5 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 5 (32). Что такое музыкальность в живописи (Видеолекция - https://youtu.be/mklXALTg9jQ)
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— укрепление навыков использования образовательных ресурсов сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.
Личностные:
— формирование интереса и исследовательского подхода к музыкальным инструментам прошлых эпох и современности.
Предметные:
— закрепление навыков содержательного слушания музыки и пения.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведениям изобразительного искусства, посвящённым музыке, музыкантам, музыкальным инструментам.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: Караваджо. «Лютнист»; А. Аппиани. «Парнас»; Т. Ромбо. «Песня»; Э. Дега. «Оркестр Оперы»; М. Пепейн. «Придворный бал».
Музыка: Ф. Торре. «Данца альта» (№ 47 аудиоприложения).
Песенный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» (повторение и закрепление); В. Семёнов, обработка Р. Алимовой. «Звёздная река».
Виды деятельности учащихся: Аналитическое восприятие и обсуждение предложенных репродукций. Определение и характеристика музыкальных инструментов, изображённых на них. Обсуждение образов музыкантов и танцоров (характер, настроения, позы, выражения лиц и т. д.). Прослушивание предложенного музыкального произведения. Выбор репродукции, соответствующей музыкальному фрагменту, сравнительный анализ музыки и картины. Пение былины и песни. Инициативное сотрудничество и продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Формы педагогического контроля: Проверка результатов поисковой деятельности с помощью Интернета. Контроль методов информационного поиска, умения учащихся структурировать знания и оценивать результаты учебной деятельности.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучат короткие фрагменты из «Богатырской» симфонии А. Бородина и пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота».
- Назовите прозвучавшие музыкальные произведения и их авторов.
- Охарактеризуйте музыку этих произведений.
Ответы учащихся.
- Рассмотрите рисунки, выполненные вами на богатырскую тему. Выберите из них те, которые иллюстрируют прозвучавшую музыку Бородина и Мусоргского.
Выставка детских рисунков (проверка домашнего задания).
- Есть ли среди ваших рисунков, рисунков одноклассников такие, которые соответствуют по своему характеру и содержанию былинам?
- Можно ли назвать музыку былин «богатырской»? Объясните свой ответ.
- О чём рассказывается в былинах?
Ответы учащихся.
- Спойте разученную вами на прошлом уроке «Былину о Добрыне Никитиче».
Исполнение былины солистом и хором.
- Назовите фамилию самой известной династии хранителей-исполнителей былин.
- Под аккомпанемент какого музыкального инструмента обычно сопровождалось пение былин?
Ответы учащихся.
- Найдите изображение этого инструмента на картине В. Васнецова «Богатыри». Кто из богатырей в краткие минуты отдыха под аккомпанемент этого инструмента радует своих побратимов звонкими песнями? Можем ли мы говорить о музыкальности картины?
- Гусли находятся на боку у самого младшего из трёх богатырей - Алёши Поповича, он придерживает их правой рукой. В левой руке он держит наготове лук и сбоку под рукой – колчан со стрелами.
2. Сообщение темы. Постановка проблемы. Целеполагание
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой. К.Ф. Шинкель, немецкий живописец-классик
- Многие художники нередко признавались в стремлении к музыкальности своих произведений. А как думаете, у живописи есть свои мелодии?
Ответы учащихся.
Что же такое – «музыкальность в живописи»? Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов или что-то более сложное глубинное? Вопрос достаточно сложный, но мы попытаемся на него ответить в течение сегодняшнего урока.
Тема урока – «Что такое музыкальность в живописи».
Вы рассмотрите и проанализируете несколько репродукций известных живописцев: охарактеризуете изображённые на них музыкальные инструменты, образы музыкантов и танцоров (характер, настроения, позы, выражения лиц и т. д.); прослушаете музыкальное произведение испанского композитора эпохи Возрождения Франциско де ла Торре «Данца альта» и подберёте репродукцию, соответствующую этой музыке.
3. Работа по теме урока
1) О звучании картин
Мы уже говорили с вами о том, что если внимательно всмотреться в картину, то можно её услышать.
