Рабочая программа среднего общего образования (ФК ГОС СОО) по русскому языку 11 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39); - Примерной программы основного общего образования по рус¬скому языку;программа
Иконка файла материала программа.docx
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: ­ Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»; ­ Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального,  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого  приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. №  39); ­ Примерной программы основного общего образования по русскому языку; ­ Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя  общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского  языка, обществознания и права». Рабочая программа разработана с учетом авторской программы В.В. Бабайцевой для  общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10­11 классы. Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на  достижение следующих целей: ­ воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного  отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных  сферах человеческой деятельности; ­ развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,  обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и  ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и  взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; ­ освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного  языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых  грамматических средств; ­ формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,  оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;  осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую  информацию; ­ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В раздел «Введение в науку о языке» включены тема для систематизации и актуализации  знаний учащихся, полученных в основной школе. Разделы «Содержание, обеспечивающееформирование коммуникативной компетенции», «Содержание, обеспечивающее  формирование культуроведческой компетенции» распределены по всем разделам курса с  целью развития коммуникативной компетентности учащихся и подготовки к ЕГЭ. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития  коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой  компетенций. Общая характеристика учебного предмета Русский язык ­ государственный язык Российской Федерации, средство межнационального  общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации  являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения  человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к  изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:  является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания  действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих  способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,  формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и  самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский  язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения  всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей  профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на  основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются  и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и  культуроведческая компетенции. Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой  деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и  особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение  русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура  населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект  культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,  воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного  свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать  этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает  формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,  информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также  способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа  обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных  учебных заведениях.Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное  развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только  тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые  обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы  включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,  указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды  учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.  Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного  подхода к изучению русского языка в школе. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального  общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации  являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения  человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к  изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:  является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания  действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих  способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,  формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и  самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский  язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения  всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей  профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на  основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются  и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и  культуроведческая компетенции. Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой  деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и  особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение  русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура  населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект  культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,  воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного  свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать  этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает  формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,  информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также  способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа  обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных  учебных заведениях.Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное  развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только  тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые  обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы  включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,  указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды  учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.  Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного  подхода к изучению русского языка в школе. Описание места предмета в учебном плане 11 класса Класс 11 Кол­во часов в неделю Кол­во учебных недель Всего часов за учебный год 3 34 102 Содержание предмета «Русский язык» 11 класс Морфемика и словообразование (12 ч) Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.  Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования  частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация (39 ч) Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1)  правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление  прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения  слов. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,  включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки  препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного  предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Тематическое планирование 11 классРазделы Кол­во часов по разделу Количество часов на контрольные (лабораторные, практические, творческие работы) Морфемика и  словообразование Правописание: орфография и  пунктуация. Стилистика. Культура речи. Орфография и  пунктуация . ВСЕГО 12 39 11 40 102 1 3+6 1+4 5+6 10+16 Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 1. Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10­ 11кл.: учебник/В.В. Бабайцева. ­ 3­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2015. 2. Русский язык. 10­11 классы. Методические рекомендации к учебнику В. В.  Бабайцевой. Вертикаль. ФГОС. 2014. 3. Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык.  10­11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. ­  М., 2014. 4. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению­рассуждению при подготовке к ЕГЭ по  русскому языку // РЯШ. ­2014. ­№ 9­10. 5. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. ­ М., 2013. 6. Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный  анализ текста. 10­11 кл. Дидактические материалы. ­ М.: Дрофа, 2014. 7. Материалы журнала «Русский язык в школе» 8. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. ­ М., 2010. 9. Компьютер персональный 10. Мультимедийный проектор 11. Экран Цифровые образовательные ресурсы: 1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2.http://repetitor.1c.ru/ ­ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому  языку, Контрольно­диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации,  орфографии и др.3.http://www.gramota.ru/­ Все о русском языке на страницах справочно­информационного  портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы,  связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и  лингвистики. 4.http://www.gramma.ru/ ­ Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.  Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги ­ правила оформления. Консультации  по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. 5.http://www.school.edu.ru/ ­Российский образовательный портал 6.http://www.1september.ru/ru/ ­ газета «Первое сентября» 7.http://all.edu.ru/ ­ Все образование Интернета 8.Культура письменной речи http://www.gramma.ru 9.Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning­russian.gramota.ru 10.http:// mon.gov.ru/ ­ сайт Министерства образования и науки РФ. 11.http://school­collection.edu.ru/ ­каталог Единой коллекции цифровых образовательных  ресурсов. № уро­ ка 1 Календарно­тематическое планирование 10 класс Тема урока Реализуемое содержание Требования к уровню подготовки Русский язык в  современном мире Введение в науку о языке (11ч) Язык как общественное  явление. Русский язык в  Российской Федерации.  Русский язык в кругу  языков народов России.  Влияние русского языка  на становление и  развитие других языков  России. Язык как особая  система знаков; её место Знать/понимать  культуру русского и  других народов;  осознание русского  языка как духовной,  нравственной и  культурной ценности  народа; приобщения к  ценностям  национальной и мировой2 3 4 Основные функции  языка. Русистика как наука о  русском языке; ее  основные разделы. Русский язык как один  из индоевропейских  языков. 5 Реформы в истории  русского письма. среди других знаковых  систем. Языки  естественные и  искусственные. культуры;  Знать/понимать связь  языка и истории. Основные функции  языка: коммуникативная, когнитивная  (познавательная),  кумулятивная  (культуроносная),  эстетическая. Общее представление о  развитии русистики.  Виднейшие ученые­ лингвисты и их работы.  Основные направления  развития современной  русистики. Русский язык в кругу  других славянских  языков. Понятие о  старославянском языке.  Роль старославянского  языка в развитии  русского языка.  Старославянизмы в  современном русском  языке и их признаки.  Основные этапы  исторического развития  русского языка и их  связь с историей  славянских народов  (краткие сведения). Краткая история русской письменности. Создание  славянского алфавита. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности6 7 8 9 Формы существования  русского национального языка Понятие о современном  русском литературном  языке и его диалектах. Языковая норма, ее  основные признаки и  функции Основные тенденции  развития нормы в  современном русском  языке Комплексный анализ  текста В. А.  Сухомлинского Кодификация нормы;  фиксация нормы в  грамматиках, словарях,  справочниках. Норма  обязательная и  допускающая выбор,  вариантная; обще­  языковая (с вариантами  или без них) и  ситуативная  (стилистическая).  Варианты норм.  Основные виды норм  современного русского  литературного языка. Мотивированные  нарушения нормы и  речевые ошибки.  Типичные ошибки,  вызванные отклонением  от литературной нормы.  Динамика языковой  нормы. Основные правила  орфографии и  пунктуации и  составляющие  комплексного анализа  текста. Комплексный  анализ текста. и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления.10 Проблемы экологии  русского языка на  современном этапе его  развития. Активные процессы в  области произношения и  ударения, в лексике и  грамматике 11 Словари русского языка  и лингвистические  справочники Современные  нормативные словари,  справочники, пособия.. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка 12 Уровневая организация  языка.. Языковая система. Синонимия в системе языка (1 ч) Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка Понятие о системе и  структуре языка  Основные единицы  разных уровней языка.  