Конспект урока музыки на тему «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (5 класс)
Оценка 5

Конспект урока музыки на тему «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (5 класс)

Оценка 5
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
5 кл
13.05.2021
Конспект урока музыки на тему «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (5 класс)
Урок-беседа об авторах произведений искусства по их портретам. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 4 четверти. Цели и задачи урока: - воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства; - исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; - обобщить полученные знания; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; - формировать творческие способности учащихся. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — укрепление навыков сравнительного анализа произведений изобразительного искусства и музыки. Личностные: — формирование и укрепление уважительного, благодарного и восхищённого отношения учащихся к деятельности великих композиторов, художников, авторов произведений разных видов искусства, создателей памятников культуры человечества. Предметные: — художественное исполнение песенного материала урока.
Урок 6.docx

5 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6 (33). «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»

Цели и задачи урока:

- воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства;

- исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов;

- обобщить полученные знания; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства;

- формировать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  укрепление навыков сравнительного анализа произведений изобразительного искусства и музыки.

Личностные:

— формирование и укрепление уважительного, благодарного и восхищённого отношения учащихся к деятельности великих композиторов, художников, авторов произведений разных видов искусства, создателей памятников культуры человечества.

Предметные:

— художественное исполнение песенного материала урока.

Форма проведения занятия: Урок-беседа об авторах произведений искусства по их портретам.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Э. Делакруа. «Портрет Шопена»; И. Репин. «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», «Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского», «Портрет А.П. Бородина»; В. Серов. «Портрет актрисы М.Н.  Ермоловой»; М.  Нестеров. «Портрет скульптора В.И.  Мухиной»; И. Айвазовский. «Наполеон на острове Святой Елены».

Музыка: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, I часть, фрагмент (№ 48 аудиоприложения).

Песенный материал: В. Семёнов, обработка Р. Алимовой. «Звёздная река».

Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение портретов великих людей: композиторов, актрисы, скульптора, исторического деятеля. Выявление сути их характеров, эмоций. Анализ выразительных средств, которыми художники подчеркнули величие образов и деятельности этих людей. Сравнительный анализ предложенных репродукций и музыкального фрагмента П. Чайковского. Нравственно-этическая ориентация в оценивании содержания урока на основе социальных и личностных ценностей. Продолжение исполнения песни «Звёздная река».

Формы педагогического контроля: Внимательный просмотр и искусствоведческий анализ предложенных портретов; вдумчивое прослушивание музыки П. Чайковского. Сравнительный анализ зрительных образов и  характера музыкального фрагмента. Контроль качества пения. Контроль соответствия полученных учениками универсальных учебных действий возрастно-психологическим нормативным требованиям.

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Назовите картину и её автора, соответствующую своим содержанием и характером музыке «Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота».

 - Если мы видим на картине изображённые музыкальные инструменты, то можно ли считать, что картина эта музыкальна?

- А как вы думаете, зависит ли музыкальность картины от изображения на ней человека, играющего на музыкальном инструменте или композитора?

Ответы учащихся.

2.      Постановка проблемы. Сообщение темы занятия. Целеполагание

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой. К.Ф. Шинкель, нем. архитектор и художник

   - А как вы думаете, у живописи есть свои мелодии?

Вопрос этот достаточно сложный, поэтому в течение урока мы с вами попытаемся на него ответить.

Сегодня мы продолжаем тему предыдущего урока «Музыка в произведениях изобразительного искусства».

Вы познакомитесь с тремя портретами русских композиторов кисти Ильи Ефимовича Репина, познакомитесь также с портретами других великих композиторов и великих представителей других видов искусства. Мы обсудим портреты, черты личности и творчества великих деятелей искусства, проанализируем и обобщим связи музыки и изобразительного искусства, проанализируем выразительные средства, которыми художники подчеркнули величие образов и деятельности известных композиторов, художников, авторов произведений разных видов искусства, создателей памятников культуры человечества.  Мы проведём сравнительный анализ зрительных образов на предложенных репродукциях, портретах и характера музыкального фрагмента П. Чайковского.

3.      Работа по теме. Видеолекция - https://youtu.be/wu9yLYKMq0M

1)      Звучание картин

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

О музыкальности живописи всерьёз стали задумываться живописцы-романтики первой трети XIX века. Они сознательно, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите.

 У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и особенно —  портреты. Изображение музыкантов было довольно частой темой у художников.

