РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курс «География мира» 10 класс.
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".)
2. Федерального базисного учебного плана (приказ № 1312 от 09.03.2004);.
3. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31.03.2005. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования»).
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год».
5.. Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)./Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.
Используемый УМК:
Учебник:
В.П.Максаковский. География.Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.2010.
Атлас:
География мира. М.: «Дрофа» 2011г
Атласы, контурные карты входят в УМК, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс «География мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию процессов, которые происходят в мировой политике и экономике, предполагает формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 10-11 классе на базовом уровне 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю или 2 часа в неделю в 10 классе.)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Учебно-тематический план.
География (базовый уровень) на 68 часов.
Раздел |
Наименование |
Количество часов |
1.
|
Современные методы географических исследований. Источники географической информации. |
2 |
2. |
Политическая карта мира |
3 |
3. |
Природа и человек в современном мире |
5 |
4. |
Население мира |
5 |
5. |
География мирового хозяйства |
13 |
6. |
Регионы и страны мира Зарубежная Европа. Зарубежная Азия. Австралия. Африка. Северная Америка. Латинская Америка. |
30 в т.ч. 7 7 1 4 5 5 |
7. |
Россия в современном мире |
4 |
8. |
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
4 |
|
Резерв на обобщение и систематизацию знаний по курсу «География мира». |
2 |
|
ВСЕГО |
68 |
Примерная программа курса «География мира» скорректирована, изменения в планировании рабочей программы сделаны с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и согласно логике изложения содержания курса в учебнике Максаковского В.П.
Цели корректировки: перегруппировка и комбинирование тем, перераспределение часов на изучение отдельных тем, включение всех элементов предметного содержания.
1.Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращен до 2 часов, так как теоретическое рассмотрение данных вопросов и практическое применение статистического, картографического методов, методов сравнения объектов, явлений и процессов включены во все разделы рабочей программы.
2. В Стандарте вопрос о многообразии стран современного мира и их типах не выделен в отдельный раздел, а включен в состав раздела «Регионы и страны мира». В целях целесообразности реализации всех элементов предметного содержания в рабочей программе «Современная политическая карта мира» выделена в качестве отдельного небольшого раздела в начале курса, где рассматривается многообразие стран мира и их типология.
3.Раздел «Природа и человек в современном мире» изучается 5 часов.
4. Раздел «Население мира» изучается 5 часов.
5. В рабочую программу раздела «География мирового хозяйства» включены вопросы по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство», не входящие в примерную программу по географии. Рассматриваемый учебный материал включен в содержание учебника Максаковского В.П. и позволяет понять особенности формирования современного мирового хозяйства, его отраслевую структуру, международное географическое разделение труда, что требует стандарт образования.
6.За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Регионы и страны мира» - до 30 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении курса к вопросам данного раздела, с реализацией деятельностного подхода в обучении и проектных методов обучения учащихся.
7. Раздел «Россия в современном мире» сокращен до 4 часов. Это связано с тем, что данные по России изучаются во всех темах общей характеристики мира, с использованием тематических карт блоков учебника и атласа, с анализом статистических данных таблиц «Приложения», которые содержат информацию по РФ. Таким образом, место России в современном мире изучается в нескольких разделах курса «География мира» и учебный географический материал о России включен в содержание следующих разделов:
«Политическая карта мира»;
«Природа и человек в современном мире»;
«Население мира»;
«География мирового хозяйства»;
«Регионы и страны мира»
«Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».
8. Раздел «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» спланирован на 4 часа.
В заключении изучения курса «География мира» на обобщение, контроль, систематизацию и коррекцию знаний, умений, практических навыков запланировано 2ч.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.