Взаимосвязь единиц и  уровней языка.  Системные отношения  между языковыми  единицами. Языковая система. Фонетика (4 ч) 13 Классификация  фонетических единиц  русского языка 14 Входная контрольная  работа 15 Смыслоразличительная  функция интонации. Звук речи и фонема.  Позиционные  чередования звуков  речи. Ударение в  русском языке. Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка Орфографические  нормы. Разделы русской  орфографии и  пунктуации. Основные  принципы написания. Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского языка. Интонационные  особенности русской  речи. Основные  элементы интонации.  Основные требования к  интонационно  Соблюдать нормы  речевого поведения в  различных сферах и  ситуациях общения, в  том числе при  обсужденииправильной и  выразительной речи. 16 Изобразительные  средства фонетики  русского языка. Основные требования к  интонационно  правильной и  выразительной речи. дискуссионных проблем; использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Соблюдать нормы  речевого поведения в  различных сферах и  ситуациях общения, в  том числе при  обсуждении  дискуссионных проблем; использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Языковая система. Лексика и лексикология (6 ч) 17 Системные отношения в  лексике русского языка. Слово – основная  единица языка.  Системные отношения в  лексике русского языка,  их выражение в  многозначности,  омонимии, синонимии,  антонимии, паронимии. 18 Сферы употребления  стилистической  дифференциации Лексика русского языка  с точки зрения ее  происхождения,  активного и пассивного  запаса, сферы  употребления,  стилистической  дифференциации. Осуществлять речевой  самоконтроль:  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой  самоконтроль:  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач.Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Беседа о культуре речи,  роли языковых норм.  Анализ языкового  материала. Осуществлять речевой  самоконтроль:  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. 19 Фразеологические  единицы русского  языка. 20 Лексические средства  выразительности речи. Фразеологические  единицы русского языка: идиомы,  фразеологические  сочетания, пословицы и  поговорки, крылатые  выражения. Основные  признаки  фразеологизмов.  Источники  фразеологизмов. Употребление слова в  строгом соответствии с  его лексическим  значением. Лексические  средства  выразительности речи. 21 РР Изложение с  творческим заданием Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. 22 Написание изложения с  творческим заданием Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормысовременного русского  литературного языка. точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Языковая система. Морфология (6 ч) 23 Основные способы  выражения  грамматических  значений. 24 25 Проблема  классификации частей  речи в русистике Грамматическая  омонимия. Переходные  явления в области  частей речи. Грамматические  категории,  грамматические  значения и  грамматические формы. Общее грамматическое  значение,  морфологические и  синтаксические при­  знаки знаменательных  частей речи.. Служебные части речи и  их грамматические  признаки. Слова,  находящиеся вне  системы частей речи. 26 Грамматическая  омонимия. Переходные явления в  области частей речи. 27 Морфологические  средства  выразительности речи Морфологические  средства  выразительности речи Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Составление текстов по  опорным словам. 28 РР Комплексный  анализ текста. Основные правила  орфографии и  пунктуации и  составляющие  комплексного анализа  текста. Комплексный  Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста.  Анализироватьанализ текста. языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Языковая система. Синтаксис (12 ч) 29 Средства выражения  синтаксической связи. Синтаксические связи и  их типы. Синтаксические единицы. Соблюдать в практике  письма синтаксические  нормы современного  русского литературного  языка. 30 Синонимия  словосочетаний Вопрос о  словосочетании. Типы  подчинительной связи в  словосочетании.  Сильное и слабое  управление. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. 31 Коммуникативная и  экспрессивно­ стилистическая роль  предложения. 32 РР Комплексный анализ  текста 33 Синтаксис текста. Предложение как  единица синтаксиса.  Интонационные и  грамматические  признаки предложения.  Порядок слов в простом  предложении. Основные правила  орфографии и  пунктуации и  составляющие  комплексного анализа  текста. Комплексный  анализ текста. Синтаксис текста.  Средства их выражения.  Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое  единство) как семантико­ синтаксическая единица  текста Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста.  Анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. 34 Синонимия  синтаксических  Синонимия  синтаксических  Сопоставительный  анализ предложений.конструкций. конструкций. 35 Целостность и  связность как  конструктивные  признаки текста Целостность и связность как конструктивные  признаки текста.  Средства их выражения. 36 Изобразительные  средства синтаксиса 37 Изобразительные  средства синтаксиса 38 Этимология как раздел  лингвистики. Изобразительные  средства синтаксиса:  синтаксический  параллелизм;  риторический вопрос,  восклицание и  обращение;  повторяющиеся союзы и  бессоюзие и т. п. Изобразительные  средства синтаксиса:  синтаксический  параллелизм;  риторический вопрос,  восклицание и  обращение;  повторяющиеся союзы и  бессоюзие и т. п. Исторический  комментарий к  различным языковым  явлениям. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка. Осуществлять речевой  самоконтроль;  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. 39 Тестирование по теме  «Орфография и  пунктуация» Орфографические  нормы. Разделы русской  орфографии и  пунктуации. Основные  Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы40 Тестирование по теме  «Орфография и  пунктуация» принципы написания. Орфографические  нормы. Разделы русской  орфографии и  пунктуации. Основные  принципы написания. современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Система функциональных разновидностей современного русского языка (7 ч) 41 42 43 44 45 46 47 Лингвистические  особенности текстов и  их основных жанров. Совершенствование  культуры разговорной  речи Лингвистический анализ текстов Лингвистические  особенности научных,  официально­деловых,  публицистических  текстов и их основных  жанров. Разговорная речь и ее  особенности. Лингвистический анализ  научных, официально­ деловых,  публицистических,  разговорных текстов Анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Частичный (выборочный) и комплексный анализ  текстов разных типов  речи. Анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Язык художественной  литературы и  литературный язык. Язык художественной  литературы в отношении  к разговорному языку и  функциональным стилям. Частичный (выборочный) и комплексный анализ  текстов разных типов  речи. Тропы, стилистические  фигуры и особенности  их использования. Средства словесной  образности. Беседа о культуре речи,  роли языковых норм.  