Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Оценка 4.7
Документация
docx
правоведение
5 кл
14.08.2018
Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
однк 5 класс.docx
Пояснительная записка Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно­нравственной культуры народов  России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная  образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана­Граф, 2013 и  реализуется с помощью учебника  Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно­нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2013.  Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной  области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В  пятом  классе  продолжается   реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов,  сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  В   процессе  изучения  данного  курса  в  пятом  классе  у  учащихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,   справедливость,  милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры  каждого  народа  и различных  религиозных  культур,  что  духовность  человека  есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы   (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  продолжается  реализация   авторской  идеи,  что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных  вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.  Особое  значение  курса  «Основы  духовно­нравственной культуры  народов  России»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые  объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их   возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10­12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным   событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об   истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,  на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с  воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют   информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).  Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини­лекций  учителя,  его  объяснений,  рассказов­дополнений. Сочетание разных методов обучения:  – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:  – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)   особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника   «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;  –  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические  фотографии и рисунки, схемы);  –  последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого  и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие  толкового словарика).  Общая характеристика учебного предмета В  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования учебный предмет «Основы духовно­нравственной  культуры народов России» определен  как  курс,  направленный  на  формирование  первоначальных  представлений  о светской этике, о  традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний  школьников сочетается  с  воспитанием  ценностных  отношений  к  изучаемым  явлениям:  внутренней установки  личности  поступать  согласно   общественным  нормам,  правилам  поведения  и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный  предмет, следует подчеркнуть  его  интегративный  характер:  изучение  направлено  на  образование, воспитание и развитие школьника при особом  внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:  1.  Формирование  понятия  «культура»,  ознакомление  с  ролью  и  значением российской культуры в мировом сообществе (раздел  «В мире  культуры»). 2.  Характеристика  общечеловеческих  ценностей,  их  представленность  в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах  истории страны (разделы    «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Как  сохранить  духовные ценности», «Твой духовный мир»).  3.  Истоки  становления  общечеловеческих  ценностей,  раскрытие  вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе  (раздел «Религия и культура»).  Конечно,  предмет  «Основы  духовно­нравственной  культуры  народов  России»  и  в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно­ воспитательного процесса и тесно  связан  с  содержанием  других  предметных  областей,  прежде  всего, «Обществознания», «Литературы»,  «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном  соответствии  с  программой  обучения.  Вместе  с  тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения  уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления  с  различными  сторонами  культуры  народов  России:     фольклором, декоративно­прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в   курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию  подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –   толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.   2.  Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте  у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему  миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне  жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу  к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет   стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести   к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для   восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую  сторону явления. 