Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России
Оценка 4.8

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
география
9 кл
11.03.2019
Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России
Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России составлена для работы с УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Основной учебник: География. Население и хозяйство России. 9 класс - М.: « Русское слово» 2014. Программа по географии для 6-10 классов, общеобразовательных учреждений, автор: Е.М. Домогацких /Москва, «Русское слово» 2012 Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – её населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Рабочая программа 9 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № _____ города ____________ Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России (Базовый уровень) Основное общее образование на 2018­2019 учебный год                                                               учитель географии  Составитель:  _________________________                                                                              высшей  квалификационной  категории  2018 2.Пояснительная записка 1).Основания для разработки рабочей программы Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (базовый уровень)  2004 г.;  Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень)  2004г;  Федеральный базисный учебный план, Министерство образования  РФ, Дрофа, М­ 2004 г.  Программа по географии для 6­10 классов, общеобразовательных учреждений, автор: Е.М. Домогацких /Москва, «Русское слово» 2012   Примерная   учебная   программа   регионального   компонента   содержания   образования. География Алтайского края для основной общеобразовательной  школы 6­9 классы, автор: Н.А. Алексеенко  ­ Барнаул, АКИПКРО, 2006 г.  учебный план  МБОУ СОШ № 3 Рабочая программа разработана сроком на один учебный год 2).Отличительные особенности программы (изменения, внесенные  в авторскую  программу и их обоснование). В связи  с тем, что в авторской программе  21 час резервный  ­ возникла необходимость  следующих дополнений:    В соответствии со стандартом основного   общего образования по географии   в 9 классе рекомендовано включить в программу курса изучение краеведческого материала. За   основу была взята Примерная учебная программа регионального компонента содержания образования «География   Алтайского   края   (5­9классы)»,   авторы­составители:   Н.А.   Алексеенко,   Т.И. Рымарь, Барнаул АКИПРО , 2006 Краеведческий материал   изучается 8 часов в (дополнительном)     Разделе 4.  ГЕОГРАФИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (уроки№ 60­ 67) Из резерва добавлено 4 часа для проведения уроков обобщения и контроля знаний по  темам «Россия на карте мира. Природные ресурсы и условия России» (урок№ 9), «Население России» (урок№16),  « Хозяйство России» (урок №33), «Экономические районы России» (урок№ 55). Из резерва также добавлено 9 часов для   изучения темы «Экономические районы России»: уроки №35, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 52, 54. 3).Цели и задачи данной программы обучения  Сформировать целостный географический образ своей Родины;  Дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;  Сформировать   образ   нашего   государства   как   объекта   мирового   сообщества,   дать представление о роли России в мире;  Сформировать необходимые географические умения и навыки;  Воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;  Воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру. 4) Место предмета в общеобразовательном процессе Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание   предлагаемого   курса   полностью   соответствует   образовательному   стандарту   в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6 – 7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе. Всё   это   определяет   особую   роль   данного   курса:   помимо   раскрытия   основных   знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. Определение места и роли учебного курса Данная   программа   предполагает   изучение   в   8   классе   природы   России,   а   в   9   классе   –   её населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.  5) Содержание учебно­методического комплекса 1) Программа по географии для 6­10 классов, общеобразовательных учреждений, автор:  Е.М. Домогацких /Москва, «Русское слово» 2012;             2)  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Учебник: География. Население и хозяйство России. 9 класс ­ М.: « Русское слово» 2014.         6). Общее количество учебных часов на выполнение рабочей программы. Учебный план  образовательного учреждения отводит 68 часов, авторская программа также  рассчитана на 68 часов для изучения учебного предмета «География», из расчета 2 часа в  неделю.  Практических работ всего ­18 7).Фомы организации учебного процесса. Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся:  комбинированный урок; урок – объяснение; практическая работа; экскурсия; деловая игра;  творческий урок и др. Рабочая программа предусматривает использование в учебном процессе  проблемных  технологий, личностно ­ ориентированного обучения, использование ресурсов Интернета и др.  Механизмом формирования ключевых компетенций обучающихся являются  использование различных источников информации,  поиск нужной информации по заданной  теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;  владение  основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и  практической деятельности. Виды и формы контроля: тестирование, географические диктанты и др. 3.Содержание программы Часть II. Население и хозяйство России                                                 9 класс (68 часов) В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса « География России» отводится по  70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в  8 классе природы России, а в 9 классе – ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется  классический  подход к изучению географии своей Родины. Введение. Экономическая и социальная география (1 час) Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования   экономической   географии.   Различия   между   природным   и   хозяйственным комплексом. Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс. Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (29 часов) Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (7 часов) Формирование   территории   России.   Исторические   города   России.   Время   образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX   вв.   Изменения   территории   России   в   ХХ   в.   СССР   и   его   распад.   Содружество Независимых Государств. Экономико­географическое   положение.   Факторы   ЭГП   России:   огромная   территория, ограниченность  выхода  к морям Мирового  океана, большое число  стран­соседей.  Плюсы и минусы   географического   положения   страны.   