Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области задач, математи-ческое содержание которых выходит за пределы школьной программы, и может с успехом использоваться в профильных классах. А также в универсальных классах можно создавать группы учащихся для данного элективного курса. Решение задач с параметрами развива¬ет математические способности, применимые в исследованиях на любом другом матема¬тическом материале.
Цель курса: Изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и мате-матической культуры у школьников.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
__________________
«___»_____20___г.
\
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
(заместителя директора по
УВР – в филиалах)
от «___»_____20___г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_элективному учебному предмету «Задачи с параметрами»
(наименование учебного предмета, (курса), курса внеурочной деятельности)
(профильный уровень)
_________среднее общее образование__________
(уровень образования, направленность)
Программа составлена учителем ( коллективом учителей)
____математики____
(предмет)
__Шустиной Л.А., первой квалификационной категории___
( Ф.И.О. квалификационная категория )г. Черногорск
Пояснительная записка.
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто
приводит к решению задач с параметрами. Наиболее трудной и важной частью решения
таких задач является исследование процесса в зависимости от параметров.
Задачи с параметрами включены в содержание ЕГЭ по математике и очень часто
оказываются не по силам обучающимся. Это, вообще говоря, неудивительно, поскольку у
большинства учащихся нет должной свободы в общении с параметрами. Что влечет за
собой психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками
параметра. С одной стороны, параметр в уравнении следует считать величиной известной, а
с другой конкретное значение параметра неизвестно. С одной стороны, параметр является
величиной постоянной, а с другой может принимать различные значения. Получается, что
параметр неизвестная известная величина
В данном ученическом коллективе есть ученики увлеченные математикой и с достаточно
высоким уровнем знаний , который позволяет им усвоит данную тему.
Курс предполагает двухгодичное обучение в 1011 классах, рассчитан на 68 часов (34 ч.
в 10 кл., 34 ч. в 11 кл.)
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области задач, математи
ческое содержание которых выходит за пределы школьной программы, и может с успехом
использоваться в профильных классах. А также в универсальных классах можно создавать
группы учащихся для данного элективного курса. Решение задач с параметрами развивает
математические способности, применимые в исследованиях на любом другом матема
тическом материале.
Цель курса: Изучение избранных классов уравнений с параметрами и научное
обоснование методов их решения, а также формирование логического мышления и мате
матической культуры у школьников.
Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного
опыта решения задач с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в
компонент учебного плана образовательного учреждения. Изучение данного курса тесно
связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа, геометрия.
Данный элективный курс призван способствовать решению следующих задач:
1) Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности.
2) Отрабатывать умения в применении различных методов решений (аналитических,
графических).
3) Реализовать математические способности учащихся в ходе исследовательской дея
тельности.
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и
систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию
теоретических сведений.
В результате курса учащиеся должны научиться применять теоретические знания при
решении уравнений и неравенств с параметрами, знать некоторые методы решения заданий
с параметрами (по определению, по свойствам функций,
графически и т. д.)
Ставшие уже традиционными такие формы занятий, как лекция и практикум, являются
привычными формами работы старшеклассников. Кроме них предусматриваются
использовать такие организационные формы, как выступления с докладами,дополняющими лекционные выступления учителя, разные формы индивидуальной или
групповой деятельности учащихся, практические занятия с привлечением компьютерных
технологий, мультимедиа.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической
литературы. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя
самостоятельную работу учащихся.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
I. Модуль (34 часа)
1. Знакомство с уравнениями с параметрами. 2
Линейное уравнение с параметрами.
2. Дробнорациональные уравнения с параметрами. 2
3. Квадратные и сводящиеся к ним уравнения с параметрами. 12
4. Методы решения уравнений неравенств с параметрами. 6
5. Уравнения высших степеней. 6
6. Уравнение с параметрами и модулем. 6
П. Модуль(34 часа)
1. Применение свойств функций в уравнениях с параметрами. 9
2. Тригонометрические уравнения с параметрами, 3
3. Иррациональные уравнения с параметрами. 3
4. Показательные и логарифмические уравнения с параметрами. 3
5. Решение систем уравнений с параметрами. 4
6. Решение неравенств с параметрами.
