Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
11 кл
12.07.2018
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо¬вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо¬вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Русский яз.11 кл.doc
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем
Кафедры русского языка и литературы образовательного
учреждения
Заведующий кафедрой______________
____________/_______________/
/_____________________________/ «___»_________________2017
г.
«___»____________________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык» в 11А классе
Валентиновна,
учитель русского языка
и литературы
Составитель: Думшева Надежда 20172018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта
общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки
РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 1011 классы» Н. Г. Гольцовой и
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
•
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку,
отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
•
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о
русском языке, обогащение словарного запаса;
•
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты;
•
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности
ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение
русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной
суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как
процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в
последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности
подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных
качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и
речевые.
Период обучения в 511 классах охватывает практически все этапы становления
языковой личности. Задачей обучения в 1011 классах является развитие и
совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной
адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение
знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных
сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в
соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения: •
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой
культуры устной и письменной речи);
•
информационные
(умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию, умение работать с текстом);
•
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и
осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
•
•
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
•
•
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические и
пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления;
•
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и
чтение:
•
использовать основные виды чтения;
•
извлекать необходимую информацию из различных
источников; говорение и письмо:
•
создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров;
•
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского языка;
•
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной
переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся
орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их
возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать
свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 34 часа
Программа содержит:
— отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий
из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского
литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни
общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на
основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,—
формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных
нормах русского литературного языка. Тематическое планирование учебного курса «Русский язык» в 11А классе
Из них
т
с
е
Т
е
и
н
е
н
и
ч
о
С
е
и
н
е
ж
о
л
з
И
а
Р
и
ч
е
р
е
и
т
и
в
з
а
Р
т
н
а
т
к
и
д
й
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
звитие речи
т
н
а
т
к
и
д
й
ы
н
р
а
в
о
л
с
й
ы
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
т
н
а
т
к
и
д
№
п/п
Разделы
Темы
программы
Всего
часов
1.
Введение
2.
Синтаксис.
Пунктуация.
Повторение
изученного в 5
– 10 классах
1
28
Словосочетан
ие
2 Простое
предложение
Сложное
предложение
16
10
5
4
1
1
3
2
1
1
2
1
3.
Стилистика
Календарно – тематическое планирование учебного курса « Русский
язык» в11А классе
№
п/п
Наименование разделов и
Тип урока
тем
1.
1.1
2.
2.1
2.2
Введение
Из истории русского
языкознания (раздел
учебника).
Синтаксис.
Пунктуация.
Повторение
изученного в 5 – 10
классах
Словосочетание
Основные
русской пунктуации.
Словосочетание
как
синтаксическая единица.
Виды
синтаксической
принципы
Комбини
рованный
Комбини
рованный
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Кол
во
часо
в
1
1
28
2
1
1
Виды самостоятельных
работ
Дата
проведения
урока
Приме
чание
я
а
м
е
у
р
и
н
а
л
п
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
Групповая работа с
текстами об ученых
лингвистах
Словарный диктант
Конструирование
словосочетаний с
заданным видом 2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
связи.
Простое предложение
Простое предложение как
синтаксическая единица.
Классификация
предложений.
Предложения
повествовательные,
вопросительные, побуди
тельные, воскли
цательные. Предложения
двусоставные и односо
ставные. Неполные
предложения
Главные члены
предложения. Тире
между подлежащим и
сказуемым. Синтак
сический разбор простого
предложения
Р/р. Текст. Композиция
авторского текста. Виды
связи предложений в
тексте
осложнённое
Простое
предложение.
Предложения
с
однородными членами.
Знаки препинания между
однородными членами.
Тест
Однородные
неоднородные
определения.
Согласование
предложениях
однородными членами
и
в
с
связи
16
1
Комбини
рованный
Комментированное
письмо.
Самостоятельная
работа
Тренировочное уп
ражнение. Коммен
тированное письмо
Работа с учебником.
Тест
1
1
1
1
1
Комбини
рованный
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок
развития
речи
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Р/р. Развитие умений
самостоятельной работы
с текстом. Определение
темы, идеи, проблема
тики текста. Сочинение.
Урок
развития
речи
2.10
Р/р. Способы
определения авторской
Урок
развития позиции. Выражение соб
ственного отношения к
авторской позиции в
тексте и его ар
гументация. Типы
аргументов. Сочинение.
Предложения
с
обособленными членами.
Обособление определе
Построение
ний.
оборотов
с
рас
пространенными
определениями,
выраженными
причастиями
прилагательными
и
Предложения
с
обособленными членами.
Обособление определе
Построение
ний.
оборотов
с
рас
пространенными
определениями,
выраженными
причастиями
прилагательными
и
Обособленные
приложения и
дополнения. Знаки
препинания. Словарный
диктант.
Обособление
об
стоятельств, выраженных
деепричастиями.