Политико­географическое   положение   России. Распад   СССР   как   фактор   изменения   экономико   ­   и   политико­географического   положения страны. Административно­территориальное   деление   России   и   его   эволюция.   Россия   – федеративное   государство.   Субъекты   РФ.   Территориальные   и   национальные   образования   в составе РФ. Федеральные округа. Экономико­географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России. Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные   ресурсы.   Влияние   природных   ресурсов   на   хозяйственную   специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта   на   природные   комплексы.   «Чистые»   и   «грязные»   отрасли.   Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы. Основные   понятия:  социально­экономическая   география,   хозяйственный   комплекс, экономико­географическое   положение,   политико­географическое   положение,   геополитика, административно­территориальное   деление,   субъекты   Федерации,   экономический   район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы. Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение   мест   пересечения   государственной   границы   крупными   автомобильными   и железными дорогами, трубопроводами и водными путями. Тема 2. Население России (6 часов) Демография.   Переписи   населения.   Численность   населения   России   и   ее   динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России.   Половозрастная   структура   населения.   Трудовые   ресурсы   России.   Рынок   труда. Безработица в России. Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Народы   России.   Языковая   классификация   народов.   Языковые   семьи   и   группы. Религиозный   состав   населения   России.   Распространение   основных   религий   на   территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения. Основные   понятия:  естественный   прирост,   воспроизводство   населения,   трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация. Практические   работы.   Нанесение   на   контурную   карту   национально­ территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения   отдельных   субъектов   Федерации.   3.   Составление   таблицы   «Народы   России,   не имеющие национально­территориальных образований в составе страны».  1. Тема 3. Хозяйство России (16 часов) Национальная   экономика.   Понятие   о   предприятиях   материальной   и   нематериальной сферы.   Отрасли   хозяйства.   Три   сектора   национальной   экономики.   Отраслевая   структура экономики.   Межотраслевые   комплексы.   Факторы   размещения   производства.   Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Топливно­энергетический   комплекс.   Нефтяная,   газовая   и   угольная   промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России. Металлургический   комплекс.   Черная   металлургия.   Особенности   организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии. Машиностроение.   Отрасли   машиностроения   и   факторы   их   размещения.   Тяжелое, транспортное,   сельскохозяйственное,   энергетическое   машиностроение,   тракторостроение   и станкостроение. Военно­промышленный комплекс. Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Лесная   промышленность.   лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно­бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.   Отрасли   лесной   промышленности: Агропромышленный   комплекс   и   его   звенья.   Сельское   хозяйство.   Отрасли растениеводства   и   животноводства   и   их   размещение   по   территории   России.   Зональная организация сельского  хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой  и пищевой промышленности и факторы их размещения. Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. Основные   понятия:  национальная   экономика   (народное   хозяйство),   отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг. Практические   работы.  1.   Выбор   места   для   строительства   предприятия   на   основе знания   факторов   размещения   производства.   2.   Сравнительная   характеристика   двух   или нескольких   угольных   бассейнов   страны.   3.   Составление   характеристики   одной   из металлургических  баз на основе карт и статистических  данных. 4. Определение  по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам   основных   центров   размещения   металлоемкого   и   трудоемкого   машиностроения.   6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (12 часов) Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика   хозяйственной   специализации.   Единственный   сырьевой   район   Западной   зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны. Северо­Западный   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо­Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный   фактор   развития   промышленности   района.   Опора   на   привозное   сырье. Машиностроение   –   ведущая   отрасль   промышленности   района.   Санкт­Петербург   – многофункциональный центр района. Калининградская область – самая западная территория России. Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и   специфика   хозяйственной   специализации.   Исторический,   экономический,   культурный   и административный   центр   страны.   Ограниченные   природные   ресурсы.   Ключевая   роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности. Центрально­Черноземный   экономический   район,   его   географическое   положение, ресурсы,   население   и   специфика   хозяйственной   специализации.   Ведущая   роль   природных ресурсов   в   развитии   хозяйства   района.   ЦЧР   –   один   из   крупнейших   сельскохозяйственных районов России. Волго­Вятский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико­географического положения.   Высококвалифицированные   трудовые   ресурсы   района.   Крупнейший   центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района. Северо­Кавказский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства. Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия   для  развития  сельского   хозяйства.   Высокая  обеспеченность трудовыми   ресурсами. «Автомобильный   цех»   страны.   Нефтяная,   газовая   и   химическая   промышленность.   Волго­ Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли. Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика   хозяйственной   специализации.   Выгодное   транзитное   положение   и   богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения. Западно­Сибирский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти,   газа   и   каменного   угля.   Ведущая   роль   топливно­энергетической   промышленности. Черная металлургия Кузбасса. Восточно­Сибирский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные   ресурсы   района.   Огромные   водные   ресурсы   Байкала   и   крупных   рек.   Ангаро­ Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей. Дальневосточный   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население   и   специфика   хозяйственной   специализации.   