Конспект урока музыки на тему «Что роднит музыку с литературой» (5 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Что роднит музыку с литературой» (5 класс)

Оценка 4.9
Документация +3
docx
искусство +2
5 кл
20.09.2021
Конспект урока музыки на тему «Что роднит музыку с литературой» (5 класс)
Урок-поиск. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка». 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 1 четверти. Цели и задачи: - выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы; - направлять восприятие-понимание музыки учащимися от смысла к звуку с опорой на их жизненно-музыкальный опыт, уделить особое внимание интонационному сходству и различию музыки и литературы; - формировать умения воспринимать и анализировать музыкальные произведения и устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства, выявлять особенности художественного языка разных видов искусства, сравнивать музыкальные произведения по разным основаниям (знать конкретные сочинения), определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать музыкальные жанры; - строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
5 кл_Урок 1.1_Что роднит музыку с лит-рой.docx

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

5 класс

I ЧЕТВЕРТЬ

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

 

Урок 1. ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Цели и задачи:

- выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы;

- направлять восприятие-понимание музыки учащимися от смысла к звуку с опорой на их жизненно-музыкальный опыт, уделить особое внимание интонационному сходству и различию музыки и литературы;

- формировать умения воспринимать и анализировать музыкальные произведения и устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства, выявлять особенности художественного языка разных видов искусства, сравнивать музыкальные произведения по разным основаниям (знать конкретные сочинения), определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать музыкальные жанры;

- строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в среднем звене.

Давайте с вами определимся, что мы будем делать в этом учебном году и что нам нужно на уроках музыки:

·         иметь с собой тетрадь (общую на 48 листов) - на все 4 года обучения, в которую мы будем записывать тему урока, музыкальные термины и понятия, которые нужно знать, а также названия песен, которые будем учить и исполнять;

·         слушать, анализировать и сравнивать разные музыкальные произведения, строить свои рассуждения о прослушанной музыке и делать выводы;

·         учить наизусть песни и исполнять их у доски на оценку.

Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.

Для начала проведём игровую разминку – разгадаем ребусы. Разобьёмся на 2 группы. Первая группа разгадывает первый ребус, вторая группа – второй. Внимание – на экран.

Ребусы:

1                                                               2

                                                                             

2. Постановка проблемы. Сообщение темы занятия. Целеполагание

Наше сегодняшнее занятие посвящено теме взаимосвязи музыки и литературы.

Тема урока – «Что роднит музыку с литературой».

Нам предстоит рассмотреть связь этих двух видов искусства, выявить их многосторонние связи и общность их жизненных истоков; прослушать, проанализировать музыкальные произведения и установить ассоциативные связи между художественными образами музыки, произведениями литературы и изобразительного искусства, выявить особенности художественного языка разных видов искусства; сравнить разные музыкальные произведения по классификации их жанров, выучить новые музыкальные понятия.

3. Введение в тему

Рассмотрите фрагмент композиции XVIII в. «Лик святых дев», украшающей Троицкую надвратную церковь в Киево-Печерской лавре: трубящий ангел, поющие девы, одна из которых держит в руках открытую, развёрнутую к зрителям книгу.

Это изображение может служить символом связи мелодии и слова, музыки и литературы.

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

? Назовите, в каких жанрах музыка соприкасается с литературой?

- Оперы,  балеты, песня, романс, баллады…

- Вспомните и назовите литературные произведения - стихи, рассказы, сказки, со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах.

- Былина о Садко, миф об Орфее, белорусская народная сказка «Музыкант-чародей».

- Назовите знакомые вам музыкальные произведения - песни, романсы, мелодии которых неразрывно связаны со словом, а также оперы, балеты или мюзиклы, поставленные на сюжет литературных произведений.

- Балеты: «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие произведения.

- Ваши ответы раскрывают и другую сторону взаимосвязи музыки и литературы - помогают ответить на вопрос, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

 В жизни и искусстве существуют музыкальные произведения с литературными названиями - поэма, былина, сказка, и также стихи с музыкальными названиями - песня, романс.

? Как думаете, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие потери понесла бы литература, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?

Чтобы ответить на эти вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы, нужно задуматься над тем,  что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.