Рассматривая портреты композиторов, мы отмечаем глубокую одухотворённость их облика – как, например, на картине Э. Делакруа «Портрет Шопена». Не внешние черты лица, не подробности физического облика великого музыканта, а внутреннее состояние его духа, затаённая сила творческой энергии более всего передают замысел произведения.

Вообще французский живописец-романтик Эжен Делакруа любил писать  портреты музыкантов. И даже не зная, кто изображён на холсте, мы,  взглянув на него, сразу догадаемся, что это музыкант.

https://muzei.club/wp-content/uploads/2020/03/fmg5e78c2679db7a4.jpgЭ. Делакруа. Портрет Шопена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Французский художник Эжен Делакруа был близким другом Ф. Шопена, который в юности навсегда покинул родную Польшу и уехал в Париж. Там он обрёл мировую славу композитора и пианиста — исполнителя собственных сочинений. На одном из уроков в этом году вы, кстати, познакомились с его музыкой на примере мазурки для фортепиано. Портрет Делакруа — самое знаменитое изображение польского композитора Фредерика Шопена.

На этом портрете кисти Эжена Делакруа мы видим одухотворённое, напряжённое лицо композитора, погружённое в мучительную думу. Мы невольно ощущаем этот музыкальный напор, который вырывается с полотна, слышим звуки его романтически-мятежной и проникновенной музыки.  

Конечно, живописцы, создавая картины на музыкальные темы, заботятся об их звучании. И тема «Портреты композиторов» была достаточно популярной среди них. Ещё бы, ведь очень интересно писать лица людей творческих, одухотворённых, где особенно важны не подробности физического облика, а внутреннее состояние души.

2)      Портреты великих русских композиторов на полотнах И. Репина

Такими же предстают перед нами и изображения композиторов на портретах И. Репина. Репин — живописец, создавший богатую галерею портретов современников — И. Тургенева, Л. Толстого, П.  Третьякова, М.  Глинки, М.  Мусоргского, А. Бородина. В каждом из них сквозь внешние черты проступает неповторимый внутренний мир великих людей искусства.

Вообще Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Например, своего друга — знаменитого композитора и дирижёра А.Г. Рубинштейна — Репин писал несколько раз.

Представление художника о духовной значимости человека, о красоте её личности, внутреннего мира, нашли наивысшее художественное отображение в целой портретной галерее современников, что создал И. Репин. Его любопытство в познании человека было неисчерпаемым. Увлечение натурой, острое ощущение неповторимости каждой личности, выраженная позой, жестом, движением – вот что составляет силу портретов кисти И.Е. Репина. Каждый его портрет – полный рассказ о человеке в целом, его манере держаться, его характере и взаимосвязи с миром.

Рассмотрите, какими предстают перед нами композиторы на портретах Ильи Ефимовича Репина. Что вы можете о них рассказать?

И. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»

Описание картины Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила   Илья Репин

Repin-Ilya-portret-kompozitora-musorgskogo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. Репин. Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

 

Описание картины Портрет композитора и ученого химика Александра Порфирьевича Бородина   Илья Репин

И. Репин. Портрет А.П. Бородина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На первой репродукции - портрет русского композитора М.И. Глинки в период создания «Руслана и Людмилы». Именно о нём В. Стасов сказал, что это не просто портрет, а «целая историческая картина». В этих словах подчёркивается та огромная роль, какую сыграл великий композитор – основоположник русской классической музыки.

М. Глинка изображён Ильей Репиным в домашней обстановке, в задумчивости, работающим, несмотря на болезнь, над своей оперой «Руслан и Людмила». И.Е. Репин изобразил  композитора, который  расположился  в своём кабинете и задумчиво смотрит в сторону окна. Видно, что композитор находится в творческом процессе. Взгляд его устремлён вперёд, наверное, перед его глазами стоит какая-нибудь сцена, может быть, сады Черномора. Мы, благодаря искусному перу живописца, становимся невольными свидетелями напряжённой работы мысли. Глинка изображён сидящим в широком кресле с поджатыми ногами, слева от него, почти незаметен, аккуратно намечен рояль с раскрытыми нотами. Сейчас он не главный в работе музыканта, ведь процесс творчества только начался.

Композитор, одетый в уютный домашний халат, нервно кусает губы и смотрит вдаль, будто ничего не видя вокруг, пытаясь поймать то «мимолётное мгновенье», которое зовётся вдохновением. Карандаш плотно прижат к губам, как будто автор будущего шедевра боится пропустить мимо даже мимолётный шорох, который вскоре станет одним из образов. Левая рука крепко держит нотный лист, и чувствуется напряжённость, сдержанность, как будто даже время замерло в ожидании.

