РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
МХК
5 кл
10.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Данная рабочая программа мною разработана и по ней работаю на протяжении 3 лет. Она содержит учебный материал, который помогает преподавателю вести уроки. В этой программе имеется разбивка тем и разбивка часов, имеется ссылка на используемую литературу. Рабочая программа содержит цели и задачи обучения.
ОДНКНР.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно­нравственной культуры народов России» учебного курса 5 класс       Основная цель изучения   курса   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   состоит   в   воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального   и   полиэтнического   российского   общества.   Данная   школьная   дисциплина   призвана сформировать у ребенка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций народов России. Аннотация Новая   область   знания   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   призвана   решить   следующие дидактические, воспитательные и развивающие задачи: ­ воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, формирование основ российской гражданской идентичности; ­ формирование ценностей многонационального российского общества; ­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; ­ формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации; ­ овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе; ­ развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­   развитие   этических   чувств,   доброжелательности,   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей; ­   развитие   умений   и   навыков   сотрудничества   с   представителями   инонациональных   культур   и   религий   в   разных социальных ситуациях. Курс   обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у   школьников   фундаментальных   основ культурологической грамотности, толерантного поведения в многонациональной среде, формирует вектор культурно­ ценностных ориентаций учащихся. К важнейшим личностным результатам изучения области знания «Основы духовно­нравственной культуры народов России» относятся: ­ готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; ­   готовность   и   способность   к   реализации   творческого   потенциала   в   духовной   и   предметно­продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе моральных норм и универсальной духовно­нравственной установки «становиться лучше»; ­   укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе,   воле   и   духовных   отечественных   традициях,   внутренней установке личности поступать согласно своей совести; ­   формирование   морали   как   осознанной   личностью   необходимости   определённого   поведения,   основанного   на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; ­   развитие   совести   как   нравственного   самосознания   личности,   способности   формулировать   собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; ­ принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; ­ готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; ­ способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; ­   осознание   ценности   других   людей,   ценности   человеческой   жизни,   нетерпимость   к   действиям   и   влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; ­ свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, своей Родиной; ­   укрепление   веры   в   Россию,   чувства   личной   ответственности   за   Отечество   перед   прошлыми,   настоящими   и будущими поколениями. В сфере   общественных   отношений область   знания   «Основы   духовно–нравственной   культуры   народов   России» призвана обеспечить: ­ осознание себя гражданином России на основе принятия общих для народов нашей страны духовно­нравственных нравственных ценностей; ­ готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; ­ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; ­ заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; ­ понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; ­ духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений область знания «Основы духовно–нравственной культуры народов России» должен содействовать: ­ формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы, района, города, региона, страны; ­ консолидации представителей разных народов и религий – граждан Российской Федерации. Предметные результаты освоения   области   знания   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России» включают: ­ усвоение первоначальных сведений о началах православной религии, основах иудаизма, буддизма, ислама; ­ понимание общности этических и нравственных составляющих религий; ­ сформированность целостного взгляда на общество как на союз разных народов, придерживающихся различных религиозных   убеждений,   основанный   на   диалоге,   культурном   взаимодействии,   мирном   сосуществовании, взаимопонимании; ­   владение   базовым   понятийным   аппаратом,   необходимым   для   дальнейшего   образования   в   области естественнонаучных и социально­гуманитарных дисциплин; ­ понимание культурных и религиозных традиций своего народа, уважение к памятникам культуры независимо от национальной и религиозной принадлежности их создателей. Предмет «Основы духовно­нравственной культуры народов России» помогает ученику в формировании отношения к обществу как единству людей, в основе представлений и действий которых лежат базовые этические и нравственные ценности, помогает воспитать нравственно и духовно зрелую личность. Среди метапредметных результатов изучения курса можно выделить: ­ в познавательной сфере — умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами; ­ в эстетической сфере — формирование умений соблюдения норм этикета, правил поведения в поликультурном многонациональном обществе; ­ в коммуникативной сфере — освоение норм социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками, в сообществах разного типа (семья, школа, учреждения культуры и др.).           