Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Оценка 4.7
Документация
docx
правоведение
5 кл
14.08.2018
Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
однк 5 класс.docx
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: ВентанаГраф, 2013 и реализуется с помощью учебника
Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2013.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной
области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается
реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов,
сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В
процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро,
справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и
различных религиозных культур, что духовность человека
есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы
(традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация
авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных
вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое
значение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые
объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 1012 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об
истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с
воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля минилекций учителя, его объяснений,
рассказовдополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника
«Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие
толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовнонравственной
культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный
предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом
внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире
культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах
истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе
(раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно
воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы»,
«Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения
уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовнонравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России:
фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в
курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства –
толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему
миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими
философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет
стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести
к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для
восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую
сторону явления. 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает
откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более
того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов,
обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в
естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др.
Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей,
нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают
осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи
курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель
основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать
содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и
достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в
5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное
назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к
народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из
этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания. Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в
становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия
накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с
принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовнонравственная культура
народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовнонравственной культуры; осознание того, что
человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению
через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовнонравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков,
она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством
любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:
«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный
мир».
Место предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в
течение первого полугодия один час в неделю, общее число часов 17.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского
общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к
людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные,
рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий
России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Раздел 1. В мире культуры
Содержание обучения
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении
природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие
христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия
ислама (VIIXII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Личностные результаты:
Планируемые результаты обучения
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за
своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса « Основы духовнонравственной культуры народов России» 17 часов
№
п/п
Тема урока
(тип урока)
Элементы
содержания
Характеристика
деятельности
обучающихся
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредмет
ные
Педагоги
ческие
средства
Дома
шнее
зада
ние
Форма
организа
ции
учебного
процесса
Форма
контро
ля
1
Величие
многонаци
ональной
россий
ской
культуры
Ученые,
деятели
литературы и
искусства
России в
разные
исторические
времена и
эпохи внесли
большой
вклад в
мировую
культуру. В
культуре
России
представлен
труд и усилия
разных
народов.
Многонацио
Учебный диалог:
чтение и
обсуждение
текста учебника.
Рассматривание
и анализ
иллюстративного
материала «Что
мы можем сказать
о профессии этих
людей? Чем они
прославили
Россию?».
Восприятие и
оценка
информации,
представленной
в видеофильме.
Выделение
главной мысли
В мире культуры (2 часа)
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательные
тексты с
элементами
рассуждения.
Диалог,
беседа,
презента
ция
.
Опрос,
доклады
Органи
зацион
ный
урок
Подоб
рать
посло
вицы и
погово
рки на
темы:
«Чест
ность»,
«Доб
рота»,
«Спра
ведли
вость»
Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.
Дата
прове
дения
16.01
Матер
иальн
о
техни
ческое
обеспе
чение
Учебн
ик ,
Репрод
укции
картин 2
Человек –
творец и
носитель
культуры
нальная
культура
укрепляла
дружбу
и добро
соседство
народов
В процессе
своей жизни
человек
усваивает
культуру и
сам вносит
вклад в
нее. Вклад
человека в
культуру
зависит от его
таланта,
способностей,
упорства.
Законы
нравственнос
ти – часть
культуры
общества.
рассказа учителя
о жизни и
творчестве
ШоломАлейхема.
Обсуждение
докладов и
презентаций
учащихся на тему
«Словесный
портрет
выдающегося
деятеля
культуры
России».
Чтение и
обсуждение
текста учебника
«Человек –
творец и
носитель
культуры».
Конструирование
схем: «Человек
– носитель
культуры»,
«Человек –
творец
культуры» (на
основе
иллюстративного
материала).
Восприятие и
оценка
информации,
представленной
в рассказе
23
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд и
вину.