Но, конечно, нельзя утверждать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает музыку». Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к музыкальным сюжетам. Живопись просто запечатлевала историю музыкального искусства, что позволяло судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки с бытом или общественной жизнью той или иной эпохи, а также о воздействии музыки на людей.
С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
А) Рассматривание репродукции картины «Лютнист» Караваджо
Караваджо. Лютнист
На картине мы видим юношу-музыканта, наигрывающего на старинном инструменте – лютне. На столе перед ним открыта нотная тетрадь, справа от неё изображена скрипка – ещё один музыкальный инструмент.
Искусствоведы до сих пор не могут определить жанр картины. Тем не менее, многие сходятся во мнении, что это не просто портрет, - это картина, передающая гармонию жизни, пространство, наполненное музыкой и вместе с тем полное грусти и воспоминаний о скоротечности жизни. Некоторые исследователи находят в картине символическое изображение любви и гармонии: музыкант с помощью инструмента извлекает звуки музыки, музыка пробуждает любовь.
Б) Просмотр видеоролика «Юноша с лютней» - https://youtu.be/4eDaKZtYJLc
2) Музыкальные инструменты в жизни и на картинах художников
► Рассмотрите ещё две репродукции, где также изображены старинные музыкальные инструменты. Какие музыкальные инструменты на них изображены?
А. Аппиани. Аполлон на Парнасе
Т. Ромбо. Песня
На всех картинах мы находим изображённые старинные музыкальные инструменты. На первой репродукции это была лютня, на второй мы видим лиру, на третьей - мандолину. На всех этих инструментах играли не смычком, а пальцами, поэтому их и называют струнные щипковые инструменты.
Познакомимся поближе с этими инструментами и обратим внимание на их строение: корпус, гриф, струны, колки, на которые крепятся струны.
А) Лютня
Лютня эпохи Возрождения
Древний струнно-щипковый инструмент, получивший поэтичное название «лютня», многие ошибочно сравнивают с современной гитарой или домрой. Однако он имеет особое строение и звучание.
Лю́тня — музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным, грушевидным корпусом. В средние века она имела и несколько пар струн (четыре или пять парных струн). Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. В эпоху барокко количество струн достигало четырнадцати (иногда до девятнадцати). В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени.
В целом с течением истории инструмент не изменил своего первоначального строения. По-прежнему корпус лютни схож с формой груши и изготавливается из древесины. Дека всё также имеет овальную форму, а также по центру украшается резной розеткой. Гриф не нависает, а располагается в одной плоскости с корпусом. В разных вариациях лютня имеет четыре или пять пар струн.
Звучание лютни во многом схоже с гитарным перебором, однако сравнивая эти два инструмента, можно обнаружить различия: голос лютни отличается особой мягкостью, которой сложно добиться, играя на гитаре. Также профессиональные музыканты отмечают бархатистость тембра инструмента и насыщенность обертонами.
Б) Лира
Старинный струнный щипковый инструмент, по популярности в древней литературе сравнимый с арфой, в современное время известен как эмблема музыкального искусства, международный символ поэтов и военных оркестров.
Лира – это музыкальный инструмент, игра на котором входила в базовую программу обучения граждан Древней Греции. Количество струн на классической лире равнялось семи, в соответствии с числом планет и символизировало мировую гармонию.
В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда произошло название жанра поэзии – лирики.
Округлую форму струнная лира унаследовала от первых изделий, изготовленных из панциря черепахи. Плоский корпус (резонатор) обтягивали мембраной из воловьей кожи, снабжали двумя рогами антилопы или изогнутыми деревянными стойками по бокам. К верхней части рогов крепили поперечную штангу-перекладину двумя ручками.
На готовую конструкцию, по виду напоминающую хомут, между корпусом и перекладиной натягивали одинаковые по длине струны из овечьих кишок или конопли, льна, числом от 3 до 11. Они крепились к штанге и корпусу. Для выступлений греки предпочитали 7-струнные инструменты. Именно 7-струнная лира считалась классической: в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии.
Встречались также 11-12-струнные и отдельные 18-струнные экспериментальные экземпляры.
