Конспект урока музыки на тему «Тема богатырей в музыке» (5 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Тема богатырей в музыке» (5 класс)

Оценка 4.6
Документация +2
docx
Междисциплинарный 4
5 кл
23.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Тема богатырей в музыке» (5 класс)
Литературно-музыкально-живописная композиция, посвящённая богатырской теме в искусстве. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — определение и обсуждение «богатырской» темы в разных видах искусства. Личностные: — укрепление уважения и интереса к русской истории, образам русских богатырей. Предметные: — изучение, анализ, исполнение былины как одного из лучших образцов русского песенного фольклора.
Урок 4_Тема богатырей.docx

5 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4 (31). Тема богатырей в музыке

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— определение и обсуждение «богатырской» темы в разных видах искусства.

Личностные:

— укрепление уважения и интереса к русской истории, образам русских богатырей.

Предметные:

— изучение, анализ, исполнение былины как одного из лучших образцов русского песенного фольклора.

Форма проведения занятия: Литературно-музыкально-живописная композиция, посвящённая богатырской теме в искусстве.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская», I часть, фрагмент (№ 45 аудиоприложения); М. Мусоргский. «Богатырские ворота (В стольном граде Киеве)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (№ 46 аудиоприложения).

Живопись: И. Билибин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; В. Васнецов. «Богатыри».

История: Беседа о подвигах Дмитрия Донского, Ильи Муромца.

Песенный материал: Былинный напев сказителей Рябининых «Былина о Добрыне Никитиче».

Виды деятельности учащихся: Вдумчивое прослушивание, анализ предложенных музыкальных произведений; просмотр и обсуждение репродукций картин. Художественное чтение высказываний русских богатырей, обсуждение их мыслей. Сравнительный анализ произведений искусства, посвящённых русским богатырям. Разучивание и пение былины (солист и хор). Ценностно-смысловое освоение предметных знаний на основе нравственно-этической ориентации.

Формы педагогического контроля: Коллективный просмотр и обсуждение рисунков богатырей, сделанных учащимися в «Дневнике музыкальных наблюдений», проверка ответов на вопрос, направленный на развитие метапредметных связей. Контроль действий нравственно-этического оценивания учащимися усваиваемого содержания.

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

? Звучит «Избушка на курьих ножках (Баба Яга)» М. Мусоргского – фрагмент.

- О чём рассказывает эта музыка? Кто является её персонажем?

Ответы учащихся.

- Давайте рассмотрим рисунки, изображающие этого сказочного героя, выполненные вами дома.

Выставка рисунков (под музыку Мусоргского).

- Назовите другие произведения и их авторов, изображавших в своей музыке сказочные образы.

Ответы учащихся.

- Скажите, с какими искусствами взаимодействует музыка?

- С литературой и живописью.

- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

-  Не было бы опер, песен, романсов.

- А если бы не было живописи?

-  Тогда мы бы не смогли так ярко представить ту или иную картину, когда слушаем музыку.

- Действительно, именно музыка и живопись могут при помощи своих выразительных средств очень живописно и реально нарисовать героев произведения.

2. Постановка темы. Целеполагание

Мы с вами уже говорили о том, что у различных видов искусства темы очень часто бывают одинаковыми. Сегодня мы ещё раз проиллюстрируем это на уроке - мы продолжаем разговор о взаимодействии различных видов искусств.

Проблемная ситуация:

Прежде чем мы обозначим тему урока, обратимся к ребусу. Чтобы отгадать слово, надо назвать первые звуки слов-предметов, изображённых на картинке:

- Отгадали? Назовите  это слово вслух.

-  Бо-га-ты-ри.

- Богатыри, кто они?

-  Богатырь - герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги!

- Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля Русская. Она так и звучит: «Тема богатырей в музыке», хотя мы будем рассматривать богатырскую тему также и в других видах искусства, т.е. во взаимодействии разных видов искусств – музыки, литературы, живописи и даже науки - истории. Вы прослушаете, проанализируете «богатырскую» музыку, разучите и исполните былину о богатырях Русской земли.

Богатырская тема так же, как и сказки - подлинное достояние русского искусства. Вспомните - в уже известных вам музыкальных сказках — таких, например, как «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, сказочное тесно соседствует с былинным, богатырским.

