РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история
10 кл
07.03.2018
Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
1. усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
2. усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
3. формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
4. обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
рабочая программа по истории 10 кл..docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «история»
для 10 класса
Савостьяновой Галины Александровны, категория высшая
МОУ СОШ с.Репное Балашовского района Саратовской области
20172018 учебный год Нормативноправовые документы, на основе которых разработана программа
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012
г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 30.08.2013 N 1015, зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015
года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в
общеобразовательных организациях».
Приказ № 1677 от 29 декабря 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень
учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»
Цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и
конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,
социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного
духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей,
социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
1
2
усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных
представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории,
позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности,
взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по
отношению к ней;
усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений
и навыков работы с разнообразными источниками информации;
3 формирование на основе личностноэмоционального осмысления новейшей истории
уважительного отношения к предшествующим поколениями,
готовности к
конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу,
позитивному разрешению возникающих конфликтов;
обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного
положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся
в жизнь общества.
4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 10 класс.(22 ч.)
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития
человечества: историкокультурологические (цивилизационные) теории, формационная теория,
теория модернизации.
Древнейшая история человечества
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное
в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего
человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в
укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и
форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и
накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индобуддийской и китайскоконфуцианской
цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском
обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политикоправовая организация и
социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.
Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном
обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудеохристианской
духовной традиции, ее религиозномировоззренческие особенности. Ранняя христианская
церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения
человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского
общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и
восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое
влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности,
правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословнокорпоративного строя в европейском средневековом
обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование
централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское
наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры,
экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально политический, религиозный, демографический кризис европейского
традиционного общества в XIVXV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к
индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской
колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации.
Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни,
характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и
Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики.
Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословнопредставительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской
государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные
революции XVIIXIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление
гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма,
социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его
влияние на общественнополитическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.
Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер
развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и
пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны»
модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной
картины мира в XVIIXIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение
международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового
времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской
колониальной экспансии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ИСТОРИЯ РОССИИ (44 часа)
История России – часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом
развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России
Природноклиматические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и
Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к
производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные
союзы и их соседи: балтийские, угрофинские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный
строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное
расслоение.
Русь в IX – начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет».
Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало
династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый
путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на
Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.Христианская культура и языческие традиции
Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское
строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской
народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической
самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь.
Расцвет культуры домонгольской Руси. Образование Монгольского государства. Нашествие на
Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями.
Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого
княжества Литовского.Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль
городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в СевероВосточной
Руси. Политические, социальные, экономические и территориальногеографические причины
превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения
русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального
самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений.
Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств.
Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского.
Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в
конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития
культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности
процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского
ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном
строительстве. «Москва – третий Рим». Установление царской власти и ее сакрализация в
общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословнопредставительной монархии. Развитие поместной системы.
Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение
территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки.
Обострение социальноэкономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой
и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение
территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав
России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания
всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные
движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение.
Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XVXVII в. вв. Усиление
светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и
декоративноприкладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности.
Зарождение публицистики. Славяногреколатинская академия. «Домострой»: патриархальные
традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального
самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере
процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности.
Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления.
Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности
российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и
привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного
строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы
государственного управления.
Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской
консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII –
первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного
переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры
российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя
политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв.
Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн.
Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе.
Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой
половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научнотехническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.
Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка.
Развитие музыкальнотеатрального искусства. Новаторство и преемственность художественных
стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская
усадьба.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы
организации учебного процесса: индивидуальные; парные; фронтальные; групповые, а также
нетрадиционные формы.
Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных
тестирований.