Очень интересно продумано художником и цветовое решение картины. Именно это позволяет передать целую палитру чувств, которым охвачен музыкант. От этого полотна исходит волна напряжённого спокойствия. Оно всё выполнено в  тёмно-вишнёвых и коричневых тонах, основной фон – стена кабинета Ф.И. Глинки – серо-коричневый, и лишь несколько  светлых цветовых пятен, которые  как бы подчёркивают необычайную  одухотворённость композитора. Белая  подушка,  по которой творческим вихрем растрёпаны тёмные волосы, тонко  подчёркивает  величие этой минуты – ведь именно сейчас рождается  одно из прекраснейших произведений Ф.И. Глинки.

На переднем плане изображено бюро, на котором лежит нотный альбом,  чуть в стороне аккуратно сложенная  стопка бумаги для заметок,  и  лишь пустой стакан с одиноко торчащей ложкой напоминает о том, что процесс  творчества настолько захватил музыканта, что он совершенно забыл о времени. И.Е. Репин такой тонкой деталью, как аккуратно сложенная бумага, подчёркивает собранность и серьёзность  Глинки.

Один из современников  художника сказал, что этот портрет  - «удивительное сочетание великого», так как величайший художник эпохи  запечатлел мгновение рождения величайшего  музыкального произведения.

Картина И.Е. Репина производит необычайное впечатление, - будто мы сами заглянули в мастерскую композитора и увидели сокровенную  тайну рождения Музыки.

На следующей картине - портрет композитора М.П. Мусоргского.

Портрет Модеста Петровича Мусоргского занимает особое место в творчестве И. Репина, так как это единственный портрет композитора, сделанный при его жизни. Работа была написана в последние дни жизни композитора.

Репин близко дружил с М. Мусоргским, который не пропускал его выставок, а Репин — концертов и постановок опер друга. На картине мы видим тяжело больного человека, портрет был написан незадолго до смерти композитора, в палате Военного госпиталя в Петербурге, куда художник приходил для работы над картиной в течение четырёх дней. Многие свои сочинения, оперы «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» М.  Мусоргский не успел закончить. Да, Репин создал этот портрет незадолго до смерти композитора. Поражаешься, насколько выразительно удалось художнику передать, запечатлеть колоссальную (колоссальный – очень большой, огромный) личность этого величайшего из русских музыкантов. Как здорово он сумел всего за несколько сеансов постичь и воплотить в своём творении огненную, неизмеримо глубокую душу великого человека.

С картины на нас смотрит больной человек, который предчувствует свою близкую кончину.  Но небрежные борода и усы, взъерошенные волосы не могут затмить проникновенного взгляда композитора. В этом взгляде сразу бросаются в глаза печаль, отчаяние и нежелание расставаться с жизнью. И при этом мы также видим глаза энергичного и смелого новатора, автора гениальных произведений.

На первый взгляд зрителя фон портрета может показаться пустым. Но его небесно голубые тона создают иллюзию облаков и нереальности происходящего: больничную стену нежно-голубого цвета Репин изобразил так, словно это не унылая казённая штукатурка, а светлые небесные дали. Оптимизм фона контрастирует с видом больничного халата – на великом музыканте тёмный халат с малиново-красным воротом. Одежда героя также выступает лишь обрамлением: из-под халата выглядывает русская белая рубаха с вышивкой, словно напоминание о самобытной народной музыке Мусоргского и его таланте, который всё ещё сокрыт внутри.

Художник и композитор догадываются, что великий музыкант не покинет этих стен, но он останется жить в своих произведениях…

Известно, что И. Репин дружил со многими русскими музыкантами. Может быть, с этим связано такое глубокое проникновение в сущность характера каждого из них, которое мы чувствуем на его портретах, и именно поэтому он смог столь мастерски передать характер каждого из них.

И если в портрете Мусоргского художник подчёркивает черты непокорности, бунтарства, то в портрете другого представителя «Могучей кучки», А. Бородина, прежде всего обращают на себя внимание величавость, масштабность, спокойствие. Не случайно композитор изображён около большой белой колонны: это усиливает впечатление устойчивости, массивности фигуры. Можно сказать, что личность портретируемого вызывает мысли об опоре на традиции богатой русской культуры.