У более поздних северных европейских аналогов тоже были свои отличия: средневековая немецкая ротта (лира) сделана по тем же принципам, что и эллинские образцы, но корпус, стойки и перекладина выточены из цельного дерева.
Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали.
В) Мандолина
Мандолина — один из самых известных европейских струнных инструментов небольших размеров, сохраняющий популярность и в XXI веке. Принадлежит к семейству лютневых. Родина инструмента — Италия.
Корпус выполняет роль резонатора и присоединяется к грифу. Резонирующее тело может выглядеть как миска или коробка. Традиционные итальянские модели имеют грушевидный корпус. Примерно в середине корпуса вырезано звуковое отверстие. Количество ладов грифа — 18.
Одним концом струны крепятся к колковому механизму настройки на верхушке грифа. Струны протягиваются над всей длиной грифа и звукового отверстия, закрепляясь на нижнем порожке. Количество струн — 8-12. Струна обычно изготавливается из металла.
Струны задеваются играющим, в основном, плектром (медиатором), а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло - быстрое повторение одной ноты: так как из-за особенностей конструкции промежутки между затуханием звучания звуков меньше, чем у других струнных инструментов и металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются как раз быстрым повторением одного и того же звука.
Плектр (др.-греч. — «ударяю»), также медиатор — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец. С помощью плектра защипывают струны и тремолируют на некоторых щипковых струнных инструментах.
Что ещё мы видим на этих картинах, кроме этих трёх инструментов?
На картине Караваджо «Лютнист» изображён ещё и более современный струнный инструмент — скрипка, на которой играют смычком (он лежит поверх инструмента). На этой же картине мы можем разглядеть изображение старинных нот, отличающихся по записи от современных. А на третьей репродукции – «Песня» фламандского живописца Т. Ромбо (Теодора Ромбоутса) - можно заметить и несколько лежащих на полу старинных деревянных духовых инструментов.
Некоторые герои на картинах поют, некоторые - танцуют. На картине Караваджо герой находится в одиночестве, на двух других изображены целые группы людей. Часто старинные художники располагали такие группы людей на природе (в картинах присутствуют черты пейзажа), иногда рядом изображают цветы, фрукты (есть черты натюрморта). Всё это способствует приятному, беззаботному времяпрепровождению.
► Рассмотрите внимательно выражение лиц музицирующих. Расскажите об их запечатлённом настроении (портретах), а также поведении музицирующих и слушающих их музыку.
Ответы учащихся.
3) «Музыкальность» картин
Рассмотрим и обсудим ещё две картины.
Э. Дега. Оркестр оперы
М. Пепейн. Придворный бал
Картина «Оркестр оперы» более современного художника Э. Дега – это групповой портрет музыкантов, трудившихся в Парижской Опере. На картине изображены уже современные инструменты оркестра: фагот, контрабас, виолончель, флейта, скрипки. Центральной фигурой картины является фаготист – музыкант, играющий на фаготе.
Действие происходит в театре: на сцене мы видим также фрагменты декораций, фигуры балерин, а музыканты находятся в оркестровой яме. Балерины в этой картине создают потрясающе контрастный, воздушный, безликий фон для одетых в чёрные костюмы сосредоточенных оркестрантов.
И если на предыдущих картинах музицирование было приятным проведением досуга, видом отдыха, то на картине Дега мы видим уже профессиональных музыкантов, артистов оркестра.
А на картине Мартина Пепейна изображён старинный бал. Художник показал разнообразные позы танцующих, что помогает нам судить о движениях этого парного танца. Вереницу танцующих возглавляет молодая пара, слева в зал врывается толпа ряженых (действие происходит, видимо, во время карнавала), на переднем плане танцуют также маленькие дети. Художник как бы сопоставляет церемониальный танец приглашённых гостей, разнузданный — ряженых и забавно невинный — детей.