3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает  откровенный и задушевный разговор  о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так  и  в религиозной  культуре. Более того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее  развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов,  обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.  4.  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др.  Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей,  нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают  осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один  из  элементов  общероссийской культуры.  5.  Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность  и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи   курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать   содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно  и  достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.     Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Предмет  «Основы  духовно­нравственной  культуры  народов  России»  не  решает задачи  подробного  знакомства  с  разными  религиями.  Главное   назначение  предмета  – развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую  идентичность, осознание  своей  принадлежности  к   народу,  национальности,  российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.  Исходя из  этого, главной особенностью этого курса является  представление  культурообразующего  содержания  духовно­нравственного  воспитания.  Именно   культурообразующее  «ядро»  отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как религиозной,  так  и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в   становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.   Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только  с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с   принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.  Основными  целями  и  задачами  реализации  указанной  предметной  области средствами  учебника  «Духовно­нравственная  культура народов  России»  в  5  классе остаются следующие: •  совершенствование  способности  к  восприятию  накопленной  разными народами духовно­нравственной культуры; осознание того, что  человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному   самосовершенствованию,  проявляет  готовность  к  духовному саморазвитию;  •  углубление  и  расширение  представлений  о  том,  что  общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению  через этнические, культурные,  семейные  традиции,  общенациональные  и  межнациональные  отношения, религиозные верования;  •  осознание  того,  что  духовно­нравственная  культура  современного  человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков,  она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;  •  становление  внутренних  установок  личности,  ценностных  ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его  принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения  и  деятельности,  чувством   любви  к  своей  родине,  уважения  к  народам, населяющим ее, их культуре и традициям.  В  программе  курса  5  класса  представлены  следующие  содержательные  линии:   «В мире  культуры»,  «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Религия  и  культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный  мир».  Место предмета в учебном плане В соответствии с   ФГОС и школьным  учебным  планом курс «Основы духовно­нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе  в  течение первого полугодия один час в неделю, общее число часов 17.   Планируемые результаты обучения В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять  достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.  Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: •  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;  •  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.  Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:  •  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;   воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского  общества;  •  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к  людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;  •  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  •   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,   рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: •  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом  особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою  точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);  •  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с   информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;  •  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);  •  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;  •  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.  Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач:   •  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий  России;  •  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной  разными средствами;  •  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.  Раздел 1. В мире культуры  Содержание обучения Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных   национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.  Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее  таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа  «Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных  народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал­батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в   истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий  Радонежский,  Рабби  Шнеур­Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в  фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и  трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые,  путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении  природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,   симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О  юбви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.   Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.  Раздел 3. Религия и культура  Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие   христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья  Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.   Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия  ислама (VII­XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу   мировой  культуры.    Декоративно­прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский  календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности   внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.   Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.  Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию.  Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков.  Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.   Раздел 5. Твой духовный мир.  Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  – составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.   Личностные результаты:  Планируемые результаты обучения – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);  – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;  –  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;  –  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.  Универсальные учебные действия.  Познавательные:  – характеризовать понятие «духовно­нравственная культура»;  –  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые  сооружения разных религий;  – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.  Коммуникативные:  – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;  –  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).   Рефлексивные:   – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;  –  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,   правилами  коммуникации  и делового этикета.  Информационные:  –  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,  произведение искусства).  К концу обучения учащиеся научатся: •  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и  прослушанных объяснений учителя.  •  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их   поведение  с общечеловеческими духовно­нравственными ценностями.  •  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.  •  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. •  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания  известных личностей.  •  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.  •  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.  К концу обучения учащиеся смогут научиться: •  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.  •  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.  •  Работать с историческими источниками и документами. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса « Основы духовно­нравственной культуры народов России» 17 часов №  п/п Тема урока (тип урока) Элементы содержания Характеристи­ка деятель­ности обучаю­щихся Планируемые результаты предметные личностные метапредмет­ ные Педагоги­ ческие  средства Дома шнее  зада­ ние Форма организа ции учебного процесса Форма  контро­ ля   1  Величие  многонаци ональной    россий­ ской  культуры Ученые,           деятели  литературы и  искусства  России       в    разные  исторические  времена и  эпохи внесли  большой  вклад       в      мировую  культуру.   В   культуре  России         представлен  труд и усилия разных  народов.  Многонацио­ Учебный диалог:  чтение и  обсуждение  текста   учебника. Рассматривание    и анализ     иллюстративного   материала «Что  мы можем сказать о профессии этих  людей?   Чем   они прославили  Россию?».      Восприятие     и   оценка  информации,         представленной     в видеофильме.      Выделение       главной мысли   В мире культуры (2 часа) Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. Оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи:  составлять  монологические  высказывания и  небольшие  повествовательные  тексты с  элементами  рассуждения. Диалог,  беседа,  презента­ ция . Опрос,  доклады Органи зацион ный урок Подоб рать  посло­ вицы и погово рки на  темы:  «Чест­ ность», «Доб­ рота»,  «Спра ведли­ вость» Выбирать  способы  достижения цели, проверять и  корректировать  их. Составлять  разные виды  планов;  следовать плану,  сверяя с ним свои действия и  ориентируясь во  времени.  Анализировать  текст, выделять в нём главное и  формулировать  своими словами. Дата  прове де­ния   16.01 Матер иальн о­ техни ческое обеспе чение   Учебн ик , Репрод укции  картин 2 Человек –  творец и  носитель  культуры нальная  культура         укрепляла  дружбу            и добро­ соседство  народов В процессе  своей жизни  человек           усваивает  культуру и  сам вносит  вклад    в     нее.    Вклад  человека    в    культуру  зависит от его таланта,  способностей, упорства.  Законы   нравственнос ти –       часть  культуры  общества. рассказа  учителя  о  жизни  и  творчестве             Шолом­Алейхема. Обсуждение  докладов и  презентаций  учащихся на тему  «Словесный  портрет  выдающегося        деятеля        культуры  России». Чтение и  обсуждение  текста учебника  «Человек     –      творец     и      носитель  культуры».     