История создания портрета А.П. Бородина необычна тем, что портрет был написан после смерти композитора. Когда в 1887 году от сердечного приступа внезапно и скоропостижно скончался композитор А. Бородин, И. Репин, потрясённый его смертью, приступил к созданию посмертного портрета. Он написал композитора во весь рост, стоящим у белой колонны зала Дворянского собрания. Безвременный уход А.П. Бородина из жизни настолько потряс его окружение, что все те чувства, которые пережили его друзья-музыканты, передал в. своей картине и И.Е. Репин.

Изображённый стоящим возле массивного ствола колонны, композитор погружён в состояние глубокого внутреннего созерцания, - он слушает музыку. Он внимателен, сосредоточен, но выражение его лица будто говорит о предчувствии беды.

Художник разными приёмами подчеркнул внутреннее состояние музыканта, прокомментируйте, какими?

- Композитор одет в тёмный костюм, он стоит, прислонившись к колонне. Поза выглядит спокойной, но если мы посмотрим на его лицо, то увидим внутреннее напряжение, может быть, даже драму — Репин использует контрасты в своём портрете.

Репин строит композицию портрета на торжественном ритме мощных вертикалей и чередовании звучных аккордов чёрного, белого и красного цвета. Во всём образном строе произведения звучит то русское богатырское, эпическое, что и есть в первую очередь «бородинское» в музыке. Автор оперы «Князь Игорь» и двух симфоний, Бородин воспринимал жизнь объективно и оптимистически, как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты.

Личность Александра Порфирьевича Бородина привлекала художника особенно. С одной стороны — талантливый композитор, Бородин был членом знаменитой «Могучей кучки», в круг которой Репина, страстно любившего музыку, ввёл В.В. Стасов. С другой — известный в Европе учёный-химик, автор более 40 научных трудов, один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов. Постоянное стремление к самоусовершенствованию, к познанию всего нового, причастного к широчайшей сфере творчества, влекло Репина и к миру науки. Он был не только знаком с учёным, но интересовался его профессиональной деятельностью: посещал публичные лекции, бывал в лабораториях, операционных залах, собирал и хранил книги, на многих из которых стояли дарственные надписи.

Потому «Портрет А.П. Бородина», подобно «Портрету М.П. Мусорского», и звучит как реквием на смерть великого человека. Искусствоведы, описывающие этот портрет, так и называют его портретом-реквиемом.

Музыкальны ли эти рассматриваемые портреты?

Да, безусловно, но эта музыкальность связана вовсе не с тем, что на картинах изображены музыканты, а прежде всего с сущностью изображений.

3)      Рассматривание портретов великих мастеров искусства

Но не только портреты композиторов представлены в  разнообразной художественной галерее нашего сегодняшнего урока.

Познакомьтесь с двумя женскими портретами великих русских представительниц других видов искусства — актрисы М. Ермоловой кисти В. Серова и  скульптора В. Мухиной работы М. Нестерова.

В. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой https://muzei.club/wp-content/uploads/2020/03/fmg5e677695a833b4.jpg

Описание картины Портрет скульптора В. И. Мухиной   Михаил Нестеров

М. Нестеров. Портрет скульптора В.И. Мухиной

Взгляните внимательно на эти портреты великих мастеров искусства – М. Ермоловой и В. Мухиной. Оба они по-своему выразительны, жизненны; оба направлены на раскрытие внутренней красоты изображаемых личностей.

В  портрете Ермоловой подчёркиваются строгость, величественность. Элементы классической архитектуры зала, создающие фон портрета, усиливают это впечатление.

Картина была написана в честь 35-летнего пребывания актрисы на сцене. В то время Ермолова занимала мысли многих поколений зрителей.

На портрете мы видим величественную статную даму, в которой, благодаря стараниям художника даже неискушённый зритель сразу узнает человека из театральных кругов. Всё в портрете указывает на человека искусства — и гордая посадка головы, и душевность во взгляде, со слегка уловимым трагизмом. Все эти качества обычно и присущи людям, которые привыкли воздействовать на большую аудиторию эмоциями.

Серов изобразил актрису за пределами сцены, такой, какой она была в обычной жизни — она не играет роль, а выглядит спокойной и немного напряжённой.

Характер актрисы на картине виден не только в её позе и взгляде, но и в положении её рук— их пластика и грациозность выдает её достоинство и непреклонное стремление к трагедии. Будто античную статую мы видим в фигуре великой трагической актрисы Ермоловой, ощущение ещё больше усиливается вертикальным положением холста. Но главным в картине является лицо актрисы — точёное, горделивое, отрешённое от мирских забот и проблем. Вся композиция выполнена всего лишь в двух тонах — в черном и сером. Но оттенками этих двух цветов автор точно сумел выделить и правдиво отразить личность актрисы.