Изучен
ие
нового
матери
ала
Опрос,
тест
Организовывать
работу в паре и в
группе,
сотрудничать с
одноклассниками
, договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
Чтение
текста,
конструир
ование
схем,
диалог,
беседа,
работа в
парах
Подго
товить
сооб
щение
об од
ном из
героев
былин,
сказа
ний,
легенд,
эпоса
народо
в Рос
сии учителя «Что
такое этика?».
Учебный диалог
обсуждение
высказывания
Аристотеля об
этике.
Совместная
деятельность в
группах:
«Объяснение
значения
пословиц и
поговорок разных
народов». Работа
с рубриками
«Жил на свете
человек» и
«Для
любознательных»
(составление
плана пересказа
текстов).
3
«Береги
землю
родимую,
как мать
любимую»
Нравственные ценности ( 7 часов)
Древние
предания,
священные
книги,
пословицы и
поговорки
разных
народов
России о
защите
Родины.
Примеры
героизма и
Объяснение
значения
пословиц и
поговорок о
Родине и
патриотических
чувствах.
Чтение текста
«НюргунБоотур –
стремительный» и
составление
словесного
портрета героя.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
Объясне
ние,
комменти
рованное
чтение
текста,
работа в
парах
Изучен
ие
нового
матери
ала
Устное
высказы
вание по
теме
30
Ответи
ть на
вопро
сы. патриотизма,
представле
нные в
эпических
образах.
4
Жизнь
ратными
подвигами
полна
Героические
страницы
истории
нашей
страны.
Подъём
патриотическ
их чувств
россиян в
эпоху
освободитель
ных войн.
Примеры
героизма.
Участие
Оценка образца
словесного
портрета,
представленного
учителем.
Совместная
деятельность в
парах: чтение
и обсуждение
башкирской
легенды об Урал
батыре.
Рассматривание
иллюстраций к
текстам, анализ и
оценка
выразительных
средств.
Учебный диалог
«Обсудим
вместе»:
сравнение
эпических героев.
Работа с
информацией,
представленной в
тексте.
Выделение
главной мысли
рассказа
дополнения
учителя. Работа
с рубрикой
«Картинная
галерея»:
описание героя
картины.
Чтение и
действий.
чувствовать стыд и
вину.
ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд и
Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Комменти
рование
чтение
текста,
беседа
Изучен
ие
нового
матери
ала
Опрос,
устное
высказы
вание
6.02
Отве
тить на
вопро
сы 5
В труде –
красота
человека
вину.
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать его.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.
Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов;
следовать плану,
сверяя с ним свои
действия и
ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.
церкви и
церковнослу
жителей в
организации
защиты
Отечества.
Трудолюбие
как
нравственное
качество
человека,
основа
трудовой
деятельности.
Отражение
отношения к
труду в
фольклоре.
оценка
информации из
текстов об
участии в
Великой
Отечественной
войне
представителей
разных народов
России.
Чтение и
определение
главной мысли
текста.
Объяснение
значения
пословиц
(поговорок).
Совместная
деятельность в
парах: чтение и
анализ текста
татарской
сказки
«Звёздочка
Зухра».
Чтение и
анализ текста
«Микула
Селянинович»
(учебник, с.38
40).
Коллективная
оценка
выполнения
задания,
обобщение:
«Почему Микула
Работа в
парах,чте
ние и
анализ
текста
Изучен
ие
нового
матери
ала
Объяс
нить
значе
ниепос
ловиц
13 Селянинович
стал героем
народных
былин?». Анализ
сказки К.
Ушинского «Два
плуга?»,
выделение
главной мысли.
Учебный
диалог:
обсуждение
высказывания
буддийского
монаха
Шантидевы.
Определение
главной мысли
текстов учебника.
Восприятие и
оценка
информации,
представленной в
рассказе учителя
«Владимир
Мономах о
трудолюбии».
Формулирование
вывода по
материалам
урока.