Обеспечение   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России   является   ключевой задачей  курса «Основы  духовно­нравственной  культуры  народов   России». Содержаниеданного   курса определяется  в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от   того,   какие   ценности   общество   разделяет,   как   организована   их   передача   от   поколения   к   поколению.   Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:       ­ усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у учащихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;       ­   начальное   и   основное   общее   образование,   выстраивающее   партнёрские   отношения   с   другими   институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно­нравственное развитие личности гражданина России. Школьная   область   знания   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   должна   обеспечить полноценную   и   последовательную   идентификацию   учащихся   с   семьёй,   культурно­региональным   сообществом, многонациональным народом На освоение «Основ духовно­нравственной культуры России» отводится 35 учебных часов: (1 час в неделю). Программа обеспечена УМК: Гогиберидзе Г. М. Основы духовно­нравственной культуры народов России, учебник 4 класс. ­ М.: Мнемозина, 2013., Гогиберидзе Г. М. Основы духовно­нравственной культуры народов России, учебник 5 класс. ­ М.: Мнемозина, 2012.; Гогиберидзе Г.М. Методические рекомендациик школьному курсу «Основы духовно­ нравственной культуры народов России» 4­5 классы. – М.: Мнемозина, 2012. Нормативные документы, на основании которых разработана программа Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 ­ ФЗ: (статьи 7, 9, 32). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденный приказом № 1897 от 17.12.2010г Фундаментальное ядро содержания начального общего и основного общего образования. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.­ М.: Просвещение, 2011. СанПиН   2.4.2.2821­10   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г. Примерные   программы   на   основе   Федерального   компонента   государственного   стандарта   ООО/Министерство образования и науки РФ. – Москва, 06.10.2009г. Авторская программа Основная   образовательная   программа   основного   общего   образования МКОУ   «Борковская   основная 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. общеобразовательная школа» приказ №1­81 от 31.08.2015г 10. Положение   о   рабочей   программе   МКОУ   «Борковская   основная   общеобразовательная   школа»   по   учебным предметам в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г. Для   реализации     программы   комплект: Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно­нравственной культуры народов России: учебник для 4, 5 классов. М.: Мнемозина, 2012г. Г.М. Гогиберидзе. Программа и тематическое планирование. Основы духовно нравственной культуры народов России. М.: Мнемозина, 2012г. учебно­методический используется   следующий   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа к курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России» в 5­ом классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования с учетом объёма  времени, которое отводится на изучение  данного курса по базисному учебному плану. Программа обеспечена УМК: Гогиберидзе Г. М. Основы духовно­нравственной культуры народов России, учебник 4 класс. ­ М.: Мнемозина, 2013., Гогиберидзе Г. М. Основы духовно­нравственной культуры народов России, учебник 5 класс. ­ М.: Мнемозина, 2012.; Гогиберидзе Г.М. Методические рекомендациик школьному курсу «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 4­5 классы. – М.: Мнемозина, 2012. Основная цель изучения  курса «Основы   духовно­нравственной   культуры  народов   России»  состоит   в  воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального   и   полиэтнического   российского   общества.   Данная   школьная   дисциплина   призвана сформировать у ребенка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций народов России. Кроме того, изучение курса «Основы духовно­нравственной культуры народов России» будет способствовать развитию межконфессиональной толерантности и потребности школьников в диалоге с представителями   инонациональных   культур   и   религий   на   основе   умений   определять   приоритеты   с   учётом   светской морали, нравственных норм и общечеловеческих духовных ценностей. Новая   область   знания   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   призвана   решить   следующие дидактические, воспитательные и развивающие задачи: ­ воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, формирование основ российской гражданской идентичности; ­ формирование ценностей многонационального российского общества; ­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; ­ формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации; ­ овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе; ­ развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ­   развитие   этических   чувств,   доброжелательности,   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей; ­ развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях. Курс   обладает   широкими   возможностями   для   формирования   у   школьников   фундаментальных   основ культурологической грамотности, толерантного поведения в многонациональной среде, формирует вектор культурно­ ценностных ориентаций учащихся. В   первой   части   предусматривается   овладение   знаниями   основ   светской   этики,   норм   морали   и   нравственности. Материалы учебника нацелены на развитие следующих умений учащихся: ­ подбирать одежду соответственно сезону и мероприятию; ­ правильно вести себя в различных общественных местах; ­ бороться с собственными недостатками и пороками; ­   анализировать   поступки   людей   с   точки   зрения   светской   этики,   в   том   числе   на   примерах   из   жизни   и   из художественной литературы. Главная воспитательная цель новой области знания «Основы духовно­нравственной культуры народов России» в 1­ом полугодии ­ сформировать у детей понимание, что Россия — это многоконфессиональная и многонациональная страна. В результате