Используются следующие виды деятельности:
составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного
источника, карты и схемы;
извлекать информацию из источника;
описание объекта по схеме;
составление характеристики исторического деятеля;
работа с картой («чтение карты»), схемой;
анализ исторического источника;
чтение и обобщение фактов из литературного источника;
составление вопросов к тексту, ответы на них;
комментированное чтение текста;
составление простого и сложного плана;
составление сравнительных, хронологических таблиц;
составление кластера;
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
составление логической схемы, цепочки; и другие.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально. Использование данные виды работы на
уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания направлены
на самостоятельную деятельность учащихся с источником . Календарнотематическое планирование рабочей программы по всеобщей истории (22 ч.)
Класс 10
Количество часов: в неделю 2 ч.
Учебнометодический комплекс
В. И. Уколова, А.В. Ревякин. Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века. Москва. «Просвещение».2013 г.
Календарные сроки
Дата по
плану
Дата по
факту
№
урока
по
поряд
ку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1011
Тема раздела , урока
№
урока в
разделе
Вводный урок.
1
2
3
4
1
2
3
4
5
Глава 1. Древний мир4 ч.
Ближний Восток. Повт.Появление госва у восточных славян. Первые
князья.
Индия и Китай в древности. Повт.Появление госва у восточных славян.
Первые князья.
Древняя Греция. Повт. Русь во времена Владимира Святославича
Древний Рим. Повт. Русь во времена Владимира Святославича
Глава 2. Средневековье5 ч.
Западноевропейское Средневековье. Повт. Правление Я. Мудрого
Византийское Средневековье. Повт. Правление Я. Мудрого.
Исламский мир в средние века.Повт. Зарождение феод отношений.
Индия, Китай, Япония в Средние века.
Урок повторения и обобщения знаний по 2 главе.
Глава 3. Возрождение2 ч. 12
13
1
2
Возрождение культурно историческая эпоха. Повт. зарождение феод
отношений
Обобщающий урок по теме «Возрождение»
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3
4
5
6
7
8
Глава 4. Новое время 9 ч.
Мировой рынок. Общво и экономика «старого порядка».Повт. Причины
распада Древнерусского госва
Промышленная революция. Индустр. обво. Повт. Причины распада
Древнерусского госва
Духовная жизнь общества. Повт. Причины распада Древнерусского госва
Государство на Западе и Востоке. Повт. Монгольское завоевание Руси.
Политические революции 1718вв. Повт. Монгольское завоевание Руси.
Становление либеральной демократии. Повт. Образование единого госва.
Иван Третий.
Встреча миров: Запад и Восток в Новое время. Образование единого госва.
Иван Третий.
Европейское равновесие. Конфликты и Смутное время в России.
противоречия.Повт. Календарно – тематический план по истории России. 10 класс. (44 часа)
Класс 10
Количество часов: в неделю 2 ч.
Учебнометодический комплекс
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России с древнейших времён до конца 19 века в 2х частях. Москва
«Просвещение».2013 г.
№
урока
по
порядку
1
№
урока в
раздел
е
Тема раздела , урока
Введение.
Глава 1. Начало Руси (5часов)
Календарные сроки
Дата по
плану
Дата по
факту 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
1
2
3
1
2
Происхождение славян.
Восточнославянские племена.
Появление госва у восточных славян. Первые князья.
Правление Святослава.
Русь во времена Владимира Святославича.
Глава 2. Русь в 1112 вв.(7 часов)
Правление Я. Мудрого
Зарождение феод отношений
Время новых усобиц. Любечский съезд.
В. Мономах великий князь
Причины распада Древнерусского госва
Расцвет культуры домонгольской Руси.
Обобщение знаний по теме «Русь в 1112вв».
Глава 3. Русь в 1315 вв.(6 часов)
Монгольское завоевание Руси.
Монгольское завоевание Руси.
Хозво Руси и положение групп обва.
Москва центр объединения земель.Образование единого государства Иван 3.
Контрольная работа по тексту администрации.
Культура и быт 1415вв.
Глава 4. Россия в 16 в.(3 часа)
Правление И. Грозного
Начало Смуты.
Культура и быт в 1516 вв.