Самый   большой   по   площади экономический   район   страны.   Благоприятное   приморское   положение,   крайне   слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. Основные   понятия:  транзитное   положение,   добывающие   отрасли,   энергоемкие производства, Нечерноземье. Практические   работы.  Экономико­географическая   характеристика   территории (области,   края,   республики)   по   типовому   плану.   2.   Составление   схемы   внешних производственно­территориальных   связей   экономического   района.   3.   Сравнение   экономико­ географического положения и ресурсов Северо­Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив   развития   рекреационного   хозяйства   Северного   Кавказа.   5.   Сравнение хозяйственной   специализации   Западно­Сибирского   и   Восточно­Сибирского   экономических районов. Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа) Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие   Ключевая   роль   отраслей государства   с   ограниченными   природными   ресурсами. неметаллоемкого  машиностроения. Белоруссия.  Ее транзитное положение между Россией  и зарубежной   Европой.   Специализации   на   транспортном   машиностроении   и   химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства. Страны Европейского  Юга. Богатые природные  ресурсы  и благоприятные условия – основа   экономики   Украины.   Многоотраслевая   промышленность   Украины.   Ведущая   роль металлургии,   машиностроения   и   химической   промышленности.   Украина   –   крупнейший производитель   зерна   в   ближнем   зарубежье.   Агроклиматические   ресурсы   –   основа сельскохозяйственной специализации Молдовы. Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор   минеральных   ресурсов.   Сельское   хозяйство   –   основа   экономики   Грузии.   Точное машиностроение   и   цветная   металлургия   –   хозяйственная   специализация   Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана. Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна­гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для   металлургии   и   нефтегазовой   промышленности.   Доминирующая   роль   черной   и   цветной металлургии.   Природные   условия,   определяющие   сельскохозяйственную   специфику   разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства. Основные   понятия:  прибалтийский   тип   сельского   хозяйства,   завалуненность, теплолюбивые   культуры,   каракульские   овцы,   пустыни,   ковроткачество,   длинноволокнистый хлопок. Практическая работа: составление схемы внешних производственно­территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией. Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира (1 ч) Развитие   хозяйственного   комплекса   России   и   изменение   ее   экономического   значения   на международном уровне. Раздел 4. ГЕОГРАФИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ  (8 часов) Выдержка из СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ГЕОГРАФИИ «География   своей   республики  (края,  области).  Определение   географического   положения территории,   основных   этапов   ее   освоения.   Этапы   заселения,   формирования   культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика». Тема 1.  Население и трудовые ресурсы Алтайского края. Численность населения и причины, влияющие на ее изменения. Демографическая ситуация  в  крае. Особенности размещения населения по территории. Национальный и религиозный состав.  Городское и сельское население. Особенности жизни и деятельности населения в сельской  местности и в городах. Трудовые ресурсы и экономически активное население края. Проблема безработицы. Трудовые навыки населения. Здоровье населения Алтайского края. Тема 2. Хозяйство Алтайского края. Этапы развития хозяйства края, особенности экономики на современном этапе,  хозяйства.  Место и роль хозяйства в экономике России.  Оценка  природно ­ ресурсного потенциала края. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Ведущая роль агропромышленного комплекса в развитии экономики края. Проблемы и  перспективы его развития. Основные отрасли АПК, их география и значение. Экологически  грамотное ведение сельского хозяйства. Характеристика ведущих отраслей тяжелой промышленности края. Машиностроение: сельскохозяйственное и транспортное, химическая и нефтехимическая  промышленность, электроэнергетика, черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая  промышленность. Крупные промышленные предприятия края, их роль в экономике края,  масштабы производства. Промышленная экология Транспорт края: отличительные особенности транспортной сети края, важнейшие  транспортные пути. Барнаул, Новоалтайск ­ крупные транспортные узлы. Влияние транспорта  на окружающую среду. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство и его роль в развитии экономики края.  Характеристика рекреационных районов края. Внешнеэкономические связи Алтайского края. Перспективы развития хозяйства края. Практическая работа: Сравнение статистических показателей, характеризующих население Алтайского края, с  соответствующими среднестатистическими показателями по стране Информационный объем курса довольно велик, особое место в нем занимают практические  работы. По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы 18   практических работ ­  тренировочные и итоговые ­ оценочные. Тренировочные работы  нацелены на отработку и  совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или  в  форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы  несут  контролирующую функцию, они выполняются учениками самостоятельно. Перечень обязательных практических работ Раздел, тема  Практическая работа, форма ее выполнения Вид работы и Практическая работа №1 1. Нанесение на контурную карту  соседних с Россией стран. Практическая работа №2  Определение мест пересечения  государственной границы крупными автомобильными и  железными дорогами, трубопроводами и водными путями. Практическая работа №3 Нанесение на контурную карту  национально­территориальных образований и краев. Практическая работа №4 Определение по статистическим  данным плотности населения отдельных субъектов  Федерации. Практическая работа №5  Составление таблицы «Народы  России, не имеющие национально­территориальных  образований в составе страны». Практическая работа №6   1. Выбор места для  строительства предприятия на основе знания факторов  размещения производства.  Практическая работа №7 Сравнительная характеристика  двух или нескольких угольных бассейнов страны. Практическая работа №8  Составление характеристики  одной из металлургических баз на основе карт и  статистических данных. Практическая работа №9  Определение по картам главных  факторов и районов размещения алюминиевой  промышленности. Практическая работа №10  Определение по картам  основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. Оценочная  Тренировочная  Оценочная Тренировочная  Оценочная  Тренировочная Оценочная Оценочная Оценочная Тренировочная    и с с о Р ы с р у с е р е ы н д о р и р П   . а р и м     и я и в о л с у     е т р а к а н я и с с о Р     и и с с о Р   е и н е л е с а Н   и и с с о Р о в т с й я з о Х Оценочная Практическая работа №11  Определение по картам  особенностей зональной специализации сельского хозяйства. Оценочная Практическая работа №12Экономико­географическая  характеристика территории (области, края, республики) по  типовому плану.  