Рабочая программа для обучающихся 4 класса по Изобразительному искусству ЛУО.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Студеновская средняя общеобразовательная школа
Илекского района Оренбургской области
Приложение_______
к адаптированной образовательной программе
начального общего образования для
обучающихся
легкой умственной
отсталостью
с
«Рассмотрено»
на заседании ППк
Руководитель ППк:
_________ Н.П. Мурина
протокол от 28.08.2018 года № 1
«Согласовано»
зам. директора по УВР
МБОУ Студеновская СОШ
________ Н.А. Щуклина
протокол пед.совета
от 24.08.2018 года № 1
«Утверждаю»
директор
МБОУ Студеновская СОШ
_________ Л.Н. Левина
приказ от 27.08.2018 года № 151
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для обучающихся с ОВЗ (легкая умственная отсталость)
Класс: 4
Срок реализации: 20182019 учебный год Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Студеновская СОШ
Илекского района
Оренбургской области
Мурина Наталья Павловна, 1 квал.категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью разработана на основе
нормативноправовых документов:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановления Правительства Российской Федерации от 01декабря 2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Доступная среда" на 20112020 годы";
ПИСЬМА МИНОБРНАУКИ РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей от 05.09.2013 года № 071317;
Приказа Минобрнауки РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы";
ПИСЬМА МИНОБРНАУКИ РФ от 30.05.2012 года № МД583/19 "О методических рекомендациях «Медикопедагогический контроль за
организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»";
Письма Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьмиинвалидами";
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 24 ноября 1995 года № 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации";
Указа Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 №
1186, от 24.09.2007 № 1216)).
Настоящая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 14 классы под
редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
При отборе программного материала учтены познавательные возможности и индивидуальные особенности обучающейся.
Изобразительное искусство имеет важное значение для развития и воспитания детей с нарушением интеллектуальных способностей, коррекции их
познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на
формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащегося развивается аккуратность. Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным
наследием.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитикосинтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и многократно
повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в ИУП
На изучение предмета « Изобразительное искусство» согласно ИУП в 4 классе выделяется 1 час в неделю, в год 34 часа .
Содержание тем учебного предмета «Изобразительное искусство»
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на
темы, беседы об изобразительном искусстве.
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец;
определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании
орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,
прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной
формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с
натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать
изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть) Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» с указанием количества часов,
отведенных на каждую тему
№
1
2
3
4
Разделы и темы
Колво часов
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве
13
15
3
3
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее
дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами
изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 КЛАСС
№
п/п
Изучаемый раздел, тема
учебного материала
знания
Планируемые результаты
умения
Дата
план.
Дата
факт.
1
2
3
4
Рисование с натуры
овощей и фруктов в виде
набросков
Знать порядок
расположения нескольких
изображений на листе
бумаги.
Рисование с натуры листа
дерева (раздаточный
материал).
Знать названия листьев
различных деревьев.
Рисование с натуры ветки
рябины.
Знать строение
(конструкцию)
изображаемого предмета:
части дерева.
Составление узора в
квадрате из растительных
Знать правила построения
узора в квадрате.
общие учебные умения, навыки и
способы
Сравнивать предметы по форме,
величине, цвету.
Уметь различать и изображать от руки
предметы округлой, продолговатой,
треугольной формы, передавая их
характерные особенности. Различать и
называть цвета и их оттенки.
Уметь изображать с натуры лист
дерева, анализировать форму и цвет
листа дерева, применять среднюю
(осевую) линию – главного
направления формы листа.
Уметь обследовать предметы по
форме, цвету, величине и определять
их положение в пространстве. Уметь
видеть и передавать в рисунке
строение предмета несложной формы.
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате,
располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы,
Уметь правильно держать
карандаш.
Правильно сидеть за партой;
правильно располагать лист бумаги
на парте. Знать отличие картины от
репродукции.
края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного
расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно
убирать после работы своё рабочее место.
Уметь рассказывать о содержании и
особенностях рассматриваемых
репродукций художественных
произведений, переданных
средствами изобразительного
искусства.
Грамотно и логически правильно
излагать собственные мысли.
Участвовать в диалоге.
Знать правила построения
узора в квадрате.
Уметь рисовать квадрат и делить его
на равные части. Уметь проводить
прямые, вертикальные,
горизонтальные, наклонные линии.
Уметь анализировать свой рисунок
с помощью учителя.
Знать понятие цилиндра.
Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в
форм.