Мы наблюдаем некоторую нарочитость и «ненастоящность» поз, жестов танцующих, подчёркнутую хрупкость фигур персонажей. Очень интересны костюмы и головные уборы танцующих, интерьер зала: в этом полотне изображена сцена в интерьере, которая не воспринимается как интерьерная и словно не умещается в замкнутое пространство комнаты. Такому восприятию картины способствует точка зрения, выбранная художником - интерьер написан сверху, он словно увиден с высокой колокольни. Потому и производится впечатление не столько залы, сколько большой площади или широкой открытой улицы: боковые стены зальной комнаты не доведены до переднего плана картины и поэтому они не замыкают пространства. Толпа проходит мимо, словно выходя из-за угла улицы и скрываясь за другим её углом. Детали интерьера — хоры для музыкантов (хоры - верхняя открытая галерея или балкон на уровне 2-го этажа внутри церкви или в парадном зале) в левом верхнем углу картины, огромный камин — воспринимаются как элементы фасадов зданий, и даже мебель, как, например, шкаф или поставец справа, на который водружено распятие, по масштабам уподоблена самостоятельному архитектурному сооружению. Да и в самом расположении групп, в размахе движения, в резких, подчёркнуто развязных позах и широких жестах есть что-то от уличной жизни, от карнавальных шествий.
На картинах, висящих на стенах зала, тоже присутствуют музыкальные сюжеты.
► Как думаете, музыкальны ли эти картины? А можем ли мы определить темп, ритм, характер звучания музыки?
- Сюжеты обеих картин являются музыкальными. Но характер музыки, её темп и ритм определить достаточно сложно. Музыка может быть быстрой или медленной, плавной или отрывистой, весёлой, озорной или серьёзной, торжественной. Например, на картине М. Пепейна гости на балу двигаются торжественно, строго и одновременно мы видим прыжки некоторых танцующих, ворвавшиеся «ряженые» прыгают и паясничают, танцующие дети непринуждённо исполняют свой танец. И на картине Э. Дега музыканты также могут играть пафосную, серьёзную либо, наоборот, быструю, весёлую музыку.
И потому здесь мы можем судить точно лишь о жизни и быте эпохи, которая воссоздана на полотнах живописцев. А вот уже о настоящей музыкальности живописи всерьёз стали задумываться лишь только живописцы-романтики первой трети XIX века.
4) Ф. Торре. «Данца альта».
А) Знакомство с музыкальным произведением
Сегодня вы прослушаете музыкальный фрагмент из произведения Ф. Торре «Данца альта».
Франциско де ла Торре (около 1460 — 1504 гг.) — итальянский композитор, живший и сочинявший музыку в эпоху Возрождения, во второй половине XV в.
Эпоха Возрождения стала благодатным временем для расцвета танцевального искусства и танцевальной музыки: при переходе от Средневековья к Возрождению кардинально изменилось отношение к танцу: из недостойного занятия он превратился в обязательную принадлежность светской жизни и стал одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков (наравне с такими как искусное владение шпагой, умение ездить на лошадях, приятно и вежливо говорить).
Произошло разделение народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца. Они будут постоянно влиять один на другой, но их цели стали в самой своей основе различны. Если народные танцы сохраняют свой непринуждённый, грубоватый характер, то стиль придворных танцев становится всё более торжественным, размеренным, отчасти чопорным.
В эпоху Ренессанса (Возрождения) возрождаются представления о воздействии танца на духовное и физическое состояние человека, танец становится способом отражения душевных движений.
В конце XIV-XVI веках начали формироваться основные черты, свойственные европейской танцевальной музыке: регулярно-акцентная ритмика, структурная периодичность, квадратность, гомофонный склад, запоминающаяся песенная мелодия (хотя и не похожая на мелодичные напевы более позднего времени). Мелодическое начало впервые стало господствовать в организации музыкальной ткани. Гибкая, напевная, внутренне организованная мелодика, в которой ясно ощутимо плавное песенное начало, подчиняет себе все другие элементы. При этом она переносится в верхний голос. Конечно же, на наш слух эта музыка — ещё очень «пустая» и жёсткая в гармоническом отношении, мелодически мало выразительная и лишённая плавности и гибкости, которую мы встречаем в позднейшем искусстве.
Кроме того, танцевальные ритмы проникают в жанры инструментальной музыки, предназначенной исключительно для слушания. Таким танцам, лишённым прикладной роли в быту, свойственно значительное усложнение музыкального языка: происходит нарушение танцевальных периодических структур, добавление полифонических приёмов.