изучения курса «Основы мировых религиозных культур» пятиклассники должны знать: ­ что значит «многоконфессиональная страна»; ­ что такое культурное многообразие народов; ­ что такое светская этика, какие вопросы она изучает; ­ что такое мораль, какую роль она играет в обществе; ­ что такое гуманизм, патриотизм, честь и совесть; ­ что такое религия и что значит «свобода вероисповедания»; ­ какие религии являются мировыми, а какие национальными; ­ какие религии являются традиционными для народов России. Во второй части учащиеся должны в более широком объёме овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями жить, учиться, работать в многонациональном обществе на благо нашей общей родины ­ России. В связи с этим в учебнике  представлены  материалы,  раскрывающие  основные положения каждой из четырёх  традиционных   религий России: православия, ислама, иудаизма, буддизма. Предусматривается формировать такие уменияпятиклассников, как: ­ анализ информации о религиозных культурах, традиционных для народов России; ­ понимание значения религиозных и нравственных ценностей в жизни человека; ­ применение полученных знаний в социальной деятельности, в гражданской и общественной жизни; ­ оценка деятельности церковных организаций, определение их роли и значения в обществе. В результате изучения данного курса пятиклассники должны овладеть следующими знаниями: ­ иметь представления о том, что такое РПЦ, в чем особенности внутреннего мира православного человека; ­ иметь представление о том, в чем истинный смысл исламского вероучения, о чем говорится в Коране и Сунне; ­ иметь представления о буддийской культуре, о том, какую роль играет буддизм в современной России; ­ иметь представления об иудаизме, о главных иудейских праздниках и их значении. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА           Спецификой  области знания «Основы духовно­нравственной культуры народов России» является её новизна, а также её интегративный характер, поскольку данная область знаний аккумулирует в себе первоначальные представления из истории, обществоведения, литературы, географии, искусствоведения и других социально­гуманитарных наук.          Актуальность новой области знания заключается, прежде всего, в том, что в настоящее время российское общество переживает довольно сложный период формирования ценностных ориентиров. Этот процесс неизбежен на этапе крупных социально­политических изменений и, как правило, сопровождается явлениями, оказывающими отрицательное влияние на общественную мораль, гражданское самосознание, межнациональные и межконфессиональные отношения. К наиболее негативным последствиям следует отнести нарушение духовного единства общества, деформацию традиционных для народов   России   моральных   норм   и   нравственных   принципов.   В   стране   все   острее   ощущается   дефицит   сознательно принимаемых мер, нацеленных на консолидацию общества, на поиск социального согласия, на формирование культуры конструктивного поведения в полиэтнической среде.           Огромными потенциальными возможностями в этом направлении обладает система общего образования, которой отводится   ключевая   роль   в   духовно­нравственной   консолидации   российского   общества,   его   сплочении   перед   лицом внешних   и   внутренних   вызовов,   в   укреплении   социальной   солидарности,   в   повышении   уровня   доверия   человека   к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Безусловно, личностная система ценностей формируется и в семье, и в неформальных сообществах, и в трудовых коллективах, и в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно­нравственное воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе   должна   быть   сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и   гражданская,   духовная   и   культурная   жизнь учащихся, так как школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Дети   и   подростки   наиболее   восприимчивы   к   эмоционально­ценностному,   духовно­нравственному   развитию, гражданскому   воспитанию.   Поэтому   недостатки   воспитания   в   этот   период   жизни   трудно,   а   порой   и   невозможно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Вот почему особенностью новой области знания «Основы духовно­нравственной культуры народов России» является его ориентация на духовное и культурное развитие личности. В соответствии с предложенной программой и методическими рекомендациями предусматриваются деятельностный, компетентностный и системный подходы в изучении данного курса. Деятельностный подход подразумевает приобретение навыков совместной деятельности (в группе, в классе, вместе с учителем, с родителями, родственниками, знакомыми, выступающими в роли консультантов) при обсуждении вопросов. Предусматривается   организация   учебной   деятельности   в   форме   сотрудничества.   Также   деятельностный   подход предполагает познавательную, творческую, художественно­эстетическую и коммуникативную деятельности школьников. Компетентностный   подход нацелен   на   формирование   ключевых   образовательных   компетенций   в   сфере познавательной   деятельности,  приобретение  знаний  и навыков  гражданской  деятельности,  а  также  выполнение  задач самообразования,   умение   получать   информацию   из   различного   рода   источников   (в   словарях,   в   энциклопедиях,   в Интернете, в процессе общения). Системный   подход подразумевает   использование   группы   методов,   с   помощью   которых   учебный   материал рассматривается   как   совокупность   взаимодействующих   компонентов.   Эти   методы   развиваются   в   рамках   отдельных научных   дисциплин,   междисциплинарных   синтезов   и   общенаучных   концепций.   Необходимость   системного   подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых тем, интеграцией знаний из различных отраслей науки. В процессе анализа учебного и дополнительного материала определяются его интегральные характеристики (свойства), взаимосвязи с повседневной практикой. Все выше названные подходы к изучению новой области знания «Основы духовно­нравственной культуры народов России» нацелены на формирование традиционных  для народов нашей страны духовных, моральных и нравственных ценностей. Они призваны способствовать развитию межконфессиональной и межнациональной толерантности, умений и навыков совместной деятельности в условиях многонационального российского общества.          