3. Введение в тему

«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил», - эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.

О чём говорит Дмитрий Донской? Как вы понимаете его слова?

- Дмитрий Донской говорит о том, о чём мог бы сказать любой русский богатырь. Русские богатыри ничего ни у кого силой не отнимали, зла никому не причиняли, а всегда становились на защиту своей Родины и с народом своим были и в праздники и в будни, в радости и в горе.

Совершенно верно. Богатыри — один из символов Руси, - выразительный, талантливый символ патриотизма.

Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели истоки национального характера, защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно могучий русский характер, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря…

4. Работа по теме урока

1) А. Бородин. Симфония №2 («Богатырская»)

А) Слушание, музыкальный анализ «Богатырской» симфонии А. Бородина

Прослушайте фрагмент из Второй «Богатырской» симфонии Александра Порфирьевича Бородина.

Что вы себе представили, слушая эту музыку?

- Представляется Древняя Русь с её бескрайними степями, дубравами, широкими просторами, богатыри - на конях в доспехах: сильные, могучие, бесстрашные.

Характер прозвучавшей музыки величавый, богатырский; музыка громкая и мужественная.

Верно, слушая музыку Второй – «Богатырской» - симфонии А. Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы – весь образ далёких веков. Это поистине богатырский образ.

Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь».

Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике великого русского народа. Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую глубину и весомость. В итоге всё развитие приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.

Музыка симфонии поражает и увлекает образной картинностью. В ней покоряют не только строгая последовательность развития, сочные     гармоничные краски, яркая динамика, но и глубокая связь тем симфонии, особенностями изложения и развития, восходящими к народно-песенным истокам.

- А какие музыкальные инструменты вы услышали? Их много или несколько?

Ответы учащихся.

Действительно, инструментов в этом произведении задействовано много – целый оркестр исполняет симфонию.

Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. А симфония – музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр.

«Богатырская симфония»  — одна из первых русских симфоний. Классические симфонии обычно состоят из четырёх частей: быстрые первая и последняя части, медленная вторая, шутливая или танцевальная третья. В симфонии А.  Бородина, наоборот, вторая часть шутливая (скерцо), а третья — медленная.

Симфонии сочиняются для симфонического оркестра, в котором присутствует несколько групп инструментов: деревянные духовые, медные духовые, ударные, струнные, дополнительные инструменты (в «Богатырской» симфонии дополнительный инструмент  — арфа). Друг композитора – известный музыковед и критик В. Стасов - вспоминал: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы».

Название «Богатырская» было дано именно Стасовым и оно прочно закрепилось за симфонией.

Музыке этой симфонии присущи яркая картинность и почти наглядная конкретность образов. В этом, несомненно, отразились глубокое погружение Бородина в далёкую историческую эпоху жизни родной страны, и начавшаяся работа над оперой «Князь Игорь», с которой мы с вами будем знакомиться чуть позже.

Вывод. Чуткое постижение исторической эпохи во всём её многообразии, а также использование приёмов и самого духа русского героического эпоса помогли композитору выразить идею могущества и непобедимости русского народа в наглядных, конкретных, впечатляющих образах.

https://salvemusic.com.ua/wp-content/uploads/2021/01/aleksandr-borodin1.jpgА. Бородин

 

 

Подробнее о творческом облике А. Бородина см. Приложение.

Б) Работа с нотным примером

В нотном примере 47 фрагмента симфонии ученики замечают могучую унисонную тему, грузную и тяжёлую. Она изложена в среднем и низком регистрах в унисон. Звучание мотива чередуется с остановками — ферматами. Учитель рассказывает ученикам, что в конце первой части эта богатырская тема будет звучать ещё мощнее и медленнее, более крупными длительностями.

В) Богатырская тема в русской живописи

► Рассмотрите репродукции 2-ух картин русских художников. Что  вы можете сказать о них?

http://cdn01.ru/files/users/images/6c/eb/6ceb1357bc10a9ba057ffb1cb9e81ef7.jpgИ. Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Васнецов. Богатыри

- Картина «Илья Муромец и Соловей разбойник» красочная и яркая, изображает богатыря, целящегося в разбойника. Соловей-разбойник злится, он не может победить богатыря. Он крепко держится на дереве. Лес вокруг шумит. Дерево, на котором сидит Соловей, вот-вот упадёт, - уже видны его корни.