Практическая работа №13   Составление схемы внешних  производственно­территориальных связей экономического  района. Практическая работа №14   Сравнение экономико­ географического положения и ресурсов Северо­Западного и  Центрального районов. Практическая работа №15   Анализ перспектив развития  рекреационного хозяйства Северного Кавказа. Практическая работа №16   Сравнение хозяйственной  специализации Западно­Сибирского и Восточно­Сибирского  экономических районов. Практическая работа №17   «Определение основных  направлений внешних экономических связей Российской  Федерации со странами дальнего и ближнего зарубежья» Оценочная Оценочная Тренировочная Тренировочная Тренировочная   о г е н ж и л б я ь ж е б у р а з   о г о к с й а т л А . я а р к Практическая работа №18   Сравнение статистических  показателей, характеризующих население Алтайского края, с соответствующими среднестатистическими показателями по  стране Тренировочная   и и с с о Р ы н о й а р   е и к с е ч и м о н о к Э   ы н а р т С   я и ф а р г о е Г Учебно­тематический план Наименование  разделов и тем Количество Количество часов  (авторская программа часов  (рабочая программа) Практические работы Введение. Экономическая и социальная  география Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ  Тема 2. Население России. Тема 3. Хозяйство России  Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ  РОССИИ  Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО  ЗАРУБЕЖЬЯ  Раздел 4.География Алтайского края. Заключение. Место России 1 29 6 16 12 4 0 1 1 32 7 17 22 4 8 1 ­ 11 3 6 5 1 1 ­ в хозяйственной системе современного мира  Всего  47/ резерв 21 68 18 География России. Население и хозяйство России. 9 класс (68 часов) 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «Природа России. 8 класс» Тема урока,  название раздела,  основное  содержание  Введение.  Экономическая и социальная  географии № п/п Кол­ во ч­ в 1 1ч 32ч 8ч. Виды  деятельности  учащихся  Планируемые образовательные результаты изучения раздела ИКТ Д/З Знать: Источники  получения знаний о  природе, населении.  Методы получения.  Обработки. Передачи и  представления  географической  информации Раздел 1 Общий обзор России §1 Презентация:  «Экономичес кая и  социальная  географии» Тема 1. Россия на карте мира. Природные ресурсы и условия России  2/1 1ч Формирование  территории  России 3/2 1ч Экономико­ географическое  положение России Практическая  работа №1 Нанесение на  контурную карту соседних с  Россией стран.  ( оценочная) Знать: результаты  географических открытий.  Уметь: находить в разных  источниках и анализировать информацию  Понимать связь между  географическим  положением и другими  компонентами природы  Презентация:  «Формирован ие  территории  России» Презентация:  «Экономико­ географическ ое положение  России» §2 к/к номенкл атура  §3св3 4/3 1ч Административно ­территориальное  устройство 5/4 1ч Экономическое  районирование  территории  России 6/5 1ч Природные  условия России.  7/6 1ч Природные  ресурсы России 8/7 1ч Хозяйственная  деятельность и   изменение  природной среды 9/8 1ч Обобщающее  повторение темы Практическая  работа №2 Определение  мест  пересечения  государственной  границы  крупными  автомобильными и железными  дорогами,  трубопроводами  и водными  путями (тренировочная) Знать: специфику  административно­ территориального  устройства России  Уметь:  анализировать карту  Знать: специфику  административно­ территориального  устройства России  Уметь:  анализировать карту  Презентация:  «Администра тивно­ территориаль ное  устройство» Презентация:  «Экономичес кое  районировани е территории  России» §4  номенкл атура §5номен кулатура на к\к  нанести  экономи ческие  районы § 6 в 3 Презентация:  «Природные  условия  России» §7сообще ние  «Объекты  Всемирног о  наследия» §8тест  стр. 47­ 48 Презентация:  «Природные  условия  России» Презентация:  «Хозяйственн ая  деятельность  и  изменение  природной  среды» Объяснять значение  природы в жизни и  деятельности человека,  роль географической  науки в рациональном  природопользовании.  Составлять  географические  прогнозы. Знать законы  об охране природы.  Уметь: выполнять  правила  природоохранного  поведения, участвовать  в мероприятиях по  охране природы.  Анализировать  экологические карты  России  Применять полученные  знания в нестандартной  ситуации 7ч. Тема 2.Население России 10/1 1ч Численность и  размещение  населения 11/2 1ч Размещение  населения. Две  зоны расселения 12/3 1ч Миграции  населения 13/4 1ч Формы расселения и урбанизация 14/5 1ч Этнический состав населения 15/6 1ч Трудовые ресурсы и рынок труда.  16/7 1ч Урок обобщения и контроля знаний  по теме  «Население  России» Знать: численность  населения страны, факторы, влияющие на численность,  понятие «миграция» , ее  основные виды, причины;  основные направления  миграций на разных этапах  истории; понятия: трудовые ресурсы, занятость,  экономически активное  население. неравномерность распределения  трудоспособного населения; особенности населения  России, урбанизации;  концентрацию населения в  крупнейших городах и  обострение в них  социально­экономических и экологических проблем;  городские агломерации,  малые города и проблемы  их возрождения, проблемы  в сельской местности;  народы, населяющие страну, языковые семьи и группы.  Основные виды религий.  Уметь: объяснять различия  в естественном приросте по  отдельным территориям,  приводить примеры  миграций; объяснять  существенные признаки  социальных явлений;  приводить примеры.  Работать с картой  Практическая  работа №3 Нанесение на  контурную карту национально­ территориальных образований и  краев ( оценочная) Практическая  работа№4  Определение по  статистическим  данным  плотности  населения  отдельных  субъектов  Федерации. (тренировочная) Практическая  работа №5  Составление  таблицы  «Народы России, не имеющие  национально ­  территориальных образований»  ( оценочная) Закрепить знания и умения  по данной теме §9св 1,4 Презентация:  «Численность и размещение  населения» Презентация:  «Размещение  населения.  Две зоны  расселения» §10­ задание  блока  работаем с картой Презентация:  «Миграции  населения» Презентация:  «Формы  расселения и  урбанизация» §11с.в. 4 §12с.в.  3,4 Презентация:  «Этнический  состав  населения» §13  сообщения о  религиозн ом и  националь ном  состоянии  России Презентация:  «Трудовые  ресурсы и  рынок труда» §14  с в 2, 3 17ч. 1ч 17/1 18/2 1ч Национальная  экономика Факторы  размещения  производства 19/3 1ч Топливно­ энергетический  комплекс.  