На освоение «Основ духовно­нравственной культуры России» отводится 35 учебных часов: (1 час в неделю). МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ КУРСА К важнейшим личностным результатам изучения области знания «Основы духовно­нравственной культуры народов России» относятся: ­ готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; ­   готовность   и   способность   к   реализации   творческого   потенциала   в   духовной   и   предметно­продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе моральных норм и универсальной духовно­нравственной установки «становиться лучше»; ­   укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе,   воле   и   духовных   отечественных   традициях,   внутренней установке личности поступать согласно своей совести; ­   формирование   морали   как   осознанной   личностью   необходимости   определённого   поведения,   основанного   на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; ­   развитие   совести   как   нравственного   самосознания   личности,   способности   формулировать   собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; ­ принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; ­ готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; ­ способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; ­   осознание   ценности   других   людей,   ценности   человеческой   жизни,   нетерпимость   к   действиям   и   влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; ­ свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, своей Родиной; ­   укрепление   веры   в   Россию,   чувства   личной   ответственности   за   Отечество   перед   прошлыми,   настоящими   и будущими поколениями. В сфере   общественных   отношений область   знания   «Основы   духовно–нравственной   культуры   народов   России» призвана обеспечить: ­ осознание себя гражданином России на основе принятия общих для народов нашей страны духовно­нравственных нравственных ценностей; ­ готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; ­ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; ­ заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; ­ понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; ­ духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений область знания «Основы духовно–нравственной культуры народов России» должен содействовать: ­ формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы, района, города, региона, страны; ­ консолидации представителей разных народов и религий – граждан Российской Федерации. Предметные результаты освоения   области   знания   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России» включают: ­ усвоение первоначальных сведений о началах православной религии, основах иудаизма, буддизма, ислама; ­ понимание общности этических и нравственных составляющих религий; ­ сформированность целостного взгляда на общество как на союз разных народов, придерживающихся различных религиозных   убеждений,   основанный   на   диалоге,   культурном   взаимодействии,   мирном   сосуществовании, взаимопонимании; ­   владение   базовым   понятийным   аппаратом,   необходимым   для   дальнейшего   образования   в   области естественнонаучных и социально­гуманитарных дисциплин; ­ понимание культурных и религиозных традиций своего народа, уважение к памятникам культуры независимо от национальной и религиозной принадлежности их создателей. Предмет «Основы духовно­нравственной культуры народов России» помогает ученику в формировании отношения к обществу как единству людей, в основе представлений и действий которых лежат базовые этические и нравственные ценности, помогает воспитать нравственно и духовно зрелую личность. Среди метапредметных результатов изучения курса можно выделить: ­ в познавательной сфере — умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами; ­ в эстетической сфере — формирование умений соблюдения норм этикета, правил поведения в поликультурном многонациональном обществе; ­ в коммуникативной сфере — освоение норм социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками, в сообществах разного типа (семья, школа, учреждения культуры и др.).           Обеспечение   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России   является   ключевой задачей  курса «Основы  духовно­нравственной  культуры  народов   России». Содержаниеданного   курса определяется  в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от   того,   какие   ценности   общество   разделяет,   как   организована   их   передача   от   поколения   к   поколению.   Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями: ­ усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у учащихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;       ­   начальное   и   основное   общее   образование,   выстраивающее   партнёрские   отношения   с   другими   институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно­нравственное развитие личности гражданина России.           Таким   образом,   предметная   область   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России» призвана обеспечить принятие юным гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и   общественной   жизни.   Автор   содержания   курса   исходит   из   того,   что   носителем   базовых   национальных   ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно­нравственное развитие гражданина России в рамках начального и основного общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия учащимися национальных ценностей, компонентом которых является светская этика или одна из четырех традиционных для России религий.           