Конструирование схем: «Человек      –     носитель      культуры»,  «Человек   –    творец    культуры»   (на  основе  иллюстративного  материала).  Восприятие  и      оценка   информации,  представленной    в   рассказе    23 Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. Анализировать  свои и чужие  поступки с точки  зрения норм  морали,  сопоставлять и  оценивать их.  Выделять  поступки, за  которые человек  может и должен  чувствовать стыд и  вину. Изучен ие нового матери ала Опрос,  тест Организовывать  работу в паре и в  группе,  сотрудничать с  одноклассниками , договариваться,  учитывая разные  мнения и  придерживаясь  согласованных  правил. Чтение  текста,  конструир ование  схем,  диалог,  беседа,  работа в  парах Подго­ товить сооб­ щение  об од­ ном из  героев  былин, сказа­ ний,  легенд, эпоса  народо в Рос­ сии учителя «Что  такое этика?».  Учебный диалог  обсуждение  высказывания  Аристотеля об  этике.  Совместная  деятельность в  группах:        «Объяснение        значения  пословиц и  поговорок разных  народов». Работа с рубриками  «Жил на свете  человек»   и    «Для    любознательных»  (составление  плана пересказа  текстов). 3 «Береги    землю  родимую,  как мать  любимую» Нравственные ценности ( 7 часов) Древние          предания,  священные      книги,  пословицы и  поговорки  разных  народов  России о       защите       Родины.  Примеры     героизма    и  Объяснение     значения     пословиц    и  поговорок о  Родине и  патриотических  чувствах.     Чтение    текста   «НюргунБоотур –  стремительный» и  составление  словесного    портрета   героя.   Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных Анализировать  свои и чужие  поступки с точки  зрения норм  морали,  сопоставлять и  оценивать их.  Выделять  поступки, за  которые человек  может и должен  Выбирать  способы  достижения цели, проверять и  корректировать  их. Составлять  разные виды  планов;  следовать плану,  сверяя с ним свои действия и  Объясне­ ние,  комменти­ рованное  чтение  текста,  работа в  парах  Изучен ие нового матери ала Устное  высказы­ вание по  теме 30 Ответи ть на  вопро­ сы. патриотизма,  представле­ нные           в  эпических  образах. 4 Жизнь ратными подвигами полна Героические  страницы  истории  нашей  страны.  Подъём  патриотическ их чувств  россиян в  эпоху  освободитель ных   войн.  Примеры         героизма.  Участие       Оценка образца     словесного          портрета,  представленного  учителем.  Совместная  деятельность    в парах:    чтение    и обсуждение   башкирской    легенды  об Урал­ батыре.                 Рассматривание  иллюстраций к  текстам, анализ и  оценка  выразительных       средств.       Учебный диалог   «Обсудим   вместе»:   сравнение  эпических героев. Работа с  информацией,  представленной  в тексте.   Выделение   главной  мысли  рассказа­ дополнения  учителя. Работа  с рубрикой         «Картинная         галерея»:  описание   героя    картины.    Чтение   и  действий. чувствовать стыд и  вину. ориентируясь во  времени.  Анализировать  текст, выделять в нём главное и  формулировать  своими словами. Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. Анализировать  свои и чужие  поступки с точки  зрения норм  морали,  сопоставлять и  оценивать их.  Выделять  поступки, за  которые человек  может и должен  чувствовать стыд и  Выбирать  способы  достижения цели, проверять и  корректировать  их. Составлять  разные виды  планов;  следовать плану,  сверяя с ним свои действия и  ориентируясь во  времени.  Комменти­ рование  чтение  текста,  беседа Изучен ие нового матери ала Опрос,  устное  высказы­ вание 6.02 Отве­ тить на вопро­ сы 5 В труде –  красота  человека вину. Делать  нравственный  выбор в моделях  жизненных  ситуаций и  обосновывать его. Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. Анализировать  текст, выделять в нём главное и  формулировать  своими словами. Выбирать  способы  достижения цели, проверять и  корректировать  их. Составлять  разные виды  планов;  следовать плану,  сверяя с ним свои действия и  ориентируясь во  времени.  Анализировать  текст, выделять в нём главное и  формулировать  своими словами. церкви      и  церковнослу жителей    в  организации    защиты  Отечества. Трудолюбие    как  нравственное  качество  человека,        основа  трудовой   деятельности. Отражение  отношения к  труду в  фольклоре. оценка    информации   из    текстов   об  участии      в    Великой    Отечественной  войне  представителей  разных народов  России. Чтение и  определение  главной мысли  текста.  Объяснение  значения  пословиц  (поговорок).          Совместная  деятельность в  парах: чтение и  анализ текста    татарской    сказки    «Звёздочка  Зухра».     Чтение    и     анализ    текста  «Микула  Селянинович»  (учебник, с.38­ 40).  Коллективная  оценка  выполнения  задания,  обобщение:  «Почему Микула  Работа в  парах,чте­ ние и  анализ  текста Изучен ие нового матери ала Объяс­ нить  значе­ ниепос ло­виц 13 Селянинович    стал   героем    народных  былин?». Анализ  сказки К.  Ушинского «Два   плуга?»,     выделение     главной мысли. Учебный          диалог:          обсуждение  высказывания      буддийского      монаха  Шантидевы.       Определение       главной мысли  текстов учебника. Восприятие и  оценка  информации,  представленной в  рассказе учителя  «Владимир  Мономах о  трудолюбии».  