- На второй картине художник Васнецов представил нам трёх богатырей. Они в кольчугах и шлемах, вооружены копьём, мечом, луком со стрелами и булавой. Они могучие, доблестные, под ними такие же крупные, сильные, мощные кони. Глядя на них, представляешь себе известных былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого…

- Верно, ребята. Художник Иван Билибин в своей картине «Илья Муромец и Соловей разбойник» иллюстрирует одноимённую былину, которая очень известна в литературе. Картина эта показывает момент былины, в котором Илья Муромец целится в Соловья разбойника. Соловей мешает проезду, местные жители попросили Илью помочь. Богатырь приехал на мускулистом коне, который твёрдо опирается на четыре ноги. Его грива развивается на ветру. Соловей свистит, дует изо всех сил, но богатырь недвижим. Сам Илюша изображён могучим воином с хорошим обмундированием.

Картина же «Богатыри», которую многие называют «Три богатыря», - величайшее произведение русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Оно стало вершиной творчества В. Васнецова и достоянием нации. Это полотно символизирует мощь и силу русского народа, его смекалку и величие. Художник в основу сюжета поставил трёх величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алёшу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.

Скажите, какая из представленных картин созвучна музыке А. Бородина?

Ответы детей.

2) Богатырская тема в музыке М.П. Мусоргского

Былинная богатырская тема присутствует и в цикле Мусоргского «Картинки с выставки» - в пьесе «Богатырские ворота». Её музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный облик киевских «Богатырских ворот» и одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты русского народа. Перекличка между богатырскими образами у Бородина и Мусоргского не случайна — композиторы были друзьями, единомышленниками, входили в одно творческое содружество «Могучая кучка».

А) Музыкальная викторина

Некоторые пьесы из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского вам уже знакомы. Узнайте по музыкальным отрывкам и назовите эти миниатюры.

Проводится небольшая музыкальная викторина: «Прогулка», «Два еврея: богатый и бедный», «Гном», «Избушка на курьих ножках (Баба Яга)» (звучат короткие фрагменты).

- Что послужило поводом к созданию этих музыкальных произведений?

- Выставка рисунков художника Гартмана – друга М. Мусоргского.

- Совершенно верно, цикл произведений Мусоргского так и называется – «Картинки с выставки».

Б) М. Мусоргский. «Богатырские ворота»

Основой для создания «Богатырских ворот» также послужил рисунок В.  Гартмана, на котором был изображён архитектурный эскиз ворот при въезде в Киев; художник нарисовал их в виде кокошника.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1708012/pub_5ec7a60971f6bb078b0d1c46_5ec7b1af1c6c0b05eff0707a/scale_1200В. Гартман. Проект городских ворот в Киеве. Главный фасад

Гартман создал для Киева проект Триумфальных ворот, выполненный в «русском стиле»: три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов; столбы с капителями в народном духе; резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чем-то пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.

    Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг русского народа. Пьеса «Богатырские ворота» завершает фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, является его величественным финалом: мы услышим многозвучные аккорды, в которых фортепиано передаёт колокольный звон - мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси и порой до нас будет доноситься как бы тихое молитвенное пение — память об умерших. Постепенно звучания будут становиться всё более могучими, раздольными и широкими. И снова — колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в славном стольном городе Киеве. Так Мусоргский воспевает в музыке красоту и силу своей Родины.

В) Слушание и музыкальный анализ «Богатырских ворот» из цикла «Картинки с выставки»

- Что вы можете рассказать о прослушанной музыке?

- Музыка звучала торжественно, празднично, могуче, передавая мощный характер Киевских «богатырских ворот». Можно представить себе и богатырей, сильных, величавых, способных защитить славянский народ от недругов.

Г) Работа над нотным примером

В «Богатырских воротах» (нотный пример 48) ученики отмечают многоголосие аккордов, регистровый размах, который постепенно будет ещё увеличиваться, громкую динамику, форшлаги в нижнем голосе, подобные ударам в большой колокол.

5. История былин. Хранители и сказители былин

Каждый народ трепетно относится к своей родине, изучает её прошлое. Исторические уроки нам необходимы, без знания традиций прошлого трудно построить будущее. Русский народ создал много выдающихся произведений, его «культурная» кладовая полна изюминок.