4. Работа по теме

1) Видеолекция - https://youtu.be/KXV887oc7pY?list=PLAUhrtAMVO-82xH5_eNinUGQGA0TaTVTS

2) Повторение знакомых песен и романсов

Спойте уже знакомые вам песню «Моя Россия» Г. Струве на слова Н. Соловьёвой - https://youtu.be/TWOFFdtanOg и романс «Жаворонок» М. Глинки на слова Н. Кукольника - https://youtu.be/_kMTQQWqduY. Но предварительно прочитайте выразительно стихотворения, положенные в основу этих музыкальных произведений.

При чтении одновременно постарайтесь нарисовать движением руки в воздухе (или графически на доске) мелодическую линию произносимого текста.

А) Чтение стихов с одновременным выполнением творческого задания

Слова Н. Соловьёвой. Музыка Г. Струве

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

***

Слова Н. Кукольника. Музыка М. Глинки

Между небом и землёй

Песня раздаётся,

Неисходною струей

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей!

Где поёт так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт,

А кому — не знает.

Та, кому она, поймёт.

От кого — узнает.

Лейся, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнёт украдкой.

А теперь сравните с записью мелодии на нотном стане. Откройте страницу 9 учебника, где вы видите запись начала мелодий. Как зазвучали эти стихи в композиторской музыке?

- Напевно, негромко.

Б) Интонация. Интонационная выразительность

Теперь спойте обе мелодии со словами. При исполнении мелодии М. Глинки вслушайтесь в особенности сопровождения. Что оно изображает?

Исполнение песен со словами – по одному куплету.

Неторопливо, ласково и напевно исполнив песни, вы, наверное, смогли убедиться в том, что общие контуры мелодий выразительно произнесённого и спетого текста похожи. Иначе говоря, музыкальная речь близка интонационно-выразительной разговорной речи человека.

Важнейшее для музыки понятие интонация (от лат. intono — произношу) оказывается теснейшим образом связано с жизненным опытом каждого человека. Интонация роднит музыку и речь человека, не только разговорную, но и поэтическую, и прозу.

Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой интонацииизменению звучания — тона голоса. По речевой интонации мы чувствуем эмоции человека и понимаем его отношение к предмету высказывания, речевая интонация говорит и об индивидуальности человека, его национальной и социальной принадлежности. Это же касается и непрограммной музыки, в которой нет никаких других подсказок, кроме эмоционального смысла самой музыкальной интонации.

В то же время существенны и различия музыкальной и речевой интонаций как по содержанию, так и по форме. Если в речевой интонации звуки не имеют точно фиксированной высоты, то в музыке интонация представляет высотную организацию музыкальных тонов и точно фиксируется в нотной записи. Качественно отличает музыкальную интонацию от речевой и ритмическая организация музыкальных тонов. Музыкальная интонация является конструктивной и выразительно-смысловой основой музыки.

- Какое же настроение охватило вас при исполнении романса Глинки?

 - Это настроение задумчивости, сердечности, мечтательности.

- Этот лирический романс навевает задумчивость, душевную теплоту и элегическое настроение, которое перекликается и с настроением картины В. Поленова «Монастырь над рекой», приведённой в ваших учебниках (с. 8—9):

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B9.jpg

При соотнесении настроения картины В. Поленова и музыки, звучащей на уроке, чувствуется единство настроения и сходство выразительных средств живописи и музыки: это линии рисунка в картине и мелодии романса, общность ритмического строя картины и музыки, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке.  Чувствуется любовь к жизни, к Родине, которая у каждого может вызвать импульс для создания своего художественного образа (будь то музыкальный, поэтический или живописный), т.е. переинтонировать восприятие природы и быта.

И мы начинаем осознавать и понимать, что слышать можно не только грозу, бушующее море, но и тишину леса, поля.

Теперь представьте себе, что один из видов искусства – литературу - убрали из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

- В песне останется одна мелодия.

- Эту мелодию мы сможем с вами исполнить?

- Да, сможем. Голосом.

- Такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

Споём вокализом мелодии этих музыкальных произведений. Песню «Моя Россия» поём на слог «ля», романс «Жаворонок» - на звук «у».

Исполнение песен вокализом - по одному куплету.