Чтение и работа
с текстами
учебника:
Обсуждение
проблемы: «Как
может
6
«Плод
добрых
трудов
славен»
Буддизм,
ислам,
христианство
о труде и
трудолюбии.
7
Люди
труда
В любую
историческую
эпоху, у
любого
народа есть
люди,
20
Диалог,
беседа
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд и
вину.
Организовывать
работу в паре и в
группе,
сотрудничать с
одноклассниками
, договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.
Урок
закреплен
ия
материа
ла.
Формули
ровка
выводов
по теме,
опрос
Подоб
рать
посло
вицы и
погово
рки на
родов
России
о
труде
Встраивать
этические
понятия в свою
систему знаний,
оперировать
Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
Комменти
рованное
чтение,
беседа
Урок
закреплен
ия
материа
ла.
Гото
вить
проек
ты
27.02 8
Бережное
отношение
к природе
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные слайды,
таблицы, графики,
схемы).
Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать его.
ими в
рассуждениях.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
славные
трудовые
дела и
подвиги
которых
внесли вклад
в развитие
культуры
общества
С давних
времен люди
с уважением
относились к
природе. Не
зная ее
законов,
они
одушевляли
предметы и
явления
окружающего
мира.
Почему
современный
человек
должен
относиться
к природе
бережно и
рационально.
проявляться
любовь к Родине в
мирное время?»
Учебный диалог:
«Является ли
учеба трудом?
Какие качества
должны быть у
ученика, чтобы
его труд был
успешным?».
Анализ и оценка
ситуаций из жизни
сверстников.
Оживление
и
использование
имеющихся
знаний: ответ на
вопрос «Как
древние люди
относились к
природе?».
Анализ
информации,
представленной в
рассказе
обобщении
учителя.
Совместная
работа в
группах:
анализ
информации,
представленной в
текстах.
Просмотр и
оценка
высказывания и
небольшие
повествовательн
ые тексты с
элементами
рассуждения.
Устное
высказы
вание
6.03
Работа в
группах,
комменти
рованное
чтение
Изучен
ие
нового
матери
ала
Составле
ние пере
сказа
Отве
тить на
вопрос
, сооб
щение
о запо
ведни
ке
Организовывать
работу в паре и в
группе,
сотрудничать с
одноклассниками
, договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил. видеофильма.
Анализ
иллюстраций
материалом
(учебник, с. 53).
Обсуждение и
формулирование
вывода по
материалам
урока.
Учебный
диалог на
основе
иллюстративного
материала.
Коммуникативн
ая деятель
ность:
«Послушаем друг
друга» (традиции
9
Семья –
хранитель
духовных
ценностей
Семья –
первая
«школа», где
ребенок
получает
уроки
нравственнос
ти. Знание
истории
своей семьи,
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
Диалог,
работа в
парах,
беседа
Формулировать
смысловое
содержание
иллюстраций,
связывать
графическое и
текстовое
представление
информации
Изучен
ие
нового
матери
ала
Устное
рисова
ние,
Подо
брать
приме
рыпро
из
веде
ний
УНТ
своего
13.03 10
прогнозировать
круг возможных
действий.
ее обычаев и
традиций –
залог
интереса к
культурным
традициям
российского
народа
в моей семье).
Чтение и анализ
текста
стихотворения
«Бабушкины
сказки».
Обсуждение
проблемы:
«Отражение в
фольклоре
народов России
семейных
ценностей».
20.03
опрос
народа
о
нравст
вен
ных
ка
чества
х чело
века
по
Анализ
информации,
представленной в
материалах
рубрики
«Картинная
галерея».
Составление
описательного
рассказа
картине.
Совместная
деятельность в
группах: чтение
и анализ народной
сказки.
Учебный
диалог:
обсуждение
темы,
идеи и
главной мысли
народных сказок.
Чтение текстов
и
анализ
главной мысли.
Учебный диалог: в
«Любовь
–
главная семейная
ценность».