Былины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках России.

Былины – уникальный вид древних народных эпических песен. Былины хранят в себе, подобно историческим песням, самые отдалённые отзвуки седой старины – это настоящий исторический материал.

Былины – это не искусственный эпос, это живой и чувствительный отклик на всё происходящее в государственной, политической, бытовой жизни русского народа, его освободительной борьбе. Наши русские былины в оригинальной форме дают нам понятие о героической этике, они отражают сложный и разнообразный мир русской жизни, взятой в различные моменты – то дружинно-княжеского уклада, то бытового, то праздничного.

Былины - эти удивительные песни-сказания о подвигах богатырей, о жизни Древней Руси - обязаны своему рождению 9-13-ым векам. Доказательством того, что былины сложились именно в этот период, служат документы древности, начальная летопись. Сложились они, вероятнее всего, в Киевской Руси. Это можно почерпнуть из их содержания: события приурочены к Киеву и связываются с именем Владимира.

Городом, где умели ценить и память о колыбели русских городов и о дружинниках, стояльцах за русскую землю, где любили собирать и слушать на пирах заморских певцов, заезжих скоморохов и своих доморощенных «весёлых людей», гудцов и гусельников, был славный древний город Великий Новгород.

Раньше хранить старинные песни было легко, было нетрудно запоминать их и сказывать в особой певческой манере. Хороших сказителей былин было много, от них собиратели ревностно записывали былинные тексты. Давно уже нет сказителей былин по профессии. Кто такие «сказители»? Былины поются особого рода певцами, которых и называют «сказители». Название это произошло оттого, что пение былин есть нечто среднее между пением и рассказом.

Династия РябининыхВ русской фольклористике, пожалуй, нет другого имени, которое было бы окружено таким почётом и уважением, как Рябинины.  

Рябинины - династия сказителей былин, живших в XIX в., Трофим Григорьевич и его сын Илья Трофимович. Русский былинный эпос предстаёт в невиданной полноте в лице этих сказителей и хранителей. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры. Их мелодии записывали и использовали в своих произведениях Н. Римский-Корсаков, А. Аренский. Издания текстов былин открыли перед соотечественниками неисчерпаемый родник неписаной истории русского народа. А записанные М.П. Мусоргским от Рябинина напевы насытили русскую музыкальную классику величием народной «богатырской» интонации.

Сказители-«звёзды». Династия Рябининых

6. Разучивание и пение

Сегодня вы с познакомитесь с одним из былинных напевов сказителей Рябининых «Былина о Добрыне Никитиче» в переложении (редакции) композитора Н.А. Римского-Корсакова.

(Разучивание былины проводится без музыкального сопровождения, что будет способствовать слуховой активности детей, а на этапе свободного владения мелодией можно подключить аккордовое гармоническое сопровождение.)

1) Показ (прослушивание), музыкальный анализ. - https://youtu.be/aWqDuNxcccI

- Прочитайте и проанализируйте текст былинного напева. Что вы можете о нём сказать?

Что не белая берёза к земле клонится,
Не шелковая трава приклоняется, -
То сын перед матерью поклоняется.
Кланялся Добрынюшка родной матушке,
Просит он великого благословения:
«Ты благослови меня, родная матушка,
Ехать в дальние орды, во немирные!»
Говорила тут ему родная матушка:
«На кого покидаешь ты молоду жену,
Молоду жену, малых детушек?..»

- Напевный, неторопливый характер рассказа-текста.

- Совершенно верно, склад текста - распевный, неторопливый, повествовательный, - это самое главное качество «Былины о Добрыне Никитиче».

При анализе этого литературного текста мы видим также, что в нём используется приём олицетворения — «не белая берёза, не шелковая трава к земле клонится, а Добрынюшка кланяется родной матушке» и просит благословить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами. В тексте передаётся диалог между воином и его матерью.

2) Разучивание. - https://youtu.be/J3W71aaGcng

http://a-pesni.org/istor/prodobryniu.png

Особенности былины, её черты – напевность, неторопливость - помогают нам найти и приёмы её выразительного исполнения. Но самое главное – именно напевный характер текста определяет связное, текучее, распевное звучание мелодии.