Наряд актрисы  — бархатное чёрное платье. Художник старался одновременно показать и тонкую скульптурную фигуру актрисы, и благородную фактуру материала платья. На шее и в ушах актрисы мы видим жемчужные украшения — единственные, которые подошли для этого образа. Художник не акцентировал внимание на сиянии жемчуга, стараясь выделить сам образ Ермоловой.

Портрет Веры Мухиной интересен тем, что запечатлевает скульптора в процессе работы, во время создания произведения искусства. Вера Мухина — советский скульптор, автор многих известных произведений, в том числе знаменитой группы «Рабочий и колхозница», представленной на всемирной выставке в Париже в 1937. Вера Игнатьевна вносит последние дополнения в прообраз будущей скульптуры.

В одной руке она держит небольшой кусочек глины, а другой наращивает объём одного из героев. Здесь запечатлён непосредственно акт творчества, момент, когда из бесформенного куска глины рождается истинное произведение искусства. Композиционным центром работы является ярко-красная брошь, держащая ворот белой блузы.

Сосредоточенность Мухиной Нестеров противопоставляет стремительному динамизму, отчаянному порыву, который она передаёт в своём творении. Благодаря этому эмоциональному контрасту «Портрет скульптора В.И. Мухиной» получает особую выразительность, активную внутреннюю жизнь, тем самым раскрывая сложный характер самой Веры Игнатьевны.

В этой картине можно выделить черты музыкальности. Музыка  — искусство, разворачивающееся во времени, а живопись  — в пространстве; но в этом портрете статичность изображения как бы преодолевается активностью образа, действенностью самого момента. Портрет «живёт» во времени: поза, жест и выражение лица скульптора так динамичны, что рождается ощущение их смены, развития.

Как думаете, почему мы можем говорить о музыкальности портретов актрисы М.Н. Ермоловой художника Валентина Серова и скульптора Веры Игнатьевой Мухиной, созданный Михаилом Васильевичем Нестеровым, ведь на них не изображены музыканты?  

- На этих портретах изображены люди искусства, творческие люди — это их и объединяет. Каждый из этих портретов наполнен внутренней жизненной силой, которую можно прочесть по выражению глаз, уголкам губ, взглядам, позам, хотя внешне все они выглядят очень сдержанно.

- Ну, а сейчас посмотрите внимательно, узнаёте ли вы этого человека? Кто это?

https://greatartists.ru/contents/uploads/2015/05/dHB1Sr9sNN0.jpg Н.Д. Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского

- Да, конечно, это замечательный русский композитор П.И. Чайковский.

- Вы совершенно правы. Послушайте, что сам Пётр Ильич сказал об этом портрете: «Художник Кузнецов написал в Одессе удивительнейший портрет  мой (…)».«(…) Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен».

Этот портрет Чайковского работы художника Кузнецова, запечатлевший черты пятидесятилетнего композитора, находится в Третьяковской галерее. Высокий, выпуклый лоб обрамлён белыми, как снег, волосами. Из-под задумчиво сдвинутых бровей глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и пытливо. Это взгляд человека, достигшего таких вершин, откуда можно сразу охватить минувшее и будущее, безотрадную пустыню и буйно цветущую жизнь, героические деяния и смятенное отступление, титанический взлёт фантазии и мелочи действительности, с жаром изученные, точно подмеченные и ревниво сохранённые памятью.

Кисть Кузнецова выдаёт и другие черты характера композитора: полуседая борода скрывает по-детски полный, трогательный рот. Рот много страдавшего взрослого ребенка, который предпочитает словам молчание, а если непременно надо говорить, то вполголоса, не любит приказывать, а только просит. И как бы в противовес этим тонко обрисованным чертам, Чайковский - на этом же портрете Кузнецова - опирается ладонью о стол с такой силой, что всё его тело наклонилось вперёд в позе, полной внутренней энергии.

Рассматривая изображения великих людей искусства, мы с уверенностью можем сказать, что при внешней сдержанности изображения все эти портреты полны огромной творческой силы. Также и в музыкальных произведениях - при всей строгости музыкальных форм музыка может вызвать довольно много разнообразных чувств. И если говорить о музыкальности выдающихся портретов, то, наверное, следует ещё раз сказать, что не изображения музыкантов роднят изобразительное искусство и музыку. Они сходятся в другом – в воплощении высокого и творческого начал личности.

Именно этим человеческим качествам созвучна музыка Первого фортепианного концерта П. Чайковского. Торжественность и мощь произведения великого композитора звучат как гимн силе человеческого духа.