Анализ текстов и
иллюстраций в
учебнике:
семейные
ценности
православии,
буддизме, исламе,
иудаизме. Оценка
информации,
представленной в
рассказе учителя
о Петре
и
Февронии
Муромских: «О
каких семейных
ценностях
повествует
история Петра и
Февронии?»
Совместная
деятельность в
парах: чтение и
выделение
главной мысли
притчи «Хлебец с
маслом».
Самооценка
выполненной
работы. Учебный
диалог: «В чем
состоит ценность
человеческого
общения».
Коммуникативн
ая деятельность:
послушаем друг
друга,
рассказывание о
традициях своей
семьи
Религия и культура ( 5 часов)
11
Роль
религии в
развитии
культуры
Роль религии
в развитии
культуры
человека и
общества.
Использовани
е религиоз
ных образов и
сюжетов в
искусстве,
литературе.
Оживление
имеющегося
опыта и знаний:
высказывания на
тему: «О каких
религиозных
праздниках мы
уже знаем? Что
мы можем
рассказать о
православном
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
Сопоставлять своё
мнение с мнениями
других людей,
находить полезную
для себя
информацию в их
позициях и
высказываниях
Находить
нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.
Беседа,
анализ
Изучен
ие
нового
матери
ала
Опрос,
пересказ
Вспом
нить
произ
веде
ния о
справе
дливо
сти,
мило
25.03 12
Культур
ноенаслед
иехристиа
нской
Руси.
прогнозировать
круг возможных
действий.
Встраивать
этические
понятия в свою
систему знаний,
оперировать
ими в
рассуждениях.
Религиозные
праздники,
культовые
сооружения
(оживление
имеющихся
представле
ний).
Принятие
христианства
на Руси.
Древняя Русь
после
принятия
христианства.
Влияние
церкви на
образование,
культуру
народа.Истор
ические
личности,ока
завшиевлияни
е на
развитиекуль
туры Руси.
храме, мечети,
синагоге и
пагоде?
Восприятие и
анализ
информации,
представленной в
рассказе учителя.
Разыгрывание
сценок:
«Коляда»,
«Святки».
Обсуждение
вопросов «Что
мы знаем о
христианской
вере? Когда
Древняя Русь
приняла
христианство?»
(по имеющемуся
опыту). Чтение и
обсуждение
текста учебника
«Откуда на Русь
пришло
христианство?».
Учебный диалог
(«Обсудим
вместе»): анализ
информации,
представленной в
текстах учебника
Чтение и
выделение
главной мысли
текста о Ярославе
сердии
, тер
пимос
ти, за
висти,
честно
сти
Сооб
щение
презен
тация
о царь
колоко
ле
8.04
Комменти
рованное
чтение
текста,
беседа
Изучен
ие
нового
матери
ала
Сообще
ния,
опрос
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательн
ые тексты с
элементами
рассуждения.
Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные слайды,
таблицы, графики,
схемы). 13 Культура
ислама
Возникнове
ние ислама.
Золотой век
исламской
культуры.
Роль ислама в
развитии
мировой
культуры.
Искусство,
литература,
и
архитектура
ислама.
14 Иудаизм и
культура
Возникновени
е иудаизма.
Тора и
Ветхий
Завет
христианской
Библии
(оживление
имеющихся
Мудром.
и
Чтение
обсуждение
текста учебника
«Возникновение
ислама».
Учебный диалог
«Золотой
век
исламской
культуры».
Анализ
информации,
представленной в
рассказе учителя
о
великом
персидском
и
таджикском поэте
Фирдоуси.
Чтение
обсуждение
текста учебника о
мечети.
Рассматривание
иллюстраций,
оценка
информации,
представленной в
видеофильме.
и
и
Чтение
обсуждение
текста учебника
«Как
всё
начиналось».
Практическая
работа:
нахождение на
карте Палестины
Сопоставлять своё
мнение с мнениями
других людей,
находить полезную
для себя
информацию в их
позициях и
высказываниях
Выделять
нравственные
мотивы в
действиях
персонажей
художественных
произведений,
одноклассников и
других людей.