Анализ языкового  материала. Художественный текст  как объект  лингвистического  анализа. Художественный текст  как объект  лингвистического  анализа. Частичный (выборочный) и комплексный анализ  текстов разных типов  речи. РР Комплексный анализ  текста Основные правила  орфографии и  пунктуации и  составляющие  комплексного анализа  текста. Комплексный  Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста.  Анализироватьанализ текста. языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (23 ч) 48 Речевое общение как  форма взаимодействия  людей в процессе их  познавательно­трудовой деятельности. 49 Речевая ситуация и ее  компоненты 50 Выбор речевой тактики  и языковых средств.  Правила успешного  речевого общения Речевое общение как  форма взаимодействия  людей. Виды речевого  общения: официальное и неофициальное,  публичное и  непубличное.  Вербальные и  невербальные средства  общения. Речевая ситуация и ее  компоненты (говорящий  и слушающий, их  социальная и речевая  роли, речевые  намерения; условия и  обстоятельства).  Официальные и  неофициальные  ситуации общения. Правила успешного  речевого общения Выбор речевой тактики и  языковых средств,  адекватных характеру  речевой ситуации.  Причины  коммуникативных  неудач, их  предупреждение и  преодоление. Соблюдать нормы  речевого поведения в  различных сферах и  ситуациях общения, в  том числе при  обсуждении  дискуссионных проблем; использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Соблюдать нормы  речевого поведения в  различных сферах и  ситуациях общения, в  том числе при  обсуждении  дискуссионных проблем; использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Соблюдать нормы  речевого поведения в  различных сферах и  ситуациях общения, в  том числе при  обсуждении  дискуссионных проблем; использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста.51 Текст как продукт  речевой деятельности 52 Редактирование  собственного текста. 53 РР Подготовка к  изложению с  творческим заданием. 54 Написание изложения с  творческим заданием Совершенствование  умений и навыков  создания текстов разных функционально­  смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами  совершенствования и  редактирования текстов. Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач 55 Основные аспекты  культуры речи Культура речи и ее  основные аспекты:  нормативный,  Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой  самоконтроль;  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой  самоконтроль;  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного и  письменного текста. Соблюдать в практике  письма синтаксические  нормы современного56 Понятие о  коммуникативной  целесообразности речи 57 Совершенствование  культуры учебно­ научного общения 58 Основные жанры  научного стиля. коммуникативный,  этический. русского литературного  языка. Понятие о  коммуникативной  целесообразности,  уместности, точности,  ясности, чистоте,  логичности,  последовательности,  образности,  выразительности речи. Совершенствование  культуры учебно­ научного общения  (устная и письменная  формы). Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка. Участие в беседах,  дискуссиях, краткие  сообщения по  интересующим учащихся  научным темам.  Написание докладов,  рефератов, тезисов,  рецензий. Лексические нормы  современного русского  литературного языка:  нормы речевого  поведения в социально­ культурной, учебно­ научной сферах  общения. 59 РР Научный стиль.  Анализ текста Написание рецензии к  тексту научного стиля. 60 Форма и структура  делового документа. Основные жанры  официально­делового  стиля.  Совершенствование  культуры официально­ делового общения  (устная и письменная  формы). Лексические нормы  современного русского  литературного языка:  нормы речевого  поведения в социально­ культурной, учебно­ научной сферах  общения. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. 61 Речеведческий анализ  текста Практика устного  речевого общения в  разнообразных учебных  Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь;ситуациях официально­ делового характера. 62 РР Написание деловых  документов различных  жанров. Написание деловых  документов различных  жанров: заявления,  доверенности, резюме,  делового письма,  объявления, инструкции. 63 Формирование культуры публичной речи. Основные жанры  публичной речи. 64 РР Подготовка к  публичному  выступлению: выбор  темы, определение  цели, поиск материала Композиция публичного  выступления. Виды  аргументации. Выбор  языковых средств  оформления публичного  выступления с учетом  его цели, особенностей  адресата, ситуации и  сферы общения. анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Увеличение словарного  запаса; расширение  круга используемых  языковых и речевых  средств;  совершенствование  способности к  самооценке на основе  наблюдения за  собственной речью;  совершенствование  коммуникативных  способностей; развитие  готовности к речевому  взаимодействию,  межличностному и  межкультурному  общению,  сотрудничеству. Увеличение словарного  запаса; расширение  круга используемых  языковых и речевых  средств;  совершенствование  способности к  самооценке на основе  наблюдения за  собственной речью;  совершенствование  коммуникативных65 РР Подготовка к  сочинению­ рассуждению Совершенствование  умений и навыков  создания текстов разных функционально­  смысловых типов, стилей и жанров. 