Нефтяная и  газовая  промышленность 20/4 1ч ТЭК: угольная  промышленность 21/5 1ч ТЭК:  электроэнергетик а 22/6 1ч Металлургический  комплекс черная  металлургия Тема 3. Хозяйство России Практическая  работа №6 Выбор места для строительства  предприятия на  основе знания  факторов  размещения  производства   (тренировочная) Практическая  работа №7 Сравнительная  характеристика  двух или  нескольких  угольных  бассейнов  страны. ( оценочная) Практическая  работа №8 Составление  характеристики  одной из  металлургически х баз на основе  карт и  статистических  данных ( оценочная) Знать: изменения пропорций  между сферами, секторами,  межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре  хозяйства; условия и факторы  размещения предприятий. Уметь: объяснять, чем  различаются условия и  факторы размещения § 15 с в1 §16 с в 2 Презентация:  «Факторы  размещения  производств» Презентация: «Топливно­ энергетическ ий комплекс. Нефтяная и газовая промышленно сть» §17на  к/к  нанести  газо и  нефтепр оводы §18 с.в.2 §19с.в.3 нанести  на к/к  АЭС,  ТЭС,  ГЭС §20 с.в.3 Презентация:  «ТЭК:  угольная  промышленно сть» Презентация:  «ТЭК:  электроэнерг етика" Презентация:  «Металлурги ческий  комплекс  черная  металлургия» Знать: основные  географические понятия и  термины, особенности  основных отраслей  хозяйства. Природно­ хозяйственных зон и  районов российской  Федерации.  Уметь, выделять,  описывать и объяснять:  существенные признаки  географических объектов и  явлений. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую  для изучения объектов и  явлений, их обеспеченности природными и  человеческими ресурсами,  хозяйственного потенциала, экологических проблем.  Приводить примеры  использования и охраны  природных ресурсов,  адаптации человека к  условиям окружающей  среды, ее влияния на  формирование культуры  народов; районов разной  специализации, центров  производства важнейших  видов продукции, основных  коммуникаций и их узлов,  внутригосударственных и Практическая  работа №9 Определение по  картам главных  факторов и  районов  размещения  алюминиевой  промышленности . ( оценочная) внешних экономических  связей России, а также  крупнейших регионов и  стран мира. Составлять краткую  географическую  характеристику разных  территорий на основе  разнообразных источников  географической  информации и форм ее  представления;  использовать  приобретенные знания и  умения в практической  деятельности и  повседневной жизни. Практическая  работа №10 Определение по  картам основных центров  размещения  металлоемкого и трудоемкого  машиностроения (тренировочная) 23/7 1ч Металлургический  комплекс: цветная  металлургия  24/8 1ч Машиностроение 25/9 1ч Машиностроение 1ч  Химическая   промышленность 27/11 1ч Лесная  промышленность 28/12 1ч  Сельское  хозяйство:  растениеводство и   животноводство Презентация:  «Металлурги ческий  комплекс:  цветная  металлургия» §21 сообщение о цветных  металлах Презентация:  «Машиностро ение» Презентация:  «Машиностро ение» §22 с.в.1  письмен но §23с.в.2 Презентация:  «Химическая  промышленно сть» §24  с.в.1,2 §25 §26,27  Презентация:  «Лесная  промышленно сть» Презентация:  «Сельское  хозяйство:  растениеводс тво и   животноводст во» Практическая  работа №11 Определение по  картам  особенностей  зональной  специализации  сельского  хозяйства ( оценочная) 29/13 1ч Зональная  специализация  сельского хозяйства 30/14 1ч Пищевая и легкая  промышленность 31/15 1ч Транспорт  России 32/16 1ч Нематериальная  сфера хозяйства Обобщение и  контроль знаний по  теме «Хозяйство  России» Уметь: анализировать и  объяснять сущность  географических процессов и  явлений; прогнозировать  изменения: в хозяйстве страны Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ 33/17 22ч 34/1 1ч Северный  экономический  район. Общие  сведения 35/2 Европейский  Север. Население,  природные  ресурсы и хозяйство Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Европейского  Севера.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Европейского Севера. Определять черты природы  характерные для  Европейского Севера.  Называть и показывать на  карте границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Европейского  Севера Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Европейского Севера. Выявлять по картам атласа   Презентация:  «Зональная  специализаци я сельского  хозяйства» §28 в.2,  св 3  письмен но §29с.в.2 §30,3 §31 Презентация:  «Пищевая и  легкая  промышленно сть» Презентация:  «Транспорт   России» Презентация:  «Нематериаль ная сфера  хозяйства» §32  Презентация:  «Северный  экономически й район» §32 размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Европейского  Севера. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Европейского  Северо­Запада.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Европейского Северо­ Запада. Определять черты природы  характерные для  Европейского Северо­ Запада. Называть и  показывать на карте  границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Европейского  Северо­Запада Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Европейского Северо­ Запада. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Европейского  Северо­Запада. Делать  вывод об отраслевом  составе хозяйства региона. §33с.в.  2,3 Презентация:  «Северо­ Западный  экономически й район» §33 36/3 1ч Северо­Западный  экономический  район. Общие  сведения Практическая  работа №12 Экономико­ географическая  характеристика  территории  (области, края,  республики) по  типовому плану  ( оценочная) 37/4 1ч Европейский  Северо­Запад.  Население,  природные  ресурсы и хозяйство Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района Ставить учебную задачу под руководством  учителя,  планировать свою  деятельность под  руководством учителя,  выявлять причинно­ следственные связи Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Центральной  России. Называть и  показывать на карте  экономические районы,  входящие в состав региона. Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Центральной России. Называть и показывать на  карте границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Центральной  России Определять черты природы  характерные для  Центральной России.  Называть особенности,  характеризующие  современное население и  трудовые ресурсы  Центральной России.  Называть ведущие отрасли  хозяйства Центральной  Презентация:  «Калининград ская область» §34 сообщение Калинингр ад ­  янтарный  край Презентация:  «Центральны й  экономически й район» §35 на  к\к  нанести  районы  входящие  в  центральн ый район §35 Практическая  работа №13 Составление  схемы внешних  производственно ­ территориальных связей  экономического  района (тренировочная) 38/5 1ч Калининградская  область 39/6 1ч Центральный  экономический  район. Общие  сведения 40/7 Центральная  Россия. Население и природные  ресурсы и  хозяйство Практическая  работа №14 Сравнение  экономико­ географического положения и  ресурсов  Северо­ Западного и Центрального  районов ( оценочная) 41/8 1ч Центрально­ Черноземный  экономический  район (ЦЧР) 42/9 1ч Волго­Вятский  экономический  район 43/10 1ч Северо­ Кавказский  экономический  район. Общие  сведения Практическая  работа №15 Анализ  перспектив  развития  рекреационного  хозяйства  Северного  Кавказа. (тренировочная) России. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района. Знать: основные  географические понятия и  термины, особенности  основных отраслей  хозяйства. Природно­ хозяйственных зон и  районов российской  Федерации.  Уметь, выделять,  описывать и объяснять:  существенные признаки  географических объектов и  явлений. Находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую  для изучения объектов и  явлений, их обеспеченности природными и  человеческими ресурсами,  хозяйственного потенциала, экологических проблем. Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Европейского  Юга.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Европейского Юга. Определять черты природы  характерные для  Европейского Юга.  Называть и показывать на  карте границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  §36  на  к\к  нанести  районы  входящие  в ЦЧР §37 с в  2,3 Презентация:  «Центрально­ Черноземный  экономически й район  (ЦЧР)» Презентация:  «Волго­ Вятский  экономически й район» Презентация:  «Северо­ Кавказский  экономически й район» §38  номенклат ура,  Нанести  на к/к  республик и, края 44/11 Северный Кавказ.  Население,  природные  ресурсы и  хозяйство 45/12 1ч Поволжский  экономический  район. Общие  сведения особенности Европейского  Юга Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Европейского Юга. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Европейского  Юга. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Поволжья.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Поволжья. Определять черты природы  характерные для Поволжья. Называть и показывать на  карте границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Поволжья Презентация:  «Северо­ Кавказский  экономически й район» §38  номенклат ура Презентация:  «Поволжский экономически й район» §39  номенклат ура,  Нанести  на к/к  республик и, края 46/13 1ч Поволжье.  Население,  природные  ресурсы и  хозяйство 47/14 1ч Уральский  экономический  район. Общие  сведения 48/15 1ч Урал. Население,  природные  ресурсы и  хозяйство §39 Презентация:  «Поволжский экономически й район» Презентация:  «Уральский  экономически й район» §40  номенклат ура,  нанести на к/к  республик и, края,  выписать в тетрадь  отрасли  специализ ации  района. §40 Презентация:  «Уральский  экономически й район» Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Европейского Юга. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Европейского  Юга. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Урала.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Урала. Определять черты природы  характерные для Урала.  Называть и показывать на  карте границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Урала Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Урала. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Урала. Делать  вывод об отраслевом  составе хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры 49/16 1ч Западно­ Сибирский  экономический  район. Общие  сведения 50/17 1ч Западная Сибирь.  Население,  природные  ресурсы и  хозяйство Презентация:  «Западно­ Сибирский  экономически й район» §41  номенклат ура,  нанести на к/к  республик и, края и  природ  ресурсы  региона §41 Презентация:  «Западно­ Сибирский  экономически й район» производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Западной  Сибири.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Западной Сибири. Определять черты природы  характерные для Западной  Сибири. Называть и  показывать на карте  границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Западной  Сибири Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Западной Сибири. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Западной Сибири. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района 51/18 1ч Восточно­ Сибирский  экономический  район. Общие  сведения Практическая  работа №16 Сравнение хозяйственной специализации Западно­ Сибирского   и Восточно­ Сибирского экономических районов. (тренировочная) 52/19 1ч Восточная  Сибирь.  Население,  природные  ресурсы и  хозяйство Презентация:  «Восточно­ Сибирский  экономически й район» §42  номенклат ура,  нанести на к/к  республик и, края §42 Презентация:  «Восточно­ Сибирский  экономически й район» Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Восточной  Сибири.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Восточной Сибири. Определять черты природы  характерные для Восточной Сибири. Называть и  показывать на карте  границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Восточной  Сибири Называть особенности,  характеризующие  специфику населения  Восточной Сибири. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Восточной  Сибири. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района 53/20 1ч Дальневосточный  экономический  район. Общие  сведения 54/21 1ч Дальний Восток. Население,  природные  ресурсы и хозяйство Презентация:  «Дальневосто чный  экономически й район» § 43  номенклат ура,  нанести на к/к  республик и, края,  с в 2 Характеризовать по картам  атласа географическое  положение Дальнего  Востока.  Выявлять особенности  хозяйственного освоения  Дальнего Востока. Определять черты природы  характерные для Дальнего  Востока. Называть и  показывать на карте  границы района,  крупнейшие города,  основные природные  объекты. Объяснять  природные и историко­ географические  особенности Дальнего  Востока. Называть  особенности,  характеризующие  специфику населения  Дальнего Востока. Выявлять по картам атласа   размещение природных  ресурсов по территории  района. Называть ведущие отрасли  хозяйства Дальнего  Востока. Делать вывод об  отраслевом составе  хозяйства региона. Показывать на карте  главные центры  производства района.  Объяснять специализацию и особенности размещения  хозяйства по территории  района Закрепить знания и умения  по данной теме Урок обобщения  по теме:  «Экономические  районы» 55/22 4ч 1ч 56/1 Раздел 3. Страны ближнего зарубежья. 4часа Страны Балтии и  Белоруссии Уметь: составлять  краткую  географическую  характеристику  различных территорий  §44 §45 §46 §47 57/2 1ч Украина и  Молдавия 58/3 1ч Страны  Закавказья Практическая  работа №17 Составление  схемы внешних  производственно ­ территориальных связей между  странами  ближнего  зарубежья и  Россией ( оценочная) Население  Алтайского края 59/4 1ч 8ч 1ч 60/1 Страны  Центрально­ Азиатского  региона Раздел 4. ГЕОГРАФИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ   Практическая  работа №18 Сравнение  статистических  показателей,  характеризующих население  Алтайского края, с   соответствующи ми  среднестатистиче скими  показателями по  стране (тренировочная) Знать: численность  населения и причины,  влияющие на ее изменения.  