Глава 5. Россия в 17 в.(4 часа)
Смутное время в России.
Первые Романовы. Церковь и раскол. 25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Развитие экономики. Соц. движения
Быт и нравы допетровской Руси.
Глава 6. Россия в конце 1718 в.(10 часов)
Начало славных дел Петра.
Северная война.
Реформы Петра.
Дворцовые перевороты.
«Золотой век Екатерины II». Повт.итоги Север.войны.
Внешняя политика России. Флотоводцы и полководцы. Пов.итоги Сев.войны.
Русская церковь в 18 веке. Пов.церк.раскол.
Хозяйственное развитие в 18 в. Е. Пугачёв. Повт реф.Петра 1.
Культура и быт 18 века. Пов.быт допетровской Руси.
Повтор обобщающий урок по теме «Россия в1718 вв.»
Глава 7. Россия в первой половине 19 в.(8 часов)
Россия в начале 19 в. Повт. происхождение славян.
Отечественная война 1812 г. Повт. Происхождение славян.
Александр I. Декабристы. Повт. Происхождение славян.
Правление Николая I. Повт. Восточнославянские племена
Идеология. Западники и славянофилы. Повт. Появление госва у восточных славян. Первые
князья
Крымская война. Повторение «Итоги войны 1812г».
Русская культура. «Золотой век»
Повторительно обобщающий урок. Перечень учебнометодического обеспечения
учебнометодический компонент:
по всеобщей истории: В. И. Уколова, А.В. Ревякин. Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века. Москва.
«Просвещение».2013
по истории России: Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России с древнейших времён до конца 19 века в 2х частях.
Москва «Просвещение».2013 Дополнительная литература:
Поурочное планирование. Всеобщая история.1011 класс. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Москва. «Творческий центр». 2013
Г.И.Старобинская. « История России с древнейших времен до конца 19 века . Поурочное планирование. 10 класс
М.:ЭКСМО . 2008»
Захарова Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. –
160 с
Стрелова О.Ю. Уроки Новейшей истории: 9 и 11 кл: к учебникам О. СорокоЦюпы, СорокоЦюпы А.О. Новейшая история
зарубежных стран. ХХ – начало ХХI века. 9 кл.М: Экзамен, 2008
Кочетов Н.С. Поурочные планы. История10 класс. Волгоград. 2010
Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина 10 кл. Волгоград.2011
Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1999
Литература для учеников
В.И, Уколова А. Ревякин Всеобщая история: с древнейших времён до конца XIX века, 10 класс.: учеб. для общеобразов.
Учреждений / В.И, Уколова А. Ревякин ;под ред.А.О.Чубарьяна М.: Просвещение. 2013.
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1: Учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2013
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII – XIX века. Ч.2:Учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений. – 7е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово РС», 2013
А.А., Улунян Всеобщая история: Новейшая история. 11класс.: учеб. для общеобразов. Учреждений / А.А., Улунян, Е.Ю.
Сергеев ;под ред.А.О.Чубарьяна М.: Просвещение. 2013.
История России 1900 – 1945г.г 11класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./– Данилов,
Барсенков, М.М.Горинов и др./; под ред. А.А. Данилова , Филиппова, М.: .: Просвещение. 2013 |
История России. 1945 – 2008г.г. 11класс :Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – { А.И.Уткин
,А.В.Филиппов, С.В. Алексеев и др.}; под ред А.А. Данилова М.:Просвещение,2008 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
сайт Министерства образования и науки РФ и Издательства «Просвещение»
федеральный портал «Российское образование» (www
Россия на рубеже третьего тысячелетия. ООО. «Уральский электронный завод». 2004
Учебное электронное издание. Всеобщая история. ООО «Кардис Медиа». 2006
Виртуальная школа. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время. М.: ООО «Кирилл и
. ru ).
. edu
Мефодий», 2005
История религий: Электронное издание психологопедагогического воспитательного назначения. 1 CD. М.:
ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
История искусства: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и
Мефодий», 2003
Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru
Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://historydoc.edu.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «история» для 10 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.