Принятие   культуры   и   духовных   традиций   многонационального   народа   Российской   Федерации   является   весьма сложным этапом духовно­нравственного развития личности. И здесь очень важна роль учителя. Только определенный уровень педагогического мастерства в сочетании с высокими моральными качествами педагога, его межнациональной и межконфессиональной толерантностью могут обеспечить успешное воспитание личности на этом этапе её развития.           Школьная   область   знания   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   должна   обеспечить полноценную   и   последовательную   идентификацию   учащихся   с   семьёй,   культурно­региональным   сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС:         Требования к личностным результатам: — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; — формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, ациональностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; — развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — воспитание доброжелательности и эмоционально нрав ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; —   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   различных   социальных   ситуациях,   умений   не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; — наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.          Требования к метапредметным результатам: — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; — формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и   условиями   её   реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения   результата;   вносить соответствующие   коррективы   в   их   выполнение   на   основе   оценки   и   с  учётом   характера   ошибок;   понимать   причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; — умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; —   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров,   осознанного   построения   речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; —   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения,   умение   договориться   о   распределении   ролей   в   совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.           Требования к предметным результатам: — знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; —  знакомство   с  основами   светской   и  религиозной  морали,  понимание  их  значения   в  выстраивании   конструктивных отношений в обществе; —   формирование   первоначальных   представлений   о   светской   этике,   религиозной   культуре   и   их   роли   в   истории   и современности России; — осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.           Развитие компетентностей: ­ ценностно­смысловые компетенции связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; ­ учебно­познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно­познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; ­ коммуникативные компетенции – это навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.                       ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) 1. Многонациональная  Россия  —  наша общая  Родина.   Что   изучает   область   знания   под   названием   «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Символика Российской Федерации. Что такое многонациональная и многоконфессиональная страна. Многообразие духовного и культурного богатства нашей Родины. (1 ч.) СВЕТСКАЯ ЭТИКА (7 ч.) 2­3.   Что   такое   светская   этика? Знакомство   с   понятиями   «стиль   поведения»,   «нравственный   выбор»,   «этика». Зарождение этики в эпоху античности. Аристотель как основоположник представлений об этики. Светская и религиозная этика. Нравственность и нравственный выбор. (2 ч.) 4­5. Этика и этикет. Роль   Петра   I   в   формировании   российского   этикета.   Основные   правила   этикета.   Правила поведения   на   улице,   в   театре,   за   столом.   Какой   значение   вкладывал   А.С.   Макаренко   в   понятие   «эстетически выразительный образ»? Правила поведение в гостях. (2 ч.) 6. Честь и совесть. Определение понятий «честь», «совесть». Почему французский писатель Ромен Роллан считал, что «добро – не наука, оно – действие»? Жить по законам чести и совести. (1 ч.) 7. Гуманизм. Определение понятия «гуманизм». Почему Цицерон считал, что «гуманизм – это высший уровень культурного и нравственного развития человеческих способностей»? Взаимосвязь гуманизма и патриотизма. «Золотое правило нравственности». (1 ч.) 8. Достоинства и недостатки. Нравственный человек. Борьба с недостатками. Развитие достоинств. Добродетель как золотая середина между двумя крайностями. Доброжелательность как основа воспитания высоких нравственных качеств. (1 ч.) КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ (3 ч.)          9. Культура и религия. Понятие «культура». Н.К. Рерих о культуре. Материальная и духовная культура. Связь культуры   и  религии.  Религия   и   античное   искусство.  Роль   древнегреческих   мифов   и   библейских   образов   в   мировой художественной культуре. Культурное и религиозное значение храмов и икон. (1 ч.).          10. Древнейшие религиозные верования. Формы  первобытной   религии  (тотемизм,  магия,  фетишизм,  анимизм, шаманизм).   Роль   древнейших   религиозных   верований   в   выживании   первобытного   человека.   Элементы   примитивных религиозных представлений в современном мире. (1 ч.).          11. Религиозные обряды и праздники древних славян. Религиозные представления древних славян. Языческие боги. Переход от язычества к христианству. Обряды и праздники древних славян, дошедшие до наших дней. Искусство древних славян. (1 ч.). РОССИЯ — СТРАНА СВОБОДНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (2 ч.) 12­13. Россия – страна сводного вероисповедания.  Религия и религиозное учение.  Поли­  и  монотеистические религии. Мировые и национальные религии. Светское государство. Свобода вероисповедания. Традиционные религии народов России. (2 ч.) ХРИСТИАНСТВО (4 ч.) 14. Что такое христианство? Основы христианской религии. Иисус Христос. Святая Троица. Сотворение мира. Адам и Ева – первые люди. Пороки и божественные заветы. Спасение души как высшая цель христианства. (1 ч.) 15.   Иисус   Христос   –   Богочеловек.   Рождество   Христово.   