В эпоху раннего Ренессанса характерно противопоставление танцев медленного и более оживлённого движения (басса данца и альта данца). Оно встречается как на балах, так и в зарождающейся профессиональной музыке: музыка 1-го танца выдержана в чётном размере и медленном темпе, 2-го — в 3-ёх-дольном размере и быстром темпе.
Да́нца а́льта (alta danza) – испанский придворный танец XV века: «высокий» танец хороводного движения, в котором танцующие вертелись и подпрыгивали (в отличие от «низкого» басса альта). Этому танцу присущи подвижный темп и прыжки. Иногда его исполняли только мужчины.
Б) Слушание музыкального произведения, музыкальный анализ
- Как звучала эта музыка? Что вы представили, слушая её?
- Какой из репродукций созвучна музыка Ф. Торре «Данца альта»? В чём вы видите сходство музыкального и живописного произведений искусства?
Ответы учащихся.
4. Разучивание и пение: В. Семёнов. «Звёздная река»
Мы с вами говорили о звучании картин, о музыкальности живописи.
Но мы знаем также, что музыка может быть живописной: например, песни.
Познакомимся с одной из таких живописных песен: «Звёздная река» - это песенка Гека из мюзикла «Том Сойер и другие». Автором слов и музыки является В. Семёнов.
Песня эта очень популярна. Звучит она в мюзикле «Том Сойер и другие».
1) О жанре мюзикла
Что из себя представляет жанр мюзикла?
В переводе с английского мюзикл (или «музыкальная комедия») - это зрелищный музыкально-театральный жанр, часто сопровождающийся спецэффектами; сочетает в себе черты оперы, оперетты, балета, драматического спектакля. Это один из наиболее сложных театральных жанров.
История мюзикла началась в начале 1920-х годов XX века в Соединённых Штатах Америки, хотя как жанр он был признан только в 1940-х. В Россию мюзикл пришёл в 1990-х годах и первой русской постановкой стал мюзикл «Метро», который был поставлен по всем правилам американского мюзикла.
Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:
· слова;
· музыка;
· декорации;
· хореография.
Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность.
Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения.
В СССР впервые заговорили о мюзикле после выхода на экран «Весёлых ребят», где так блестяще сыграла джаз-бэнд Леонида Утёсова. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актёрами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.
Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.
На советские экраны выходят также и музыкальные фильмы для детей: «Буратино», «Чертёнок».
А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетёра» принесла актёрам и режиссёру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.
Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).
Композиторы жанра мюзикл СССР: И. Дунаевский, Г. Гладков, А. Рыбников, А. Колкер, В. Дашкевич, М. Дунаевский.
Композиторы жанра мюзикл РФ: М. Дунаевский, А. Рыбников, А. Градский, А. Журбин, А. Иващенко, Г. Васильев.
Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым ещё предстоит завоевать своего зрителя.
2) Описание спектакля «Том Сойер и другие»
Афиша спектакля
Этот удивительный зажигательный музыкальный спектакль создан по мотивам известного романа американского писателя Марка Твена. Музыку к спектаклю написал московский композитор Виктор Семёнов, смело соединив американский джаз и русскую классику.
Главный герой спектакля - проказник и любитель приключений Том, живущий в маленьком американском городке Санкт-Петербурге. Вместе со своим другом, беспризорником Геком Финном, он становится то пиратом, то искателем клада, ссорится и влюбляется, становится свидетелем подлого убийства и бесстрашно отстаивает справедливость.
Том Сойер – это мальчишка, у которого очень хорошо развита фантазия, он плут и хулиган, как и все мальчики в его возрасте. Но несмотря на все ситуации, в которых Том оказывается из-за своего баловства, он остаётся честным и справедливым. Проказнику Тому Сойеру и его друзьям - всё нипочём, а друзей у него много, ведь бесстрашный мальчишка с безграничной фантазией готов выдумывать для себя и окружающих столько всего!..
В спектакле есть всё: и тонкий юмор, и замечательная актёрская игра, и яркие музыкальные образы. Герои спектакля предлагают зрителям вместе с ними ответить на вечные философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, не оставляя никого равнодушным! Это история не столько о приключениях, сколько о том, как у подростков формируется понимание добра, совести, ответственности, честности.
