Целью рабочей программы является развитие фонематических процессов детей, а также большое внимание уделяется развитию звуко-буквенному анализу слов, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим возрасту словарным запасом, грамматически правильным уровнем развития связной речи. К концу учебного года дети должны владеть основными грамматическими терминами: речь, предложение, слово, слог, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой;
1
Содержание программы
Стр.
1. Пояснительная записка 2 – 3
2. Учебнотематическое планирование 4 5
3. Паспорт программы 62
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его
речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню
развития будущего школьника. Процент первоклассников, у которых к началу
учебного года не сформированы фонетикофонематическая и лексико
грамматическая сторона речи, растет год от года. Несформированность всех
компонентов речи, называемая, общим недоразвитием речи (ОНР), является
серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к.
нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении
и письме. Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является
формирование и развитие у дошкольников умений и навыков связного изложения
своих и чужих мыслей в устной форме.
Программа «Тайны волшебных звуков» направлена на:
развитие речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны
(словарный запас, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь);
развитие мелкой моторики;
подготовку руки к письму.
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Тайны волшебных
звуков» является модифицированной и составлена на основе «Программы для
педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего
обучения детей старшего дошкольного возраста \ Н.М. Конышева, О.И.
Бадулина, М.В. Зверева. Под ред. проф. Н.М. Конышевой. 3е изд., перераб.
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. 40с».
Целью программы является:
формирование полноценной фонетической системы языка, развитие
фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа,
автоматизация слухопроизносительных умений и навыков с соответствующим
возрасту словарным запасом, грамматически правильным уровнем развития связной
речи.
Задачи программы:
* формировать мотивацию и интерес к самому процессу обучения;
*развивать общеучебные умения: умения работать в коллективе, взаимодействовать,
доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и
контролировать свои действия;
* формировать и развивать фонематические процессы;
* уточнять и расширять лексический запас;
* формировать и развивать грамматический строй речи;
*развивать двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику);
* формировать полноценную связную устную и письменную речь;
* развивать память, внимание, мышление.3
Ожидаемые результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
1. Акустикоартикуляционные различия и сходства звуков;
2. Основные грамматические термины: речь, предложение, слово, слог, гласные и
согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные
звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой;
3. Основные элементы письма;
4. Правила написания букв.
Обучающиеся должны уметь:
1. Называть отличия гласных и согласных звуков;
2. Правильно обозначать звуки буквами;
3. Производить звукослоговой анализ и синтез слова;
4. Воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с поставленной задачей;
5. Правильно писать элементы букв;
6. Выполнять простые графические движения.
Обучение по данной программе предполагает также овладение
Личностными результатами:
общее представление о мире;
осознание языка, как основного средства общения между людьми;
понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения
чувств и мыслей.
Метапредметными результатами:
Коммуникативными УУД:
работать в парах, уметь договариваться, прийти к общему выводу;
языковая компетентность – фонетически произношение и различение на
выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;
слух звуков речи;
применение основных графических изображений слога, слова;
расширение словарного запаса.
Познавательными УУД:
моделирование различных языковых единиц (слог, слово);
иметь представления букв и умение их писать;
использовать на достаточном уровне логические приемы мышления (анализ,
классификация, сравнение);
умение строить рассуждения;
умение давать характеристику звукам речи.
Регулятивными УУД:
корректировать свою работу (вносить изменения);
адекватно воспринимать оценку педагога, других обучающихся;
в сотрудничестве с педагогом ставить конкретную задачу на основе
соотнесения «Что я знаю?» и «Что еще не знаю?».
Основными способами проверки ожидаемых результатов являются:
слуховые диктанты;4
списывание с образца;
допиши букву по памяти;
проведение соревнований по командам;
графические диктанты.
Для выявления сформированности необходимых умений и навыков по
развитию речи проводится «Итоговый мониторинг по усвоению дополнительной
общеразвивающей программы «Тайны волшебных звуков».
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения
Количество часов
Теория Практика
6
6
06.09.2014
0,5
0,5
№
п\п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Название разделов,
тем
Работа со звучащим
словом и подготовка
руки к письму.
Знакомство
обучающихся друг с
другом и с педагогом.