4) О живописности музыки…

На этом уроке вы прослушаете фрагмент I части Первого фортепианного концерта великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Перед прослушиванием фрагмента этого Концерта хочется вам напомнить, что это произведение как бы сопровождало наши занятия в течение всего года: на уроке «Стань музыкою, слово!» вы слушали финал Концерта, на уроке «Музыка  — сестра живописи»  — вторую часть.

Давайте проведём небольшую устную викторину из данных музыкальных фрагментов.

А) Устная викторина

Прослушайте, вспомните музыку этих фрагментов (начало финала и фрагмент из II части Первого фортепианного концерта П. Чайковского) и ответьте на вопросы:

·         Как характер веснянки повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского?

·         В чём заключается «рельеф и фон» звучания во II части его Первого фортепианного концерта?

- В прекрасной виртуозной музыке Чайковского слышимые призывные интонации незатейливой украинской народной песни-веснянки определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер.

Основной мотив многократно повторяется - так же как многократно повторяются во многих веснянках слова-заклички (одна-две фразы). Веснянками обычно зазывали весну, с которой связывали надежду на тепло и хороший урожай. 

- Во втором фрагменте - из II части Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского - партию солирующего голоса в начале этой части исполняет флейта, которая звучит на фоне лёгкого оркестрового сопровождения, т.е. звучание флейты является рельефным, а звучание оркестра создаёт фон.

Нежная мелодия начальной темы, звучащая на переднем плане и проходящей затем у других инструментов, определяет характер этой музыки. А роль оркестра от начала до конца остаётся фоновой.

Б) Слушание и музыкальный анализ: П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Прослушайте фрагмент I части концерта. Обратите внимание на мощный величественный характер музыки вступления. Его создают многозвучные аккорды и акцентированные мотивы, звучащие ff (фортиссимо – очень громко) у оркестра.

Вслед за ними вступает солист  — фортепиано, также с аккордами. Они переносятся из нижнего регистра в средний, потом в верхний, подобно ликующим торжественным перезвонам колоколов.

Настроение музыкального фрагмента соответствует тем живописным полотнам, которые мы с вами обсуждали на сегодняшнем уроке. Произведения разных видов искусства передают величие и гордость человеческого духа, грандиозность свершений, уникальность творческой натуры.

- Как звучала эта музыка? Может быть, вы слышали её когда-либо раньше?

- Да, эта музыка звучит очень часто – по радио, телевидению. Она очень светлая, радостная, ликующая, можно сказать — жизнеутверждающая.

- Да, действительно, это так. Первый концерт стал одним из мировых  шедевров музыкального искусства, одним из тех произведений, о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах, бывших для него самого идеалом.

Пропагандист и поклонник музыки Чайковского Ганс фон Бюлов,  называвший композитора «истинным поэтом в звуках», получив разрешение автора на исполнение концерта в Америке, сыграл его в Бостоне 13 октября 1875 года. Вскоре Пётр Ильич получил сообщение от пианиста об успехе сочинения, о том, что в каждом из шести вечеров приходилось по требованию публики повторять финал. Сочинение быстро завоевало популярность и в России, и за её пределами, полюбилось исполнителям-пианистам и дирижёрам.

В) Работа над нотным примером

В первых тактах Концерта П. Чайковского, нотный пример 49, педагог обращает внимание учеников на трижды повторяющийся мотив с акцентами на каждом звуке, перемежающийся с аккордами оркестра. Постепенно музыка из минора переходит в мажор, благодаря чему вступление фортепиано в пятом такте звучит особенно торжественно.

- Скажите, можно ли назвать живописной эту музыку?

- Да, можно представить картины русской природы: бескрайние поля, величавые дубравы,  белоствольные берёзовые рощи и т.д.

5) … и музыкальности живописи

Как это ни удивительно, но столь же выразительные по музыкальности картины не были связаны с музыкальной темой.

Наполнены звуками морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, мощный гул создают своеобразную музыкальную стихию.

Рассмотрите репродукцию картины И. Айвазовского, в отличие от предыдущих полотен написанную в жанре пейзажа.