66 РР Сочинение­ рассуждение Совершенствование  умений и навыков  создания текстов разных функционально­  смысловых типов, стилей и жанров. способностей; развитие  готовности к речевому  взаимодействию,  межличностному и  межкультурному  общению,  сотрудничеству. Увеличение словарного  запаса; расширение  круга используемых  языковых и речевых  средств;  совершенствование  способности к  самооценке на основе  наблюдения за  собственной речью;  совершенствование  коммуникативных  способностей; развитие  готовности к речевому  взаимодействию,  межличностному и  межкультурному  общению,  сотрудничеству. Увеличение словарного  запаса; расширение  круга используемых  языковых и речевых  средств;  совершенствование  способности к  самооценке на основе  наблюдения за  собственной речью;  совершенствование  коммуникативных  способностей; развитие  готовности к речевому  взаимодействию,  межличностному и  межкультурному  общению,  сотрудничеству.67 68 Совершенствование  культуры разговорной  речи. Основные жанры  разговорной речи. РР Анализ разговорной  речи, содержащей  грубо­просторечную  лексику, жаргонизмы,  неоправданные  заимствования. Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Проводить  лингвистический анализ  текстов различных  функциональных стилей и разновидностей языка. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. 69 РР Сочинение на основе личных наблюдений об  исторических местах Совершенствование  умений и навыков  создания текстов разных функционально­  смысловых типов, стилей и жанров Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка. РР Анализ сочинения на основе личных  наблюдений об  исторических местах Совершенствование  умений и навыков  создания текстов разных функционально­  смысловых типов, стилей и жанров Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (8 ч) 70 71 Взаимосвязь языка и  культуры. Русский язык как одна  из основных  национально­ культурных ценностей  русского народа 72 Диалекты как  историческая база  литературных языков. Диалекты как  историческая база  литературных языков. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы сточки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка. 73 Русский язык в  контексте русской  культуры. Слова с национально­ культурным компонентом значения. 74 Отражение в  современном русском  языке культуры других  народов. Взаимообогащение  языков как результат  взаимодействия  национальных культур. 75 76 Русский речевой этикет  в сравнении с этикетом  страны изучаемого  иностранного языка. Русский речевой этикет  в сравнении с принятым  в родной культуре. РР Подготовка к  контрольному  сочинению­ рассуждению Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. 77 РР Контрольное  сочинение­рассуждение Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  Соблюдать в практике  письма  орфографические  нормы современногорусского литературного  языка. точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. 78 РР Лингвистический  анализ стихотворного  текста. Тропы, стилистические  фигуры и особенности их использования. Анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Правописание: орфография и пунктуация (27 ч) 79 Разделы современной  русской орфографии 80 Разделы современной  русской орфографии Разделы современной  русской орфографии и  основные принципы  написания. Разделы современной  русской орфографии и  основные принципы  написания. 81 Основные принципы  написания и система  правил Разделы русской  орфографии и основные  принципы написания:  правописание морфем 82 Практикум по  соблюдению основных  грамматических норм Правописание морфем;  слитные, дефисные и  раздельные написания;  употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила  графического  сокращения слов; Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Орфоэпические,  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка; нормы речевого  поведения в социально­ культурной, учебно­ научной сферах  общения. Орфоэпические,  орфографические  нормы современного  русского литературного  языка; нормы речевого  поведения в социально­ культурной, учебно­ научной сферах  общения.83 Практикум по  соблюдению  орфографических норм 84 Рр. Анализ фрагмента  художественного  текста. Разделы современной  русской орфографии и  основные принципы  написания: 1)  правописание морфем;  2) слитные, дефисные и  раздельные написания;  3)употребление  прописных и строчных  букв; 4) правила  переноса слов; 5)  правила графического  сокращения слов; Разделы современной  русской орфографии и  основные принципы  написания: 1)  правописание морфем;  2) слитные, дефисные и  раздельные написания;  3)употребление  прописных и строчных  букв; 4) правила  переноса слов; 5)  правила графического  сокращения слов; 85 Контрольное  тестирование по теме:  «Орфография» Совершенствование  орфографических  умений и навыков 86 Разделы русской  пунктуации 87 Разделы русской  пунктуации Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Выделять морфемы в  словах; понимать роль  морфем в образовании  слов; различать формы  слова и однокоренные  слова. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка.88 89 Практикум по  соблюдению  пунктуационных норм Трудные случаи  пунктуации 90 Трудные случаи  пунктуации Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них 91 92 Практикум по  соблюдению  синтаксических норм Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них Абзац, как  пунктуационный знак,  передающий смысловое  членение текста Абзац как  композиционно­ стилистическая единица  текста. 93 Пунктуационные нормы. Сочетание знаков  препинания Разделы  русской орфографии и  пунктуации и основные  принципы написания. 94 Авторские знаки  препинания Авторское  использование знаков  препинания Разделы русской  пунктуации и система  правил, включенных в  каждый из них Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  синтаксические нормы  современного русского  литературного языка. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Основные единицы и  уровни языка, их  признаки и взаимосвязь; анализировать  языковые единицы с95 Трудные случаи  орфографии и  пунктуации. точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Знаки препинания между частями сложного  предложения; знаки  препинания при  передаче чужой речи;  знаки препинания в  связном тексте. 96 97 Контрольная работа по  теме: «Орфография и  пунктуация» Контрольная работа по  теме: «Орфография и  пунктуация» Орфографические и  пунктуационные нормы.  Разделы русской  орфографии и  пунктуации и основные  принципы написания. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Орфографические и  пунктуационные нормы.  Разделы русской  орфографии и  пунктуации и основные  принципы написания. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. 98 РР Комплексный анализ  текста 99 РР Сочинение­ рассуждение Основные правила  орфографии и  пунктуации и  составляющие  комплексного анализа  текста. Комплексный  анализ текста. Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Осуществлять речевой  самоконтроль;  оценивать устные и  письменные  высказывания с точки  зрения языкового  оформления,  эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Использовать основные  приемы  информационной  переработки устного иписьменного текста. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Анализировать  языковые единицы с  точки зрения  правильности, точности  и уместности их  употребления. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике  письма  орфографические и  пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. 100 РР Написание  сочинения­рассуждения Редактирование  собственного текста 101 Лингвистический анализ текста 102 Анализ В. Солоухина  «Владимирские  проселки» 103 Тестовая работа за курс 10 класса. 104 Тестовая работа за курс 10 класса. Основные правила  орфографии и  пунктуации и  составляющие  лингвистического  анализа текста.  Лингвистический анализ  текста. Тестирование в рамках  подготовки к ЕГЭ Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. Совершенствование  умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с  точки зрения языкового  оформления, уместности и эффективности  достижения  поставленных  коммуникативных задач. 105 Принципы современной  русской орфографии и  пунктуации Орфографические  нормы. Разделы русской  орфографии и  Соблюдать в практике  письма  орфографические ипунктуации. Основные  принципы написания. пунктуационные нормы  современного русского  литературного языка. Календарно­тематическое планирование 11 класс Тема урока Реализуемое содержание Требования к уровню подготовки № уро­ ка 1 2 Морфемный  морфологический  традиционный  (исторический) принцип  орфографии Морфемный  морфологический  традиционный  (исторический) принцип  орфографии Морфемика и словообразование. (12 ч) Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. 3 Практикум по морфемике 4 РР Комплексный анализ  текста5 6 7 8 9 Система современного  русского словообразования Продуктивные способы  образования частей речи в  русском языке Продуктивные способы  образования частей речи в  русском языке Практикум по  словообразованию Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных словарей; Словообразовательные  средства выразительности  речи Словообразовательные средства  выразительности речи 10 Практикум по  словообразованию Разъяснять значение, его написание и  грамматические признаки, опираясь на  словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать  слова, иллюстрирующие разные способы  словообразования; пользоваться разными Знать/понимать культуру русского и других  народов; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;  приобщения к ценностям национальной и  мировой культуры; Знать/понимать связь языка и истории. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Осуществлять речевой самоконтроль: оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языкавидами морфемных и  словообразовательных словарей; 11 РР Комплексный анализ  текста 12 КР по теме "Морфемика и  словообразование" Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. Активные процессы в области  произношения и ударения, в лексике и  грамматике, морфемике и  словообразованию. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Правописание: орфография и пунктуация (37 ч) 13 14 15 Структурный и  семантический принципы  пунктуации Разделы современной русской  орфографии и основные принципы  написания. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Современные  орфографические нормы  русского литературного  языка Дифференцирующие и  другие написания Орфографические нормы. Разделы  русской орфографии и пунктуации.  Основные принципы написания. Соблюдать в практике письма орфографические  нормы современного русского литературного  языка Орфографические нормы. Разделы  русской орфографии и пунктуации.  Основные принципы написания. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. 16 Практикум по орфографии 17 РР Комплексный анализ  текста Разделы современной русской  орфографии и основные принципы  написания: 1) правописание морфем; 2)  слитные, дефисные и раздельные  написания; 3)употребление прописных и  строчных букв; 4) правила переноса слов;  5) правила графического сокращения  слов; Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. 18 Трудные случаи орфографии Знаки препинания между частями  сложного предложения; знаки  препинания при передаче чужой речи;  знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания между частями сложного  предложения; знаки препинания при  передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. 19 Сочинение­рассуждение на  морально­этическую тему Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективностиНаписание сочинения­ рассуждения на морально­ этическую тему языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Трудные случаи орфографии Знаки препинания между частями  20 21 22 Контрольное тестирование  по орфографии сложного предложения; знаки  препинания при передаче чужой речи;  знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания между частями сложного  предложения; знаки препинания при  передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Выделять морфемы в словах; понимать роль  морфем в образовании слов; различать формы  слова и однокоренные слова. 23 24 25 26 Принципы современного  русского правописания Орфографические нормы. Разделы  русской орфографии и пунктуации.  Основные принципы написания. Соблюдать в практике письма орфографические  нормы современного русского литературного  языка Разделы русской пунктуации  и система правил Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них Многофункциональность  отдельных знаков  препинания РР Комплексный анализ  текста Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. 27 Пунктуационные нормы Сочетание знаков препинания Разделы  русской орфографии и пунктуации и  основные принципы написания. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. 28 29 Практикум по соблюдению  пунктуационных норм Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них Сложные предложения как  целостная синтаксическая  структура, его виды Предложения сложносочиненные,  сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными  Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка.видами связи Предложения сложносочиненные,  сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными  видами связи Предложения сложносочиненные,  сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными  видами связи Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ. Использовать основные приемы информационной Синтаксис текста. Средства их  выражения. Сложное синтаксическое  целое(сверхфразовое единство) как  семантико­синтаксическая единица текста Синтаксис текста. Средства их  выражения. Сложное синтаксическое  целое(сверхфразовое единство) как  семантико­синтаксическая единица текста Синтаксис текста. Средства их  выражения. Сложное синтаксическое  целое(сверхфразовое единство) как  семантико­синтаксическая единица текста Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Соблюдать в практике письма орфографические  нормы современного русского литературного  языка. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Структурная семантическая  классификация сложных  предложений Структурная семантическая  классификация сложных  предложений РР Анализ текста В.  Солоухина "Владимирские  проселки" Синтаксические нормы  современного русского языка Практикум по соблюдению  синтаксических норм Изобразительные средства  синтаксиса РР Комплексный анализ  текста 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Авторское использование  знаков препинания Авторское использование знаков  препинания Практикум по определению  авторских знаков препинания в произведениях И. С.  Тургенева Авторское использование знаков  препинания 39 Сочинение­рассуждение. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста.40 Написание сочинения­ рассуждения Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. 41 Трудные случаи пунктуации Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них 42 43 Абзац как пунктуационный  знак, передающий смысловые членения текста Абзац как композиционно­стилистическая  единица текста. Сочетание знаков  препинания Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них 44 Трудные случаи пунктуации Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них 45 46 47 48 49 50 Контрольное тестирование  по теме "Орфография и  пунктуация" Контрольное тестирование  по теме "Орфография и  пунктуация" РР Комплексный анализ  текста Языковые особенности  текста Сочинение­рассуждение по  тексту публицистического  стиля Написание сочинения­ рассуждения по тексту  публицистического стиля Совершенствование орфографических  умений и навыков Совершенствование орфографических  умений и навыков Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. Синтаксис текста. Средства их  выражения. Сложное синтаксическое  целое(сверхфразовое единство) как  семантико­синтаксическая единица текста Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Выделять морфемы в словах; понимать роль  морфем в образовании слов; различать формы  слова и однокоренные слова. Выделять морфемы в словах; понимать роль  морфем в образовании слов; различать формы  слова и однокоренные слова. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста.51 52 Принцип современной  русской пунктуации Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них Выделять морфемы в словах; понимать роль  морфем в образовании слов; различать формы  слова и однокоренные слова. Стилистика. Правописание. Речь. (11 ч.) Синтаксическая систематика  и художественные  возможности синтаксиса Синтаксис текста. Средства их  выражения. Сложное синтаксическое  целое(сверхфразовое единство) как  семантико­синтаксическая единица текста Соблюдать в практике письма орфографические  нормы современного русского литературного  языка. 53 Синтаксические фигуры как  синтаксические построения Синтаксис текста. Средства их  выражения. Сложное синтаксическое  целое (сверхфразовое единство) как  семантико­синтаксическая единица текста Соблюдать в практике письма орфографические  нормы современного русского литературного  языка. 54 55 Подробное изложение с  сохранением авторского  стиля Подробное изложение с  сохранением авторского  стиля Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач  речи. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. 56 РР Стилистический анализ  текста Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Стилистический анализ  текста. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. 57 Особенности научного стиля  речи Участие в беседах, дискуссиях, краткие  сообщения по интересующим учащихся  научным темам. Написание докладов,  рефератов, тезисов, рецензий. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления.58 Анализ текста научного стиля речи Написание рецензии к тексту научного  стиля. 59 РР Сочинение­рассуждение  на морально­этическую тему 60 РР Написание сочинения­ рассуждения на морально­ этическую тему Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. 61 Трудные случаи пунктуации Разделы русской пунктуации и система  правил, включенных в каждый из них Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Выделять морфемы в словах; понимать роль  морфем в образовании слов; различать формы  слова и однокоренные слова. 62 КР по теме "Стилистика" Активные процессы в области  произношения и ударения, в лексике и  грамматике, морфемике и  словообразованию Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Культура речи. Орфография. Пунктуация (40 ч.) Речевое общение как форма  взаимодействия людей. Виды речевого  общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и  невербальные средства общения. Соблюдать нормы речевого поведения в  различных сферах и ситуациях общения, в том  числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Совершенствование навыков  речевой деятельности 63 64 Основные аспекты культуры  речи Речевое общение как форма  взаимодействия людей. Виды речевого  общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и  невербальные средства общения. Соблюдать в практике письма синтаксические  нормы современного русского литературного  языка. 65 Лингвистический анализ  текста Тропы, стилистические фигуры и  особенности их использования. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их66 67 68 Причины коммуникативных  неудач, их предупреждение и преодоление Культура речи и ее основные аспекты:  нормативный, коммуникативный,  этический. употребления. Соблюдать нормы речевого поведения в  различных сферах и ситуациях общения, в том  числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Речевые коммуникации в  деловых переговорах Ораторская речь. Аспекты  палемики Речевое общение как форма  взаимодействия людей. Виды речевого  общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и  невербальные средства общения. Соблюдать нормы речевого поведения в  различных сферах и ситуациях общения, в том  числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Речевое общение как форма  взаимодействия людей. Виды речевого  общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и  невербальные средства общения. Соблюдать нормы речевого поведения в  различных сферах и ситуациях общения, в том  числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. 