Беседа по картинам на
тему «Мы растем на
смену
старшим»(А. Пахомов
Василий Васильевич»,
Л. Кербель. «Трудовые
резервы»).
Рисование
геометрического
орнамента (крышка для
столика квадратной
формы).
Рисование с натуры
предметов
цилиндрической формы,
расположенных ниже
уровня зрения (кружка,
кастрюля)
5
6
7
8
несложном пространственном положении; правильно определять величину
рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение
предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми
линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для
изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной
светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету
Уметь воспроизводить в рисунке
ранее воспринятые иллюстрации к
русским народным сказкам;
использовать в работе приёмы
декоративного рисования.
Уметь отражать в рисунке свои
зрительные впечатления и
эмоциональноэстетические
переживания от явлений
действительности.
Рисование на тему
«Сказочная избушка»
(украшение узором
наличников и ставен).
Знать приёмы рисования
простых геом. узоров
(квадратики, крестики,
кружочки) и узоров из
растительных элементов
(веточки, листочки,
ягоды). Знать понятие «хохлома»;
знать предназначение
изделий народного
промысла (посуды).
Знать названия игрушек,
их предназначение.
Знать части
(конструкцию)
изображаемого предмета
(автобуса).
Знать части
(конструкцию)
изображаемого предмета
(грузовика).
Знать виды транспорта,
правила уличного
движения.
9
10
11
12
13
14
15
16
Беседа на тему «Золотая
хохлома». Демонстрация
изделий народного
промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя
любимая игрушка».
Рисование с натуры
игрушки – автобуса.
Рисование с натуры
игрушки – грузовика
(фургона).
Рисование на тему
«Городской транспорт».
Рисование с образца
геометрического
орнамента в квадрате.
Декоративное рисование
Рисование на тему
«Зимние забавы детей»
Уметь рассматривать изделия
народных мастеров, рассказывать об
особенностях рассматриваемых
изделий народного промысла
(посуды). Узнавать и правиль но
называть изображенные предметы.
Уметь рисовать по памяти на основе
наблюдений знакомые предметы –
Уметь передавать в рисунке
характерные особенности формы
предмета, сравнительные размеры его
частей и их взаимное расположение;
соблюдать определенную
последовательность работы.
Грамотно и логич. правильно
излагать собственные мысли.
Участвовать в диалоге,
поддерживать беседу на заданную
тему.
Уметь анализировать предметы и
отмечать особенности формы,
Уметь доводить начатую работу до
конца, правильно оценивать свои
возможности.
Распознавать формы простейших
плоских фигур
Знать правила построения
узора в квадрате.
Уметь отражать в рисунке свои
зрительные впечатления и эмоц
эстетические переживания от
явлений действительности.
Уметь рисовать по представлению
после наблюдения группу предметов,
объединив их единым содержанием;
располагать предметы на листе
бумаги с учётом пространства (земля,
небо).
Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь
проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии,
последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и
соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.
Знать правила построения Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях
Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по
Знать признаки зимы,
словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно
зимние забавы детей.
передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое
уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов
другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и
эмоциональноэстетические переживания от явлений действительности. 17
18
19
20
21
22
Декоративное рисование
панно «Снежинки».
Знать последовательность
изображения снежинки.
Уметь передавать в графической
форме некоторые природные явления.
Уметь передавать в рисунке свои
впечатления от ранее увиденного.
Знать отличие картины от
репродукции.
Уметь рассказывать о содержании и
особенностях рассматриваемых
репродукций худож. произведений,
переданных средствами
изобразительного искусства.
Уметь выражать свои
мысли.Элементарно обосновывать
высказанное суждение.
Беседа по картинам на
тему «Кончил дело –
гуляй смело»
(В. Сигорский «Первый
снег», Н. Жуков «Дай
дорогу!»).
Рисование с натуры
предметов симметричной
формы (ваза для цветов)
Знать понятие «осевая
линия».
Рисование с натуры
раскладной пирамидки.
Знать понятие «осевая
линия»; понятие «конус».
Знать понятие «осевая
линия».
Рисование с натуры
бумажного стаканчика
(натура — раздаточный
материал).
Рисование на тему: «День
защитника Отечества».
Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по
отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета,
формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при
построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения
предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь
выделять главное.
Уметь рисовать предметы конической
формы с использованием осевой
линии; определять величину рисунка
по отношению к листу бумаги.
Уметь рисовать предметы, используя
осевые линии; выявлять объём
предметов средствами светотени.
Выполнять инструкции, точно
следовать образцу и простейшим
алгоритмам.