Формулирование  вывода по  материалам  урока. Чтение и работа с текстами  учебника:  Обсуждение   проблемы:   «Как  может  6 «Плод  добрых  трудов  славен» Буддизм,         ислам,  христианство  о труде и  трудолюбии. 7 Люди  труда В любую  историческую эпоху, у  любого  народа есть     люди,      20 Диалог,  беседа Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. Анализировать  свои и чужие  поступки с точки  зрения норм  морали,  сопоставлять и  оценивать их.  Выделять  поступки, за  которые человек  может и должен  чувствовать стыд и  вину. Организовывать  работу в паре и в  группе,  сотрудничать с  одноклассниками , договариваться,  учитывая разные  мнения и  придерживаясь  согласованных  правил. Урок  закреплен ия  материа ла. Формули ровка  выводов  по теме,  опрос Подоб рать  посло­ вицы и погово рки на­ родов  России о  труде Встраивать  этические  понятия в свою  систему знаний, оперировать  Выступать перед  знакомой  аудиторией  (сверстников,  родителей,  Оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи: составлять  монологические  Комменти­ рованное  чтение,  беседа Урок  закреплен ия  материа ла. Гото­ вить  проек­ ты 27.02 8 Бережное  отношение  к природе педагогов) с  сообщениями,  используя  иллюстративный  ряд (плакаты,  макеты,  презентации,  отдельные слайды,  таблицы, графики,  схемы). Делать  нравственный  выбор в моделях  жизненных  ситуаций и  обосновывать его. ими в  рассуждениях. Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. славные  трудовые        дела       и  подвиги  которых  внесли вклад   в       развитие культуры  общества С давних  времен люди  с уважением  относились к  природе.   Не  зная   ее  законов,          они  одушевляли  предметы и  явления     окружающего мира.               Почему  современный  человек  должен     относиться     к природе        бережно   и  рационально. проявляться  любовь к Родине в мирное время?»  Учебный диалог:  «Является ли  учеба трудом?  Какие качества  должны быть у  ученика,     чтобы  его     труд     был  успешным?».  Анализ и оценка  ситуаций из жизни сверстников. Оживление           и           использование  имеющихся  знаний: ответ на  вопрос «Как    древние   люди    относились   к  природе?».        Анализ        информации,  представленной в  рассказе­ обобщении  учителя.      Совместная      работа     в  группах:          анализ          информации,  представленной в  текстах.  Просмотр и  оценка           высказывания и  небольшие  повествовательн ые тексты с  элементами  рассуждения. Устное  высказы­ вание 6.03 Работа в  группах,  комменти­ рованное  чтение Изучен ие нового матери ала  Составле ние пере­ сказа Отве­ тить на вопрос , сооб­ щение  о запо­ ведни­ ке Организовывать  работу в паре и в  группе,  сотрудничать с  одноклассниками , договариваться,  учитывая разные  мнения и  придерживаясь  согласованных  правил. видеофильма.        Анализ  иллюстраций  материалом  (учебник, с. 53). Обсуждение и  формулирование  вывода по  материалам  урока. Учебный         диалог        на        основе  иллюстративного  материала.  Коммуникативн ая        деятель­ ность:  «Послушаем друг  друга» (традиции  9 Семья –  хранитель  духовных  ценностей Семья        –    первая  «школа»,   где ребенок  получает         уроки  нравственнос ти. Знание  истории  своей семьи,  Анализировать  текст, выделять в  нём главное и  формулировать  своими словами. Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, Диалог,  работа в  парах,  беседа Формулировать  смысловое  содержание  иллюстраций,  связывать  графическое и  текстовое  представление  информации Изучен ие нового матери ала Устное  рисова­ ние,  Подо­ брать  приме­ рыпро из­ веде­ ний  УНТ  своего  13.03 10 прогнозировать  круг возможных действий. ее обычаев и  традиций –  залог        интереса       к культурным    традициям  российского  народа в моей семье).  Чтение и анализ  текста  стихотворения    «Бабушкины    сказки».  Обсуждение  проблемы:  «Отражение в  фольклоре  народов России  семейных  ценностей». 20.03 опрос народа о  нравст ­вен­ ных  ка­  чества х чело­ века  по Анализ информации, представленной   в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа       картине. Совместная деятельность    в группах:     чтение и анализ народной сказки.  Учебный диалог: обсуждение темы,  идеи   и главной   мысли народных   сказок. Чтение       текстов и     анализ главной   мысли. Учебный   диалог: в «Любовь – главная   семейная ценность». Анализ  текстов и иллюстраций   в учебнике: семейные ценности   православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной   в рассказе   учителя о   Петре   и Февронии Муромских:   «О каких   семейных ценностях повествует история   Петра   и Февронии?» Совместная  деятельность в  парах: чтение и  выделение  главной мысли  притчи «Хлебец с  маслом».  Самооценка  выполненной  работы. Учебный  диалог: «В чем  состоит ценность  человеческого  общения».  Коммуникативн ая деятельность:  послушаем друг  друга,  рассказывание о  традициях своей  семьи Религия и культура ( 5 часов) 11 Роль  религии в  развитии  культуры Роль религии  в развитии  культуры     человека    и  общества.  