Жизнь   и   общественное   служение   Иисуса   Христа. Сострадание и любовь к людям. Пророчества. Казнь Иисуса на Голгофе через распятие на кресте. Воскресение. Пасха. Вознесение. (1 ч.) 16.   Библия   –   священная   книга   христиан. Библия   –   книга   жизни.   Ветхий   Завет.   Новый   Завет.   Евангелие. Библейские притчи. Откровение. Повествование от создания мира до конца времен. (1 ч.) 17. Крещение Руси. Верования древних славян. Многобожие. Испытание вер. Крещение Древней Руси, роль князя Владимира ­ Красно Солнышко. Великие миссионеры Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука. Преображение жизни восточных славян, их быта и культуры. (1 ч.) ОБОБЩЕНИЕ Выполнение творческих проектов по выбору на одну из предложенных тем: ­ Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года; ­ Наша Родина – многонациональная страна; ­ Библия – духовная реликвия человечества; ­ Свобода выбора: добро и зло; ­ Я и этикет: наши взаимоотношения. ­ Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила; ­ Добродетели на примере поступков литературных героев. (1 ч.) ПРАВОСЛАВИЕ (2 ч.) 18. Православие в России: Русская православная церковь. Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм. Автокефальность Русской православной церкви. Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека». (1 ч.) 19. Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры. (1 ч.) ИСЛАМ (5 ч.) 20. Что такое ислам? Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Мухаммед – пророк и посланник Аллаха. Первые общины мусульман. Хиджра – начало исламского летоисчисления. (1 ч.) 21. Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран – книга откровений. Пять столпов ислама. Сущность и значение Сунны. Сунниты и шииты. (1 ч.) 22. Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, с невежеством и с неравенством. (1 ч.) 23. Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам. (1 ч.) 24.   Ислам   в   России   (Волго­Уральский   регион). Проникновение   и   распространение   ислама   на   берегах   Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство. Изучение основ исламской культуры в России. Народы Волго­Уральского региона РФ, традиционно исповедующие ислам. Ислам в современной России. (1 ч.) БУДДИЗМ (4 ч.) 25. Что такое буддизм? Будда – основатель мировой религии. Возникновение буддизма. Будда как историческая личность. Поиск божественного начала в самом себе. (1 ч.) 26. Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя­питака, Сутра­питака и Абхидхарма­питака. Лама. Дацан. Ганджур. (1 ч.) 27.   Четыре   благородные   истины. Глубинный   (скрытый)   смыл   благородных   истин.   Нравственные   принципы буддийского философско­религиозного учения. (1 ч.) 28. Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы РФ, традиционно исповедующие буддизм. Буддистская культура в современной России. (1 ч.) ИУДАИЗМ (5 ч.) 29. Что такое иудаизм? Иудаизм ­ национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора. Раввин. Священный храм в Иерусалиме. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. (1 ч.) 30. Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический смысл. (1 ч.) 31. Рош ха­Шана. Особенности  празднования  Нового   года  в  иудаизме. Рош  ха­Шана  как   День  памяти.  Роль  и символическое значение звуков Шофара. (1 ч.) 32. Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе. Основы иудейской веры, обряды. (1 ч.) 33. Праздники восхождения. Суккот – праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении. Песах – семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот – праздник дарования Торы. (1 ч.) ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА. (1 ч.) 34.   Итоговый   урок.   Выполнение   информационно­творческих   проектов   по   выбору   учащихся   на   одну   из предложенных тем: ­ Русская православная церковь: её роль и значение; ­ Коран – духовная реликвия человечества; ­ Трипитака – духовная реликвия человечества; ­ Тора – духовная реликвия человечества; ­ Становление и развитие православия в России; ­ Становление и развитие ислама в России; ­ Становление и развитие буддизма в России; ­ Становление и развитие иудаизма в России. (1 ч.) № урок а 1   Темы, основное содержание уроков Многонациональная Россия — наша  общая Родина 2­3 Что такое светская  этика? 4—5 Этика и этикет Календарно­тематическое планирование Формы занятий Характеристика деятельности учащихся Дата Примеч. План Факт Чтение и  обсуждение  теоретического  материала урока,  эвристическая  беседа. Работа с  иллюстрациями из учебника (стр.7, 9, 10). Словарная  работа. Чтение и  обсуждение  теоретического и  дополнительного  материалов урока; анализ поступков  героев стихотво­ рения К.Симонова «Сын артиллерис­ та». Словарная  работа. Чтение и  обсуждение  Усвоение знаний и приобретение умений  учиться в полиэтническом обществе; знать  основные государственные символы. Уметь  правильно использовать понятия  «многонациональная страна»,  «национальные традиции народов России»,  «самобытность». Иметь представление о  народах, традиционно проживающих в  России. Уметь объяснить, чем отличается светская  этика от религиозной этики. Уметь  разграничивать понятия «этика», «этические нормы», «нравственный выбор».  Характеристика персонажей стихотворения  К.Симонова «Сын артиллериста» с точки  зрения их нравственного выбора. Знакомство с нормами этикета. Умение  объяснять значение этих норм в жизни 6 Честь и совесть 7 Гуманизм 8 Достоинства и  недостатки теоретического  материала урока.  Ролевая игра  «Правила  этикета». Беседа на основе  теоретического  материала урока;  обсуждение  дополнительного  материала; работа  с вопросами и  заданиями. Дискуссия по  вопросам  теоретического  материала урока;  анализ  произведения  М.Горького  «Легенда о  Данко». Чтение и  обсуждение  теоретического  материала урока;  анализ рассказа  человека и общества. Игра с применением  правил этикета. Обсуждение полученной на уроке  информации. Моделирование   жизненных  ситуаций и вариантов поведения на основе  нравственных и этических норм. Оценка  своих действий, поступков одноклассников  и литературных героев с позиций чести и  совести. Рассуждение на тему: «Как я понимаю, что  такое «золотое правило нравственности» и в чём состоит его ценность». Умение  раскрыть понятия «гуманизм»,  «человеколюбие», «доброжелательность»,  «эмпатия». Уметь объяснять понятия «достоинство»,  «недостатки», «самосовершенствование».  