Диалог,
просмотр
видеофиль
ма
Изучен
ие
нового
матери
ала
Ответы
на
вопросы
Сооб
щение
презен
тация
об
исла
ме
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
Определять и
формулировать
цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу. Строить
Открывать для
себя значение
этических понятий,
объяснять их
смысл своими
словами.
Находить
нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.
Игра
экскурсия,
работа с
картой
Изучен
ие
нового
матери
ала
Сооб
щение
презен
тация
об
иуда
изме
15
22 предположения,
прогнозировать
круг возможных
действий.
представлени
й). Синагога.
Священная
история
иудеев в
сюжетах
мировой
живописи.
и других мест,
связанных
с
ранней историей
иудаизма. Беседа
повторение
пройденного по
вопросам:
«Что
Ветхий
такое
Завет?
Частью
какой книги он
является? Какие
религии признают
Ветхий
Завет
священной
книгой?». Анализ
информации,
представленной в
материале
рубрики «Жил на
свете человек» и
«Картинная
галерея»,
составление
повествования по
сюжету картины.
Беседа по тексту
и иллюстрациям
учебника «Дом
окнами
на
Восток»Игра
экскурсия
«Иудейская
история
произведениях
живописи»
(учебник,
в
15 Культур
Возникновени
е буддизма.
Обсуждение
проблемы: какие
Встраивать
этические
Выступать перед
знакомой
Оформлять свои
мысли в устной и
Работа с
картой,
Изучен
ие
Сооб
щение
29.04 беседа,
анализ
презен
тация
о буд
дизме
нового
матери
ала
Пересказ
, сообще
ние
понятия в свою
систему знаний,
оперировать
ими в
рассуждениях.
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательн
ые тексты с
элементами
рассуждения.
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные слайды,
таблицы, графики,
схемы).
ныетрадиц
ии
буддизма
Буддизм в
России.
Народы
Р.Ф.,
исповедующи
е буддизм.
Первый
буддийский
храм в
российской
столице.
Культовые
сооружения
буддистов:
ступа,
пагода.
Архитектура
буддийских
храмов.
Влияние
буддийских
монастырей и
монахов на
развитие
культуры.
Искусство
танка.
(на
РФ
Анализ
народы
исповедуют
буддизм
основе
имеющихся
знаний).
информации,
представленной в
рассказе учителя
«Буддизм
в
России»,
составление
плана пересказа.
Практическая
работа с картой:
нахождение мест,
связанных
с
ранней историей
буддизма. Анализ
и
оценка
информации,
представленной в
текстах учебника.
Составление
плана пересказа
текста
«Буддийский
монастырь».
Просмотр
обсуждение
видеофильма
«Искусство
танка».
и
16
Забота
государ
ства о
Государство
заботится о
сохранении
Оценка
информации,
представленной в
Сопоставлять
своё мнение с
мнениями
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
Участвовать в
дискуссии,
выслушивать
Изучение
нового
материал
Ответы
на
Сооб
щение
презен
6.05
Как сохранить духовные ценности ( 2 часа) сохране
нии
духовных
ценностей
17
Хранить
память
предков
духовной
культуры и ее
развитии.
Взаимная
помощь и
поддержка
государства,
обществен
ных и
религиозных
организаций.
Восстановлен
ие на
территории
России
памятников
религиозной
культуры
Без
памяти
нет
нравственнос
ти, совести.
Беспамятный
человек
–
неблагодарны
й,
безответствен
ный.
Уважение к
труду,
обычаям,
рассказе учителя
«Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей».
Чтение и
обсуждение
главной мысли
текстов учебника.
Составление
плана пересказа
текста «Храм
Христа
Спасителя»;
чтение и
выделение
главной мысли
текста
«Охраняется
государством».
Конструирование
вывода по теме.
Учебный диалог:
обсуждение
статьи Д.
Лихачева
«Память».