Мои
и
карандаш.
тетрадь
«Речь говорение и
слушание. Занятие №1,
2».
«Речь чтение и письмо.
Занятия №3, 4».
«Звуки речи. Занятия
№5, 6».
«Гласные
Занятия №7, 8».
звуки.
«Согласные
звуки:
твердые и мягкие.
Занятия №9, 10».
«Повторение
речи. Занятие №10».
звуков
«Слоги и ударение.
Занятие №11, 12, 13,
14».
13.09.2014
20.09.2014
27.09.2014
04.10.2014
11.10.18.10.2014
25.10.2014
01.11.08.11.2014
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1.9
«Слова. Игры. Занятия
15.11.20145
№15, 16, 17, 18».
«Проверь себя. Занятия
№19, 20».
22.11.2014
Работа с буквами.
«Звук и буква Аа. Звук
и буква Яя. Занятия
№1, 2».
«Звук и букваОо. Звук
и буква Ёё. Занятия
№3, 4».
«Звук и буква Уу. Звук
и буква Юю. Занятия
№5, 6».
«Звук и буква Ээ. Звук
и буква Ее. Занятия
№7, 8».
«Звук и буква Ии. Звук
и буква ы. Занятия №9,
10».
«Повторение: гласные
звуки и буквы гласных.
Занятие №11».
«Звук и буква Мм. Звук
и буква Нн. Занятия
№12, 13».
«Звук и буква Рр. Звук
и буква Лл. Занятия
№14, 15».
«Звук и буква Гг. Звук
и буква Кк. Занятия
№16, 17».
«Проверь себя сам.
Занятия №18, 19».
«Звук и буква Зз. Звук
и буква Сс. Занятия
№1, 2».
29.11.06.12.2014
13.12.20.12.2014
27.12.2014
10.01.2015
17.01.2015
24.01.31.01.2015
07.02.2015
14.02.2015
21.02.2015
28.02.2015
07.03.2015
1.1
0
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.1
0
2.1
1
0,5
12
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
12
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,52.1
2
2.1
3
2.1
4
2.1
5
2.1
6
2.1
7
2.1
8
2.1
9
«Звук и буква Дд. Звук
и буква Тт. Занятия
№3, 4».
«Звук и буква Бб. Звук
и буква Пп. Занятия
№5, 6».
«Звук и буква Жж.
Звук и буква Шш.
Занятия №10, 11».
«Звук и буква Цц. Звук
и буква Чч. Занятия
№11, 12».
«Звук и буква Щщ.
Звук и буква Хх.
Занятия №13, 14».
«Звук и буква Йй.
Занятие №15».
«Буквы ь и ъ. Занятия
№16, 17».
«Итоговое
Занятия №18, 19, 20».
занятие.
Итого часов
6
14.03.2015
21.03.2015
28.03.2015
04.04.2015
11.04.2015
18.04.2015
25.04.16.05.2015
23.05.30.05.2015
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
18
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
18
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНАИМЕНОВАНИЕ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
СРОКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
СОСТАВИТЕЛЬ
ПРОГРАММЫ
ИСПОЛНИТЕЛИ
ПРОГРАММЫ
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
КООРДИНАЦИЯ И
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
7
Дополнительная общеразвивающая
программа «Тайны волшебных звуков»
творческое объединение «Радуга»
Формирование полноценной фонетической
системы языка, развитие фонематического
восприятия и первоначальных навыков
звукобуквенного анализа, автоматизация
слухопроизносительных умений и навыков с
соответствующим возрасту словарным
запасом,
грамматически правильным
уровнем развития связной речи.
1.Развитие связной речи.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Подготовка руки к письму.
Дети возраста 6 – 7 лет.
2014 – 2015 учебный год.
Дорожкина О.А. – педагог дополнительного
образования.
1.Педагоги дополнительного образования.
2.Обучающиеся.
3. Родители.
1.Освоят основные
термины.
2. Повысятся знания правил написания букв.
3. Освоят элементы письма.
4. Научатся называть отличия гласных и
согласных звуков.
Формы предоставления результатов:
грамматические
1. Слуховые диктанты.
2. Списывание с образца.
3. Проведение соревнований по
командам.
4. Графические диктанты.8