Минисочинение на тему: «Достоинства и  недостатки как человеческие качества (на  примере литературных персонажей)». Бекиша «Почему  мир вокруг Вани  стал мрачным?»;  работа с  заданиями к  тексту рассказа. 9 Культура и религия Дискуссия по  10 Древнейшие  религиозные  верования вопросам  основного  теоретического и  дополнительного  материалов урока. Словарная работа. Изучение  теоретического  материала.  Сопоставление  различных форм  первобытных  религий.  Дискуссия на  тему: «Элементы  первобытного  сознания в  современном  мире». Уметь характеризовать и сравнивать  понятия «материальная культура»,  «нематериальная культура», «культурные  ценности», «Всемирное наследие  ЮНЕСКО». Изучение краеведческого  материала о памятниках культуры своего  города (села, района, региона). Владеть такими понятиями, как «тотемизм», «магия», «фетишизм», «анимизм»,  «шаманизм». Подготовить сообщение на  тему: «Первобытные религии в современном мире».     11 Религиозные обряды Рассказ учителя о  Уметь охарактеризовать основные понятия, и праздники  древних славян 12— 13 Россия — страна  свободного  вероисповедания 14 Что такое  христианство? 15 Иисус Христос —  Богочеловек божествах,  ритуалах и  обрядах древних  славян, об  особенностях  язычества.  Словарная работа. Чтение  теоретического  материала урока,  обсуждение  прочитанного.  Словарная работа. Чтение  теоретического  материала урока,  обсуждение  прочитанного.  Работа с  иллюстрациями  учебника. Чтение и  обсуждение  теоретического  изученные на уроке. Используя примеры из  жизни, устного народного творчества и из  художественной литературы, дать анализ  древнеславянским праздникам,  сохранившимся до наших дней. Знать и уметь объяснять понятия:  «религия», «многобожие», «единобожие»,  «светское государство»,  «многонациональное государство». Иметь  представления о религиях, традиционных  для народов нашей страны. Дополнительно:  подготовить сообщение на тему:  «Религиозный памятник моего города (села,  района, региона)». Уметь объяснять понятия «до Рождества  Христова», «после Рождества Христова»,  «наша эра». Обсуждение библейского  сюжета «Сотворение мира», уметь отвечать  на вопросы к теоретическому и  хрестоматийному материалам урока. Уметь объяснить понятия: «Спаситель  мира», «Богочеловек», «Мессия»,  «Помазанник». Осознать, какое значение 16 Библия —  священная книга  христиан 17 Крещение Руси материала урока.  Работа с  иллюстрациями из учебника.  Словарная работа. Рассказ учителя о  Библии, об  особенностях  Ветхого и Нового  Заветов.  Конспектирование материала «Это  интересно».  Чтение и  обсуждение  одного из  библейских  сюжетов.  Словарная работа. Рассказ учителя  об исторических  событиях,  связанных с  крещением Руси.  Эвристическая  беседа на тему:  вкладывают христиане в понятие  «общественное служение Иисуса Христа», в  чем смысл празднования Пасхи и Рождества. Прочитать рассказ Б.Ганаго  «Рождественский гость», обсудить вопросы  к этому тексту. Знать и уметь объяснять понятия  «Откровение», «Библия», «Ветхий Завет»,  «Новый Завет», «Евангелие». Иметь  представления о составных частях Библии, о христианском вероучении. Обсуждение  вопросов к теоретическому и  хрестоматийному материалам урока .  Дискуссия на тему: «Нравственный урок  царя Соломона». Актуализация знаний учащихся о  христианстве. Конспектирование рассказа  учителя. Обсуждение дополнительного  материала ­ зарисовки А.Солженицына «О  русском пейзаже». Обсуждение вопросов к  теоретическому материалу. №  урок а 18 Темы, основное  содержание уроков Православие в  России: русская  православная  церковь 19 Христианские  заповеди «Роль и значение  крещения Руси».  Комментарии  учителя к  иллюстрациям  учебника,  посвященным  крещению Руси. Формы занятий Чтение и обсуждение  теоретического и  хрестоматийного  материалов урока.  Работа с  иллюстрациями к  уроку. Чтение основного,  дополнительного  материалов урока,  обсуждение  прочитанного.  Работа с  иллюстрациями к  уроку. Характеристика основных видов  деятельности учащихся Дата Примеч. План Факт Уметь объяснить понятия: «церковь»,  «православие», «католицизм»,  «протестантизм», «приход». Осознать,  какое значение вкладывают христиане в  понятие «свобода выбора», в чем её смысл.  Прочитать притчу «Как найти хорошую  школу», обсудить вопросы к этому тексту в  форме беседы или дискуссии. Чтение христианских притчей, их  обсуждение. Эвристическая беседа на тему:  «Христианские заповеди и их роль в  современном мире». 20 21 Что такое ислам?  Пророк Мухаммед Коран и Сунна —  священные книги  мусульман 22 Нравственные  принципы в исламе 23 Ислам в России  (Северный Кавказ) Чтение материала  урока, обсуждение  прочитанного,  эвристическая  беседа. Чтение основного  дополнительного  материалов урока,  обсуждение  прочитанного.  Работа с  иллюстрациями к  уроку. Рассказ учителя.  Дискуссия на тему: «Джихад как  борьба с  собственными  пороками».  Обсуждение  вопросов к  теоретическому  материалу урока. Рассказ учителя о  Северном Кавказе,  об особенностях  проникновения и  Дискуссия на тему: «Ислам – религия  мира». Анализ текста «Ночное путешествие  и вознесение пророка Мухаммеда на  небеса». Чтение, пересказ и анализ рассказа М.  Оздоевой «Божья капелька». Обсуждение  вопросов к теоретическому и  хрестоматийному материалам урока. Чтение «Легенды о халифе», обсуждение  легенды. Работа с вопросами к тексту  фольклорного произведения. Обсуждение роли и исторического значения  личности Шамиля на Северном Кавказе.  Выразительное чтение стихотворения  Ахильговой «Баллада о чести». Обсуждение 24 Ислам в России  (Волго­Уральский  регион) 25 Что такое буддизм? Будда —  основатель мировой религии распространения  ислама.  