Грамматическая норма.
обстоя
Обособление
тельств,
выраженных
существительными.
Тест
Знаки препинания в
предложениях со сравни
тельными оборотами
Словарный диктант
Р/р. Сочинение на
моральноэтическую тему
по заданному тексту.
Вводные слова, вводные
речи
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Комбини
рованный
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок
развития
речи
Урок сис
Работа с учебником.
Объяснительный дик
Словарный
тант.
диктант
Работа с учебником.
Объяснительный
диктант. Тест
Словарный диктант
Комментированное
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17 предложения и вставные
конструкции. Обращения.
Междометия в составе
предложения. Слова
предложения да и нет
Тест в формате ЕГЭ
Сложное предложение
Сложное предложение.
Сложносочиненное
предложение (ССП).
Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении
Сложноподчиненное
предложение (СПП).
Сложноподчиненное
предложение с одним
придаточным. Синонимия
сложноподчиненных
предложений и предло
жений с причастным и
деепричастными оборо
тами
Сложноподчиненные
предложения с несколь
кими придаточными.
Недочеты и ошибки в по
строении слож
ноподчиненных
предложений. БСП..
Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
Контрольный диктант
Сложные предложения с
разными видами связи.
Сложные предложения с
разными видами связи.
Период. Знаки препина
ния в периоде.
Обобщение изученного о
сложном предложении
Оформление на письме
прямой речи и диалога.
Разные способы оформле
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
2.25
2.26
тематиза
ции ЗУН
письмо. Трениро
вочные упражнения
Урок кон
троля ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
10
Тренинг, практикум.
Тест
Беседа, проблемные
задания
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Выполнение
тренировочных
упражнений
Комбини
рованный
Комментированное
письмо. Трениро
вочные упражнения
Урок кон
троля ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Выполнение
тренировочных
заданий
Тренинг, практикум,
словарный диктант 2.27
2.28
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
ния на письме цитат.
Словарный диктант
Тест в формате ЕГЭ
Культура речи. Нормы
литературного языка
Стилистика.
Функциональные
стили
Специфика
научного
стиля (на основе работы
с текстом упр. 550)
Специфика официально
делового
стиля.
Практическая работа по
составлению документов
Особенности научно
популярного, публици
стического стилей.
Стилистический анализ
текстов (на основе
работы с текстами упр.
559561)
Р/р Особенности стиля
художественной
литературы. Текст и его
признаки. Анализ текста
Комплексный анализ
текста с творческим за
данием
Урок
контроля
ЗУН
Урок
развития
речи
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок сис
тематиза
ции ЗУН
Урок
развития
речи
Тест
5
Работа с дефор
мированным текстом
Практическая
работа
Беседа, проблемные
задания
Тренинг, практикум
С одержание школьного курса русского языка в 11 классе
Программа построена с учетом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между различными
разделами курса. Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные.
П р о с т о е п р е д л о ж е н и е
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды
предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены
предложения.
Распространенные и
нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и
Тире между подлежащим и сказуемым.
неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих
словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных
с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно
восклицательные слова.
С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими
придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного
предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
П р е д л о ж е н и я с ч у ж о й р е ч ь ю
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
У п о т р е б л е н и е з н а к о в п р е п и н а н и я
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки
препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические,
акцентологические,
синтаксические, стилистические нормы.
словообразовательные,
лексические,
морфологические,
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительновыразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль.
Официальноделовой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературнохудожественной речи.
Текст.
Функциональносмысловые типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация
работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого
государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности
учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении
фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного
и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения
условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков само
контроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование
навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные
правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли
иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на
практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков
имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и
особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей
работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию
логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского
языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1 ) единые
критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского
языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового
оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы
оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) коли
чество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка
проверяются:
2 ) орфографические и
знание полученных сведений о языке;
1)
пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1 )
полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3)
языковое оформление ответа.
О ц е н к а «5» ставится, если ученик: 1 ) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. О ц е н к а «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
О ц е н к а «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
О ц е н к а «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает матери
ал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
О ц е н к а «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или
непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный
во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса —
100—ПО, для VII класса — П О — 120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150
—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные
слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса
— 25 — 30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной
теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а
также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые
диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся,
как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых
изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не
менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются
основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество
проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12
различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных
орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5
пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX
классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двухтрех
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах
— не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых
ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия)
сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания,
искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает),
«дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди
ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за
одну. К негрубым относятся ошибки:
1)
2)
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3)
в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4)
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и
причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
5)
6)
в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался!
Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной,
как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7)
8)
9)
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в
нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также п о в т о р я е м о с т ь и о д н о т и п н о с т ь ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов,
то она считается за одну ошибку.