Демографическая ситуация  в крае. Особенности  размещения населения по  территории. Национальный  и религиозный состав.  Городское и сельское  население. Особенности  жизни и деятельности  населения в сельской  местности и в городах. Знать: трудовые ресурсы и  экономически активное  население края. Проблема  безработицы. Трудовые  навыки населения. Здоровье населения Алтайского края. Знать: этапы развития  хозяйства края,  особенности экономики на  61/2 1ч Трудовые  ресурсы  Алтайского края 62/3 1ч Этапы развития  хозяйства края. 63/4 1ч Основные  отрасли АПК, их  география и  значение. 64/5 1ч Характеристика  ведущих отраслей тяжелой  промышленности  края 65/6 1ч Транспорт края 66/7 1ч Сфера  обслуживания  67/8 1ч Внешнеэкономиче ские связи современном этапе,   хозяйства. Место и роль  хозяйства в экономике  России. Оценка  природно ­  ресурсного потенциала  края. Знать: ведущую роль  агропромышленного  комплекса в развитии  экономики края. Проблемы  и перспективы его развития. Экологически грамотное  ведение сельского  хозяйства. Знать: машиностроение:  сельскохозяйственное и  транспортное, химическая и нефтехимическая  промышленность,  электроэнергетика, черная  металлургия, лесная и  деревообрабатывающая  промышленность. Крупные  промышленные  предприятия края, их роль в экономике края, масштабы  производства.  Промышленная экология Знать: отличительные  особенности транспортной  сети края, важнейшие  транспортные пути.  Барнаул, Новоалтайск ­  крупные транспортные  узлы. Влияние транспорта  на окружающую среду. Знать: Рекреационное  хозяйство и его роль в  развитии экономики края.  Характеристика  рекреационных районов  края. Знать:  внешнеэкономические связи Алтайского края.  Перспективы развития  хозяйства края. 1ч 1ч 68/1 Место России в хозяйственной системе современного мира  Место России в  мировой  экономике Уметь: использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни  §48 5.Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны: 1. Знать (понимать): – географические особенности природных регионов России; основные географические объекты; – причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины; – связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны; – факторы размещения основных отраслей хозяйства России; – основные отрасли хозяйства России, географию их размещения; – крупнейшие городские агломерации нашей страны; –   причины   возникновения   геоэкологических   проблем,   а   также   меры   по   их предотвращению; –географию народов, населяющих нашу страну. 2. Уметь: – давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа; –  приводить   примеры   рационального  природопользования;   прогнозировать   изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; – объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи. Географическая номенклатура Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса. Моря:  Баренцево,   Белое,   Лаптевых,   Карское,   Восточно­Сибирское,   Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море­озеро. Заливы:  Гданьский,   Финский,   Кандалакшский,   Онежская   губа,   Байдарацкая   губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого. Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский. Острова:  Земля   Франца   Иосифа,   Новая   Земля,   Новосибирские,   Северная   Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские. Полуострова:  Камчатка,   Ямал,   Таймыр,   Кольский,   Канин,   Рыбачий,   Таманский, Гыданский, Чукотский. Реки:  Волга,   Дон,   Обь,   Иртыш,   Лена,   Енисей,   Ангара,   Яна,   Индигирка,   Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка. Водохранилища:  Куйбышевское,   Рыбинское,   Братское,   Волгоградское,   Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское. Каналы:  Беломорско­Балтийский,   Мариинская   система,   Волго­Балтийский,   им. Москвы, Волго­Донской. Горы:  Хибины,   Большой   Кавказ,   Казбек,   Эльбрус,   Урал,   Народная,   Ямантау, Магнитная,   Качканар,   Алтай,   Белуха,   Салаирский   кряж,   Кузнецкий   Алатау,   Западный   и Восточный   Саян,   Бырранга,   Енисейский   кряж,   Становое   нагорье,   Алданское   нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ­Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч. Возвышенности:  Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.  Восточно­Европейская   (Русская),   Западно­Сибирская,   Окско­Донская, Равнины: Ишимская, Барабинская, Зейско­Буреинская, Центрально­Якутская. Низменности:  Яно­Индигирская,   Колымская,   Средне­Амурская,   Кумо­Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско­Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо­Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины. Заповедники   и   другие   охраняемые   территории:  Астраханский,   Баргузинский, Кандалакшский,   Галичья   Гора,   Кедровая   Падь,   Приокско­Террасный,   Лапландский, Дарвинский,   Самарская   Лука,   Тебердинский,   Печоро­Илычский,   Башкирский,   Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть­Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской. Месторождения:  Печорский   угольный   бассейн,   Курская   магнитная   аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно­Сибирский нефтегазоносный бассейн,   Кузбасс,   Горная   Шория   (железные   руды),   Донбасс,   Хибины   (апатиты),   Канско­ Ачинский,   Ленский,   Тунгусский,   Южно­Якутский   угольные   бассейны,   Удоканское   (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы). 6.Планируемые образовательные результаты Результаты   изучения   курса   приведены   в   разделе   «Требования   к   уровню   подготовки выпускников»,   который   полностью   соответствует   стандарту.   Требования   направлены   на реализацию   деятельностного,   практико­ориентированного   и   личностно­ориентированного подходов;   освоение   учащимися   интеллектуальной   и   практической   деятельности;   овладение знаниями   и   умениями,   позволяющими ориентироваться   в   окружающем   мире,   значимыми   для   сохранения   окружающей   среды   и собственного здоровья.   