69 Речеведческий анализ текста Практика устного речевого общения в  разнообразных учебных ситуациях  официально­делового характера. 70 71 Особенности современной  культуры речевого общения Совершенствование культуры общения  (устная и письменная формы). Совершенствование культуры разговорной речи Разговорная речь и ее особенности. 72 Культура работы с текстами Совершенствование умений и навыков  Соблюдать нормы речевого поведения в  различных сферах и ситуациях общения, в том  числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Соблюдать нормы речевого поведения в  различных сферах и ситуациях общения, в том  числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Сочинение­рассуждение по  тексту публицистического  стиля создания текстов разных функционально­ смысловых типов, стилей и жанров. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. 73 74 Написание сочинения­ рассуждения по тексту  публицистического стиля Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативныхэффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Изобразительные средства синтаксиса:  синтаксический параллелизм;  риторический вопрос, восклицание и  обращение; повторяющиеся союзы и  бессоюзие и т. п. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Употребление слова в строгом  соответствии с его лексическим  значением. Лексические средства  выразительности речи. Употребление слова в строгом  соответствии с его лексическим  значением. Лексические средства  выразительности речи. Грамматические категории,  грамматические значения и  грамматические формы. Общее  грамматическое значение,  морфологические и синтаксические при­  знаки знаменательных частей речи. Грамматические категории,  грамматические значения и  грамматические формы. Общее  грамматическое значение,  морфологические и синтаксические при­  знаки знаменательных частей речи. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Беседа о культуре речи, роли языковых норм.  Анализ языкового материала. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Языковая норма, ее основные признаки и функции Лексические нормы  современного русского  литературного языка Лексические нормы  современного русского  литературного языка Практикум по анализу текста  с точки зрения соблюдения  лексических норм Морфологические нормы  современного русского  литературного языка Морфологические нормы  современного русского  литературного языка 75 76 77 78 79 80 81 Синонимия грамматических  форм и их стилистические и  смысловые возможности Грамматические категории,  грамматические значения и  грамматические формы. 82 Комплексный анализ текста Основные правила орфографии и  83 Языковые особенности  текста пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ  текста. Изобразительные средства синтаксиса:  синтаксический параллелизм;  риторический вопрос, восклицание и  обращение; повторяющиеся союзы и84 85 бессоюзие и т. п. Синтаксические нормы  современного русского  литературного языка Целостность и связность как  конструктивные признаки текста.  Средства их выражения. Синтаксические нормы  современного русского  литературного языка Целостность и связность как  конструктивные признаки текста.  Средства их выражения. 86 Речеведческий анализ текста Практика устного речевого общения в  87 Сочинение­рассуждение по  тексту публицистического  стиля 88 Написание сочинения­ рассуждения 89 Практикум по культуре речи разнообразных учебных ситуациях  официально­делового характера. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Речевое общение как форма  взаимодействия людей. Виды речевого  общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и  невербальные средства общения. 90 Тестирование в формате ЕГЭ Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления.91 Тестирование в формате ЕГЭ Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач Разделы современной русской  орфографии и основные принципы  написания: 1) правописание морфем; 2)  слитные, дефисные и раздельные  написания; 3)употребление прописных и  строчных букв; 4) правила переноса слов;  5) правила графического сокращения  слов; Изобразительные средства синтаксиса:  синтаксический параллелизм;  риторический вопрос, восклицание и  обращение; повторяющиеся союзы и  бессоюзие и т. п. Изобразительные средства синтаксиса:  синтаксический параллелизм;  риторический вопрос, восклицание и  обращение; повторяющиеся союзы и  бессоюзие и т. п. Основные особенности стиля писателя. 92 Анализ отрывка текста  художественного стиля 93 94 95 Основные изобразительно­ выразительные средства  языка. Тропы и фигуры речи Анализ стихотворного текста  с точки зрения употребления  в нем изобразительно­ выразительных средств РР Сочинение об  особенностях стиля писателя 96 РР Написание сочинения об  особенностях стиля писателя Основные особенности стиля писателя. 97 Типичные ошибки, вызванные отклонением от  литературной нормы.  Мотивированные нарушения  нормы и речевые ошибки. Язык художественной литературы в  отношении к разговорному языку и  функциональным стилям. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Беседа о культуре речи, роли языковых норм.  Анализ языкового материала. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления, эффективности  достижения поставленных коммуникативных  задач. Использовать основные приемы  информационной переработки устного и  письменного текста. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления. 98 КР на выявление владения  Владение всеми видами языковых норм. Соблюдать в практике письма орфографическиевсеми видами языковых норм и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка 99 Принципы современной  русской орфографии и  пунктуации Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание  морфем, орфограмм и пунктограмм. Соблюдать в практике письма орфографические  нормы современного русского литературного  языка 100 Итоговое тестирование по  всему курсу русского языка Итоговое тестирование по  всему курсу русского языка 101 Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Совершенствование умений оценивать  устные и письменные  высказывания/тексты с точки зрения  языкового оформления, уместности и  эффективности достижения  поставленных коммуникативных задач. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. Соблюдать в практике письма орфографические  и пунктуационные нормы современного русского  литературного языка. 102 Лингвистический анализ  текста Основные правила орфографии и  пунктуации и составляющие  лингвистического анализа текста.  Лингвистический анализ текста. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и  уместности их употребления.