Сравним на слух отличие мелодики первой и второй фраз: первая строится в основном на поступенном движении, во второй преобладают скачки, которые «уравновешиваются» мягко очерченными заключительными интонациями.

Проводится первоначальная работа над песней:

·         разбор и разучивание вокальной партии;

·         работа над чистотой интонации;

·         над сложными мелодическими оборотами и интервалами;

·         над точностью ритмического рисунка.

3)  Вокально-хоровая работа (Пение со словами)

·         Работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;

·         Формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов, выработка цепного дыхания;

·         Определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;

·         Освоение элементов многоголосного пения (терцовое двухголосие и имитационная подголосочность);

·         Работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения;

·         Работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;

·         Достижение художественно-образного сценического исполнения.

4) Исполнение былины солистом и хором.

- Ребята, раньше былины обычно сопровождались под аккомпанемент гуслей. Подумайте, скажите, каким приёмом звукоизвлечения можно приблизить звучание сопровождения к гуслям?

Ответы учащихся.

7. Итог

Сегодня вы учились видеть богатырские образы  как в музыке, так и в живописи.

Вы встретились с образами богатырей:

·         на картинах.

Назовите авторов и названия картин.

·         в музыке.

Назовите композиторов и их произведения.

Богатыри издавна защищали землю Русскую от врага, потому «богатырскую тему» можно назвать и темой добра. Совершенно справедливо называют всё, что связано с богатырской темой, достоянием русского искусства.

Так в народном творчестве находит своё выражение главное, что определяет жизнеспособность любого народа. Это - глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная (недюжинный – выдающийся, выделяющийся своими достоинствами) сила — не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри» - эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.

Сказки, легенды, предания, мифы, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и слабость, искренность и коварство, реальность и вымысел — всё это, выраженное словами, красками и звуками, — образует вечный поэтический поток различных образов, которые называются великим словом «традиция».

8. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» М. Мусоргского?

2)      Почему, когда композиторы обращаются к сказочным и былинным сюжетам, в их музыке возрастает изобразительность?

3)      Задание по выбору. Нарисуй:

·         самый интересный тебе былинный персонаж;

·         рисунок к любому из прослушанных на уроке музыкальных произведений.

 

Приложение

Из книги: Рыцарева М. Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей. М., 2006. 367 с.

Бородин Александр Порфирьевич (1833—1887). Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Композицию изучал самостоятельно и под руководством М.  А.  Балакирева. Окончил в 1856 г. Петербургскую медико-хирургическую академию, затем был её профессором и профессором Лесной академии. Доктор медицины. Музыкальное творчество Бородина красочно, монументально, национально своеобразно, ему особенно свойственны эпические мотивы. Почти все его сочинения стали классическими: опера «Князь Игорь», Вторая («Богатырская») симфония, квартеты, романсы, фортепианные пьесы. (С. 344.)


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 4 (31)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 4 (31)

Ответы учащихся. - Давайте рассмотрим рисунки, изображающие этого сказочного героя, выполненные вами дома

Ответы учащихся. - Давайте рассмотрим рисунки, изображающие этого сказочного героя, выполненные вами дома

Богатырь - герой русских былин, совершающий воинские подвиги

Богатырь - герой русских былин, совершающий воинские подвиги

Но не только история «звучит» в музыке

Но не только история «звучит» в музыке

А. Бородин Подробнее о творческом облике

А. Бородин Подробнее о творческом облике

Картина «Илья Муромец и Соловей разбойник» красочная и яркая, изображает богатыря, целящегося в разбойника

Картина «Илья Муромец и Соловей разбойник» красочная и яркая, изображает богатыря, целящегося в разбойника

Совершенно верно, цикл произведений

Совершенно верно, цикл произведений

Былины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках

Былины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках

Разучивание и пение Сегодня вы с познакомитесь с одним из былинных напевов сказителей

Разучивание и пение Сегодня вы с познакомитесь с одним из былинных напевов сказителей

Особенности былины, её черты – напевность, неторопливость - помогают нам найти и приёмы её выразительного исполнения

Особенности былины, её черты – напевность, неторопливость - помогают нам найти и приёмы её выразительного исполнения

Богатыри издавна защищали землю

Богатыри издавна защищали землю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2021