Произведение Ивана Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены» было посвящено юбилею победы над французской армией. На закате своей жизни великий полководец сдался Англии и отправился в добровольную одинокую ссылку на остров. Такой поступок поразил общественность, поэтому Наполеон приобрёл статус романтического героя – даже в России, которая больше всех пострадала от его завоевательных амбиций. Скала с фигурой Наполеона специально выполнена размыто. Перспектива на цвет показана таким образом, что великий воин выставлен всего лишь как крошечная песчинка, без детализации. Это – одна из картин Айвазовского с ярко выраженным лирическим героем: в её сюжете показан великий диктатор Европы, что по воле судьбы снова ушёл на второй план. Теперь он безвольный узник, собирающийся на новую волну. При этом художник в первую очередь подмечает, насколько же человек слаб перед безумной стихией.

Иван Айвазовский, 1870 год, картина «Наполеон на острове Святой Елены».И. Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены

Обратите внимание на динамичность изображения: волны как будто движутся и бьются о скалы; блики заходящего солнца перемещаются и сверкают. Мы как будто слышим звуки шума и плеска волн, порывов ветра. Важную роль в композиции картины играет, конечно, и далёкая, маленькая фигурка человека, стоящего на самом краю высокой неприступной скалы, обточенной морем почти до зеркальной гладкости.  Несмотря на то, что черты его лица не прописаны, зритель узнаёт бывшего императора по характерному мундиру и треуголке. Мы не видим его лица — только горделивую позу. Настроение природы перекликается с выразительным силуэтом. Благодаря бурному изображению моря зритель догадывается о состоянии души опального полководца, о его чувствах.

  Большую часть холста занимает бушующее море. Огромные волны вот-вот накроют скалу целиком, но, несмотря на это, стихия не выглядит угрожающей или разъярённой. Напротив, вода приобрела необыкновенный неоново-голубой цвет, и такую прозрачность, что кажется, будто сквозь всю её километровую толщу можно разглядеть дно. Над морем, опустившись совсем низко к воде, кружит буревестник, который всегда появляется в непогоду.

Недавно закончилась гроза. Облака расступились, выглянуло солнце и небо наполнилось неземным золотистым сиянием. Только вдалеке за спиной бывшего полководца, как последние признаки непогоды, сгустились чёрные грозовые тучи.

Неспокойное море словно отражает внутреннее состояние императора. Амбициозный и смелый, он пытался захватить весь мир, взмахом руки он отправлял на смерть сотни тысяч солдат, покорял целые страны и континенты. А теперь весь его мир сузился до одного маленького острова, и единственная жизнь, которая ему подвластна – его собственная.

Если анализировать картину с перспективой на цвет, то на первый план выходят яркие оттенки. Тёплая палитра цветов превалирует над нейтральной, разбавляя окружающий пейзаж с помощью световых переходов. Например, волна, что вздымается над скалой, выполнена темнее, чем бушующее море, дабы показать, какой рок висит над лирическим героем в данный момент. Следующий пример - создание художником маленького уголка неба, на котором видны солнечные лучи. Выполнено оно намного светлее, чем остальные части картины. Но и отведён ему всего лишь маленький кусок полотна.

Несмотря на то, что страшная гроза войн миновала, душа полководца и императора все ещё бьётся о скалы своей добровольной тюрьмы. Мятежному духу тесно в этой клетке, он не может смириться со своим поражением. Но при этом Наполеон демонстрирует железную волю, непреодолимую силу своего характера. Поэтому он остаётся великим полководцем и императором, даже будучи одиноким и оторванным от всего мира.

Морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, его мощный гул, его колорит образуют своеобразную музыкальную стихию, так и наполнены звуками.

Также наполнена звуками и глубоко поэтичная картина И. Левитана «Вечерний звон»: звучат колокола, разлитые в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката.

По словам искусствоведа Серафима Дружинина, полотно «Вечерний звон» проникнуто «светлым умиротворённым чувством». Дружинин писал, что в построенном на «гармоническом сочетании холодных и тёплых тонов» колорите картины Левитану удалось передать «те чувства, которые мог испытать тонко воспринимающий природу человек, слушая тающий в воздухе вечерний звон» и испытывая грусть из-за того, что в жизни нет такой же гармонии, как в природе.

По мнению искусствоведа Владимира Петрова, полотно «Вечерний звон» является «одним из самых песенных, музыкальных и совершенных по своему художественному строю произведений Левитана». 

Исаак Левитан был одним из самых знаменитых русских пейзажистов. Секрет его пленительных работ в удивительно чутком отношении к природе, умении подмечать красоту там, где другой человек прошёл бы мимо.