востребованными   в   повседневной   жизни, В результате изучения географии ученик должен знать/понимать  основные   географические   понятия   и   термины;   различия   географических   карт   по содержанию;   географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;   различия   в   хозяйственном   освоении   разных   территорий   и   акваторий;   связь   между географическим   положением,   природными   условиями,   ресурсами   и   хозяйством отдельных регионов и стран;  специфику   географического   положения   и   административно­территориального   устройства Российской   Федерации;   особенности   ее   населения,   основных   отраслей   хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов;  природные   и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических   проблем   на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь  выделять, описывать и объяснять  существенные признаки географических объектов и явлений;  находить  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических   объектов   и   явлений,   разных   территорий   Земли,   их   обеспеченности природными   и   человеческими   ресурсами,   хозяйственного   потенциала,   экологических проблем;  приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной   специализации,   центров   производства   важнейших   видов   продукции,   основных коммуникаций   и   их   узлов,   внутригосударственных   и   внешних   экономических   связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;  составлять  краткую   географическую   характеристику   разных   территорий   на   основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;  определять  на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;  применять  приборы   и   инструменты   для   определения   количественных   и   качественных характеристик   компонентов   природы;   представлять   результаты   измерений   в   разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;  проведения   наблюдений   за   отдельными   географическими   объектами,   процессами   и явлениями,   их   изменениями   в   результате   природных   и   антропогенных   воздействий; оценки их последствий;  определения   комфортных   и   дискомфортных   параметров   природных   компонентов   своей местности с помощью приборов и инструментов;  решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее   использованию,   сохранению   и   улучшению;   принятия   необходимых   мер   в   случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;  проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Называть (показывать):  основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные             центры;  основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;  географические районы, их территориальный состав;  отрасли местной промышленности.  Описывать:  природные ресурсы;  периоды формирования хозяйства России;  особенности отраслей;  традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально­территориальных  образованиях;  экономические связи районов;  состав и структуру отраслевых комплексов;  основные грузо – и пассажиропотоки.                      Объяснять:         различия в освоении территории;  влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;  размещение главных центров производства;  сельскохозяйственную специализацию территории;  структуру ввоза и вывоза;  современные социально­экономические и экологические проблемы территорий.  Прогнозировать:  возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов. 7.Перечень учебно ­ методического обеспечения Класс Программа 9 класс Программа по  географии для 6­10  классов,  общеобразовательных учреждений, автор:  Е.М. Домогацких  /Москва, «Русское  слово» 2012 Учебник Е.М.  Домогацких,  Н.И.  Алексеевский.   География.  Население и  хозяйство  России.9 класс ­  М.:  « Русское слово»  2014. Методические пособия учителяКИМ 1.Жижина Е.А. «Поурочные  разработки по географии.  Население и хозяйство России»,  «ВАКО» Москва 2005. 2.Бабурин В.Л. «Деловые игры  по экономической и социальной  географии». Москва  «Просвещение» ­  АО – «Учебная книга»  1995. 3.Ром В.Я., Дронов В.П.  Школьный практикум  «География России. Населения и хозяйство». Дрофа, Москва 2002 4.Маерова Н.Ю. Мастер­класс.  Уроки географии 8­9кл. 2004.  5.Электронное учебное издание  «Физическая география  Алтайского края» электронное  пособие к учебнику В.С.  Ревякина, О.Н. Горбатова, И.П.  Ганжа 2008  6.Алексеенко Н.А. География  Алтайского края. Методические  рекомендации ­ Барнаул 2003  7.Подкорытова, Л. Д.Горских  О.В.  География Алтайского края. Методическое  пособие ­ Барнаул 2008 8. Атлас. География России.  Природа. 9 класс. – М.: Дрофа,  2013­2014­16. 9.Контурные карты. 9класс – М.: Дрофа, 2014­16. 8. Список литературы для учащихся 1.Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ  ЭНАС, 2005. 1.Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик­справочник школьника. –  Спб.: Литера, 2009.  2.За страницами учебника географии 8­9 классы». Книга для чтения. Составитель  К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997  3.Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 9  класс. 4.Интернет­ресурсы.  5.Ревякин В.С. География Алтайского края: Учебник. 8, 9 кл. – Барнаул: Изд­во НП в области  книгоиздания, науки и культуры «XXI век», 2004. – Ч. I. – 192 с.: ил.  6.Акарачкина Л.К., Винокурова  О.М. Рассказы о природе и истории Алтайского края ­  Барнаул: Алтайское книжное издательство 1987       9. Критерии оценки учебной деятельности по географии Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. 1. письменные тесты 2. ответы на вопросы 3. Устные   –   в   зависимости   от качества   проявления   основных знаний, умений и навыков. правильный ответ – 1 балл 0­49% ­ «2» 50­69% ­ «3» 70­89% ­ «4» 90­100% ­ «5» Требования к устным ответам учащихся: «3»   ­   воспроизведение   и   запоминание   материла   различной   степени   сложности,   ответы   по вопросам к изученному без воспроизведения текста. «4»­ применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами; ­ измерять, объяснять. Составлять что­либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать. «5» ­ применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой­либо обобщённой идеи; ­ устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки; ­ высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать  получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры; ­ искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу Виды и формы контроля:  Формы контроля Вид контроля Организационные формы: Итоговый контроль 1.  индивидуальная,  2. взаимоконтроль, 3. самоконтроль  Текущий контроль 1. периодический контроль, 2. тематический контроль Методы  и средства  контроля Практическая работа,  контрольная работа,  тестовые задания,  диктанты Устный опрос, работа с  карточками, письменная  проверка, тестовые  задания 10. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий. Перечень географических карт   1. Физическая карта полушарий.   2.   Физическая карта России 3. Природные зоны России. 4. Строение земной коры.  5. Растения и животные мира России. 6.   Физическая карта Алтая  11.Лист изменений и дополнений в рабочую программу Дата внесения изменений Содержание Реквизиты документа (дата, № приказа) Подпись лица, внесшего запись

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета География. 9 класс Население и хозяйство России

Рабочая программа учебного предмета  География. 9 класс    Население и хозяйство России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019