Использовани е религиоз­ ных образов и сюжетов   в    искусстве,  литературе. Оживление  имеющегося  опыта и знаний:  высказывания на  тему: «О каких  религиозных  праздниках мы  уже знаем? Что  мы можем  рассказать о  православном  Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, Сопоставлять своё  мнение с мнениями других людей,  находить полезную  для себя  информацию в их  позициях и  высказываниях Находить  нужную  информацию в  печатных и  электронных  источниках. Беседа,  анализ Изучен ие нового матери ала Опрос,  пересказ Вспом­ нить  произ­ веде­ ния о  справе дливо­ сти,  мило­ 25.03 12 Культур­ ноенаслед иехристиа н­ской  Руси. прогнозировать  круг возможных действий. Встраивать  этические  понятия в свою  систему знаний, оперировать  ими в  рассуждениях. Религиозные  праздники,  культовые    сооружения  (оживление  имеющихся  представле­ ний).  Принятие   христианства  на Руси.  Древняя Русь  после               принятия  христианства. Влияние  церкви на  образование,  культуру         народа.Истор ические  личности,ока­ завшиевлияни е   на    развитиекуль туры Руси. храме, мечети,  синагоге и  пагоде?  Восприятие и  анализ  информации,  представленной в рассказе учителя. Разыгрывание  сценок:  «Коляда»,  «Святки». Обсуждение  вопросов «Что  мы знаем о  христианской  вере? Когда  Древняя Русь  приняла  христианство?»  (по имеющемуся  опыту). Чтение и обсуждение  текста учебника  «Откуда на Русь  пришло  христианство?».  Учебный диалог  («Обсудим  вместе»): анализ  информации,  представленной в  текстах учебника  Чтение и  выделение  главной мысли  текста о Ярославе сердии , тер­ пимос­ ти, за­ висти,  честно сти Сооб­ щение­ презен ­тация  о царь­ колоко ­ле 8.04 Комменти­ рованное  чтение  текста,  беседа Изучен ие нового матери ала Сообще­ ния,  опрос Оформлять свои  мысли в устной и  письменной речи: составлять  монологические  высказывания и  небольшие  повествовательн ые тексты с  элементами  рассуждения. Выступать перед  знакомой  аудиторией  (сверстников,  родителей,  педагогов) с  сообщениями,  используя  иллюстративный  ряд (плакаты,  макеты,  презентации,  отдельные слайды,  таблицы, графики,  схемы). 13 Культура  ислама Возникнове­ ние  ислама.  Золотой век  исламской  культуры.  Роль ислама в развитии          мировой  культуры.       Искусство,  литература,     и  архитектура  ислама. 14 Иудаизм и  культура Возникновени е иудаизма.     Тора       и  Ветхий            Завет  христианской Библии  (оживление  имеющихся  Мудром.     и Чтение   обсуждение текста   учебника «Возникновение ислама». Учебный   диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной   в рассказе   учителя о великом персидском   и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение   обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной   в видеофильме. и   и Чтение   обсуждение текста   учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение   на карте   Палестины Сопоставлять своё  мнение с мнениями других людей,  находить полезную  для себя  информацию в их  позициях и  высказываниях Выделять  нравственные  мотивы в  действиях  персонажей  художественных  произведений,  одноклассников и других людей. Диалог,  просмотр  видеофиль ма Изучен ие нового матери ала Ответы  на  вопросы Сооб­ щение­ презен тация  об  исла­ ме Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить предположения, прогнозировать  круг возможных действий. Определять и  формулировать  цель своей  деятельности,  решаемую  проблему,  поставленную  задачу. Строить Открывать для  себя значение  этических понятий, объяснять их  смысл своими  словами. Находить  нужную  информацию в  печатных и  электронных  источниках. Игра­ экскурсия, работа с  картой Изучен ие нового матери ала Сооб­ щение­ презен тация  об  иуда­ изме 15 22 предположения, прогнозировать  круг возможных действий. представлени й). Синагога.   Священная  история     иудеев         в  сюжетах          мировой  живописи.   и   других   мест, связанных с ранней   историей иудаизма. Беседа­ повторение пройденного   по вопросам:  «Что   Ветхий такое Завет?   Частью какой  книги   он является?   Какие религии   признают Ветхий Завет   священной книгой?».  Анализ информации, представленной   в материале рубрики «Жил на свете   человек»   и «Картинная галерея», составление повествования   по сюжету   картины. Беседа  по тексту и   иллюстрациям учебника   «Дом окнами на Восток»Игра­ экскурсия «Иудейская история произведениях живописи» (учебник, в     15 Культур­ Возникновени е буддизма.    Обсуждение проблемы:   какие Встраивать  этические  Выступать перед  знакомой  Оформлять свои  мысли в устной и  Работа с  картой,  Изучен ие Сооб­ щение­ 29.04 беседа,  анализ презен тация  о буд­ дизме нового матери ала Пересказ , сообще­ ние понятия в свою  систему знаний, оперировать  ими в  рассуждениях. письменной речи: составлять  монологические  высказывания и  небольшие  повествовательн ые тексты с  элементами  рассуждения. аудиторией  (сверстников,  родителей,  педагогов) с  сообщениями,  используя  иллюстративный  ряд (плакаты,  макеты,  презентации,  отдельные слайды,  таблицы, графики,  схемы). ныетрадиц ии  буддизма Буддизм   в  России.    Народы    Р.Ф.,  исповедующи е буддизм.  Первый        буддийский  храм     в      российской  столице.         Культовые  сооружения   буддистов:  ступа,              пагода.  Архитектура  буддийских    храмов.  Влияние       буддийских  монастырей и монахов на   развитие   культуры.  Искусство  танка. (на     РФ  Анализ народы   исповедуют буддизм   основе имеющихся знаний). информации, представленной   в рассказе  учителя «Буддизм в России», составление плана  пересказа. Практическая работа  с   картой: нахождение   мест, связанных с ранней   историей буддизма.  Анализ и  оценка информации, представленной   в текстах   учебника. Составление плана   пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр обсуждение видеофильма «Искусство танка».   