Оценка
информации,
представленной в
рассказе
объяснении
учителя.
Выделение
главной мысли
рассказа. Чтение
и анализ текста
формулировать
своими словами.
других людей,
находить
полезную для
себя
информацию в
их позициях и
высказываниях.
Обсуждать
разные мнения,
оценивать их с
точки зрения
норм морали и
логики
а
вопросы
Комменти
рованное
чтение,
беседа
одноклассников,
выделяя в их
речи мнения и
аргументы;
задавать
вопросы;
излагать своё
мнение,
используя
аргументы.
тация
о
храмах
, мече
тях,
синаго
гахВол
гог
рада и
обла
сти
13.05
Устное
сообще
ние по
теме
Подго
товить
ответы
на воп
росы
Осознание
целостности
окружающего
мира,
расширение
знаний о
российской
многонациональ
ной культуре,
особенностях
традиционных
религий России;
Использование
полученных
Осознание своей
принадлежности к
народу,
национальности,
стране,
государству;
чувство
привязанности и
любви к малой
родине, гордости и
за своё Отечество,
российский народ и
историю России
(элементы
гражданской
Высказывать
предположения
о последствиях
неправильного
(безнравственно
го) поведения
человека.
Оценивать свои
поступки,
соотнося их с
правилами
нравственности
и этики;
намечать
способы
Изучение
нового
материал
а
Диалог,
анализ,
комменти
рованное
чтение саморазвития.
идентичности.
Понимание роли
человека в
обществе,
принятие норм
нравственного
поведения.
знаний в
продуктивной
и
преобразующей
деятельности;
способность к
работе с
информацией,
представленной
разными
средствами
вере предков.
Благотворите
льность как
духовно
нравственная
ценность
учебника
«Творить
благо».
Коммуникативн
ая деятельность:
послушаем друг
друга, выскажем
свое мнение:
можем ли мы
принять
участие
в
благотворительно
сти?
Составление
портрета
героя
художественного
полотна (И.
Репин. Портрет
С.И.
Мамонтова).
Учебный диалог
(обсудим
вместе): оценим
жизненные
истории.
Твой духовный мир ( 1 час)
18
Твой
духовный
мир
Что
составляет
твой
духовный
мир.
Культура
поведения
современного
человека.
Анализ
информации,
представленной в
объяснении
учителя «Что
такое этикет и
зачем он
нужен?».
Практическая
Расширение
кругозора и
культурного
опыта
школьника,
формирование
умения
воспринимать
мир не только
Проявление
гуманного
отношения,
толерантности к
людям,
правильного
взаимодействия в
совместной
деятельности,
Участвовать в
диалоге:
высказывать
свои суждения,
анализировать
высказывания
участников
беседы,
добавлять,
Работа в
группах,
диалог
Урок
закреплен
ия
материа
ла.
Устное
сообще
20.05 ние
рационально,
но и образно.
независимо от
возраста,
национальности,
вероисповедания
участников
диалога или
деятельности;
стремление к
развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
потребностей.
приводить
доказательства.
Создаватьпо
изображениям
(художественны
м полотнам,
иконам,
иллюстрациям)
словесный
портрет героя.
Оценивать
поступки
реальных лиц,
героев
произведений,
высказывания
известных
личностей.
Правила
хорошего
тона – этикет.
Твоя
культура
поведения.
работа «Учимся
быть
образованными».
Учебный
диалог:
обсудим вместе,
заполним устно
таблицу,
дополним ее.
Совместная
деятельность в
группах: анализ
информации,
представленной в
дидактических
текстах К.Д.
Ушинского.
Составление
описательного
рассказа по
картине П.
Федотова
«Свежий
кавалер».
Сюжетная игра
«Разговор с
младшим
братишкой
(сестренкой) об
этикете».
Литература для учителя
Программа:
комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М.: ВентанаГраф, 2015 Учебник
Виноградова Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений /
Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2016.
Литература для обучающихся
Учебник
Виноградова Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений /
Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2016.
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.