3) Слушание, музыкальный анализ песни «Звёздная река». – https://youtu.be/qWyLk-AC5yY
- Прослушайте песню. Разъясните использование композитором выразительных средств.
- Песня необычайно живописна: будто наяву видишь красоту летнего звёздного неба – этой струящейся «реки» из звёзд – и ощущаешь одновременно свежие запахи тихой земной реки, слышишь звуки тёплой летней ночи.
- Характер музыки – лёгкий, изящный. Сочинение напоминает одновременно и песню, и танец.
- Выразительные средства музыки, используемые композитором: танцевальный ритм, мажорный лад, певучая мелодия.
4) Вокально-хоровая работа по разучиванию и исполнению песни. - https://youtu.be/kiFFRP2vAcA
Текст песни:
Ночью, ясной летней ночью
Спать уходит солнце,
Тают облака и звуки.
В синем небе, в вечно синем небе
Медленно струится
Звёздная река, звёздная река.
В путь далёкий свой
Позови меня с собою,
Звёздная река, звёздная река, звёздная река.
Ночью, ясной летней ночью
Струй твоих прохладных
Я коснусь слегка однажды.
Тихим звоном, нежным тихим звоном
Ты мне отзовёшься,
Звёздная река, звёздная река.
В путь далёкий свой
Позови меня с собою,
Звёздная река, звёздная река, звёздная река.
5. Итог урока
Итак, мы сегодня рассматривали различные картины и рассуждали на тему «Что такое музыкальность в живописи».
► Так можно ли сказать, что у картин есть своя музыка и, если глубоко проникнуть в содержание нарисованного, можно услышать музыку, судя по представленным живописным полотнам? Какие картины мы рассматривали?
- Мы рассматривали различные картины, изображавшие играющих на каких-либо музыкальных инструментах или поющих и танцующих людей.
- Наверное, так можно сказать. Точнее, конечно, это зависит от конкретного человека.
- С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, отражающие изменения, происходящие в самой музыке.
Но при всей правдивости таких музыкальных сюжетов они всё же не сообщают живописи каких-либо качеств музыкальности.
Это – просто её темы, существующие наряду с другими темами. А темы сами по себе, без участия мастерства, таланта художника не определяют ни характера, ни настроения произведения. Они лишь позволяют судить об инструментах разных эпох, о связи музыки с жизнью и бытом, о праздниках, о роли музыки в жизни людей.
6. Рефлексия. Вопросы и задания
1) Можно ли считать, что музыкальность картины зависит от изображения на ней музыкальных инструментов?
2) Внимательно рассмотри представленные картины и попробуй определить, какие темы запечатлены на них, с чем они связаны, что выражают.
3) Оформи записи в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке:
[Текущая дата]
Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи
Старинные струнные щипковые инструменты: лю́тня, ли́ра, мандоли́на.
Инструменты оркестра: фаго́т, контраба́с, виолонче́ль, фле́йта, скри́пки и др.
Франциско де ла Торре (около 1460 — 1504). «Данца альта»
Да́нца а́льта – испанский придворный танец XV века. Ему присущи подвижный темп и прыжки.
4) Напиши в тетради, какие книги о музыке и о живописи ты прочитал в течение этого учебного года.
5) Сфотографируй или отсканируй рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправь файл через E-mail учителя или dnevnik.ru.
6) Разучи песню (обязательно!).
По желанию, для получения дополнительной оценки за пение:
Запиши своё исполнение песни (1 - 2 куплета) на диктофон или видео и отправь через форму обратной связи (E-mail учителя или dnevnik.ru).
Критерии оценки пения:
1. Чистота интонации (попадание во все ноты в пределах диапазона выбранной песни).
2. Ровность звучания отдельных нот (ноты, особенно долгие должны звучать ровно, без отклонений от правильной высоты).
3. Ритмичность (точное соблюдение ритмического рисунка мелодии).
4. Правильное распределение дыхания (дыхания должно хватать на фразы).
5. Чёткое и уверенное пропевание текста песни (дикция).
6. Выразительность исполнения (в исполнении передавать характер песни).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.