О д н о т и п н ы м и считаются ошибки на одно правило, если условия выбора
правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют,
борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для
выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое
(опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить,
резкий — резок). П р и м е ч а н и е . Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки,
то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление
неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка
не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
О ц е н к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в
ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
О ц е н к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или
4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
О ц е н к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических ошибок.
О ц е н к а « 2 » выставляется за диктант, в котором допущено до 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м « 1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при
выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел,
превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом
являются для о ц е н к и « 4 »
2 орфографические ошибки, для о ц е н к и «3» 4 орфографические ошибки
(для V класса 5 орфографических ошибок), для о ц е н к и «2» 7 орфографических
ошибок.
В комплексной контрольной работе,
состоящей из диктанта и
дополнительного
грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
(фонетического,
лексического,
орфографического,
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим. О ц е н к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О ц е н к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О ц е н к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее
половины заданий.
О ц е н к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины
заданий.
О ц е н к а « 1 » ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е . Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке
контрольного словарного диктанта
рекомендуется
руководствоваться следующим.
О ц е н к а «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О ц е н к а «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
О ц е н к а «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
О ц е н к а «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При
большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м « 1 » .
III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с
требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150
слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250^
350, в IX классе — 350— 450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII
и
IX
классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе
— 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII
классе — 2,0 — 3,0, в IX классе — 3,0—4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к
примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла,
темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему;
2 ) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая
ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки
считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится
работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка
(за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия
темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и
выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок —
орфографических, пунктуационных и грамматических.
енка
Оц
«5
Основные критерии оценки
Содержание и речь
1.
Содержание работы полностью
»
соответствует теме.
Грамотность
Допускается
1 орфографи
:
2.
3.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание
излагается
или 1
ческая,
пунктуационная,
или
грамматическая
1
ошибка
последовательно.
4.
Работа отличается богатством
словаря,
используемых
синтаксических конструкций, точностью
разнообразием
словоупотребления.
5.
Достигнуто стилевое единство
и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
«4
1.
Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются незначительные
Допускаются
2 орфографи
:
»
отклонения от темы).
2.
Содержание
в
достоверно,
фактические неточности.
но
имеются
основном
единичные
3.
незначительные
нарушения последовательности в изложении
Имеются
мыслей.
4.
Лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен.
5.
Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2
ческие
пунктуационные
и
2
или 1
ошибки,
орфографическая
и
пунктуационные
3
или 4
ошибки,
пунктуационные
ошибки
отсутствии
при
орфографических
ошибок, а также 2
недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых
недочетов
грамматические
ошибки
«3
1.
В работе допущены существенные
Допускаются:
»
отклонения от темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности.
3.
Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4.
употребляемые синтаксические
Беден словарь и однообразны
конструкции,
4 орфографические и
4 пунктуационные
ошибки,
или 3
орфографические
ошибки и 5 пунктуа
ционных ошибок, или
7 пунктуационных
встречается неправильное словоупотребление.
5.
Стиль работы не отличается единством,
отсутствии
при
орфографических
речь
статочно выразительна.
недо
ошибок
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
«2
»
1.
2.
неточностей.
Работа не соответствует теме.
Допущено
много
фактических
Допускаются:
7 орфографических и
7 пунктуационных 3.
Нарушена
последовательность
ошибок,
или 6
изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, часты
случаи неправильного
орфографических и 8
пунктуационных
словоупотребления.
4.
Крайне
беден
словарь, работа
ошибок,
5
орфографических и 9
написана короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между ними, часты случаи
пунктуационных оши
8
бок,
неправильного словоупотребления.
5.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
'орфографических и 6
пунктуационных
ошибок, а также 7
грамматических
содержании и до 7 речевых недочетов
ошибок
«1
В работе допущено более 6 недочетов в
Имеется более
»
содержании и более 7 речевых недочетов
7 орфографических, 7
пунктуационных и 7
грамматических
ошибок
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого
оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют
повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полторадва раза больше указанного в настоящих
«Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на
две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2—3—2, 2—2 — 3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6
—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не
принимается во внимание.
3.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной,
если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно. 4.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об
о д н о т и п н ы х и н е г р у б ы х ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности
учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность,
каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида. Учебнометодическое обеспечение
Н. Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык 1011 классы. Книга для
учителя. М.: Русское слово, 2009.
М.А. Мищерина, Н. Г. Гольцова Русский язык 1011 классы. Поурочное
планирование. М.: Русское слово, 2007.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному
пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 1011 классы». М.:
Просвещение, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику
«Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 1011 классы». М.: Просвещение, 2010.
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное
пособие. Волгоград: Издво ВГПУ «Перемена», 2005.
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по
культуре речи. М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного
языка. М.: Просвещение, 1994.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.
М.: ОО ТИД «Русское слово PC», 2004.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная
риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 11 А классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.