Конспектирование  учебного  материала. Рассказ учителя о  Волжской  Булгарии,  Касимовском  царстве,  Казанском,  Астраханском и  Сибирском  ханствах.  Конспектирование  теоретического  материала урока.  Работа с  иллюстрациями. Рассказ учителя о  жизни и  деятельности  Будды. Чтение и  обсуждение  дополнительного  материала. Работа  с иллюстрациями.  вопросов к хрестоматийному материалу. Конспектирование учебного материала.  Выразительное чтение стихотворения  А.С.Пушкина «Подражание Корану».  Обсуждение ответов на вопросы к тексту  стихотворения. Знать и уметь объяснять термины  «буддизм», «просветленный»,  «божественное начало». Чтение и  обсуждение буддийской притчи «Как  Сиддхартха задумался о смысле жизни».  Работа с вопросами и заданиями к тексту  притчи. 26 27 Трипитака —  священный канон  буддизма Четыре  благородные  истины 28 Буддизм в России Словарная работа. Чтение и  обсуждение  основного и  дополнительного  материалов. Работа с иллюстрациями к уроку. Словарная  работа. Чтение и  обсуждение  основного  материала урока.  Эвристическая  беседа на тему:  «Смысл и значение  буддийских  благородных  истин». Работа с  иллюстрациями к  уроку. Рассказ учителя о  проникновении и  распространении  буддизма на  берегах Амура, о  Бохайском  Знать и уметь объяснять термины  «Трипитака», «лама», «санскрит»,  «Ганджур», «дацан». Анализ буддийской  притчи «Будьте светом для самих себя».  Работа с вопросами и заданиями к притчи. Анализ одной из проповедей Будды  «Развяжите узлы». Работа с вопросами и  заданиями к хрестоматийному материалу. Конспектирование основных положений из  рассказа учителя. Анализ буддийской  притчи «Богатый бедняк». Работа с  вопросами и заданиями к хрестоматийному  материалу. царстве, о  российских  народах,  традиционно  исповедующих  буддизм. Чтение и  обсуждение  дополнительного  материала. 29 Что такое иудаизм? Рассказ учителя о  Моисее, об  Исходе, о  Иерусалимском  храме. Чтение и  обсуждение  дополнительного  материала. Работа  с иллюстрациями к уроку. Словарная  работа. Чтение и  обсуждение  основного  материала урока.  Работа с  иллюстрациями.  Словарная работа. 30 Шаббат Знать и уметь объяснять термины  «иудаизм», «иврит», «национальная  религия», «семиты», «хазары». Анализ  еврейской притчи «Вся суть Торы». Работа  с вопросами и заданиями к  хрестоматийному материалу. Знать и уметь объяснять значение терминов  «Шаббат», «Леха доди», «Киддуш»,  «Хавдала», «хала». Анализ еврейской  притчи «Возлюбленная суббота».  Приготовление халы (или рассказ о хале). 31 Рош ха­Шана 32 Йом кипур 33 Праздники  восхождения Рассказ учителя об  особенностях  празднования  Нового года в  разных странах  мира. Специфика  еврейского  праздника Рош ха­ Шана. Работа с  иллюстрациями к  уроку. Чтение и  обсуждение  основного и  дополнительного  материалов урока.  Работа с  иллюстрациями.  Словарная работа. Рассказ учителя о  праздниках  Восхождения, об  их историческом и  символическом  значении в  иудаистской  традиции.  Конспектирование основных положений из  рассказа учителя. Анализ произведения М.  Бойка «Новогодние чудеса». Работа с  вопросами и заданиями к хрестоматийному  материалу. Анализ еврейской притчи «История о  пророке Ионе». Работа с вопросами и  заданиями к хрестоматийному материалу. Знать и уметь объяснять термины «Суккот», «Песах», «Шавуот», «седер», «агада»,  «маца». Конспектирование рассказа  учителя. Анализ еврейской притчи «Исход». Работа с вопросами и заданиями к  хрестоматийному материалу. Особенности  чествования  Суккота, Песах и  Шавуот. Работа с  иллюстрациями к  уроку. Словарная  работа. Итоговый  обобщающий урок. 34 –  35 Творческие работы  учащихся       Выполнение работы возможно с  привлечением дополнительных источников  информации (справочная литература,  интернет­ресурсы, специальная и научная  литература), проводится под руководством  учителя. Выбор творческого задания  осуществляется с учетом индивидуальных  особенностей учащихся. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                    Линия учебно­методических комплектов:   Гогиберидзе Г. М. Основы духовно­нравственной культуры народов России. 4 класс. ­ М.: Мнемозина, 2012.   Гогиберидзе Г. М. Основы духовно­нравственной культуры народов России. 5 класс. ­ М.: Мнемозина, 2012.   Гогиберидзе   Г.М.   Программа   и   методические   рекомендациик   школьному   курсу   «Основы   духовно­нравственной культуры народов России» 4­5 классы. – М.: Мнемозина, 2012.             Гогиберидзе   Г.М.   Рабочая   тетрадь   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России».   4   класс.   –   М.: Мнемозина, 2012.         Гогиберидзе   Г.М.   Рабочая   тетрадь   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России».   5   класс.   –   М.: Мнемозина, 2012.                                      Литература.            Библиотека мировой литературы для детей и юношества. – М.: Детская литература (издания разных лет).          Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. – М.: Белый город, 2009.          Куклачев Ю.Д. школа доброты. Книга для чтения в начальной школе. – М.: Мнемозина, 2005. Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. – М.: Искусство и мода, 1991.          Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. – М.: Аванта+, 2007.   Барановский В.А. Религии мира. Иудаизм. – Минск: Книжный дом, 2009.          Гогиберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2009.        Сурженко Л.А. Религии мира. Буддизм. – Минск: Книжный дом, 2009.            Телушкин Р.Й. Еврейский мир. – Москва­Иерусалим: Еврейский университет, 1992.        Ханников А.А. Религии мира. Ислам. – Минск: Книжный дом, 2006.            Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. – М.: Аванта+, 2007.                                 Интернет­ресурсы.        http://artchive.ru        http://commons.wikimedia.org        http://gallerix.ru        http://ru.wikipedia.org        http://titian.ru www.skazki­narodov.ru/araskie        www.lib.rus.ec/b/156655        www.pritchi.ru/part_2        www.relig.info        www.smisl­zhizni.ru        www.happy­school.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018