Решение систем неравенств с параметрами 4
7. Смешанные системы уравнений и неравенств с параметрами. 2
8. Решение заданий из ЕГЭ 6
Содержание основных разделов
1. Знакомство с уравнениями с параметрами. Линейное уравнение с параметрами.
Понятие уравнений с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром.
Алгоритм решения линейных уравнений с параметром. Решение линейных уравнений с
параметрами. Зависимость количества корней в зависимости от коэффициентов а и Ь.
Решение уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням
уравнения. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Решение линейных
неравенств с параметрами. Понятие системы с параметрами. Алгоритм решения систем
линейных уравнений с параметрами. Параметр и количество решений системы линейных
уравнений. 2.Дробно
рациональные уравнения с параметром. Алгоритм решения простейших дробно
рациональных уравнений с параметром, сводящихся к линейным уравнениям. Нахождение
области допустимых значений уравнения и ее использование для составления ответа к
заданию.
3. Квадратные уравнения с параметрами и сводящиеся к ним. Понятие квадратного
уравнения с параметром. Алгоритмическое предписание решения квадратных уравнений с
параметром. Решение квадратных уравнений с параметрами. Зависимость количества
корней уравнения от коэффициента а и дискриминанта. Решение с помощью графика.
Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметром. Решение
квадратных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий к корням
уравнения. Расположение корней квадратичной функции относительно заданной точки.
Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратичной функции.
Решение квадратных уравнений с параметром первого типа («для каждого значения
параметра найти все решения уравнения»). Решение квадратных уравнений второго типа(«найти все значения параметра, при каждом из которых уравнение удовлетворяет
заданным условиям»). Решение квадратных неравенств с параметром первого типа.
Решение квадратных неравенств с параметром второго типа.
4. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами Аналитические и
геометрические приемы решения задач с параметрами. Метод замены, метод оценок.
Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами. Использование
ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств.
Использование симметрии аналитических выражений. Метод решения относительно
параметра. Применение равносильных переходов при решении уравнений и неравенств с
параметром.
5. Уравнения высших степеней.).
Решение уравнений высших степеней относительно параметра,
использование метода замены и метода оценки. Применение производной и использование
свойств функций в решении заданий с параметром.
6. Уравнение с параметрами и модулем. Использование
графических иллюстраций для решения заданий с модулем. Решение заданий с параметром,
в которых одна из частей уравнения или неравенства под модулем, переменная под
модулем, обе части уравнения под модулем. Решение заданий единого государственного
экзамена с параметрами, содержащие модуль.
П. Модуль(34 часа)
1.Применение свойств функций в уравнениях с параметрами. Нахождение области
значений функции методом оценки и с помощью производной и применение найденных
результатов в решении заданий с параметром. Использование свойств монотонности,
четности и нечетности функций в нестандартных задачах с параметром.
Тема 2. Тригонометрические уравнения с параметрами. Решение тригонометрических
уравнений, сводящихся к линейным или квадратным уравнениям с параметром.
Применение свойств тригонометрических функций для оценки области значений,
применение графических иллюстраций.
Тема 3. Иррациональные уравнения с параметрами.
Решение иррациональных уравнений, неравенств с параметром различными методами.
Тема 4. Показательные и логарифмические уравнения с параметрами
Решение показательных уравнений, сводящихся к линейным или квадратным уравнениям с
параметром. Исследование уравнений на количество корней в зависимости от параметра.
Применение свойств показательной функции для оценки области значений, применение
графических иллюстраций. Нахождение области допустимых значений в логарифмических
уравнениях с параметром, применение полученных результатов для оценки количества
корней.
Тема 5. Решение систем уравнений с параметрами
Аналитические и графические методы решения систем уравнений с параметрами:
тригонометрические,
логарифмические, показательные, иррациональные системы
уравнений. Методические рекомендации по решению систем.
Тема 6. Решение неравенств и систем неравенств с параметрами.