Распознавать формы простейших
плоских фигур
Знать значение праздника. Уметь соединять в одном сюжетном
рисунке изображения нескольких
предметов, объединяя их общим
содержанием.
Уметь отражать в рисунке свои
зрительные впечатления и
эмоциональноэстетические
переживания от явлений
действительности. 23
24
25
26
Рисование с натуры
игрушки сложной
конструкции (подъемный
кран или экскаватор).
Знать части
(конструкцию)
изображаемого предмета
(подъемного крана или
экскаватора).
Декоративное рисование
открытки к 8 Марта.
Знать правила построения
узора на листе бумаги.
Знать понятие «осевая
линия».
Знать признаки весны.
Рисование с натуры
домиков для птиц
(скворечники, дуплянки,
синичники).
Рисование на тему
«Пришла весна».
Рассматривание
иллюстраций картин
(И. Левитан. «Март»,
«Первая зелень», К. Юон.
«Мартовское солнце»)
27
Рисование с натуры
постройки из элементов
строительного материала.
Знать части
(конструкцию)
изображаемого предмета,
их цвет, форму.
Уметь передавать в рисунке
характерные особенности формы
предмета, сравнительные размеры его
частей и их взаимное расположение;
совмещать в изображении предмета
несколько геометрических фигур;
соблюдать определенную
последовательность работы.
Уметь определять структуру узора,
форму и цвет составных частей;
правильно располагать элементы
оформления по всему листу бумаги.
Уметь рисовать предметы
прямоугольной, конической формы с
использованием осевой линии;
определять величину рисунка по
отношению к листу бумаги.
Распознавать формы простейших
плоских фигур
Уметь наблюдать, делать выводы и
обобщать.
Распознавать формы простейших
плоских фигур
Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём
сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь
изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов –
выше, близких предметов – крупнее дальних.
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные
признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц
эстетические переживания от явлений действительности.
Уметь передавать в рисунке, следуя
натуре, расположение кубиков в
постройке, их форму, цвет, соблюдать
приблизительные пропорции частей.
Уметь работать не торопясь, уметь
сравнивать.
Уметь отражать в рисунке свои
зрительные впечатления и 28
29
30
31
32
Рисование с натуры в
виде набросков(34
предмета на одном листе)
столярных или слесарных
инструментов (молоток,
рубанок, гаечный ключ).
Рисование с натуры
предметов симметричной
формы (настольная лампа,
зонт)
Декоративное рисование
расписного блюда (узор из
ягод и листьев).
Знать понятие «осевая
линия».
Знать части
(конструкцию)
изображаемых предметов,
их цвет, форму.
Знать правила построения
узора в круге.
33
Рисование в квадрате
узора из цветов и бабочек.
Знать понятия
«симметрия», «ритм».
Знать правила
построения узора в
Рисование на тему
«Космические корабли в
полете»
Знать значение Дня
космонавтики.
Рисование с натуры
предметов
конструктивной формы
(часы настольные,
напольные, настенные).
Знать части
изображаемого предмета
(настольных, напольных,
настенных часов), виды
часов, предназначение
часов, значение времени в
жизни человека.
эмоциональноэстетические
переживания от явлений
действительности.
Уметь рисовать от руки основные
геом. фигуры; уметь рисовать по
замыслу. Располагать изображения на
листе бумаги, объединяя их общим
замыслом.
Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур:
прямоугольник и круг, квадрат и круг.
Анализировать объекты изображения (определение формы, величины
составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу
бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции.
Наблюдать объекты окружающего мира.
Знать порядок
расположения нескольких
изображений на листе
бумаги.
Уметь рисовать с натуры предметы
несложной формы с точной передачей
пропорций, строения, очертаний.
Сравнивать натуру с рисунком.
Сравнивать предметы по форме,
величине, цвету
Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций,
строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка.
Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать
натуру с рисунком.
Устно описывать объекты наблюдения.
Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях
(диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые
краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы
орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.
Элементарно обосновывать высказанное суждение.
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате,
располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы,
края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом
симметричного расположения элементов. 34
Беседа на тему
«Декоративноприкладное
искусство» (вышивка,
кружево, керамика).
квадрате.
Знать предназначение
изделий декоративно
прикладного искусства.
Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.
Уметь рассматривать изделия
декоративноприкладного искусства,
рассказывать об особенностях
рассматриваемых изделий. Узнавать
и правильно называть изделия
декоративноприкладного искусства.
Уметь выполнять требования
учителя
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Класс:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.