20.02
Практикум
27.02
06.03
Практикум
13.03
13
20
27
6
13
Практикум
20.03
20
Лекция
03.04
3.04
Практикум
10.04
10.04
13простого осложнённого предложения
Систематизация сведений о видах
сложного предложения и пунктуация в
них
Систематизация сведений о видах
сложного предложения и пунктуация в
них
Контрольная работа по материалам и
форме ЕГЭ.
Анализ контрольной работы.
Резерв
29
30
31
32
33
сказуемого. Интонационное богатство русского
языка.
Речевые нормы. Знаки препинания при однородных
членах предложения и обособленных членах
предложения.
Речевые нормы. Знаки препинания при однородных
членах предложения и обособленных членах
предложения.
1
1
1
1
Практикум
17.04
Практикум
24.04
Контроль
знаний
08.05
15.05
22.05
14_____ класс
Учитель: __________________________
№
Дата по
плану:
Дано
фактич
Корректировка планирования уроков
Тема урока
Коррекция
Причины
15161718