Основные виды неравенств и систем неравенств с параметрами. Метод областей для
решения несложных заданий.
Тема 7. Смешанные системы уравнений и неравенств с параметрами.
Применение свойств функций, метода оценки и аппарата производной для решения
смешанных уравнений и неравенств с параметром.
Тема 8: Решение заданий из ЕГЭ.Тема занятия
№
заняти
я
№
заняти
я
теме
в
К – во
часов
Дата проведения
По
плану
По
факту
с
уравнения
Знакомство с уравнениями с
параметрами. Линейное уравнение с
параметрами
Понятие уравнения с параметрами,
линейное уравнение с параметром.
Понятие уравнения с параметрами,
линейное уравнение с параметром.
Дробнорациональные уравнения с
параметром.
Дробнорациональные уравнения с
параметром.
Дробнорациональные уравнения с
параметром.
Квадратные
параметрами и сводящиеся к ним
задачи на исследование
дискриминанта и старшего
коэффициента
задачи на исследование
дискриминанта и старшего
коэффициента
задачи на исследование
дискриминанта и старшего
коэффициента
задачи на расположение абсциссы
вершины параболы
задачи на расположение абсциссы
вершины параболы
применение т. Виета и ей обратной
применение т. Виета и ей обратной
применение т. Виета и ей обратной
Расположение корней кв.трехчлена
Расположение корней кв.трехчлена
Расположение корней кв.трехчлена
Расположение корней кв.трехчлена
Методы решения уравнений и
неравенств с параметрами
метод замены
метод замены
2
1
1
2
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
219
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
Уравнение с параметрами и
метод оценки
метод оценки
Применение производной
Применение производной
. Уравнения высших степеней.
решение относительно параметра
решение относительно параметра
решение относительно параметра
решение с применением
производной
решение с применением
производной
решение с применением
производной
.
модулем
Уравнение с параметрами и
модулем
Уравнение с параметрами и
модулем
Уравнение с параметрами и
модулем
Уравнение с параметрами и
модулем
Уравнение с параметрами и
модулем
Уравнение с параметрами и
модулем
Применение свойств функций в
уравнениях с параметрами
область значений
область значений
монотонность, точки экстремума
монотонность, точки экстремума
четность и нечетность
четность и нечетность
исследование с помощью
производной
исследование с помощью
производной
исследование с помощью
производной
Тригонометрические уравнения с
параметрами
Тригонометрические уравнения с 1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
145
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
параметром
Тригонометрические уравнения с
параметром
Тригонометрические уравнения с
параметром
Иррациональные уравнения с
параметрами
Иррациональные
параметрами
Иррациональные
параметрами
Иррациональные
параметрами
Показательные и логарифмические
уравнения с параметрами
уравнения
уравнения
уравнения
с
с
с
Показательные и логарифмические
уравнения с параметрами
Показательные и логарифмические
уравнения с параметрами
Показательные и логарифмические
уравнения с параметрами
Решение систем уравнений с
параметрами
Решение систем уравнений с
параметрами
Решение систем уравнений с
параметрами
Решение систем уравнений с
параметрами
Решение систем уравнений с
параметрами
Решение неравенств и систем
неравенств с параметрами
Решение неравенств и систем
неравенств с параметрами
Решение неравенств и систем
неравенств с параметрами
Решение неравенств и систем
неравенств с параметрами
Решение неравенств и систем
неравенств с параметрами
Смешанные системы уравнений и
неравенств с параметрами
Смешанные системы уравнений и
неравенств с параметрами
Смешанные системы уравнений и
неравенств с параметрами
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
163
64
65
66
67
68
1
2
3
4
5
6
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
6
1
1
1
1
1
1
Оценка деятельности учащихся на элективном курсе.
Целью оценивания достижений учащихся по данному элективному курсу является
констатация личных достижений учащихся по усвоению содержания, а также качественная
оценка самостоятельных индивидуальных и групповых работ. Успешность прохождения
данного курса будет оценена –«зачёт»/«незачёт».