Идея его картины «Вечерний звон» - изображение гармонии русской церкви и природы. Мы видим поросший травой берег с узкой тропинкой и небольшой песчаной отмелью, которая служит пристанью для двух лодок. Солнце уже опустилось достаточно низко, поэтому трава с мелкими белыми цветочками, небольшой куст и деревянный помост скрылись в тени. Мы видим реку - широкую, неторопливую, она изгибается, обнимая своими водами противоположный берег. В воде отражается лес, розовые облака, белые стены, золотистые купола монастыря. На середине реки лодка, полная пассажиров. На носу сидят гребцы в монашеских рясах, от их вёсел на воде остаётся лёгкая рябь. Это единственное движение на картине, полной спокойного умиротворения. На дальнем берегу расположен монастырь. Над деревьями видна белоснежная колокольня и само здание монастыря. Прямо от реки к монастырским воротам ведёт широкая грунтовая дорога.

И. Левитан. Вечерний звон

Исаак Левитан, 1892 год, картина «Вечерний звон».

 

4. Вокально-хоровая работа: В. Семёнов, обработка Р. Алимовой. «Звёздная река». Продолжение исполнения песни.

5. Итог урока

Итак, мы видим, что музыкальность часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. Это не просто изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов, картины природы. Музыкальность живописных произведений следует видеть в общем характере, настроении картины, в её неповторимой поэтичности. Она может присутствовать за пределами изображения - в том общем настроении картины, которое иногда даже называют музыкальным словом «тональность». Музыкальность живописи - это не только угадываемые, предполагаемые звуки - звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства.

Музыкальность произведения искусства следует искать там, где оно стремится к преодолению первоначального хаоса бытия, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает всё лишнее, где каждая краска по-своему «звучит», образуя с другими красками собственную неповторимую гармонию только этой картины, только этого эмоционального состояния. Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.

Может быть, в этом смысле особенно понятными становятся слова из эпиграфа – в своём наивысшем совершенстве ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО должно стать МУЗЫКОЙ.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

Просмотрите видеолекцию, прочитайте конспект, рассмотрите иллюстрации. Прослушайте музыкальное произведение: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, I часть.

Оформите записи в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке:

[Текущая дата]

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»

П. И. Чайковский (1840 – 1893). Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, I часть

Конце́рт – произведение, состоящее из 3-х частей, для солирующего инструмента и симфонического оркестра.

 

Продумайте ответы на вопросы и запишите их в рабочую тетрадь:

1)      К каким музыкальным темам чаще всего обращались художники?

2)      В каком смысле можно говорить о музыкальности в портретных изображениях?

3)      Как может проявлять себя музыкальность в картинах, не связанных с музыкальной темой?

Сфотографируйте или отсканируйте рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправьте файл через форму обратной связи с учителем.

При отправке файлов указывайте фамилию, имя, класс ученика!


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 6 (33)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 6 (33)

Продолжение исполнения песни «Звёздная река»

Продолжение исполнения песни «Звёздная река»

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни

Французский художник Эжен Делакруа был близким другом

Французский художник Эжен Делакруа был близким другом

И. Репин. Портрет композитора

И. Репин. Портрет композитора

На первой репродукции - портрет русского композитора

На первой репродукции - портрет русского композитора

Военного госпиталя в Петербурге, куда художник приходил для работы над картиной в течение четырёх дней

Военного госпиталя в Петербурге, куда художник приходил для работы над картиной в течение четырёх дней

Композитор одет в тёмный костюм, он стоит, прислонившись к колонне

Композитор одет в тёмный костюм, он стоит, прислонившись к колонне

М. Нестеров. Портрет скульптора

М. Нестеров. Портрет скульптора

Все эти качества обычно и присущи людям, которые привыкли воздействовать на большую аудиторию эмоциями

Все эти качества обычно и присущи людям, которые привыкли воздействовать на большую аудиторию эмоциями

Н.Д. Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского -

Н.Д. Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского -

Они сходятся в другом – в воплощении высокого и творческого начал личности

Они сходятся в другом – в воплощении высокого и творческого начал личности

Вслед за ними вступает солист — фортепиано, также с аккордами

Вслед за ними вступает солист — фортепиано, также с аккордами

Перспектива на цвет показана таким образом, что великий воин выставлен всего лишь как крошечная песчинка, без детализации

Перспектива на цвет показана таким образом, что великий воин выставлен всего лишь как крошечная песчинка, без детализации

Неспокойное море словно отражает внутреннее состояние императора

Неспокойное море словно отражает внутреннее состояние императора

Прямо от реки к монастырским воротам ведёт широкая грунтовая дорога

Прямо от реки к монастырским воротам ведёт широкая грунтовая дорога

Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник

Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2021