и 16 Забота  государ­ ства о  Государство  заботится о  сохранении     Оценка  информации,  представленной в  Сопоставлять  своё мнение с  мнениями  Анализировать  текст, выделять в  нём главное и  Участвовать в  дискуссии,  выслушивать  Изучение нового материал Ответы  на  Сооб­ щение­ презен 6.05 Как сохранить духовные ценности ( 2 часа) сохране­ нии  духовных  ценностей 17 Хранить  память  предков духовной  культуры и ее развитии.  Взаимная     помощь    и  поддержка  государства,  обществен­ ных и  религиозных  организаций.  Восстановлен ие          на  территории     России  памятников  религиозной  культуры Без         памяти         нет  нравственнос ти, совести.     Беспамятный  человек           –  неблагодарны й,  безответствен ный.  Уважение     к труду,  обычаям,  рассказе учителя  «Забота  государства о  сохранении  духовных  ценностей».  Чтение и  обсуждение  главной мысли  текстов учебника. Составление  плана пересказа  текста «Храм  Христа  Спасителя»;  чтение и  выделение  главной мысли  текста  «Охраняется  государством».  Конструирование вывода по теме. Учебный диалог:  обсуждение  статьи Д.  Лихачева  «Память».  Оценка  информации,  представленной в  рассказе­ объяснении  учителя.  Выделение  главной мысли  рассказа. Чтение  и анализ текста  формулировать  своими словами. других людей,  находить  полезную для  себя  информацию в  их позициях и  высказываниях.  Обсуждать  разные мнения,  оценивать их с  точки зрения  норм морали и  логики а вопросы Комменти­ рованное  чтение,  беседа одноклассников,  выделяя в их  речи мнения и  аргументы;  задавать  вопросы;  излагать своё  мнение,  используя  аргументы. тация  о  храмах , мече­ тях,  синаго ­ гахВол гог­ рада и  обла­ сти 13.05 Устное  сообще­ ние по  теме Подго­ товить  ответы на воп­ росы Осознание    целостности    окружающего    мира,    расширение    знаний   о  российской  многонациональ ной культуре,  особенностях  традиционных  религий России; Использование   полученных   Осознание своей  принадлежности к  народу,  национальности,  стране,  государству;  чувство  привязанности и  любви к малой  родине, гордости и  за своё Отечество,  российский народ и историю России  (элементы  гражданской  Высказывать  предположения о последствиях  неправильного (безнравственно го) поведения  человека.  Оценивать свои  поступки,  соотнося их с  правилами  нравственности  и этики;  намечать  способы  Изучение нового материал а Диалог,  анализ,  комменти­ рованное  чтение саморазвития. идентичности.  Понимание роли  человека в  обществе,  принятие норм  нравственного  поведения. знаний  в   продуктивной   и   преобразующей деятельности;  способность к  работе с  информацией,  представленной разными  средствами вере предков. Благотворите льность как     духовно­ нравственная  ценность учебника  «Творить     благо».     Коммуникативн ая деятельность: послушаем друг  друга, выскажем  свое мнение:  можем ли мы  принять                  участие                   в  благотворительно сти?  Составление         портрета           героя  художественного   полотна  (И.   Репин. Портрет    С.И.    Мамонтова).    Учебный диалог   (обсудим     вместе):    оценим жизненные  истории. Твой духовный мир ( 1 час) 18 Твой  духовный  мир Что     составляет     твой  духовный  мир.  Культура  поведения  современного  человека.        Анализ  информации,  представленной в  объяснении  учителя «Что  такое этикет и  зачем    он     нужен?».     Практическая  Расширение  кругозора и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения  воспринимать  мир не только  Проявление  гуманного  отношения,  толерантности к  людям,  правильного  взаимодействия в  совместной  деятельности,  Участвовать в  диалоге:  высказывать  свои суждения,  анализировать высказывания  участников  беседы,  добавлять,  Работа в  группах,  диалог Урок  закреплен ия  материа ла. Устное  сообще­ 20.05 ние рационально,  но и образно. независимо от  возраста,  национальности,  вероисповедания  участников  диалога или  деятельности;  стремление к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических  потребностей. приводить  доказательства. Создаватьпо  изображениям  (художественны м полотнам,  иконам,  иллюстрациям)  словесный  портрет героя.  Оценивать  поступки  реальных лиц,  героев  произведений,  высказывания известных  личностей. Правила  хорошего  тона – этикет. Твоя                культура  поведения. работа «Учимся  быть  образованными».  Учебный     диалог:     обсудим    вместе, заполним устно  таблицу,  дополним ее.  Совместная  деятельность в  группах: анализ  информации,  представленной в  дидактических  текстах К.Д.  Ушинского.  Составление  описательного  рассказа по  картине П.  Федотова  «Свежий  кавалер».  Сюжетная игра  «Разговор с  младшим  братишкой  (сестренкой) об  этикете». Литература для учителя Программа:  комплексного учебного курса «Основы духовно­нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.  Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:  основная школа. — М.: Вентана­Граф, 2015 Учебник Виноградова Н.Ф. Основы духовно­нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений /  Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2016.  Литература для обучающихся Учебник Виноградова Н.Ф. Основы духовно­нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений /  Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2016.

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018