- Сопоставьте пение вокализом, чтение стихов и исполнение мелодий со словами. Что общего? В чём отличие?

Ответы учащихся.

- Такое исполнение песен помогло нам понять значение слов в песне.

В) Вывод

Потому и мысль о единстве слов и мелодии в вокальной музыке (песне, романсе) совершенно очевидна. Простые строки стихотворений благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами.

Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Н. Кукольника, если бы не гениально простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М. Глинки.

3) Слушание и обсуждение музыки

Спойте русскую народную песню «Во поле берёза стояла» - https://youtu.be/qL3G-rdvhDA. Затем прослушайте уже знакомые вам по прошлому учебному году произведения. Вспомните названия и авторов этих сочинений,   а главное – попытайтесь почувствовать жизненную основу музыки, ответив после прослушивания на поставленные вопросы.

А) Финал Симфонии № 4 П. Чайковского

? Объясните, для чего композитор включил мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла» в финал такого крупного и серьёзного произведения, как симфония, и какие новые черты приобрёл знакомый напев народной песни в симфонии?

Б) Фрагменты из сюиты Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «Смерть Озе»

?

·       Какими в музыке композитор охарактеризовал героев литературного произведения? Как музыка передаёт разный характер и состояние героев? Аргументируйте свой ответ: охарактеризуйте средства, которыми композитор раскрывает черты того или иного персонажа.

·       Сравните три женских образа сюиты. Подумайте над вопросами и ответьте:

- Есть ли что-либо общее в начальной интонации таких контрастных произведений? Как по-разному организованы всего три звука этой интонации?

Постарайтесь, вслушиваясь в музыку, обязательно пропеть «вокализом» названные темы, чтобы в большей мере ощутить выразительность каждой из мелодий.

·         Смогла бы эта музыка Э. Грига вообще появиться, если бы не было литературы?

5. Рефлексия

Рассмотрите репродукции двух картин, представленных на с. 6—7 учебника. Попытайтесь найти в них общее:

Г.Н. Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем (фрагмент)

Эверет Кольер (1642 - 1708). Vanitas

Эверет Кольер. Ванитас

Ответьте на вопросы: Что общего в картинах? Старинные это картины или современные? Почему во все времена литература и музыка были принадлежностью каждого образованного человека?

- Общее: это натюрморты, так как на них изображены только предметы. Однако в картинах чувствуется присутствие человека, бесспорно, образованного и имеющего разносторонние интересы: среди прочих предметов изображены книги, ноты.

6. Итог урока

Интонация является единым стержнем музыки и литературы. И музыку, и литературу объединяет также общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные – сказка, поэма, баллада и др.

Взаимодействие музыки и литературы мы наблюдаем прежде всего в жанрах вокальной музыки, в основе которых лежит поэзия - песня, романс, опера. Литература расширяет возможности и программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Великая сила искусства ярко выражена в словах Д.Д. Шостаковича: «Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества».

7. Домашнее задание

1) Закрепить полученные знания, прочитав текст в учебнике на с. 6—8.

2) Вспомнить или найти в библиотеке, Интернете былины, стихотворения, рассказы, сказки разных народов России и мира, в которых говорится о музыке и музыкантах. Записать в тетрадь.

3) Вспомнить и записать в тетрадь литературные и музыкальные сочинения, созданные в жанрах песни, поэмы, былины, сказки.


 

Скачано с www.znanio.ru

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс

Ребусы: 1 2 2

Ребусы: 1 2 2

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой

Слова Н. Соловьёвой . Музыка

Слова Н. Соловьёвой . Музыка

Песнь надежды сладкой... Кто-то вспомнит про меня

Песнь надежды сладкой... Кто-то вспомнит про меня

При соотнесении настроения картины

При соотнесении настроения картины

Потому и мысль о единстве слов и мелодии в вокальной музыке (песне, романсе) совершенно очевидна

Потому и мысль о единстве слов и мелодии в вокальной музыке (песне, романсе) совершенно очевидна

Г.Н. Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем (фрагмент)

Г.Н. Теплов. Натюрморт с нотами и попугаем (фрагмент)

Великая сила искусства ярко выражена в словах

Великая сила искусства ярко выражена в словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2021